какая болезнь была у бетховена
Как глухой Бетховен смог стать одним из величайших композиторов, и почему от так и не женился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.
Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.
Жестокий отец и несчастное детство
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.
Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.
К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.
Глухой от рождения композитор
Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.
Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.
Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Одинокий и несчастный
Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.
Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?
С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.
Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»
В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.
Нищий гений
Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».
Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.
Послание Бетховена ко всему человечеству
Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».
Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.
Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»
Смерть героя и триумф жизни
Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.
Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.
«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)
Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ученые: глухота Бетховена могла быть вызвана дефектом в генах
МОСКВА, 17 апр – РИА Новости. Великий австрийский композитор Людвиг ван Бетховен мог полностью лишиться слуха к 31 году жизни не благодаря болезни или привычке обливать себя холодной водой, а из-за дефекта в гене Nox3, который помогает «улитке» уха переносить высокочастотные шумы, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Genetics.
Один из основоположников современной классической музыки, Людвиг ван Бетховен, был одним из немногих композиторов, которые продолжали свою музыкальную карьеру, несмотря на потерю слуха в молодости. Австрийский гений начал терять слух в 26 лет, когда он постоянно начал слышать высокочастотный звон в ушах, и практически полностью потерял его к 30 годам жизни.
После смерти великого композитора ученые, культурологи и медики на протяжении почти двух столетий спорят, что могло послужить причиной этой трагедии. Часть его биографов связывает потерю слуха с тифом, который Бетховен перенес в молодости, аутоиммунными заболеваниями и даже его привычкой окунать голову в холодную воду для того, чтобы не засыпать.
Генетик Ричард Фридман из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) и его коллеги нашли иное объяснение нараставшей глухоты Бетховена, экспериментируя с мышами, часть генов в ДНК которых была случайным образом повреждена из-за близкородственного скрещивания.
Во время эксперимента ученые помещали несколько таких грызунов в клетки, оснащенные динамиками, через которые каждые два часа проигрывалась очень громкая музыка, состоявшая в из низких и высоких тонов.
Благодаря этому приему авторам статьи удалось найти нескольких мышей, испытывавших примерно те же проблемы со слухом, что и Бетховен. Когда они проанализировали их геном, оказалось, что причиной этого были мутации в гене Nox3, которые сделали грызунов крайне уязвимыми для действия громкого звука, и в особенности тонов с частотой в 8 килогерц, что соответствует звукам многих ударных и смычковых инструментов или колокольчиков.
Повреждение этого участка ДНК, как показало вскрытие, приводит к тому, что так называемая «улитка» – часть уха, распознающая звук — начинает необратимо разрушаться под действием высокочастотных тонов. Это происходит по той причине, что повреждение Nox3 насыщает клетки уха агрессивными молекулами окислителей, которые часто сталкиваются с ДНК и повреждают ее.
В результате этого так называемые волосковые клетки, нейроны, распознающие колебания жидкости внутри «улитки», постепенно гибли в ушах мышей после каждого «концерта», что и приводило к развитию глухоты. По всей видимости, нечто похожее произошло и с Бетховеном и некоторыми другими музыкантами, которые потеряли слух или начали испытывать проблемы с ушами в расцвете карьеры.
Людвиг Ван Бетховен. Медицинская биография
Настоящая статья – это обзор медицинской биографии великого композитора, который попытались сделать гастроэнтерологи. Широко известно, что Людвиг ван Бетховен был глухим. Однако мало кому известен тот факт, что он страдал от целой гаммы расстройств, которые одни авторы склонны рассматривать как системное заболевание, а другие – как их сложную совокупность.
Споры вокруг болезней Бетховена не затихают и по сей день. Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году и прожил 57 лет. За свою недолгую жизнь он написал 9 симфоний, 5 фортепьянных концертов и 1 скрипичный, 17 струнных квартетов, 1 оперу и 32 фортепьянные сонаты.
Отец композитора страдал от алкоголизма, отчего и умер в 1791 году. Мать умерла пятью годами раньше от туберкулеза, от которого скончался и один из братьев композитора. Другой брат умер от атеросклеротического заболевания сердца. Кроме того, имеются сведения об астматических эпизодах у Бетховена в пятилетнем возрасте и пожизненной подверженности его респираторным заболеваниям. Он также переболел оспой, которая оставила следы на его лице.
