какая была кличка у главного героя в рассказе теплый хлеб
«Теплый хлеб» — характеристика героев
Небольшая литературная притча Константина Георгиевича Паустовского написана специально для юного читателя. Цель истории — научить подростка доброте к окружающим, осознанию причиненного зла, раскаянию и милосердию. Как и во многих своих работах, автор обращается к теме природы, показывая глубокую, прочную связь человека и мира, в котором он обитает.
Для героев «Теплого хлеба» их мир — это деревенька Бережки, очевидно потрепанная войной, как и вся страна. Рассказ создавался Паустовским в 1954 г., и в первых строках дается прямой намек на недавние грозные события. Один из ключевых героев сказки, безымянный вороной конь, приписанный к кавалерийскому отряду, получает ранение при разрыве немецкого снаряда. Описание деревенского быта также намекает на то, что живут поселяне небогато, редко едят досыта.
Мельник Панкрат
В такое трудное время взять на себя заботу о другом живом существе — большая смелость. Панкрат, немолодой мужчина, работающий на деревенской мельнице, забирает к себе раненного в копыто жеребца и лечит.
Мельник в Бережках — личность колоритная, вот как описывает его сам автор: «Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.». Востроглазый, проворный, несмотря на глаза, обладающий живым умом и широким сердцем, Панкрат не в первый раз выручает из беды животных. В сенях у него живет сорока, мельник прекрасно знает, как ухаживать за зверями и лечить их.
Умеет Панкрат найти подход и к людям. С перепуганным и виноватым Филькой обходится решительно, строго, но по-доброму, помогая мальчику принять свою вину и найти выход из положения. Это образ мудрого, чуткого, решительного старца, наставника и опекуна героя.
Филька
Центральный персонаж сказки — мальчик Филька. В родной деревеньке прозвали его за несговорчивость и грубость «Ну тебя»: «Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»».
Филька выписан Паустовским как мальчик резкий в поступках, нетерпимый, с дурным, замкнутым характером, мало думающим о чувствах окружающих. Воспитывает Фильку бабушка, о его родителях автор не упоминает. Учитывая время, в которое разворачивается действие, можно предположить, что мальчик — сирота.
С раненым конем, пришедшим просить к дому Фильки и его бабушки еды, подросток обходится нагло и зло. Швыряет хлебную корку далеко в снег, тем самым оставляя коня без угощения. Позднее, под влиянием истории, рассказанной бабушкой, Филька раскаивается в содеянном и искренне стремится исправить причиненное зло. Он находит способ снова запустить мельницу и спасти деревню от голода, а затем мирится с конем.
Раненный снарядом жеребец, оставшийся на попечении мельника, наделяется Паустовским сверхъестественными силами. Именно обида бессловесного животного становится причиной страшной метели, грозящей голодной смертью всем Бережкам. «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».
Бабушка
Не относится к числу главных героев сказки, но это важный персонаж. Бабушка добра и мудра. Ее огорчало филькино поведение, его отношение к людям и животным. Она наставляла и поучала внука.
Любое зло по отношению к живому существу не может пройти бесследно — в этом убежден Паустовский, и об этом говорит его сказка. Обижая другого, человек наказывает сам себя, поскольку сердце его холодеет и умирает. И только искреннее раскаяние ведет к прощению.
«Теплый хлеб» главные герои
Сказка Паустовского «Теплый хлеб» учит милосердию и состраданию, суть этого сказочного рассказа в том, чтобы человек задумывался о своих поступках, предвидел последствия. Главная мысль произведения, не быть равнодушным, помнить о том, что всегда можно исправить свои поступки, главное, осознать и понять, раскаяться, и попросить прощения. В «Теплом хлебе» герои не только люди, но и животные, и природа, и порой бывает так, что и у них бывает не зазорно попросить прощения. Только достойным поведением можно заслужить уважение к себе, что прекрасно понял герой этой сказки-были.
Характеристика героев «Теплый хлеб»
Главные герои
Филька
Главный герой «Теплого хлеба» – мальчик Филька, из-за которого и случилось в деревне несчастье. Характеристика героя Фильки не отличается положительными чертами, герой этот не очень хороший мальчик. Злой, жадный, угрюмый, относится ко всем настороженно и недоверчиво. Грубит не только своим сверстникам, но и бабушке, которая растит неласкового внука. Один раз Филька обидел коня, которого подкармливала вся деревня. Сначала он пожалел ему кусок хлеба, а после, бросил хлеб в снег. Началась метель, бабушка объяснила, что это злоба людская, и надо исправлять положение. Филька все понял, и попросил у лошади прощения.
Старый конь
Старая фронтовая лошадь в сказке Паустовского является мерилом человеческих качеств, выявляет пороки и достоинства людей. Лошадь была ранена, ее оставили мельнику бойцы, проходившие через деревню. Был голод, и каждый из жителей старался покормить лошадь. Когда конь постучался в дом, где жили Филька с бабкой, ее не было дома, и Филька обидел коня. Конь махнул своим хвостом, и в ответ на Филькину злобу, поднялась сильная буря, речка промерзла до дна, мельница стала. Виной этому была Филькина злость и жадность. Конь, в конце концов, простил Фильку.
Панкрат
Старый мельник, приютивший раненого коня. Это умный и мудрый человек, который все знает. Он любит и уважает свою лошадь, получившую ранение на войне. Когда к нему за советом прибежал Филька, мудрый мельник не сказал ему, как надо поступить, а дал время, чтобы мальчик сам понял свою вину, осознал ее, и чтобы сам решил, как исправить положение. Мальчик все правильно понял, и нашел верное решение, предложил собрать мальчишек, и раздолбить лед. Старый мельник поддержал это решение, и со своей стороны сказал, что позовет стариков.
Второстепенные персонажи
Бабушка
Бабушке не нравится, какой грубый растет Филька, и она ругает его за это. Когда началась буря, бабушка рассказала внуку, что это происходит от того, что появляется злой и жестокий человек, равнодушный к чужому горю. Накопивший злобу такой человек совершает какой-то плохой поступок, и тогда начинается сильная метель, и ударяет сильный мороз, убивая все живое. Она дала понять Фильке, что человек должен исправить свое злое дело, тогда снова все будет хорошо. Это очень мудрая и добрая бабушка, которая своими делами и словами учит внука, как надо поступать.
Сорока
Фактически, является сказочным персонажем, олицетворяющим человеческие недостатки. Показывает, каким не надо быть, если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением и доверием.
Мальчишки и старики
Жители деревни, которые решили простить Фильку, и помочь ему. Показали, что дружба способна на многое, главное, не быть равнодушным. Всей деревней жители вышли на лед, жгли костры и работали ломами, и погода начала исправляться, стало тепло, вода хлынула на мельницу, и мельница заработала. Мельник намолол муку, и во всех домах начали печь хлеб. Филька принес свежего хлеба коню, и все ребята попросили, чтобы он простил Филькину глупость.
Главные герои произведения Теплый хлеб Паустовского
«Теплый хлеб» рассказывает читателю о том, как важно быть милосердным и уметь прощать. Героями сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» стали не только люди, но и животные, что еще раз подтверждает всеобъемлющую тему прощения.
Филька – главный герой сказки, это мальчик-подросток, обладающий колючим характером. За вредный характер жители деревни дали ему прозвище «Ну тебя», потому что именно эту фразу мальчик произносит чаще всего. Он живет с бабушкой, которой он тоже частенько грубит. Осознание неправильности своих поступков пришло к Фильке не сразу. Испугавшись сильной метели и морозов, мальчик понимает, что должен просить прощения. И все-таки он не так черств, как кажется на первый взгляд. Когда обиженный конь не желает брать у Фильки хлеб, подросток, не стесняясь своей досады, плачет в присутствии друзей. Филька оказывается самоотверженным и трудолюбивым пареньком, он смог собрать других ребят ради общей цели.
Конь – раненый в бою, брошенный в деревне, он иногда голодает и бродит по дворам в поисках пищи. Мельник не всегда может прокормить своего помощника. Вороной конь проявляет человеческие качества, такие как: обида и злость. Но и он не стал долго обижаться на Фильку. Съев хлеб, конь с благодарностью положил морду на плечо мальчику. Через образ коня автор пытается выразить мысль, о том, что если человек не проявляет милосердия даже к животному, то он не способен проявить это же качество к людям.
Мельник Панкрат – добрый, терпеливый старик, наделенный мудростью. Его тулуп и шапка покрыты слоем мучной пыли. Автор в самом начале называет Панкрата злым. Но в дальнейшем мельник проявляет себя как отзывчивый человек. Он не осуждает Фильку, а мягко и ненавязчиво дает мальчику самому найти решение этой проблемы. Мельник трудолюбив и милосерден – он единственный в деревне, кто взялся лечить раненого коня.
Бабка Фильки – чувствительная и справедливая старая женщина. Она любит своего внука и воспитывает его так как может. Бабушка пережила многое, в том числе и тяжелые времена голода и сильных морозов. Рассказ бабки о раненом солдате и злом мужике впечатлил Фильку настолько, что он ночью в мороз сорвался к мельнику просить совета. Бабка Фильки благодаря простой житейской мудрости смогла разбудить в мальчике его лучшие качества.
Жители деревни Бережки – мальчишки, старички и женщины-хозяйки. Люди, которые не стали копить в себе злобу и сразу откликнулись на просьбы мальчика и мельника. Взявшись вместе за дело, они смогли избежать беды.
Сорока – она стара, но неугомонна, живет в сенях у мельника Панкрата. После того как мороз спал, сорока трещала без умолку и на своем птичьем языке рассказывала всем, что это она позвала летний ветер в деревню. Сорока любит похвастаться и всем рассказывает, что примирение коня и мальчика — это ее заслуга. Образ сороки неоднозначен – читателю до конца неизвестно, действительно ли сорока привела летний ветер в деревню. И даже вороны не верят в ее добрый поступок, а автор посмеивается над ней.
Композиция
Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.
Второстепенные персонажи
Бабушка
Сорока
Мальчишки и старики
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Белый пудель» характеристика персонажей рассказа Куприна для читательского дневника
СочиненияГлавные герои «Майская ночь или утопленница» характеристика персонажей повести Гоголя
Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.
Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.
Главные герои
Филька
В начале повествования Филька – герой явно отрицательный. На примере развития личности персонажа читатель наблюдает трансформацию героя, духовный и нравственный рост Фильки.
Герой «Теплого хлеба» – это маленький мальчик, неправильные поступки которого привели к беде для всей деревушки. Ребенок живет с бабушкой, которая воспитывает внука, вопреки неласковости мальчика. Фильку отличают злобное и угрюмое отношение к действительности и к окружающим людям, настороженность, подозрительность и недоверие. Поведение мальчика характеризуется грубостью, выражающейся даже в общении с бабушкой. Филька отказывает друзьям и соседям в помощи, не принимает никаких предложений, пренебрегая даже родным человеком – бабушкой.
Центр повествования и «точка бифуркации» в развитии личности Фильки – это взаимоотношения мальчика и коня. Однажды в деревню забрел конь, которого ранили. Местный мельник приютил коня, но не имел возможности прокормить животное. Тогда жители деревни решили выходить лошадь общими силами. Только Филька оказался недовольным происходящим. Мальчик обижал коня, жалел для животного еду, а однажды даже, поскупившись дать лошади кусочек хлеба, бросил этот хлеб в сугроб.
После поступка мальчика деревню охватила метель. Бабушка Фильки – мудрая женщина – поняла, что причина стихийного бедствия – не природная, а культурно-нравственная. Человеческая злость, беспощадная и беспричинная, приводит к катастрофическим последствиям. Филька осознает свою вину и извиняется перед животным – лишь так можно исправить положение.
Жители села дали мальчику забавно прозвище – «Ну тебя». Причина – любимом выражении мальчики, которые постоянно приговаривал на любое обращение соседа «да ну тебя!». Неприветливость Фильки обижала окружение юнца и бабушку, которая всегда проявляла ласковую заботу о внуке.
В конце повествования, сила воли, настойчивость, терпение, осознание вины и ошибки, сообразительность Фильки исправляют положение. Когда мельница замерзает, деревня покрывается льдом, юноша догадывается помириться с животным, принеся коню теплого хлеба. Мальчик раскаялся и солнце снова взошло над Бережками. Перед мальчиком стала нелегкая задача, но герой смело пошел навстречу трудностям. Логика рассказа Паустовского демонстрирует, как нравственное совершенствование способно изменить личность в лучшую сторону. Читатель знакомится в начале с бессердечным, нелюдимым, злобным, черствым и жадным героем, который к концу произведения превращается в отзывчивого, ответственного, надежного, дружелюбного мальчика, с легкостью заводящего друзей.
Вороная лошадь осталась в селе и погибла бы, если бы мельник Панкрат не спас животное. Война окончилась победоносно, а конь остался в Бережках, помогая мельнику восстанавливать мельницу. Но об этом читатель узнает только в конце повествования.
В начале повествования мельник спасает коня, но не может выкормить животное самостоятельно. Несчастный конь был вынужден бродить по деревне и побираться. Тогда односельчане решили помочь товарищу выходить, вылечить лошадь. Но конь – это особенный персонаж «Теплого хлеба».
Конь – герой войны. Односельчане уважали животное, относились к лошади так, как к равному себе человеку, потому что животное воевало на войне так же, как сражались в бою люди, солдаты.
Этого героя отличает недюжинное терпение. Конь помогает новому хозяину – Панкрату – на мельнице, возит строительные материалы, чтобы отремонтировать плотину, поврежденную военными событиями. Но конь – это некое нравственное мерило рассказа. Для персонажа характерно глубокое понимание жизни, смекалка.
Конь понимает, что для Панкрата он – обуза, поэтому животное ходит по селу, ведь если каждый житель села даст коню немного еды, это не будет слишком обременительно.
Между тем, животное наделено человеческими качествами. Среди них особенное место занимает чувствительность. Когда очередь кормить коня доходит до дома Фильки, то животное приходит туда в отсутствие бабушки. Лошадь обижается на мальчика, который издевался над героем. Филька не дает коню хлеб, посыпанный солью, – лучшее лакомство для животного, выбрасывая гостинец в снег. Реакция на злобное поведение Фильки – гнев коня, который, махнув хвостом и стукнув копытом, вызывает в деревне страшную метель.
Поднявшаяся буря оледенила реку, которая полностью замерзла. От нехватки воды остановилась и мельница. Жители деревни поняли, что эта ситуация грозит селу голодом – ведь не работающая мельница означает отсутствие муки, а значит и хлеба, если Филька не извиниться перед конем. Читатель, в свою очередь, узнает, что конь был «волшебным», ведь сумел наказать мальчика за ошибку и недостойное поведение. Конь отличается эмоциональностью: гнев затмевает разум животного.
В этом эпизоде поведение коня тоже демонстрирует читателю важность обдумывать последствия собственных поступков: животное не обдумало результат своих действий. Жители деревни относились к лошади уважительно и тепло, а теперь из-за одного шального мальчишки пострадали бы все крестьяне. Поступок коня – несправедлив, слишком жесток.
В итоге Филька осознал неправильность издевок над конем. Мальчик проявляет талант организатора и стратега. Рубка льда, которую придумал Филька, восстанавливает ток воды: лед плавится, и мельница начинает работать снова. Кризисная ситуация способствовала духовному очищению Фильки: мальчик мирится с конем, принося животному лакомство. Но конь не уступил. Простить обидчика животное смогло лишь после настоятельных просьб Панкрата – мельника, которого конь считал хозяином и другом. Конь прощает Фильку: в знак забвения обид лошадь кладет голову на плечо мальчика.
Фигура коня выписана Паустовским детально: лошадь обладает амбивалентностью натуры, присущей человеку, у которого в характере есть и преимущества, и недостатки.
Мельник
Панкрат считался в Бережках колдуном – за ум и мудрость, смекалку и многознание – в хорошем смысле. Когда кавалеристы оставили мужчине раненого коня, то вылечил животное. Прокормить лошадь крестьянин не мог, а потому конь стал «общественным».
К лошади Панкрат относится с большим уважением и любовью, считая коня героем войны. Мудрость мужчины проявилась и в ситуации, когда к нему обратился Филька. Панкрат не дал мальчику универсального рецепта для исправления положения, совета, как исправить ошибку. Мельник хотел, чтобы Филька самостоятельно осознал вину, и понял, что перед конем надо всего лишь извиниться. Просьбы о прощении, конечно, недостаточно, потому что настоящее искупление требует решительных поступков. В итоге, мальчик принял верное решение, сумев организовать товарищей – сельских друзей: вместе ребята, с помощью стариков, которых позвал Панкрат, раскололи лед.
Панкрата считают также немного строгим, практичным, сердитым мужчиной. Всю жизнь герой работал мельником, трудолюбие – одна из отличительных черт персонажа. Паустовский наделяет героя быстрыми глазами, проницательным взглядом, выдающим ум мужчины. Панкрат отзывчивый, рассудительный, мудрый, терпеливый человек. Герою ведома истинная ценность вещи: не материальная, но нравственная.
Характеристики главных героев
Анализ рассказа
Описание рассказа
Сюжет повествования разворачивается в военное время в простой деревне. Тяжело, трудно живут крестьяне, не хватает продуктов. Старый мельник Панкрат, приютив покалеченного коня, волей случая оказавшегося в Бережках, не в состоянии прокормить беднягу. Селяне по-доброму относятся к лошади и помогают в меру своих сил. Лишь злой и агрессивный Филька, равнодушный к окружающим и чужим заботам, больно обидел коня. Бездушие обернулось катастрофой для деревни: наступил лютый холод, предвестник голодной смерти.
Желая помочь справиться с общим несчастьем, парнишка предлагает свой выход из критического положения.
Сознавая, что был не прав, Филька делает всё возможное, чтоб компенсировать свой необдуманный шаг, и в финале мирится с конем, угощая его теплым хлебом.
Подробнее: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»: краткое содержание рассказа
Коллективная ответственность
Школьники изучают в пятом классе рассказ «Теплый хлеб» (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.
Характеристика главных героев сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Главные герои
Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:
Это главные герои «Теплого хлеба» Паустовского. У каждого из них свой характер, свои взгляды на жизнь.
Второстепенные персонажи
Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:
Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.
Вода стала поступать на мельницу, и она заработала, тем самым жители поселка смогли получить свой теплый хлеб.
Основная мысль и анализ
«Теплый хлеб» Паустовский написал в жанре рассказ. При создании произведения автор хотел показать, что самыми важными человеческими качествами являются:
Образ Фильки в начале рассказа сложно назвать положительным, но он смог взять себя в руки и измениться.
После этого люди потянулись к нему, оказали помощь. С помощью хороших поступков можно изменить любую ситуацию, добро находит отклик в людских сердцах. А вот противоположные чувства в виде равнодушия и черствости могут привести к печальным последствиям.
Если относиться к людям с заботой и любовью, корить себя впоследствии за жестокость и бесчеловечность не придется, именно этому учит сказка.
У Паустовского есть и другие поучительные повести, увлекательные романы. Для маленьких читателей можно взять книги с иллюстрациями, красивыми картинками, интересными рисунками. Они, без сомнения, понравятся детям.