как узнать какой процент ботов среди подписчиков сообщества
Как узнать, сколько ботов в группе?
Есть много поводов, когда может возникнуть необходимость узнать количество ботов в группе Вконтакте. Например, вы хотите заказать рекламу, и поэтому вас интересует, насколько привлекательна данная площадка. Если вы являетесь владельцем сообщества, то вам также необходимо знать количество таких аккаунтов, ведь если их накопится много, то вашу группу могут заблокировать. Кроме того, бывают случаи, когда заказывая услуги раскрутки сообществ, через специальные агенства, также есть необходимость оценить данную накрутки и проверить ее на количество ботов. Поэтому сейчас мы рассмотрим методы, которые позволят определить мертвые аккаунты в сообществе.
Правда, здесь вы не сможете увидеть точную цифру мертвых страниц. Этот показатель позволяет увидеть примерный минимальный процент таких аккаунтов. То есть если там стоит 6%, это значит что как минимум 6 процентов подписчиков в группе – боты. Но этот процент может быть и выше.
Далее вам представится полный список всех подписчиков. Чтобы не листать его вручную, и не считать количество заблокированных аккаунтов, вы можете обратить внимание на общее количество аудитории, которое показано в верхней части раздела. Например, это количество составляет 2516 подписчиков. Далее нажмите на значок «лупы» (поиска) в правом верхнем углу.
Подробный список участников группы
Зайдя в подробный поиск подписчиков группы вы увидите в верхней части другое количество подписчиков, которое будет меньше, из-за того что здесь не будут учитываться страницы без фотографии, а также аккаунты с собачками. Например, в подробном поиске показано 2450 подписчиков. Следовательно, от 2516 вычитая 2450, получается, что в группе находится 66 мертвых аккаунта. Этот метод является наиболее простым и точным. Но для этого необходимо чтобы в настройках поиска стояла галочка под пунктом «с фотографией».
Так как за большое количество ботов вашу группу могут заблокировать, важно следить за статистикой мертвых аккаунтов. Если таких аккаунтов в вашем сообществе более 20%, необходимо их почистить. Старайтесь не использовать накрутки подписчиков, так как 90% такой аудитории будут ботами.
Как определить накрутки подписчиков и вовлеченности в соцсетях: универсальная инструкция
190 000 участников, 3 000 рублей за размещение, а кликов — 15. Посевы не работают или продукт не интересен? Рассказываем, как проверять накрутки.
В группах VK и FB, блогах Instagram, каналах YouTube и Telegram искусственно завышают не только количество подписчиков, но и показатели вовлеченности: лайки, комментарии, репосты. Для недобросовестных владельцев площадок и блогеров это способ продавать рекламу дороже. Еще накрутками могут заниматься подрядчики, чтобы красивыми цифрами в отчете доказать свою эффективность и качество услуг.
При этом можно сказать точно: покупка рекламы на площадках с накрученными подписчиками не приведет к хорошему результату.
Рассказываем, на что обращать внимание при оценке аккаунтов, каналов и групп и какие инструменты помогут выявить накрутки подписчиков и вовлеченности.
Пишущий интернет-маркетолог, автор-фрилансер. Помогает развивать и продвигать блоги, делает контент для внешних площадок. Пишет об интернет-маркетинге, реже о финансах и бизнесе.
1. Учитывайте, что просмотры/показы необъективны
Изучить их проще всего, но надо помнить: такие показатели не отражают реальный охват, то есть количество уникальных пользователей, которые видят публикацию или взаимодействуют с ней.
Один и тот же пользователь может прочитать пост 5 раз — в статистике отобразится плюс 5 просмотров. Поэтому, подсчитывая просмотры/показы, нужно делить этот показатель как минимум на два.
А для YouTube, например, время просмотра намного важнее, чем количество просмотров, и его намного сложнее накрутить.
Чтобы изучить более качественные показатели (например, время просмотра на YouTube, уникальных посетителей в VK, органический охват в FB), скорее всего придется запрашивать подробную статистику у администраторов и блогеров. Впрочем, если последние уверены в эффективности своей площадки, то без проблем предоставят скриншот. А вот если площадка не хочет раскрывать свои показатели — это повод насторожиться.
2. Смотрите вовлеченность, а не только число подписчиков
Одна из формул вовлеченности (ER, Engagement Rate): сумма вовлечений (лайки, репосты, комментарии, сохранения) / число подписчиков * 100 %. Показатель можно считать, например, за один месяц.
