как мотивирует поступки и слова святого автор романа какие художественные приемы понадобились
ГДЗ литература 9 класс, Коровина; древнерусская литература. Что создает характеры героев?
Какие приемы помогают автору «Слова. » создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?
Автор «Слова. » использует многочисленные художественные приемы: сравнения, олицетворения, эпитеты, риторические вопросы и восклицания, изменения ритма. Игоря летописец называет «храбрым», «соколом могучим». Его трудный, но чудесный путь обратно в родное княжество автор передает сказочными сравнениями:
В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь,
И поплыл, как гоголь по волне.
Полетел, как ветер, на коне.
Решительный характер Игоря выражается в его решении выступит в поход на половцев вопреки небесному затмению. Для передачи этого автор использует прямую речь:
— Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!
Для создания характера Игоря автор использует также высказывание Святослава. Именно Святослав говорит о безрассудной храбрости и недальновидности Игоря и Всеволода.
Характер и мудрость великого князя киевского Святослава проявляется в его «золотом» слове другим князьям. Также для создания образа персонажа автор рассказывает о его вещем сне. Страх, который испытывает Святослав, увидев страшный сон, показывает, как он тревожится за судьбу земли русской, заботиться о братьях-князьях и обо всем русском народе. Автор сравнивает Святослава со старым соколом Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду
Как мотивирует поступки и слова святого автор романа какие художественные приемы понадобились
Какие художественные приемы и средства использует Д.И. Фонвизин для создания образов героев?
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному. Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот. Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего. Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас. Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься. Митрофан. Да вот и батюшка
Для того, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть характер героев, Д.И. Фонвизин использует такие художественные средства и приемы, как речевая характеристика и «говорящие» фамилии.
Так, с самого начала фрагмента мы понимаем, что в образе Простаковой автор пытается раскрыть образ сварливой, жестокой и деспотичной женщины. А «говорящая фамилия Простаковой, во времена Фонвизина, означала «пустой, ничем не занятый». И действительно, героиня ничем не занималась, кроме того, что «съедала поедом» своих крепостных. Мы это можем увидеть на примере диалога госпожи Простаковой и портного Тришки. Обращаясь к своему портному, госпожа обзывает и бранит Тришку, называя его «скотом», «воровск
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Как мотивирует поступки и слова святого автор романа какие художественные приемы понадобились
В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.
Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».
Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».
Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».
Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.
Как использовать литературные приемы для создания хорошего текста
Вам, конечно же, хорошо известно, что такое хорошо написанная книга. Но на самом деле вы заблуждаетесь. Мы часто признаем даже величие книги, которую читали с интересом. Но как только дело доходит до обсуждения прочитанного, величие с трудом поддается описанию. Вы помните уроки литературы, когда вам приходилось анализировать произведение перед классом и нельзя было просто сказать «мне понравилась эта книга»? Надо было кратко сформулировать его основную идею, разобрать характеры главных героев и, конечно же, найти использованные автором литературные приемы.
Литературные приемы — это инструменты для написания хорошего текста, без которых не обходится ни один автор. Владение литературными приемами помогает делать произведение более эмоциональным и проявлять творческую индивидуальность.
Что такое литературные приемы?
Литературные приемы — это авторские стратегии и техники. Они раскрывают творческую мысль и указывают на связь между вещами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Грамотно употребленные в тексте литературные приемы органично вплетаются в книгу и создают общий вкус произведения, как искусно подобранные специи к основному блюду.
Определенно, за годы чтения все литературные приемы вам уже встречались. Может быть, вы просто не всегда их распознавали. Знакомьтесь с десятью литературными приемами русских классиков.
Десять известных литературных приемов
Эпиграф
Эпиграф — та самая цитата, которая предвещает начало книги или главы и несет в себе определенный смысл. Может показаться, что эпиграф не имеет прямого отношения к произведению, но анализ прочитанной главы или книги докажет их взаимосвязь.
Вот яркий и хорошо знакомый пример из «Мастера и Маргариты» Булгакова. В начале романа Михаил Афанасьевич приводит цитату из трагедии Гете «Фауст»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эпиграф вводит читателя в философию романа, подготавливает к теме добра и зла и выражает отношение автора к главному герою.
А Гоголь в «Ревизоре» ставит на место эпиграфа русскую пословицу — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Высмеивая в пьесе взяточничество, лень и угодничество, Гоголь еще в эпиграфе говорит, что нечего жаловаться на других, если сам поддаешься этим порокам.
Аллюзия
Аллюзия — отсылка к общеизвестным фактам и крылатым фразам. Автор может и пояснить аллюзию, но обычно он рассчитывает на эрудицию читателя.
Например, короткое «перейти Рубикон» отсылает нас к историческому решению Гая Юлия Цезаря переправиться через реку Рубикон, чтобы начать войну с Сенатом и стать повелителем Римской империи. Всего из двух слов читатель понимает, что крайне важное решение принято и пути назад уже нет.
Осуждая сомнительные подвиги и отвратительные поступки ради известности, достаточно вспомнить фразеологизм «слава Герострата». Ведь Герострат прославился тем, что сжег одно из красивейших древнегреческих сооружений — храм Артемиды.
Архетип
Архетипы — это повторения в сюжетах и образах. Они встречаются в произведениях разных писателей. В каждом из них свой сюжет, но темы всегда остаются неизменными: любовь, дружба, борьба за свободу и справедливость, предательство, месть, война и героические подвиги. Такие темы называются сюжетными архетипами. Это вечные сюжеты мировой литературы, которые актуальны на протяжении веков.
Архетипы используются авторами и при описании персонажей, которые наделены определенной моделью характера и стандартным поведением. Архетип персонажа — это шаблон, но легко изменяемый и дополняемый.
Эвфемизм
Многие употребляют этот литературный прием в повседневной речи, но мало кому знакомо его название. В переводе с греческого «эвфемизм» означает «благоречие». Он заменяет неуместные или грубые слова и выражения, смягчая их в тексте. Даже простое «умер» часто заменяется на «ушел из жизни». А в религиозной речи эвфемизмами приходится обходить запреты на многочисленные табуированные слова. Скажем, вместо «черта» придется произнести «лукавый» или «нечистый». Эвфемизмы используют для соблюдения политкорректности и заменяют ими нецензурную лексику, медицинские термины, части тела и не только.
Как мотивирует поступки и слова святого автор романа какие художественные приемы понадобились
Приём контраста в литературе
Что такое прием контраста в литературе
Многие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед.
Контрастность в литературе стала предметом изучения многих специалистов. К примеру, В. А. Ларин чётко подметил роль контрастной смены тональности отдельных эпизодов «Судьбы человека» – рассказа М. А. Шолохова. В.В. Одинцов подробно рассматривал значение подобного художественного приёма в построении сцены «Ночь в Отрадном» (это композиционно важная сцена произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Виды контраста
Роль контраста в произведениях
В стихотворении
Антитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей.
Противопоставление в стихотворении С.А. Есенина зачастую строится на контрасте эмоциональных лексем. Яркие тому примеры – выражения «плачет и смеется», «грустная радость».
Идейно-тематическое содержание стихотворения «Среди миров» И. Анненского раскрывается через эмоциональный контраст тьмы и света:
В повести
Контраст – основной стилистический прием в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. В этом произведении противопоставляются житейское и романтическое, «маскарадный» аристократизм и очарование простых крестьянских девушек. Законодательницей моды в «Барышне-крестьянке» является старая гувернантка мисс Жаксон. Цвет лица носительницы черт английского аристократизма – очень важная для писателя деталь. Недаром А. С. Пушкин несколько раз заостряет на ней внимание читателя. Великий писатель не случайно столь безжалостно ироничен по отношению к героине. За неестественной, искусственной бледностью мисс Жаксон явственно угадывается стремление скрыть истинное лицо.
Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде.
Портреты всех героев «Повестей Белкина» отличаются глубоким психологизмом. Это справедливо и по отношению к «Барышне-крестьянке» с её «водевильной» фабулой (недоразумениями, переодеваниями, счастливой развязкой). Портреты главных героев художественного произведения характеризуются правдивостью и глубиной. Приведём один простой пример. При первой встрече с Алексеем Берестовым барышня-крестьянка «притворялась полуиспуганной, полузастенчивой». В этой фразе отражено сложное психологическое состояние Лизы, в котором угадываются сразу три оттенка: