как вы думаете в какой стране находятся эти города тирасполь бельцы сороки
Чудесный город на реке Днестр
Сегодня поговорим о путешествиях. И дорога наша лежит в город Сороки, центр Сорокского района, Молдавия. Поехать мы туда решили из Украины. Сначала машиной ми подъехали к гранично-пропускному пункту «Ямполь» на реке Днестр, прошли паспортный контроль, переплыли реку на пароме и повторили ту же процедуру на молдавской стороне.
Расстояние от пропускного пункта «Косэуць» до города Сороки составляет 11 километров, это 15 минут езды машиной. Сороки расположен в глубокой долине на правом берегу реки Днестр в 40 км от ж.-д. станции Флорешты и 160 км к северу от Кишинёва..
Когда мы приехали в город, сразу направились в центр, чтобы увидеть главную достопримечательность города – Сорокскую крепость. Она расположена на правом берегу реки Днестр, напротив второй паромной переправы и украинского села Цекиновка. Крепость хоть и небольшая но впечатляет своей историей и величием. Это сооружение через десятилетия напоминает нам о том, что хоть Молдавия достаточно молодая страна, она имеет свою воинственную историю, свои победы, свои завоевания.
Крепость была построена для укрепления обороны города от вражеских нападений. Это был стратегический объект на реке, который позволял удерживать оборону Сорок, а также контролировать движение суден и грузов по реке Днестр.
Из крепости открываются поразительные виды: на микрорайон Новая Сорока, на отреставрированную набережную и парк для отдыха, на Цыганскую гору. О крепости можно писать очень долго и много, поэтому я выделю для этой красавицы отдельный отзыв, уж очень она мне понравилась.
После осмотра крепости мы направились дорогой немного верх и увидели Вознесенскую церковь, одну из трех церквей в городе. Возле неё расположена стоянка такси.
Кого интересует вопрос: валюту мы меняли в центре города, в банке. Об этом нам подсказали местные жители и даже провели нас, очень доброжелательные и добрые люди. Гривны на леи нам поменяли без проблем. Очень удобно и быстро. Центр Сорок представляет собой круг из двух улиц, которые движутся параллельно, между ними построенные многоэтажки, что формируют многолюдные жилые комплексы, также здесь расположено много магазинов, парикмахерских, аптек. Мы проходили мимо городской школы и памятника погибшим воинам, также здесь находится городской вещевой рынок.
Так же нам рассказали об ещё одной достопримечательности – Свече Благодарения.
Но до неё мы так и не добрались. Вместо этого решили поехать посмотреть Старый город и побродить по его улочкам.
Мы нырнули в одну из прилегающих к площади улочек, и первым делом заметили фирменный магазин Кишиневской кондитерской фабрики Bucuria, прославившейся своим богатейшим ассортиментом и отличным качеством кондитерской продукции. Так что в качестве сувенира мы прикупили себе несколько коробочек сладостей. Также советую зайти в понравившуюся вам кафешку и попробовать молдавскую еду. Мы чтобы не терять времени взяли з собой плацинды – лепёшки из слоеного теста с разной начинкой: с брынзой и укропом, с картошкой, с мясом, и двинулись дальше. Конечным пунктом нашего назначения стал большой продуктовый рынок, где продавались всевозможные фрукты и овощи, а также очень много одежды из секонд хенда. Но по дороге нам встретились несколько отелей, банков, винных магазинов, почта, краеведческий музей, большой парк Эминеску, старые постройки и жилые дома. Возле ринка расположена автобусная станция, конечная остановка всех городских маршруток. Одной из них мы возвратились к крепости чтобы оттуда отправится дальше знакомится с Сороками.
Еще одной достопримечательностью города является Цыганская гора. Мало кто знает, но
Мы добирались к Цыганской горе на машине, оставляли её на улице и шли гулять среди дворцов пешком, поскольку улицы в большинстве своем не асфальтированные и очень узкие и извилистые, не везде проедешь. Гуляли среды построек 3 часа, а также миловались панорамой с горы на город и реку Днестр. По поводу домов могу сказать, что многие из них нежилые, так и находятся в стадии строительства. Они предоставлены на всеобщее внимание, огорожены для проформы заборами, через которые можно увидеть всё великолепие форм и материалов. Возле дворцов чаще всего есть маленькие пристройки, в которых видимо живут хозяева, которые не хотят платить за содержание и обеспечение такого большого дома. Так что создается такое впечатление, что особняки построены для видимости, как эпичные памятники своих хозяев. И каждая семья хочет построить дом гораздо больше и выше чем у соседа. Но возможно достраивать их будут уже потомки главы рода.
Если честно мы гуляли по горе как по музею, каждая постройка это произведение архитекторского искусства, каждый дом уникален по своему, двух одинаковых не найти. Здесь также есть дом, который местные жители называют долларом, за его внешнее сходство з купюрой. Он очень узкий и широкий, внутри одна комната, в которой не разминутся два человека. В таком доме жить просто нереально, а значит он построен для демонстрации достатка владельца. Нас гостеприимно приглашали зайти в одно из строений и посмотреть его изнутри, но мы отказались.
Добраться сюда можно либо на такси, либо на маршрутке, которая проезжает через центр города.
В целом наша экскурсия заняла весь день, но принесла нам огромное удовольствие, благодаря знакомству с таким чудесным молдавским городом. Сороки нас приятно удивил, здесь рядом с историей сосуществует современность. Рядом с дворцами цыганских баронов высочеют банальные многоэтажки – скворечники. В городе развита инфраструктура, процветает торговля, много достопримечательностей, достаточно мест для отдыха. На улицах много молодежи, что говорит о дальнейших перспективах развития. Так что думаю, тем кто хочет соприкоснутся с историей, культурой, кулинарией и традициями молдавского народа, нужно обязательно посетить город Сороки.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Узкая полоса суши, втиснувшаяся на карте между Молдавией и Украиной, уголок бывшего Союза, который словно застрял в СССР, непризнанное государство в Восточной Европе, имеющее российский флаг в качестве второго государственного – все это сегодня Приднестровская Молдавская Республика.
Сегодня жители Приднестровья почти поголовно имеют российские паспорта, но не могут выехать практически никуда, кроме Украины, Молдавии и России. Приднестровье поддерживает тесные связи с РФ, и благодаря этой поддержке сохраняет свой относительно стабильный статус – в экономическом, политическом и социальном плане. Давайте посмотрим, как живет Приднестровье сегодня, и как между ставшими независимыми и самостоятельными Украиной и Молдавией удалось сохранить небольшой уголок СССР и России.
В Советское время Приднестровье тяготело больше к РСФСР, чем к МССР, в состав которой входила. Сюда приезжало множество русских специалистов, которые создавали новые отрасли промышленности и энергетики. Тирасполь, Бендеры, Рыбница, Григориополь, Днестровск – быстро обрастали новыми кварталами высотных жилых домов, где получали квартиры молодые специалисты из Москвы, Ленинграда, Саратова, Самары и т. д. Места для работы, должности и условия здесь были заманчивыми, и многие на это клюнули, а в будущее заглянуть не могли и не знали, что впереди война, и если бы не поддержка России, молдоване запросто могли бы их выгнать из этих квартир.
Первый секретарь компартии Молдовы 1980-х гг. Семен Гроссу – во всем поддерживал ЦК КПСС, ибо очень сильно хотел попасть в политбюро. Поэтому, когда большая часть всего промышленного комплекса аграрной Молдавии, в прошлом – самой отсталой в экономическом развитии части Румынии, строилось на узкой полосе Приднестровья, был только «За». Когда в конце 80-х стало понятно как белый день, что СССР вот-вот расползется на части, Приднестровье спохватилось и объявило себя 16-й республикой в составе Союза — так, 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика, которая формально имела равные права с той же Украиной или Молдавией.
Но в 1991-1992 гг. Приднестровье оказалось территорией, охваченной войной. Боевые действия в Дубоссарах, на Лунге, битва за Бендеры. В этой войне погибло больше 1000 человек, и большая часть из них – со стороны Приднестровья. После заключения перемирия отношения между Молдовой и ПНР остаются напряженными, но, по крайней мере, мирными.
Без малого 30 лет прошло с тех пор, и сегодня ПНР стала любопытным регионом, в котором смешалось по чуть-чуть: от России, от Молдавии, от Украины и от СССР. Между крупнейшими городами республики, как и в 80-е, бегают старые междугородние троллейбусы ЗиУ-9.
6. В новых троллейбусах – чудо – даже есть бесплатный WiFi.
Спальные районы Бендер кажутся безлюдными. Но не заброшенными, как многоэтажки в той же Абхазии.
Основанный когда-то Александром Суворовым как военная крепость, современный Тирасполь выглядит очень благоустроенным городом, но по большей части малолюдным и как будто безжизненным.
Многочисленные магазины и бутики а-ля нулевые в российской провинции, тут встречаются довольно часто.
Главное здание республики – Дом Советов, построенный в стиле поздней сталинской архитектуры 1950-х гг. Интересно, что там делают все лето чиновники в такой жаре. Наверное, работают.
В центре города – представительства таких же непризнанных Южной Осетии и Абхазии.
В целом, Тирасполь – город довольно яркий и солнечный. Но живут здесь, как и во всем Приднестровье, по большей части пенсионеры. И делать здесь практически нечего, кроме как читать книги и ходить друг к другу в гости. Ну, а что, ностальгировать по СССР, разглядывать старые фотографии, осваивать Одноклассники – вот и все нехитрые забавы современных старожилов.
12.
И еще тут есть своя валюта – приднестровские рубли – с портретом Суворова. Ну, не Ленина же…
А в сувенирных магазинах и киосках Союзпечати магниты с Путиным.
Есть в городе такие яркие примеры социализма. И это не считая того, что на флаге и гербе ПНР изображен серп и молот.
16. И атрибуты российских 90-х тоже есть.
До севера ПНР я не доехал. Хотя в будущем надо обязательно это сделать, ведь в Рыбницком районе похоронен мой прадед, Замесин Александр Григорьевич, который погиб в боях за Приднестровье в 1944-м.
Рыбницу называют городом, «красивым издалека». Действительно, ленинградские архитекторы строили эти многоэтажки, коих не было ни в одном городе РСФСР с таким же населением, в 80-г годы, словно создавали «витрину социализма». Правда, вид у Рыбницы издалека такой, как будто это поволжский город-миллионник. Но сегодня народ отсюда массово уезжает, и уже если пройтись по улицам, обнаружится доля тоски. Сейчас тут живет без малого 48 тысяч человек.
В целом, ПНР сегодня очень сильно по внешнему облику напоминает один из регионов России.
Хочется надеяться, что Приднестровье ожидает в будущем процветание и благополучие.
Бельцы
Город Бельцы (Bălți)
Бельцы — город в Молдавии. Расположен в 120 км к северо-западу от Кишинёва на реке Реут. Третий по количеству населения город в стране, после Кишинёва и Тирасполя. Бельцы являются экономическим и культурным центром северного региона, поэтому город часто называют «северной столицей».
Сэкономь на путешествии в Бельцы!
Основные моменты
Бельцы расположены на севере Молдавии, в 120 км к северо-западу от Кишинёва, на холмистой равнине (Бельцкая степь), в месте впадения в Реут реки Реуцел.
Реут пересекает город с северо-востока на юго-запад, Реуцел — с юго-востока на северо-запад. Общая длина этих рек на территории Бельц составляет 17 км. Через город протекают также речки Копачанка и Флэмындэ — притоки Реута. Все реки относятся к бассейну Днестра. На территории Бельц есть несколько искусственных озёр: Городское, Комсомольское, Кирпичное.
Площадь города — 41,42 км², с пригородами — 78 км². Бельцы находятся в 7-балльной зоне сейсмичности. Почвенную структуру составляют обыкновенный чернозём и глинистая супесь.
Климат
Климат умеренно континентальный. Зима мягкая, короткая, лето жаркое, продолжительное. Средняя температура января −4,5 °C, июля +20,5 °C. Абсолютный максимум температуры составляет +38 °C, абсолютный минимум −32 °C. Преобладающие ветра — северо-восточные и северо-западные 2-5 м/сек. Годовая норма осадков 350—450 мм, основная доля осадков приходится на тёплое время года.
Название
Слово «бэлць» (ед. ч. — ба́лтэ) в буквальном переводе означает «болота» (другое значение — «лужи»). Считается, что город получил такое название, потому что расположен в болотистой местности.
История
Первое документальное упоминание о существовании поселения на месте современных Бельц датируется 1421 г. Этот год принято считать годом основания города. В то время поселение входило в состав владений Рингалы, жены молдавского господаря Александра Доброго.
В конце XV века оно было полностью сожжено войсками хана Менгли I Герая и до начала XVIII века сведений о разрушенном поселении не имеется.
В 1711 г. во время Прутского похода Петра I поселение вновь было сожжено (по одной версии — татарами, стремившимися уничтожить базу снабжения русских войск, по другой — русскими войсками во время отступления).
В 1766 г. молдавский господарь Александр Гика подарил земли по реке Реут Ясскому монастырю святого Спиридона и крупным купцам — братьям Александру, Константину и Иордакию Панаите. В имении Панаите начинает строиться село Бельцы, которое в конце XVIII — начале XIX веков становится небольшим торговым местечком.
В 1812 г. Бессарабия перешла под российскую юрисдикцию, а в 1818 при образовании Бессарабской области Бельцы были назначены уездным городом Ясского уезда. В этом же году Бельцы посетил император Александр I. Считается, что во время своего пребывания в Бельцах император получил известие о рождении племянника (будущего императора Александра II) и в честь этого события повелел присвоить Бельцам статус города.
В 1856 г., Бельцы удостоила посещением императрица Мария Александровна.
В 1887 г. Ясский уезд был переименован в Белецкий (то есть Бельцкий). В это время в Бельцах проживало ок. 10 тыс. человек, в основном евреи — 70 %, в городе насчитывалось 72 синагоги.
Расположенный на перекрёстке больших дорог (он связывал Черновцы, Хотин, Сороки с Кишинёвом, Бендерами, Аккерманом, Измаилом), город постепенно становился значительным торговым центром Бессарабии. Главным предметом торговли был скот.
Значение Бельц ещё более возросло, когда в 1894 г. была построена железная дорога Бельцы-Унгены-Кишинёв и Рыбница-Бельцы-Окница. К началу XX века Бельцы превратились в промышленный город с широко развитой торговлей, множеством заводов и фабрик.
Экономическое развитие Бельц продолжалось и после присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 г.
Евреи составляли большинство населения города. Согласно румынской переписи населения 1930 года, из 35000 жителей около 20000 составляли евреи, 10000 румыны (молдоване), и 5000 украинцы и русские.
Бельцы дважды посещал король Румынии Кароль II: в 1924 (ещё будучи наследным принцем) и в 1935 (вместе с сыном — будущим королём Михаем I).
Как и большинство молдавских городов, Бельцы сильно пострадали во время Второй мировой войны. Большая часть оставшегося в городе еврейского населения была уничтожена.
В советское время Бельцы становятся крупным промышленным центром со статусом города республиканского подчинения.
В 1991 г. была провозглашена независимость Молдавии. В условиях экономического кризиса, вызванного распадом СССР, большинство предприятий города оказалось на грани выживания. Безработица и резкое снижение уровня жизни привели к тому, что значительная часть жителей покинула город. С 1989 по 2004 население Бельц сократилось на 20 %. Большинство евреев репатриируется в Израиль и иммигрирует в другие страны.
В 1994 г. Бельцам был присвоен статус муниципия.
В 1998 г. в результате административно-территориальной реформы был образован Бельцкий уезд с центром в городе Бельцы. Однако, после обратной реформы 2003 г. (упразднения уездов и возвращения к делению на районы), Бельцы вновь обрели статус отдельной административной единицы, не входящей ни в один из районов.
Административное устройство
Муниципий Бельцы является самостоятельной административно-территориальной единицей. В состав муниципия входят сёла Елизаветовка и Садовое.
Органами управления муниципия являются муниципальный совет и примар, возглавляющий примэрию.
Совет состоит из 35 советников, избираемых сроком на 4 года. По результатам выборов 2007 года большинство мест в бельцком муниципальном совете принадлежит Партии коммунистов (ПКРМ) — 21 место; 11 мест принадлежат представителям других партий, 3 места — независимым кандитатам. В совете существует две фракции: фракция ПКРМ (21 советник) и фракция «Meleag» («Край»), в которую входят 2 независимых советника и 4 представителя разных партий.
Примар муниципия также избирается на 4-летний срок. С 2001 года пост примара занимает Василий Панчук, переизбиравшийся дважды: в 2003 году — на внеочередных выборах (в связи с реформой административно-территориториального устройства), и в 2007 году.
Население
По данным Департамента статистики и социологии Республики Молдова на 1 января 2006 года население муниципия Бельцы составило 127,6 тыс. чел.[2] Из этого числа в городе проживает 122,7 тыс., в пригородных сёлах — 4,9 тыс. (3,5 тыс. в Елизаветовке, 1,4 тыс. — в Садовом).
Перепись 2004 года
По данным переписи населения 2004 года в муниципии Бельцы проживало 127 561 человек. Городское население — 122 669 человек, сельское — 4892 человека. Мужчин — 58 418, женщин — 69 143.
Религиозный состав: православные — 110 961, баптисты — 2609, католики — 990, адвентисты седьмого дня — 576, пятидесятники — 487, evanghelică sinodo prestbiter — 296, сreştină după evahghelie — 166, мусульмане — 106, evanghelică de confesiune — 77, старообрядцы — 47, реформаты — 44, приверженцы других религий — 2161; атеисты — 544 человека, не исповедующие никакой религии — 3304, отказались указать свою религию — 5193.
Примечание: в 1897 году проводилась первая перепись населения Российской империи; в 1930 — перепись населения Румынии (в 1939 была проведена ещё одна перепись, однако данные не были обработаны из-за начала Второй мировой войны); в 1959, 1970, 1979, 1989 годах проводились Всесоюзные переписи населения.
Промышленность
Бельцы — крупный промышленный центр. В городе 40 предприятий: пищевой и лёгкой промышленности, электротехнического и сельскохозяйственного машиностроения, по производству стройматериалов и др. Годовой объём промышленного производства в средних ценах — 2,2 млрд. леев (2004).
Городское хозяйство
Жилой фонд Бельц насчитывает 1562 дома (26 918 квартир) (2004).
В Бельцах 376 улиц и 11 автомобильных мостов. Общая протяжённость всех улиц, проездов и набережных — 220,7 км, площадь — 1478,5 тыс. км2. Общая протяжённость тротуаров — 218,4 км, сетей ливневой канализации — 31,2 км. Срок эксплуатации муниципальных автомобильных дорог составляет от 10 лет и более, что сказывается на состоянии их покрытия.
Водоснабжение Бельц осуществляется из реки Днестр посредством Сорокского водовода, а также из артезианских скважин. Всего скважин 89, большая часть из них законсервирована. Кроме того, на территории муниципия имеется 36 резервуаров чистой воды, 14 насосных станций, 667 шахтных колодцев. Износ водопроводных сетей города превышает 70 %.
Транспорт
Общественный транспорт
Пассажирские перевозки в Бельцах выполняются троллейбусным и автобусными управлениями, частными автобусами, маршрутными и легковыми такси. Общий объём перевозок за год — 35,4 млн. пассажиров (2004). Тарифы на общественный транспорт регулируются муниципальным советом (1,5 MDL в автобусе и 1 MDL в троллейбусе, 2 MDL в маршрутном такси).
Автобусы и маршрутные такси
Бельцкий автобусный парк управляет 10 регулярными маршрутами в Бельцах и в пригородах муниципия. Существует также около 25 линий маршрутного такси в Бельцах и близлежащих населённых пунктах, а также частные автобусы, которые не регулируются Бельцким автобусным управлением.
Троллейбусы
В Бельцах функционируют три троллейбусные линии. Большинство троллейбусов используемых Бельцким троллейбусным управлением (МПТУ) являются различными модификациями российского «ЗиУ» (самые новые из них 1992 года выпуска), чешской «Шкода» 14trM (2002 г.в.) и трех АКСМ 20101 (2003-2004 г.в.).
Такси
В Бельцах существует большой выбор служб такси (более 5 компаний), большинство из которых практикуют фиксированный тариф внутри города. Три службы являются филиалами кишинёвских молдавских республиканских компаний, две являются бельцкими компаниями.
Тарификация «2.50 лей км/0.50 лей минута простоя» внедряется в данное время правительством и является предметом трудных переговоров со стороны профсоюзов служб такси.
Автомагистрали
Бельцы всегда были на пересечении важных путей и являются сегодня важным транспортным трансмодальным узлом, а именно на пересечении европейской магистральной автодороги Е583 (дороги класса B).
Автобусное сообщение является эффективным способом передвижения между городами в Молдавии, также как маршрутные такси (общественных или частных служб). Бельцы связаны с Кишинёвом 127 км построенной ещё в советское время автомагистрали (часть дороги находится в хорошем состоянии). За 2 часа от Бельц, автомобильным транспортом можно добраться до Украины в северном или западном направлении и за 1 час до Румынии в юго-западном направлении через таможенно-пропускной пункт Скуляны-Скуляны или в западном направлении через Стынку-Костешты, который позволяет добраться до важного румынского города Ясс (104 км от Бельц).
Автобусная станция Бельц является одной из самых больших в Молдавии и обеспечивает автобусное сообщение с буквально любым населённым пунктом Молдавии, а также европейское (Евролайнс) и международное автобусное сообщение.
Железнодорожные вокзалы
Бельцы — важнейший транспортный узел севера Молдавии, в состав которого входят две железнодорожные станции: «Бельцы-Слободзея» и «Бельцы-Город» железных дорог Молдовы. Обе станции обслуживают пассажирские и грузовые поезда местного и международного сообщения. Пригородные поезда регулярного сообщения включают такие направления как: Окница (север), Резина (восток), Унгены (юго-запад), а также Кишинёв. Поездка в поезде до Кишинёва занимает 6 часов (200 км от Бельц железнодорожным сообщением).
Аэропорты
Ночные Бельцы
Что касается клубной жизни, в Бельцах обосновались два самых больших клуба на севере Молдавии. Клуб Сохо предлагает широкий выбор музыки на все вкусы, известный своими вечеринками на тему 80-ых годов по четвергам. Клуб Сохо находится вблизи центра города, во дворце культуры «Реут». А-Клуб известен своими утренними вечеринками по выходным для молодых посетителей, в то время как этот клуб является наилучшим местом для вечеринки в среду после работы А-Клуб находится напротив железнодорожного вокзала Бельцы-Слободзея (Северного вокзала).
Тирасполь
Город Тирасполь (Tiraspol)
Тирасполь — город в Молдавии, столица непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Важнейший политический, экономический и культурный центр востока Молдавии, второй по количеству населения после Кишинёва.
Сэкономь на путешествии в Тирасполь!
История
После русско-турецкой войны 1787—1791 гг. был заключен Ясский мир, согласно которому Турция уступала России земли между Южным Бугом и Днестром — так называемую Очаковскую область.
Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра по особому указанию А. В. Суворова в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; строительство велось под непосредственным руководством генерала-майора русской армии де Волана. При земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь (статус города с 1795). В связи с постройкой города жители села Суклея переселились на три версты ниже по Днестру. По переписи 1795 г. в городе проживало около 2,5 тыс. человек.
До 1795 г. Тирасполь был центром Очаковской области, а с 1806 г. стал уездным городом Херсонской губернии. В 1816 г. в городе насчитывалось около 5,3 тыс. жителей, к концу первой половины XIX в. — около 10 тыс.
С присоединением Бессарабии в 1812 г. и формальным лишением ее статуса автономии в 1828 г. военное значение города падает; в 1835 г. Тираспольская крепость была упразднена, но город продолжает развиваться, теперь уже в качестве уездного центра, выполняя преимущественно административные и торговые функции.
Толчком к развитию города послужила прокладка железной дороги от станции Раздельная до Тирасполя в 1867 г., благодаря чему Тирасполь стал первым городом региона, соединенным удобным путём с портовым городом Одесса. В 1873 г. железнодорожная ветка соединила Тирасполь и Кишинёв. Железная дорога расширила сферы влияния города по многим направлениям, особенно значительно выросла торговля хлебом и вином, увеличилась территория Тирасполя. К концу XIX века город насчитывал более сотни крупных и мелких предприятий, производивших продукцию на сумму более 400.000 рублей[источник?]. Большая часть товаров продавалась здесь же, на трёх самых крупных торговых площадях (ярмарках) — Среднепостной, Вознесенской и Покровской.
Город начала XX века занимал центральную часть современного Тирасполя. Улица Покровская (ныне 25 Октября) была основной, здесь располагались административные и торговые учреждения, дома обеспеченных горожан. На северо-западной окраине размещались воинские казармы, на северо-восточной — железнодорожный вокзал. Город насчитывал в ту пору около 32,5 тысяч жителей.
Первая мировая война приостановила развитие города. В начале 1918 г. Бессарабия была присоединена к Румынии, а река превратилась в демаркационную линию. Город неоднократно переходит из рук в руки, и наконец кавалерийская бригада Котовского устанавливает в городе власть большевиков. С 1929 по 1940 гг. Тирасполь стал столицей образованной Молдавской АССР (в составе УССР).
В 1920—1930-е годы здесь были построены консервные предприятия: заводы им. Первого Мая, им. Ткаченко и механические мастерские, переросшие в последствии в завод литейных машин им. Кирова. В 1930 г. открыт Тираспольский институт народного образования — будущий Приднестровский университет, в 1932 образованы Высшая Коммунистическая Сельскохозяйственная Школа и Тираспольский Институт Овощеводства. В 1936 г. открыт городской театр. В то же время сформировалась и труппа Молдавского музыкально-драматического театра, а также хор «Дойна».
Во время Великой Отечественной войны румынские власти на захваченной территории между Днестром и Южным Бугом создали губернаторство Транснистрия, центром которого первоначально стал Тирасполь, оккупированный 10 августа 1941 г. За время оккупации в городе погибло более 4 тыс. человек (в том числе 1,5 тыс. евреев).
12 апреля 1944 г. Тирасполь был освобождён войсками 37 Армии Третьего Украинского Фронта под командованием генерала Шарохина. Тирасполь был награждён Орденом Великой Отечественной Войны Первой Степени за отвагу и беспримерную силу духа.
Первое послевоенное десятилетие продолжался восстановительный период, позже началось формирование новых отраслей — машиностроения и легкой промышленности. В 1964 г. пущена Молдавская ГРЭС в пос. Днестровске (спутнике г. Тирасполя). Новые промышленные предприятия размещались в основном в специально оборудованных зонах, преимущественно севернее железной дороги, в так называемом «Кировском промышленном узле».
В ноябре 1967 года в Тирасполе было открыто троллейбусное движение. К 1987 году в городе действовало 9 маршрутов. В 1993 году был открыт междугородный троллейбусный маршрут № 19 Тирасполь — Бендеры.
Ускоренное промышленное развитие изменило облик города. Уже к 1970 г. численность населения Тирасполя перевалила за 100 тыс. чел. Увеличивалась площадь территории города; близлежащие села влились в Тирасполь — Колкотовая Балка в 1957 г., Закрепостная Слободка в 1960 г.
Тирасполь динамично развивался вплоть до конца 1980-х гг. Высокие темпы промышленного производства, строительство новых индустриальных и инфраструктурных объектов способствовало притоку населения, как из районов Молдавии, так и из России и Украины. На территории, подчинённой Тираспольскому горсовету (куда входят также посёлок Новотираспольский и г. Днестровск (статус города с 2002 г.) и село Кременчуг) в 1989 г. проживало более 200 тыс. человек. Несмотря на сложности, Тирасполь успешно развивается в статусе столицы Приднестровья и обретает всё более зримые черты европейского города. Приметой Тирасполя 21 века стало развитие жилищного строительства, открытие большого количества современных торговых центров и спортивных сооружений, среди которых особо выделяется построенный в 2002 году один из крупнейших в Европе спорткомплекс «Шериф», включающий в себя несколько футбольных стадионов и теннисных кортов. В настоящее время на правом берегу Днестра на месте бывших дачных участков, напротив центрального пляжа, возводится туристско-развлекательный комплекс.
2 сентября 1990 г. здесь была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. Согласно её конституции (раздел I, статья 13), Тирасполь является столицей республики. За короткий промежуток времени произошло переподчинение различных структур новому правительству, созданы собственные органы управления, независимые от Республики Молдова. Военный конфликт 1992 г. усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности. Несмотря на сложности, Тирасполь успешно развивается в статусе столицы Приднестровья и всё более обретает черты европейского города. В настоящее время будущее города напрямую зависит от решения проблемы политического статуса региона.
Природа
Тирасполь расположен на южной окраине огромной Восточно-европейской равнины в степной зоне. Географические координаты города 46050` северной широты и 29037` восточной долготы. Тирасполь размещен невдалеке от крупных городов — приблизительно в 105км от Одессы и в 75 км от Кишинева, с которыми он связан автомобильным и железнодорожным транспортом. Город находится на левом берегу реки Днестр в 90 км от её впадения в Днестровский лиман.
Склоны долины Днестра в районе Тирасполя пологие, слаборасчленённые, реже обрывистые. Поверхность террас рассекают овраги и балки. Самая большая из них — Колкатовая балка, проходящая в восточной части города, длиной около 10 км. По дну балки течёт ручей с местным названием — Гапчучка, впадающий в Днестр у села Суклея. Береги ручья заболочены, заросли камышом и осокой. В верхней части балки, на её левом склоне когда-то разрабатывался песчано-гравийный карьер. Его заброшенные участки имеют обнаженные уступы, которые размываются и разрушаются дождевыми водами, в результате чего образовались большие и глубокие промоины, позволившие обнаружить большое количество древних окаменелостей. Именно здесь расположен уникальный геолого-палеонтологический памятник — Колкатовая Балка.
Через центральную часть города в направлении с северо-запада на юго-восток проходит балка Красный Яр длиной около 5 км. От места пересечения балки с железнодорожным полотном по её дну течет небольшой ручей. В нижней части он заключён в железобетонный лоток, который впадает в Днестр, а дно балки засыпано и застроено. На старых фотографиях можно увидеть мост через этот ручей на месте нынешней площади Суворова.
Река в районе Тирасполя сильно петляет и разрезает пойму левого берега на две части. Для защиты поймы от паводковых вод береги реки были обвалованы, а на участке от гостиницы «Аист» до городского пляжа тщательно укреплены; здесь же была построена набережная.
Привлекательны окрестности Тирасполя, особенно пойменный Кицканский лес, состоящий из тополя, ивы, дуба черешчатого, клёна татарского, вяза с подлеском из ежевики, свидины, боярышника, бересклета, бузины. Городской лес, раскинувшийся на правом берегу реки напротив городской набережной, является излюбленным местом отдыха тираспольчан. В лесу вдоль живописных берегов Днестра построены летние пансионаты, детские оздоровительные лагеря.
Из-за высокой освоенности территории естественная растительность занимает в настоящее время лишь небольшие площади. Кроме Кицканского леса она сохранилась в пойме в виде очагов луговой растительности из клевера, вязеля, щавеля и участков степной растительности из ковыля, шалфея, чабреца, астрагала в северо-западной части города вокруг аэродрома.
Жители города наслаждаются благоприятным климатом. Зима — короткая, длится примерно 80 дней. Снежный покров неустойчив из-за частых оттепелей, редко его мощность превышает 20 см. Резкие понижения температур непродолжительны — от 3-х до 5-ти дней. Весна в Тирасполе ранняя. Устойчивый переход среднесуточных температур через 0 °C наблюдается в начале марта. С десятых чисел мая до двадцатых чисел сентября в Тирасполе среднесуточная температура обычно выше 20 °C и господствуют летние погоды. Осенний период продолжается 75 — 80 дней. Для него характерны первые заморозки в октябре, реже в начале ноября.
Среднемесячная температура самого жаркого месяца — июля +22 °C, самого холодного — января −3,6 °C. Среднегодовая температура — +9,6 °C. Абсолютный максимум — +44 °C, абсолютный минимум — −32 °C. Продолжительность безморозного периода в году составляет 180—200 дней. В целом, годовой ход температур характеризуется ровностью, без резких амплитуд и перепадов.
Общая циркуляция атмосферы характеризуется преобладанием антициклональной погоды в летнее время, циклональной в течение холодного периода с преобладанием ветров северо-западного направления. Ясная солнечная погода для города — обычное явление.
Природные условия обширной территории вокруг города существенно влияли и влияют на его характер и судьбу. Возникнув по соображениям обороны, как крепость на обрывистом берегу реки, Тирасполь стал военным и административным центром прилегающих к нему территорий.
В 2008 году, Тирасполь прежил наводнение, всвязи поднятия уровня воды в реке Днестр. Весь центр города был затоплен водой. В столице Приднестровья было объявлено чрезвычайное положение, которое продлилось до 10 августа.
Население
Тирасполь — второй по величине город в Молдавии после Кишинёва и крупнейший в Приднестровском регионе. Согласно данным переписи населения, проведённой в ПМР в ноябре 2004 г., население Тирасполя составило 159 163 человека, в том числе: — городское население — 158 069 человек, — сельское население — 1 094 человека (включая жителей села Кременчуг, расположенного на правом берегу Днестра, но административно подчинённого государственной администрации Тирасполя), в том числе мужчин — 72 240 чел. (45,4 %), женщин — 86 923 чел. (54,6 %).
Этнический состав, согласно данным переписи 2004 г., характеризуется преобладанием русских — 41,6 % и украинцев — 33,0 %. Молдаване составляют 15,2 %, представители других национальностей (в основном гагаузы, болгары, белорусы и евреи) — 10,2 %. В 1926 году население составляло 29,7 тыс. жителей, в том числе русские — 54,8 %, евреи — 29,4 %, а молдаване — 1,4 %.
Согласно данным переписи, 90,4 % жителей города приняли гражданство ПМР, при этом часть из них одновременно являются гражданами следующих государств: Республики Молдова — 16,2 %; Российской Федерации — 16,1 %, Украины — 12,4 %.
Экономика
Современная экономика города развивается в сложных экономических и политических условиях. В начале 90-х гг. разрыв привычных связей резко ухудшил экономико-географическое положение Тирасполя. Город оказался отрезанным от традиционных источников сырья, поставщиков комплектующих деталей, основных потребителей узкоспециализированной продукции. Начавшийся тяжелый экономический кризис привел к резкому падению производства, гиперинфляции и снижению уровня жизни населения. Военный конфликт 1992 года усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности. Многие производства технически устаревали, отрывались от реалий современных рынков, утрачивали связи с поставщиками комплектующих и потребителями своей продукции. Потребовались смена собственника и коренная модернизация производства. После тяжелого кризиса 90-х гг. промышленность ПМР медленно адаптировалась к новым условиям хозяйствования. Несмотря на отрицательное влияние разнообразных внешних ограничений, в течение последних лет, благодаря эффективной налоговой политике, разгосударствлению и приватизации, сопровождаемых привлечением значительных инвестиционных ресурсов, удалось стабилизировать уровень промышленного производства и обеспечить положительную динамику основных показателей индустриального сектора.
Промышленное производство и сейчас является одной из главных функций города Тирасполя. Несмотря на снижение числа занятых в отраслях материального производства, Тирасполь остается самым важным промышленным центром Приднестровья.
В Тирасполе развиты легкая, пищевая промышленность и электротехническое машиностроение. Базой промышленности Тирасполя являются Молдавская ГРЭС (расположена в г. Днестровск, административно подчинённом Тирасполю), предприятие юго-восточных электросетей, «Тираспольтрансгаз», производитель различных видов ткани АОЗТ «Тиротекс», НПО АО «Электромаш», ЗАО «Молдавизолит», АО «Тираспольский электроаппаратный завод», ЭЗ «Металлолитографии», винно-коньячный завод «Квинт», ГИПП «Типар», АО «Одема», ТПФ «Интерцентр Люкс», стеклотарный, кирпичный заводы и др.
Сильная зависимость хозяйства города от внешних связей при нерешённости проблемы статуса Приднестровья серьёзно тормозит развитие промышленности Тирасполя. Однако сохранение существующих производственных мощностей, наличие развитой инфраструктуры и дешёвой квалифицированной рабочей силы позволяет надеяться на возможность расширения производства.