кабинет министров в каком году
Кабинет министров
Кабинет министров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.
В ряде стран высший орган исполнительной власти может иметь другое название (к примеру в СССР Совет Министров).
КМ является коллегиальным органом. Коллегия кабинета министров состоит из министров, возглавляющих отраслевые министерства. Основные, наиболее важные государственные решения принимаются на совете министров путем прямого голосования. Нормативно правовые акты принимаются постановлениями кабинета министров, подписанными Премьер министром.
Согласно теории государства и права, государственная власть имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Именно исполнительной властью и является кабинет министров, по сути своей, представляющий правительство страны, действующей в рамках законодательных актов, принятых высшим законодательным органом (парламент, сенат, совет народных депутатов, конгресс, кнессет, меджлис и т. д.).
Содержание
Функции
Каждое государство на законодательном уровне закрепляет определенные функции за Кабинетом Министром. В то же время можно выделить основные функции, присущие в целом высшему исполнительному органу, это регулирование отношений в сферах:
Структура
Структурно КМ состоит из министерств, комитетов (к примеру Комитет государственной безопасности СМ СССР) и ведомств. Министерства, в свою очередь делятся на департаменты или главные управления. В отдельных странах КМ состоит из департаментов (Гонконг).
Примечания
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Кабинет министров» в других словарях:
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, 1) название правительства в некоторых странах. 2) В России в 1731 41 государственный орган в составе 3 кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне … Современная энциклопедия
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — 1) название правительства в некоторых государствах.2) В России в 1731 41 верховный государственный орган в составе 3 кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне … Большой Энциклопедический словарь
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, В 1731 41 верховный государственный орган в составе трёх кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне. В январе августе 1991 правительство СССР. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — официальное название правительства в Израиле, Латвии, Японии, Шри Ланке, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и ряде других стран … Юридический словарь
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — Официальное название правительства в Израиле, Латвии, Японии, Шри Ланке, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и ряде других стран. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в Японии. В его истории можно выделить два этапа: с 1885 го по 1945 г. и с 1945 г. по настоящее время. В 1868 г. в результате Реставрации Мэйдзи, ликвидировавшей правительство сёгуната Токугава, был учрежден… … Вся Япония
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — высшее государственное учреждение в 1731–1741 гг., создано указом Анны Иоанновны как официальный совет при императрице «для лучшего и порядочного отправления всех государственных дел». Был необходим для придания всему процессу управления большей… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
кабинет министров — 1) название правительства в СССР (январь август 1991) и некоторых других государствах. 2) В России в 1731 1741 верховный государственный орган в составе 3 кабинет–министров, официальный совет при императрице Анне Иоановне … Энциклопедический словарь
Кабинет министров — (пишется с прописной буквы как офиц. название правительства), напр.: Кабинет министров Украины … Орфографический словарь русского языка
Кабинет министров
Полезное
Смотреть что такое «Кабинет министров» в других словарях:
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, 1) название правительства в некоторых странах. 2) В России в 1731 41 государственный орган в составе 3 кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне … Современная энциклопедия
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — 1) название правительства в некоторых государствах.2) В России в 1731 41 верховный государственный орган в составе 3 кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне … Большой Энциклопедический словарь
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, В 1731 41 верховный государственный орган в составе трёх кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне. В январе августе 1991 правительство СССР. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — официальное название правительства в Израиле, Латвии, Японии, Шри Ланке, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и ряде других стран … Юридический словарь
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — Официальное название правительства в Израиле, Латвии, Японии, Шри Ланке, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и ряде других стран. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в Японии. В его истории можно выделить два этапа: с 1885 го по 1945 г. и с 1945 г. по настоящее время. В 1868 г. в результате Реставрации Мэйдзи, ликвидировавшей правительство сёгуната Токугава, был учрежден… … Вся Япония
Кабинет министров — Исполнительная власть Исполнительная власть Глава государства Диктатор Монарх Президент Правительство Глава правительства Канцлер Глава исполнительной власти Премьер министр Кабинет министров Министерство Министр Система … Википедия
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — высшее государственное учреждение в 1731–1741 гг., создано указом Анны Иоанновны как официальный совет при императрице «для лучшего и порядочного отправления всех государственных дел». Был необходим для придания всему процессу управления большей… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
кабинет министров — 1) название правительства в СССР (январь август 1991) и некоторых других государствах. 2) В России в 1731 1741 верховный государственный орган в составе 3 кабинет–министров, официальный совет при императрице Анне Иоановне … Энциклопедический словарь
Кабинет министров — (пишется с прописной буквы как офиц. название правительства), напр.: Кабинет министров Украины … Орфографический словарь русского языка
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ
Учреждён 8(20) сентября 1802 года, одновременно с созданием министерств, для рассмотрения дел, решение которых выходило за пределы компетенции отдельных министров и требовало взаимодействия нескольких центральных ведомств.
Комитет министров рассматривал проекты законов и распоряжений, которые предполагалось ввести в виде временных правил, а также проекты новых учреждений, которые создавались временно и должны были быть опробованы на практике. Формально не имея права обсуждать законопроекты, на практике Комитет министров неоднократно рассматривал их в обход Государственного совета.
Компетенция Комитета министров менялась. Он выносил предварительные заключения по ежегодным всеподданнейшим отчётам министров (до 1858 года). Рассматривал: дела, касавшиеся «общего спокойствия и безопасности», чрезвычайных происшествий, обеспечения населения продовольствием, о назначении чиновникам пенсий и единовременных пособий в случаях, превышавших компетенцию отдельного министра (с 1803 года), о наградах за служебные и неслужебные отличия (в 1804-1892 годах); высшие административные дела о раскольниках, уставы акционерных обществ, не предусматривавшие предоставления им особых привилегий (с 1811 года); представления министров и определения Сената о выговорах губернаторам и губернским правлениям (с 1816 года); дела по Военному министерству, требовавшие содействия гражданских ведомств или затрагивавшие правила по гражданскому управлению (с 1830 года); дела по Великому княжеству Финляндскому, касавшиеся других частей Российской империи (с 1834 года); дела об изменении уставов и размеров основного капитала акционерных обществ, о разрешении иностранным обществам производить свои операции в России, о разрешении постройки железных дорог и по вопросам их эксплуатации (с 1858 года); представления министров о пожертвованиях частных лиц, заслуживавших (благодаря размеру или цели пожертвования) внимания императора, а также об изменении назначения пожертвования (с 1866 года); дела о запрете сообществ (в 1874-1905 годах); дела об объявлении отдельных местностей на положении усиленной или чрезвычайной охраны (с 1881 года); списки государственных должностей, несовместимых с участием в частных промышленных обществах (с 1884 года); представления министров об отмене или изменении постановлений земских собраний (с 1890 года) и городских дум (с 1892 года), не соответствовавших интересам населения или государства; списки должностей, освобождавших от призыва на действительную военную службу из запаса (с 1894 года); дела о назначении следствия над губернаторами и предании их суду, а также об отстранении их от должности (с 1897 года); дела о назначении мест ссылки (с 1900 года).
Заключения Комитета министров подлежали утверждению императора. Исключение составляли постановления Комитета министров по второстепенным вопросам: о назначении пенсий в соответствии с общими правилами; о сложении безнадёжных недоимок; о снятии медалей и почётных кафтанов с осуждённых лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию; об учреждении акционерных обществ на точном основании закона; о выделении пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, и др. Комитет министров имел также право самостоятельно отклонять ходатайства земств (с 1867 года) и приостанавливать распространение книг и периодических изданий, освобождённых от предварительной цензуры (с 1872 года). До 1841 года в случае отсутствия императора в столице Комитет министров решал дела в чрезвычайном порядке «именем Его Величества» (затем его решения утверждались наследником престола).
Реальная роль Комитета министров зависела от степени доверия императора Государственному совету и от влияния и инициативности председателя Комитета министров. Наибольшее значение он имел при императорах Александре III и Николае II и при председателях П.А. Валуеве, М.Х. Рейтерне, Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте.
Председатели Комитета министров: Н.И. Салтыков (1812-1816), П.В. Лопухин (1816-1827), В.П. Кочубей (1827-1834), Н.Н. Новосильцов (1834-1838), И.В. Васильчиков (1838-1847), В.В. Левашов (1847-1848), А.И. Чернышёв (1848-1856), А.Ф. Орлов (1856-1861), Д.Н. Блудов (1861-1864), П.П. Гагарин (1864-1872), П.Н. Игнатьев (1872-1879/80), П.А. Валуев (1879/80-1881), М.Х. Рейтерн (1881-1886/87), Н.Х. Бунге (1887-1895), И.Н. Дурново (1895-1903), С.Ю. Витте (1903-1906).
Комитет министров
Комитет министров Российской империи | |
---|---|
Общая информация | |
Дата создания | 8 сентября 1802 |
Дата упразднения | 23 апреля 1906 |
Председатель Комитета Министров | А. Р. Воронцов (первый) |
С. Ю. Витте (последний) |
Комитет министров — высшее административное учреждение Российской империи в 1802—1906 годах.
Содержание
История Комитета министров
Был создан Александром I манифестом от 8 сентября 1802 года и вскоре сделался «верховным местом Империи». Этому способствовало личное присутствие на его заседаниях императора Александра I, который в 1802—1804 годах редко когда не посещал его заседаний. Во время отлучек императора Комитету министров особыми указами предоставлялись чрезвычайные полномочия.
Указом императора Николая II от 19 октября 1905 года было создано правительство — Совет министров, объединившее министров в единый кабинет (ранее каждый министр непосредственно докладывал императору о делах своего ведомства). Первым председателем Совета министров был назначен председатель Комитета министров С. Ю. Витте. Однако, Комитет министров при создании Совета ликвидирован не был: эти ведомства существовали параллельно ещё целых 6 месяцев (председателем Комитета оставался граф Витте). Комитет министров был ликвидирован только 23 апреля 1906 года, вместе с отставкой Витте с поста председателя Совета министров. Функции Комитета министров были переданы в Государственный совет и Совет министров.
Состав Комитета министров
Высочайшим повелением 31 марта 1810 г. в состав Комитета министров, который до того состоял лишь из министров, их товарищей (заместителей) и государственного казначея, были введены, во всех важных случаях, председатели департаментов Государственного совета, а председательство было предоставлено государственному канцлеру графу Румянцеву, бывшему тогда и председателем Государственного совета (до этого на заседаниях в отсутствие императора председательствовали члены Комитета министров поочередно, начиная со старшего в чине, каждый в течение 4 заседаний).
С 1812 года пост председателя Комитета превратился в самостоятельную должность, которая до 1865 года обязательно совмещалась с председательством в Государственном Совете.
Председатели Государственного Совета входили в Комитет с 27 августа 1905 года, однако фактически они присутствовали в Комитете с 1865 года, так как великие князья Константин Николаевич (председатель Государственного Совета в 1865—1881 годах) и Михаил Николаевич (председатель Государственного Совета в 1881—1905 годах) были членами Комитета по особым Высочайшим повелениям.
С 1893 года в состав Комитета министров входил государственный секретарь.
Обер-прокурор Святейшего Синода входил в Комитет с 6 декабря 1904 года, а до этого (с 1835 года) призывался в заседания только при обсуждении вероисповедных дел. Однако, обер-прокуроры фактически присутствовали в Комитете с 1865 года, так как граф Д. А. Толстой (член комитета с 1865 по 1880 годы) занимал одновременно другие министерские должности, а обер-прокурор Синода в 1880—1905 годах К. П. Победоносцев был членом Комитета по особому Высочайшему повелению.
Начиная с эпохи Николая I членами Комитета назначались по достижении определенного возраста наследники престола. Цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) был назначен в Комитет в 1841 году в возрасте 23 лет, цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III) — в 1868 году в возрасте 23 лет, цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II) — в 1889 году в возрасте 21 года. Цесаревич Николай Александрович умер в 1865 году в возрасте 21 года, не будучи назначенным членом Комитета.
С 1812 года членами Комитета министров стали назначаться императором и посторонние лица (впервые — вице-адмирал А. С. Шишков). В 1892 году членами Комитета были назначены великие князья Владимир Александрович и Алексей Александрович.
В целом, в пореформенную эпоху членами Комитета состояли одновременно от 19 до 24 лиц.
По установившейся традиции, председательство в Комитете было последней на государственной службе почетной должностью, на которую назначались сановники, ставшие слишком старыми для исполнения многохлопотных обязанностей министра. Целый ряд председателей Комитета (прежде всего князь А. И. Чернышев, граф А. Ф. Орлов, граф Д. Н. Блудов) характеризовались современниками как «едва живые», находящиеся «в жалком состоянии» и т. п. О князе А. И. Чернышеве М. А. Корф в шутку написал в дневнике: «Посмотрите, точно живой!». Князь П. П. Гагарин умер в этой должности в возрасте 83 лет. Перемещение деятельного и влиятельного министра финансов С. Ю. Витте на пост председателя Комитета министров рассматривалось современниками (и самим Витте) как политический крах и разновидность почетной отставки; по распространенной шутке, Витте «упал вверх».
Компетенция Комитета министров
Компетенция Комитета министров имела мало общего с расхожим современным представлением о кабинете министров и его круге функций. Все министры (и главноуправляющие отдельными частями) были независимы друг от друга, отвечали за деятельность своих ведомств единолично и имели независимые доклады у императора. Комитет министров же не отвечал ни за деятельность отдельных министерств, ни за согласованность их политики. Его компетенция сложилась исторически и состояла из чрезвычайно разнородных групп вопросов, большая часть из которых была мелочными и маловажными. Детальный список предметов ведения Комитета непрерывно видоизменялся, причем общее их количество постепенно увеличивалось.
Формально, компетенция Комитета состояла из двух видов дел:
Данные нормы носили весьма общий характер, и реальный перечень дел, рассматриваемых Комитетом, складывался хаотично; только в 1905 году была сделана первая попытка систематизировать предметы ведения Комитета.
В целом, деятельность Комитета разделялась на три направления:
Наиболее важным предметом, который находился в ведении Комитета, были железнодорожные дела. Решения о предоставлении концессий для строительства железных дорог, учреждении железнодорожных компаний, гарантировании государством их акций и облигаций, выкупе железных дорог в казну и тому подобные имели, начиная с эпохи Александра II, первостепенное государственное и экономическое значение. С 1891 года Комитет рассматривал эти дела в совместных заседаниях с Департаментом экономии Государственного Совета.
Мелкие дела, загружавшие Комитет, были разнообразны и обширны.
Наиболее многочисленными были дела об индивидуальном назначении пенсии отставным чиновникам. К началу эпохи Александра II существующие ставки нормальных пенсий по государственной службе устарели и не обеспечивали пенсионерам приемлемый уровень жизни. С середины XIX века все больше и больше пенсий назначались по индивидуальным Высочайшим повелениям. В 1883 году была выработана система так называемых «усиленных» пенсий. Но и эти пенсии назначались в индивидуальном порядке, и в индивидуальном же порядке рассматривались Комитетом министров, что существенно загромождало его делопроизводство.
Второй многочисленной группой дел было рассмотрение уставов акционерных обществ. Акционерные общества, учреждение которых было отрегулировано законом в 1833 году, были утверждаемы декретно, то есть индивидуальным законом для каждого отдельного общества. В компетенцию Комитета министров входило рассмотрение всех уставов с отклонениями от требования закона, а так как сильно устаревший закон допускал только именные акции, а почти все учредители желали выпустить акции на предъявителя, Комитет к концу XIX века рассматривал почти все уставы вновь учреждаемых компаний. Количество таких дел доходило до 400 в годы наибольшей экономической активности.
Ведению Комитета подлежали дела о старообрядцах и сектанатах. С 1882 года Комитет отошёл от рассмотрения этой группы вопросов, перешедших в ведение МВД и Синода. Однако и в этой сфере компетенция была плохо очерчена законодательством — в 1894 году министр внутренних дел И. Н. Дурново провел через Комитет Положение о штунде, тем самым избежав рассмотрения вопроса в либерально настроенном Государственном Совете.
Комитет рассматривал ежегодные отчеты губернаторов, генерал-губернаторов и отчет государственного контролера по исполнению государственной росписи расходов и доходов. Как правило, обсуждение этих отчетов проходило вяло и не приводило к значимым последствием. Исключением можно считать скандал с раскрытыми Государственным контролем злоупотреблениями министра путей сообщения А. К. Кривошеина (1894 год), приведший к его увольнению.
Вытеснив из области законодательства Непременный совет, Комитет министров в сфере управления присвоил себе права Сената, оставшегося «правительствующим» только по имени.
В сфере уголовного суда Комитет министров иногда действовал в качестве обвинительной камеры, постановляя о предании суду, или в качестве ревизионной инстанции, требуя к себе для пересмотра решения судов; иногда он вступал в рассмотрение судебных дел, ещё не законченных в низших инстанциях; иногда, преимущественно в гражданских делах, выступал и в роли высшей апелляционной инстанции по отношению к Сенату, принимая жалобы частных лиц на его решения. Он перестал быть органом судебной власти только в 1864 г.
Как правило, Комитет министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов. Его заключение, принятое единогласно или большинством голосов, вносилось в журнал, который представлялся на утверждение императору.
Особенностью журналов было то, что в них подробно, с приведением развернутых аргументов, излагалась не только позиция большинства, но и позиция меньшинства (если не было единогласного решения), а также и особые мнения отдельных членов Комитета (если те желали их заявить). Канцелярия Комитета составляла журналы, стараясь в максимально нейтральном тоне и как можно более содержательно изложить значимые аргументы расходящихся во мнениях сторон. Журналы представляли собой не столько стенограмму заседаний, сколько аналитическую записку, составляемую канцелярией Комитета; мнения, высказанные в заседаниях, переформулировались, а во многих случаях к ним подбирались и более удачные примеры и аргументы. Задачей журналов при расхождении мнений было не убедить императора в правоте большинства, а объективно представить ему весь диапазон высказанных суждений. Эта практика полностью совпадала практикой ведения аналогичных журналов Государственного Совета. Присоединение императора к мнению меньшинства не было редкостью.
Журнал, завершавшийся фразой «Комитет полагает: «, после которой шёл текст предлагаемого Комитетом законодательного акта, при утверждении императором приобретал силу закона под названием Высочайше утвержденного Положения Комитета министров.
Персональный состав Правительства
Персональный состав Правительства
Председатель Правительства
Михаил Владимирович Мишустин
Заместители Председателя Правительства
Первый заместитель Председателя Правительства
Андрей Рэмович Белоусов
Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства
Дмитрий Юрьевич Григоренко
Заместитель Председателя Правительства
Виктория Валериевна Абрамченко
Заместитель Председателя Правительства
Юрий Иванович Борисов
Заместитель Председателя Правительства
Татьяна Алексеевна Голикова
Заместитель Председателя Правительства
Александр Валентинович Новак
Заместитель Председателя Правительства
Алексей Логвинович Оверчук
Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе
Юрий Петрович Трутнев
Заместитель Председателя Правительства
Марат Шакирзянович Хуснуллин
Заместитель Председателя Правительства
Дмитрий Николаевич Чернышенко
Федеральные министры
Министр природных ресурсов и экологии
Александр Александрович Козлов
Министр внутренних дел
Владимир Александрович Колокольцев
Министр труда и социальной защиты
Антон Олегович Котяков
Сергей Сергеевич Кравцов
Министр иностранных дел
Сергей Викторович Лавров
Ольга Борисовна Любимова
Министр промышленности и торговли
Денис Валентинович Мантуров
Олег Васильевич Матыцин
Михаил Альбертович Мурашко
Министр сельского хозяйства
Дмитрий Николаевич Патрушев
Министр экономического развития
Максим Геннадьевич Решетников
Виталий Геннадьевич Савельев
Антон Германович Силуанов
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Ирек Энварович Файзуллин
Министр науки и высшего образования
Валерий Николаевич Фальков
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики
Алексей Олегович Чекунков
Константин Анатольевич Чуйченко
Временно исполняющий обязанности Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Александр Петрович Чуприян
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций