кака мыши кота хоронили

Игры дома для детей и не только.

Игры для детей, детские игры, подвижные игры, домашние игры, развивающие игрушки, поделки для детей, идеи для творчества

В.А. Жуковский «Как мыши кота хоронили»

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Почитайте вместе с ребятами забавный, но драматический рассказ про мышей и кота русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Рассказ написан от имени маленького глупого мышонка. Очень интересный слог у рассказа. 🙂

В.А. Жуковский «Как мыши кота хоронили»

Кошачий род давно враждует с мышиным. Но этот хитрый котище Мурлыка для нас наказание Божье. Вот как я с ним познакомился.

Глупым мышонком хотел было высунуть нос из подполья. Но мать царица Прасковья с крысой Онуфрием крепко-накрепко мне запретили нору мою покидать, но я не послушался, в щёлку выглянул: вижу камнем выстланный двор, освящало солнце его, и окна огромного дома светились, птицы летали и пели. Глаза у меня разбежались.

Выйти не смея, смотрю я из щёлки и вижу на дальнем краю зверёк усатый, сизая шкура, розовый нос, зелёные глазки, пушистые уши, тихо сидит и за птичками смотрит; а хвостик, как змейка, так и виляет. Потом он своею бархатной лапкой начал усатое рыльце себе умывать. Облилось радостью сердце мое, и я уж собирался покинуть щёлку, чтобы с милым зверьком познакомиться. Вдруг зашумело что-то вблизи; оглянувшись, так я и обмер. Какой-то страшный урод ко мне подходил; широко шагая, черные ноги свои поднимал он, и когти кривые с острыми шпорами были на них, на уродливой шее длинные косы вились змеями, нос крючковатый; под носом какой-то мохнатый мешок и, как-будто красный с зубчатой верхушкой колпак, с головы перегнувшись, по носу бился, а сзади какие-то длинные крючья разного цвета торчали снопом. Не успел я от страха в память придти, как с обоих боков, поднялись у урода словно как паруса, начали хлопать, и он раздвоив острый нос свой, так заорал, что меня как дубиной треснуло.

Как прибежал я назад в подполье, не помню. Крыса Онуфрий, услышав о том, что случилось со мною, так и ахнул. «Тебя миловал Бог — он сказал мне — свечку ты должен поставить уроду, который так кстати криком своим тебя испугал, ведь это наш добрый сторож петух. Он горлан и со своими большой забияка; нам же мышам, он приносит и пользу: когда закричит он, знаем мы, что проснулись наши враги; а приятель который так обольстивший тебя своей лицемерной харей, был не иной кто, как наш злодей записной, объедало кот Мурлыка, хорош бы ты был, когда бы с знакомством к этому плуту подъехал: тебя бы он порядком погладил бархатной лапкой своею; будь впредь осторожен».

Долго рассказывать мне об этом проклятом Мурлыке; каждый день у нас от него недочет. Расскажу я только то, что случилось недавно. Разнесся в подполье слух, что Мурлыку повесили. Наши лазутчики сами видели это глазами своими. Вскружилось подполье; шум, беготня, пискотня, скакание, кувырканье, пляска — словом, мы все одурели, и сам мой Онуфрий премудрый с радости так напился, что подрался с царицей и в драке хвост у неё откусил, за что был высечен больно. Что же случилось потом? Не разведав дела порядком, вздумали мы кота погребать, и надгробное слово тотчас поспело.

Его сочинил поэт наш подпольный Клим, по прозванию «Бешеный хвост»; такое прозвище дали ему за то, что, стихи читая, всегда он в меру вилял хвостом, и хвост, как маятник, стукал. Все изготовились, отправились мы на поминки к Мурлыке; вылезло множество нас из подполья; глядим мы, и вправду кот Мурлыка в ветчине висит на бревне, и повешен за ноги, мордою вниз; оскалены зубы; как палка вытянутый весть; и спина, и хвост, и передние лапы словно как мёрзлые, оба глаза глядят не моргая. Все запищали мы хором: «Повешен Мурлыка, повешен кот окаянный, довольно ты, кот, погулял; погуляем нынче и мы». И шесть смельчаков тотчас взобралися вверх по бревну, чтобы Мурлыкины лапы распутать, но лапы сами держались, когтями вцепившись в бревно, а веревки не было там никакой, и лишь только к ним прикоснулись наши ребята, как вдруг распустились когти, и на пол хлопнулся кот, как мешок. Мы все по углам разбежались в страхе, и смотрим, что будет. Мурлыка лежит и не дышит, ус не тронется, глаз не моргнёт; мертвец да и только. Вот, ободряясь, из углов мы к нему подступать понемногу начали; кто посмелее, тот дернет за хвост, да и тягу даст от него; тот лапкой ему грозит; тот подразнит сзади его языком; а кто еще посмелее, тот, подкравшись, хвостом в носу у него пощекочет. Кот ни с места, как пень. «Берегитесь — тогда сказала нам старая мышь Степанида, которой Мурлыкины когти были знакомы ( у нее он весь зад ободрал, и насилу как-то она от него уплелась) — берегитесь: Мурлыка старый мошенник; ведь он висел без веревки, а это знак недобрый; и шкура цела у него». То услыша, громко мы все засмеялись. «Смейтесь, чтобы после не плакать, — мышь Степанида сказала опять, — а я не товарищ вам». И поспешно, созвав мышеняток своих, убралась с ними в подполье она. А мы принялись, как шальные, прыгать, скакать и кота тормошить. Наконец, поуставши, все уселись в кружок, перед мордой его, и поэт наш Клим, по прозвищу Бешеный Хвост, на Мурлыкино пузо влезши, начал оттуда читать нам надгробное слово, мы же при каждом стихе хохотать: и вот что прочёл он: «Жил Мурлыка; был Мурлыка кот Сибирский, рост богатырский, сизая шкурка, усы как турка; был он бешеный, на краже помешан, за то и повешен, радуйся, наше подполье. »

Но только успел проповедник это слово молвить, как вдруг наш покойник очнулся. Мы бежать… Куда ты! Пошла ужасная травля. Двадцать из нас осталось на месте, а раненых в трое более было. Тот воротился с ободранным пузом, тот без уха, другой с отъеденной мордой; иному хвост был оторван, у многих так страшно искусаны были спины, что шкурки мотались как тряпки; цапицу Прасковью чуть успели в норку уволочь за задние лапки; царь Иринарий спасся с рубцом на носу; но премудрый крыса Онуфрий с Климом-поэтом достались Мурлыке прежде других на обед.

Так кончился пир наш бедою.

А вот и мультик о том, как мыши кота хоронили. Тоже интересный. 😉

Источник

Как мыши кота хоронили. В. А. Жуковский

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

«Как мыши кота хоронили» с иллюстрациями Г. Нарбута

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Сказка В. А. Жуковского

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Глупым мышонком хотел было высунуть нос из подполья. Но мать царица Прасковья с крысой Онуфрием крепко-накрепко мне запретили нору мою покидать, но я не послушался, в щёлку выглянул: вижу камнем выстланный двор, освящало солнце его, и окна огромного дома светились, птицы летали и пели. Глаза у меня разбежались.

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Как прибежал я назад в подполье, не помню. Крыса Онуфрий, услышав о том, что случилось со мною, так и ахнул. «Тебя миловал Бог — он сказал мне — свечку ты должен поставить уроду, который так кстати криком своим тебя испугал, ведь это наш добрый сторож петух.

Он горлан и со своими большой забияка; нам же мышам, он приносит и пользу: когда закричит он, знаем мы, что проснулись наши враги; а приятель который так обольстивший тебя своей лицемерной харей, был не иной кто, как наш злодей записной, объедало кот Мурлыка, хорош бы ты был, когда бы с знакомством к этому плуту подъехал: тебя бы он порядком погладил бархатной лапкой своею; будь впредь осторожен».

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Его сочинил поэт наш подпольный Клим, по прозванию «Бешеный хвост»; такое прозвище дали ему за то, что, стихи читая, всегда он в меру вилял хвостом, и хвост, как маятник, стукал. Все изготовились, отправились мы на поминки к Мурлыке; вылезло множество нас из подполья; глядим мы, и вправду кот Мурлыка в ветчине висит на бревне, и повешен за ноги, мордою вниз; оскалены зубы; как палка вытянутый весть; и спина, и хвост, и передние лапы словно как мёрзлые, оба глаза глядят не моргая.

