какая буква пропущена распредели слова проверяемые безударные гласные и непроверяемые безударные

Упражнения для закрепления темы «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередование»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Правописание безударных гласных в корне слова

Безударные гласные, проверяемые ударением

Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дост и жение – дост и чь, раст я жение – раст я нет).

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.

Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;

вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;

изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;

объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;

сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;

прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне

В школьной практике подобные слова называются словарными . Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: арх и тектор, к о нцепция, п е р и ф е рия, э ск а латор.

г ра д ( старослав. ) – г оро д ( русск. ), зд ра вие ( старослав. ) – зд оро вье ( русск. );

г ла с ( старослав. ) – г оло с ( русск. ), з ла то ( старослав. ) – з оло то ( русск. );

б ре г ( старослав. ) – б ере г ( русск. ), п ре д ( старослав. ) – п ере д ( русск. );

ш ле м ( старослав. ) – ш ело м, ош ело мить ( русск. ), м ле ко ( старослав. ) – м оло ко ( русск. ).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.

1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?

Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.

2. Что значит слово прах в приведенных текстах?

а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.

б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)

Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».

1. Вставьте безударные гласные:

инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;

ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;

атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;

тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.

2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :

п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

( Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев ( клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).

3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?

1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.

4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?

1) увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.

Чередование гласных в корне

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.

собирать – бир(а)
запирать – пир(а)
обдирать – дир(а)
обтирать – тир(а)
замирать – мир(а)
выжигать – жиг(а)
вычитать – чит(а)
Исключения : со чет ать, со чет ание
расстилать – стил(а)
блистать – блист(а )

бер – соберет
пер – запереть
дер – обдерет
тер – обтереть
мер – замереть
жег – выжег
чет – вычет

стел – расстелить
блест – блестеть

1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.

1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.

2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.

1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.

3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .

Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.

Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.

чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;

Чередование гласных о/а в корне

Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.

1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

-гор- загорелый, угорел

Исключения : выг а рки, изг а рь, приг а рь

-зар- заря, озарить
-клон- склонение, наклонить

Исключение : утв а рь

2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.

-кас- касаться, касательная

-лаг- полагаться, прилагательное

В корне о в других случаях

-кос- прикоснуться, прикосновение

-лож- положить, изложение

3. Правописание корня зависит от последующей согласной.

Исключения : р о сток (и образованные от него подр о сток, подр о стковый), р о стовщик, Р о стов, Р о стислав, отр а сль

ускакать, скакуны выскочу, подскочить

ускакать, скакуны выскочу, подскочить

Исключения : ск а чок, ск а чи, ск а чу и др.

4. Правописание корня в зависимости от смысла.

ровн корень со значением «гладкий, ровный, прямой»

Подравняться, уравнение, подровнять, уровень.

Исключения : р а внина и производные от него

мок – корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»

Макать в чай, обмакнуть в краску, промокашка, вымокнуть под дождем

Существует еще одно важное чередование.

I.В каких словах надо вставить а?

1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.

1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).

1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.

1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.

V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.

Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.

Источник

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Сторожи́л — сто́рож, старожи́л — ста́рый, полоска́ть — поло́щет, поласка́ть — ла́сковый, помеща́ть — ме́сто, привилегиро́ванный — привиле́гия, старина́ — ста́рость, чистоте́л — чи́стый, частота́ — ча́стый, пересоли́ть — со́ль, отвори́ть — отво́ренный, отвари́ть — отвар, чистота́ — чи́стый.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, необходимо подбирать проверочное слово в соответствии с лексическим значением проверяемого слова.

Зап е вать песню (зап е ть) — зап и вать лекарство (п и ть); прив е дение в действие (в ё л) — встреча с прив и дением (ув и деть); ум а лять заслуги (м а лые) — ум о лять о помощи (м о лит); с е деть от горя (с е д) — с и деть у окна (с и дя); яркое осв е щение (св е т) — осв я щение знамени (св я то).

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, необходимо подбирать проверочное слово в соответствии с лексическим значением проверяемого слова.

Всю д о мовую (дом) работу Лонгрен исп о лнял (исполнить) сам: к о лол (колет) дрова, н о сил (носит) воду, т о пил (топит) печь, стряпал, ст и рал (стирка), гладил бельё и, кроме всего этого, усп е вал (успел) работать для денег. Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её ч и тать (зачитывать) и п и сать (письма). Он стал изр е дка (редкий) брать её с собой в город, а затем посылать даже одну, если была надобность перехв а тить (хватка) денег в магазине или снести товар. Это случалось не часто, хотя Лисе лежал всего в четырёх верстах (вёрсты) от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать д е тей (дети), помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но всё- таки не мешает иметь в виду. Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща п о лна (полный) солнечным ливнем, цв е тами (цвет) и т и шиной (тихо), так что впечатлительности Ассоль не гр о зили (угроза) фантомы воображения, Лонгрен отпускал её в город.

1. Солнце уже с а дилось (посадка) и бр о сало (бросил) косвенные лучи, которые то играли по з о лотым (золото) окладам икон, то осв е щали (свет) тёмные и суровые лики св я тых (свято) и уничтожали своим блеском слабое и робкое м е рцание (меркнет) свеч. 2. Владимир запл а тил (плата) проводнику и поехал на двор к св я щеннику (святость). 3. В ст о ловой (стол) уже ст о яли (стоя) два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех л е тах (лето), когда с а жают (посажен) уже д е тей (дети) за стол, но на высоких стульях. 4. Бледно-серое небо св е тлело (светлый), х о лодело (холод), с и нело (синий); звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; зап о тели (пот) листья, кое-где стали разд а ваться (раздать) живые звуки, г о лоса (голос), и жидкий ранний в е терок (ветер) уже пошёл бр о дить (бродит) и ползать над землёй. 5. Зас е дание (сесть) ш е стой (шесть) декады нач а лось (начало) очень оживлённо. 6. Сл е пой (ослеп) с и дел (сидя) с опущенной головой, прислушиваясь к этому грохоту. 7. Несмотря на полноту и одышку, он вдруг разв и вал (развить) необычайную скорость, его спутницы отст а вали (отстать). 8. По мере того как разгорался костёр, ярче осв е щались (свет) выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев.

Источник

RL1100: Русский язык

Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные корня проверяются ударением, то есть в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

Пример проверяемых безударных гласных в корне слова:

скрипе́ть → скри́пуплотни́ть → пло́тный
грязну́ля → гря́зьзамеча́ть → заме́тить

Различайте слова по значению! Пример:

разряди́ть → разря́дкаразреди́ть → ре́дко
увяда́ть → увя́лувида́ть → ви́д
просвеща́ть → све́тпосвяща́ть → свя́то
умаля́ть → ма́лумоля́ть → мо́лит
примиря́ть → ми́рпримеря́ть → ме́ра

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю.

Пример непроверяемых безударных гласных в корне слова:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *