как написать комментарий на 6 баллов какие элементы должны обязательно присутствовать
Проверка комментария в сочинении ЕГЭ 2021
Сколько баллов можно получить за комментарий?
Баллы | Пример 1 | Пояснение 1 | Пример 2 | Пояснение 2 | Смысловая связь | Анализ смысловой связи |
6 | + | + | + | + | + | + |
5 | + | + | + | + | + | — |
5 | + | + | + | + | — | + |
5 | + | — | + | + | + | + |
5 | + | + | + | — | + | + |
4 | + | + | + | + | — | — |
4 | + | — | + | — | + | + |
4 | + | — | + | + | + | — |
4 | + | + | + | — | + | — |
4 | + | — | + | + | — | + |
4 | + | + | + | — | — | + |
3 | + | + | + | — | — | — |
3 | + | — | + | + | — | — |
3 | + | — | + | — | + | — |
3 | + | — | + | — | + | — |
3 | + | — | + | — | — | + |
3 | + | — | + | — | — | + |
2 | + | — | + | — | — | — |
2 | + | + | — | — | — | — |
2 | — | — | + | + | — | — |
1 | + | — | — | — | — | — |
1 | — | — | + | — | — | — |
→ Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
→ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены.
→ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста.
→ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.
→ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
Как писать комментарий на ЕГЭ по русскому-2022?
Алина Косова
Новость об изменениях в ЕГЭ по русскому языку взбудоражила всех этой осенью. Куда делись аргументы? Как теперь писать комментарий? Что с нами будет?
Эти и другие вопросы мучили каждого одиннадцатиклассника. Однако потом интерес к сочинению ЕГЭ немного угас – впереди Итоговое сочинение, которое полностью захватило всеобщее внимание. Но скоро уставшие ребята получат свои долгожданные «зачёты» и столкнутся с суровой реальностью: до ЕГЭ меньше полугода, подготовку откладывать больше нельзя.
Хотите круто подготовиться к экзаменам? Записывайтесь на бесплатный пробный урок в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ-2022, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.
И чтобы вы не сходили с ума в поисках правды о том, как же всё-таки писать этот замысловатый новый комментарий в 27-ом задании ЕГЭ по русскому языку, в этой статье я соберу для вас всю актуальную информацию, а также расскажу о мифах и легендах, которые путешествуют по просторам интернета и сбивают учеников с толку.
Мифы о том, как писать комментарий
Миф 1. Нужно писать про актуальность
Многие ученики, оформляя комментарий, используют клише про актуальность и злободневность проблемы (клише взяты из интернета):
1. Данная проблема затрагивает глубинные струны души читателя. Действительно, проблема очень серьезная. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах общественной жизни.
2. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Автор затрагивает злободневную проблему, которая никого не может оставить равнодушной. Она в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
Это комментарий? Нет!
Для эксперта это «бла-бла-бла», сплошная вода, общие фразы и ничего по делу. НИКОГДА не пишите в сочинении по русскому языку про актуальность проблемы, этого слова вообще не должно быть в вашем сочинении. Все проблемы, поставленные в текстах ЕГЭ, и так актуальны, эти фразы можно написать абсолютно к любому тексту, поэтому они не несут в себе никакой ценности, а только будут раздражать эксперта.
Миф 2. Можно списать комментарий из задания про средства выразительности
Если в комментарии вы начинаете анализировать эпитеты, метафоры и проч., будьте уверены, вы потеряете баллы. А если решите переписать текст рецензии – это гарантированный ноль, т.к. эти рецензии лежат перед глазами у проверяющих.
Миф 3. В комментарии нельзя писать номера предложений
Можно, более того, НУЖНО, чтобы проверяющий увидел чёткие отсылки к тексту. Можно оформлять примеры
Если вам говорят, что это запрещено и т.д. – это ничем не подкреплённое желание что-либо запретить, как раньше в аргументах ЕГЭ запрещали приводить «Гарри Поттера» (хотя можно было!)
Как на самом деле надо писать комментарии ЕГЭ-2022
За комментарий ставят 6 баллов. Основные его компоненты:
Если все эти 5 пунктов присутствуют в работе, ученик получает 6 баллов.
Комментарий должен быть объёмным и подробным. Допустим небольшой пересказ (особенно если пишете сочинение по художественному тексту!), но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.
Используйте клише
По факту вы анализируете, ЧТО делает автор, чтобы донести до нас суть проблемы, заставить прочувствовать её важность.
Чтобы проанализировать примеры, можно использовать следующие клише:
Больше нет никаких секретов, премудростей, подводных камней и т.д. Остальное – дело практики. Подробный разбор комментария и примеры эталонных работ часто показывают преподаватели образовательного центра «MAXIMUM» на бесплатных мастер-классах про ЕГЭ и профориентации (на выбор). Можно зарегистрироваться и задать преподавателю вопросы прямо на вебинаре.
Однако всё то, что было описано выше, уже должно очень сильно вам помочь написать идеальный комментарий ЕГЭ на 6 баллов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мастер-класс.Подготовка к ЕГЭ.
Напишем комментарий к сформулированной проблеме на 6 баллов.
Составитель учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Новая Отрадовка
Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ.Напишем комментарий к сформулированной проблеме на 6 баллов.
Цели: 1)подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту
2)совершенствовать навыки анализа текста
3)создать условия для формирования умения самостоятельно комментировать проблему исходного текста
4)воспитание уважительного отношения к чужому мнению,формирование умения корректно обосновывать свою точку зрения.
Задачи :способствовать повышению профессиональной компетентности ;
— познакомить с опытом работы по определённой проблеме.
Вступительное слово учителя. Уважаемые коллеги, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке и как мы их будем достигать?
— Сегодня нам предстоит научиться комментировать основную проблему исходного текста.
Для этого предлагаю проанализировать фрагмент из рассказа Ивана Шмелева «Мой Марс» « Еще не добравшись до конца последнего переулка….»
За комментарий ставят 6баллов. Основные его компоненты:
Пример из текста, важный для понимания проблемы (конкретное предложение, цитата)
Анализ примера – что автор хотел нам этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает
Второй пример из текста
Анализ второго примера
Смысловая связь между примерами (они противопоставлены? Первый дополняет второй? Второй – вывод из первого? и т.д.) Если все эти 5 пунктов присутствуют в работе, ученик получает 5 баллов.
Комментарий должен быть объёмным и подробным. Допустим небольшой пересказ (особенно если пишете сочинение по художественному тексту!), но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.
Автор заставляет нас задуматься…
В тексте противопоставлены…
Автор приводит пример/делает акцент на…
По факту вы анализируете, ЧТО делает автор, чтобы донести до нас суть проблемы, заставить прочувствовать её важность.
Чтобы проанализировать примеры, можно использовать следующие клише:
Тем самым автор хочет донести до читателей…
Таким образом, писатель призывает нас…
Это показывает, как важно…
Этот пример даёт нам понять…
2.Самостоятельное чтение текста И.Шмелева:
1)Еще не добравшись до конца последнего переулка, я услышал второй гудок. 2)Вдруг из-под самых ног с визгом и лаем вынырнул Марс.3)Что делать? 4) Я уже вижу руку помощника капитана, протягивающуюся к свистку.5) Я уже слышу этот свисток. 6)Бомбой вбегаю на мостки следом за Марсом, и глаза всех устремлены на нас.
7)– Послушайте, это ваша собака?
8)Третий помощник капитана, румяный и свежий, как морской ветерок, в своем белоснежном кителе, с строгим видом указывает на Марса.
12)Я сидел на верхней палубе, под тентом и наблюдал (13)Все ушли в себя. 14)У каждого свои интересы.15) Почтенный человек торговой складки исследовал свою записную книжку и бормотал загадочно, оглядываясь по сторонам: – По шесть рублей ежели… сто двадцать…
16)Сидевший неподалеку господин с газетой строго из-под очков поглядел на бойкого мальчишку и покачал головой.
17)На палубе появилась барыня, погрозила мальчугану пальцем
19)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. 20)И я узнал голосок Марса.
25)Смотрю, – мой старичок поднимается и направляется к капитанскому мостику.
26)-Господин капитан! – умоляющим тоном восклицает он. 27) Прикажите принять какие-нибудь меры!
28)Третий помощник капитана показывает в мою сторону и что-то объясняет. 29)Затем он спускается с мостика и направляется ко мне.
30)-Ваша собачка переполошила всех собак.31) С нами едут еще четыре пса, и теперь воют все. 32)Может быть, вам удастся унять…
33) –Его необходимо выпустить,-говорю я помощнику.
38)-Вон! Вон..39)- Водой захлестнуло…
40)-Потонул. (41)-Это ужасно.
-42)Если попросить капитана. 43)Смотрите, он ещё плывёт.
44)Сбрасываюсь с койки и бегу. 45)Марс в море! 46)Вся палуба запружена народом. 47)Стоит гул голосов.
48)-Всё плывёт, сердешный.
49)-Тоже живая душа, жить-то хочется.
50)Я вижу простые лица. 51)Я слышу жалеющие голоса
52)-Просим остановить пароход! 53) –Жестоко не подать помощь.
63 )А глаза! 64)Они все смотрят, волнуются и ждут.
68) И все, решительно все, довольны, веселы. Счастливы даже.
69) И какие у всех хорошие, добрые человеческие лица!70) И даже торговый человек забыл о своем чухонском масле. 71)Он с упоением смотрит на возвращающуюся шлюпку и одобрительно потряхивает головой.
72) Вечером пассажиры сидели на корме и мирно беседовали.73) Смеялись над передрягой, и все признавали, что день прошел великолепно.
74)Я проникался этим всеобщим мирным настроением и думал, что этому настроению много помогли те, короткие, только что пережитые минуты, когда все были захвачены одним стремлением и одним желанием – спасти погибавшую на глазах жизнь, в сущности, никому из них не нужного и раньше неведомого пса. 75)Когда все вдруг почувствовали одно, всем общее, что таилось у каждого, далеко запрятанное, но такое теплое и хорошее, и на самое короткое время стали детьми… чистыми детьми. (По И.С. Шмелёву*)
Учитель :- Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)
— Над какой проблемой автор рассуждает больше всего? (это основная проблема )
-Зачем Шмелев написал этот текст? Что он хотел сказать читателю? Как сам автор отвечает на этот вопрос? (это поможет понять проблему и авторскую позицию )
Информация о тексте.
1. Проблема единства и разобщенности людей. (Что способно объединить людей?)
2. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми?)
3. Проблема сострадания. (Достойны ли сострадания животные?)
3.Что значит «прокомментировать» проблему исходного текста?
Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом аспектов, намеченных самим автором, т.к. комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.
— Какие вопросы следует осветить в комментарии?
1. Почему автор предпочел именно эту проблему?
2. Актуальна ли она?
3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает?
5. Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
6. К каким выводам приходит автор?
К какой категории можно отнести сформулированные проблемы?
КОММЕНТИРУЯ, мы говорим о том, что делает а в т о р.
Как оформить комментарий?
— Автор негодует (восхищается)
замечает.
От формулировки проблемы к ее комментарию
Со ч и н ение можно начать с ритори ч еского вопроса,о б щей фразы.
Напр и мер: 1. Проблема единства и разобщенности людей. (Что способно объединить людей?)
2. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми?)
3. Проблема сострадания. (Достойны ли сострадания животные?)
Опре д еление и ф о р м у л и р о в ка п р обл е мы
Речь идет о т ом, к акой важный в о прос п о дн има е т ав т ор сво е й р або т ой.
Для т ого ч тобы с ф ормулирова т ь
З А Д А ТЬ В О П Р ОС:
С Д ЕЛАТЬ ОТС Ы ЛКУ К Т Е КСТУ:
О т вет на э т от вопрос представлен в тексте
У к аз а т ь п р облему без воп р о с а:
Например :В предложенном для анализа тексте писатель
инте р пре т и р овать т а к им обра з ом, как вы его дл я с е б я поня л и и ч то из э то г о отрывка смо г ли извле ч ь.
Не зря г ерой г о ворит: «Ци т а та».
Особого в н имания засл у жива е т в ы б ор гер о я ( какой?)…
Писатель сим п атизир у ет гер о ю, ко т орый…
Поя с нен и е п р и м ера
Клише .Писатель утверждает, что…
На мой в з гляд, герой п о ступа е т так, потому что…
Автор не сл у ч а йно обра щ ает в н имание на…
С м ысловая с вя з ь ме ж ду п р и м ерами
С р авне н ие/ с опос т авлен и е
· Про т ивопост а в л яя вышеук а з а н н ые прим е р ы, мо ж но зам е ти т ь, что…
Пример.Про т ивопост а в л ение прим е р о в приводит к п о нима н ию позиции автора:
Один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон.
Клише. Поч е му с о б ыт и я сложились т аким о б разом? Автор г оворит об э т ом дале е …
С л едств и е, в ы вод:
Пример. После че р еды р ас с у ждений о в ышеприведен н ых событиях, автор д е лает в ывод, что люди делают для других что-то хорошее, потому что сами получают от этого радость, потому что они не могут поступить иначе.Соучастие объединяет их.
Пози ц ия а в т о р а – эт о тот в ы вод, к кот о рому при х од и т автор в хо д е с в о и х разм ы шле н ий, сопо с т а вл е ния п р и м е ров и а р г у ме нт ов.
Несмотря на то, что авт о р пря м о не в ы ражает св о ю точку зрения, мо ж но прийти к выводу, что…
Научились писать комментарий к проблеме.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
План сочинение ЕГЭ-2022 по русскому языку
1 абзац
Формулировка проблемы данного текста. 1 балл
* Текст известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста ) ФИО заставил меня задуматься над проблемой ( сочетание слова проблема с сущ. в Р.п.), например, над проблемой отцов и детей; над проблемой роли книги в жизни человека.)+ сформулировать вопрос по проблеме и записать в форме вопросительного предложения.
* Текст русского писателя, прозаика и драматурга А.П.Чехова заставил меня задуматься над какой? (сложной, важной, серьёзной, актуальной, злободневной, философской …) проблемой осознания цели своего труда. Ради чего люди совершают свой ежедневный трудовой подвиг?
2 абзац
Комментарий к сформулированной проблеме данного текста+1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 6 баллов
* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который ( кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).
* Автор (с грустью, с сожалением… другие чувства) пишет, что (приводим 1-ый пример-иллюстрацию ( можно цитату из текста или кратко пересказываем своими словами )… + пояснение
Пояснение к примерам (художественный текст)
Пояснение к примерам (публицистический текст)
*Писатель хочет сказать, что…
* Этот пример показывает, что…
* Смысл этого высказывания в том, что…
* Эти слова убедительно доказывают, что.
* Я думаю, этим примером автор хотел показать…
* Приведённые слова содержат глубокий смысл…
3 абзац
2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.
* Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что… + пояснение +мини-вывод
* В предложении № … писатель отмечает ( замечает и т.д.), что…+ пояснение +мини-вывод …Автор уверен, что…
1. Объяснение
* Оба примера из текста объясняют важную мысль автора : (написать какую мысль…)
* Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
* С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)…
* Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
* Автор противопоставляет данные примеры, чтобы показать…
* Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
* С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
* Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
* Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора: написать какую…
3. Сравнение
* Писатель сравнивает…+ какие качества героев выявляются в сравнении…
* Сравнивая этих героев, мы видим…
* Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
* Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
* Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
5. Определение понятия
* Автор определяет значение слова «…» (раскрыть содержание понятия «…»).
* Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
* Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
5 абзац
Отражение позиция автора ( рассказчика). 1 балл
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)
* Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
В публицистическом тексте позиция автора выражена чётко и ясно
* Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что…
6 абзац
Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.1 балл (Ответ на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора)
* Я полностью согласен с автором и считаю, что…(обоснование).
(Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами).
7 абзац
Заключение (достаточно одного предложения)
* Таким образом, можно сделать вывод, что…
Как написать сочинение в задании С1? Часть 3
Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
Различают два типа комментария.
В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!
Типы информации в тексте
Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.
Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.
Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.
Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.
В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Введение цитат в текст сочинения
В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.
Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.
Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.
При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина. ».
Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.
При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.
Типичные ошибки при формулировании проблемы
Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )
Что проверяет эксперт?
1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.
Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.