какая авиакомпания кормит во время полета
Почему в самолете перестают кормить своих пассажиров: список перевозчиков, которые не кормят пассажиров
Пассажиров самолетов лишили питания. Тенденция сокращения наблюдается уже некоторое время — авиакомпании предоставляют обеды только в бизнес-класс. Это объясняется тем, что сохранение стоимости перелета на прежнем уровне требует проведения некоторых мероприятий, направленных на снижение затрат. Первое, что влияет на стоимость перелета – это цена на топливо.
Причины прекращения обеспечения пассажиров питанием
Авиаперевозчики России довольно часто используют такую практику, как отмена предоставления обедов пассажирам. Это явление далеко не ново, поскольку наблюдается уже несколько лет.
Первые, кто попал под такие меры, стали рейсы, длительность которых не превышает 2 часа. В 2019 году в категорию непродолжительных рейсов вошли те, чья длительность не превышает пять часов, соответственно обеды также были отменены.
Список перевозчиков, которые не кормят пассажиров
Но некоторые авиакомпании делают небольшие исключения на рейсах, продолжительность которых до пяти часов, и предлагают пассажирам горячие напитки и минеральную воду. При этом пассажиры бизнес-класса получают питание в полном объеме. В сложившейся ситуации авиаперевозчики ссылаются на политику экономии, позволяющей избежать сильного роста цен на билеты.
Цены на топливо для самолетов стремительно растут.Помимо этого увеличились сборы аэровокзалов, что обусловлено необходимостью реконструкцией терминалов и повышению качества обслуживания пассажиров. Относительно роста цен на топливо можно сказать, что за период 2017-2018 года он составил 30%.
Как результат в 2019 году стоимость билетов возросла примерно на 9%. Но несмотря на это за первые несколько месяцев убытки авиакомпании составили примерно 45 млрд. рублей. Эта проблема поднималась президентом РФ в июне 2019 года по время прямой линии.
Питание в самолетах
Президент РФ настоятельно рекомендует откорректировать ситуацию с ростом стоимости билетов, а авиаперевозчики в ответ прекращают обеспечивать пассажиров питанием.
По мнению экспертов, подобная оптимизация не приведет к снижению расходов, но одновременно с этим значительно снизится комфорт во время перелетов. Но при этом пассажирам доступен обед за отдельную плату. Сумма стартует от 500 рублей. На данный момент среди авиакомпаний выделяется три лидера:
Лидирующие позиции по-прежнему остаются за «Аэрофлотом». Сохранить питание для этой компании важно, поскольку необходимо оставаться в тройке лидеров, одновременно с этим мелкие перевозчики могут спокойно убирать его из списка услуг. Стоит учесть, что качество питания далеко не на высшем уровне. В обед входит всего три позиции:
В то же время иностранные авиалинии обеспечивают свою клиентуру полноценным питанием, что не может не сказаться положительно на отношении к авиакомпаниям.
Большинство россиян просто не делают акцентов на отсутствии обедов или чтобы сэкономить, готовы осознанно пойти на такие ограничения. Первое место по-прежнему безопасность во время полета и отсутствие задержек рейсов.
FrequentFlyers.ru
Новости, Обзоры
Топ-10 российских авиакомпаний, где кормят на борту вкуснее всего
30/05/2019
Сервис путешествий Туту.ру проанализировал около 27,5 тысяч размещенных на сайте реальных отзывов (с апреля 2018 года по апрель 2019), которые пассажиры оставили после совершения полета, и составил топ-10 российских авиакомпаний с самым вкусным питанием на борту. (Топ-10 зарубежных по ссылке)
Своими впечатлениями делились только те пользователи, которые приобрели билет при помощи Туту.ру и уже слетали по маршруту, поэтому «накрутить» отзывы и отдать победу авиакомпании певицы Алсу было невозможно. Пользователи оставляют отзывы об авиакомпаниях с конца 2016 года, на их основе формируется оценка авиаперевозчика, доступная всем посетителям при поиске билета на сайте. Итак, у кого же самая вкусная еда?
Второй год подряд возглавляет десятку «самых вкусных» авиаперевозчиков S7 Airlines, на втором месте «Аврора». А замыкает тройку Red Wings, который вытеснил из тройки лидеров «Аэрофлот».
Стоит отметить, что в рейтинг не попали авиакомпании, набравшие менее 30 отзывов, касающихся питания. Оценку от 9 до 10 баллов не получила ни одна авиакомпания, от 8 до 9 баллов — 4 авиакомпании, от 7 до 8 баллов — 4 авиакомпании, от 6 до 7 баллов — 2 авиакомпании. Ниже 6 баллов не получила ни одна авиакомпания, вошедшая в рейтинг. В рейтинг попали только те компании, у которых на борту предоставляется питание, поэтому, например, в списке нет «Победы». Кстати, пассажиры «Победы» — одни из самых терпеливых. Они привыкли к тому, что в полете их не кормят, и жалуются довольно редко. Отсутствие еды вызывает негодование только в том случае, если цена на билет была высока. Встречаются пожелания предоставить возможность приобрести перекус на борту, однако «Победа» неоднократно заявляла о том, что с учетом всех накладных расходов (доставка еды на борт, кухонное оборудование, кассовые аппараты, увеличение времени оборота ВС и т.п.) стоимость какого-нибудь сэндвича на борту будет приближаться к 1000 рублей: за такие деньги никто покупать их не будет.
Главные выводы после изучения отзывов
— Пассажиры почти всегда рады бесплатному питанию. На коротких перелетах еда расценивается как бонус и показатель заботы, а на рейсах продолжительностью более трех часов — как необходимость и неотъемлемое право пассажира.
— Есть небольшой процент людей, которые не едят в самолетах и отрицательно относятся к обедам в полете. Такие пассажиры радуются отсутствию питания, объясняя это возможностью спокойно поспать и отсутствием раздражающих звуков и запахов.
— Всегда вызывает негодование пассажиров отсутствие еды при высокой цене на билет, особенно, если по этому же направлению пассажир или его знакомые летали рейсами другой авиакомпании дешевле или за ту же стоимость, но с питанием.
Что изменилось по сравнению с прошлым годом
В прошлом году гневных отзывов про отсутствие питания было значительно больше. Сейчас пассажиры смирились, что кормят в полете не всегда. Люди стали тщательнее изучать условия полета. Авиакомпании, которые вопреки тренду не отказались от питания, приобрели дополнительную лояльность пассажиров. Именно благодаря переосмыслению меню авиакомпания Red Wings поднялась с 4-й на 3-ю строчку рейтинга.
Топ-10 российских авиакомпаний, где, по мнению пассажиров, кормят вкуснее всего:
Комментарии и пояснения:
№1. S7 Airlines. Авиакомпания кормит на перелетах любой длительности, за что и получает высокие оценки. Пассажирам обычно нравятся сэндвичи, которыми угощают во время перелетов длительностью менее 3 часов. Плохие отзывы сэндвичи получают только от вегетарианцев и тех, кто не ест хлеб или майонез.
Во время перелетов длительностью более 3 часов пассажирам предоставляют горячее питание. Порции в большинстве случаев называют достаточными, питание вкусным, есть несколько жалоб на рыбные блюда. Видимо, не всегда удаются. Иногда сетуют на то, что нельзя заменить стандартные блюда на веганские — надо обязательно заказывать дополнительное питание.
«Выдают плед, чтоб укрыться. Кормят. На выбор сок в ассортименте, чай (можно с лимоном) или кофе (можно со сливками) и гамбургер либо с курицей, либо с сыром. Все что нужно, чтоб «не засохнуть», и тратиться на дорогую еду в аэропорту не нужно», — написал пассажир рейса Тюмень — Москва.
«Перелёт прошёл хорошо. Но удручает питание на борту. То, что называется сэндвичем, есть невкусно и совсем неполезно, ибо изобилует майонезом. Мое мнение: систему питания надо улучшить/изменить/доработать)», — оставил отзыв пассажир рейса Москва — Краснодар.
№2. «Аврора». На рейсах продолжительностью до 3 часов предлагаются прохладительные напитки, свыше — горячее питание. Пассажиры радуются факту наличия питания и удивляются, что еда вкусная. Однако есть жалобы на то, что выбора питания практически нет. Так как на выбор блюда из курицы и рыбы, но курица быстро заканчивается. В итоге половина пассажиров вынуждены соглашаться на рыбу или оставаться голодными.
«Полет нормальный, плохо что курица закончилась быстро, минтай я не ем», — написал пассажир рейса Якутск — Владивосток.
«Впервые у меня полёт с этой компанией и неожиданно очень классно всё! Классная кашка овсяная на яблочном соке на завтрак особенно вкуснючая!», — написал пассажир рейса Хабаровск — Сеул.
№3. Red Wings Airlines. На рейсах продолжительностью до 3 часов — холодные закуски и напитки. Свыше 3 часов — горячее питание. Меню разное для разных направлений. Авиакомпания кормит, независимо от длительности перелета. Это вызывает удивление и благодарность. Пассажиры положительно оценивают размер порций и качества блюд. Встречаются отзывы о том, что курицу при наличии альтернативы лучше не брать. Сетуют на небольшой выбор питания: на некоторых направлениях выбор из двух горячих блюд, а на некоторых и вовсе одно блюдо, без выбора. Пассажиры недовольны выбором напитков — просят включить в меню соки.
«Я ночью не кушаю, но запах еды был настолько притягательный, что с удовольствием съела предложенную еду», — оставил отзыв пассажир рейса Москва — Симферополь.
«Первый раз за 30 лет услышал запах гречки в самолете. Обед был очень вкусный, не в пример Аэрофлоту с его бутербродом», — из отзыва пассажира рейса Петербург — Краснодар.
«Даже горячую еду давали, правда, качество так себе, на 3+, тоже сказали и соседи в ряду. П.С. Курицу не берите, берите котлету», — написал пассажир рейса Москва — Сочи.
№4. «Аэрофлот». Если полет длится не более 3 часов, пассажирам предлагаются легкие закуски и напитки, свыше 3 часов — горячее питание, закуски, напитки, свыше 6 часов — 2 горячих питания, закуски, напитки. Меню «Аэрофлота» разное в зависимости от направления, времени и длительности полета. Пассажиры хвалят горячее питание на рейсах длительностью более 3 часов. Особенно нравятся завтраки. Часто встречаются отзывы о том, что на середине салона уже закончилось одно из блюд альтернативы. Холодными закусками довольны не все — пассажиры отмечают, что свежесть и качество выпечки не всегда на высоте и зависят от направления. Кроме того, холодные закуски, в том числе выпечка, часто чересчур холодные.
Ожидания от рейса «Аэрофлота» очень высоки — пассажиры хотят горячего питания на рейсах любой продолжительности, поэтому, получив только выпечку, расстраиваются, даже если качество бутерброда /круассана/сэндвича/чиабатты было хорошим. Независимо от направления и продолжительности полета пассажиры хвалят очень вкусный кофе.
«Еда… ну очень маленькие порции. Гречка с запахом курицы — новое блюдо, но вкусно, вопросов нет», — оставил отзыв пассажир рейса Милан — Москва.
«Наверное, единственная авиакомпания, которая кормит во время полета на этом маршруте. Пусть это сэндвич с кофе/соком, но всё же…», — от пассажира рейса Сыктывкар — Москва.
«Питание отличное. Не успели съесть ужин по-московскому времени, как стали кормить завтраком по-дальневосточному часовому поясу. Так что голодным никто не останется, да еще и блюда, и напитки на выбор», — написал пассажир рейса Москва — Хабаровск
№5. «Ямал». Меню зависит от направления. В зависимости от направления предлагают прохладительные напитки, закуски или горячее питание. Постоянным пассажирам авиакомпании не всегда понятен принцип распределения питания. Например, на рейсе Тюмень — Новый Уренгой (1 час 25 минут) и Екатеринбург — Салехард (2 часа) предлагают закуски, а на рейсе Санкт-Петербург — Тюмень (3 часа) предлагают только напитки. На тех рейсах, где горячее питание предоставляют, пассажиры довольны качеством, количеством и выбором еды. Иногда встречаются жалобы на качество холодных закусок.
«Перелёт прошёл отлично. Не поняла, почему не был предложен чай-кофе. Это было странно. В холодное время года очень важно как-то согреться. Наливайте тогда виски что ли;) В остальном всё хорошо. Порадовал винегрет на завтрак», — оставил пожелание пассажир рейса «Петербург — Сочи».
«Еда микроскопическая, калорий на 250 навскидку (а может, оно так и положено? — нечего в самолёте обжираться, кушать на земле надо было). «Салат» из четвертинки небольшой помидоры и недорезанной огуречной попки в бронированной осенней шкуре — не вдохновил. В чае подозрительно мало было вкуса чая», — оставил отзыв пассажир рейса Симферополь — Петербург.
