как узнать какая нога толчковая

Правши. Левши. И амфидекстры. =))

как узнать какая нога толчковая. Смотреть фото как узнать какая нога толчковая. Смотреть картинку как узнать какая нога толчковая. Картинка про как узнать какая нога толчковая. Фото как узнать какая нога толчковая

Активист

Каждый ответ оценивается в баллах:
«только правой» + 2;
«чаще правой» + 1;
«любой» 0;
«чаше левой» – 1;
«только левой» – 2
Все баллы алгебраически суммируете. Показатели от + 24 до + 18 баллов характеризуют «выраженную праворукость»; от + 17 до + 9 баллов – «слабая праворукость»; от + 8 до – 8 баллов – «амбидекстрия»; от – 9 до – 17 баллов – «слабая леворукость»; от – 18 баллов до – 24 баллов – «выраженная леворукость».

ТЕСТ НА АПЛОДИРОВАНИЕ: Проимитируйте движения рук при апп-лодировании. Более активной у правши будет правая рука. Она совершает ударные движения о левую руку. У левши, напротив, активной, «ударной» будет левая рука, а правая рука остается при этом в одном положении.

ПРОБА НА ТОЧНОСТЬ ПОПАДАНИЯ: Выберите точку на чистом лис-те бумаги при открытых глазах и далее попытайтесь попасть в нее карандашей при закрытых глазах по очереди каждой рукой. Попадание правой рукой у правши оказываются расположенными неподалеку от цели и распределяются от нее равномерно, площадь разброса по форме приближается к овалу. Попадания же левой рукой у правши оказываются обычно в левой половине листа и даль-ше от цели, чем попадание правой рукой. У левши картинг будет противопо-ложной. Эту пробу можно выполнять и одновременно обеими руками на от-дельных листах бумаги.

Для определения ведущей ноги проведите следующие пробы:

ТЕСТ «ЗАКИДЫВАНИЕ НОГИ НА НОГУ»: Считается, что сверху оказывается ведущая нога.
ТЕСТ С МЯЧОМ: Попробуйте подбивать мяч или воздушный шарик ногой. Это действие выполняется ведущей ногой.
ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ШАГА: Тест основан на том, что шаги ведущей ногой длиннее, чем не ведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви левой и левой ног; измерьте длину 5 или 10 ша-гов каждой из ног и вычислите среднеарифметическую длину шага для каждой ноги.
ТЕСТ «ТОЛЧКОВАЯ НОГА»: Сымитируйте прыжок – у правши толчковой оказывается правая нога, у левши – левая.
ТЕСТ «ДВИЖЕНИЕ С МЕСТА»: Встаньте, поставив ноги на одном уровне, а затем начните движение. У правши первой «шагает» правая нога, у левши – левая.

Для определения ведущего глаза используйте следующие пробы:

ТЕСТ «ДЫРОЧКА В КАРТЕ»: эта проба является модификацией пробы Розенбаха. Возьмите лист плотной бумаги размером 5х10 см с отверстием в центре (1х1 см) и держите его прямо перед глазами на расстоянии 30-40 см, фиксируя через отверстие какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 2-3 метра. Поочередно закрывается правый и левый глаз: ведущим считается тот глаз, при закрытии которого предмет смещается.
Если при выполнении обоих тестов Вы не заметили большой разницы в смещении предметов при закрытии правого или левого глаза, значит Вы, в дан-ном разделе исследования, амбидекстр.

Методы изучения доминирования слуха заключаются в выполнении следующих тестов:

ТЕСТ «ЧАСЫ» I. Поднесите поочередно к каждому уху наручные меха-нические часы. То ухо, у которого часы тикают громче, считается ведущим.

ТЕСТ «ЧАСЫ» II. Сядьте ровно перед столом, на который прямо перед собой положите часы. Затем нагнитесь и послушайте – работают ли они. Ухо, которым Вы будете выполнять эту пробу считается ведущим.

ТЕСТ «ТЕЛЕФОН». Вспомните или сымитируйте, к какому уху Вы под-носите телефонную трубку, это ухо и считается ведущим.

Источник

Из практики ортопеда: все о синдроме «короткой ноги»

как узнать какая нога толчковая. Смотреть фото как узнать какая нога толчковая. Смотреть картинку как узнать какая нога толчковая. Картинка про как узнать какая нога толчковая. Фото как узнать какая нога толчковая

В настоящее время не редко за болями в позвоночнике и другими проблемами опорно-двигательного аппарата скрывается не самая очевидная причина: разная длина ног. Если разница небольшая, всего пару миллиметров, то на это можно не обращать внимания, а уже при различии в 5 мм необходима врачебная помощь. При любых признаках укорочения конечности у ребенка или взрослого необходимо обращаться к ортопеду для проведения комплексной диагностики и лечения этой проблемы. Разная длина ног может быть вызвана целым рядом факторов, которые нужно учитывать при диагностике и терапии. Без должного внимания такой дефект может вызвать развитие перекоса таза, сколиоза, люмбалгии, люмбоишиалгии, смещения или опущения внутренних органов и др. Сейчас успешно используются консервативные методики лечения для устранения разницы в длине ног. Рассмотрим современные подходы к ведению пациентов с подобными нарушениями.

Факторы риска для возникновения асимметрии

В норме конструкция тела должна быть симметрична. Существуют четыре пары основных опорно-двигательных «шарниров» тела: в области плечевого пояса, вертлужных впадин, коленных и голеностопных суставов, все эти пары должны находиться на одном уровне. При этом центр тяжести тела расположен между стопами, а реакции опоры симметричны. Уравновешенность «ядра» тела (таза и поясничной области) и стабильность стопы как опоры чрезвычайно важны, так как практически все движения проходят через это самое «ядро», особенно это важно при занятии спортом.

Укорочение стопы может быть анатомическим, функциональным и сочетанным. Анатомическое укорочение конечности, как правило, происходит после травм, переломов. Обломки кости могут неправильно срастись, в связи с чем происходит укорочение конечности. Данное укорочение может сформироваться также при идиопатических аномалиях развития, дегенеративных заболеваниях и опухолях, травмах зон роста и др.

Функциональное укорочение ноги развивается при следующих факторах: спазмирование и укорочение мышц, гипермобильность ‒ вытяжение связок и мышц, наличие контрактур суставов, несоосность аксиальных структур, скручивание таза, асимметричная гиперпронация. В свою очередь, асимметрии таза приводят к деформациям фундамента тела – стоп.

Чем опасен синдром «короткой ноги»

Эта патология может привести к следующим опасным нарушениям:

Данные исследований

В международных исследованиях подчеркивается важность и актуальность распространенности проблемы короткой ноги. В исследовании D.B. Clement e.a. 1981 года отмечается, что у бегунов на выносливость в 59% случаев «идиопатической» боли в пояснице этиологическим фактором могло быть различие в длине ног. В работе S.I. Subotnik 1981 года собраны данные о том, что у 4000 обследованных атлетов почти в 40% случаев наблюдались различия в длине ног. R.H. Gross указывает, что у 35 обследованных бегунов-марафонцев по результатам орторентгенограмм в положении «лежа» в 34 случаях наблюдалась «короткая» нога. Причем в 28,5% случаев укорочение составляло 5‒9 мм, в 20% ‒ 10 мм и более.

Функциональное укорочение конечностей как следствие асимметричной гиперпронации может выступать основным этиологическим фактором развития пояснично-крестцового радикулита (B. Rothbart, L. Estabrook, 1988). Доктор Владимир Нечаев обращает внимание на значения разницы в длине ног, указывая, что пороговым значением для коррекции длины ног является 5 мм. Если речь идет о бегунах, то у них величина уже в 3 мм – причина для коррекции; 6 мм – клинически значимая величина, 9 мм – достаточная для развития люмбаго, при разнице в 10 мм могут возникать межпозвонковые грыжи, а 15 мм – пороговый уровень для развития сколиоза. При укорочении в 20 мм физические возможности становятся ограниченными.

Диагностика

Клинические исследования доказывают, что золотой стандарт при определении длины ног, измерении нарушений позвоночника и тазового кольца – выполнение постуральной рентгенограммы. Такие снимки, сделанные в соответствии со стандартным протоколом (с фиксированным расположением стоп, заблокированными в нейтральном положении коленями и соответствующим положением рук), оцениваются врачом для получения данных о статическом функциональном положении тела. Постуральный рентгеноснимок всегда является функциональным: телу пациента придается положение, в котором на него действует весовая нагрузка. Снимок должен выполняться с независимой рентгеноконтрастной вертикальной контрольной линией, проходящей перпендикулярно поверхности площадки для установки стоп пациента.

При этом многие рентгенограммы, выполненные в положении «стоя», бесполезны для постановки точного постурального диагноза или наблюдения пациента в динамике.

Методики коррекции разной длины ног

Лечение зависит в первую очередь от причин, которые вызвали развитие синдрома «короткой ноги». При наличии анатомических факторов хорошо себя зарекомендовала лифт-терапия. При функциональных деформациях применяются различные методики мануальной терапии, ЛФК и др. для работы со стопами. Главное – использовать все возможные подходы при разной природе деформации, так как назначение стелек с каблуками или подпорок под ногу для компенсации разной длины при функциональных нарушениях в длительной перспективе ‒ бесполезно.

Анатомическое укорочение

Выравнивание перекоса таза за счет подъема пятки на стороне короткой ноги специальным вкладышем в обувь, именуемое также как «лифт-терапия», берет свое начало еще в 19 веке. Уже тогда в ботинки помещали кусочек пробки для компенсации длины ноги. При анатомическом укорочении ноги лифт-терапию желательно начинать проводить в детстве. H.H. Fryette в 1936 году писал: «В последние 15 лет у подростков до 14 лет я использовал на стороне короткой ноги подкладку под пятку и каждый раз удивлялся, обнаруживая, что спустя какое-то время конечности выравнивались». К таким же выводам пришли и другие авторы в самые разные годы. Современные исследования демонстрируют, что при грамотно выбранной стратегии лифт-терапии и выравнивании наклона базиса крестца возможно уменьшение выраженности дорсалгий и других симптомов, ассоциированных с нарушениями постуры, близкое к 80%. Главная цель лифт-терапии – выравнивание базиса крестца, а также профилактика коксартроза, коррекция компенсаторного сколиоза.

При назначении лифт-терапии необходим гибкий подход к каждому пациенту: индивидуально подбирать толщину подпяточной прокладки («косок») с возможностью ее постепенного увеличения при необходимости. Обязательно нужно учитывать и удобство пациента: ему должно быть комфортно в обуви с подпяточником. Возможны варианты комбинации «коска» и набойки на каблук.

Функциональная асимметрия

Функциональные нарушения на сегодняшний день изучены недостаточно, и единого мнения о стратегии их лечения во врачебном сообществе нет. По данным исследований, лифт-терапия улучшает баланс тазового кольца, однако может вызывать значительные нарушения статики нижней области позвоночника. Известный спортивный врач S. Subotnick уверен, что при функционально укороченной конечности подпорка под пятку не должна применяться, в связи с тем, что она не лечит причины развития разницы в длине ног и может провоцировать ослабление мышц на корректируемой ноге. Однако многолетняя практика использования «косков» и при функциональных нарушениях говорит в пользу их эффективности, но только для быстрого снятия миофасциального напряжения. Лифт-терапия пятки может служить временной (не больше месяца) мерой, своего рода «скорой помощью» до консультации врача. Затем необходимо подключать мануальную терапию, кинезитерапию, ЛФК и другие способы стойкой нормализации состояния пациента.

Чтобы предотвратить опасные нарушения, к которым может привести синдром «короткой ноги», необходимо вовремя обратиться к ортопеду для проведения комплексной диагностики и лечения данной проблемы.

Источник

Толчковая нога. К выпускникам инфиза вопрос.

Что такое толчковая нога я знаю, сами понимаете. Наверное это знают все начиная с 5-го класса.

А вот как, почему и в связи с чем она, кто-нить знает\помнит? Статьи, исследования, предположения, гипотезы (можно дурацкие) мимо кого-нить пробегали?

Нет границ. Есть только препятствия.

Насколько я понимаю, она определяется исходя из того, какое полушарие у человека ведущее в двигательной активности.

Фукусидоин III Дан

Что такое толчковая нога я знаю, сами понимаете. Наверное это знают все начиная с 5-го класса.

А вот как, почему и в связи с чем она, кто-нить знает\помнит? Статьи, исследования, предположения, гипотезы (можно дурацкие) мимо кого-нить пробегали?

Собсно, в сети про это много.

Ну это если очень грубо. Как-то примерно.

Нет границ. Есть только препятствия.

Нет границ. Есть только препятствия.

Нет границ. Есть только препятствия.

Да ну? А сможешь из этого очень хорошего рассказа вывести технологию, как сделать толчковой другую ногу ( относительно привычной)?

Для цигуна. Когда цигуновские упры склеиваешь с базовыми стилевыми упрами, разница между производимыми усилиями делается ощутимой.

Нет границ. Есть только препятствия.

«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»

Собсно за это я и не люблю Бернштейна. » это движется потому что движется» и » это так потому что так устроены мозги»

Но чуть больше процитирую вот этот фрагмент из книжки Бернштейна «О ловкости и её развитии» (1991, с. 179-181):

* Напоминаем, что все нервные пути, соединяющие головной мозг с частями тела — и чувствительные, и двигательные, — перекрещиваются с правой стороны тела в левое полушарие мозга и наоборот.

Как этого и следует ожидать от истории развития, полушария млекопитающих животных, у которых «человечьего» уровня D ещё нет, тоже симметричны и равноценны между собой. То же самое справедливо и по отношению к мозгу ребёнка до того возраста, как у него дозреют центральнонервные приборы уровня действий, т.е. до полутора-двух лет.

Нужно, конечно, принять в расчёт, что превосходство правой руки над левой в действиях уровня D не могло не отразиться вторичным порядком и на общем развитии этой руки самой по себе, и на совершенстве её координаций уже по любому из уровней.

Ну вот как-то так у Бернштейна на этот счёт. Не знаю, как кому, но мне было очень интересно всё это читать. И многое другое. И всё это лично мне ну очень не помешало при разборе положений ТМФВС и в своей тренерской работе. )))

Источник

Как узнать какая нога толчковая

как узнать какая нога толчковая. Смотреть фото как узнать какая нога толчковая. Смотреть картинку как узнать какая нога толчковая. Картинка про как узнать какая нога толчковая. Фото как узнать какая нога толчковая
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ > Стопа. Анфас и в профиль

В предыдущем номере мы начали разговор о важной роли ортопедии в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сегодня мы вместе с вами разберемся в том, как устроена стопа, и как в домашних условиях достаточно грамотно и точно провести диагностику ОДА вашего ребенка. Поскольку речь идет об ортопедических изделиях для ног, в первую очередь нас интересует анатомическая и функциональная норма голеностопных суставов и стоп.

Движения ног происходят в результате работы мышц, которые позволяют удерживать тело в вертикальном положении. Укрепляют суставы и удерживают их в нужном положении прочные связки. Под управлением центральной нервной системы, направляющей импульсы к многочисленным органам и структурам тела человека, осуществляется функционирование этих органов и структур, в т.ч. нижних конечностей.

Перекат стопы осуществляется последовательно через пять опорных точек (1-2-3-4-5), где: 1—основание пяточной кости, 2 — основание пятой плюсневой кости, 3 — головка пятой плюсневой кости, 4 — головка первой плюсневой кости, 5 — большой палец. Кстати, походка марафонцев, странная на первый взгляд, исключительно грамотна, т.к., соответствуя функциональной и анатомической норме, способствует сохранению сил спортсменов при ходьбе на длинные дистанции.

Стопы, находясь в состоянии опоры при стоянии и ходьбе, выполняют три основные функции: рессорную, балансировочную и толчковую.

Рессорная функция проявляется в способности стоп под тяжестью тела сохранять сводчатую форму. На Рис. 2 условно изображен свод стопы как гибкая, обладающая рессорными свойствами конструкция.

Основная функция внутреннего продольного свода заключается в сопротивлении нагрузкам и сохранении определенной высоты относительно опорной поверхности. В укреплении и поддержании сводов стопы участвуют более 60 связок. Благодаря сводчатому строению, стопы предохраняют от сотрясений и жестких опорных толчков структуры ног, таза, позвоночника, головы, внутренних органов. Нарушение рессорной функции ведет к развитию плоскостопия: стопы, не справляясь с нагрузками, распластываются в продольном и поперечном направлениях на плоскости опоры (Рис. 3 и Рис. 4).

Балансировочная функция заключается в поддержании равновесия тела при стоянии и ходьбе. Она позволяет выполнять движения, направленные на удержание стопы от заваливания на внутреннюю или наружную сторону, т.е., к выполнению супинационных и пронационных движений. Представьте себя в лодке, которая при движении заваливается то на правый, то на левый борт, а вы определенным усилием стараетесь удержать ее в горизонтальном положении. При нарушении балансировочной функции структуры стоп оказываются неспособными к сохранению равновесия ОДА, и мы наблюдаем патологические формы заваливания отдельных участков стоп на внутреннюю или наружную сторону.

Толчковая функция проявляется во время ходьбы в процессе отталкивания стопы от опоры. Качество толчковой функции зависит от особенностей ее исполнения. В наибольшей степени нарушение толчковой функции наблюдается, когда при ходьбе не происходит опоры стоп на пятки. Если, например, ребенок ходит с опорой только на передние отделы стоп, радикально уменьшается опорная площадь, которая должна участвовать в выполнении процесса переката, а главное, из процесса движения исключаются мощные толчковые усилия пятки, необходимые для придания телу ускорения.

Известно, что структуры нервной системы, головного мозга маленьких пациентов, даже тяжелобольных, при соответствующем воздействии проявляют способность к возрождению и развитию утраченных функций. Грамотно смоделированная опора под ногами малышей становится колоссальным раздражителем и провокатором к возникновению множественных позитивных реакций нервной системы. Ощутив опору, организм ребенка включает механизмы сопротивления этой опоре. Запускается своего рода цепная реакция с многочисленными сложнейшими обратными связями, регулируемая и контролируемая структурами головного мозга. Головной мозг, получая сигналы о наличии опоры и ее особенностях, способен осуществлять коррекцию поведения систем ОДА ребенка, процесса кровоснабжения, работы мышц и т. п.

Предлагаю родителям самостоятельно, в определенной последовательности провести обследование анатомического и функционального состояния нижних конечностей ребенка. Прежде всего, в положении «лежа» или «сидя» необходимо согнуть ноги ребенка в коленках и, применяя легкий щадящий массаж, постараться достичь расслабления мышечно-связочного тонуса в голенях и стопах.

Следующая часть обследования осуществляется в положении «стоя» на ровной горизонтальной поверхности, с опорой на всю стопу (босиком или в тонких носках/колготках, хорошо обтягивающих стопы). Если ребенок не может стоять самостоятельно, его следует удерживать в вертикальном положении подмышки. В процедуре может быть задействовано несколько взрослых. Состояние каждой стопы оценивается отдельно. Наиболее полную информацию о функциональном и анатомическом состоянии стопы мы получаем, когда ребенок стоит с опорой на одну ногу, а другая находится навису. Если ребенок не может самостоятельно выполнять опору на всю стопу (например, поднимается на носки), взрослый должен рукой удерживать ее в нужном положении.

Обследование «при ходьбе» производится, если ребенок способен передвигаться самостоятельно или с помощью взрослых. Необходимо обращать внимание на анатомическое состояние и функциональное поведение каждой стопы на разных фазах шага, т. е. при опоре на пятку, средний и передний отделы. Нередко бывает, что при тяжелой патологии обеих нижних конечностей, наблюдаются существенные различия в особенностях состояния и поведения каждой из стоп. Случается, что одна стопа характеризуется тяжелой патологией, а другая, на первый взгляд, нормальная. Но это не совсем так: являясь опорной, эта стопа принимает на себя значительные дополнительные нагрузки и, соответственно, тоже требует ортопедической поддержки.

Для получения представления о состоянии каждой из стоп ребенка, необходимо ответить на следующие вопросы :

Если он стоит и ходит преимущественно с опорой на передние отделы стоп, но при этом в состоянии «сидя» или «лежа» его голеностопные суставы достаточно легко выводятся в нормальное положение, то осторожно, не причиняя неприятных ощущений и боли, можно попытаться поставить ребенка с опорой на всю стопу, включая пятку.

Нередко наблюдается чрезмерная подвижность голеностопных суставов, отведение пяток относительно вертикально расположенной голени к наружной или внутренней стороне и заваливание ног в области лодыжек вовнутрь или кнаружи.

Если ребенок стоит или ходит с преимущественной опорой стоп на носки, то при ходьбе необходимо установить, на внутреннюю или наружную сторону переднего отдела стоп приходится основная опора. Об особенностях выполнения опоры разными отделами стоп можно узнать также по характерным признакам и степени стертости подошв обуви.

Об особенностях выполнения опоры разными отделами стоп можно узнать также по характерным признакам и степени стертости подошв обуви.

Об особенностях выполнения опоры разными отделами стоп можно узнать также по характерным признакам и степени стертости подошв обуви.

При патологически уплощенных или завышенных продольных сводах в большинстве случаев имеют место анатомически выраженные деформации суставов стопы. При уплощенных продольных сводах на внутренней боковой поверхности стоп могут наблюдаться увеличенные больше нормы внутренние лодыжки, а также бугры ладьевидной кости, которые обнаруживаются ниже лодыжки, несколько ближе к пальцам (Рис. 6).

При значительно завышенных продольных сводах и тенденции к завалу стоп на наружную сторону отмечаются существенно выделяющиеся наружные лодыжки и одновременно незначительно выраженные (или фактически сглаженные) внутренние лодыжки (Рис. 7).

Термин «рекурвация» обозначает несвойственную для функциональной нормы способность ног прогибаться в коленных суставах назад (вспомните кузнечика с его коленками назад). При рекурвации коленных суставов обувь обязательно должна иметь каблуки и жесткие задники.

Наличие укорочения одной из ног обнаруживается по ассиметричному расположению правой и левой частей туловища со стороны спины относительно вертикали позвоночника. Постепенно подкладывая под более короткую ногу книги толщиной не более 2-5 мм, следите, как меняется положение бедер, плеч, лопаток, а также рук, свободно опущенных вдоль туловища. Когда появится уверенность, что ребенок стоит правильно, и при этом не испытывает дискомфорта, следует при помощи линейки определить полученную величину укорочения.

Наличие укорочения одной из ног обнаруживается по ассиметричному расположению правой и левой частей туловища со стороны спины относительно вертикали позвоночника. Постепенно подкладывая под более короткую ногу книги толщиной не более 2-5 мм, следите, как меняется положение бедер, плеч, лопаток, а также рук, свободно опущенных вдоль туловища. Когда появится уверенность, что ребенок стоит правильно и при этом не испытывает дискомфорта, следует при помощи линейки определить полученную величину укорочения. Компенсация укорочения ноги необходима для предупреждения развития деформаций позвоночника. Конечно, определять величину укорочения, как и проводить ортопедическое обследование ребенка в целом, обязан врач-ортопед, но родители могут сверить данные врача с результатами собственных измерений и наблюдений.

Стопы могут отличаться в длину на один или несколько размеров обуви. Нередко укорочение стопы имеет место одновременно с укорочением ноги (вертикальной составляющей ОДА). Длина стоп определяется в положении «стоя». К стоящей на листе бумаги пятке плотно прислоните невысокий твердый прямоугольный предмет. В это время, распрямив пальцы стопы, вертикально поставленной ручкой проведите дугой линию, ограничивающую положение первого пальца (иногда второго, если он длиннее первого). Проведя ограничивающую линию перед первым пальцем, уберите стопу с бумаги и проведите горизонтальную линию вдоль внутренней стороны предмета, в который упиралась пятка. Длина прямой линии, проведенной перпендикулярно от линии пятки к передней дуге, является мерой длины стопы и должна быть измерена линейкой в сантиметрах (Рис. 8). Измерив длину обеих стоп, можно определить, есть ли укорочение.

Об основных патологиях стоп у детей вы узнаете в следующем номере. ■

Источник

Как узнать какая нога толчковая

Английские психологи изучали взаимосвязь по­казателей рукости с уровнем тревожности, опреде­ляемой с помощью шкалы Тейлор. В целом, показа­тели тревожности были выше у женщин, чем у муж­чин. У испытуемых со смешанной рукостью наблю­дались более низкие показатели тревожности, чем у леворуких или праворуких.

В другой аналогичной работе изучалась взаимо­связь черт личности, определяемых с помощью оп­росника Айзенка, с предпочтением руки. Было выяв­лено, что уровень невротизации у женщин был в це­лом выше, чем у мужчин. Показатели нейротизма у мужчин-правшей имели более низкие величины, чем у левшей или амбидекстров. У женщин значимой корреляции между рукостью и показателями лично­стных свойств выявлено не было. Также выявлено, что леворукие оценивают себя как более эмоциональ­ные и в то же время менее социально адаптированные по сравнению с праворукими. Выявленные корреля­ции авторы пытаются объяснить фрустрирующим воздействием на леворуких праворукой социокульту­ральной средой, что приводит к нарушениям в разви­тии личности.

Одно из первых исследований связи эмоцио­нально-личностных характеристик с индивидуаль­ными профилями ассиметрий было выполнено Моск­виным В.А.,1986. Выявлено, что при нарастании при­знаков правополушарного парциального доминирова­ния как у мужчин, так и у женщин достоверно нарас­тали негативные эмоциональные самооценки лично­сти, что выразилось в подъеме показателей раздражи­тельности, тревожности, депрессии, нейротизма, пси­хической неустойчивости, что рассматривалось как подтверждение данных о связи отрицательных само­оценок и эмоций с функциональным преобладанием правого полушария.

Н.А.Аминов (1981) полагает, что индивидуаль­ные различия в функциональной ассиметрии полуша­рий головного мозга выступают в качестве фактора, предопределяющего характер когнитивной стратегии по отношению к раздражителям, оцениваемым как угрожающие. Было выявлено, что у лиц с менее вы­раженным уровнем адаптированности левого полу­шария более часто наблюдается эффект по типу пер­цептивной защиты. Москвиным В.А. предложена ги­потеза о нарастании дисбаланса личностных свойств и соответствующем снижении устойчивости к эмо­циональному стрессу по мере снижения степени вы­раженности ФАМ.

По результатам некоторых исследователей (С.А.Богомаз и соавт., 1995) установлены достовер­ные различия между вагосимпатическим балансом и степенью формирования стрессовой устойчивости организма.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи церебрального доминирования с особен­ностями кровотока сосудов головного мозга, вегета­тивной иннервации сердца, а также с индивидуально-психологическими особенностями личности (уровень активности, тревожности, работоспособности)

Задачи исследования: выявление взаимосвязи между доминантностью полушария и особенностями церебрального кровообращения, а также связи с веге­тативной иннервацией сердца и индивидуальными особенностями личности.

Обследована группа из 50 человек.

Для определения церебрального доминирования нами использовались такие показатели, как рукость на текущий момент, с учетом детства, переплетение пальцев, перекрест рук на груди, тип апплодирования, толчковая нога, ведущее ухо и ведущий глаз.

В качестве показателей кровообращения в голов­ном мозге нами исследовались следующие: реографи­ческий индекс (РИ), определяющий величину пульсо­вого кровенаполнения в изучаемом участке сосуди­стого русла; дикротический индекс (ДИ), отражаю­щий преимущественно тонус артериол и зависящий, в основном, от состояния периферического сопротив­ления; диастолический индекс (ДиИ), отражающий состояние оттока крови из артерий в вены и тонус вен; коэффициент ассиметрии (КА) кровенаполне­ния между двумя полушариями.

Методом кардиоритмографии мы определяли частоту сердечных сокращений и преобладание отде­лов вегетативной нервной системы в регуляции сер­дечного ритма.

С помощью методики Люшера мы исследовали такие показатели личности, как уровень работоспо­собности, активности, тревожности и показатель веге­тативного тонуса.

Анализ данных реоэнцефалографии выявил зна­чимые различия между двумя выделенными нами группами (праворукие и леворукие) по следующим показателям:

Полученные результаты свидетельствуют о не­обходимости индивидуального подхода к больным с учетом доминантности полушария как в лечении, так и в профилактике заболеваний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *