какая болезнь была у моцарта
Отравление из зависти, убийство «Отелло» или болезнь. Тайна смерти Моцарта
5 декабря 1791 в Вене скончался Вольфганг Амадей Моцарт. Что могло стать причиной кончины величайшего композитора, историки спорят до сих пор.
— Вкус смерти у меня на губах, я чувствую что-то не на этой земле, — такие слова сказал Моцарт, оставляя жену и двоих детей, а также недописанный «Реквием». По самому себе.
В течение двух столетий эта версия была, пожалуй, самой популярной. Это преступление приписывали в первую очередь придворному капельмейстеру Антонио Сальери. Сторонники этой версии приводят четыре основных аргумента.
Антонио Сальери. Фото: © Википедия
1. Сальери завидовал более талантливому коллеге.
2. Композитор Людвиг ван Бетховен, который был учеником Сальери, под конец жизни педагога писал: «Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд».
4. Об этом писал ещё Пушкин.
Чему мог завидовать Антонио Сальери, который занимал тогда один из самых престижных постов в Европе, — остаётся загадкой. Игнац Мозель, ученик Сальери и один из первых его биографов, уверяет, что ситуация была обратной.
По поводу «признания». В начале 1820-х у Сальери, как свидетельствовали медики, были проблемы с рассудком. А в моменты просветлений он говорил, что никого не убивал. Так, в 1823 году композитор сказал Мозелю:
Через несколько дней итальянский композитор пытался перерезать себе горло бритвой, но его спасли.
Что касается произведения «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина, оно вполне могло быть написано из мести. Дело в том, что итальянец при дворе представлял оперу, где якобы очернял Петра I. А так как Пушкин к личности первого русского императора относился с трепетом, не мог не отомстить. Первые наброски «Моцарта и Сальери», кстати, появились уже через год после смерти композитора, в 1826 году.
Ну и ещё один аргумент, который скорее в пользу Сальери: вдова Моцарта, Констанца, отправила к нему учиться своего сына Карла Томаса. Разве она бы стала прибегать к услугам убийцы?
В 1997 году в Милане прошёл суд над Сальери. В качестве сторон обвинения и защиты были биографы каждого композитора. В итоге итальянца оправдали в связи с отсутствием состава преступления.
Первым, кто распространил версию об отравлении, был «Берлинский музыкальный еженедельник». Так, 31 декабря в издании написали: «Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен». Версия с отравлением, впрочем, вполне вероятна.
Ближайший ученик Моцарта Франц Зюсмайер считался подозреваемым номер два. Буквально вся Вена шепталась о якобы его романе с Констанцей. Ну и в июле, за пять месяцев до смерти композитора, она родила сына Франца. Отцовство мальчика приписывали Зюсмайеру.
Вариант третий — Франц Хофдемель, муж любимой ученицы Моцарта, Магдалены. Изучающие биографию композитора до сих пор спорят, была ли 23-летняя девушка любовницей 35-летнего музыкального гения. Но если да, то мотив у Хофдемеля был.
Ну и последний вариант. Ртуть могла попасть в организм композитора в качестве лекарства. Дело в том, что за несколько месяцев до смерти он страдал страшной депрессией. Лекарством от неё служил хлорид ртути. Не исключается, что композитор мог в прямом смысле залечить себя до смерти.
Поэтому общая картина выглядела зловеще: человек в длинном плаще приходит к Моцарту, заказывает «Реквием» и оставляет деньги. На вопрос, для кого, говорит, что скоро станет известно.
Нехватка солнечного света
В 2011 году американские и австрийские учёные выдвинули новую версию смерти композитора. Якобы все болезни Моцарта были из-за нехватки витамина D, который вырабатывается только на солнце. В качестве основного аргумента исследователи приводят версию, что Моцарт любил работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Музыкальный гений часто возвращался домой на рассвете, а затем спал весь или большую часть светового дня.
Дефицит витамина D губителен для иммунитета. В качестве доказательств также приводились заключения терапевтов о том, что у композитора наблюдались повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее — депрессия, которая также могла стать следствием в том числе отсутствия солнечного света.
Австрийские исследователи по дневникам самого Вольфганга Амадея Моцарта, его вдовы и сына, Карла Томаса, установили, что у него могло быть серьёзное заболевание печени, ставшее смертельным.
Так, за шесть недель до трагедии композитор упоминает, что ел свиные котлеты (которые могли стать источником инфекции). Через полтора месяца после у него наблюдаются повышенная температура, отёки и боли в руках и ногах. Всё это является симптомами трихинеллёза.
Тайна смерти композитора была бы давно разгадана по анализу его скелета. Но Моцарта похоронили не в отдельной могиле, поэтому исследователи не могут найти его останки. В начале XIX века могильщик достал череп, который, как он уверял, принадлежал композитору. Однако последние исследования, проведённые уже в XXI веке, показали, что или череп не Моцарта, или все люди, с которыми сравнивали его ДНК — не родственники. И первое значительно вероятнее.
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА, или Причины ошибок при диагностике и лечении скарлатины
А. Р. Кадырова
студентка 5-го курса стоматологического факультета ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
Л. Р. Мухамеджанова
д. м. н., доцент, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
Рис. 1. Вольфганг Амадей Моцарт.
Сотни лет назад скарлатина считалась одним из тяжелых недугов, вызывающих серьезные осложнения, зачастую несовместимые с жизнью. Клинические проявления тяжелого интоксикационного синдрома «сбивали с толку» лекарей, а назначаемое лечение зачастую усугубляло состояние пациентов (детей). Возможно, инфекция, которую перенес юный Моцарт в возрасте 6 лет, и стала причиной заболеваний, преследовавших его во «взрослой жизни».
Цель настоящего историографического исследования — выявление врачебных ошибок, допущенных при диагностике и лечении скарлатины у Вольфганга Амадея Моцарта.
Материалом исследования явились роман Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» (пер. с англ. Э. Питерской, 1997), исторический роман А. А. Сергеева «Моцарт» (2003), художественный фильм «Амадей» (1984, режиссер — Милош Форман), документальный фильм «Очарованные Моцартом» (2005, режиссеры — Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн).
При детальном анализе материалов исследования было установлено, что в конце октября 1762 года по пути в Вену шестилетний Моцарт серьезно заболел (с емья Моцартов совершала гастрольное турне по Европе, что подрывало некрепкое здоровье Вольфганга). Его отец отмечал: «Он кричал от боли… Когда он лежал в постели, я пытался понять, что именно у него болит; я находил пятна величиной с крейцер, красные и несколько выпуклые. У него был жар, и мы лечили его черным порохом и маркграфским порошком». Оба этих средства были обычными лекарствами Леопольда Моцарта, который все медицинское обеспечение семьи держал в своих руках. Наставления по лечению детских болезней он, однако, получал у именитых врачей и аптекарей.
При лечении юного Моцарта ни одно из лекарственных средств не привело к ожидаемому результату, ребенку становилось только хуже. Явления интоксикации стремительно нарастают, упускается время для проведения детоксикационных мероприятий.
Ребенок слабел на глазах, его лихорадило, он не мог принимать пищу из-за болей в горле и животе. Язык, казалось, не помещался во рту и «пылал» (симптом «малинового языка», который является своеобразным маркером скарлатины, не был замечен докторами, осмотревшими ребенка). Щеки «горели» огнем, лицо вздулось. «…У Вольфганга кружилась голова, от страха перехватывало дыхание, он не понимал, где находится. В ушах так звенело, что он ничего не слышал…» Ситуация отяготилась тем, что лекари Франке и Дессау неверно поставили диагноз (они предполагали оспу, эпидемия которой шла в это время) и назначили неправильное лечение. Леопольд Моцарт вспоминал: «Доктора называли его болезнь по-латыни, прописывали порошки и питье, от которых его непрерывно слабило и все тело ломило» (на данном этапе вновь упускается время для оказания неотложных мер — назначены лекарственные средства, усугубляющие обезвоживание организма). Отметим, что «…лекарь Франке только что окончил университет, а лекарь Дессау был глубокий старик. Он непрестанно поправлял сползавший на лоб парик, ронял инструменты, и его очки были плохо протерты». При этом за визит лекарей Леопольд Моцарт заплатил немалую сумму, чем впоследствии был возмущен. Софи, золовка Моцарта, которая прилежно заботилась о больном, утверждала позднее, что медики так и не смогли прийти к согласию о способе лечения.
Рис. 2. Состояние миндалин при тяжелой форме скарлатины (некротические изменения).
Спустя три дня доктор Бернгард поставил диагноз «скарлатина» и был возмущен рецептами предыдущих лекарей, назначив прежде всего сон (вновь упущено драгоценное время для детоксикационной терапии). Мы полагаем, что в этот период проявления скарлатины на коже и слизистой оболочке полости рта и горла были максимально выраженными. Скарлатинозная сыпь появляется на коже внутренних поверхностей бедер, нижней части живота, подмышечных впадин и локтевых ямок. Кожная сыпь наиболее выраженна при тяжелой форме скарлатины. При токсической форме (вероятно, она и была у Моцарта) сыпь приобретает геморрагический характер (на коже появляются очаги кровоизлияний). Сыпь практически всегда сопровождается зудом, и поэтому дети «мечутся в постели», а позднее расчесывают кожу.
Рис. 3. «Малиновый язык».
Характерными проявлениями скарлатины являются тонзиллит, покраснение и отек слизистой оболочки полости рта и глотки. Миндалины выглядят ярко гиперемированными. При тяжелом течении заболевания поражение миндалин сопровождается некротическими изменениями. Некротический процесс часто распространяется на прилегающие к миндалинам участки. Гиперемию слизистой полости рта обычно сравнивают с заревом (отсюда название — «пылающий зев»). Уменьшение выраженности воспалительных явлений в горле происходит параллельно с исчезновением сыпи. Только зернистость слизистой оболочки полости рта и глотки сохраняется несколько дольше. На 3—4-й день заболевания кончик языка очищается от налета и становится зернистым («малиновый язык»). Эти изменения сохраняются в течение 7—10 дней.
Все же через неделю Вольфгангу становится лучше, однако болезнь дает осложнения на почки (предположительно, гломерулонефрит). Когда Моцарты в январе 1763 года вернулись в Зальцбург, Вольфганг страдал уже от ревматической лихорадки, возможно, ставшей следствием недолеченной скарлатины. Она осталась навсегда его «верной жизненной спутницей» и нашими современниками рассматривается как одна из причин его смерти.
«Он содрогнулся и упал замертво» Гениальный Моцарт умер в 35. Тайну его смерти не могут разгадать уже больше 200 лет
В истории страх высокопоставленных особ перед отравлениями мирно соседствовал с регулярным использованием ядов в быту. Косметика, лекарства, уходовые процедуры часто были не менее опасны для организма, чем умышленные попытки причинить вред. В октябре в издательстве «Бомбора» выходит книга Элеанор Херман «Элегантная наука о ядах от средневековья до наших дней. Как лекарственные препараты, косметика и еда служили методом изощренной расправы». С разрешения правообладателей «Лента.ру» публикует фрагмент текста, посвященный смерти Вольфганга Амадея Моцарта.
20 ноября 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт, тридцати пяти лет от роду, лег спать в своей венской квартире с лихорадкой. Скорее всего, его это не очень беспокоило. С детских лет он пережил множество серьезных болезней: оспу, желтуху, тиф, тонзиллит, желудочные расстройства, рецидивирующий фарингит и инфекции верхних дыхательных путей. Он всегда возвращался с новой творческой энергией, готовый ослепить мир своей музыкой.
Моцарт с ранних лет знал этот мир. Его отец Леопольд служил вице-капельмейстером (то есть музыкальным директором) при дворе князя-архиепископа Зальцбургского и учил музыке обоих детей — Анну Марию, которую дома звали Наннерль, родившуюся в 1751 году, и Вольфганга, родившегося в 1756 году. Под строгой опекой отца Вольфганг в три года начал играть на клавесине. В пять он уже сочинял собственные мелодии. С той поры, как Вольфгангу исполнилось шесть, Леопольд несколько лет путешествовал по великолепным дворам Европы в сопровождении жены и детей, монетизируя своих вундеркиндов. Наннерль играла прекрасно, но маленький Вольфганг, обаятельный и самоуверенный, поражал зрителей своим талантом — он мог играть даже с завязанными глазами.
В двадцать пять Вольфганг решил, что настало время выйти из-под отцовского контроля и расправить крылья — как в общечеловеческом, так и в музыкальном смысле. В марте 1781 года он прибыл в Вену, столицу Австрийской империи — город, который предлагал бесчисленные музыкальные возможности. Здесь имелись 300 000 жителей, множество концертных залов, музыкальные академии и талантливое сообщество.
И наконец, именно это место стало его домом.
Моцарт зарабатывал деньги, выступая в академиях, на абонементных концертах и в домах меценатов. Он давал частные уроки игры на фортепиано, — хотя сложно сейчас вообразить человека, который брал бы уроки у самого Моцарта, — и писал музыку. Но в конечном итоге он работал куда усерднее прочих и зарабатывал куда меньше, чем многие музыканты, не обладавшие его гениальностью.
Главным соперником Моцарта в Вене был Антонио Сальери — успешный итальянский композитор, писавший оперы на трех языках. Он захватил Венскую оперу и в 1788 году, когда Моцарт уже строил взрослую карьеру, был назначен императорским капельмейстером.
Моцарт написал отцу несколько писем с жалобами на то, что Сальери и его приспешники перекрывают все его попытки получить официальное место.
Например, в 1781 году, когда Моцарт надеялся, что император наймет его преподавать игру на фортепиано принцессе Елизавете Вюртембергской (невесте племянника императора), Иосиф отдал эту должность Сальери. «Император все испортил, — с горечью писал Моцарт, — ибо ему нет дела ни до кого, кроме Сальери».
Тем не менее Моцарт и Сальери, казалось, взаимно уважали музыкальный талант друг друга. В 1785 году они вместе сочинили кантату, в 1788 году Сальери поставил «Фигаро» Моцарта при дворе вместо одной из своих опер. Впервые попав на представление «Волшебной флейты» Моцарта в 1791 году, Сальери внимал с огромным усердием, и не было ни одного фрагмента, от увертюры до последнего хора, который бы не вызвал у него восклицания «браво!» или «превосходно!»
В отличие от серьезного обстоятельного Сальери, Вольфганг не был внушителен фигурой. Один из учеников писал о Моцарте: «. небольшого роста и довольно бледен, весьма приятен физиономией и дружелюбен, в чертах меланхоличная серьезность, а голубые глаза ярко сияют».
Фильм Милоша Формана «Амадей» 1984 года запечатлел маниакальную сторону характера Моцарта: склонность к розыгрышам, привычку отпускать грязные остроты, любовь посмеяться.
В 1782 году в возрасте двадцати шести лет Моцарт сделал то, чего всегда боялся Леопольд, — он женился. Он познакомился с Констанцией Вебер и ее семьей несколько лет назад в Мангейме, в Германии, во время поездки с матерью. Леопольд был взбешен очевидной влюбленностью Вольфганга в старшую из четырех сестер Алоизию и, даже не встречаясь с ними, утверждал, что жадная семья пытается заманить его талантливого сына в ловушку с целью получения денег. Теперь, четыре года спустя, Моцарт воссоединился с Веберами в Вене, куда они переехали, и влюбился в третью сестру.
Леопольд, вероятно, был вне себя, когда получил письмо с новостью о помолвке. Теперь из-за одной женщины его сын навсегда лишился власти. После свадьбы отец и сын виделись лишь дважды, и оба визита были весьма некомфортными. Леопольд умер в 1787 году в возрасте шестидесяти лет, а Моцарт не приехал попрощаться, когда тот болел, и не присутствовал на похоронах.
По иронии судьбы, вскоре после смерти Леопольда Вольфганг наконец получил официальное место при дворе, которое так хотел выбить для него отец.
Иосиф II нанял Моцарта в качестве камерного музыканта для написания менуэтов.
В последние годы, с учетом сочинения четырех успешных опер, доходы Моцарта значительно выросли. Однако он всегда отставал с оплатой счетов, так как тратился на одежду, изысканные обеды, подарки для Констанции и азартные игры.
Осенью 1791 года Моцарт наслаждался тем, что здоров, описывал в письмах вкусную еду, которую ел, — свиные котлеты, каплуны, осетрину — и в неистовых творческих порывах сочинял великолепную новую музыку. Возможно, его близкие не были удивлены, узнав, что у измотанного музыканта подскочила температура.
Однако эта болезнь, в отличие от остальных, не прошла. Когда Моцарт распух до такой гротескной степени, что не мог пошевелиться, жена и ее сестра София сшили ему специальное платье, расстегивавшееся сзади, дабы было легче подкладывать ночной горшок и подмывать великого композитора.
4 декабря он начал бредить.
Два врача откачали у Моцарта два-три литра крови, что уменьшило способность организма противостоять инфекции. На следующий день Моцарт содрогнулся, затем его вырвало бурой жидкостью, и он упал замертво.
Вдова Констанция по секрету сообщила друзьям, что ее муж умер от лихорадки. Однако, оставшись с двумя детьми на руках, массой долгов и без доходов, она публично поддерживала слух о яде, чтобы вызывать в обществе сочувствие. Она говорила о таинственном незнакомце в маске, который якобы заказал заупокойную мессу. Согласно этой легенде, Моцарт серьезно заболел во время работы над произведением.
Правда была гораздо банальнее. За несколько месяцев до смерти Моцарта эксцентричный граф Франц фон Вальзегг заказал композитору заупокойную мессу в память о его недавно почившей жене. Имела место секретность, поскольку граф —музыкант-любитель — хотел выставить все так, будто реквием написал он сам.
Не вдаваясь в факты, Констанция получала пенсион от императора и прибыль с концертов, на которых играли музыку ее покойного мужа. Гораздо интереснее слушать композиции того, кто был таинственно убит, чем того, кто умер от естественной болезни. Она весьма скоро и солидно обогатилась на смерти Моцарта.
Большинство винило во всем Сальери, главного соперника Моцарта. В последнем сохранившемся письме, датированном 14 октября 1791 года, Моцарт писал (из Праги, где в тот момент находился двор), что ездил в оперу вместе с Сальери и сопрано Катариной Кавальери. Сальери мог бы, например, предложить Моцарту фляжку с алкоголем, пока они ехали в карете, или подмешать что-то ему в вино, когда они обсуждали оперу за ужином.
Сальери никогда не опровергал слухи об отравлении, но взял на себя музыкальное образование сына Моцарта. Под его руководством Франц Ксавер Вольфганг Моцарт превратился в известного композитора и дирижера.
К концу жизни Сальери, страдавший от периодических приступов слабоумия, сознавался в убийстве Моцарта, но отрицал это в моменты просветления.
В 1823 году один из учеников Людвига ван Бетховена Игнац Мошелес посетил больного семидесятичетырехлетнего Сальери в общественной больнице в окрестностях Вены.
Композитор поспешил сообщить: «Хотя я не переживу эту болезнь, но могу заверить вас, что в нелепых слухах нет ни капли правды. Вы знаете, что меня винят в смерти Моцарта, но эта сплетня — всего лишь злоба, чистая злоба, так и передайте всему миру, дорогой Мошелес, так сказал вам умирающий Сальери».
Современная диагностика
Самая нелепая часть истории с убийством заключается в том, что по всей Вене люди умирали от той же болезни, которая погубила Моцарта. Причиной смерти композитора указана «острая военная лихорадка», и никто не знает точно, что это, хотя исследователи придумали не менее 188 версий. Одна из них подразумевает, что речь идет об острой ревматической лихорадке, но в этом случае у больного наблюдается одышка — чего не упомянуто в отчетах о ходе болезни Моцарта. Кроме того, ОРЛ, как правило, проявляется у детей, а у взрослых сопровождается болями в суставах, а не их опуханием. Учитывая отеки и зловоние, можно сделать вывод, что у Моцарта отказали почки: организм не выводит отходы с мочой, они скапливаются в кровотоке и выделяются с потом, слюной и т. п., пока все тело не начинает пахнуть мочой — так называемое уремическое зловоние. Однако не все болезни почек вызвали бы у Моцарта столь сильный отек.
Есть болезнь, которая объясняет все симптомы.
Streptococcus equi, стрептококк группы C, атакует клубочки — микроскопические почечные фильтры, отчего отходы не попадают в мочу, а разносятся по всему организму. Как следует из названия, это в первую очередь болезнь лошадей и коров. Но, как и сибирская язва, она весьма заразна как для животных, так и для человека. Моцарт, разъезжая в каретах, нередко имел дело с лошадьми и, возможно, имел привычку пить непастеризованное молоко.
К сожалению, в архивах не осталось отчета о вскрытии, который помог бы нам разобраться в причинах лучше. По мнению врачей, дело было ясное: эпидемия острой военной лихорадки. Даже если б родственники пожелали провести вскрытие, тело, распухшее и зловонное, пребывало в ужасном состоянии, возможно, было заразно, и даже самый стойкий врач, вероятно, не захотел бы провести аутопсию.
Останков, которые можно было бы изучить, также не сохранилось. Следуя принципам эгалитаризма, навязанным Великой французской революцией, Иосиф II попытался запретить пышные похороны и издал соответствующие законы. Потому останки Моцарта были перевезены в ночи на кладбище Святого Марка, никакой похоронной процессии не состоялось, и никто из членов семьи не видел места захоронения. Кроме того, по указу Иосифа, гробы «среднего класса» укладывали по пять штук в одну могильную яму, чтобы спустя десять лет быть выкопанными и освободить место для новых гробов.
Пономарь церкви Святого Марка, некто Джозеф Ротмейер, утверждал, что пометил место, где был похоронен знаменитый композитор. Через десять лет после смерти Моцарта, в 1801 году, Ротмейер, как и полагается, выкопал кости и с гордостью выставил череп на всеобщее обозрение (сегодня он находится в музее Моцарта в Зальцбурге). К сожалению, Ротмейер выкопал явно не тот труп. Череп без челюсти имеет явные признаки перелома, а Моцарту кости черепа никто не ломал.
Однако некоторые историки, отойдя от всякой логики, считают, что этот череп — прямое доказательство того, что Моцарт на самом деле умер от удара по голове.
Теория увяла в 2006 году, когда исследователи сравнили митохондриальную ДНК, выделенную из кости черепа, с ДНК, взятой из бедренных костей бабушки Моцарта по материнской линии и его племянницы.
И хотя мы благодарны за то, что после Моцарта осталось столь обширное наследие — 626 работ, оперы, симфонии, струнные квартеты, менуэты, мессы, концерты для фортепиано, — но все же скорбим о том, как много мы потеряли из-за его преждевременной кончины в тридцать пять лет. Эта душераздирающе изысканная музыка, запечатленная в вечности, остается вне пределов нашей досягаемости.
Загадка смерти Вольфганга Амадея Моцарта
Загадка смерти Вольфганга Амадея Моцарта
Даже самые закоренелые скептики от медицины уже признали: «эффект Моцарта» существует. Так ученые, психологи и медики окрестили необыкновенную силу и лечебные свойства музыки великого композитора. Хотите верьте — хотите нет, но гениальные произведения Вольфганга Амадея снимают стрессы и головную боль, улучшают зрение, память, внимание, даже лечат от заикания (особенно Соната для двух фортепиано до мажор).
Жизнь Моцарта
Музыкальные способности — единственный талант, который, как уже доказано, передается по наследству. И хотя музыка в доме профессиональных музыкантов Моцартов звучала всегда, отец Вольфганга Амадея, известный скрипач, органист и придворный музыкант, Леопольд Моцарт был немало удивлен, застав однажды за клавесином своего маленького сына. Трехлетний Амадей на слух подбирал увертюры, которые накануне разучивала его старшая сестра. В четыре года Моцарт уже сочинял музыку, а в 7 написал свой первый концерт.
С этого момента детство Вольфганга закончилось, начались рабочие будни. Отец возил сына по всей стране, рассчитывая удивить и поразить знатную публику талантами юного дарования. Именно отца некоторые биографы считают ответственным за хлипкое здоровье Вольфганга Амадея. За всемирное признание и славу после смерти, Моцарт еще в детстве заплатил изнуряющими репетициями, тяжелыми переездами из города в город, энергозатратными концертами и постоянными болезнями.
Болезнь Моцарта
Известно, что в детстве маленький гений часто простуживался, в 6 лет заболел катаром горла с высокой температурой и болезненными ярко-красными кожными высыпаниями размером с пятикопеечную монету. Дважды, в 6 и 10 лет, у него диагностировали лихорадку с болями в суставах коленей и стоп. Причем болезненные ощущения были настолько сильными, что Моцарт не мог ходить. В 10 лет Амадей перенес тиф, в 12 лет — ветряную оспу, в 16 — желтуху.
Последняя болезнь Моцарта длилась 15 дней. Его жена Констанца и ученик Зюсмайер вспоминали: беднягу Вольфганга мучили сильный жар, потливость, частая рвота, ноги и руки его отекли настолько, что это бросалось в глаза. Боли в пояснице делали любое движение невыносимо мучительным, на коже появилась мелкая сыпь, а от тела исходил неприятный запах. Моцарта практически парализовало, но он продолжал работать, отдавая распоряжения Зюсмайеру по поводу своих сочинений, и даже напевал партию альта из своего известного реквиема.
Читатели наверняка помнят историю о таинственном «черном человеке», который летом 1791 года заказал композитору реквием. Позже выяснилось, что этим загадочным незнакомцем был некто фон Штуппах, управляющий графа Франца Вальсегта. Он намеревался выдать реквием Моцарта за свое произведение — для того времени это была обычная практика. Стесненный в средствах Моцарт охотно взялся за заказ. Но чем дольше он трудился над последним в своей жизни произведением, тем больше ему казалось, что он пишет его для себя.
[message type=»info»]За свою короткую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт написал более 700 произведений, половина из которых были признаны гениальными[/message]
Моцарта лечили кровопусканиями — обычной в те времена процедурой при лихорадке, но, похоже, потеря крови только приблизила его гибель. Посмертный диагноз, поставленный врачами, звучал так: «острая сыпная лихорадка». Хоронили Вольфганга Амадея в общей могиле: на тот момент у погрязшей в долгах семьи прославленного композитора не было средств на приличные похороны. Даже те мизерные 8 гульденов, в которые обошлось погребение Моцарта, были выделены бароном ван Свитеном, одним из знатных почитателей его таланта.
Причина смерти Моцарта
Остаток дней Сальери провел в психиатрической лечебнице, где время от времени делал заявления об отравлении Моцарта, то их опровергал. Разумеется, старика сочли невменяемым, а его признания — не заслуживающими доверия. И хотя тело композитора после смерти ужасно распухло — так бывает при отравлениях, версия насильственной смерти весьма спорна. Современные исследователи ставят Моцарту другие диагнозы. Предлагаем три самые распространенных версии.
Гипотеза N1 (Смерть от котлет)
Авторы этой гипотезы — американские врачи. Они полагают, что причиной безвременной кончины композитора был трихинеллез. Эту болезнь вызывают личинки мелких круглых червей, обитающих в плохо прожаренном мясе. За 44 дня до смерти Моцарт писал своей жене: «Чем я пахну? Свиными котлетами. Какой великолепный вкус! Я ем их за твое здоровье». Паразиты в недожаренном мясе не портят его вкусовых качеств, но, попадая в человеческий организм, быстро размножаются в мышечной ткани и поражают жизненно важные органы. Кстати, инкубационный период болезни — 50 дней — совпал с промежутком между одой котлетам в письме и смертью композитора.
Гипотеза N2 (Не выдержало сердце)
Не исключено, что Моцарт переболел в детстве тяжелой стрептококковой инфекцией (ангиной или скарлатиной), которая закончилась ревматизмом и его осложнениями: гломерулонефритом — хронической болезнью почек — и эндокардитом (разновидность порока сердца). Как правило, ревматизм, или воспаление соединительной ткани, провоцируют микробы стрептококки, обитающие в носоглотке. Вот почему частые ангины, тонзиллиты, фарингиты нередко становятся трамплином для ревматизма.
Этот недуг особенно неравнодушен к молодым: заболевают ревматизмом обычно в возрасте от 5 до 15 лет, но последствия его остаются на всю жизнь. Возможно, болезнь настигла маленького Вольфганга Амадея в шестилетнем возрасте после перенесенной скарлатины. Самое неприятное осложнение ревматизма до поры до времени оставалось в тени: болезнь исподволь «съедает» сердце своей жертвы. Ревматические пороки сердца развиваются не один год, поэтому неудивительно, что до последнего момента композитор не жаловался на сердечные боли. Пока роковой зимой 1791-го у него не развился вторичный инфекционный эндокардит. Его симптомы вполне соответствуют состоянию Моцарта накануне смерти. Кстати, 35 лет — типичный возраст гибели от осложнений ревматических пороков сердца.
Гипотеза N3 (Врожденная аномалия)
Версию о врожденном дефекте урогенитальных путей композитора выдвинул американский патолог Раппопорт на основании… левого уха Моцарта. Оказывается, раковина левого уха у него была развита несколько аномально. Свою «метку» композитор скрывал под париком. Откуда нам это известно? В 1828 году вдова Моцарта решила опубликовать биографию мужа. Дабы положить конец слухам о внебрачном происхождении младшего сына Моцарта, на странице 586 она поместила рисунок ушей своего супруга, сделанный специалистом в области анатомии. Одно из них было явно деформированным.
Это было лучшим вещественным доказательством, так как левое ухо их сына было точно таким же. Но соль в другом. Доктор Раппопорт представил статистику, подтверждающую связь между неправильной формой ушной раковины и врожденными дефектами урогенитального аппарата. Другими словами, ухо Моцарта, по мнению Раппопорта, было напрямую связано с врожденной дисфункцией почек. В конце 1791 года вялотекущая почечная недостаточность достигла своей финальной стадии.
P. S. Теперь трудно утверждать наверняка, что же стало истинной причиной гибели великого композитора. В его истории болезни много белых пятен. Как и в попытках расшифровать секрет целительной силы его музыки. Одни объясняют «эффект Моцарта» гармоничной ритмикой музыкальных композиций, другие говорят о личности самого композитора — одухотворенной, свободной. Моцарта называют человеком будущего, которое, возможно, до сих пор еще не наступило.