№6. «Россия». Если полет длится менее 1 часа, то пассажирам дают прохладительные напитки. 1-2,5 часа — кондитерские изделия. Если 2,5 — 4 часа — сэндвич. 4-6 часов — горячее питание, 6-8 часов — горячее питание + сэндвич. Более 8 часов — два горячих питания.
Авиакомпания «Россия» в феврале изменила схему бортпитания, после чего отзывы улучшились. Пассажирам нравится горячее питание, которое предоставляют на рейсах более 4 часов. Отмечают, что было бы неплохо добавить побольше овощей. Часто недовольны кондитерскими изделиями на перелетах более 2 часов. Пишут, что две сладкие печеньки с непонятным составом лучше бы заменить на бутерброды. Это же печенье воспринимают вполне благосклонно на перелетах длительностью 1,5-2 часа.
Бутерброды пассажирам, в основном, нравятся, но некоторые отмечают, что они суховаты. Многие сетуют, что бутерброды холодные. На рейсах продолжительностью от 3-4 часов на бутерброды уже жалуются. Пассажиры привыкли, что, если рейс длится более 3 часов, нужно горячее питание, бутерброда маловато. Пассажиры довольны ассортиментом напитков.
«Перекус, который был предложен в полете, оказался правильным. Сэндвич из темной муки, яблоко и батончик из сухофруктов», — написал пассажир рейса МинВоды — Москва.
«Единственное, что не понравилось, — это сэндвичи… Толстые булки, два тонких ломтика дешевой ветчины, чуть потолще кусочек адыгейского сыра…Лист салата не почувствовала. Есть невозможно, очень сухо и не вкусно!», — оставил отзыв пассажир рейса Сочи — Петербург.
№7. «Уральские авиалинии». В зависимости от направления и аэропорта прилета предлагают прохладительные напитки, закуски или горячее питание. Схема питания на рейсах малопонятна. Пассажиры отмечают, что с разницей в пару недель на одном и том же направлении на одном рейсе питание было, а на другом — нет. Это сбивает с толку. Пассажиры оценивают положительно сам факт питания, при этом качество в лучшем случае оценивают, как «съедобное». Недовольны отсутствием альтернативы, даже при наличии горячего питания выбора нет.
Наибольшее негодование вызывает отсутствие еды и напитков на рейсах продолжительностью более 3 часов — одной воды явно мало.
«Перелет прошел хорошо, но была проблема с водой и питанием. Мы летели из Санкт-Петербурга в Тель-Авив 07.03.19 и обратно 17.03.19. Оба раза нас кормили сухой гречневой кашей с кусочками моркови и грибами. При всей моей любви к гречке это было так невкусно, что я теперь долго не захочу ее есть, альтернативы не было. Воду давали один раз, что явно недостаточно. В остальном претензий нет», — написал пассажир рейса Тель-Авив — Петербург.
«Полет на самолете указанного рейса «Уральских авиалиний» вызвал поток разочарований: 1. Не кормили, а дали по глотку холодной воды (моя жена летела этим же рейсов 4 недели назад ее кормили и предлагали соки, чай, кофе)», — написал пассажир рейса Симферополь — Москва.
№8. NordStar. Если полет длится не более 3 часов, пассажирам предлагаются напитки, от 3 до 4 часов — закуски, свыше 4 часов — горячее питание. Пассажиры хвалят количество и качества горячего питания на длительных перелетах. Перекусы, которые предлагают на рейсах длительностью 3-4 часа нравятся не всем. Отсутствие питания на рейсах менее 3 часов вызывает недовольство. Однако пассажиры довольны, что на коротких рейсах можно выбрать напиток, а не ограничиваться водой.
«Замечательный рейс. Сел. Пристегнулся. Проснулся. Съел мясо с рисом. Заснул. Проснулся. Красноярск!», — от пассажира рейса Москва — Красноярск.
«Все нормально, но хотелось бы, чтоб еще немного кормили, а то газводой не наешься, хоть бы по бутерброду бы предложили», — от пассажира рейса МинВоды — Москва.
№9. Pegas Fly. Горячее питание предоставляется на рейсах длительностью более 6 часов, менее 6 часов — только вода. Можно заказать дополнительное питание заранее. Авиакомпания перестала бесплатно предоставлять питание на рейсах длительностью менее 6 часов. На более длительных перелетах питание предоставляется только 1 раз. Питание можно заказать за дополнительную плату при покупке билета или на этапе электронной регистрации (не менее, чем за 11 часов до вылета). Не все люди обращают внимание на то, что питание нужно докупать отдельно и только вода в полете становится неприятным сюрпризом.
Люди нормально переносят отсутствие питания на рейсах длительностью менее 2 часов и во время ночных полетов. Отмечают только, что было бы неплохо давать выбор прохладительных напитков — пассажиры хотят газированную сладкую воду. Также отсутствие еды не влияет на оценку перелета, если билет стоил недорого.
Часто сравнивают полеты туда-обратно разными авиакомпаниями, если полет на рейсе другой авиакомпании был дешевле, но при этом включал в себе еду, отзывы крайне негативные. Такое же негодование вызывает отсутствие питания на рейсах, которые были задержаны.
«Прекрасный перелёт! Ровно, гладко, мягко! Не кормили, и слава Богу! А то будят вечно. В общем, не ожидала, но летели хорошо Спасибо», — от пассажира рейса Москва — Челябинск
«Добрый вечер! Ребята! Не кормите, хоть конфеты сосательные раздавали бы!», — оставил пожелание пассажир рейса Москва — Нижнекамск.
«Дело не в еде, а в отношении P. S. И вода не вкусная, будто с батареи слили….», — от пассажира рейса Москва — Саратов.
№10. NordWind Airlines. Горячее питание и напитки предоставляются на рейсах длительностью более 6 часов, менее 6 часов — только вода. Можно заказать дополнительное питание заранее. Бесплатное питание предоставляется только на рейсах, длительностью более 6 часов. Пассажиры таких рейсов и те, кто заказал питание дополнительно, отмечают, что еда отличного качества и в достаточном количестве.
Не все заказывают дополнительное питание. Одни стесняются есть, когда другие остались без питания. Некоторые просто не замечают возможности заказать еду дополнительно. Пассажиры жалуются, что под прохладительными напитками авиакомпания имеет в виду воду — выбора нет.
«Перелёт прошёл хорошо. Но вода в качестве «прохладительных напитков» и отсутствие даже бутерброда неприятно удивили», — написал пассажир рейса Москва — Екатеринбург.
«Не нравится нововведение по поводу питания. То, что билет стал якобы дешевле на одно кормление, не чувствуется. Услугу, что можно заказать себе дополнительно питание, считаю медвежьей. Мало, кто заказывает, потому что не каждый может есть на глазах у других, которые не едят. Когда два раза кормили всех, что-то никто не отказывался. Полет казался короче. Люди были заняты делом», — оставил отзыв пассажир рейса Хабаровск —Москва.
Составлен рейтинг авиакомпаний с самым вкусным питанием на борту
Высшую оценку — от девяти до десяти баллов — по результатам исследования не получил ни один авиаперевозчик.
Десятку авиакомпаний, кормящих пассажиров лучше всего, возглавила S7 Airlines, на втором месте оказалась «Аврора», третью строчку заняла Red Wings Airlines, сообщает Туту.ру.
Эксперты изучили около 27,5 тысячи отзывов, написанных пассажирами за год, и составили список российских авиакомпаний с самым вкусным питанием.
Лидером рейтинга стала S7 Airlines. Авиакомпания кормит пассажиров при перелётах любой дальности. Клиентам приходятся по вкусу сандвичи, которыми угощают во время коротких перелётов. Такой перекус не нравится вегетарианцам и тем, кто не ест майонез или хлеб. Порции горячего питания на многочасовых перелётах путешественники называют достаточными, еду — вкусной, однако есть несколько жалоб на блюда из рыбы.
Рыбное меню на борту S7 Airlines. Фото © S7 Airlines
На втором месте оказалась «Аврора». В отзывах пассажиры радуются наличию и качеству питания, но есть жалобы на отсутствие выбора. Перевозчик предлагает курицу и рыбу, но курица быстро кончается. В итоге половина пассажиров должна соглашаться на рыбу или же голодать.
У Red Wings Airlines пассажирам понравилось, что авиакомпания кормит даже на коротких маршрутах. Размер порций и качество блюд также получили положительную оценку. Однако туристы оказались недовольны ассортиментом напитков и попросили включить в меню соки.
На четвёртой строчке оказался «Аэрофлот». Пассажиры похвалили горячее питание, особенно завтраки. Холодными закусками довольны не все — свежесть и качество зависят от направления, отметили клиенты. А вот кофе клиенты хвалят на всех рейсах.
Замыкает первую пятёрку «вкусных» авиакомпаний «Ямал». Пассажиры также остались довольны качеством, количеством и выбором горячего питания. Иногда встречаются жалобы на свежесть холодных закусок.
На шестом месте авиакомпания «Россия»: пассажиры хвалят горячие блюда, называя их «сытными и вкусными», однако жалуются на слишком сладкие кондитерские изделия и отсутствие овощей.
В десятку также попали «Уральские авиалинии», NordStar Airlines, Pegas Fly и NordWind Airlines.
Отмечается, что оценку от девяти до десяти баллов не получил ни один авиаперевозчик.
Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании
На каких условиях предоставляют бортовое питание
Бортовое питание может быть организовано тремя способами:
Меню иногда можно узнать заранее. «Аэрофлот» приводит примеры бортового питания для перелетов разной дальности, а Emirates показывает меню для конкретного рейса.
Перелет без бортпитания — это законно?
Да, не кормить пассажиров на борту законно. Авиакомпания не обязана предоставлять еду даже при долгом перелете.
В России это прописано в статье 98 Федеральных авиационных правил:
«Питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира».
В других странах — свои законы, но принцип тот же: авиакомпания сама решает, включать ли бортовое питание в стоимость билетов и в каком объеме.
Как узнать, будут ли кормить в самолете
Перед бронированием авиабилета прочитайте раздел о бортовом питании на сайте перевозчика. Там должно быть указано, в каком объеме предоставляется питание в разных классах обслуживания. Если не нашли, позвоните в кол-центр авиакомпании или напишите в службу поддержки.
Если еда включена в цену билета, то когда и сколько раз будут кормить
Как правило, если перелет длится меньше 1 часа, еда не положена вовсе, но могут предложить напитки.
На рейсах до 3 часов пассажирам экономкласса выдают холодные закуски: печенье, булочку, батончик или сэндвич, бывают йогурты, шоколадки и орешки.
На рейсах дольше 3–4 часов полагается горячее питание, в зависимости от времени вылета это может быть завтрак, обед или ужин.
Если перелет длится 6–8 часов, к основному приему пищи добавляется один перекус.
Если лететь дольше 8 часов, горячей едой кормят два раза.
Это в теории. Детали в разных авиакомпаниях отличаются, как небо от земли. На двухчасовом перелете одного перевозчика пассажирам экономкласса приносят кексик и стакан воды, на другом — сэндвич с теплым хлебом и красной рыбой, сок и неплохой кофе.
Сколько раз будут кормить на конкретном рейсе, большие ли порции, положена ли горячая еда или только закуска, предложат ли пиво или вино — зависит от авиакомпании.
Какое бортпитание в экономклассе в России
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 1 до 2,5 ч — снэк
На рейсах от от 2,5 до 4 ч — сэндвич
На рейсах от 4 ч — горячее питание
На рейсах от 2–3 до 4 ч — холодная закуска
На рейсы больше 4 ч — горячее питание
На рейсах «Уральских авиалиний» любой длительности из Жуковского в Прагу, Рим, Симферополь, Прагу, Париж и Ниццу не предоставляется ни холодного, ни горячего питания. Узнать, какое питание на вашем рейсе, можно на сайте авиакомпании.
Можно ли просить добавку бортового питания и напитков
Да, добавку в самолете попросить можно.
На вопрос «Вам сок или воду?» смело отвечайте «И то, и другое». В классических авиакомпаниях без проблем нальют не один, а несколько стаканчиков напитков. Бывает, что стюарды отказывают, но это скорее исключение.
Если остались голодны, вежливо попросите второй комплект еды. Когда другие пассажиры закончат обедать и бортпроводники убедятся, что осталась свободная порция, скорее всего, вам ее принесут.
Лишние наборы бортового питания есть на большинстве рейсов, и если они никому не пригодились, их выкидывают.
Дают ли бесплатно воду на борту
В России — да. Если вы попросите у бортпроводника воды, он обязан налить ее бесплатно. В «Победе» грозились брать по 5 рублей за одноразовые стаканчики (при этом сама вода оставалась бы бесплатной), но от идеи отказались.
В Европе и Америке нет законов, обязывающих бесплатно предоставлять воду в полете. Большинство авиакомпаний по всему миру вам в такой просьбе не откажут, особенно если дадите свою бутылку. Но если на просьбу принести стакан воды вам предлагают купить бутилированную воду, не возмущайтесь: это законно.
В зоне вылета некоторых аэропортов есть фонтанчики с питьевой водой, которую можно набрать в свою пустую бутылку и легально взять в салон. Только проверьте, проходит ли лишняя бутылка воды по требованиям к ручной клади.
Какое бортовое питание у лоукостеров
Лоукостеры экономят на всем, чтобы держать цены авиабилетов на низком уровне. Бортпитание у них не включено в стоимость билета и не предоставляется бесплатно на рейсах.
Еду на борту лоукостеров предлагают за доплату. Заказать можно заранее на сайте авиакомпании (это дешевле) или во время полета у бортпроводников (дороже и меньше выбор горячих блюд). Бывает, что доступен только выбор на борту. Изредка авиакомпания не предоставляет питание даже за дополнительные деньги — так, например, заведено у «Победы».
Примеры цен на платную еду у авиакомпаний-лоукостеров при заказе на борту:
Чем отличается бортовое питание в экономе от условий в бизнес-классе
Бортпитание для пассажиров в эконом- и бизнес-классе различается по меню и подаче, примерно как в столовой и ресторане.
Меню в бизнес-классе всегда аппетитнее и богаче. Если пассажирам предлагают алкоголь, то в бизнес-классе он более высокой ценовой категории (как вариант в экономе его может вообще не быть). Блюда подают в фарфоровой и стеклянной посуде, приборы — металлические.
Еда в экономклассе скромнее, чем в бизнесе, в пластиковой посуде и с одноразовыми пластмассовыми вилками и ложками.
Что такое специальное питание на борту и как его получить
Спецпитание — это бортовое питание для людей, которые не могут или не хотят есть стандартную самолетную еду.
Заказать спецпитание у большинства классических авиакомпаний можно бесплатно. Если сделаете заказ, на борту другим пассажирам предложат обычный выбор «курица или рыба», а вам принесут спецпитание.
Бывает, что спецпитание заказывается за дополнительную плату, например, у S7. У лоукостеров вся еда платная, при этом бывает выбор блюд, который подходит для людей с разными медицинскими или диетическими потребностями.
Зачем заказывать спецпитание
Если вы вегетарианец, веган, болеете диабетом, поститесь или исповедуете джайнизм, то обычные самолетные блюда вам не подойдут. Вместо них выберите спецпитание, которое подходит вам по состоянию здоровья, религиозным убеждениям или соображениям диеты. Cправки для заказа спецпитания не нужны.
Спецпитание может заказать любой человек ради разнообразия и любопытства. Как правило, оно богаче и вкуснее стандартного набора и приносят его раньше, чем обычную еду другим пассажирам.
Если летите вдвоем или втроем, можно выбрать три разных спецпитания и перераспределить блюда между собой так, чтобы все остались довольны.
Отдельное питание есть для младенцев и детей старше двух лет. В некоторых авиакомпаниях оно присваивается автоматически. Если хотите заказать ребенку другое питание, свяжитесь с авиакомпанией или поменяйте сами в личном кабинете.
Как заказать спецпитание для перелета
Удобнее всего выбрать спецпитание одновременно с бронированием билета. Если вспомнили позже, зайдите на сайт авиакомпании и добавьте спецпитание в личном кабинете.
Если заказали билет через посредника, найдите билет по коду бронирования на сайте авиакомпании или обратитесь в кол-центр. Главное — успеть заказать не позднее чем за 48–24 часов до вылета рейса (зависит от авиакомпании), иначе еду не успеют подготовить к вылету.
Какое бывает спецпитание на борту
Одни перевозчики предлагают два–три варианта спецпитания, другие — все двадцать. Вот примеры популярных наборов спецпитания с кодами ИАТА:
Иногда перевозчики предлагают собственные, ни на что не похожие наборы спецпитания. При вылете «Аэрофлотом» из Шереметьево можно заказать питание «Русское» и полакомиться блюдами национальной кухни.
Примеры спецпитания в «Аэрофлоте»
Кошерное питание
Веганское питание
Фруктовая тарелка
Детское питание
Можно ли брать в самолет свою еду
Чаще всего брать свою еду на рейс разрешается.
Еда в ручной клади должна соответствовать правилам авиационной безопасности: твердое — можно, жидкое и гелеобразное — нельзя. Подходят яблоки, орехи, батончики мюсли, бутерброды с твердым сыром. Не подходит йогурт, кефир, мягкий сыр, джем. Подробнее о требованиях к еде в ручной клади. Ryanair из соображений безопасности запрещает садиться в самолет с горячими напитками.
Бывает, что на сайте авиакомпании прямо написано: свою еду на борту есть нельзя. Такие правила у AirAsia, Scoot и Tigerair. Это означает, что вы имеете право пронести бутерброд в ручной клади, но съесть его можно только после перелета. На практике бортпроводники обычно закрывают глаза на проголодавшегося пассажира, который закусывает своим яблоком, крекерами или булочкой. При этом курицу-гриль могут попросить убрать в ручную кладь до конца полета.
Где и как как готовят бортовое питание
Блюда для самолетов готовят на земле — в аэропортовых цехах бортового питания. У каждой авиакомпании утверждено свое меню, в котором прописана каждая деталь от веса вареных спагетти до количества долек яблока.
Крупные производства бортпитания сами делают всю еду от котлет до круассанов. Готовую пищу быстро охлаждают или замораживают так, чтобы она не пострадала при разогреве в самолете.
Охлажденные обеды и ужины кладут в касалетки, небольшие коробочки из алюминиевой фольги, и маркируют наклейками. Круглые наклейки обозначают тип блюда: красный — мясо, желтый — курица, белый — омлет, коричневый — свинина, голубой — рыба; прямоугольные наклейки — дни недели.
Еду, столовые приборы, салфетки и наборы из соли, сахара и перца распределяют по подносам или ланч-боксам. Готовые наборы складывают в авиационные тележки, выборочно перепроверяют, пломбируют и доставляют на борт. В самолете бортпроводники разогревают касалетки до 75–80 °C в центре порции и предлагают пассажирам.
На борту питание выдают таким образом, чтобы продукты с коротким сроком хранения пришлись на первую часть полета, хорошо хранящиеся — на вторую. Если заявленный срок хранения — 3 часа, а самолет задерживают, то скомплектованное бортовое питание уничтожают и вместо него привозят другое.
Почему еда в самолете кажется невкусной
Пониженное давление, сухой воздух и фоновый шум влияют на обоняние и рецепторы вкуса, поэтому еда в самолете кажется пресной. Чтобы пассажирам понравилось бортовое питание, его адаптируют к полетным условиям — например, слегка пересаливают и используют специи.
Восприятие умами (это вкус высокобелковой еды) на борту падает не так сильно, как соленого и сладкого. Этим объясняют любовь авиапассажиров к томатному соку, который кажется вкусным за счет высокого содержания глутаминовой кислоты (природного глутамата).
Наливают ли в экономклассе алкоголь
Дадут ли алкоголь бесплатно при перелете классическим перевозчиком, зависит от авиакомпании, направления и длительности перелета. «Аэрофлот» предлагает пассажирам экономкласса вино на рейсах от 3 часов и пиво на рейсах от 6 часов на определенных направлениях. В S7 алкоголь в экономклассе не предоставляется, купить его на борту тоже нельзя. «Россия» и «ЮТэйр» бесплатно не нальют, но по меню в кармашке кресла можно купить банку пива.
«Люфтганза» знаменита выбором бесплатного пива и вина в неограниченном количестве. British Airways бесплатно подает алкоголь на длительных рейсах, а на коротких его можно купить, выбрав из обширного меню. Turkish Airlines не дает алкоголь на внутренних рейсах, но предлагает на международных. Полностью запрещен алкоголь на рейсах EgyptAir, Royal Brunei Airlines и Saudi Arabian Airlines.
На борту лоукостеров пассажиры заказывают алкоголь за дополнительную плату. Бутылочка просекко объемом 187 мл у Ryanair обойдется в 493 ₽, «Бифитер» или «Чивас Ригал» объемом 50 мл на борту flydubai — в 511 ₽. Бывает, что у лоукостеров нет алкоголя в меню — как у индийской авиакомпании Indigo или на многих рейсах AirAsia.
Можно ли в самолет со своим алкоголем
Пропустят ли алкоголь в ручную кладь, зависит от страны и авиакомпании. Чаще всего разрешают взять только алкоголь из дьюти-фри в запечатанном пакете. Если свой алкоголь разрешен, то для провоза в ручной клади он должен быть в фирменных бутылочках максимум по 100 мл и в прозрачном закрывающемся пакете вместе с другими жидкостями.
Употреблять принесенный с собой алкоголь на борту запрещено. Можно пить только то, что предлагают бортпроводники бесплатно или за доплату. Если очень хочется, а рейс безалкогольный — выпейте бокальчик в аэропорту перед взлетом.