как определить какой бизнес открыть
10 бизнес‑идей с минимальными вложениями для запуска в 2021 году
Проекты с минимальными вложениями можно запускать в разных сферах, некоторые идеи особенно перспективны. Чаще всего они связаны с продолжительным трендом, например, заботой об окружающей среде и новыми потребностями. Сейчас, например, востребованы форматы альтернативного образования, онлайн-курсы, проекты, связанные с e-commerce.
Часто бизнес в небольших городах позволяет обойтись скромными вложениями, в то же время более низкая конкуренция делает потенциальных клиентов неискушенными и восприимчивыми к экспериментам новых игроков.
Мы отобрали 10 оригинальных проектов с вложениями до 500 000 руб. в разных сферах — от онлайн-курсов по стилю до выращивания микрозелени.
Коворкинг для бьюти-мастеров
Алена Козырева из Екатеринбурга на своем опыте испытала сложности работы частного визажиста, которому часто приходится переезжать с места на место и перевозить с собой множество косметических средств и инструментов. Решить проблему помогла аренда студии с будущим партнером по бизнесу и преподавателем школы красоты.
В 2018 году девушки вложили в запуск коворкинга 300 000 руб. и начали продвигать его среди начинающих мастеров, которые не могут позволить себе арендовать полноценный кабинет, потому что уже вложили довольно серьезные средства в обучение и закупку расходников. Рабочие места в бьюти-пространстве арендуют 30 мастеров: они могут снять себе место на час, целый рабочий день и на 15 дней в месяц.
Это тот случай, когда профессиональные продажи не помогли привлечь клиентов, зато сработало продвижение в интернете, а конкретнее — объявления на Avito, профессиональные паблики и Instagram. Значительное количество клиентов составляют бывшие ученики преподавателя школы красоты, они получают скидку на аренду рабочего места.
О специфике проекта и потенциальных проблемах формата читайте в статье BeautyFree: как зарабатывает коворкинг для бьюти‑мастеров.
Производство изделий из дерева
Семейная мастерская Руслана и Елизаветы Курашовых зарабатывает более 1 млн руб. в год на изделиях из дерева. Среднемесячная выручка — 100 000 руб., в месяц к ним обращаются 15-20 клиентов, при этом паре удалось открыть мастерскую практически без вложений и опыта работы с деревом. Они просто читали книги, смотрели обучающие видео и изучали форумы.
Сэкономить на аренде помещения смогли благодаря работе в гараже и в бывшем магазине одежды. Продвижение ничего не стоило благодаря возможностям «ВКонтакте» и Instagram. Новых клиентов помогли найти городские маркеты.
Последующие вложения в мастерскую за три года приблизились к 400 000 руб., из них 105 000 руб. выходного пособия Елизаветы при увольнении из банка пошли на закупку фрезерного станка, а 300 000 реинвестированных в бизнес из прибыли вложений пошли на закупку лазерного станка.
Выращивание микрозелени
Проекту Santa Green удалось окупить первоначальные вложения в 100 000 руб. уже через месяц. Семья предпринимателей Заречневых подсмотрела идею по выращиванию микрозелени в одном из ресторанов Санкт-Петербурга.
Микрозелень — это молодые ростки листовых овощей, которые используются для декорирования и приготовления блюд. Это могут быть базилик, горошек, брокколи, подсолнечник, горчица. Такой продукт органично вписывается в фитнес-тренды и востребован среди спортсменов.
На старте всю зелень партнеры выращивали в кладовке в собственной квартире — при этом они самостоятельно учились ухаживать за растениями и в итоге разработали систему автополива. Когда бизнес расширился, растения переехали в отдельное помещение и начали там замерзать — проблему решила система обогрева и вентиляция.
Сейчас все дополнительные вложения в бизнес окупаются практически мгновенно, продукт пользуется спросом благодаря востребованности здорового образа жизни и высокой конкуренции среди ресторанов. Каждый месяц проект работает с новыми клиентами — им предоставляются пробные заказы, а позже с ними согласовываются цены и партии.
Новые заказы SantaGreen получает благодаря Instagram и контекстной рекламе.
О первых успехах и сложностях, рынке и перспективах читайте в статье Как супруги из Санкт‑Петербурга зарабатывают на микрозелени.
Центр психологического мастерства
Трансформационные игры Евгении Ганиной помогают быстро проработать психологические проблемы, и при этом 80 % клиентов остаются в центре для более глубокой терапии. Предпринимательница обрела бизнес-навыки, когда разрабатывала программу MBA в Урало-Сибирском институте бизнеса.
Игры продолжительностью два-три часа оказались хорошей альтернативой многодневным психологическим мастер-классам. Они объединяют в себе групповую терапию, тренинги, мастер-классы и коучинговые консультации, помогают управлять стрессом, снижать вес, формировать отношения. Каждая игра разрабатывается месяц.
В игре участвуют шесть не знакомых друг другу людей, она состоит из пяти-семи этапов. В конце игры человек должен найти несколько путей решения проблемы.
Первоначальные вложения — 300 000 руб. – пошли на аренду и обустройство кабинета, методические пособия, игры, книги. Основные статьи расходов сейчас — аренда, закупка новых методических материалов, съемка и монтаж образовательных курсов.
Подробнее о необычной бизнес-идее читайте в статье Как монетизировать психотерапию с помощью игр.
Букинистический магазин
В 2016 году предпринимательница из Вологды решила распродать домашнюю коллекцию старых книг, вдохновившись собственным курсом по онлайн-маркетингу. Сегодня в новом помещении в центре города магазин продает по 500-700 книг в месяц по очень низким ценам и приносит небольшую прибыль.
Стартовый капитал в размере 60 000 руб., вложенных в кассовый аппарат, трехмесячную аренду и мебель, окупились только через год из-за неправильно выбранного расположения. Через год проект перезапустился в центре города, Татьяна Ястребова заказала у друзей дешевую мебель и собрала 600 книг для старта продаж. Первые клиенты пришли после объявления в городском паблике во «ВКонтакте».
Онлайн-сервисы для предпринимателя, которые автоматизируют работу ИП и ООО
В магазине не принимают книги от покупателей: отпугивает сложная отчетность перед налоговой и более высокие цены — добавленная за реализацию стоимость делает книгу на 50-80 руб. дешевле. Каждая книга фотографируется и выставляется в альбом в соцсетях, есть SMS-рассылка о новых поступлениях.
Татьяна покупает большие личные коллекции, которые продаются на Avito, «Юле» и городских досках объявлений. Примерно 2 % книг продаются в другие города. Средняя цена книг — 10-50 руб., зарабатывать получается за счет количества и низкой закупочной цены. Популярностью пользуется военная литература, русская и зарубежная классика, собрания сочинений.
Уроки стиля онлайн
Наталья Семенова из Екатеринбурга начала карьеру стилиста в 2009 году и уже в 2011 году основала школу стиля, которая через восемь лет превратилась в образовательное пространство в центре города с 30 преподавателями-практиками. В 2018 году предпринимательница запустила онлайн-направление, которое меньше чем за год принесло ей более 1,5 млн руб. выручки.
Многие студенты приезжали в школу в Екатеринбурге из других городов и стран. Тот, кто не мог приехать, предлагал привезти интенсив к себе в город. Так зародилась идея онлайн-курсов.
Такая бизнес-модель требует минимальных инвестиций, особенно если запускать ее на базе офлайн-образования с преподавателями, административным персоналом, помещением и оборудованием для съемки. Благодаря тому, что школа уже была узнаваемой, на продвижении удалось сэкономить примерно 100 000 руб. Основные сложности были связаны с получением образовательной лицензии на онлайн-школу и прохождением проверок и экспертизы в надзорных органах. На это тоже ушло примерно 100 000 руб.
В базовом пакете ученики изучают материалы самостоятельно, в расширенном — получают сопровождение работы с первым клиентом после окончания курса.
Курсы программирования для детей
К онлайн-направлению присматриваются и на рынке дополнительного детского образования. Например, Роман Лихач из Южно-Сахалинска тоже увлекся альтернативным образованием и запустил курсы программирования по трем направлениям для 25 школьников. Предприниматель набирает учеников с помощью Instagram, в котором у него несколько тысяч подписчиков, и готовит отдельные программы для летних месяцев.
На аренду помещения и закупку мебели ушло 300 000 руб.
Об источниках привлечения клиентов, тренде на альтернативное образование и онлайн-формате читайте в статье Как на кредит запустить курсы программирования для детей.
Детские квесты
В 2016 году предприниматель Михаил Воробьев начал проводить командные квесты для детей и взрослых, на которых ведущий загадывает ребятам головоломки и шифровки, а в конце они находят тайник со сладкими подарками. Сценарии квестов и реквизиты предприниматель придумывает сам.
За четыре года компания Михаила Воробьева Happy Quest организовала в Нижнем Тагиле более 2 000 мероприятий с общим числом участников более 15 000 человек и заработала более 7 млн руб. Сейчас предприниматель регистрирует торговую марку для европейского рынка и готовится запускать свой проект на чешском рынке.
О показателях бизнеса, франшизе и старте в Чехии читайте в статье Как заработать более 7 млн рублей на детских квестах в регионе.
Магазин винных шкафов
Предприниматель из Екатеринбурга Евгений Морозов переключился с винного бутика и дегустаций вина на онлайн-магазин товаров для хранения вина в 2011 году, когда прибыли от оригинального проекта стало хватать только на зарплату сотрудникам. Поставщики винных шкафов у предпринимателя уже были, отсюда и выросла бизнес-модель.
С 2011 года магазин продает винные шкафы, аксессуары и мебель для винных погребов и ресторанов, в том числе зарубежных производителей, таких как Smeg, KitchenAid, VacuVin, Dometic. За шесть лет спрос на бокалы, декантеры и винные шкафы вырос в несколько раз.
Упор в продвижении делается на частных клиентов — в этом помогают, например, обзоры новинок на YouTube-канале. Но пока 50 % заказов приходится на винные бутики и рестораны.
По мнению Евгения Морозова, в этом бизнесе сначала нужно сформировать у клиента потребность в товаре, а потом предложить сам товар — это легко выполнимо благодаря Instagram, Яндекс.Маркету и Яндекс.Директу.
Поскольку доходы клиентов снижаются, сейчас популярностью пользуются менее дорогие товары: винные бокалы, декантеры, штопоры, насосы, охладительные рубашки. Количество заказов с низким средним чеком растет.
Вечеринки для женщин в декрете
Занимаясь развитием онлайн-афиши бесплатных детских мероприятий в подмосковных городах, Галина Каширская неожиданно обнаружила свободную нишу — досуг для мам с детьми.
Она безуспешно пыталась найти оборудованное помещение со специальными условиями для маленьких детей. И в итоге решила сама организовать проект Mamaphotoparty — фотосессии для мам в декрете. Формат предполагает общение, познавательные лекции и, конечно, отдых. К проекту привлекаются спонсоры: кондитеры, психологи, визажисты, фотографы, предприниматели, работающие в сегменте детских развлечений.
Какой бизнес вы могли бы открыть?
Ответьте на 13 вопросов и получите готовую идею для собственного дела
65% россиян считают бизнес «достойной и позитивной деятельностью», но заниматься им всерьез готовы только 2%. При этом все становится только хуже: за последний год число мелких предпринимателей в регионах снизилось на 7%. Мы решили внести смуту в дефицит бизнес-идей и хотим предложить вам несколько нетривиальных вариантов.
Отвечайте на вопросы честно и получите взамен нишу, которая еще свободна:
Что ж, поселок Янтарный в Калининградской области — одна из немногих российских территорий, где можно официально заниматься игорным бизнесом. Онлайн-формат расширит географию вашего дела. Возможно, именно ваш надоедливый ролик со всеми забытым рэпером признают культурным феноменом.
С таким бизнесом придется всегда быть начеку, поэтому начинайте готовиться уже сейчас: пройдите тест «Сможете ли вы стать предпринимателем и не умереть?».
Вы живете сегодняшним днем и не доверяете смелым прогнозам будущего. А еда всегда будет базовой потребностью человека — советуем присмотреться к бизнесу в сфере общепита.
Несмотря на то что в Москве много пекарен, многим жителям окраин города до сих пор приходится довольствоваться заурядными буханками и батонами. Поэтому обратите внимание на новые жилые районы со слаборазвитой инфраструктурой. Здесь даже банальная булочная может принести небывалые деньги, что уж говорить про заведение, где можно заказать пирог с портретом президента. Снимки впечатляющих товаров заполонят Инстаграм — и вот к вам уже едут за пирогом из отдаленных районов региона.
Чтобы бизнес на грани искусства и кулинарии удался, узнайте, как не нужно пытаться заработать на булочках.
Вы хорошо улавливаете актуальные тренды и понимаете, какие проблемы всегда будут волновать людей. Что ж, как насчет бессонницы и ее спутника — чашки кофе, помогающей сохранить бодрость? Кофе — это и без того золотая жила, а если сделать свои напитки менее вредными и убрать кофеин, можно продать еще больше.
Обратите внимание на Нарьян-Мар, где в декабре полярная ночь, а летом полярный день, — бодрящий кофе здесь не помешает. Интерес к такому нестандартному заведению среди местных журналистов будет обеспечен — благодаря многочисленным заметкам в изданиях о компании узнают еще больше потенциальных покупателей.
Пока вы пытаетесь понять, чем вреден кофе, узнайте, как не разориться на кофейне.
Вам не чужд дух авантюризма, но вы придерживаетесь высоких моральных принципов, которые не позволяют использовать проблемы людей в своих целях. Если заработать все равно хочется, попытайтесь при помощи своего бизнеса избавить Россию от какой-нибудь большой беды — к примеру, алкоголизма.
Открытие такого нестандартного бара лучше сопровождать масштабной антиалкогольной кампанией. В Ханты-Мансийске об этой проблеме знают не понаслышке, ведь в прошлом году город занял второе место в рейтинге самых пьющих регионов — попробуйте начать отсюда. Теперь все будет иначе: вместо крепких напитков — полезные смуси и фраппе, вместо танцев на столе — непринужденные беседы о происходящем вокруг, вместо алкогольного отравления — квесты, концерты, мастер-классы и прочее. Путь до первой прибыли будет долгим, зато заботу о посетителях точно оценят СМИ.
Если все-таки хочется добавить градус в ваш бизнес, узнайте, каким еще может быть бар, приносящий прибыль.
Вы не любите рисковать и привыкли жить по отработанной схеме. Если уж и вносить в жизнь неопределенность в виде бизнеса, то стоит положиться на надежный продукт общепита — шаурму. А если все-таки осмелиться и прокачать концепцию, следуя современным трендам, то можно с легкостью войти в историю.
Расположиться лучше в развивающемся регионе подальше от петербургской шавермы — например, во Владивостоке. Тем более в городе находится престижный университет, а значит, и ваши потенциальные клиенты — вечно голодные студенты. Ход с безглютеновым лавашом поможет расширить целевую аудиторию и привлечь миллениалов. Но в то же время это все та же палатка с шаурмой — главное заведение спальных районов, которое ценят любители внезапного уличного перекуса.
Если вы готовы посвятить свою жизнь мясу в лаваше, узнайте, как сделать такой бизнес прибыльным.
«, «title»: «Палатка шаурмы с безглютеновым лавашом во Владивостоке»>, <"img": "6.r7kdwgjp66hh.gif", "min": 6, "desc": "
Вы мыслите нестандартно и любите решать сложные задачи, для вас бизнес — это в первую очередь вызов. В таком случае попробуйте удовлетворить интересы любителей экстремальных вкусовых сочетаний. Либо признание, либо провал.
Советуем расположиться в Краснодаре, так вам будет проще наладить поставку ананасов, которые выращивают здесь в теплице. Возможно, понадобится немало времени на раскачку и привлечение покупателей, но трудности раззадорят вас только сильнее. Тем более клиенты такого экстравагантного бизнеса обычно возвращаются вновь и вновь, ведь благодаря вам они больше не стесняются своих вкусовых привычек и могут заказывать свой деликатес без презрительных взглядов и насмешек окружающих.
Вы не просто изобретательный теоретик, но и потрясающий практик: ставите благородные цели и находите средства для их осуществления. Что ж, тогда обратите внимание на товары для животных, ведь любовь к ним объединяет волонтеров в приютах с высшими эшелонами власти.
Выбирайте проблемный регион, где ваши надежные и доступные будки будут как никогда кстати, — как раз в Туле ежегодно отлавливают большое количество бродячих животных, но приютов, чтобы их разместить, на всех не хватает. На деньги с заказов от солидных господ можно помогать питомникам. Благодарственные сторис в Инстаграме с вашей продукцией в кадре привлекут еще больше покупателей, готовых приобрести дворец для своего четвероногого друга.
Вы хорошо понимаете боли соотечественников и с большим трепетом относитесь ко всему, что вас окружает, в частности к природе. Цветочный бизнес мог бы пойти в гору, ведь в любом важном в жизни россиянина событии будут уместны гвоздики.
Бюджетную альтернативу покупке цветов оценят жители городов с самыми высокими ценами в цветочных магазинах, например Иркутска. День рождения, 8 Марта, День всех влюбленных, свадьба и даже похороны — везде нужен букет, а то и не один. Ваша услуга порадует экоактивистов, ратующих за заботу о природе, и, конечно же, тех, кто желает сэкономить. Какая разница, откуда взялись и сколько простояли 1000 роз, если их фотография уже набрала 100 лайков в Инстаграме.
Деньги для вас не главное, гораздо важнее, чтобы ваши дела приносили пользу кому-то еще. В идеале — целой планете. Пожалуй, за сохранение чистого воздуха, хотя бы в отдельно взятом городе, вам точно скажут спасибо. А сохранить его поможет общественный транспорт будущего — велотакси.
Ваша цель и так не для начинающих, поэтому не ставьте себе палки в колеса и берите регион, в котором есть с чем работать, — город Альметьевск. Здесь живет всего 150 тысяч человек, но уже есть развитая велоинфраструктура и сеть велодорожек длиной 50 км. Клиенты не сразу поймут, что вы аналог «Убера», а не рикши, на которой катают туристов, но сразу же оценят ваши преимущества: на велосипеде сложнее попасть в пробку, а о выхлопных газах не может быть и речи. Так что признание обеспечено.
«, «title»: «Велотакси в Альметьевске»>], «questions»: [<"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Покупаете вещи, чтобы поднять себе настроение?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Переводили деньги в благотворительные организации?»>, <"var": [<"text": "🚗", "score": 0>, <"text": "🚌", "score": 1>], «text»: «Как обычно добираетесь до работы?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Всегда возвращали сдачу родителям, когда вас в детстве отправляли за хлебом?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Подделывали справку от врача, чтобы не ходить на учебу или работу?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Приходите в ужас, когда видите слово «блогерКА»?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Получали когда-нибудь стипендию?»>, <"var": [<"text": "🐱", "score": 1>, <"text": "🐺", "score": 0>], «text»: «Во время спора вы скорее кот Леопольд или Волк из «Ну, погоди»?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Выкинете фантик на землю, если рядом нет мусорки?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Покупали что-то ценное на деньги, отложенные со школьных обедов?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Признайтесь, воровали жвачку в магазине?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Выкидываете батарейки в мусорку?»>], «showStats»: true, «description»: «Ответьте на 13 вопросов и получите готовую идею для собственного дела»>» data-stats-api=»/api/configdata/165/stats/?quiz» data-sc>
Исследование: сколько стоит начать свой бизнес в России
Тинькофф-бизнес и «Авито» провели исследование малого бизнеса в России и узнали, сколько в среднем зарабатывают в разных отраслях.
В исследовании сравнили расходы на запуск нового бизнеса и покупку готового — дешевле всего оказалось создать ИТ-компанию или купить розничный интернет-магазин.
Рейтинг по обороту составляли на основе данных клиентов Тинькофф-бизнеса: ИП и представителей малого бизнеса с оборотом до 150 млн в год. С помощью анализа объявлений на «Авито» вычисляли, сколько стоит начать дело в разных сферах бизнеса.
Сколько стоит начать свое дело
По данным объявлений в «Авито» изучили зарплаты и гонорары специалистов в разделах «Работа» и «Услуги», а расчет аренды делали по предложениям в недвижимости.
Сравнили три подхода, как предприниматели создают и развивают бизнес:
В итоге получилось, что дешевле всего открывать дело в сфере услуг, где можно работать самому и не нужно арендовать помещение. Дороже всего покупать готовый бизнес в сфере ремонта авто, он стоит от 3 млн рублей, и в сфере грузоперевозок — там готовый проект обойдется в сумму от 2,5 млн рублей.
Сколько стоит открыть бизнес в разных сферах
Отрасль | Запуститься своими силами | Нанимать людей и делегировать | Купить готовый бизнес |
---|---|---|---|
Оптовая торговля | от 290 000 Р | от 350 000 Р | от 430 000 Р |
Розничная торговля | от 265 000 Р за три месяца аренды | от 264 000 Р без закупки товара | от 410 000 Р |
Кафе и рестораны | от 180 000 Р | от 900 000 Р | от 950 000 Р |
Розничный интернет-магазин | 100—1000 Р | от 800 000 Р | от 110 000 Р |
ИТ, разработка ПО | 100—1000 Р | от 220 000 Р | от 1 000 000 Р |
Дополнительное образование | 100—1000 Р | от 480 000 Р | от 500 000 Р |
Кто в малом бизнесе зарабатывает больше всего
В исследовании изучили, сколько зарабатывает одна компания в среднем, а затем посмотрели заработок всех бизнесов — в конкретных отраслях.
Максимальный общий оборот в отрасли оказался у компаний оптовой торговли — эта категория бизнесменов заработала 6,571 млрд рублей за первый квартал 2021 года. На втором месте разработка ПО — 6,539 млрд рублей. Третье место по отраслям у бизнесов в области бухгалтерии, права, рекламы и консалтинга — 5,769 млрд рублей.
На последних местах — строители зданий и сооружений — 2234 млрд рублей, компании, которые работают с недвижимостью — 2596 млрд рублей, розничные торговцы бытовой техникой и компьютерами — 2597 млрд рублей.
Какой бизнес открыть в кризис
Про старт бизнеса в кризис можно услышать разные мнения. Одни считают, что предпринимательские амбиции надо отложить до лучших времен, иначе рискуешь потерять все деньги. Другие, напротив, видят в кризисе благодатную почву для перемен. Bankiros.ru разбирается, какой бизнес открыть в кризис и так ли опасно начинать свое дело, когда экономика на спаде.
Что происходит с бизнесом в период кризиса
В кризис малый и средний бизнес сталкивается с серьезными проблемами — инвесторы не хотят вкладывать деньги в новые проекты, партнеры не выполняют свои обязательства, случаются перебои с выручкой. Потому в кризис нет задачи выйти на сверхприбыль: достаточно просто управлять своим предприятием без убытков — и это уже считается успешным бизнесом. Отсюда, кстати, вытекает главная особенность антикризисного предпринимательства: компании минимизируют потери и стремятся пережить неблагоприятной период, не приближаясь к опасной зоне — зоне банкротства.
Вместе с тем, надвигающийся кризис — повод пересмотреть стратегию, по-новому взглянуть на рынок и искать свежие решения. Множество предпринимателей заявило о себе именно в трудные времена.
Какие опасности
По молодому бизнесу кризис бьет сильнее: новичкам нужно не просто продержаться на плаву в рецессию, но и успешно стартовать — привлечь первых клиентов, партнеров и инвесторов, заложить средства для дальнейшего развития. Почему в кризисные периоды это особенно трудно:
Почему стоит начать бизнес в кризис
На опасности кризиса можно посмотреть под другим углом — тогда за ними открываются возможности. Вот несколько соображений в пользу того, чтобы начать свое дело именно в кризис:
Об этом говорилось выше — в кризис людей массово сокращают, снижают им зарплату или дают двойную нагрузку. В такие периоды на рынке вакансий сложно найти интересное предложение, а работодатели не дают соискателям твердых гарантий. Почему бы не попробовать бизнес? Свое дело даст независимость: над вами больше нет начальника, время и силы будут уходить на реализацию собственных идей.
Когда экономика на взлете, бывает трудно найти хороших специалистов: на них большой спрос. Но в кризис масса профессионалов оказывается невостребованной. Возможно, именно сейчас такие люди согласятся пойти в бизнес — ради новых возможностей и хоть какой-то работы.
Компании, которые уже сейчас ведут бизнес, сталкиваются с серьезными рисками: издержки от потерь у них больше, обязательства перед партнерами долгосрочны, многие решения приняты на годы вперед. Все это делает конкурентов негибкими. А у новичков в бизнесе есть свобода для маневра, возможность снижать цену и активнее привлекать новых клиентов.
В кризис начинают пустовать торговые площади и офисные помещения. Иногда сами компании решают сдавать часть недвижимости, чтобы подзаработать. Трудные времена — хороший повод, чтобы поторговаться и «сбить» стоимость ренты. Например, дешевле могут обойтись аренды складов, перевозки, курьерские службы — на фоне низкого спроса эти службы меняют свой ценник.
Кризис меняет поведение людей, их отношение к деньгам, а еще — образ жизни. Поэтому именно на сломе экономических эпох реализуются самые смелые бизнес-идеи. Здесь важно поторопиться: больше всего заработает тот, кто откроет новаторский бизнес первым. Этот же пионер привлечет больше инвесторов.
В целом, открыть прибыльный бизнес в кризис не так просто, но реально. Для этого новичку нужно эффективно управлять денежными потоками и разработать реалистичный бизнес-план. Ни одно дело не «взлетит» без опоры на хорошую, рабочую идею.
Перспективные направления в 2021 году
Какого-то однозначного списка направлений, в которых бизнес будет прибыльным, нет. Но есть тренды, которые будут фоново формировать и направлять рынок в ближайшие пять лет. Среди них:
На основе этих трендов можно говорить о направлениях, где есть шансы начать прибыльный бизнес. В нашем списке таких направлений — шесть. Рассмотрим каждое из них:
Прибыльность такого бизнеса просматривается сразу: люди нуждаются в качественном и разнообразном питании, но не располагают достаточным временем, чтобы ходить по магазинам и готовить. Поэтому реализовать можно такие бизнес-идеи:
Открывать выгодно и обычные кофейни, кафе и фаст-фуды. Но есть спрос на еду на вынос, поэтому вместе с обслуживанием за столиком лучше предусмотреть и такую услугу (например, ланч или обед с собой).
Медицина
Траты на здоровье — всегда в числе приоритетных, но серьезной актуальности медицинскому бизнесу добавил коронавирус. Уже сейчас заметно: люди готовы тратиться не только на лечение, но и ранее выявление заболеваний. Можно ожидать, что в ближайшие годы этот тренд окрепнет. Как же на нем заработать?
Начать такой бизнес новичку затруднительно: нужен опыт в медицинской сфере и большой капитал на старте. Но вполне реально откликнуться на франчайзинговые предложения.
Фармация
В будущем серьезный доход будет генерировать бизнес, связанный со здоровьем. Сюда можно включить и фармацию — лекарства, БАДы, витамины. Для малого и среднего бизнеса актуально продавать такие товары:
Даже если вы открываете физический магазин, обязательно создайте онлайн-каталог: люди должны знать ассортимент и быстро в нем ориентироваться. Лучше, если товары можно заказать с доставкой по городу. Не забывайте о программах лояльности, акциях и скидках.
Образование
Образование сегодня — это актив, который никогда не обесценится. Но загвоздка в том, что одной университетской корочки мало: настоящему профессионалу нужно доучиваться и переучиваться на протяжении жизни. На стремлении людей образовываться делают бизнес:
Конечно, целый ряд специальностей нельзя перевести в онлайн. Но даже очные курсы сегодня дают доступ к электронным книгам и записям с занятий. В образовании есть спрос на цифровизацию.
B2B, или бизнес для бизнеса
Суть в том, чтобы создать аутсорсинговую компанию, которая предоставлет другим компаниям услуги за определённую плату. Специализация может быть любой:
В России рынок аутсорсинговых услуг только формируется, поэтому конкурентов у вас будет мало. На руку играет и кризис: компании сейчас массово сокращают штат, поэтому будут искать специалистов вовсе. Как известно, в кризисный период типовые задачи выгодно отдавать на аутсорс.
Поиск бизнес кредитов
Развлечения
Досуг тоже уходит в онлайн. Конечно, отдельные направления фитнеса и спорта, многие игры и развлечения требуют физического присутствия (нужны команда, профессиональные участники, реквизит или большие пространства). Но кое-что реально продавать дистанционно, например:
Но и живое присутствие остается востребованным. Сегодня люди развлекаются викторинами, паб-квизами, квестами и тематическими вечеринками.
Как на бизнес повлиял коронавирус
Пандемия 2020 года сказалась на малом и среднем бизнесе драматически: именно на этот сегмент приходилось большинство компаний из сферы общепита, розничной торговли и туризма. Многие из них прогорели либо ушли на длительные каникулы. Но часть компаний приспособилась, предложив клиентам новые форматы обслуживания.
Что важно учитывать бизнесу на фоне COVID-19:
Получается, что коронавирус усилил тренды, которые и так существовали в бизнесе. Но нужно учитывать: после пандемии значение онлайн-услуг и доставок ощутимо спадет. Поэтому навсегда отказываться от традиционного бизнеса не нужно, достаточно разнообразить ваше взаимодействие с клиентами. Продавайте товары и услуги двумя способами — через физические магазины и точки, а параллельно развивайте онлайн-сервис. Так вы застрахуете себя на случай нового карантина.
Как выжить бизнесу
В кризис жизнеспособность молодого бизнеса зависит от его владельца. Если верно выбрать стратегию, рецессия может стать точкой роста: вам откроются новые возможности, придут перспективные партнеры, может увеличиться доля рынка. Но испытанием кризисом пройдут, конечно, не все. Ниже — несколько правил, которых стоит придерживаться, чтобы уберечь бизнес от фатальных потерь:
Об антикризисных мерах лучше думать заранее: чем раньше вы подготовитесь к трудным временам, тем выше шансы, что бизнес сможет их пережить без больших потерь. Давно известно, что в кризис выживают не самые креативные, а самые дальновидные и организованные.