Чем выше ER, тем активнее комьюнити. Если подписчиков много, а реакций никаких, возможны два варианта: некачественное ведение соцсетей (скучный контент, частая реклама и т.п.) или же накрутки подписчиков. В обоих случаях отдавать за это деньги, скорее всего, не стоит.
«Нормы» ER меняются в зависимости от тематики, численности сообщества, да и самой соцсети. Если в VK 1% — это уже достаточно хорошая вовлеченность, то для Instagram это довольно низкий показатель. А в Telegram и 50% не предел. Самый простой способ — ориентироваться на средние данные нескольких конкурентных площадок.
3. Изучайте показатели в динамике
Вряд ли возможна аккуратная и незаметная накрутка. Обычно это происходит грубо, ключевой показатель быстро увеличивается за короткое время. В отчетах, показывающих динамику роста, такие всплески хорошо видны на графике, который начинает напоминать лестницу.
Однако также взрывной рост подписчиков может быть вызван рекламной активностью и шумихой в соцмедиа. Надо проверить, не было ли в этих числах пиар-публикаций, рекламных размещений, инфоповодов.
4. Выборочно читайте комментарии
Это поможет лучше понять аудиторию площадки, на которой вы собираетесь размещать рекламу, а также вычислить возможную накрутку комментариев.
Проплаченные ответы вряд ли будут развернутыми и по существу, а оставят их, скорее всего, новые, подозрительные или откровенно фейковые аккаунты.
5. Считайте клики по ссылкам
Переход по ссылке — более сложное действие, чем лайк или однословный комментарий, поэтому лучше характеризует активность подписчиков. Нет кликов по ссылкам в предыдущих постах — скорее всего, не кликнут и на ваши. Особенно важно найти внешние ссылки и изучить их кликабельность тем, кто планирует рекламировать на площадке сторонний ресурс.
Понятно, что никто не станет раскрывать вам статистику по кликам, но в некоторых случаях ее можно узнать и так:
Главное — убедиться, что URL, который открывается в браузере после перехода по сокращенной ссылке, включает уникальные UTM-метки для каждого ресурса. Если ссылка одна на все ресурсы, количество кликов будет нерелевантным.
Инструменты для определения накруток в соцсетях
Чтобы быстро определять возможные накрутки, анализируя сразу несколько показателей, нужны вспомогательные инструменты. В зависимости от соцмедиа, количества размещений, бюджета и самой площадки могут пригодиться:
К примеру, Epicstars и Webartex дают расширенную статистику безо всяких подписок, при этом не скрывают адреса блогов. Если интересующая площадка представлена на бирже, можно легко изучить все важные показатели: число подписчиков, вовлеченность, охват, количество просмотров и др.
Многие из них позволяют анализировать конкурентов, а не только свои аккаунты в соцмедиа. Например:
Они значительно упрощают анализ площадок, так как сразу учитывают много важных моментов. Так, FakeLikeInfo (платный) для аккаунтов Instagram высчитывает реальный ER, распознает лайки и комментарии как накрученные или сомнительные.
С Instagram и только с ним также работают Epicdetect и Livedune (оба платные). Для анализа Twitter можно использовать Twitteraudit (бесплатный), а VK проверить с помощью Antidogs (условно бесплатный).
Подытожим
Обращайте внимание на более качественные показатели:
Оценивайте показатели в динамике: резкие всплески активности или количества подписчиков, не связанные с пиаром и рекламой, могут свидетельствовать о накрутках. И не забывайте выборочно оценивать комментарии: односложные ответы не по теме от подозрительных профилей сразу бросаются в глаза.
Некоторые признаки накруток можно определить только вручную, другие можно быстро выявить с помощью:
Если хотите знать больше об инструментах продвижения, алгоритмах ранжирования и тонкостях настройки рекламы в социальных сетях, присмотритесь к образовательной программе Skillbox. Она идет четыре месяца, включает шесть курсов и гарантирует трудоустройство. Идеально подходит начинающим таргетологам, SMM-специалистам, диджитал-стратегам, интернет-маркетологам и предпринимателям.
Профессия Таргетолог
На курсе вы освоите новую актуальную профессию с нуля, получите первые заказы уже во время обучения и готовое портфолио — к концу курса. Научитесь настраивать рекламу в популярных соцсетях и пользоваться инструментами комплексного таргетинга: myTarget, Popsters и Target Hunter. После прохождения обучения — гарантированное трудоустройство.
Алгоритм определения ботов и офферов во Вконтакте
Под катом не будет нейросетей и сложных формул, будут лишь описаны признаки, по которым я на коленке ловил ботов, сравнение результата фильтрации по этим признакам с фильтрацией одним рекламируемым сервисом и ссылка на страницу с реализацией на js, по которой любой может испытать фильтр на своем собственном списке либо протестировать последних вступивших в свое сообщество.
Картинка для привлечения внимания:
Предыстория
Недавно мне потребовалось собрать статистику о еженедельном количестве новых подписчиков в сообществах, посвященных коммерческим свадебным тематикам. Под эту задачу был написан скрипт, собиравший новых участников в нужных сообществах и выдававший радужные, на первый взгляд, цифры. Вот только радужными они перестали казаться после проверки случайных аккаунтов из собранного списка: какие-то были забанены социальной сетью уже в день сбора, какие-то оказывались откровенными ботами или офферами (в дальнейшем и тех и других я буду называть ботами).
Для получения реальных цифр требовалось узнать приблизительную долю ботов в собранных подписчиках. Попробовал почистить аудиторию от ботов таргетхантером (первый попавшийся на глаза сервис, позволяющий отфильтровать ботов бесплатно), однако качество чистки оказалось так себе (среди оставшихся по прежнему присутствовали липовые аккаунты, причем довольно много). Сервисы типа «заплати, а мы потом тебе покажем, что умеем» решил не использовать — денег жалко, а в результате тот же черный ящик и сомнительный результат. Решил изучить страницы ботов и написать собственный фильтр.
Кого фильтруем
Для начала уточню, моей целью было отфильтровать аккаунты, которые виделись мне мусорными с точки зрения приглашения их в коммерческие свадебные сообщества. Под это определение попадают как боты, вступающие на автомате так и офферы, которые кто-то делает по 100500 штук и затем продает их, как якобы «живых подписчиков». Очевидно, что офферы, которых вручную нагоняет школьник ничего не купят ровно также, как и боты, которые нагоняются скриптом. Что они могут сделать хорошо — это просадить статистику рекламных объявлений с оплатой за 1000 показов. Также это может зацепить и вполне реальных людей, но какой от них толк в сообществе, если они не увидят его записи (равно как и не будет смысла показывать им рекламу сообществ)?
Как фильтруем
Наиболее простой мне показалась идея оценивать каждый аккаунт по шкале от 0 до 100, по которой явные боты набирают 100 очков, а обычные люди остаются в районе 0 (в идеале. На практике некоторые реальные люди могут набирать и по 50 баллов). Методика не идеальна (как и все в войне щита против меча), однако как показала практика, создатели ботов не особо заморачиваются при создании своих фейков (совершенный бот обойдется дороже привлеченного рекламой клиента), поэтому в данный момент она работает. Для заполнения шкалы были подобраны несколько признаков, каждый из которых может прибавлять или убавлять определенное количество очков, а аккаунты, набравшие некое число очков (70-100 в моем случае), считаются некачественными и фильтруются. Я не буду писать, сколько очков присваивается при нахождении того или иного признака, вы можете посмотреть их в примере, который будет в конце статьи, там же их можно будет изменить, как и порог, при превышении которого аккаунт зачисляется в стан ботов. А теперь давайте пробежимся по проверяемым признакам:
Аккаунт забанен
Первое, по чему я фильтрую пользователей. Я не знаю, зачем сервисы оставляют подобные аккаунты (а вышеупомянутый мной сервис «тх» их оставлял). Живой человек, пользующийся соцсетью восстановит доступ. Спамеру или ботоводу с тысячей аккаунтов легче завести новый аккаунт после бана. Да и крутить рекламу по забаненным живым пользователям все равно невозможно.
Ссылка на страницу не изменена
Вконтакте дает пользователям ввести уникальную ссылку на их страницу вместо безымянного id12345678. Это не очень значимый признак, так как не все живые люди меняют ее, да и угнанные контакты могут иметь такую ссылку, но все же часто у новозарегистрированных ботов такая ссылка остается неизмененной.
Нет аватара
В 2018 году это уже малоактуально для ботов. Скорее отсутствие аватара характерно для фейков совсем ленивых людей, но я считаю такую аудиторию не очень качественной. В любом случае это тоже не очень значимый признак.
Есть ссылки на другие соцсети
Это хороший признак живого человека. Я не нашел способа установить ссылку на фейсбук/инстаграм через апи. Может быть плохо искал, а может его и нет. Но поставить ссылку для бота сложнее: надо как минимум завести этот аккаунт в соцсети и привязать его в интерфейсе вконтакте. Поэтому наличие таких ссылок в профиле сбрасывает несколько очков на счетчике ботоопределителя.
Не выходил в сеть более 1-3 месяцев
В век, когда у каждого в телефоне установлен клиент соцсетей столь низкая активность кажется подозрительной. Даже если это не забытый хозяином бот, с таким человеком гораздо тяжелее работать через рекламу. Когда вам нужна горячая аудитория, которой будет поздно предлагать услугу через месяц (они уже найдут другого поставщика), а этот человек не в сети и вы не можете достучаться до него. Повторю сказанное в начале статьи — я изучал аудиторию по свадебной тематике, для нее горячий контакт актуален. Если же вы решили продвигать развлекательный паблик или магазин, основанный на увлечениях людей, для вас этот признак может иметь меньшее значение.
Подписан на 500-1500 и более сообществ
Великолепный и значимый признак мусорных аккаунтов. Основная статья заработка на ботах — это вступление в различные группы (ну да, еще лайки и репосты). И вряд ли владельцы ботоферм смогут скрыть это. По этой же причине, кстати, можно попробовать фильтровать тех, кто скрывает свои группы от постороннего взгляда (параноики тоже будут отфильтрованы в этом случае, но таких среди аудитории вконтакте единицы). Даже если вы отфильтруете живого человека по этому признаку, ничего страшного не произойдет, он вряд ли увидит новости вашего сообщества в своей ленте, будучи подписанным на 1000 других.
Состоит в сообществе о взаимораскрутке
Таких стоит оставлять, только если ваша ЦА — школьники с дефицитом внимания, отсутствием интересов и кучей свободного времени. Лично я считаю такую аудиторию не просто мусорной, а ярко сигнализирующей о том, что они ненастоящие.
Состоит во множестве сообществ о разных городах
Признаться, не нашел ни единой причины, по которой обычному человеку может быть интересно одновременно следить за новостями групп «ремонт стиральных машин казань», «наружная реклама омск», «дизайн интерьера калуга» и еще десятке коммерческих сообществ разных городов. Особенно учитывая качество контента в 95% таких сообществ. Зато боту, зарабатывающему на вступлении в сообщества это очень выгодно.
Состоит в группе без аватара
Не считаю этот признак значимым, однако во время тестирования на глаза попалась статья о выявлении ботов по этому признаку. Вообще такие сообщества могут использоваться в качестве технического полигона (программистами, для доступа к ключу сообщества), могут быть просто очень молодыми. Но при обсуждении этого признака со своими знакомыми они сказали мне, что не стали бы вступать в подобные сообщества. В общем, этот признак остался для меня самым неоднозначным, полным тайн и загадок (как и само существование сообществ без аватарок).
Посты пользователя никто не смотрит
Этот признак куда более прост. Обычно если пользователь имеет кучу друзей, но при этом у него почти нет просмотров записей на стене, значит его друзья — имитация. А для чего нужна имитация друзей, как ни для того, чтобы придать реальности фейковому аккаунту?
Отмечен на фото других пользователей
На данный момент боты не имеют привычки отмечать друг друга на фото, а вот реальные люди очень даже отмечают, тем более что соцсеть предлагает сделать это очень навязчиво (настолько, что мне она предлагает отметить самого себя на моей же аватарке). Наличие такой отметки как правило говорит либо об угнанном аккаунте, либо о живом пользователе.
Проверка фильтрации
Для проверки эффективности поиска ботов по данным параметрам был написан небольшой сервис, позволяющий проверить загруженный список контактов. Также, чтобы исследование имело и практическую ценность для людей, в сервис была добавлена возможность проверить свое сообщество — если вы модерируете какое-либо сообщество, вы можете автоматически загрузить последних вступивших и проверить их. Это пригодится, если вы наняли человека заниматься рекламой и он дает вам статистику по приросту подписчиков, однако при этом вы не видите реального роста заказов/комментариев/лайков.
В алгоритме используется метод wall.get для проверки записей со стены, он имеет ограничение на 1000 вызовов в сутки, поэтому при использовании данного скрипта нельзя проверить больше 1000 человек. Впрочем, этого достаточно для оценки качества аудитории. Кроме того, скрипт позволяет задать свои значения веса каждого атрибута и порога определения бота, поэтому если вы не согласны с тем, что тот или иной параметр определяет ботов, можете приравнять его к 0, либо наоборот, увеличить его значение.
Тестирование и сравнение результатов
По результатам проверки из тестовой аудитории в 2935 человек таргетхантер отфильтровал 877 ботов. Фильтрация по описанному алгоритму отсеяла 1984 человека. Если подкрутить фильтр и выявлять лишь самых злостных ботов (подписанных на 500-1000 сообществ, из которых значительная часть — это сообщества о разных городах, либо забаненных, либо состоящих в группах раскрутки), количество обнаруженных уменьшится до 1215 человек, что однако тоже превышает результат упомянутого выше сервиса. Однако я просмотрел примерно два десятка страниц пользователей, которых таргетхантер посчитал нормальными пользователями, а мой алгоритм ботами и все эти пользователи показались мне сомнительными, на страницах многих были репосты сомнительных сервисов (казино, знакомства для взрослых, участия в конкурсах, спортивные прогнозы), либо малое количество просмотров записей. Также попадались аккаунты, похожие на коммерческие, продвигавшие какие-то услуги, но лично я готов пренебречь ими, особенно если учесть, что они кроме нужных мне сообществ подписываются еще на десятки других в короткие сроки и ряд ли интересуются необходимой мне темой. Хотя более мягкий фильтр может оставить такие аккаунты. И разумеется, я понимаю, что 20 страниц недостаточно, чтобы судить о качестве всех 1984 аккаунтов.
В любом случае я получил удовлетворяющие меня результаты, хотя если бы было свободное время, можно было бы существенно расширить признаки для поиска ботов. Но и описанных выше вполне достаточно (на настоящий момент) для получения качественного результата. И еще раз ссылка на реализацию алгоритма, чтобы не проматывать статью.
Как определить накрутку в сообществах социальных сетей
Как определить накрутку в ВКонтакте
Во ВКонтакте много страниц с накрученными подписчиками. Часто их покупают даже коммерческие сообщества: некоторые сммщики думают, что большое число подписчиков повысит доверие к компании.
Проанализируйте подписчиков сообщества. Для региональных сообществ выберите фильтр по городу. В сообществе с живыми участниками большинство участников должны быть из этого же города. Большой процент подписчиков из Воронежа в группе пиццерии из Новосибирска вызвали бы подозрение.
Отфильтровали участников по городу, число изменилось всего на 1300 человек. Похоже, подписчики настоящие.
Посмотрите, на какие еще страницы подписаны участники. Офферы не создаются отдельно для каждой группы, поэтому одни и те же аккаунты оказываются участниками разных страниц, покупавшие подписчиков.
Для проверки на ботов используйте любой парсер. Подойдет даже бесплатный инструмент. Раздел «Похожие сообщества».
Определение накруток в Instagram
До появления алгоритмических лент можно было ориентироваться по охвату и активности. Теперь даже аккаунты с живыми подписчиками могут иметь низкий охват и ER.
Кстати, поэтому не нужно ориентироваться на количество подписчиков при покупке рекламы. Вместо этого оцените активность аудитории и содержание комментариев.
Определить накрутку можно с помощью Popsters (сервис поддерживает 10 популярных соцсетей). Загрузите интересующий вас аккаунт и проверьте, нет ли постов с резким приростом лайков или комментариев.
Скачки в активности не всегда означают накрутку: возможно, пост попал в рекомендации и поэтому получил больше охвата. Прочитайте внимательно комментарии: написаны ли они живыми людьми? Какая у них длина и содержание? Если по-прежнему сомневаетесь, попросите у блогера статистику именно для этого поста, чтобы оценить охват. Его накрутить гораздо сложнее.
Как проверить на накрутку в Twitter
Для сети микроблогов умельцы создали бесплатные сервисы: загружаете интересующий аккаунт и получаете аудит о количестве фейков и качестве подписчиков.
Fakers.statuspeople.com
Посчитает фейковые аккаунты среди фолловеров.
Twitteraudit.com
Найдет фейков и оценит качество подписчиков.
Определение накрутки в Facebook
Сложнее всего проверить на накрутку в Facebook. Остается лишь оценивать аудиторию вручную. Зайдите на аккаунты людей, лайкающих материалы: у живых профиль будет заполнен, а обновления публикуются часто. Странные или повторяющиеся репосты — признак накрутки с биржи, когда живые пользователи выполняют действия за небольшую плату.
Как правильно закупать рекламу в сообществах
Попросите доступ к статистике — качественные площадки не скрывают ее. Эти данные нужны также для проверки группы на ботов. Обратите внимание на средний охват записи. Примерно такого же результата вы добьетесь после размещения. На финальную цифру повлияет качество поста: создавайте рекламу в стиле материалов площадки.
Выводы
Интересные статьи в продолжение темы:
Попробуйте бесплатный пробный тариф Popsters чтобы получить статистику активности до 10 любых страниц в следующие 7 дней