С 1792 года у композитора начались абдоминальные расстройства в виде повторяющейся диареи и болей в животе, что позднее начало сопровождаться допотифоидной лихорадкой, перемежающимися приступами диареи и сильнейших запоров. В изолированном виде все это можно было трактовать как воспалительное заболевание кишечника.
В 1812-1820 годах к описанной клинической картине добавились анорексия, дегидратация и сильнейшие абдоминальные колики, спасаясь от которых Бетховен стал злоупотреблять алкоголем. В 1821 году у композитора были отмечены желтуха, боли и рвота, которые повторялись через несколько месяцев.
В 28-летнем возрасте у Бетховена начинает развиваться глухота, сопровождавшаяся звоном в ушах, которую ему тщательно удавалось скрывать в течение трех лет. Однако в возрасте 44 лет композитор полностью оглох. Травмированный душевно, он продолжал пить. В 1822 году у него появляются сильные головные боли, усиливаются проблемы с желудочно-кишечным трактом и рекуррентные ревматические атаки.
Для объяснения глухоты авторы дифференциально-диагностически разбирают: повторные воспаления среднего уха, повреждения VIII пары черепных нервов (возможно, инфекционного, в том числе сифилитического, генеза), отосклероз, болезнь Педжета и болезнь Меньера.
Известно, что глухота наложила отпечаток на творчество композитора. Если до 1800 года в его музыке чувствуется влияние Моцарта и Гайдна, то с 1800 по 1815 год, когда глухота прогрессировала, Бетховен пишет знаменитую Лунную сонату и Третью, Четвертую, Пятую симфонии. Будучи уже полностью глухим, тяжело больным соматически, с расстроенной психикой, он создает потрясающую Девятую симфонию и Messa Solemnis.
В 1804 году у композитора отмечались сильная лихорадка и абсцесс, едва не повлекший за собой потерю пальца. В 1822 году диагностирована торакальная подагра, спустя год он жалуется на боль в глазах (по-видимому, начавшийся увеит). В 1825 году у него вновь диагностируют желтуху, которая сопровождается психическими расстройствами, пиодермией, носовыми кровотечениями, повторным кровохарканьем. В 1826 году у Бетховена отмечаются боли в груди, кашель (врачи ставят диагноз пневмонии), появляются припухлости голени и лодыжек, анорексия, гепатомегалия и асцит. В связи с этим врачи вынуждены давать композитору небольшие дозы алкоголя, чтобы предотвратить белую горячку и облегчить боли. В марте 1827 года появляется сообщение о поверхностном дыхании, кровохарканьи, правосторонних болях в груди.
Неделей позже у композитора развиваются диарея, желтуха, рвота, сильный отек лодыжек и, очевидно, анурия. Далее симптомы усилились. У него откачали большое количество асцитной жидкости. 24 марта Бетховен впал в коматозное состояние и через два дня скончался.
По меньшей мере трижды (две эксгумации) его тело подвергалось аутопсии. При первом вскрытии сообщалось о макроузелковом циррозе печени (что говорит о неалкогольной его природе), портальной гипертензии и спленомегалии (размер селезенки превышал норму в 3 раза), хроническом панкреатите и желчнокаменной болезни. Свод черепа был равномерно и существенно уплотнен. Слуховые нервы истончены (больше слева), слуховые артерии склерозированы. Однако признаков облитерирующего эндартериита, как это бывает, например, при сифилисе, не было обнаружено.
При попытках установить диагноз авторы данного обзора рассматривают следующие варианты.
Системная красная волчанка. Против этого варианта говорит редкая встречаемость данного заболевания у лиц мужского пола и развитие болезни в раннем возрасте. Кроме того, это заболевание крайне редко сочетается с циррозом печени, а многих присущих ему признаков (облысение, перикардит, лимфоаденопатия и существенное поражение почек) у больного не было.
Заболевание Педжета с поражением костей (Paget). На эту мысль некоторых исследователей навели маленький рост композитора (165 см), асимметрия головы, широкий лоб, нависающие надбровные дуги, большие руки и тонкие пальцы. В противоречие с данным диагнозом вступает равномерность истончения костей черепа, сильная диарея и другие гастродуоденальные симптомы (что не характерно для болезни Педжета), крайне редкая встречаемость этого заболевания в возрасте до 50 лет.
Туберкулез. При милиарной форме, способной объяснить описанную симптоматику, больной не прожил бы больше 30 лет.
Саркоидоз. Этот гранулематоз часто сочетается с туберкулезом, однако это не объясняет глухоту.
Воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта. Против данной версии свидетельствует то, что на аутопсии не было выявлено спаечных процессов и перфораций. В анамнезе не было ректальных кровотечений, характерных для язвенных колитов, хотя многое из наблюдавшегося объясняется именно этой гипотезой.
Болезнь Виппля (Wipple). Редкое системное заболевание, вызываемое Tropheryma whippelli при аутоиммунной предрасположенности. Развивается в возрасте 40-50 лет, у мужчин в 9 раз чаще, чем у женщин, в 85% случаев у белой расы. Такая гипотеза объясняет большую часть описанных выше симптомов. Однако у композитора не было частых (в 25% случаев) поражений сердечных клапанов, которыми обычно сопровождается данное заболевание.
Авторская точка зрения состоит в том, что Бетховен страдал глухотой смешанного генеза: в результате отосклероза и поражения слуховых нервов, не связанных с другими симптомами. Его желудочно-кишечные расстройства представляют собой вторичные симптомы воспалительного заболевания кишечника. Более вероятно, что речь идет о болезни Крона, нежели о язвенном колите. Нередко встречающиеся при ней увеит и артропатии могут быть отнесены к ревматологической симптоматике. Цирроз печени, который может встречаться при воспалительных заболеваниях кишечника, в данном случае усугублялся злоупотреблением алкоголем и, несомненно, явился причиной смерти композитора.
Великий глухой. Психиатр о Людвиге ван Бетховене
Музыкальное творчество Людвига ван Бетховена (1770–1827) признается одной из вершин в истории мирового искусства. Композитор, дирижер, пианист, он стал ключевой фигурой в западной классической музыке в период между классицизмом и романтизмом… Но какой безрадостной оказалась жизнь общепризнанного гения!
Диагностическое предположение
Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (психопатия). Соматогенная дисфорическая депрессия (дисфория – тоскливо- злобное настроение с раздражительностью).
Испытание клавесином
Детство Людвига нельзя назвать радужным. Отец, страдавший алкоголизмом, с чрезмерно грубой настойчивостью пытался сделать из сына знаменитого музыканта. Вернувшись поздно ночью домой, он часто будил ребенка и с побоями гнал его к клавесину. Мечтая, чтобы сын достиг славы Моцарта, заставлял несчастного мальчика выполнять упражнения по семь – восемь часов подряд. И только врожденный талант Людвига позволил ему не «сломаться» и не возненавидеть музыку: в восемь лет он провел свой первый концерт в Кельне. На протяжении всей жизни Бетховен считал, что «высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».
Материальные лишения заставили Людвига рано поступить на работу в придворную капеллу в качестве органиста.
После смерти матери вся забота о двух младших братьях легла на плечи Людвига: он устроился в оперный театр, где играл на альте, давал уроки, выступал с концертами. И продолжал учиться у лучших педагогов Вены – знаменитых композиторов Гайдна и Сальери, а в 1796 году уже начал публиковать свои первые произведения.
Выше тысячи князей
Суровое детство и юность перешли в полную труда и лишений взрослую жизнь, сформировав у композитора независимый и брутальный характер, который проявлялся, «невзирая на лица». Например, когда один из его покровителей, князь Лихновский, захотел, чтобы молодой пианист выступил перед детьми и гостями, Людвиг отказался. Князь велел слугам выломать дверь в комнату композитора. Бетховен в возмущении покинул имение князя, а на следующее утро послал ему письмо со словами, которые со временем стали знаменитыми: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будут тысячи, Бетховен – один!»
Поведение Бетховена носило часто экстраординарный характер и делало общение с ним крайне затруднительным, давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимся продолжительным прекращением отношений даже с преданными ему людьми, которых он ценил, считая близкими друзьями. Это дало повод исследователям считать, что он был «тяжелым психопатом». Бетховен отличался мнительностью, которая поддерживалась у него боязнью наследственного туберкулеза. Он писал: «К этому присоединяется еще меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь».
Интересные факты
Портрет 1803 года. Художник – Христиан Хорнеман (Christian Horneman)
Любовь как музыка
Об отношениях Бетховена с женщинами стоит сказать особо, так как оно не могло не влиять на его творчество. Женщинам посвящено много прекрасных произведений, которые композитор оставил нам в наследство. Чаще всего они являлись плодом его страстной, но безответной любви. Личная жизнь Бетховена так и не сложилась. Есть предположение, «что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюблялся, и остался на всю жизнь девственником». Друг композитора, Франц Вегелер, вспоминал: «…насколько мне известно, все его возлюбленные принадлежали к более высокому сословию». Возможно, слово «возлюбленные» было употреблено в платоническом значении.
В 1801 году Бетховен влюбился в свою ученицу графиню Джульетту Гвиччарди – легкомысленную барышню, обладавшую музыкальными способностями. Знаменитая «Лунная соната» (1802 год) посвящена именно этой девушке, которая позже вышла замуж за соперника композитора – графа Р. Галленберга. Так, в постоянных влюбленностях «до безумия», в мечтах о счастье, за которыми очень скоро наступало разочарование, проходили его дни. «И вот в этих-то чередованиях – любви, гордости, возмущения – надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений».
Все вверх дном
«Влюбленный Бетховен готов был даже играть на публике».
«В своих повадках Бетховен был очень неуклюж и беспомощен. В его неловких движениях не было ни малейшего изящества. Он редко брал что-либо в руки, не уронив и не разбив… У него не было неповрежденной мебели, по крайней мере из числа ценной; все было завалено, запачкано, сломано»(Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М. : Классика-ХХI, 2001).
Мрачный отшельник
С 1796 года у Бетховена начала развиваться трагическая для любого музыканта глухота. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум, слух ослабевал все больше и больше. И это привело к еще большей меланхолии, болезненной недоверчивости, раздражительности. В произведениях этого периода (1802–1803 годы) наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во второй симфонии, в фортепианных сонатах и вариациях, в «Крейцеровой сонате», в песнях на тексты немецкого поэта Христиана Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональную глубину.
Болезнь прогрессировала. Последний концерт музыкант исполнил в 1808 году. Постепенно стали невозможны и дирижерские выступления. К этому времени Бетховен уже не нуждался в деньгах, но при этом жил в полуразвалившемся доме в маленькой деревушке Хейлигенштадт вблизи Вены, что создавало впечатление крайней нищеты. Из-за глухоты он стал отшельником, все реже появлялся в обществе, что явно свидетельствовало о нарастающей тоске. Депрессия настигла композитора в зените славы, и, хотя меценаты назначили ему солидную пенсию, отчаяние все чаще охватывало его, пока заболевание не достигло своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Хейлигенштадтском завещании. Этот потрясающий документ, датированный октябрем 1802 года, – прощальное письмо братьям, дает возможность понять все его душевные муки и переживания. «Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я выполню то, к чему я чувствовал себя призванным», – пишет Бетховен. Для беседы ему начали требоваться тетради, в которых собеседники писали музыканту свои вопросы и ответы.
«Мокрое» вдохновение
Портрет кисти Йозефа Штилера (Joseph Karl Stieler), созданный весной 1820 года, – самое популярное изображение Бетховена.
Процесс создания знаменитых бетховенских произведений отличался своеобразием. «Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим, при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом, подходил по временам к письменному столу, чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьем дальше. Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, еще менее мешать ему в этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления». По свидетельству его друзей, «во время работы выл, как зверь, и метался по комнате, напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного» (Фейс О. HOMO MUSICUS: Генеалогия и психология музыкантов. М., 1911).
Губительное перенапряжение
Было бы неверно объяснять все отрицательные качества Бетховена исключительно нарастающей глухотой, так как многие особенности его характера проявились уже в юности. «Самая существенная причина его повышенной раздражительности, сварливости и властности, граничащей с надменностью, заключалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней концентрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и нервную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимому, выражалось и в том, что он часто, безо всякой надобности, задерживал заказанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках».
Но никакая болезнь не могла помешать непрерывному потоку гениального вдохновения, и, ко всеобщему удивлению, именно в эти годы Бетховен создал одно за другим свои самые известные произведения. Можно предположить, что глухота, принуждая его к самоуглублению и обрекая на одиночество, способствовала становлению и развитию музыкального гения и энергии великого композитора.
В течение жизни композитор перенес много соматических заболеваний: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра, цирроз печени (в результате либо алкоголизма, либо сифилиса). Наличие подобных расстройств вряд ли могло способствовать хорошему настроению и радостному восприятию жизни. Поэтому Бетховен выглядел стариком уже в пятидесятилетнем возрасте.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов