как вы считаете какими качествами должен обладать государственный служащий и необходимо ли ему
Эссе «Профессионально важные качества государственного служащего»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Профессионально важные качества государственного служащего»
Главная задачей государственной службы в РФ является регулирование общественных процессов, обеспечение целостности государства, охраны конституционного строя РФ, защита прав и интересов граждан.
Государственным служащим является любой работник, сотрудник государственного учреждения, который занимается реализацией вопросов относительно государственной службы. Государственная служба – включает в себя профессиональную служебную деятельность граждан России по вопросам обеспечения исполнения полномочий: федеральных и иных органов государственной власти, то есть государственная служба – это профессиональная деятельность человека в органах государственного управления.
Государственные служащие занимаются переориентацией крупномасштабных проектов решений государственного аппарата по отношению к населению. Государственная служба важное звено, главный стержень в государственном управлении, требующая грамотных, компетентных, квалифицированных, опытных, смекалистых специалистов.
1. Профессиональные качества госслужащего
Одним из важнейших принципов реализации государственной службы является принцип компетентности и профессионализма, которые имеют непосредственное значение на имидж служащего.
Профессионализм – понятие, включающее в себя способности личности, которые соответствуют профессиональным требованиям, всесторонние знания, умения, навыки в соответствующих вопросах государственной службы. Компетентность – включает показатели, которые характеризуют профессиональные знания, осведомленность в вопросах государственно-служебной деятельности и способности к эффективной и результативной реализации в деятельности государственной службы.
Имидж госслужащего определяется его компетенциями – способностью применения знаний, умений и практических навыков, а так же личных качеств, для успешной реализации идей в разных ситуациях. То есть компетенции – это некие внутренне-скрытые новообразования психологического аспекта, которые проявляются в деятельностных проявлениях. К компетенциям можно отнести те знания, умения и практические навыки, которые будут необходимы для осуществления и реализации деятельности в конкретной ситуации.
Под профессиональной компетентностью госслужащего мы понимаем его профессиональные знания, умении и навыки необходимые для успешной реализации государственной служебной деятельности, но в тоже время неразрывно связанной с его личностными характеристиками, а именно: общий уровень образованности, культуры, умении разбираться в людях, умении решать конфликтные ситуации, быть коммуникативным, эрудированным, сдержанным, пунктуальным и т.д. Деятельность госслужащего постоянно имеет связь с деятельностью других людей и порой бывает так, что госслужащие с высоким уровнем подготовки, эрудированные и грамотные слабо воздействуют в коммуникационном процессе, так как любое общение будет эффективным тогда, когда предусматривает компетенции взаимодействующих друг с другом людей. Таким образом, профессиональная компетентность стоит во главе деловых качеств государственного служащего как основывающаяся на способностях коммуникативных умений, знаний, навыков, позволяющих эффективно, результативно, ответственно осуществлять коммуникативные действия в определенном круге вопросов взаимодействия в профессиональной деятельности, что непосредственно влияет на положительный имидж такого специалиста.
2. Личностные качества госслужащего
Государственный служащий должен обладать набором личностных характеристик, нравственных требований, которые условно можно разделить на группы:
1. Группа властных распорядительных полномочий: профессионализм, способность к лидертсву, решительность.
2. Исполнительская дисциплина: внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, законопослушность и законоисплонительность, пунктуальность, своевременное, высококвалифицированное выполнение всех распоряжений, решений и поручений, педантичность.
3. Умение общаться, коммуникативные возможности. При чем умение общаться с различными слоями населения, их интересами, социальным статусом, уровнем доходов и др. Госслужащий должен уметь уважать не только «равных себе», а так же уважать чужую точку зрения, принимать ее во внимание, быть тактичным по отношению к людям, сдержанным, воспитанным, владеть грамотной лексической и грамматической русской речью и (или) иностранными языками, обладать умением себя «подать», умением слушать и слышать.
4. Особое положение госслужащего, которое всегда находится под взором общественности. Госслужащий не должен забывать о своем статусе в рабочее, а так же личное от работы время. Личное поведение, сдержанность, культура поведения, аскетизм. Каждая индивидуальная личность, представляющая интересы государства должна понимать и помнить, что от каждого сделанного поступка госслужащего будет зависеть сложившееся мнение у граждан о государстве вцелом. Данные набор качеств называют «Эффектом аквариума».
При практическом выполнении профессиональных задач на первом месте выступает необходимость выполнения этических требований, которые должны выполняться как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных задач. А именно:
Госслужащий дожжен ставить во главенство интересы государства, а не свои – личные, частные, быть приверженным к нравственным этическим принципам, обладать патриотическим чувствами к родной стране, соблюдать важнейшие принципы государственной службы: принцип федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина; равного доступа к государственной службе. Обладать постоянной готовностью, выступать на защиту Конституции, законов, положений государственного строя, не отказываться и не нарушать установки присяги на верность службе в родной стране, не отказываться от соблюдения законных требований, быть честным и совестливым в принятии решений государственного значения. Находиться в постоянном поиске наиболее эффективных, рациональных и рентабельных способов выполнения государственных задач. Госслужащий должен обладать набором качеств, отвергающих дискриминационный признак по отношению одного субъекта к другому, за особые привилегии или вознаграждения, взятки. Никогда не использовать служебное положение в достижении личных целей и интересов. Не давать обещаний личного характера, связанных с выполнением служебных полномочий. Сохранять конфиденциальную государственную информацию, не заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Быть корректным с коллегами, соблюдать деловой режим общения. Стремиться создавать деловой, официальный стиль государственного служащего. Не высказывать общественно свое мнение о других политических деятелях. Избегать корыстных побуждений в достижении личного успеха. В общении с населением соблюдать правила поведения, вести себя на достойном уровне, демонстрируя вежливое общение, равное отношение ко всем гражданам, уметь слышать противоположную позицию обсуждаемых вопросов относительно управленческих решений.
Одним из важнейших критических факторов отрицательного отношения к органам государственной службы, выступает тот факт, что служащие зачастую не уделяют должного внимания к личности граждан, уважению их достоинств, не проявляют чуткости, чувства эмпатии, тактичности и профессиональной этики.
Недостойным поступком, позорящим звание государственного служащего выступает такое поведение, которое делает невозможным его дальнейшее пребывание в данной должности, а именно: несоблюдение Конституции и законов РФ, осквернение и высмеивание государственных символов страны, грубое нарушение общепринятих норм и правил поведения, принижающее авторитет государства, умышленное уклонение от соблюдения законов, о нарушении соблюдения государственной присяги, недобросовестность.
Пиком приверженности профессиональным нравственно-этическим требованиям на всех уровнях государственной деятельности является способность уважительного отношения к достоинству и чести человека, уважении его прав и свобод, понимании и чувствовании проблем граждан, как своих личных, умении признавать равные права человека, независимо от социального статуса.
Умение сделать правильный выбор морального долга, нравственности является показателем высокой духовной культуры государственного служащего, целью которого является достижение общего государственного блага, чувства ответственности за сделанные поступки, чувства совести перед общественным мнением граждан за последствия и влекущие за собой результаты.
Репутация государственного служащего зависит от высокого уровня профессионализма, его компетенций, постоянного стремления к достижению высоких моральных стандартов и эталонов, наличием высоких морально-этических качеств, соблюдением законов, целеустремленности, ответственности, пунктуальности, порядочности, дисциплинированности, честности, коммуникативных умений. Госслужащих достойно выполняющих сои обязанности отличает гуманистическая направленность, желание помочь окружающим, не используя в личных интересах государственное положение, обладают гибким стилем общения, высокой психологической подготовленностью при работе с населением, преобладает умение демократического стиля руководства, решительны, настойчивы.
При стремлении всех государственных служащих, занимающих ответственную должность к достижению целей, сохраняя высокие моральные качества, будет достигнут эффективный результат руководства и управления государственной службы Российской Федерации.
Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе. Г. А. Корнийчук Государственные служащие. Особенности регулирования труда
Государственные служащие, как никакие другие, защищены и в социальном плане – оплачиваемый отпуск и больничный им гарантирован. Отпуск, кроме того, составляет не 28 рабочих дней, как у большинства работающих, а в полтора раза больше. Кроме того, государственные предприятия обеспечивают работников социальным пакетом и гарантируют предоставление льгот.
Для работы в госструктуре необходимо соответствовать определенным требованиям к образованию, квалификации и стажу.
Минусы работы в государственных структурах
В отличие от коммерческих структур, специалисты в госструктурах особой выгоды не приносят, поэтому для продвижения по карьерной лестнице чаще всего достаточно быть лояльным руководству.
Кроме того, на самом деле, нарушения Трудового кодекса практикуются в государственных организациях сплошь и рядом. Руководство вправе объявлять авралы и требовать переработки, которую никто не собирается учитывать. Личные планы сотрудников не очень-то волнуют руководителей, сотрудники не защищены от произвола руководства, поскольку боятся потерять место. Чем дольше работает сотрудник, тем выше у него дополнительные выплаты, и тем больше он дорожит своим рабочим местом.
Посетите также сайты государственных учреждений. На этих сайтах, так же, как и на сайтах компаний, встречаются вакансии. Однако чтобы устроиться, вам придется пройти не просто собеседование, а конкурс на замещение вакантной должности. От обычного собеседования он отличается тем, что вам придется собрать довольно
Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.
Госслужбу можно разделить на две ветви:
На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.
Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:
Запреты и правила, касающиеся госслужбы
Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:
Как поступить на государственную гражданскую службу?
К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:
Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.
Кандидат может быть или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.
Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала:
Служба – это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба – это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.
Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:
Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.
Принципы госслужбы
К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:
Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.
Система государственной службы РФ
Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.
Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.
Государственная гражданская служба
Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.
Виды государственной гражданской службы
Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.
Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.
Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.
Военная служба
Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Для военнослужащих определены:
Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.
Правоохранительная служба
Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.
Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.
Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.
Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.
Муниципальная служба
Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.
По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы – это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта – лишь дело времени.
В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.
Государственная служба – это выполнение лицами государственных обязанностей. Какие существуют виды государственной службы? Каковы ее особенности? Как государственная служба связана с гражданами? Расскажем в этой статье.
История государственной службы уходит вглубь на тысячу лет назад. Госслужба развивалась параллельно развитию Российской Империи, и первые свои современные отклики начала получать в 18 веке. Издавна к госслужащим относились как к людям высшего класса. Их почитали, уважали.
В современной России должность госслужащего так же осталась довольно престижной и ответственной. Признанная неотъемлемой частью государства, она так глубоко проникла в законодательную систему, что без нее уже невозможно представить современное государство. Государственная служба является ключевым звеном в управлении государством. И не только в России, но и во многих странах зарубежья.
Особенности
Для государственной службы существует свой ряд законодательных актов, договоров, прецедентов и так далее. Ее особенность доходит вплоть до продления испытательного срока для сотрудников, который значительно отличается от условий обычного испытательного срока. Нормы различных отраслей права вмещает в себя Государственная служба.
И дошло это до того, что она получила свой институт права, в который входят нормы трудового, хозяйственного, финансового права и других. Также входят нормы административного права, но они составляют подавляющее большинство, тем самым образуя очередной институт внутри Госслужбы – институт административного права. Ведь административные службы регламентируют вопросы Государственной службы, и этим они взаимосвязаны.
Но, тем не менее, несмотря на то, что деятельность Государственной службы регулируется большим количеством нормативно-правовых актов – существуют значительные пробелы в нормопроизводстве.
Государственная служба регулирует практически все сферы жизнедеятельности государства. Это и социально-культурная сфера, и управление экономикой, промышленностью, сельским хозяйством, и административно-политической сферой.
Государственная служба имеет ряд признаков. Среди них можно отметить, что государственная служба это и профессиональная деятельность, в процессе которой происходит реализация компетенции госорганов. Эта деятельность направлена на обеспечение функционирования госорганов, и эта деятельность должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.
Ведь, как известно, госслужащим запрещается принимать дар, сумма которого превышает 3 000 рублей. Деятельность госслужащих очень скрупулезно контролируется со стороны закона.
Можно выделить основные принципы Государственной службы:
1. Верховенство права. Этот принцип говорит сам за себя – нет, и не может ничего быть, что является выше закона, закон обязует выполнять свои нормы, прежде всего. Закон превыше всего.
2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Человек и его жизнь – самая высокая ценность государства, и все законодательство нацелено на то, чтобы дать человеку права и свободы.
3. Принцип единства системы государственной власти.
4. Принцип разделения власти на три ветки – законодательную, исполнительную и судебную.
Принципов существует огромное количество. Более подробно обо всех принципах можно прочесть в федеральных законах о госслужбе.
Виды государственной службы
Государственная служба делится на два вида:
1. Федеральная государственная служба.
2. Государственная служба субъектов Российской Федерации.
Эти службы регулируют разные отрасли государственной деятельности, и опираются на разные законодательные акты. Но эти акты могут прямо или косвенно затрагивать деятельность противоположных служб, передавать ссылки один на другой.
Совместно в ведении этих служб находятся лишь кадры правоохранительных органов и судебных органов.
Выводы
Государственная служба пережила нелегкий этап своего становления до сегодняшнего момента. И даже сейчас еще есть чему меняться. Каждый день издаются новые законы, подписываются новые законопроекты. И в будущем коллизий, относящихся к деятельности Государственной службы, будет становиться все меньше.
«Я не понимаю, для чего нужна эта работа»: сколько зарабатывает госслужащая
Во Владивостоке
Каждый месяц мы находим среди читателей Т—Ж героев, готовых честно поговорить о своей профессии и доходах.
Юлия из Владивостока дослужилась до чина референта госслужбы Приморского края второго класса, но так и не смогла понять, в чем смысл ее работы. Она рассказала, чем занимаются работники госструктур, так ли хороши там зарплаты и почему чиновники не любят увольняться.
Выбор профессии
Мне всегда нравилось разговаривать с людьми, помогать им советом или просто выслушивать их проблемы, поэтому я выучилась на психолога. После университета пыталась работать по специальности, но, испробовав несколько вариантов, поняла, что пока слишком молода для этой профессии: она требует хороших психологических защит и житейской мудрости.
Недостаток и того и другого мне показала работа в брачном агентстве. Я консультировала мужчину преклонного возраста, и он своим тяжелым характером выжал из меня все соки. Тогда я поняла, что с консультированием стоит подождать.
После брачного агентства полтора месяца сидела без работы и прошла более 20 собеседований. Я искала что-то близкое моей специальности, поэтому многие заинтересовавшие меня вакансии были связаны с подбором персонала, но рекрутеры в один голос говорили, что это не мое. С другими местами тоже что-то не срасталось.
Моя мама когда-то за нищенскую зарплату работала в территориальном отделе социальной защиты. Она решила узнать о вакансиях в краевом департаменте труда и соцразвития. Оказалось, что одна женщина уходит в декрет с должности специалиста-эксперта.
Это было одно из самых быстрых собеседований в моей жизни. Мы немного пообщались с начальницей отдела, которую больше всего интересовал мой письменный русский язык, и мне сказали собирать документы.
Слабо верю в то, что на такие низкие должности кого-то берут по блату.
Разве что по знакомству могут рассказать о ставке и предложить пройти конкурс. Но никаких мифических очередей претендентов куда бы то ни было нет.
Сбор документов и их проверка заняли полтора месяца. Моя должность была самой маленькой в отделе, а зарплата первые шесть месяцев составляла 20 тысяч рублей. К тому моменту индексации не проводились уже три года.
Конечно, на других собеседованиях мне предлагали больше, но часто это была серая зарплата. К тому же мой папа давно хотел, чтобы я стала госслужащей, и очень обрадовался, когда у меня появилась такая возможность. Наверное, я несколько поддалась его влиянию.
была зарплата первые полгода
Суть профессии
Госслужащие в органах исполнительной власти в основном занимаются отчетной работой, контролируют подведомственные учреждения. У моего департамента это центр занятости населения и отделы соцзащиты.
За два года на госслужбе я так и не смогла четко сформулировать, чем же занимаюсь.
Моя работа — это постоянная бумажная волокита, однообразные отчеты, которые мы отправляем в Минтруд, Роструд и другие ведомства, а также ответы на обращения граждан. Это, кстати, самое интересное: люди пишут президенту, депутатам, губернатору и мэру, и, если в письме есть вопрос, связанный с работой, такое обращение попадает ко мне.
Был гражданин, который каждый месяц слал письма президенту, а ответ ему писала я: по закону ответы должен давать компетентный орган. Он был ужасно недоволен тем, что ему отвечает не президент, но ничего не поделать.
Конечно, люди часто жалуются на безработицу и низкую зарплату, тогда рассказываю им про центр занятости, рекомендую поискать работу на государственном портале «Работа в России». К сожалению, качество вакансий и там и там очень низкое, поэтому в последнее время я советовала смотреть предложения на коммерческих сайтах.
На госслужбе я смогла хорошо подтянуть юридические знания: часто приходилось обращаться к законодательству. Но я не понимаю, для чего нужна эта работа, какая от нее польза.
Я старалась применять свои психологические навыки, никогда не отвечала на обращения формально, пробовала созвониться с заявителем, уточнить его запрос, подсказать альтернативные пути решения проблем, хотя бы немного поддержать. Я пыталась предлагать что-то новое, чтобы облегчить жизнь людям. Но, к сожалению, за каждым нововведением следует гора отчетов, поэтому начальники такую инициативность не жалуют.
Если задаться целью, то на госслужбе можно быстро пойти на повышение, получать более конкурентную зарплату. Есть возможность дорасти до начальника своего отдела, перейти в другой, стать руководителем департамента или уйти в другой орган исполнительной власти. Для этого нужно участвовать в конкурсах на замещение должностей или на постановку в резерв.
Раз в три года все госслужащие проходят аттестацию, по результатам которой тебя также могут поставить в резерв. Это своего рода экзамен, на котором ты рассказываешь о своей работе, показываешь знания. Я проходила аттестацию всего один раз, и мне она показалась очень легкой, хотя многие ее почему-то боятся. Конкурс на постановку в резерв посложнее: тебе нужно знать весь закон о госслужбе, отвечать на вопросы по специфике должности, на которую претендуешь, — это трудно, ведь ты еще не занимался этой работой.
Рабочий день
Рабочий день — с 9 утра до 18 вечера, в пятницу — до 17. К опозданиям относятся по-разному: я работала в двух отделах, и в одном из них все было не слишком строго, начальница другого относилась к этому более требовательно. Никаких возможностей отследить время твоего прихода на работу нет, но всегда есть риск попасться на глаза руководству. При этом в течение дня мы всегда могли отвлечься на чай или болтовню с коллегами.
Вообще, у госслужащих ненормированный рабочий день: в случае острой необходимости ты обязан остаться дольше положенного времени, за это дают три дополнительных дня отпуска. Я редко задерживалась, но замечала, что старшее поколение приходит очень рано и остается допоздна. Мне кажется, им просто привычнее работать в более медленном темпе.
Первым делом нужно проверить почту и систему документооборота: туда приходят обращения граждан, запросы от других органов власти и сообщения от коллег. Редко бывает такое, что пришел какой-то документ и нужно все бросить и сегодня же им заняться: обычно времени достаточно. Например, на обращение нужно ответить в течение 30 дней, и иногда это действительно занимает целый месяц: бывает, гражданин задает много разных вопросов, тогда в подготовке ответа участвует несколько департаментов — или мы сразу привлекаем центр занятости, который начинает работу с человеком.
Бывают мероприятия с высшими чиновниками края, например обсуждение итогов года. Периодически нас собирает губернатор, чтобы обсудить, что делается, какие планы. Иногда нужно бежать в другое здание, чтобы срочно получить подпись губернатора или вице-губернатора. Но в основном все циклично: отчеты ежемесячные, ежеквартальные, годовые…
Место работы
Средний возраст госслужащих превышает 40 лет, многие из них уже на пенсии. В моем департаменте особенно высоко ценят молодых специалистов, потому что их мало. Когда я пришла на госслужбу, я была самым молодым сотрудником, позже появилась пара человек моложе меня. Мне ни разу не резали премию, с легкостью давали отпуск, всегда разрешали отойти на пару часов, если есть какие-то личные дела, и за два года я задержалась на работе всего раз пять. Такое отношение держало меня даже сильнее, чем зарплата. Я боялась, что в другом месте такого не будет.
Случай
Чтобы инвалидам проще было найти работу, государство компенсирует работодателям часть их зарплаты. Для этого компаниям нужно соответствовать определенным требованиям и собрать много документов. Я должна была проверять трудоустройство инвалидов: выезжать на места и фиксировать, что они действительно там работают. До сих пор сомневаюсь в эффективности таких проверок: можно ведь просто на пару часов посадить подставного человека на рабочее место. Но один случай доказал мне, что толк от такой инициативы есть.
В первый мой выезд мы проверяли трудоустройство парня с аутизмом. Он тогда почти не говорил, был сгорбленный и очень худой. Но когда мы приехали через год, я его не узнала: он поправился, выпрямился и стал разговорчивее. Вот так трудотерапия, общение с коллегами и клиентами пошли человеку на пользу.
Доходы
Моя месячная зарплата на руки составляла 35 000 рублей. Ежеквартально я получала столько же. Также к отпуску помимо отпускных раз в год дают материальную поддержку, она тоже примерно равна месячной зарплате. Я считаю, что для объема работы, который я выполняла, этого достаточно.
Со взятками на работе я никогда не сталкивалась.
Если их и дают, то на более высоких уровнях. Зато именно таким «низам» постоянно проводят лекции для «антикоррупционной профилактики». А еще мы все ежегодно сдавали декларации о доходах, на заполнение которых тратится много времени.
Наши подведомственные учреждения получают меньше, но пользы от них больше. Оба отдела, в которых я работала, курировали деятельность центра занятости населения. Он не только помогает людям найти работу или оформляет пособие по безработице, но и делает много других полезных штук. Например, там предлагают программы профессионального обучения, могут выдать около 70 тысяч рублей на открытие своего маленького дела, оказывают психологическую поддержку.
Подработки
Я пишу дипломы по психологии, госуправлению, менеджменту. Для меня это не только дополнительный доход, но и отдушина, ведь, когда работаешь над дипломом, нужно погрузиться в новую для тебя тему. Я пишу не от балды, трачу на это много времени. В худшем случае ко мне обращаются за пару месяцев до сдачи.
Начинала я с того, что просто дала объявление во Вконтакте. Занимаюсь этим уже два года, меня рекомендуют мои бывшие дипломники, поэтому с клиентами проблем нет.
На написании дипломов я заработала 100 000 рублей за четыре месяца. Правда, сейчас задумываюсь о том, чтобы поискать другие способы подработки.
удалось заработать за четыре месяца на написании дипломов
Расходы
Я живу с женихом в своей квартире. ЖКХ оплачивает он, все расходы на машину тоже лежат на нем.
Основные траты — это, конечно, еда. Я часто готовлю, люблю всякие интересные блюда — азиатскую кухню, пасты, куда нужен хороший сыр и морепродукты, — поэтому порой тратимся на всякие дорогие и качественные ингредиенты. На продукты в среднем уходит 10 000 рублей в месяц, плюс иногда я покупаю готовые обеды на работу, это еще 2000. Раз-два в месяц мы едим вне дома или заезжаем за пиццей, на это тратим около 2500. По 2000 нужно на медикаменты и на всякую бытовую приблуду. Одежда и косметика обходятся где-то в 5 тысяч, но тут все зависит от сезона: расходы могут быть и сильно больше.
С премии делаю большие покупки. Например, я купила кондиционер, хорошую обувь, подарки на юбилеи близких, занялась зубами.
В накопления идет то, что я заработала на дипломах. Изначально у меня не было какой-то финансовой цели, но скоро я выхожу замуж — все деньги уйдут на организацию свадьбы.
Экономия
Мне не приходится экономить. Если мои деньги заканчиваются — такое случалось всего пару раз, — то помогает жених. Раньше, когда он зарабатывал меньше, были и обратные ситуации, когда я его поддерживала.
Я никогда не покупала себе что-то, что было бы не по карману.
Всегда ждала либо премий, либо своего дня рождения. Да и в принципе не вижу большого смысла в дорогостоящих вещах: они не особо меня радуют, всегда можно купить более дешевый аналог.
Будущее
После новогодних каникул я окончательно поняла, что нужно менять работу. Даже ходила к психологу. Она помогла мне разобраться, показала, что у меня есть потребность в интеллектуальном развитии, а на госслужбе мне этого не хватает.
Я стала думать, какая работа может мне подойти. Вспомнила, что одна моя преподавательница делала судебные психолого-психиатрические экспертизы. И я загорелась этой идеей. Так удачно сложилось, что в бюджетную лабораторию судебных экспертиз нужен был эксперт-психолог. На вакансию я наткнулась на том самом сайте «Работа в России», про который узнала на госслужбе.
На собеседовании мне предложили зарплату в полтора раза меньше той, что у меня была, и сказали, что необходимо пройти годовое дистанционное обучение за их счет, только после этого я получу право подписи. Я подала заявление на увольнение и уже несколько месяцев работаю на новом месте, чему очень рада. Небольшая зарплата меня не смущает, потому что мой жених встал на ноги и я могу не так сильно переживать насчет денег, меньше тратить на продукты и больше — на себя.
На новом месте мой мозг начал работать, я изучаю кучу всего нового, раньше мне этого очень не хватало. Экспертное заключение — это всегда такая маленькая научная работа. Мне очень нравится мое новое занятие: есть ощущение, что мои знания и навыки здесь нужны и что я делаю что-то значимое.
Надеюсь, в будущем я стану классным экспертом и окончу магистратуру. Еще, конечно, грежу аспирантурой, поскольку мне нравится наука. Думаю, было бы здорово также заняться преподаванием. И, может, когда-нибудь мне хватит знаний и уверенности в себе, чтобы начать консультировать.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.