какая арматура для свайного фундамента
Для чего и как производится армирование свай, применяемых для возведения свайного фундамента?
Армирование входит в перечень технологических процессов при производстве буронабивных и железобетонных свай.
Процедура необходима для придания жесткости силовой конструкции, а также предотвращения разрушения опорных элементов при воздействии деформирующих сил со стороны грунта.
Подробнее о технологии, разновидностях армирования свай расскажем в статье.
Нормативы и типы устройства силовой конструкции
Технология армирования предполагает использование трех основных методик:
Принципы устройства силовой конструкции описаны в таких нормативных документах:
Продольного типа
По технологии арматура располагают параллельно друг к другу без горизонтальных перемычек. Для свай с сечением 200х200 и 300х300 мм используют 4 прута, а для опорных элементов 350х350 и 400х400 мм – 8 стержней.
Назначение свай с продольным армированием – закладка фундамента в почвах средней плотности (глина, супесь, суглинок) под наземные сооружения.
Такие силовые конструкции обходятся дешевле, но они характеризуются слабым сопротивлением относительно растягивающих и сгибающих нагрузок. Эта особенность ограничивает сферу применения фундамента, исключая строительство гидротехнических сооружений.
Продольно-поперечного вида
Сварная конструкция такого типа состоит из продольных прутьев с приваренной арматурной сеткой или горизонтальными перемычками. По краям каркаса шаг между поперечными элементами составляет 100 мм, в средней части – 200 или 300 мм, если глубина опорной подошвы больше 13 м.
Опоры с армокаркасом продольно-поперечного типа выгодно отличаются устойчивостью к различным нагрузкам в процессе службы, а также свободно переносят столкновения с крупнообломочными породами.
Это расширяет сферу применения свайных фундаментов для строительства сооружений жилищного и промышленного назначения на:
Помимо наземных сооружений, сваи с продольно-поперечным армированием подходят для возведения:
Метод предварительного напряжения
При изготовлении свай в металлическую форму помещают аромокаркас и растягивают его с помощью гидравлических домкратов. Одновременно на прутья оказывают воздействие энергией СВЧ-поля для уменьшения плотности стали. После этого опалубку заполняют раствором.
Когда бетон схватывается, натяжение ослабляют и прутья сжимаются до первоначального состояния. При этом сжимающие силы воздействуют на бетон, в результате чего он приобретает максимальную плотность.
Такой фундамент используют для строительства наземных сооружений, а также возведения построек на воде в геологических условиях, где силовая конструкция будет подвергаться изгибающим и растягивающим нагрузкам.
Какие столбы армируются?
Армированию подлежат все железобетонные свайные фундаменты, которые будут использованы для строительства жилых сооружений, а также построек I класса ответственности.
К таким силовым конструкциям относятся:
С целью экономии собственники могут использовать бетонные сваи без арматуры только в том случае, если их несущая способность и эксплуатационный ресурс удовлетворяет проектным условиям. Как правило, речь идет о строительстве легковесных построек на высокоплотных грунтах, которые могут оказывать незначительной деформирующее воздействие на фундамент.
Например, если буронабивные сваи диаметром 300 мм будут испытывать только вертикальную нагрузку от вдавливания в несущий пласт с высоким сопротивлением, то прочность фундамента будет достаточной без армирования. Металлические винтовые и полые забивные сваи армированию не подлежат.
Особенности для забивных опор
Армирование выполняется на одной производственной линии вместе с остальными этапами изготовления ж/б опор. При этом предприятия могут закупать готовые каркасы у сторонних компании или заниматься их производством самостоятельно. Ближе к концу каркаса пруты загибают к центру, формируя острие сваи.
Для строительства в геологических условиях с высокоплотным грунтом или большим содержанием крупнообломочных пород, острый конец конструкции защищают стальной обоймой. Верхнюю часть каркаса дополнительно оснащают арматурной сеткой с шагом в 50 мм, чтобы укрепить конструкцию для оптимального восприятия ударов молота.
Для изготовления каркаса используют горячекатаные рифленые пруты из стали класса АI и АII (Ø от 12 мм).
Для армирования свай по методу предварительного напряжения применяют металлопрокат из стали марок:
Для буронабивных и буроинъекционных оснований
Необходимость армирования набивного и буроинъекционного основания определяется на этапе проектирования после расчета нагрузок, несущей способности, а также анализа конструкции на возможность деформации.
Армокаркас для фундамента изготавливают из продольной рифленой арматуры класса АI и АII (Ø 10–16 мм). Для горизонтальных перемычек используют гладкий металлопрокат (Ø 6–8 мм).
Соединять конструкции можно двумя способами:
Места сварочных швов защищают и покрывают гидроизоляционным материалом.
Подготовка к процессу
Когда сборка армокаркаса будет проводиться своими руками, мастеру необходимо предварительно изучить нормативные требования, подготовить оборудование и запастись металлопрокатом в нужном количестве.
Необходимые инструменты
Чтобы сделать армокаркас своими руками, конструктору понадобятся такое техническое оснащение:
Определение количества материала
Согласно требованиям из СНиП 52-01-2003 (актуальная редакция СП 63.13330.2018), содержание продольной арматуры в силовой конструкции не должно быть меньше 0,1%. Поэтому сначала рассчитывают опорную площадь фундамента и в соответствии с этим значением подбирают количество прутьев.
Шаг между поперечными перемычками – 1 м. Размер хомутов определяют, исходя из конфигурации каркаса (кольцо, квадрат). Длину арматуры рассчитывают, складывая глубину скважины и высоту ростверка.
Как правило, на один узел идет 30–40 см вязальной проволоки. Удобно вести расчет, имея перед собой чертеж силовой конструкции с нанесенными размерами.
Технология проведения работ
Алгоритм работы следующий:
Готовый армокаркас устанавливают внутри скважины и заливают бетонным раствором. Над поверхностью бетона должны выступать прутки для связки с ростверком.
Изготовление арматурного каркаса для буронабивных свай — в видео:
Вся самая важная и полезная информация о свайно-винтовом фундаменте представлена в данном разделе.
Заключение
Технология армирования применяется, чтобы придать свайному фундаменту необходимую прочность и стойкость по отношению к деформирующим нагрузкам, которые возникают в процессе монтажа и эксплуатации. Готовые железобетонные конструкции изначально оснащены армирующим поясом, который закладывается в форму при производстве.
В случае с буронабивными и буроинъекционными сваями изготовить силовую конструкцию можно своими руками по технологии, описанной в статье. Требования к качеству и количеству арматуры контролируются нормативными документами.
Особенности и технология армирования свайно-ростверкового фундамента
Армирование – важный технологический этап при строительстве ростверка свайного фундамента.
При этом используют металлопрокат установленного качества, а в конструировании следуют технологии, описанной в нормативной документации к проектированию железобетонных оснований.
Рассмотрим в статье все особенности армирования свайного основания, нужен ли чертеж и для чего, в чем отличия от процедуры при монолитном плитном фундаменте, а также технологию и этапы монтажа.
Особенности процесса
Ростверк представляет собой верхнюю часть опорной конструкции, которая объединяет между собой сваи. Благодаря обвязке фундамент становится жестче и увеличивается его устойчивость по отношению к опрокидывающим нагрузкам.
По материалу изготовления ростверк может быть:
Последний вариант выгодно отличается повышенной несущей способностью и может быть использован для строительства жилых многоэтажных домой и других тяжеловесных конструкций.
Необходимость в армировании ленты обусловлена тем, что сам по себе бетон как материал подвержен изгибающим и растягивающим силам, которые могут стать причиной разрушения основания.
Армированный каркас внутри монолитной ленты ростверка свайного фундамента принимает на себя нагрузки, тем самым увеличивая надежность фундамента и обеспечивая сохранение его эксплуатационных характеристик в процессе использования. Такую же функцию выполняет армокаркас для столбчатых, буронабивных и железобетонных свай.
Зачем делать чертеж?
Во всех деталях разработанный чертеж ростверка свайного основания позволяет:
Графическая схема отображает следующую информацию:
Имея перед собой чертеж, застройщик может без труда рассчитать необходимое количество прутьев и перемычек для создания армирующего каркаса, подобрать сортамент арматуры, высчитать вес прутков для заказа и, как следствие, добавить соответствующую статью расхода в общую смету.
Как выбрать арматуру?
Армирующий каркас представляет собой пространственную конструкцию, которая состоит из верхнего и нижнего продольных поясов, соединенных между собой поперечными прутками. Для изготовления продольных поясов используют рифленую арматуру класса A-III с сечением 13-16 мм.
В последнее время широко используются композитная арматура с напылением из песка, которая отличается более высокими прочностными характеристиками по сравнению с металлом, а также устойчивостью к коррозионным процессам.
Соединение конструкции может быть выполнено по двум технологиям:
Электросварку чаще заменяют обвязкой арматуры и перемычек стальной проволокой. Для этого используют термически обработанную специальную вязальную проволоку диаметром от 1,2 мм.
Как рассчитать количество арматуры?
Перед тем, как планировать конструкцию армирующего каркаса, необходимо ознакомиться с нормативными требованиями, изложенными в СП 63.13330.2018. Ключевые аспекты, которые отражены в документации и понадобятся для расчета количества материла:
Имея чертеж с нанесенными габаритами и зная шаг, можно достоверно рассчитать необходимое количество металлопроката для изготовления армокаркаса.
Например, ширина ростверка 50 см, а длина – 10 м. Тогда, учитывая защитный слой бетона с обоих сторон силовой конструкции, для одного продольного пояса с шагом 10 см понадобится 4 стержня. Таким образом рассчитывают количество прутьев для каждой стороны каркаса.
В случае с монтажом силовой конструкции при помощи вязальной проволоки придерживаются установленного правила, что на одну обвязку в среднем уходит 25–30см металлопроката. Зная количество стыков, можно рассчитать потребность в материале.
Технология и этапы процесса
Монтаж армирующего каркаса начинают после завершения всех предыдущих этапов строительства фундамента, а именно:
Силовую конструкцию помещают в готовую щитовую опалубку, внутри которой выступают прутья армокаркаса опор. Сборку конструкцию выполняют с помощью проволоки или соединяют прутья методом сварки.
Некоторые строители опасаются, что сваренный каркас хуже противостоит деформациям из-за отсутствия эластичности, но при строительстве многоэтажек чаще применяют сварку, потому что это более практичный и быстрый в реализации способ.
С точки зрения эксплуатационных характеристик, различия между методами соединения армокаркаса не существенны.
Технологические этапы:
Углы армирующего каркаса в большей степени подвержены значительным нагрузкам, поэтому важно уделить особое внимание надежности фиксации стержней в этих местах.
Отличия от ленточного и монолитного плитного
Единственное отличие в армировании плитного и ленточного ростверка от свайного состоит в том, что в первом случае монтируют единую силовую конструкцию по всей площади основания.
Ленточный ростверк устраивают по периметру сооружения и, как правило, под несущими стенами. Таким образом, при конструировании армирующего каркаса для монолитной плиты будет использовано большее количество металлопроката.
Ошибки и советы
Армирование ростверка выполняют строго по технологии, описанной в СП 63.13330.2018 и связанных с ним нормативных актах, в противном случае невозможно прогнозировать надежность и срок службы фундамента.
Чаще всего строители допускают такие ошибки:
Заключение
Усиленный арматурным каркасом ростверк для свайного основания послужит прочной основой для проектируемого сооружения. При этом важно соблюдать технологическую последовательность армирования, следуя требованиям СНиП.
Заблаговременно составленный чертеж позволит правильно рассчитать требуемое количество металлопроката, а также облегчит самостоятельное выполнение монтажа.
Армирование свай
Из данной статьи вы узнаете, зачем нужно армирование забивных железобетонных свай. Мы рассмотрим все типы армирования ЖБ конструкций, ознакомимся с технологией промышленного армирования ЖБ свай и детально изучим методику расчета и последовательность выполнения работ по армированию буронабивных свай своими руками.
Классификация забивных железобетонных свай, используемых для строительства фундаментов и оснований под здания и технические сооружения, выполняется не только исходя из формы конструкции, но и в зависимости от способа армирования, который применялся при производстве сваи.
Совет эксперта! Сфера применения железобетонных свай непосредственно зависит от способа их армирования.
Рис. 1.1: Пример использования ЖБ свай в гидротехнических сооружениях
Типы армирования свай
Армирование забивных железобетонных свай, согласно положениям ГОСТ № 10922-90 «Сварные арматурные изделия для железобетонных конструкций» и ГОСТ №19804 «Забивные ЖБ сваи», может быть продольным либо продольно-поперечным.
Продольное армирование
Прутья, использующиеся для продольного армирования, не соединяются в цельный каркас с помощью горизонтальных перемычек. Такое армирование выполняется из параллельно расположенных друг к другу продольных стержней арматуры в количестве 4 (для свай сечением от 20*20 до 30*30 см) либо 8 (для сечения 35*35 и 40*40 см) штук.
Важное! Для продольного армирования используются горячекатаные рифленые прутья класса А1 и А2, диаметром от 12 миллиметров.
Продольная арматура ближе к концу свайного столба загибается в центр и формирует острие сваи. Острие свай, предназначенных для использования в грунтах высокой плотности, укрепляется с помощью привариваемой к пучку арматуры стальной обоймы.
Рис. 1.2: Схема продольного армирования ЖБ сваи
Совет эксперта! Для укрепления свайных конструкций с продольным армированием в верхней части свайного столба (воспринимающей удары дизель молота) дополнительно устанавливаются арматурные сетки с шагом в 5 сантиметров.
Продольно-поперечное армирование
Для продольно-поперечного армирования ЖБ свай используются сварные каркасы, состоящие из продольных арматурных прутьев и приваренной к ним арматурной сетки либо горизонтальных перемычек.
Рис. 1.2: Схема продольно-поперечного армирования свай
Рис. 1.3: Продольно-поперечный армокаркас для железобетонных свай
Продольно-поперечно армированные сваи дополнительно укрепляются посредством арматурной сетки на оголовке и металлической обоймы на острие, которые жестко фиксируются со стержнями основного арматурного каркаса.
Рис. 1.4: Стальная обойма на армокаркасе железобетонной сваи
Предварительно напряженное и ненапряженное армирование ЖБ свай
Армирование всех железобетонных свай, которые в процессе эксплуатации будут переносить сильные растягивающие нагрузки, предусматривает обязательное напряжение армокаркаса.
Совет эксперта! Для предварительного напряжения используется специальная арматура из стали класса 20ХГ2Ц, 30ХГ2С, 35ГС и 25Г2С диаметром от 12 до 20 миллиметров.
При создании ЖБ свай в формировочную опалубку укладывается каркас из арматурных стержней, который по продольной оси растягивается с помощью гидравлического домкрата (одновременно с механическим растягиванием на стержни оказывается электротермическое воздействие, уменьшающее плотность металла).
Рис. 1.5: Схема работы гидродомкрата для предварительного напряжения арматуры
Далее в опалубку заливается бетонная смесь и выжидается необходимое для ее схватывания время. Затем на арматуру перестает оказываться растягивающее воздействие и прутья сжимаются до изначального размера. Сжимающие силы от арматуры передаются на бетон сваи, в результате чего он сжимается и приобретает максимально возможную плотность.
Рис. 1.6: Гидродомкрат для предварительного напряжения арматуры
Совет эксперта! Железобетонные сваи, армированные по технологии предварительного напряжения, отличаются от обычных ЖБ свай лучшим сопротивлением к растягивающим и сгибающим нагрузкам, возникающих в процессе их эксплуатации, и устойчивостью к образованию трещин.
Армирование забивных свай
Армирование забивных ЖБ свай промышленного изготовления выполняется на одной производственной линии, где реализуются все этапы работ по формированию сваи. ЖБ заводы могут как закупать уже готовые армокаркасы у предприятий, специализирующихся на производстве арматурных конструкций, так и изготавливать их самостоятельно.
Металлоформа для производства ЖБ свай состоит из стального основания, которое поделено продольными и торцевыми бортами на несколько равных частей (от их размера зависит сечение производимой сваи), зацепов для подъема с помощью крана и силовым виброприводом для уплотнения бетона.
За предварительное растяжение арматуры отвечают гидравлические домкраты, расположенные на торцах металлоформы.
Рис. 1.7: Металлоформа для производства железобетонных свай
Рассмотрим основные этапы производства и армирования железобетонных свай:
Рис. 1.8: Подготовка армокаркаса для армирования ЖБ свай
Рис. 1.9: Процесс производства железобетонных свай
Совет эксперта! При изготовлении свай армированных без предварительного напряжения производственный процесс значительно ускоряется, поскольку отпадает необходимость реализации этапов №3 и №6.
Армирование буронабивных свай
Расчет арматуры для укрепления буронабивных свай
В качестве примера приводим алгоритм расчета арматурных прутьев, необходимых для создания армокаркаса буронабивной сваи.
Расчет производится исходя из следующих первоначальных данных:
Свайный столб будет укрепляться с помощью армокаркаса, состоящего из четырех продольных арматурных прутьев длиною 180 см (150 см на часть столба, расположенную в почве, и 30 см. на выпуск), соединенных тремя витками (сверху, посередине и в нижней части) гладкой арматуры.
Рис. 2.0: Схема конструкции буронабивной сваи
В первую очередь необходимо рассчитать количество буронабивных свай в фундаменте. Делается это на основании периметра свайного поля и шага между сваями:
Исходя из того, что длина продольного прутка арматуры в каркасе составляет 1.8 м, а всего таких прутьев должно быть 4, рассчитываем количество арматуры на один каркас:
Зная количество свай и длину продольной арматуры на один каркас мы можем рассчитать общую длину арматурных прутьев:
Для соединения продольных прутьев между собой нам потребуется гладкая арматура диаметром 7-8 мм. Исходя из диаметра каркаса в 300 мм, длина одного прутка гладкой арматуры будет составлять около 95 см.
Совет эксперта! Длину окружности, зная диаметр, можно рассчитать по формуле: L = π *d, в которой π = 3,14.
Осталось лишь рассчитать общую длину гладкой арматуры, необходимую для соединения продольных прутьев во всех 18 армокаркасах:
Исходя из проведенных расчетов мы определили, что для армирования буронабивных свай нам потребуется 130 метров рифленой арматуры и 52 метра гладких прутьев.
Необходимые инструменты и материалы
Рис. 2.1: Схема соединения армокаркаса с помощью вязальной проволоки
Совет эксперта! У данного способа фиксации арматуры существует немало приверженцев, которые настаивают на том, что при соединении вязальной проволокой армокаркас не теряет эластичность и лучше переносит сгибающие нагрузки.
Все армокаркасы для свай, произведенные в промышленных условиях, скрепляются с помощью сварки, так что опасаться сварочного соединения не стоит. Единственным существенным недостатком данного метода является подверженность металла коррозии (в местах сварки), однако данная проблема устраняется покрытием арматуры обычной грунтовкой по металлу.
Рис. 2.2: Сварной армокаркас для буронабивной сваи
И так, чтобы создать армокаркас для буронабивной сваи своими руками вам потребуются следующие инструменты:
Последовательность выполнения работ
Алгоритм действия при создании армокаркаса следующий:
Рис. 2.3: Гибка арматуры с помощью тисков
Обустройство каркаса на этом закончено. Далее следуют работы по непосредственному армированию буронабивной сваи.
Совет эксперта! Опалубка должна выступать из скважины на высоту, равную проектную высоту выпуска сваи, поскольку именно она будет формировать расположенный на землей оголовок свайного столба;
Рис. 2.4: Опалубка буронабивной сваи из рубероида
Рис. 2.5: Готовая армированная буронабивная свая
После заливки буронабивной сваи, прежде чем приступать к последующим работам, нужно выждать время, необходимо для полного отвердевания бетона.
Для погружения большинства железобетонных свай используется сваебой на колесном ходу, благодаря своей колёсной базе легко доставляется на место проведения работ и быстро выполняет дневную норму.
Важно! Срок набора бетоном проектной прочности, в зависимости от климатических условий, может варьироваться в пределах 20-30 дней.