как вы думаете какую речь называют хорошей
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Канакина. 3 класс. Учебник №1, упр. 3, с. 7
3. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
1. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
2. Хорошие речи приятно и слушать.
3. Говорит день до вечера, а слушать нечего.
4. По речи узнают человека.
5. Сначала подумай, потом говори.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Уместно петь вместе, но если все одновременно заговорят, то никто никого не поймёт. Пословица учит уважать собеседника.
Хорошие речи приятно и слушать. Умная, красивая речь содержательна, логична. Когда человек говорит умно, приятно проследить за ходом его мысли.
Говорит день до вечера, а слушать нечего. Умудрился потратить много времени, не сказав ничего толкового, пустословил.
По речи узнают человека. Речь может многое рассказать о человеке, его знаниях, уме, культуре.
Сначала подумай, потом говори. Прежде, чем начнёшь говорить, обдумай.
Умная, красивая речь, хорошо изложенная, обоснованная, рациональная, выразительная. В ней чётко прослеживается соответствие темы и содержания, ярко, убедительно представлена мысль.
Русский язык 3 класс Как вы думаете, какую речь называют хорошей?
Задание по русскому языку для 3 класса 3. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
• Как вы думаете, какую речь называют хорошей?
• Запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя.
Собственно, все эти пословицы подсказывают, что нужно делать для того, чтобы наша речь была хорошей, правильной и приятной для слуха остальных.
Первая пословица учит тому, что говорить в то время, как говорит другой,очень невежливо и некрасиво. Человек, перебивающий своим разговором другого, не умеющий слушать, не может считаться приличным человеком, обладающим умением хорошо и правильно говорить.
Третья пословица плавно вытекает из второй. Бывает так, что человек говорит без умолку долго, а ни смысла,ни правды, ни красоты в его пустой болтовне нет. О таком человеке еще говорят:
Четвертая пословица подводит итог. Действительно, по речи можно легко узнать, что за человек перед нами. Помните у Пушкина:
Красивая, правильная, грамотная речь, с верно поставленными ударениями в словах,подобранных лексически точно,всегда приятна слуху. Тот, кто владеет искусством речи, умением владеть силой голоса, расстановкой пауз,богатством речевой культуры, большим словарным запасом,- он по-настоящему богатый человек.У него есть накопленный багаж знаний, он обладает магией влияния на слушателей, вызывает уважение и неподдельный интерес к себе.
Но для того, чтобы овладеть хорошей речью, человек должен много работать над собой, любить книги, чтение.Нужно постоянно обогащать свою речь мудрыми цитатами, афоризмами, пословицами, поговорками, а для этого придется постоянно тренировать свою память, много заучивать наизусть, делать выписки из понравившихся текстов.
Поэтому пятая пословица предупреждает: как бы умен и красноречив не был человек,а прежде чем что-то сказать, нужно внимательно выслушать другого.Чтобы не получилось нелепицы вроде этой :
Сообщение на тему: «Хорошая речь и её критерии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования Красноярского края
КГА ПОУ «Канский педагогический колледж»
«Хорошая речь и её критерии»
Выполнили: Абрамова В.Д., Адаменко А. С., Горбачёва А. Э.,
студентки 101А группы
Проверил: Дугина М.В., преподаватель русского языка
1. Определение «хорошая речь»
2. Критерии хорошей речи
3. Содержательность речи
5. Выразительность речи
6. Воздейственность речи
8. Список литературы
Определение «хорошая речь»
Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века. Значительно сложнее обстоит дело с речью конца XIX – первой половины XX века. Эта речь уже не вызывает явного возражения, но иногда тоже воспринимается как не совсем современная.
Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учета ее ситуации, поставленных говорящим коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы, и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.
Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная. Целесообразность речи как критерий ее хороших качеств касается не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения. Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этикету. Соблюдение современных языковых норм также входит в данное нами определение. Действительно, не может быть хорошей речь неправильная. Прежде всего это связано с тем, что неправильная речь затрудняет понимание. Это происходит и при использовании незнакомых иноязычных слов, тем более при их употреблении не с тем значением, которое зафиксировано в словарях.
Критерии хорошей речи
Многие неправильности пониманию не мешают, но тем не менее исключают хорошее качество речи, поскольку вызывают со стороны адресата или наблюдателя незапланированное говорящим впечатление от его речи, как речи не очень культурного человека. Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических. Жаргонизмы в речи молодежи и в речи людей солидного возраста, в неофициальном и в официальном общении не могут оцениваться одинаково. Однако нельзя как хорошую оценивать речь любых адресантов и в любых условиях, если жаргон полностью вытеснил в данной дискуссии литературную лексику. Следовательно, критерием, если не хорошей в полном смысле этого слова, то хотя бы допустимой речи должны быть, с одной стороны, степень ее литературности и опять же степень целесообразности использования тех или иных языковых средств.
С другой стороны, безусловно, критерием хорошей речи в любом случае остается ее понятность адресату, поэтому недопустимы не только малоупотребительные в русской речи иностранные слова. Однако не может быть названа хорошей и речь, не способная выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства.
К основным критериям хорошей речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи.
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной. Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.
Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания
терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи. Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например, применением слов в ласкательной и уменьшительной форме.
Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.
Итак, можно сделать несколько выводов из сказанного выше:
1. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне знания ситуации ее осуществления и распространения, ее целей и задач, отношений между коммуникаторами, характера и свойств адресата речи.
2. Хорошая речь – целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная для адресата.
3. Правильность речи – необходимое, но недостаточное качество для критерия хорошей речи.
Хорошая речь всегда соответствует нужной в данной ситуации функциональной разновидности литературного языка и используемой форме речи (устной или письменной), национальным традициям общения и этическим нормам поведения.
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
Сен 17
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?
. Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.
Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.
Речь правильная и хорошая
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речь правильная и речь хорошая
точность чистота выразительность богатство уместность Речь хорошая логичность Что символизирует фигурка человечка, карабкающегося со ступени на ступень? Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилистическая Пунктуационная Орфографическая Из каких «кирпичей» сложена первая ступень? Почему именно вторая ступень внешне напоминает олимпийский пьедестал почета?
— Исправьте ошибки. Шаровая мельница употребляется для измельчания глазури.(Кн. «Гончарное и черепичное производство».) Хотя копьев поломано немало,по-прежнему основным критерием оценки знаний остается «уд» и «неуд».(Газета «Известия».) Ты где дел карточки? – он молчал.- Не получил? – Получил.(В. Панова.»Рабочий поселок».)
— Заведи свой Личный словарь правильностей. Правильно всегда Правильно иногда (допустимо) Класть (не «ложить») Компас Компас (спец.) Звонишь, звонит До свидания Пока (разг.) Надеть одежду (что-то) Одеть Надежду (кого-то) Красивее Творог Творог Торты, тортов
Качества хорошей речи Богатство речи Интересно ли тебе слушать речь, в которой повторяются одни и те же слова, предложения строятся одинаково и похоже звучат по интонации? Конечно же нет. Такую речь, как бы жалея ее, называют бедной. Если бедная речь – речь однообразная, значит, богатая. Богатой называют разнообразную речь.
— Откуда берется это разнообразие? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотри схему:
Сколько реплик у Эллочки – людоедки? Какие из них повторяются? Хочется ли говорить с такой собеседницей? Почему? Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья? Хо-хо! Нет, в самом деле? Кр-расота! Да, стулья хорошие. Зна-ме-ни-тые! Подарил кто-нибудь? Ого! Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил… Эрнестуля! Хамишь! Ну как можно так делать?! Ведь нам же есть нечего будет! Подумаешь! Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам! Не учите меня жить! Нет, давай поговорим серьезно, я получаю двести рублей… Мрак! Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею. Жуть! Вот что, так жить нельзя! Нам надо разойтись. Подумаешь! И откуда у тебя этот идиотский жаргон! Не учите меня жить! И. Ильф, Е. Петров
Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации. 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в себя 120480 слов. В 4-томном «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля собрано около 200000 слов. «Словарь языка А. С. Пушкина» включает 21290 слов с десятками тысяч неодинаковых их значений. Словарный запас современного взрослого образованного человека составляет 10-12 тысяч слов. Словарный запас героини романа И. Ильфа и Е. Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало.
— Сравните речь Дениски и Мишки. Чья речь богаче? Мишка Дениска Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, бычки в томате, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку… Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашаки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за ней вытирать лужицы, и она будет ходить за мной как верный пес. Я люблю также смотреть телевизор; все равно, что показывают, пусть даже одни таблицы…
Представьте себе, что вы – диктор на телевидении. В связи с неожиданным изменением в программах вечерних телепередач вам нужно оповестить об этом телезрителей. Служба информации подготовила для вас текст объявления. Прочитайте его. Можно ли выходить с ним в эфир? К счастью, у вас есть еще несколько минут, чтобы исправить текст. Уважаемые телезрители! Приносим вам свои извинения по поводу изменений в телепрограмме. Сегодня вечером по первой программе мы будем передавать концерт популярной эстрадной певицы… В программе Российского телеканала будет передаваться фильм-спектакль. …По Московской программе будет передаваться информационно-музыкальная программа…По образовательной программе «Российские университеты» будет передаваться фильм …на английском языке. По Санкт-Петербургской программе будет передаваться футбольный матч между командами… По программе ТВ-6 будет передаваться кинокомедия… Подсказка: выступать, транслировать, показывать, повторять, сможете познакомиться, встретиться, увидеть, побывать, приглашаем посмотреть
Речь становится неточной, если мы: Допускаем фактические ошибки, потому что плохо знаем то, о чем говорим. Например, мы утверждаем, что А. С. Пушкин родился в 1798 году. (А на самом деле – в 1799); Неверно называем то, о чем говорим, то есть допускаем речевые ошибки. Например, мы говорим: «Пока еще не нашли эффектное средство против таких укусов». (Вместо эффективное, то есть дающее результат. Эффектное – то, что производит сильное впечатление.) Ф Р
— Внимательно рассмотрите два рисунка. Можно ли при описании верхнего использовать синонимы шоссе, дорога. А при описании нижнего? Почему?
— Какой глагол точнее передает действие пограничника – смотрит или всматривается? В чем разница в их значениях?
«Узелок на память» Классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным: Вы что – сами не видите (не слышите, не знаете…)? Вы что – с луны свалились (с самосвала упали, с дуба рухнули…)? Читать не умеете?! Вам сто (двести, триста…) раз повторять? Вы что – вообще.
Выразительность речи Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя.
Список литературы Развитие речи. Пособие для учащихся. Под ред. Т. А. Ладыженской.//М.,1997 Русский язык. Учебник для средней школы. Под ред. М.В.Панова Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи.//С.-П.,1994