как вы думаете какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых
Как вы думаете какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых
Освобождение дворовых и рабочих крестьян. Отмена крепостного права
Из законов о специальных разрядах крестьян особенно важными были «Положение об устройстве дворовых людей» и «Правила» о крепостных рабочих и крестьянах мелкопоместных владельцев. Дворовые наряду с остальными крепостными немедленно получали личные и имущественные права, но в течение двух лет были обязаны по-прежнему служить своим господам или уплачивать им установленный оброк. После этого всякие обязательные отношения с помещиками прекращались; дворовые, имевшие земельный надел, могли приписываться к сельскому обществу и заниматься сельским хозяйством, а не имевшие надела (таких было подавляющее большинство) оставались безземельными и должны были приискивать себе заработок.
Рабочие помещичьих фабрик и заводов в течение двух лет переводились на оброк, за ними закреплялись в пользование усадьба и преяшие наделы; наряду с другими крестьянами они приобретали право выкупать свою землю. Особое положение заняли горнозаводские рабочие, разделявшиеся на две категории: «мастеровых», занятых заводскими операциями, и «сельских работников», выполнявших вспомогательные работы (углежоги, перевозчики руды и т. д.). Первые освобождались с усадьбой (за нее они обязывались уплачивать 6-рублевый оброк с десятины) и с земельным наделом (преимущественно покосами), которые они имели при крепостном праве. Однако они не могли получить больше 1 дес. покоса или больше одного высшего душевого надела земли. Сельские работники в течение трех лет должны были равномерными группами переводиться на оброк; если они имели усадьбы и нолевые наделы, то продолжали пользоваться ими, если не имели земли, то приравнивались к дворовым.
Для мелкопоместных владельцев, имевших 20 душ и менее, правительство установило особые правила. Если в таких имениях было мало земли, то крепостные переселялись на казенные земли, а земля оставалась у помещика. По желанию мелкопоместного владельца казна могла приобрести его имение и уплатить ему сумму капитализированного оброка.
Отмена крепостного права в России
Презентация к уроку
Компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает учителю в решении главной задачи – научить ребенка учиться.
Одно из основных направлений внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс – использование на уроке готовых учебно-методических комплексов, электронных пособий, обучающих тестов, мультимедийных презентаций. Так постепенно вызревает новый школьный жанр – демонстрационный урок (мультимедийный урок). Мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Его суть – в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию “свернутой логики” передачи и понимания материала.
Именно наглядность изложения материала помогает привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия, особенно – зрительный образ.
Использование компьютера позволяет учителю:
При проектировании своего мультимедийного урока каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен данный урок:
Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока.
Представленная мною презентация “Отмена крепостного права в России” может быть использована учителем как на уроке-изучении нового материала, так и для самостоятельного изучения материала учащимися по теме: “Крестьянская реформа 1861 года” (из раздела “Россия во второй половине XIX века”).
В презентации схематически отражены ключевые моменты (вопросы) темы:
– в период правления какого российского царя происходила данная реформа;
– главные причины отмены крепостного права;
– какие государственные структуры занимались разработкой проекта;
– точная дата принятия манифеста;
– права и свободы, полученные крестьянами по манифесту;
– феодально-крепостнические пережитки, которые сохранила реформа;
– решение аграрной стороны вопроса: выкупные платежи, выкупная сумма;
– основные термины: временнообязанный крестьянин, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники;
– значение и последствия крестьянской реформы 1861 г.
– итоги (общие выводы).
Учитель, учитывая выше изложенные специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся может по-разному использовать данную презентацию при проведении урока-изучения нового материала.
Например, при показе Слайда 2 можно подробнее остановиться на следующих моментах:
При показе Слайда 4 учитель (или заранее подготовленный ученик) может заострить внимание на работе Секретного Комитета, на помещичьих проектах по освобождению крестьян и работе редакционных комиссиях, рассмотреть позиции различных групп дворянства в ходе подготовки крестьянской реформы. Все зависит от того, какие цели учитель поставит к данному уроку.
При показе следующих слайдов, отражающих суть и смысл крестьянской реформы, учитель может так же более или менее подробно остановиться на основных моментах темы. Например, побудить учащихся поразмыслить и ответить на следующие вопросы:
При подведении итогов и историческом значении реформы (Слайд 13), учащиеся должны назвать их сами, т.е., учитель открывает слад после ответов учеников.
Таким образом, на уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником учителя: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации можно создать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся. Система презентации может в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п. Самым сложным для учителя является необходимость отбирать виды информации и устанавливать последовательность, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся. Удобство мультимедийных презентаций в том, что их можно удобно хранить, при необходимости можно дополнять информацией.
Презентация к уроку
Идея урока: к сожалению, в повседневной реальности современные подростки оценивают события давно прошедших лет по принципу “было и было, теперь уже нет”. Поэтому основная идея урока, прежде всего, состоит в том, чтобы передать социально – экономическую атмосферу XIX века в годы правления Александра II 1855-1881г. Показать масштаб преобразований и отразить, какими способами власть пыталась модернизировать Россию. Увы, современное Александру II общество не сумело дать должной оценки свершившимся преобразованиям в аграрной сфере экономики России. Упреки сыпались и со стороны консервативного дворянства и со стороны новой силы – радетелей за народ.
На уроке используется презентация. В виде анимационных схем рассматриваются основные причины, события и положения крестьянской реформы 1861 г.
Основу урока составляет диалог учителя и учеников.
Ход урока
I. Император Александр II
Урок начинается с представления личности императора Александра II – “сын царя, воспитанник поэта”.
Эпиграф к уроку:
Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек.
Биография Александра II
Учитель. Его правление вызывает споры, втягивает нас в круговорот оценок. Предлагаю вам, анализируя основные факты его биографии высказать версии: Каким образом образование и воспитание Александра II могло повлиять на взгляды и убеждения будущего царя? Кто же он самодержец или реформатор?
Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.
II. Крестьянский вопрос
Беседа с учащимися.
Вспомним из ранее изученного, что вы подразумеваете под понятием “крепостное право”?
Какие ассоциации у вас возникают при определении характерных черт крепостного права? Назовите характерные черты крепостного права.
Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, составляем таблицу.
Учитель. Напоминаю вам основные вехи закрепления крестьян.
III. Причины отмены крепостного права
Учитель. Возглавив в 1846 году по поручению отца секретный комитет по крестьянскому вопросу, Александр Николаевич зарекомендовал себя сторонником крепостного права.
Давайте попробуем разобраться, что именно убедило взошедшего на престол Александра II в необходимости неотложных и кардинальных реформ.
Перед вами раздаточный материал на эту тему. Я предлагаю ознакомиться с документами, проанализировать их сделать выводы. Назовите причины отмены крепостного права.
Работа с документами по группам.
Первая группа будет знакомиться с речью Александра II, произнесённой им 30 марта 1856 года перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства.
Вторая группа будет знакомиться с речью Кошелева А.И.
Третья группа будет знакомиться с отчетом III отделения канцелярии Его Величества.
Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.
Вывод.
По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и дате к революции.
Вывод.
Крестьян не заинтересован в результатах своего труда. Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих.
Выводы.
Крепостное право – угроза общественного спокойствия. Крепостной право на практике ничем не отличалось от рабства.
Учитель дополняет ответ учащихся.
Крымская война. Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.
IV. Проекты крестьянской реформы.
Учитель.
Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики ряда губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал:
Запись в тетради:
Рескрипт генерал – губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Рескрипт – письмо монарха к подданному.
В течение 1858 года рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.
Пользуясь текстом ученика, составьте таблицу – схему, которая отражает события, произошедшие накануне отмены крепостного права.
Попытайтесь сообщить и выделить два ключевых слова, проблемы, вокруг которых шли горячие споры.
Вывод: земля и выкуп.
V. Крестьянская реформа
Учитель.
Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля – шестой годовщине восшествия Александра II на престол.
19 февраля 1861 года –
1) “Манифест об освобождении помещичьих крестьян их крепостной зависимости”
2) “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”
Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем вывод.
Вывод.
Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянам. Гражданские слова и личная свобода – прежде всего отсутствие принуждения, возможность реализовать свои жизненные цели, проявлять хозяйственную инициативу, строить свою жизнь так, как человек считает правильным. Не имея средств, для выкупа, крестьянин становился временно обязанным, т.е. должен был исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком, до начала выкупной операции.
Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем итоговые выводы.
Крестьянская реформа 1861г важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:
а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;
б) способствовала росту темпов экономического развития;
в) способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.
Однако, несмотря на своё прогрессивное знание, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильнейшим нравственным потрясением для помещиков, с другой стороны – реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам.
Домашнее задание:
1. Выучить понятия и даты;
Список литературы.
1) Загладин Н.В. и др. Всемирная история, история России и мира с древнейших времен до конца 19 века 10 класс. “Русское слово” Москва – 2010 г.
3) Колганова Е.В., Сумакова Н.В. “Поурочные разработки по истории России XIX век” Москва “ВАКО” 2012 год.
Практическое занятие на тему «Отмена крепостного права»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практическая работа № 2 Отмена крепостного права
Личное освобождение крестьян. Крестьянское самоуправление
Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, провозглашало: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».
Отныне крестьянина нельзя было продать, купить, обменять, заложить, разлучить с семьей, лишить имущества, перевести в дворовые, подвергнуть по барской прихоти порке. Крестьяне получили гражданские права: они могли свободно вступать в брак, заключать сделки, в том числе связанные с приобретением недвижимого имущества, выступать в суде, представлять интересы отдельного лица или «всего общества» (общины), открывать от собственного имени торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия, записываться в цехи и гильдии, поступать в учебные заведения и на службу. Таким образом, крестьяне были избавлены от барского произвола.
Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?
Наказание плетьми
крепостного мужика
Почему правительство подчинило крестьян власти мира?
В особом положении оказались бывшие дворовые: лакеи и горничные, повара, конюхи, садовники, кузнецы, плотники, кучера. Отвыкшие от земледелия, оторванные от деревни, они не получили земли и не вошли в общину. Отмена крепостного права избавила их от барского произвола, от которого они страдали, как правило, сильнее крестьян-земледельцев. Но одновременно они лишились жилья (многие не имели семьи и жили при барине), источников существования и надежд на господское обеспечение в старости. Для многих дворовых отмена крепостного права обернулась трагедией.
Как Вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?
Уставные грамоты. Мировые посредники
Крестьянские наделы
Александр II
В какой части России должно было особенно распространиться дарственное наделение крестьян землей?
Крестьяне мелкопоместных помещиков (владельцев не более 20 ревизских душ) остались совсем без земли или получили ничтожные наделы, не достигавшие низшей нормы. Без земли были освобождены и уральские посессионные рабочие.
Крестьянское землепользование увеличилось только в 8 западных губерниях, в 27 губерниях оно сократилось и в 9 губерниях практически не изменилось. В среднем у крестьян было отрезано 20% земли, а в отдельных губерниях — до 40%.
Как Вы думаете, в каких губерниях крестьянское землепользование сократилось сильнее: в черноземных или в нечерноземных?
Средний размер крестьянских наделов составил 3,4 дес. на душу. Между тем, по подсчетам земских статистиков, в нечерноземной полосе для того, чтобы прокормить семью (без учета уплаты податей), требовалось около 8 десятин, а в черноземной — 5—6 десятин. Самые большие наделы получили крестьяне Севера и степных губерний (Самарской, Астраханской, Херсонской). Меньше всего земли оказалось у крестьян черноземной полосы, особенно — Правобережной Украины.
Какие дополнительные источники средств к существованию могли найти крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться с надела?
В большинстве случаев помещики постарались удержать за собой лучшие угодья, выделив крестьянам худшие земли. Особенно не хватало крестьянам сенокосов и пастбищ.
К тому же вопреки Положениям 19 февраля пастбища и водопои нередко выделялись далеко от деревни, без предоставления удобных прогонов.
Крестьянские и помещичьи угодья нередко располагались чересполосно. Это грозило бесконечными судами и штрафами из-за потравы господской земли крестьянским скотом. Крестьянам приходилось арендовать землю на поставленных помещиком условиях.
Выкупная операция
Продолжительность временнообязанного состояния в Положениях 19 февраля не ограничивалась. После составления уставных грамот помещик имел право (но не был обязан) перевести крестьян на выкуп. С переходом на выкуп временнообязанное состояние прекращалось, крестьяне именовались собственниками.
На практике до полной уплаты выкупа они не становились настоящими собственниками надельной земли, поскольку не только отдельный домохозяин, но и вся община не имела права свободно распоряжаться ею, в частности продавать.
Перевод на выкуп растянулся на многие годы. Только в 1881 г. был принят закон, обязавший помещиков перевести всех крестьян на выкуп. К этому времени около 15% крестьян еще оставались временнообязанными.
Полностью переход помещичьих крестьян на выкуп был завершен в 1895 г.
Размер выкупа определялся не ценой земли, а величиной оброка. Сумма выкупа определялась таким образом, чтобы, будучи положена в банк, она приносила проценты, равные ежегодному оброку. Обычный банковский процент того времени составлял 6%. Такой порядок называется капитализацией оброка.
В промышленных губерниях за высший надел платили 8—12 руб. оброка, следовательно, выкуп составил 133—200 руб. с души (а во дворе могло быть 5—7 душ).
В то время как рыночная стоимость крестьянских наделов в средних ценах 1863—1872 гг. равнялась 648 млн руб., общая сумма выкупа достигла 867 млн.
У крестьян, конечно, не было денег, чтобы сразу внести весь выкуп. Поэтому они уплачивали 20% выкупа (или отрабатывали эту сумму в помещичьем хозяйстве), а 80% помещикам выплачивало государство. Конечно, от казны землевладельцы получали не деньги, а государственные ценные бумаги, доходность которых равнялась 80% утраченного оброка.
Средства, выплаченные государством, предоставлялись крестьянам в ссуду на 49 лет под 6% годовых. Таким образом, в результате выкупной операции крестьяне должны были вернуть государству предоставленную ссуду почти втройне (294%).
Выкупные платежи значительно превысили доходность наделов и оказались непомерно тяжелы для крестьян. К 1880-м гг. накопились огромные недоимки. В 1882 г. правительство уменьшило выкупные платежи, а в 1906 г. совсем отменило их. Тем не менее крестьяне успели уплатить 1,5 млрд руб.
Выкупные платежи значительно превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае, заплатили крестьяне?
Провозглашение крестьянской свободы
Положения 19 февраля были обнародованы 5 марта 1861 г. Власти заранее готовились к этому дню как к опаснейшему событию. Для подавления возможных волнений были подготовлены 80 армейских полков. Столичный гарнизон, включая артиллерию, был приведен в боевую готовность.
Полиция распорядилась, чтобы население Петербурга воздержалось от ликования. Одного дворника даже выпороли по приказу столичного обер-полицмейстера за то, что он обещал после объявления воли трижды крикнуть «Ура!».
5 марта опасения полиции не оправдались. Утром собравшаяся у манежа толпа в безмолвии выслушала императора, лично прочитавшего Манифест, и поднесла ему хлеб-соль. На утреннем военном разводе и днем в театре бурно выражали свой восторг офицеры и столичная публика. На следующий день 20 тысяч рабочих Петербурга, с трудом добившись разрешения от генерал-губернатора Игнатьева, явились к Зимнему дворцу, чтобы подать царю благодарственный адрес. В провинции известие об отмене крепостного права было встречено благодарственными молебнами во здравие Александра II.
Александр II впоследствии всегда говорил, что 5 марта 1861 г. стало лучшим днем его жизни. Тем не менее, ни 19 февраля, ни 5 марта так и не были объявлены государственным праздником.
Реформы удельной и государственной деревни
Помещичьи крестьяне составляли приблизительно половину всех крестьян России.
Удельные крестьяне, находившиеся в собственности царской фамилии, обрели личную свободу уже в 1858 г. В 1863 г. их наделили землей (в среднем по 4,8 дес. на душу), а в течение 1863—1865 гг. перевели на выкуп.
В 1866 г. был принят закон о поземельном устройстве государственных крестьян. Они получили самые большие наделы — в среднем 5,9 дес. на душу, но на выкуп перешли лишь в 1886 г.
Хотя удельные и государственные крестьяне получили больше земли, чем помещичьи, они также страдали от малоземелья.
Охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права.
Расскажите о системе самоуправления, созданной в русской деревне после освобождения крестьян.
Почему правительство не предоставило крестьянам права отказываться от надела непосредственно при выходе из крепостной зависимости? (Найдите два мотива.)
Какие цели преследовало и к каким результатам привело наделение крестьян землей?
Объясните понятия: сельский сход, временнообязанные крестьяне, усадебная оседлость, полевой надел, уставная грамота, мировой посредник, капитализация оброка.
Рассчитайте, какую сумму фактически должен был уплатить в течение 49 лет крестьянин, если оброк за полученный им высший надел составлял 12 руб. Как Вы думаете: почему день отмены крепостного права не был объявлен в России праздничным?
Сделайте общий вывод о значении крестьянской реформы 1861 г.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ОУД.04 ИСТОРИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частьюУМК по дисциплине ОУД.04 История, составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС СПО). Методические указания включают учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, обеспеченность занятия, средствами обучения, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочим учебным планом по профессии 46.01.03 Делопроизводитель
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Абызнакаева Светлана Маратовна, преподаватель истории и обществознания первой квалификационной категории
на заседании УМО преподавателей
от 28 февраля 2019 г.
_____________ (Е. Е. Тен)
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
от 01 марта 2019 г.
_____________ (Е. В. Головань)
Общие требования для студентов по выполнению
Критерии оценивания работ
Требования к технике безопасности при выполнении
Содержание практических работ
6. Список литературы 26
Методические указания к практическим работам по дисциплине ОУД.04 История разработаны для работы на аудиторных занятиях. Приступая к выполнению практической работы, студенты должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с ФГОС, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Практические работы направлены на освоение следующих результатов обучения:
− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Аудиторная нагрузка на выполнение практических работ
Практические работы №1-2.
Великие державы древнего Востока
Практическая работа №3-5.
Великое переселение народов
Практическая работа №8-10.
Практические работы №11-13.
Первые русские князья. Причины объединения русских земель.
Практическая работа №14-15.
Отечественная война 1812 года.
Практическая работа №16-17.
Отмена крепостного права
Практическая работа №18-20.
Культура России во второй половине XIX в.
Практическая работа №21-23.
Аграрная реформа П. А. Столыпина
Практическая работа №24-25.
Гражданская война в России
Практическая работа №26-28.
Страны Восточной Европы после Второй мировой войны
Практическая работа №29-31
Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США.
Практическая работа №32-34
Послевоенное советское общество, духовный подъем людей.XX съезд КПСС и его значение
Практическая работа №35-38
Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты.Успехи советской космонавтики
Практические работы №39-41
Наука и образование на рубеже XX — XXI веков
Практические работы №42-44
Идеология и культура в послевоенный период
Практические работы №45-47
Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий.
Практические работы №48-51
Экономические реформы 1990 годов
Общие требования для студентов по выполнению
1.Перед выполнением практической работы необходимо повторить теоретический материал, используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.
2.Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш, тетрадь для выполнения практических работ, атлас, контурные карты.
Критерии оценивания работ:
Требования к технике безопасности при выполнении
— Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя.
— На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.
— При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.
— Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.
— После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.
Содержание практических работ
Практическая работа №1-2
Тема : Великие державы древнего Востока
Цель : выяснить причины появления великих держав древности, рассмотреть организацию управления в этих державах
2. Повторить основные понятия при помощи учебника
3. Выполнить задания и аргументировать свою точку зрения
4 Итогом практической работы, должен являться вывод
Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов параграф 43 стр. 41-46, карта «Древнейшие государства»
Понятия для актуализации: деспотия
1 В чём причины появления Великих держав Древнего Востока?
2 Поработайте с картой в учебнике «Ближний Восток в Древности.
3 Дайте характеристику каждой державе по следующим направлениям:
— основные занятия населения-
— как складывались отношения между правителем и народом
— причины гибели державы
Практическая работа №3-5
Великое переселение народов
Цель : выяснить почему и как начали складываться централизованные государства, какие последствия имел этот процесс
1.Внимательно ознакомьтесь с текстом, картой. Опираясь на данные текста и карту, выполните задания, которые предложены ниже.
Вторая волна переселения подхватила славян и привела к их расселению на Балканы и степную часть Восточно-Европейской равнины. Славянская единая общность разделилась на отдельные племена и народы: антов, венедов и склавинов. Славяне, иногда поддерживаемые аварами и протоболгарами, стали закрепляться на Балканском п-ове, который в VII в. почти целиком был заселён славянскими племенами, образовавшими здесь свои княжества союз Семи славянских племён, славяно-болгарское государство; часть славян расселяется в пределах Византийской империи в Малой Азии. Славяне распространились и на запад.
Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространилось свободное крестьянское землевладение, создаются предпосылки для формирования феодального строя.
Ва́рварские короле́вства — государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствия в то время устоявшегося правила престолонаследия — сыновья короля, в принципе, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру. Раздоры между членами королевской семьи, между королем и его вассалами, споры между претендентами на престол были обычным делом, очень многие короли умерли насильственной смертью. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто меняли свои места расположения. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения.
1. Найдите в тексте и запишите причины Великого переселения народов.
2. Проследите движение племен по карте.
3. Пользуясь картой, перечислите варварские королевства, образовавшиеся в ходе Великого переселения.
4. Перечислите последствия Великого переселения.
5. Составьте кроссворд, используя данный текст и карту (не менее 10 слов)
6. Завершите предложения:
А) Варварские племена, проживавшие на территории Азии, назывались…….
Б) Эти племена возглавил легендарный вождь по имени ……….
В) Варвары хорошо сидели на ……. метко стреляли из ………..
Г) На захваченных территориях варвары создали……………
Д) Великое переселение народов началось в ………. в.
2.Подведение итогов работы
Практическая работа № 6-7
Цель: выяснить причины перехода от республики к империи, рассмотреть способ управления в римской империи; охарактеризовать этапы римской империи
1 Записать в тетрадь число и тему практической работы
2 Повторить основные понятия при помощи учебника
3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения
4 Итогом практической работы, должен являться вывод
Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.
Понятия для актуализации : республика, монархия, империя, магнаты, колоны.
1 Прочитайте параграф
2 в конце параграфа ответьте на вопросы
2.Подведение итогов работы
Практическое занятие 8-10
Тема: Влияние Византии на Русь
Цель: формировать знания о процессах становления, развития и причинах гибели Византийской империи.
Задание 1. Анализ документов
Документ № 1.Из «Повести временных лет»: о походе Руси на Царьград
В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000, и пришел он к Царьграду.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь».
И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу.
«Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в бани, сколько они хотят; когда же они пойдут домой в Русь, то пусть берут у царя нашего на дорогу пищу, и якоря, и канаты, и паруса, и все, что им надо».
И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим.
Вопросы и задания к документу:
Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основную идею.
Какие исторические факты о походе князя Олега можно извлечь из приведенного фрагмента?
Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?
Каковы условия мирного договора и его последствия?
Документ № 2 Отрывок из «Повести временных лет» о присяге дружинников князя Игоря при заключении русско-византийского договора в 944 г.
На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун. И присягали Игорь и люди его, сколько было язычников, русов. А христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи.
Вопросы и задания к документу:
1. Как звали главного бога русских дружинников?
2.Можно ли считать крещение Руси единовременным событием, произошедшим в 988 г. Почему вы так считаете?
Задание 2. Работа со словарём.
Дайте определения понятиям:
Ромеи, узурпация, василевс, Константинополь, Византия, династия, Юстиниан.
Подведение итогов работы
Практическая работа №11-13
Первые русские князья. Причины объединения русских земель.
Цель: формировать у студентов представление об этапах образования единого Русского государства, органах центрального и местного управления Руси в 15 веке.
Задание 1. Ниже приведён перечень имён. Все они, за исключением двух, относятся к первым русским князьям
Олег Древлянский; 2) Игорь; 3) Святополк; 4) Святослав; 5) Ярослав Мудрый; 6) Рюрик.
Найдите и запишите порядковые номера имён, относящихся к другому историческому периоду.
Задание2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.
первый письменный договор Руси с Византией
образование Древнерусского государства
окончательный разгром Хазарского каганата
Задание 3. Прочтите отрывок из летописи.
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Олег был первым скандинавским князем, приглашённым на Русь славянскими и финскими племенами
2) после Олега правил Русью князь Святослав
3) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
4) указанные события относятся к концу IX в.
5) варяги — наёмные воины из Скандинавии на службе древнерусских князей
6) чудь, меря, весь относятся к восточнославянским племенам
В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.
В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) мать Святослава княгиня Ольга уговорила сына принять православие
2) вятичи селились в нижнем течении Днепра
3) кроме хазар Святослав окончательно разгромил печенегов
4) Святославу не удалось закрепиться на Дунае в противоборстве с Византийской империей
5) данный текст летописи рассказывает о событиях X в.
6) отцом Святослава был князь Игорь
Задание 5. Рассмотрите картосхему и ответьте на вопросы.
1Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на карте стрелками.
2.Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
3.Назовите цифру, которой обозначено место, куда названный полководец хотел перенести столицу своего государства.
4.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
5.После восточного похода киевского князя Хазария перестала существовать как сильное государство.
6.В ходе восточного похода была дотла разрушена крепость Дербент.
7.В конце похода князь был убит половецкими ханами.
8.После смерти этого князя на Руси произошла первая усобица.
9.Именно этот князь ввёл на Руси практику назначения сыновей наместниками-управителями в подвластных русских княжествах.
10. Саркел был единственным городом, который не покорился русским войскам в этом походе.
Подведение итогов работы
Практическая работа «Отечественная война 1812 г.»
Цель: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных страниц русской истории, об источниках и цене победы народов России в войне.
Задание 1. Работа с контурной картой
1.Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.
2.Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?
3.Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
4.Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии.
5.Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М.И. Кутузов.
Задание 2. Анализ документа.
Документ №1. Лагарп писал Александру I: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».
Вопросы и задания к документу.
1. Почему Лагарп, будучи последовательным сторонником реформирования России, одновременно призывал Александра сохранить «в неприкосновенности» самодержавие?
Документ № 2. В указе Александра I от 28 мая 1801 года говорилось: «Его императорское величество высочайше повелеть изволил, дабы объявления о продаже людей без земли, ни от кого для припечатания в ведомостях принимаемо не было».
Вопросы и задания к документу.
Задание 3. Выберите правильный ответ.
1. В битве под Аустерлицем русскими войсками командовал:
а) А. В. Суворов; б)М. И. Кутузов; в) П. А. Румянцев; г) П. И. Багратион.
2. Значение Смоленского сражения состоит в том, что:
а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1-й, 2-й и 3-й русских армий;
б) основные силы французской армии были разгромлены;
в) русским армиям удалось отстоять Смоленск;
г)русская армия перешла в контрнаступление.
Задание 4.Объясните значение понятий.
Континентальная блокада– это …
Задание 5.Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 г.:
а) Бородинское сражение;
б) назначение Кутузова главнокомандующим;
в) Смоленское сражение;
г) переправа через Березину;
д) сражение под Малоярославцем.
Подведение итогов работы
Практическая работа № 16-17. Отмена крепостного права
Цель: дать знания о содержании и сущности реформы 1861г.; подчеркнуть, что отмена крепостного права имела огромное значение для России, так как открывалась возможность для развития новых хозяйственных отношений.
1.Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?
2.Почему правительство подчинило крестьян власти мира?
3.Как Вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?
4.В какой части России должно было особенно распространиться дарственное наделение крестьян землей?
5 . Охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права.
6.Сделайте общий вывод о значении крестьянской реформы 1861 г.
Подведение итогов работы
Культура России во второй половине XIX в.
Цель: формировать у студентов представление об общественных, революционных движениях 19 века, расцвете литературы.
1. Какие задачи стояли перед русскими зодчими во вт. пол. XIX в.?
2. Назовите авторов памятников, представленных на изображениях.
3. Соотнесите имена художников и названия их картин.
А) «Девочка с персиками»
Б) «Бурлаки на Волге»
Г) «Боярыня Морозова»
Е) «Утро в сосновом бору»
4. Перечислите авторов, по произведениям которых ставились театральные пьесы во вт. пол. XIX в.
5. Назовите имена крупнейших актрис и актёров во вт. пол. XIX в.
6. Сегодня Московский Художественный Академический театр (МХАТ им. А. П. Чехова) один из ведущих театров не только Москвы, но и всей страны. Когда и кем был основан МХАТ?
7. С чьими именами связано дело создания национальной русской музыки во вт. пол. XIX в.?
Подведение итогов работы.
Практическая работа 21-23. Аграрная реформа П. А. Столыпина
Цель: раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. Задания:
1. Определите цели аграрной реформы Столыпина. (обратите внимание на документы)
2.Назовите основные положения, составляющие реформу.
3.Что реформа меняла в жизни крестьян.
4.Подведите итоги реформы, заполнив таблицу:
Результаты аграрной политики
Создание новых форм землевладения
и землепользования
Подведение итогов работы
Практическая работа24-25. Гражданская война в России
Цель: получить и проанализировать информацию с помощью работы с различными источниками; показать (понять) глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможность выхода из кризисных ситуаций путём гражданского мира; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.
Литература: учебник История В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков ; «Академия»;2018 г.
Задание 1. Заполните схему. Причины гражданской войны:
Задание 2. Заполните таблицу «Этапы гражданской войны»:
Этапы, хронологические рамки
Задание 3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из книги А.И. Деникина » Очерки русской смуты».
В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
Сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.
Подведение итогов работы.
Практическая работа 26-28.
Тема: Страны Восточной Европы после Второй мировой войны
Цели занятия: усвоить важнейшие исторические факты и даты по изучаемой теме, сформировать у студентов представления об историческом событии данного периода. Формировать у студентов умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
1.Какие страны назывались «Восточная Европа»?
(Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия, Югославия, ГДР).
2.Что заимствовали политические режимы Восточной Европы у СССР?
3.Можно ли считать такую модель экономического развития неэффективной, почему, к каким последствиям это могло привести?
4.Так каковы причины «бархатных» революций и почему они так называются и почему имели такой характер протекания?
5.Какая страна пыталась войти в состав СССР?
6.Назовите страны, которые поддерживали курс СССР.
7.Какие партии утвердились в странах Венгрии, ГДР, Чехословакии?
8. В какую военную организацию входили многие страны Восточной Европы?
9. В каком году в Венгрию были введены советские войска с целью подавления так называемой внутренней контрреволюции?
10. Кто из руководителей Венгрии пытался построить «социализм» сталинского типа?
11 . Кто возглавил правительство Югославии после войны?
12. Что повлияло на выбор пути развития государств Восточной Европы после Второй мировой войны?
13. Какими были итоги развития восточноевропейских государств в послевоенные годы? Почему темпы роста экономики в 1960-1970-е гг. у них падали?
14. В странах Восточной Европы была проведена коллективизация с сохранением частной собственности на:
— Сербия и Черногория образовали государство
— Германская Демократическая Республика была образована:
— В каком году в Венгрию были введены советские войска с целью подавления так называемой внутренней контрреволюции?
— Кто из руководителей Венгрии пытался построить «социализм» сталинского типа?
( Заполнение таблицы по подгруппам)