какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность

Консультация «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников в процессе образовательной деятельности»

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность Анжелика Белоусова
Консультация «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников в процессе образовательной деятельности»

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников в процессе образовательной деятельности«

Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства.

Любопытство – это жажда новизны, интеллектуальной стимуляции и впечатлений.

Но не смотря на всю полезность любопытства, отношение взрослых к ней двойственное

И первое что родитель говорит ребенку, когда он задает неудобные вопросы,это: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!» или «Не суй свой нос не в свое дело!»

Мое мнение, что детское любопытство не бывает плохим, ведь природа детского любопытства именно познание. Даже если ребенка интересует что то опасное, что может навредить его жизни и здоровью мы должны стараться ответить на вопрос почему этого нельзя делать

Необходимое условие полноценного развития любознательности и познавательной активности – сотрудничество и взаимодействие семьи и ДОУ

В нашем Доу мы применяем как традиционные, так и инновационные формы и методы работы с семьей (круглые столы, почта доверия, мастер-классы, выставки семейного творчества)

Условия, необходимые для развития инициативы детей:

1. Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей;

2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно;

3. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами

Хотелось бы заострить внимание на втором факторе. Как мы стимулируем любознательность детей! Каждый день у нас с ребятами после приветствия проходит обсуждение и выстраивание планов на рабочий день. Мы обсуждаем чем мы будем заниматься, а после устраиваем «мозговой штурм» Ребята отвечают на вопросы «Чем они хотели бы позаниматься?» «Что интересует?» Что тревожит?» «О чем мечтают?» «Чего бояться?». Это помогает не только выстраивать доверительные отношения в группе, но и находить темы которые действительно заботят детей и интересны им. (Пример, как рассказ ребенка о мечте, брать в магазине все, что захочешь бесплатно, повлек за собой создание проекта «Зачем нужны деньги?»)

Мы применяем следующие методы и приемы работы с детьми:

* наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов, лепбуки);

* Словесные (беседы, чтение художественной литературы, сообщения, использование фольклорных материалов);

* Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, фиксация результатов, моделирование)

*Метод проблемного изложения

Моими любимыми методами являются игры с элементами теории решения изобретательских задач (промер: «Дождь и зонт»). С помощью методики ТРИЗ у детей развивается воображение, фантазия, они учатся искать нестандартные решения

Эксперимент – это самый доступные способ объяснить детям многие явления, которые сложно объяснить словами, игрой.Например: круговорот воды в природе или фотосинтез.

Мы в своей практике применяем эксперименты не только с реальными объектами, но и с абстрактными. Если про экспериментирование с реальными объектами все понятно, то что же такое экспериментирование с абстрактными объектами?

Это экспериментирование со словами воображаемыми объектами, отношениями. Сегодня и мы с вами попробуем поэкспериментировать, а вот с чем вам предстоит угадать!

Какую ноту можно съесть? (соль) Предлагаю поэкспериментировать со словом соль. Придумайте другие слова в которых содержалось бы слово соль (сольдо, усолье, фасоль, консоль, персоль, антресоль, водоросоль, посольство, рассольник). Вот во что мы превратили с вами слово соль!

В заключении хочется сказать, что детям от природы свойственно любопытство, интерес ко всему новому, взрослым остается только направить эту энергию в нужное русло, а не «щелкать по носу» за излишнее любопытство

Источник

Воспитание познавательных интересов и любознательности для детей

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность Наталья Мартынова
Воспитание познавательных интересов и любознательности для детей

Сообщение для родителей

«Воспитание познавательных интересов и любознательности для детей

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребёнка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес-признак готовности ребёнка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе с 6 лет.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьёй. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребёнка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребёнка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражаемость дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям.

Познавательный интерес и любознательность ребёнка особенно отчётливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребёнка к себе, вызвать у него потребность общаться.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребёнка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Всё это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательностьФотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательностьИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Презентация «Стихи с раскрасками для старших дошкольников и младших школьников о характерах «О нашей любознательности» Дорогие мои воспитатели, педагоги и родители, заинтересованные в позитивном воспитании детей! Продолжаю публиковать небольшие подборки детских.

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательностьРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательностьРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Источник

Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников.

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность Елена Иващенко
Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников.

Перед системой дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самоценности каждого ребенка, выдвигается задача создания социальной ситуации детского развития.

Не секрет, что развитие творческой личности зависит от уровня развития творческой инициативы, эмоционально-положительного отношения к процессу познания, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

В ФГОС ДО как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. На этапе завершения дошкольногообразования целевыми ориентирами предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности ребенка:

— проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;

— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

— интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

— склонен наблюдать, экспериментировать;

-способен к волевым усилиям, принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности [Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»].

Инициативный ребенок стремится к организации игр, содержательному общению, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Инициативного, любознательного ребенка отличает содержательность интересов.

Следует отметить, что целеполагающие идеи развития дошкольного образования с учетом ФГОС ДО, аккумулируются вокруг таких принципов, как обогащение (амплификация) детского развития, поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, любознательность.

Познавательная активность представляет собой качественно новую деятельность, в которой проявляется отношение дошкольника к объекту и процессу познания.

В толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова любознательный определяется как «склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Любознательный ребенок имеет познавательные интересы, стремиться к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовольствие

Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности, когда ребенок становится субъектом образовательных отношений. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни (A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарёв, поэтому важным аспектом в социальной ситуации является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия со взрослыми.

В качестве педагогических технологий данного взаимодействия могут быть использованы технологии поисково-исследовательской деятельности, личностно-ориентированного развивающего обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Игровые технологии Организации педагогического процесса в формеигры с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результатами: развитие инициативы и любознательности. Имитационное моделирование ситуации через принятие ребенком роли.

Технологии поисково- исследовательской деятельности «Обучение через открытие» (экспериментирование) предполагает непосредственное участие ребенка в образовательной ситуации. Под руководством взрослого создание проблемных ситуаций, организация поисково-исследовательской деятельности детей по их разрешению, в результате чего происходит обучение детей рассуждению, сопоставлению различных точек зрения, обобщению полученных результатов.

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Развитие личности воспитанника в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями развития: интереса к познанию, склонности к той или иной деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии Использование педагогом цифровых образовательных ресурсов при организации видов деятельности.

В современной ситуации образования дошкольника необходимо перестроить исходный взгляд на развитие внутренней активности ребенка, предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него образовательных областях и сферах жизнедеятельности (К. Белая).

В качестве условия развития инициативы и любознательности у детей рассматриваем содержательно- насыщенную, трансформируемую, полифункциональную и вариативную предметно-пространственную образовательную среду в группах, на участке. Среда должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых в совместной деятельности. Важным условием является обогащение предметно-пространственной среды,создание центров: познавательный, экспериментально-исследовательской деятельности. Среда в группах может поддерживаться передвижной компьютерной лабораторией. Оснащение дошкольного учреждения инновационными решениями и продуктами расширит спектр образовательных ситуаций. Информационным центром в детском саду может стать интерактивная доска SMART BOARD. В зоне открытого доступа для педагогов могут быть предоставлены информационные ресурсы, размещенные на образовательных порталах, видео- и аудио материалы.

Более значимой на современном этапе становится роль педагога. Он выступает в роли партнера и помогает ребенку рассматривать любую образовательную ситуацию, как развивающую, предоставляет каждому включенному в неё субъекту широкий простор для самореализации, проявления самостоятельности, инициативы, творчества с учетом интересов, склонностей и способностей.

Следовательно, процесс развития инициативы и любознательности дошкольников обусловленвнутренней взаимосвязью деятельности взрослых и детей с учетом совокупности определенных факторов: цели, содержания, характера и методов обучения возрастным и индивидуальны возможностям дошкольников, которые взаимосвязаны в реальном процессе обучения.

Мы придерживаемся точки зрения, что познавательная активность дошкольников лучше проявляется и развивается, прежде всего, в образовательном пространстве, создаваемом педагогом, но в тоже время, считаем, что необходим комплекс совместных действий, сотрудничество дошкольной организации с семьями воспитанников. Данное сотрудничество является важным моментом в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. На сегодняшний день значимым является приобщение семьи к созданию социальной ситуации познавательного развития ребенка в период раннего и дошкольного детства, к оказанию помощи ребенку в выполнении проектно- исследовательской деятельности.

Мини-проекты приобщают детей к самостоятельной познавательной деятельности, расширяют кругозор, побуждают к проявлению инициативы и любознательности, стимулируют проявление нравственно-волевых качеств по достижению познавательных целей. В возрасте 6-7 лет взрослому особенно важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом.

Работа педагогов-дошкольников в современных условиях требует постоянного повышения образовательного уровня педагогического коллектива, поэтому проведению методической учебы, круглых столов, консультаций, обучающих семинаров, мастер-классов, изучению педагогами опыта работы других дошкольных в детском саду отводится большое внимание.

Таким образом, развитие инициативы и любознательности у дошкольников обеспечивается реализацией целостной педагогической системы, эффективность которой определяется комплексом педагогических условий.

Источник

Какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность

ЗЕЛЕНИНА Елена Борисовна,

кандидат педагогических наук,

завкафедрой педагогики и психологии ПКИППКРО

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.

Для основной школы самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном.

Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании.

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность

Очевидно, что активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося. Вот как это выглядит графически.

Субъектную позицию школьника в учебной деятельности понимают как «внутреннюю позицию личности, основанную на отношении к процессу обучения в целом, на определении своего места и роли в нем» (С.А. Нелюбов). Значит, с одной стороны, приобретая свою внутреннюю позицию, ребенок не может быть пассивным в учении. С другой стороны, чем более активен он в учебной деятельности, тем более устойчива его субъектная позиция. К показателям сформированности субъектной позиции школьников относят: устойчивое положительное отношение к учению; высокую активность и самостоятельность; использование результатов учения в социальной практике; высокую самооценку и саморегуляцию.

Основная школа, согласно ФГОС ООО, должна стать этапом испытаний, проб, экспериментирования, проектирования – этапом постепенного преобразования коллективного субъекта учебной деятельности в индивидуальный.

Исследование, проведенное нами среди учащихся 9–11 классов (153 человека) трех школ Владивостока и Артема в 2009–2011 годах, показало, какие проблемы познавательной активности учащихся порождает традиционный процесс обучения.

Познавательная активность учащихся

какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Смотреть картинку какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Картинка про какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность. Фото какая активность реализуется в учебном процессе через интерес и любознательность

Анализируя эти данные, выделим основные ценностные ориентации школьников в обычных массовых школах. На первом месте стоит умение «запомнить» (82%). Это свидетельство того, что обучение осуществляется на «знаниевой» основе.

При этом большинство детей (71%) не пытается находить связь с ранее изученным материалом. И только чуть более половины (58%) детей смогли сказать, что «им интересно многое из того, что изучают в школе». Почти столько же (55%) учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и что не знают».

А практически половина учащихся предполагает, что школьное обучение, скорее всего, значимо для их будущей жизни. Заметьте – не для нынешней.

Четыре основных типа познавательной активности школьника

Согласно результатам исследования В.А. Коротаевой, познавательная активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося.

Анализ этих позиций позволил исследователю условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности:

Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию.

Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии.

Первый тип (О): учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе.

Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых». Вспоминая свои прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче. В данном случае очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.

Стратегическое направление в работе сданными учащимися – перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.

Второй тип (OS) реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели – проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически.

Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися – подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес.

Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом); к сожалению, большинство таблиц, изготовленных типографским способом, этих школьников не интересует.

Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема нетолько при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительски активному типу познания.

Третий тип – учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности (S).

Главный плюс этих учащихся – стабильность и постоянство. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог.

Именно на них опирается учитель при изучении новой темы, они же выручают учителя в трудных ситуациях. Однако и у них есть свои проблемы. Некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала.

Основными тактическими приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

Четвертый творческий тип познавательной активности (S) характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.

Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С. Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями;

воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить, использовать и т.д.

Таким образом, деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки.

Тип познавательной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть тот факт, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке.

Общие условия достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основной школы:

1. Развитие познавательной активности школьников за счет сохранения и расширения поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, превращения ее в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося.

2.Выход за пределы учебной деятельности – постепенное сращивание учебной и внеучебной деятельности подростков.

3. Многовариативность разворачивания учебного материала в рамках учебной программы и за ее пределами (индивидуальный образовательный маршрут).

4. Переход на самоконтроль и самооценку собственного движения в учебном материале.

5. В содержании обучения подростка центральное место должна занимать «особая модель объекта, на которой возможно нечто испытывать и опробовать». Обучение в основной школе есть моделестроение и опробование этих моделей (пробных тел) в разных ситуациях для формирования собственной картины мира у подростка.

Основная школа предъявляет серьезные требования к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов. Неготовность взять высокую планку этих требований угрожает эмоциональному благополучию большей части школьников. Однако, если основная школа, идя на поводу у детской неготовности, снизит уровень этих требований, она потеряет развивающий эффект, что негативно отразится на будущем сегодняшнего подростка.

Лев Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». Российские педагоги получают шанс реализовать этот подход. Иначе мы окажемся в будущем, сделанным для нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *