как определить какой остряк левый а какой правый
Соединения и пересечения железнодорожных путей
Виды соединений и пересечений жд путей
Различные соединения и пересечения рельсовых путей существуют для поворота, взаимного пересечения (в одном уровне), а также перемещения железнодорожных экипажей с одного пути на другой.
а) соединения двух путей в один; б) съезд; в) стрелочная улица; г) петля; д) треугольник.
Они осуществляются при помощи сложных и многодетальных конструкций верхнего строения пути, которые можно подразделить на четыре основные группы:
Стрелочные переводы – самый распространённый вид конструкции, служащий для разветвления и соединения отдельных железнодорожных путей и позволяющий подвижному составу переходить с одного пути на другой.
Существуют одиночные, двойные, перекрёстные и совмещённые стрелочные переводы. Одиночные по геометрическим формам в плане подразделяют на:
а. обыкновенные, посредством которых от прямого пути осуществляется ответвление вправо и влево под углом α;
б. разносторонние симметричные, в них путь разветвляется на два направления сразу вправо и влево под углом α/2;
г. односторонней кривизны, в данном случае оба направления криволинейные и односторонние.
Схемы стрелочных переводов и глухих пересечений
б. Двойные стрелочные переводы разветвляют ж/д путь на три направления, которые могут быть разносторонними и односторонними.
в. Перекрёстные стрелочные переводы используются при пересечении двух путей в одной плоскости. Такие СП чаще всего применяются на станциях, при стеснённых условиях. Данные СП могут быть одиночными и двойными. Совмещённые СП используются при переходах с одной ширины колеи на другую, состав по таким СП имеет возможность проходить и с широкой, и с узкой колеёй.
г. Глухие пересечения являются конструкциями взаимного пересечения двух железнодорожных путей в одном уровне (плоскости). Различают прямоугольные, косоугольные и кривые глухие пересечения. Ширина пересекающихся путей может быть различной.
Основной из характеристик СП является угол крестовины, под которым пересекаются рабочие грани её сердечника. Марка крестовины (марка перевода) – тангенс её угла.
Для определения марки СП нужно разделить длину крестовины (расстояние, измеренное от математического центра до хвоста) на ширину крестовины в хвосте (АД).
При движении по стрелочному переводу различают:
Соединения путей – комбинации укладки СП, позволяющие создавать различные путевые схемы. Они подразделяются на:
а. Стрелочные улицы – используются для устройства на станциях парков путей. Различают как оконченные (по концам устраиваемых парков), так и серединные (внутри парков) стрелочные улицы. В основном, они разбиваются под углом крестовин стрелочных переводов, но для уменьшения длины парков применяют веерные, сокращённые и другие стрелочные улицы;
б. Съезды – служат для соединения двух соседних путей. Они могут быть сопряжёнными круговыми кривыми, сокращёнными, но в основном устраиваются нормальные (соединительная часть которых прямолинейна); Сплетения путей устраивают на участках с двумя путями, или с условием невозможности укладки двух отдельных путей при наличии устройств (путепроводов, мостов).
в. Поворотные устройства – устраиваются для разворота пути следования поездов на 180 о ;
На промышленном транспорте главной особенностью и основным требованием соединений путей является компактность размещения транспортных коммуникаций, поэтому путевые схемы должны занимать минимальную площадь.
Одиночный обыкновенный стрелочный перевод
ООСП – сложная конструкция, позволяющая сделать одно одностороннее ответвление от прямого пути, состоящая из основных частей:
Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков с корневыми узлами, ряда деталей, обеспечивающих прикрепление рельсов к опорам, связей между остряками и устройства для их перевода.
Рамные рельсы изготавливают из самых обычных рельсов стандартной длины (имеются несколько серий СП составляющих исключение), при марках:
СП существуют трёх видов:
Остряки изготавливают из рельсов специального профиля (ОР50, ОР65, ОР75) с нессиметричным очертанием и пониженной высотой. В СП один остряк всегда прямолинейный (по прямому направлению), другой же криволинейный (боковое направление). Рамные рельсы и остряки устанавливают на переводные брусья, или плиты. Большая безопасность СП может быть достигнута при наличии запорных устройств, обеспечивающих плотное прижатие остряка к рамному рельсу.
Соединительная часть СП – участок перевода, состоящий из переводной кривой и прямого отрезка пути. Радиус переводной кривой является главной характеристикой и обычно равен радиусу криволинейного остряка.
Крестовина СП – предназначена для пересечения рельсовых нитей в одном уровне. Различают крестовины двух типов:
Контррельсы – служат для обеспечения лучших условий движения колеса по крестовине, направляя гребень колеса в соответствующий желоб крестовины, препятствуют сходу подвижного состава.
Закрестовинные кривые – пути, расположенные на боковом пути за крестовиной, разбитые по приведённым ординатам.
Предельный столбик – располагается за крестовиной и служит для обозначения габарита, при котором показано предельное положение поезда, при котором возможно движение по другому пути.
Переводные брусья (деревянные, металлические, железобетонные) – тип подрельсового основания, на котором монтируются металлические части СП, предназначены объединять в единое целое его конструкцию и воспринимать давление от колёс поезда и упруго перерабатывать динамические воздействия на стрелочный перевод. Подрельсовое основание так же может быть представлено ж/б плитами.
Эпюра СП – это схема, на которой показана раскладка стрелочных брусьев, указаны все необходимые размеры СП и его частей.
Стрелка в поле — электропривод, гарнитура
Что это
Стрелка — часть стрелочного перевода, состоит из остряков, рамного рельса и переводного механизма.
Для чего
Стрелочный перевод — служит для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Состоит из стрелки, крестовины и соединительных путей между ними.
Стрелка — это часть! стрелочного перевода
Вид со стороны сердечника(пошерстное движение)
Вид со стороны остряков (противошерстное движение)
Корни остряков это граница стрелки;
Крутизна стрелок
Стрелочные переводы различаются по крутизне(на какой угол отклоняются друг от друга пути). Крутизна определяется маркой используемой крестовины. На главных путях используются стрелочные переводы с марками крестовин 1/11, на боковых 1/9. Такие обозначения гласят что на 11 или на 9 частей длины пути будет отклонение в сторону от оси пути на 1 часть длины. Отсюда следует, что крестовина 1/9 круче чем 1/11.
Марка рельс
Рельсы пути и крестовин имеют марку. В основном на главных и приемоотправочных используются рельсы марки Р65, на других Р50. Эти обозначения гласят что метр таких рельсов весит приблизительно 65 и 50кг соответственно. Рельсы Р65 по габаритам больше Р50.
Сторонность электропривода
Если при взгляде на привод со стороны курбельной заслонки шибер выходит и входит с правого торца корпуса привода, привод называется правым. Если при взгляде на привод со стороны курбельной заслонки шибер выходит и входит с левого торца корпуса привода, привод называется левым.
Положения стрелки
Остряки соединены друг с другом двумя тягами через болты и серьги. Чтобы болты не выскочили наверх,снизу они прикручены гайками через шайбы, называемые «яйцами». Чтобы гайки самопроизвольно не свинтились, болты обвязаны закрутками. Закрутка это 4мм проволока, вдетая в болт и скрученная в 3-4 витка. Серьги прикручены к острякам болтами и гайками. Чтобы гайки самопроизвольно не свинтились, концы болтов зашплинтованы. Серьги тяг электрически изолированы от остряков.
Одна тяга — связующая тяга(1-я связующая тяга). У этой тяги есть выступ с отверстием, называемый петухом, к которому крепится рабочая тяга. Другая, та что ближе к крестовине, именуется 2-й связующей тягой. У этой тяги петуха нет.
Из одного контроля положения в другое стрелка переводится переводным механизмом-электроприводом с помощью его поступательно двигающегося шибера. Этот шибер — поступательно вдвигающаяся и выдвигающаяся деталь привода.
Поступательное движение от шибера привода передается к связующей тяге (1-й связующей) через рабочую тягу.
С одной стороны рабочая тяга крепится к петуху болтом с гайкой и закруткой. С другой стороны рабочая тяга крепится через уравнительный шарнир к шиберу валиком с закруткой из 4мм проволоки. Валик по другому называется палец. Рабочая тяга и уравнительный шарнир приходят с завода собранными в комплекте.
Привод обеспечивает непрерывный контроль и механическое замыкание. Непрерывный контроль обеспечивается линейками привода. Эти линейки соединены с помощью контрольных тяг с остряками, контролируя их прижатие к рамному рельсу.
Контрольные тяги соединены с остряками через серьги и болты. Чтобы болты не выскочили наверх, снизу они прикручены гайками через шайбы, называемые «яйцами».Чтобы гайки самопроизвольно не свинтились, болты обвязаны закрутками. Закрутка это 4мм проволока, вдетая в болт и скрученная в 3-4 витка. Серьги контрольных тяг электрически изолированы от остряков.
Соединения шибера с рабочей тягой и контрольных линеек с контрольными тягами прикрыты сверху открывающейся деталью привода, называемой кожухом(фартуком). Фартук электрически изолирован от рельсов изоляцией.
Как определить какой остряк левый а какой правый
Стрелочный перевод – наиболее распространенное устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с одного пути на один из примыкающих путей.
Обыкновенный стрелочный перевод состоит из следующих составных частей:
Рисунок 1.1 Устройство стрелочного перевода
Рисунок 1.1 Устройство стрелочного перевода
Содержание стрелочного перевода по ширине колеи
Ширина рельсовой колеи стрелочного перевода проверяется в местах контрольных сечений. Величины значений и допуски по ширине колеи зависят от типа стрелочного перевода и марки крестовины.
Ширина колеи на стрелочных переводах не должна быть менее 1512 мм и более 1546 мм.
Таблица 1.1 Нормы устройства стрелочных переводов и глухих пересечений по ширине колеи
(при номинальной колее 1520 мм)
Тип стрелочного перевода | Марка крестовины | Ширина колеи, мм | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в стыках рамных рельсов (А) | в острие остряков (В) | в корнях остряков (В) | в середине кривой (Е) | в крестовине и в конце кривой (Ж, З, И, К) | |||||||
на боковой путь (Г) | на прямой путь (Д) | ||||||||||
Обыкновенные стрелочные переводы (в том числе с крестовиной с подвижным (поворотным) сердечником) | |||||||||||
Р65 | 1/22 | 1520 | 1524 | 1520 | 1520 | 1520 | 1520 | ||||
Р65 | 1/18 | 1520 | 1521 | 1520 | 1520 | 1520 | 1520* | ||||
Р65 | 1/11 | 1520 | 1524 | 1520 | 1521 | 1520 | 1520* | ||||
Р65 | 1/9 | 1520 | 1524 | 1520 | 1521 | 1524 | 1520 | ||||
Р50 | 1/11 | 1520 | 1528 | 1520 | 1521 | 1520 | 1520 | ||||
Р50 | 1/9 | 1520 | 1528 | 1520 | 1521 | 1524 | 1520 | ||||
Двойные перекрестные стрелочные переводы (в том числе с тупыми крестовинами с подвижным сердечником) | |||||||||||
Р65, Р50 | 1/9 | 1520 | 1535 | 1535 | 1520 | 1535 | 1520 | ||||
Симметричные стрелочные переводы | |||||||||||
Р65 | 1/11 | 1520 | 1524 | 1520 | – | 1520 | 1520 | ||||
Р50 | 1/11, 1/9 | 1520 | 1528 | 1520 | – | 1520 | 1520 | ||||
Р50 (для приемо-отправочных путей) | 1/6 | 1520 | 1527 | 1524 | – | 1524 | 1520 | ||||
Р65, Р50 | 1/6 | 1522 | 1532 | 1524 | – | 1524 | 1520 | ||||
Глухие пересечения | |||||||||||
Р65, Р50 | 1/9, 2/11, 2/9, 2/6 | – | – | – | – | – | 1520 | ||||
Допускаемые отклонения от норм (все типы и марки 1 ) | |||||||||||
По уширению | – | 4** | 4 | 4** | 4 | 10** | 3 | ||||
По сужению | – | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
1 Для двойных перекрестных стрелочных переводов допускаемые отклонения по ширине колеи в середине и конце переводной кривой – 4 мм в сторону уширения и 2 мм в сторону сужения.
* Для острых крестовин с подвижным сердечником ширина колеи измеряется в передних стыках, в горле, по оси второй тяги и в задних стыках – по прямому и боковому пути, а в крестовине типа Р65 марки 1/18 – по оси второй тяги ширина колеи контролируется только по прямому пути.
** При боковом износе рельсов допуск на ширину колеи увеличивается на величину фактического бокового износа рельсов (не более максимально допустимого для данного типа рельсов, класса пути, установленных скоростей), при этом ширина колеи во всех случаях не должна быть более 1546 мм.
Таблица 1.2 Нормы устройства стрелочных переводов и глухих пересечений по ширине колеи
(при номинальной колее 1524 мм)
Тип стрелочного перевода | Марка крестовины | Ширина колеи, мм | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в стыках рамных рельсов (А) | на расстоянии 1000 мм от острия остряка (Б) | в острие остряков (В) | В корнях остряков | в середине кривой (Е) | в крестовине и в конце кривой (Ж, З, И, К) | ||||||
на боковой путь (Г) | на прямой путь (Д) | ||||||||||
Обыкновенные стрелочные переводы | |||||||||||
Р65, Р50 | 1/18 | 1524 | 1524* | 1526 | 1524 | 1524 | 1524 | 1524 | |||
Р65 | 1/11 | 1524 | 1530 | 1536 | 1536 | 1524 | 1536 | 1524 | |||
Р65 | 1/9 | 1524 | 1530 | 1536 | 1536 | 1524 | 1540 | 1524 | |||
Р50, Р43 | 1/11 | 1524 | 1530 | 1536 | 1536 | 1524 | 1536 | 1524 | |||
Р50, Р43 | 1/9 | 1524 | 1530 | 1536 | 1536 | 1524 | 1540 | 1524 | |||
Двойные перекрестные стрелочные переводы | |||||||||||
Р65, Р50, Р43 | 1/9 | 1524 | – | 1536 | 1536 | 1524 | 1536 | 1524 | |||
Симметричные стрелочные переводы | |||||||||||
Р65, Р50, Р43 | 1/11, 1/9 | 1524 | – | 1524 | 1524 | – | 1524 | 1524 | |||
Р50, Р43 (для горочных и приемо-отправочных путей) | 1/6 | 1526 | – | 1540 | 1540 | – | 1540 | 1524 | |||
Глухие пересечения | |||||||||||
Р65, Р50 | 1/9, 2/11, 2/9, 2/6 | – | – | – | – | – | – | 1524 | |||
Допускаемые отклонения от норм (все типы и марки) | |||||||||||
По уширению | – | 3** | 3 | 2 | 2** | 2 | 3** | 2 | |||
По сужению | – | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 |
* На расстоянии 215 мм от острия остряка.
** При наличии бокового износа допуск на ширину колеи увеличивается на величину бокового износа (не более максимально допустимого для данного типа рельсов, класса пути, установленных скоростей), но не более 1546 мм.
Допуски в ширине колеи на крестовине +2 мм даны при условии, что будут соблюдены расстояния между рабочими гранями контррельса и сердечника крестовины не менее 1472 мм и между рабочими гранями контррельса и усовика – не более 1435 мм.
Видеоролик 1.1 Места контрольных измерений ширины колеи
Видеоролик 1.1 Места контрольных измерений ширины колеи
Содержание желобов на стрелочном переводе
Ширина желобов в крестовинах и контррельсах проверяется в местах контрольных сечений.
Таблица 1.3 Нормы устройства острых и тупых крестовин стрелочных переводов и глухих пересечений
по ширине желобов для колеи 1520 мм
Тип стрелочного перевода и глухого пересечения | Марка крестовины | Ширина желобов, мм | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в острой крестовине | на отводах усовиков и контррельсов острых и тупых крестовин | в тупой крестовине в прямой части между усовиком и сердечником и между сердечником и контррельсом (П) | |||||||||
в горле (О) | от сечения сердечника 20 мм до сечения 50 мм (П) | в прямой части контррельса (Р) | в конце отводов (С) | на входах (Т) | |||||||
Р65, Р50 | 1/18, 1/11, 1/9, 1/6, 2/11, 2/9 | 62 | 46 | 44 | 64 | 86 | 45 | ||||
Р65, Р50 | 2/6 | 46 | 48 | 44 | 64 | 86 | 45 | ||||
Допускаемые отклонения | |||||||||||
По уширению | – | 6 | 2 | 3 | 5 | 7 | 2 | ||||
По сужению | – | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ширина желоба между усовиком и подвижным сердечником крестовины не должна быть менее 64 мм, а на входе усовиков – 86 мм.
Таблица 1.4 Нормы устройства острых и тупых крестовин стрелочных переводов и глухих пересечений
по ширине желобов для колеи 1524 мм
Тип стрелочного перевода и глухого пересечения | Марка крестовины | Ширина желобов, мм | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в острой крестовине | на отводах усовиков и контррельсов острых и тупых крестовин | в тупой крестовине в прямой части между усовиком и сердечником и между сердечником и контррельсом (П) | |||||||||
в горле (О) | между усовиком и сердечником от острия до сечения сердечника 40 мм (П) | в прямой части контррельса (Р) | в конце отводов (С) | на входах (Т) | |||||||
Одиночные стрелочные переводы | |||||||||||
Р65, Р50, Р43 | 1/18, 1/11, 1/9 | 68* | 45 | 44 | 68* | 90 | – | ||||
Двойные перекрестные стрелочные переводы | |||||||||||
Р65, Р50, Р43 | 1/9 | 68* | 45 | 44 | 68* | 90 | 46 | ||||
Симметричные стрелочные переводы | |||||||||||
Р65, Р50, Р43 | 1/11, 1/9, 1/6 | 68 | 45 | 44 | 68 | 90 | – | ||||
Глухие пересечения | |||||||||||
Р65, Р50, Р43 | 1/9, 2/11, 2/9 | 68 | 45 | 44 | 68 | 90 | 46 | ||||
Р50, Р43 | 2/6 | 46 | 45 | 44 | 68 | 90 | 46 | ||||
Допускаемые отклонения | |||||||||||
По уширению | – | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||||
По сужению | – | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
* У крестовин типов Р50 и Р43 марок 1/11 и 1/9, изготовленных по проектам, утвержденным до 1960 г., желоб в горле равен 66 мм, а в конце отведенной части усовиков и контррельсов – 67мм.
Таблица 1.5 Нормируемые размеры желобов контррельсов на стрелочных переводах колеи 1520 мм
Нормируемый параметр | Номинальное значение, мм | Допускаемое отклонение, мм | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По уширению | По сужению | ||||||||||
Желоб в прямой части контррельса | 44 | 3 | 2 | ||||||||
Желоб в конце отводов контррельсов | 64 | 6 | 2 | ||||||||
Желоб на входах контррельса | 86 | 7 | 2 |
Видеоролик 1.2 Места контрольных измерений ширины желобов
Видеоролик 1.2 Места контрольных измерений ширины желобов
При установке контррельсов-протекторов в переднем вылете рамных рельсов стрелочного перевода нормы размеров желобов и износа контррельса-протектора устанавливаются такие же, что и для контррельсов крестовинных узлов.
Рисунок 1.2 Стрелочный перевод с контррельсом-протектором
Рисунок 1.2 Стрелочный перевод с контррельсом-протектором
Износ контррельсов из спецпрофилей РК75, РК65 и РК50 ограничивается в эксплуатации возможностью соблюдения нормативных размеров безопасности от рабочей грани контррельса до нерабочей грани усовика (1435 мм) и до рабочей грани сердечника (1472 мм). Измерение нормативных замеров производится в сечении 40 мм сердечника крестовины.