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Все запищали мы хором: «Повешен Мурлыка, повешен кот окаянный, довольно ты, кот, погулял; погуляем нынче и мы». И шесть смельчаков тотчас взобралися вверх по бревну, чтобы Мурлыкины лапы распутать, но лапы сами держались, когтями вцепившись в бревно, а веревки не было там никакой, и лишь только к ним прикоснулись наши ребята, как вдруг распустились когти, и на пол хлопнулся кот, как мешок. Мы все по углам разбежались в страхе, и смотрим, что будет. Мурлыка лежит и не дышит, ус не тронется, глаз не моргнёт; мертвец да и только. Вот, ободряясь, из углов мы к нему подступать понемногу начали; кто посмелее, тот дернет за хвост, да и тягу даст от него; тот лапкой ему грозит; тот подразнит сзади его языком; а кто еще посмелее, тот, подкравшись, хвостом в носу у него пощекочет. Кот ни с места, как пень.

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

«Берегитесь — тогда сказала нам старая мышь Степанида, которой Мурлыкины когти были знакомы ( у нее он весь зад ободрал, и насилу как-то она от него уплелась) — берегитесь: Мурлыка старый мошенник; ведь он висел без веревки, а это знак недобрый; и шкура цела у него». То услыша, громко мы все засмеялись. «Смейтесь, чтобы после не плакать, — мышь Степанида сказала опять, — а я не товарищ вам». И поспешно, созвав мышеняток своих, убралась с ними в подполье она. А мы принялись, как шальные, прыгать, скакать и кота тормошить. Наконец, поуставши, все уселись в кружок, перед мордой его, и поэт наш Клим, по прозвищу Бешеный Хвост, на Мурлыкино пузо влезши, начал оттуда читать нам надгробное слово, мы же при каждом стихе хохотать: и вот что прочёл он: «Жил Мурлыка; был Мурлыка кот Сибирский, рост богатырский, сизая шкурка, усы как турка; был он бешеный, на краже помешан, за то и повешен, радуйся, наше подполье. »

Но только успел проповедник это слово молвить, как вдруг наш покойник очнулся. Мы бежать… Куда ты! Пошла ужасная травля.

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Двадцать из нас осталось на месте, а раненых в трое более было. Тот воротился с ободранным пузом, тот без уха, другой с отъеденной мордой; иному хвост был оторван, у многих так страшно искусаны были спины, что шкурки мотались как тряпки; цапицу Прасковью чуть успели в норку уволочь за задние лапки; царь Иринарий спасся с рубцом на носу; но премудрый крыса Онуфрий с Климом-поэтом достались Мурлыке прежде других на обед.

Источник

Кака мыши кота хоронили

«Как мыши кота хоронили» – один из самых известных лубочных сюжетов, воспетый множество раз в различных технологиях и трактовках. Он был популярен на протяжении всего периода расцвета лубочного искусства с конца XVII до XIX века.

Своё название лубок получил от луба (древесина липы), который использовался для гравирования и печати лубочных картинок. В XVIII веке луб заменили медные доски, а в XIX – литографские камни, однако название «лубок» закрепилось за этим жанром навсегда. Бедные и малообразованные слои населения приобщались к чтению и искусству посредством лубка, другими словами, печатного листа с рисунком и текстом.

Лубочные картинки начали активно распространяться в петровские времена: они стали защитой русского народного мировоззрения от заграничных новшеств, привнесенных Петром I. Возможно, лубок «Как мыши кота хоронили» сатирически представляет похороны Петра Алексеевича, подобную теорию выдвигает Д.А. Ровинский в книге «Русские народные картинки»[1]. Подтверждают эту мысль изображенный на лубке духовой оркестр (впервые в России такой оркест заиграл именно на похоронах Петра I) и надписи: «Небылица в лицах найденна в старых светлицах оберчена в оных теплицах как мыши кота погребают недруга своего провожают последнюю честь ему воздают …»

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронилиКак мыши кота погребают
Небылица в лицах найденна в старых светлицах оберчена в оных теплицах как мыши кота погребают недруга своего провожают последнюю честь ему воздают …

В период Первой мировой войны история про кота и мышей разыгралась совершенно иначе. «Фриц после своих «побед» готовит себе обед, такого еще свет не видал, он бедного кота объедал»

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронилиФриц готовит себе обед
Цветная литография

Существует множество вариаций развития этой истории, каждая эпоха рассказывала небылицу о коте на свой лад, привнося узнаваемые детали и особенности своего времени. Лишь одно сохранялось неизменным: способность сберечь юмор, сатирическую остроту и интерес публики. Приглашаем вас погрузиться в увлекательное путешествие сюжета «Как мыши кота хоронили» сквозь времена и эпохи.

[1] Ряд исследователей эту версию опровергает: в частности Юлия Хотько в книге «Светский лубок. Конец XVIII — начало XX века. Из собрания Русского музея» высказывает мысль о том, что этот сюжет восходит к одной из поздних редакций басни Эзопа «Кошка и мышка». Также этот сюжет известен по образцам западноевропейского средневекового искусства.

Источник

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронилиn_dank

N.Dank. Согревая ладошки луж.

Лубок «Как мыши кота хоронили». Происхождение сюжета. Сатирический сюжет в народном творчестве.

Знаменитый мотив русского лубка «Как мыши кота хоронили» является не только сказочным сюжетом, но и одним из самых востребованных на протяжении многих столетий примеров острой социальной сатиры.

Фотографии сделаны в Русском музее в 2017 году. Резная скульптура Фёдора Дмитриевича Ерошкина (1879–1936)
Ерошкин Ф. Д. Коллекция Русского музея. Санкт-Петербург.
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Я была уверена, что кот притворяется, а глупые мыши рано радуются. Уверенность моя основывалась на знаниях, почерпнутых когда-то из детской сказки «Как мыши кота хоронили» в пересказе Василия Андреевича Жуковского. У Жуковского хитрый и опасный кот Мурлыка обманул мышей и устроил настоящее мышиное побоище. Оказывается, история эта пришла из глубины веков, и рассказывал её всяк на свой лад.

Рисунки к произведению Жуковского выполнил русский художник Георгий Нарбут (1886—1920).
Издательство: Стрекоза, 2017 год. Серия: Школьная программа
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Лубочная картинка XVIII века.
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Стасов подробно рассматривает оттиски на бумаге и делает вывод:

* с Резани в тексте 1858 года написано через «е»

Ещё один вариант. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год (б-ка им. Н. А. Некрасова). Примечание: написание фамилии автора через «о».
На этой гравюре «мышка тянет табачишка», сидя в коляске — верхний ряд справа.
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Снегирёв, в свою очередь, ориентируется на описание гравюры, сделанное Стасовым:
«Г. Стасовъ почитаеть етотъ естампъ оттискомъ, сдѣланнымъ въ XVIII вѣкѣ съ досокъ, рѣзанныхъ ранѣе того времени, именно въ первой половинѣ тогоже столѣтія, но съ нѣкоторыми только подробностями, принадлежащими XVII вѣку. Въ етой редакции всѣхъ фигуръ 23, между тѣмъ какъ въ позднѣйшей, составленной по образцу первой, ихъ 66; при томъ многія оконечности и надписи прибавлены. Намъ неизвѣстно, когда именно и кѣмъ сочинена и пересочинена ета кар­тинка; но послѣдующая изданія, рѣзанныя на мѣди, не похожи на вышеприведенную нами».

Летний вариант гравюры с 66 мышами. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Снегирёв даёт описание каждой из 66 мышей, текст можно увеличить (жаргонизмы он запикивает точками):
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

«Появившиеся на Москве около половины XVII века Немецкие потешные печатные листы – картинки забавного содержания продавались вместе с печатными книгами, рукописями, писчею бумагой, молотковыми и простыми картами в Овощном ряду, потом на Спасском мосту ‹. › Немецкие потешные листы, без сомнения, перерабатывались у нас в особенных исключительных формах; их переделывали на русский лад или, находя в русской жизни подобные предметы для воспроизведения их в художестве, олицетворяли и в лубочных картинках; нередко черты отечественных поверий и обычаев вставлялись в иностранные рамы, а иногда сцены из немецкой жизни облекаемы были в русские формы и наоборот».

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Сюжет с охотником в сопровождении зверей был очень популярен во многих европейских странах. Вариантов процессии очень много, какой именно из вариантов обсуждают Снегирёв и Стасов, не знаю.

Снегирёв, так же как и Стасов, видят сходство сюжетов с немецкими картинками, в частности, с Нирембергской (Нюренбергской) картинкой.
«Здесь почти вся обстановка старинных похорон знатной особы, где смешано старое с новым, русское с иностранным; исключено только всё священное и церковное, между тем как на Нирембергской картинке лисица с крестом в лапах явно предста­вляет духовную особу.
Очевидно, целью сочинителя была не одна забава и балагурство; но он хотел олицетворить в каррикатуре освобождение слабых от гонителя, в утешение гонимым и в урок гонителям. Мышам только он присвоил человеческие страсти: лицемемерие, ненависть, злопамятность; внутренняя радость у них прикрыта наружного пе­чалью. Так «Рязанская мышь горько плачет, а сама в присядку пляшет » ; «Мышь веселая в волынку играет, песни напевает, Кота проклинаетъ. Применение этого изображения к случаям в жизни простого народа было весьма близко и легко: по сему, вероятно, эта картинка усвоилась ему. В коте он видит обидчика, в мышах обиженных, в смерти его освобождение и торжество других, отрадный конец гоненениям». стр. 126-127.

Снегирёв вслед за Стасовым пытается углубиться в историю в поисках первообраза:
«Если верить г. Макарову, то в Чешской хронике Венцеслава Гайка 1553 года, изданной в Вене 1782 года, в том самом месте, где упоминается о покушении Римского Первосвященника привлечь Россию к Римской Церкви, на поляхъ отмечено : «при­готовили было такую же сатиру, какую Лютеране о погребении кота мышами». На сём основании г. Макаров и предполагал, что первообразом этой Русской простонародной картинки была сатира в лицах, выпущенная в свет сперва Лютеранами, потом Чехами по случаю смерти Папы Пия V, или Григория XIII, преследовав­шего и тех, и других. Но так как, к сожалению, г. Макаров не доска­зал, когда, кем именно и на каком языке сделана приписка: то подобного свидетельства нельзя принять в основание к заключе­нию, что действительно сатира эта сочинена на современного Царю Ивану Васильевичу Римского Первосвященника ».

Далее Снегирёв рассказывает историю о коте царя Алексея Михаиловича, гравюра с оного хранится в Императорской библиотеке, а также поднимает вопрос о том, кому Алексей Михаилович был ненавистен, если речь всё-таки о нём. Снегирёв допускает возможность иностранного первоисточника, но подчеркивает, что эстамп был переработан в национальных формах и применим к отечественным событиям. В своём исследовании он приходит к выводу, что наиболее соответствуют рассматриваемаму сюжету времена Петра I, следовательно картинка выпущена была не ранее начала или середины XVIII века.

Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва:
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Ровинский в очередной раз перечисляет различные версии поиска первоисточника. Он считает, что «родословіе кота нашего отъ Лютеранъ и Чеховъ XVI вѣка не под тверждается никакими данными». Ещё менее вероятным кажется вариант из древней Индии, некоторые исследователи приводили в доказательство «индійскую народную картинку, представляющую кота Видало и рисованную отъ руки индійскимъ богомазомъ въ новѣйшее время». Там изображён рыжий с чёрными пятнами и чёрным хвостом кот Видало в окружении мышей. И далее перечисляются похожие сюжеты:
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Хотелось бы обратить внимание на ошибку или же путаницу, которую допускает Ровинский. Речь вот об этом портрете кота:
Чешский художник Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского. 1663 год.
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Ровинский сообщает, что Снегирёв писал про изображение любимого кота Ивана Грозного . Это не так, в данном случае он вводит читателей в заблуждение. Путаница с котом произошла по вине некого Чижова (или Чижева), который сообщал, что видел в Дрездене экземпляр гравюры с изображением кота, но без датировки, обрезанным снизу, и Чижов решил, что кот принадлежал царю Иоанну IV Грозному. И. М. Снегирёв в книге «Лубочные картинки русского народа в Московском мире» рассматривал, как один из возможных, вариант интерпретации, в котором лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на царя Алексея Михайловича. Гравюра чешского художника Вацлава Холлара «Подлинный портрет кота Великого князя Московского», выполненная в 1660-е годы, могла послужить «предметом к сочинению такой картинки». Изображённый на гравюре Холлара кот в работе Снегирёва именуется как «любимый Царём Алексеем Михайловичем кот». Но вариант о сатире на Царя Алексея Михаиловича не окончательный вывод, более вероятной Снегирёв в своём труде называет версию о том, что лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на Петра I (см. выше две страницы: Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва).

Ровинский, как и Снегирёв, полагает, что автором лубочной картинки про кота и мышей был скорее всего ожесточённый гонениями раскольник, враг петровских нововведений:
«Раскольники имѣли полное право радоваться котову погребенію, потому что этотъ котъ особенно преслѣдовалъ ихъ и ихъ бороды; они звали его Антихристомъ и лютымъ звѣремъ крокодиломъ, а на картинкѣ „отъ Христа паденіе Антихриста» даже нарисовали этого послѣдняго въ образѣ Петра».
Ровинский приписывает раскольникам авторство ещё нескольких лубочных картинок, которые считаются направленными против Петра. Такова, к примеру, картинка, изображающая драку бабы Яги с крокодилом: драка, вероятно, произошла из-за сткляницы вина.
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Д. А. Ровинский обращает внимание, что это мог быть ответ на картинку с изображением цирюльника, который собирается остричь раскольнику бороду, — эта картинка, по мнению Ровинского, была сочинена и пущена в народ по приказу самого Петра. Но петровская картинка в ход не пошла, и повторения не имела, — «а время показало, насколько Петр был неправ в этом деле, даже смотря на него с современной ему точки зрения».

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили
Цирюльник хочет раскольнику бороду остричь, тот упирается со словами: «слушай, цирюльникъ, я бороды стричь не хочу, вотъ гляди я на тебя скоро караулъ закричу».
«Въ словѣ о брадобритіи, приписываемомъ патріарху Адріану, даже упоминается, что въ Вильнѣ новокрестившіеся Антоній, Іоаннъ и Евстафій пострадали за брадобритіе отъ невѣрнаго князя Ольгерда и причтены за это къ лику святыхъ. «Безбородому невозможно и въ царствіе небесное внити!» Борода есть Богомъ данная мужскому полу красота! И вдругъ, ни съ того ни съ сего, вышелъ указъ, что бородa-де лишняя тягота».

Кот казанский, ставший героем фольклорных и лубочных сюжетов, представлен на отдельной лубочной картинке XVIII века. Был кот нрава крутого: ««когда въ живности пребывалъ, по цѣлому мышенку глоталъ», и много изобидѣлъ онъ въ жизни своей народа; за то эти обиженные и собрались посмотрѣть на своего недруга и съ радостію привѣтствуютъ стараго лиходѣя. »

«Кот брысь, он же Алабрыс», он же «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…»
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Самый полный зимний вариант гравюры, порядка 90 фигур. Текст можно увеличить.
Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили

Таким образом, рассмотрены следующие исследования:
1. Стасов на сочинения Равинского, 1858 год
2. Снегирёв, со ссылкой на Стасова, 1861 год
3. Ровинский со ссылкой на Снегирёва и др. 1881 год.

Можно долго гадать о том, какая важная персона изображена на русской лубочной картинке в образе кота, от которого натерпелось мышиное племя. Но меня интересует не столько сама картинка, сколько сюжет. Сюжет гораздо старше всех известных картинок, и является он прежде всего сатирическим. Не мягкий юмор, не просто потешки-небылицы, а жёсткая сатира. Тексты написаны эзоповым языком. Как писал Соловьёв: «Басни на лубочныхъ картинкахъ, по большей части, Езоповы. »

кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили
Это только присказка . Новую интересную информацию я нашла в книге «CARICATURE & GROTESQUE In Literature and Art. BY THOMAS WRIGHT» London, 1865.
Книга рассказывает о карикатурных и гротескных фигурах, изображенных на древних манускриптах или используемых в декоративном оформлении древних храмов. В данном случае речь о процессии с лисой, которая на картинке очень напоминает белку. Носилки несут козел и кабан, собака дергает кабана за хвост. Заяц несёт зажженную свечу, впереди него – волк, несущий крест, и медведь, держащий в одной руке сосуд со святой водой, а в другой – кропило. Утверждается, что это скульптурный орнамент Страсбургского Штрасбургского собора, находится он где-то на колонне рядом с алтарём. Я о таком никогда не слышала.

Штрасбург (нем. Strasburg) — город в Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания, может быть там находится орнамент с животными (?) Или в Австрии(?) Подтверждения я пока не нашла, не понимаю о каком городе и каком соборе речь.
кака мыши кота хоронили. Смотреть фото кака мыши кота хоронили. Смотреть картинку кака мыши кота хоронили. Картинка про кака мыши кота хоронили. Фото кака мыши кота хоронили
Английский археолог и писатель Thomas Wright (1810–1877) по поводу данного сюжета ссылается на произведения английского баснописца XIII века Odo of Cheriton (c. 1185–c. 1247):

Odo de Cirington, the fabulist, tells us how, one day, the wolf died, and the lion called the animals together to celebrate his exequies. The hare carried the holy water, hedgehogs bore the candles, the goats rang the bells, the moles dug the grave, the foxes carried the corpse on the bier. Berengarius, the bear, celebrated mass, the ox read the gospel, and the ass the epistle. When the mass was concluded, and Isengrin buried, the animals made a splendid seast out of his goods, and wished for such another funeral.

Баснописец Одо Херитон рассказывает про волка, чью кончину празднуют созванные львом звери: заяц несёт святую воду, ежи – свечи, козы звонят в колокола, вол читает проповедь и т. д. Добро волчье поделено, звери довольны.

То есть басня об освобождении от ненавистного правителя существовала, как минимум, за 300 лет до начала правления Ивана Грозного, а уж к какой конкретной персоне на каком историческом отрезке времени относились шутки-басни-картинки надо разбираться в каждом конкретном варианте отдельно.

Об опасности сатиры.
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — художник, архитектор, историк, академик и профессор Императорской Академии художеств — «МОЯ ЖИЗНЬ І ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ», 1876 год.

События 1834 года.
Анна Алексеевна Оленина — дочь президента Петербургской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина.

«В это именно время случилось происшествие, которое могло кончиться для меня неприятностью. Однажды Анна Алексеевна Оленина, которой я давал уроки по рисованию, вместе с под­ругами своими, графиней Блудовой и Уваровой, попросили меня нарисовать картину «Погребение кота мышами». Милые, умные и любезные просительницы рассказывали, как следовало сделать мышей, в каком мундире нарисовать кота и проч. Всё это ис­полнял я в точности, ничего не подозревая. Когда картина была готова и я уже забыл о ней, как раз пришел я к Алексею Николаевичу; он открыл бюро, вынул мой рисунок и спросил:
— «Это ты рисовал?»
— Точно так.
— «Ты можешь больно поплатиться за эти шалости. Мы с тобой должны ехать к графу Бенкендорфу».
— Помилуйте, Алексей Николаевич, — сказалъ я, — ведь я ни в чем не виноват: рисовал в вашем доме и под дик­товку Анны Алексеевны.
— «Всё равно, надо ехать к шефу жандармов. Я получил предложениe— тебя доставить к нему».
Мы поехали.
— «Это вы рисовали?» — спросил меня Бенкендорф, показы­вая мой рисунок.
— Я.
— «Знаете, что это каррикатура над известными в столице лицами, — сказалъ мне граф. — Рисунок ваш получил я от императрицы».
Все это было для меня крайне неожиданно. »

Ох, какова Анна Алексеевна! Совершенно непонятно, каким образом рисунок попал к императрице, но это исторический факт, о котором не следует забывать.
Солнцеву поставили на вид, не более того, однако, история запомнилась
.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *