кагор для причастия какой лучше
Выбираем правильный кагор на Пасху
В преддверии праздника в условиях самоизоляции хочется отнестись к подготовке со всем вниманием: закупить хорошие продукты, выбрать правильный напиток к столу. Но если к фруктам и овощам мы привыкли, то к церковному алкоголю на Пасху – не совсем.
Немного поясним. «Можно пить кагор», – это знают все. А вот что считается «кагором», как выбрать хороший напиток, что должно быть в его составе и на этикетке – вопросы достаточно сложные.
Мы провели для вас своего рода расследование. Итак, «дело о пасхальном кагоре» начинается.
Не все вино подойдет для подачи к столу
Что такое кагор?
Сладкое и десертное вино без всяких примесей. Обычно его крепость составляет от 15 до 20 градусов. Именно такие напитки можно освящать в церкви и использовать для причастия. То есть коньяк, виски или что-то подобное не допустят к освящению.
Сладкие крепленые напитки подобного типа распространены на территории бывшего СССР. Особенности производства и климата повлияли на состав и вкус вина.
Интересно, что лет 60 назад с нами могли бы поспорить очень многие. В Закавказье, например, из-за особенностей климата и выращивания лоз кагором считалось сухое красное вино из местных сортов, как, впрочем, и во Франции.
Так, чистый французский кагор – это красное сухое полусладкое вино из Мальбека, произведенное в долине реки Ло в окрестностях города Каор (все, как и с коньяком: правила по сорту и аппелласьону). В редких случаях в составе могут быть Мерло и Таннат, но в ассамбляже их должно быть не более 30 %. Обычно этот напиток получается таким темным, что имеет почти черный цвет, который лишь на свету становится темно-рубиновым.
Вот в таком обычном французском городке делают «святой напиток» или «черное вино»
У нас же Мальбек не в чести: очень немногие производители вообще делают из него вино.
Наш кагор – это сладкое десертное вино с повышенным содержанием сахара (более 200 г/л.). Его изготавливают из Каберне Совиньон, Мерло и, естественно, Саперави. Эти сорта отличаются высоким содержанием красного пигмента, поэтому напитки из них получаются даже более насыщенными, чем французские.
Виноград произрастает в южных регионах России; из-за позднего сбора и созревания при высоких температурах количество натурального сахара в нем достигает максимума еще до первичной обработки. Поэтому после выдержки получаются невероятно сладкие и плотные напитки. Зарубежных ценителей у них мало: считается, что чрезмерная сладость убивает многие оттенки вкуса.
Объединяет эти напитки немногое – повышенное содержание танинов, насыщенный цвет и полностью натуральный состав (никаких красителей и дополнительных сахаров в нем быть не должно).
Сегодня можно найти кагор из самых разных сортов винограда. Но мы советуем отдавать предпочтение классическим моносортовым винам.
Выясним сразу: сколько кагора можно пить?
Можно было бы сказать, что все зависит от вашей выносливости и желания, но это не так. Кагор изначально предназначен для употребления в малых количествах во время таинства или празднования христианских праздников. Его можно пить только малыми дозами, не только потому, что концентрированный и крепкий напиток быстро бьет в голову и притупляет активность вкусовых рецепторов.
С точки зрения соблюдения ритуалов остается вполне справедливым решение Стоглавого Собора. Тот, разрешив использовать для таинств «фряжское» вино (вероятно, генуэзское), уточнил: «Фряжские вина не возбраняются, если испивать их во славу Божию, а не в пьянство».
Какой кагор выбирать?
Для начала тот, у которого на этикетке нет надписи «винный напиток», любых упоминаний о порошке, красителях, дополнительном сахаре.
В обязательном порядке на этикетке должно быть упоминание стандарта производства. Их может быть два:
Если их нет, можете даже не смотреть на это вино. Оно изготовлено с нарушениями технологий, в бутылке вас может ожидать неприятный сюрприз.
Если ничего «криминального» вы не нашли, то далее у вас есть два варианта:
Тут уже дело вкуса: вы можете выбрать вино из той группы, которая вам привычнее.
А вот с вариантами выдержки уже сложнее. Все напитки делят на:
Свежий хлеб – идеальная пара для марочного кагора
По месту производства тоже можно определить качество и даже вкус кагора:
Как пить?
Только охлажденным до 11–19 градусов. Подавать нужно в тюльпановидных бокалах.
Не давайте напитку нагреться: в этом случае он станет слишком терпким и сладким, и вы не сможете оценить всю полноту букета.
Дайте вину подышать, но совсем немного – иначе букет тоже начнет меняться, станет слишком ярким и древесным. Впрочем, и у такого кагора есть поклонники.
Для пасхальных торжеств мы советуем выбрать:
Чем кагор для причастия отличается от обычного
Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца – с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин. 15:1).
Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру – это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.
Христос пил кагор?
Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина.
В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор.
Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22:20).
Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.
Для России – только кагор!
После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем – из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино.
Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. – они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта – креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку.
Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам.
Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.
Для Таинств нужен «правильный» кагор
С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно.
Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином – бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.
Кагор бывает разный
Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней.
Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя – свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности.
Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino – именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.
Павловский Посад.ру
причастие кагором
причастие кагором
Сообщение katyushka200788 » 19 авг 2009, 08:47
Re: причастие кагором
Сообщение Solmir » 19 авг 2009, 08:59
Re: причастие кагором
Сообщение Никитич » 19 авг 2009, 14:11
Re: причастие кагором
Сообщение DreamMen » 20 авг 2009, 11:38
Re: причастие кагором
Сообщение Марина » 21 авг 2009, 18:21
Re: причастие кагором
Сообщение Игумен Амвросий » 25 авг 2009, 16:21
Re: причастие кагором
Сообщение Марина » 25 авг 2009, 22:14
Re: причастие кагором
Сообщение Игумен Амвросий » 25 авг 2009, 22:39
Re: причастие кагором
Сообщение DreamMen » 26 авг 2009, 15:35
Re: причастие кагором
Сообщение Игумен Амвросий » 26 авг 2009, 16:20
Re: причастие кагором
Сообщение DenHumens » 06 авг 2012, 17:22
Re: причастие кагором
Сообщение GomerS » 07 авг 2012, 11:45
Чего не сделаешь ради диссертации или гранта. Через 2 тысячи лет такой же «ученый» Самуэль Альдебаранский будет изучать «значение слова «фак» в англо-американской культуре начала 21 века» по кускам кинопленки и следам блогов на жестких дисках.
Для Литургии жертвуют кагор. Стоит ли специально выбирать марки вин, чтобы не служить на порошковом? Если выбирать, то какие?
Проверив несколько марок магазинных кагоров ( довольно простые бытовые опыты) с недоумением обнаружил, что они порошковые, и винограда, наверное, не содержат. Прочитал и увидел в сети эти промышленные порошки. Вина жертвуют на панихиде, естественно, из недорогих, цена у них одного порядка.
Судя по всему, большой грех для Литургии использовать порошковое вино.
Как тогда поступать с этим кагором, если оно — химия со спиртом? В данный момент служу на домашнем вине одной из прихожанок.
Посоветуйте, какие выбирать марки вин для Украины?
Я думаю, что для Литургии нужно выбрать самое лучшее вино, которое есть в вашем регионе. Если же совсем нет никакого выбора и хорошее вино достать невозможно, то по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века, было разрешено употреблять даже настойку из изюма.
Мы пользуемся винами Крымского завода « Массандра». Раньше использовали « Бастардо», сейчас перешли на кагор « Южнобережный».
Но мы всё время пробуем, смотрим, следим за качеством, т.к. с течением времени качество одной и той же марки вина, к сожалению, может меняться, и как правило не в лучшую сторону.
Многие священнослужители в наше время ищут доброе вино достойного качества для совершения Евхаристии в Русской Православной Церкви. Такие попытки предпринимались и мною.
Однажды меня пригласили в Крым, где под Судаком ( Сурожем), в Солнечной Долине, я встретил увлеченных людей, которые возделывают виноградники и производят вино.
Виноград в этих местах возделывают уже 3000 лет. Причем, до революции винодельческие земли Солнечной Долины принадлежали Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, а один мыс, которым долина упирается в море, именуется Церковным. Я был на этом заводе и даже освящал его. Производство там не велико и придерживается строгих правил в приготовлении вина.
« Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных преданий», — писал великий Святитель Херсонский и Таврический Иннокентий. — «Именно из этой святой Крымской земли воссиял свет Христов, просветивший Русь».
На Сурожских виноградниках много потрудился священник Валентин Томкевич. Он стал членом Комитета виноградарства и виноделия при Императорском Московском обществе сельского хозяйства. Князь Лев Сергеевич Голицын, выдающийся русский винодел, весьма ценил известного деятеля виноделия отца Валентина и часто принимал его у себя в Новом Свете.
Нашим храмом, совместно с коллективом предприятия « Солнечная Долина», решено было предпринять усилия, чтобы лучшие из производимых здесь вин непременно попадали в церковные приходы наиболее удобным путём. Чтобы и цена была не велика, а главное, чтобы Церковь могла контролировать качество производства. Главная задача заключается в одном — стабильно получать достойное для богослужений вино.
Мы выбрали четыре наилучших сорта в «Солнечной Долине» и ранжировали их по степени усовершенствования: «Кагор», «Орлец», «Потир» и «Омофор». Все четыре вина натуральные и качественные, все подходят для богослужебных нужд. Отличаются они технологией приготовления, выдержкой и разными сортами винограда. Сейчас пока доступны только два вида — «Кагор» и «Орлец».
В 2012 году Сурожу ( Судаку) Таврическому исполнилось 1800 лет. «Сколько здесь пролито мученической крови, сколько воспоминаний связано с этим легендарным городом! Святитель Стефан Сурожский, преподобномученик Парфений, священномученик Иоанн, убиенный в Солнечной Долине священник Петр — вот имена тех, кто сохранял и укреплял здесь для нас православные корни» — говорит ныне здравствующий митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Очень надеюсь, что эта Святая земля вновь послужит виноградным плодом на благо нашей Церкви.
Почему в РПЦ в таинствах используют только кагор
Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца – с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин. 15:1).
Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру – это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.
Христос пил кагор?
Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина.
В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор.
Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22:20).
Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.
Для России – только кагор!
После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем – из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино.
Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. – они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта – креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку.
Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам.
Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.
Для Таинств нужен «правильный» кагор
С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно.
Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином – бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.
Кагор бывает разный
Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней.
Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя – свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности.
Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino – именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.