кабардино балкария где находится и какая нация живет

Кабардино балкария где находится и какая нация живет

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

1.Кабардино-Балкария — небольшая республика России.

Расположена она в основном в горах Северного Кавказа, северная часть — на равнине.

2.Из российских республик Кабардино-Балкария граничит с Северной Осетией, Ингушетией, Карачаево-Черкессией, а также со Ставропольским краем. На юге граничит с Грузией.

3.Кабардино-Балкария — это уникальный по этническому разнообразию край. Край горцев. Удивительно, как народы сумели сохранить за века проживания рядом каждый свою культуру, самобытность, исторические традиции, свои языки.

4.Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала ещё в 1557 году, тогда как Балкария – только в 1827. Официально же эти территории отошли государству Российскому в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

5. С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, а в горах – балкарцы. Сегодня ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики.

6. Кабардино-Балкария — многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 процентов, балкарцы — 11,6, русские — 25,1, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей — 8,3 процента.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

НАЛЬЧИК — СТОЛИЦА КАБАРДИНО — БАЛКАРИИ

7.Население республики — примерно около 900 тысяч человек. Столица республики – город Нальчик. Здесь проживают около 300 тысяч человек.

8. Нальчик расположен в полукруге гор и напоминает подкову. Может, отсюда и появилось название? Ведь с балкарского, и с кабардинского слово «нал» переводится, как подкова.

9.Существует и другая версия. По словам историков, в старину в этом месте была вязкая, непролазная грязь – такая, что с коней подковы срывало. Так или иначе, подкова сегодня на эмблеме города, а на месте той, легендарной, грязи — стремительные проспекты, упирающиеся в горы.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

ПАРК В НАЛЬЧИКЕ

10.Главное украшение Нальчика – парк, который по праву считается одним из лучших в России и крупнейшим в Европе. Тнистые аллеи парка сливаются с окрестными лесными массивами.

11.В парке – 156 видов деревьев и кустарников, в том числе редкие и даже реликтовые. Такие, напрмер, как Гингко Билоба. В германском городе Веймаре есть музей, сотрудники которого ведут реестр всех сохранившихся на Земле чудо-деревьев. Нальчикские экземпляры также занесены в эту «красную книгу».

12. Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины.

13. В Кабардино-Балкарии находится большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Основное население республики проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

БАКСАНСКОЕ УЩЕЛЬЕ

14. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, Баксанское ущелье является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь и альпинистам. Общим же у всех ущелий и сегодня две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.

15. В 1944 была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-ю эшелонами было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и древние старики. Их вина была лишь в том, что родились они балкарцами. В конечной точке пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди жили фактически в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовно наказуемым деянием.

16.История Республики Кабардино-Балкария на этом, казалось, прервалась, поскольку даже в названии позволили остаться лишь кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцы были реабилитированы и республике вернули прежнее название.

17.Здесь встречаются развалины сёл. Ведь после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняется наличие здесь многих развалин селений.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

18… Но существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.

19. Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев – невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться.

20. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

ЭЛЬБРУС

21. Самое главное достояние республики это двуглавый красавец потухший вулкан Эльбрус. В ясную погоду его можно наблюдать издалека из разных мест КБР, Ставрополья, Карачаево-Черкесии и даже Грузии.

22. Эльбрус является самой высокой точкой Европы и России, его высота составляет 5652 метра.

23.За счёт хорошо развитой транспортной и сопутствующей инфраструктуры Эльбрус и прилегающие к нему районы очень популярны в спортивном, туристическом и альпинистском направлениях.

24. Чегемские водопады тоже относятся к достопримечательностям республики. Группу Чегемских водопадов образуют 3 водопада. Зимой водопады замерзают и образуют грандиозный ледовый каскад.

25.Если двигаться по Чегемскому ущелью на юг, то первым, в 2 километрах к югу от села Нижний Чегем, будет Малый Чегемский водопад, или Адай-Су (Девичья коса). Он находится на притоке Чегема — одноимённой речке, которая впадает в Чегем справа. Водопад находится примерно в 200 метрах от дороги и внешне напоминает огромный каменный жёлоб, созданный природой — по нему низвергаются воды речки Адайсу. Этот водопад считается самым мощным из всей группы, а его высота — около 30 метров.

26.Далее, южнее села Хушто-Сырт, начинается Чегемская теснина (Су-Аузу — «вода из горла») — ширина ущелья в самом узком месте уменьшается до 25 метров. В пределах этой теснины и находятся Большие Чегемские водопады. Первым путнику открывается водопад на речке Сакал-Туп — правом притоке реки Чегем.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

ЧЕГЕМСКИЙ ВОДОПАД

27.Потом ещё примерно в полукилометре южнее, открывается Главный Чегемский водопад на речке Каяарты, ещё одном правом притоке реки Чегем. Он считается самым необычным из группы Чегемских водопадов, так как представляет собой фактически целую группу водопадов. Часть воды падает в Чегем в виде небольших каскадов с высоты 50-60 метров, другая сочится из расщелин скал в верхней части стены. Падая с уступов, вода разбивается и превращается в водяную пыль, которая, отражаясь в лучах солнца, создает сверкающую радужную картину.

28. С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей.

29.Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь.

30.Голубые озёра – ещё одна выдающаяся достопримечательность республики. Это группа из 5 карстовых озёр в Черекском районе Кабардино-Балкарии. Находятся они примерно в 30 километрах (по прямой) к югу от Нальчика, в долине реки Черек-Балкарский.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

НИЖНЕЕ ГОЛУБОЕ ОЗЕРО

31.Самое известное из озёр — это нижнее голубое озеро, которое по факту является самым глубоким и не изученным карстовыми озером в мире. Его доказанная глубина составляет 279 метров и расположено оно на высоте 809 метров над уровнем моря.

32.Вода в нём кристально чистая, прозрачная, видимость составляет от 20 до 50 метров. Цвет воды изменчив. При ясной погоде нежно-голубой, а при других погодных условиях меняется на лазурный (из-за содержания сероводорода). Водная гладь озера спокойная, кажется, оно замерло, застыло в своей таинственной, загадочной красоте.

33. Урочище Джилы-Су не очень известное, но очень популярное среди тех, кто о нём знает. Находится под самым боком Эльбруса, с северной стороны. Джилы-Су — это урочище, с одноимённым источником тёплого нарзана, давшим название всей округе.

34.Об этом месте знают уже немало столетий, с давних пор сюда пешком и на лошадях по горным тропам добирались больные, чтобы принять нарзанные ванны и попить целебной водички. В этом месте источники нарзана бьют из под земли в десятках мест, а вид, который вас окружает, просто ошеломляет.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

УРОЧИЩЕ ДЖИЛЫ-СУ

35.Урочище Джилы-Су давно манит эзотериков. Они исследуют эти места, изучая историю древних цивилизаций. Согласно преданиям, именно здесь располагался славянский рай — Ирий. Учёные утверждают, что горы Приэльбрусья — древний храмовый комплекс, возраст которого около 5 тысяч лет. В то время в этих местах проживал древнерусский народ Русколань. А обнаруженные вытянутые черепа говорят о том, что здесь обитали так называемые «дети богов», жрецы.

36.Члены научно-исследовательских экспедиций обнаруживали неожиданные находки времён Второй мировой. Это именно то место, где Гитлер планировал с подготовленными медиумами совершить контакт с Иерархами Земли. Он хотел получить подтверждение, действительно ли он является Мессией.

37.По другим данным, фюрер искал в горах Кабардино-Балкарии древнюю Шамбалу, а если быть точнее, ценнейшую реликвию — Священный Грааль, обещавшую её обладателю безграничную власть. Подтверждением тому является идеально гладкая площадка, расположенная сразу за «поляной грибов» (грибы не настоящие, а созданные из нагромождения камней. Это последствия извержений ныне спящего вулкана). Как уже доказано, площадка эта в годы Великой Отечественной была тайным гитлеровским аэродромом. О его существовании спорили эксперты и историки. Но все сомнения развеял один из местных жителей, поведавший о событиях, которым лично был свидетелем.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

38. Кабардинские лошади — одна из лучших горных пород лошадей. По легенде, порода пошла от жеребца Альп, вышедшего из пенных морских волн. В результате гражданской и Великой Отечественной войн поголовье кабардинских лошадей резко сократилось, восстановить ее стоило огромных трудов. Эти лошади отличаются хорошей памятью, живым темпераментом, осторожностью в горах. Порода – достойная своей родины.

39. Кабардино-Балкария говорит на трех государственных языках: русском, кабардинском и балкарском. Кабардинский язык относится к абхазско-адыгской группе кавказских языков.

40.Письменность на этом языке создана после Октябрьской революции. Литературный язык возник на основе диалекта Большой Кабарды. Балкарский язык относится к северо-западной ветви тюркских языков. Он сохранил в чистоте древнетюркские корни – с его помощью ученые-востоковеды исследуют древнеписьменные языки тюркской системы.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

ГОРНЫЙ ТУР

41. Высоко в горах, если повезёт, можно увидеть настоящий символ Кавказа – горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к пастбищам.

42. Приезжать в республику можно круглый год: тут всегда найдутся развлечения по сезону. Зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождение к вершинам. Впрочем, это не только зимний отдых – снег на Чегете и Эльбрусе есть всегда, нужно просто повыше взобраться. Сюда часто приезжают любители пеших походов, конных туров, альпинистских восхождений.

43.В теплое время года популярностью в Кабардино-Балкарии пользуются минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом.

44.До крупных городов Кабардино-Балкарии можно добраться легко, как и до туристических мест. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят от Нальчика до всех ущелий. На любой из курортов нетрудно добраться и на такси.

45. Интересно, что от Кабардино-Балкарии до Северного полюса примерно столько же километров, сколько до экватора.

кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть фото кабардино балкария где находится и какая нация живет. Смотреть картинку кабардино балкария где находится и какая нация живет. Картинка про кабардино балкария где находится и какая нация живет. Фото кабардино балкария где находится и какая нация живет

46. Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, занимается разведении овец. Даже там, где не видно человеческого жилья, пасутся огромные отары.

47.Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

48. Халва – любимое лакомство кабардинцев и балкарцев. Настоящую халву может приготовить не каждый. Нередко в семью, где намечается большое застолье, специально приглашается особая мастерица, которая славится приготовлением халвы.

49. Хычины – блюдо балкарской кухни, тончайшие пироги из пресного теста со всевозможными начинками: картошкой с сыром, творогом, свежей мятой, мясом.

50. Сверкающие ледники, живописные ущелья, шумные водопады, изумрудные озера — в Кабардино-Балкарии есть все, чтобы полюбить эти места на всю жизнь.

Источник

Кабардино-Балкарская Республика

Кабардино-Балкарская Республика. Кабардинцы и Балкарцы.

Учебник «География Кабардино-Балкарии», пособие для учащихся средней школы, Нальчик, 1971 г., с.67, раздел X. География населения написано, что «В горной части Центрального Кавказа сформировалось коренное население – балкарцы. В равнинной и предгорной частях обособились переселенцы с побережья Азовского и Чёрного морей – кабардинцы».

Балкарцы – коренной народ республики
В 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила текст Декларации ООН о правах коренных народов — одного из наиболее прогрессивных документов о правах человека, принятого в последние десятилетия.
Есть несколько попыток дать определение «коренному народу». Классическим считается определение, данное в 1982 году Специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств – г. Хосе Мартинесом Кобо:
«Коренное население — это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами,
которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях,
считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий.
Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».
Из определения видно, что в среде коренных народов могут существовать и общины (небольшие сообщества) и народности – более многочисленные сообщества, и даже нации.
В 1989 году Международная Организация Труда приняла Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, №169, в которой дала юридическое определение этому понятию:
«…народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные,
ввиду того, что они являются потомками тех,
кто населял страну или географическую область,
частью которой является данная страна,
в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ,
и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты».
При этом Конвенция подчеркивает, что «Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции».
Кого, считают коренными народами, и что входит в это понятие:
«Автохто;нность (от др.-греч. ;;;;; «сам» + ;;;; «земля») — термин, обозначающий принадлежность по происхождению данной территории; автохто;нный — местный, коренной по происхождению.

В древнегреческих памятниках письменности автохтонами назывались первобытные жители страны, которые утверждались в стране с незапамятных времён, а не переселялись в неё из какой-либо другой страны,также первопоселенцы данной страны или её древнейшее население: туземцы.

Греческому автохтону соответствуетлатинское абориген, одна этимология которого может означать «коренной обитатель данной страны»,
«издревле живущий в данной местности» (лат. ab origine «от начала, изначальный», хотя сами римляне не принимали этой этимологии).
Что подчёркивает автохтонность балкарцев на этой территории? В первую очередь топонимы и гидронимы на её территории, названия гор, рек, местностей:
Реки
1.Балыкъ, Малка (Балкъ, Палк) – по одной версии река несёт название народа: Балк-ар, Малк-ар. С другой стороны Балык су – это рыбная река, и название одноименного тюркского города Балык.
2.Басхан (Баксан) – с тюрко-балкарского языка переводится, как «Главный приток», где «Бас-Баш» – голова, исток», «хан-кан-приток», и которая и является главным притоком в отношении реки Малка.
3. Чегем (Чек кам) – пограничная река. Ранее Балкария, которая называлась Беш Тау Эл (Пять горских княжеств) делилась на княжества: Малкар, Холам, Безенги, Чегем и Карачай (часть Баксанского ущелья и Малкинское ущелья, Кубань).
4. Черек – Балкарцы, карачаевцы реки называют: Черек, Терек, Кам, Сай, Чай.
5. Терк (Терек) – река, «Терк су» первоначальноё название. Переводится, как быстрая.

Источник

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

История

Территория республики была заселена кабардинцами и балкарцами в XIII-XV веках. Кабардинцы, говорящие на языке абхазо-адыгской группы, традиционно населяли равнину и предгорья. Тюркоязычные балкарцы обжили горы. Эти территории неоднократно подвергались опустошительным набегам ханов Золотой Орды. В XVI-XVIII веках несколько кабардинских княжеств отражали агрессию Крымского ханства и Турции.

В 1774 году процесс присоединения Кабарды к Российской империи был завершен.

В 1827 году в состав Российской империи вошла и Балкария. Балкарские таубии обратились к командующему русскими войсками Вельяминову на Сев. Кавказе с предложением о принятии их в русское подданство. Делегация от всех балкарских обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев (адата), ислама, шариатского суда.

В 1860-1918 годах территория современной республики входила в состав Кабардинского (с 1862 по 1869 год), Георгиевского (с 1870 по 1874 год), Пятигорского (с 1875 по 1882 год), Нальчикского (с 1882 по 1918 год) округов Терской области (с 1882 по 1905 год территория Малой Кабарды входила в состав Сунженского отдела Владикавказского округа той же области).

После Октябрьской революции 1917 года представители кабардинцев и балкарцев приняли участие во втором съезде народов Терека, который состоялся в феврале-марте 1918 года, признал советскую власть и образовал Терскую советскую республику (существовала с марта 1918 по февраль 1919 года).

20 января 1921 года Кабарда и Балкария вместе с другими историческими областями Центрального Кавказа вошли в образованную Горскую АССР, составив её Кабардинский и Балкарский округа.

1 сентября 1921 года Кабарда вышла из состава Горской автономной республики и была образована Кабардинская автономная область.

16 января 1922 года Балкария была выделена из состава Горской автономной республики и образована Кабардино-Балкарская автономная область.

С февраля по октябрь 1924 года Кабардино-Балкарская автономная область входила в состав Юго-Восточной области, с октября 1924 по декабрь 1936 года входила в состав Северо-Кавказского края РСФСР. В 1932 году в её состав была включена часть Прохладненского района Северо-Кавказского края.

5 декабря 1936 года Кабардино-Балкарская автономная область была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР.

В 1942 году большая часть республики вместе с Нальчиком была оккупирована немецкими войсками. В январе 1943 года Кабардино-Балкария была полностью освобождена.

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны СССР от 5 марта 1944 года около сорока тысяч балкарцев были депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. 7 марта 1944 года часть территории Крупского района республики была передана в состав Северо-Осетинской АССР.

8 апреля 1944 года Кабардино-Балкарская АССР была преобразована в Кабардинскую АССР, а территория балкарского Приэльбрусия была передана в состав Грузинской ССР (возвращена обратно в 1955 году).

24 ноября 1956 года было принято решение о восстановлении национальной автономии балкарского народа. 28 марта 1957 года Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР.

В 1950-е и 1960-е годы в Кабардино-Балкарии были построены крупные промышленные предприятия машиностроения и приборостроения.

На сессии Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР 31 января 1991 года была принята Декларация о государственном суверенитете, согласно которой Кабардино-Балкария была провозглашена субъектом СССР, впоследствии это решение было отменено как неконституционное.

В августе 1991 в республике был введен пост президента.

Религия

На 1 января 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 176 религиозных организаций, в том числе 125 мусульманских, 21 православная, 1 иудейская, 3 римско-католических, 26 протестантских. В республике функционируют 147 мечетей, 20 православных церквей, 1 монастырь, 4 храма-часовни, 1 синагога, 27 протестантских и 3 римско-католических молельных домов. Религиозную службу и обряды в них проводят 137 мусульманских, 23 православных, 2 римско-католических, около 30 протестантских служителей, 1 раввин.

Архаические верования

За более чем тысячелетний срок после проникновения к кабардинцам и балкарцам монотеистических религий предшествовавшие им религиозные взгляды должны были трансформироваться настолько, что по оставшимся рудиментам реконструировать их первоначальный вид практически невозможно. Можно лишь априорно предполагать, что на тот период имел место политеизм с пантеоном общинно-племенных божеств. Вероятно, в то же время начали складываться известные в позднее время почитание «священных мест», культы природных стихий, предков и домашнего очага, вера в загробную жизнь. Такие языческие религиозные воззрения известны лишь по т. н. этнографическому периоду изучения Кавказа, и их трудно отделить от элементов, имеющих христианское и мусульманское происхождение. Это, в частности, касается пантеона небожителей, мн. представители которого являются христианскими святыми, но при этом восприняли национальные имена, поэтому «божествами» их называют условно.

Христианство в IX-XVII веках

Упоминаний о массовом христианском просвещении населения, которое проживало на территории Кабардино-Балкарии, в письменных источниках нет. Однако известия о том, что в Верхнем Чегеме существовали остатки христианских церквей, а также греческие рукописи, дали возможность В. А. Кузнецову предположить, что там находился центр Кавкасийской епархии [1]. Но его попытки отнести создание Кавкасийской митрополии к концу XIII веку безосновательны. В Notitiae episcopatuum 17-19 [2] Кавкасийская митрополия занимает место, следующее после Литовской, а в настоящее время считается, что учреждение Литовской митрополии произошло до 1317 года [3].

Последний раз Кавкасийская митрополия упоминается в деле Аланского митр. Симеона, который помимо прочего к июлю 1356 году поставил Кавкасийского митрополита и тем самым нарушил права Константинопольского патриарха, за что и был низложен Каллистом I [5]. Однако в 1364 году права Симеона, в т. ч. на «места около Алании, Кавкасии и Ахохии», были подтверждены патриархом Филофеем Коккином [6]. Т. о., Филофей рассматривал действия Симеона как законные, что может свидетельствовать о том, что к началу его Патриаршества (1353) Кавкасийская епархия вновь вошла в состав Аланской митрополии. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире (1347-1350), который также упразднил раздел Киевской митрополии.

Поскольку в акте 1364 года Кавкасия названа наряду с Ахохией, исследователи предполагают, что эти области располагались неподалеку друг от друга [7]. Кузнецов считает Ахохию соответствующей горной зоне Северной Осетии. Малахов связал это название с абхазским названием убыхов «агухоуа» и абхазско-абазинским обозначением кабардинцев «агвхъауа» (народ, находящийся в начале середины, или люди, живущие у начала (истока) р. Гвым (Гум=Кума)). Также Малахов приводит фольклорные воспоминания о христианском епископе (шехнике) из одной черкесской песни. Однако позднее исследователь, сопоставив Ахохию с топонимами на итал. картах (Auchaxia, Auogassia и подобные), а также с нартовскими мифотопонимами «море Ахох» и «гора Ахох», разместил Ахохию в районе Цандрипша (Абхазия). Т. о., связь информации источников о Кавкасийской епархии и об Ахохии с территорией Кабардино-Балкарии представляется недостаточно обоснованной.

Хотя в XIV-XV веках часть адыгских народностей придерживалась христианских обрядов и традиций, христианство у них сосуществовало с дохристианскими верованиями. Архиеп. Иоанн де Галонифонтибус на рубеже XIV и XV веков отмечал, что адыги «лишь в некоторых обрядах и постах следуют грекам», т. к. «они имеют свои собственные культы и обряды» [8].

В XVI-XVII веках после установления связей с Московским государством распространение христианства в Кабарде получило новый импульс. Первое посольство черкесских князей прибыло в Москву в 1552 году; в 1561 году принятие Кабарды под покровительство московского царя, состоявшееся в 1557 году, было закреплено браком Иоанна IV Васильевича и Марии, дочери кабардинского кн. Темрюка. В 1560 году из Москвы в Кабарду было послано духовенство для крещения «кабартанских черкас» [9]. Известны случаи крещения черкесской знати, в первую очередь тех, кто выезжали в Москву. Христианизация коснулась и рядовых кабардинцев. К 1623 году рядом с крепостью Терки находилась как Черкасская слобода, так и «новокрещеных черкас слобода» [10]. Однако в это время проходила активная исламизация Кабарды. В 1625 году Дж. Лукка писал: «Одни из них [черкесов] магометане, другие следуют греческому обряду, но первых больше. Хотя священник, живущий в Терках, приходит иногда к ним совершать таинство крещения, но он мало наставляет их в [христианском] законе, так что они постоянно мусульманятся; они от греческой веры только сохранили обычай носить съестные припасы на могилы покойников да соблюдают некоторые посты» [11]. В 1637 году кабардинский мурза Муцал Черкасский жаловался на крещение в Терках его дворовых людей [12].

К балкарцам христианство проникало из Грузии. Сын балкарского владетеля Айдабула Енбулат, посетивший Имеретию вместе с русским посольством В. Жидовинова и Ф. Порошина, был в 1655 году крещен в Кутаиси [13].

Православие в XVIII-XIX веках

По утверждению Ш. Ногмова, христианство в Кабарде исчезло к 1717 году, хотя отдельные обряды и имена святых остались в народной памяти. У балкарцев христианство сохранялось до начала XIX века. В сообщении о горских народах, посланном в российскую Коллегию иностранных дел в ноябре 1743 года, кабардинские князья М. Атажукин и А. Гиляксанов указывали, что балкарцы, проживающие в волостях Чегем, Безенге, Хулам, Хусыр и Малкар, «были христианского закона, который и ныне многие из них содержат, и для того весною 7 недель и при окончании лета 2 недели постятся и никаких мяс, молока и масла не едят, а владельцы их в махометанском законе» [14]. Имеются сведения о почитании древних церквей балкарцами в XVIII веке. А. Тузов, побывавший в В. Чегеме в 1743 году, писал, что после поста местные жители «сходятся в церковь и во оной зарежут быка и, сваривши, разговляются, и от огня внутрь церквей весьма закоптело, и двери все замазаны салом» [15]. По сведениям И. А. Гюльденштедта, у каменной церкви в том же oкруге «беременные женщины обычно дают священный обет принести в жертву животное и устроить торжественное его съедение» [16]. В XX веке при обследовании археологами руин древних церквей Байрым и Хустос в В. Чегеме находили кости животных [17]. В тех же храмах еще в конце XVIII века хранилось церковное имущество, в т. ч. книги и богослужебные одежды.

Становление и развитие христианства на территории Кабардино-Балкарии с XVIII века связано с колонизацией региона казаками и славянским крестьянским населением. В конце 1780-х годов здесь существовали 4 населенных пункта, в которых жили более 1,5 тыс. русских и украинцев: г. Екатериноград (станица Екатериноградская), слободы Прохладная, Малка (впосл. станица Солдатская) и с. Близкое (позднее станица Приближная). Одновременно с селами и со станицами строились храмы.

С 1885 года приходы в Нальчикском округе, образованном в 1881 году в составе Терской обл., входили во Владикавказскую и Моздокскую епархию (до упразднения кафедры в конце 1920-х годов). Нальчикский округ включал населенные пункты современной Кабардино-Балкарии и ряд казачьих станиц с православным населением.

Православие в XX-XXI веках

В 1903 году в составе 4-го (Нальчикского) благочиннического округа Владикавказской епархии насчитывалось 19 церквей и часовен: в Нальчике, в селах Баксан, Новоивановское и Новокременчугское, в станицах Екатериноградской (2 церкви), Приближной, Пришибской, Прохладной, Солдатской, Александровской, Котляревской, Змейской, Николаевской, Старопавловской, Ростовановке, Государственной и Курской (6 последних станиц в 1930-х годах отошли Ставропольскому краю). В 1908 году ряд станиц был выведен из округа. Православное население округа в 1917 году оценивалось примерно в 19 тыс. чел.

После окончательного установления в регионе советской власти начались гонения на религиозные организации. В сентябре 1922 года было проведено изъятие ценностей из православных храмов и мечетей. Под давлением местных властей в середине 1920-х годах насаждался обновленческий раскол, в обновленчество отпало все православное духовенство региона, в т. ч. благочинный Кабардино-Балкарии прот. Сергий Касимов. В 1920-х гг. был упразднен Троицко-Серафимовский монастырь. В 1928 году разрушили Симеоновский собор в Нальчике. Богослужения стали совершаться в преобразованной в храм кладбищенской часовне, куда перенесли престол во имя прп. Симеона Столпника; кладбищенская церковь была закрыта в 1940-х годах. К началу 1929 года в 3-м (Нальчикском) благочинническом округе Владикавказской епархии, частично включавшем территорию Кабардино-Балкарии, действовали 8 храмов, в которых служили 9 священников, 3 диакона, 2 псаломщика.

В 1930 году было создано обл. оргбюро «Союза воинствующих безбожников», в 1935 году организованы районные оргбюро. В 1930-х годах процессы закрытия и сноса культовых зданий регулировала комиссия по вопросам культов при Кабардино-Балкарском облисполкоме. В эти годы были закрыты и разрушены храмы: в селах Баксан (1936), Кременчуг-Константиновское, Новополтавское, в станицах Александровской, Котляревской (2 храма), Прохладной (1938), Пришибской (1939), Приближной, Солдатской, Екатериноградской (1940). Активно проводилась антирелигиозная пропаганда, организовывались антирождественские, антипасхальные кампании. К 1941 году в Кабардино-Балкарии не осталось ни одного действующего православного храма.

Ситуация немного изменилась в годы Великой Отечественной войны. В период немецкой оккупации (1942-1943) открылись православный молитвенный дом в Нальчике и Михайловская церковь в станице Солдатской; они действовали и после освобождения Кабардино-Балкарии. В тех населенных пунктах, где церкви были разрушены, богослужения начали совершаться в приспособленных для этого помещениях. Инициатором возрождения церковной жизни в Кабардино-Балкарии стал прот. Захария Гончаревский, являвшийся в 1943-1945 гг. настоятелем возрожденного Симеоновского прихода в Нальчике. В июне 1945 году уполномоченный по делам РПЦ К. Смоляр добился снятия священника с регистрации. Община Нальчика направила жалобу председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову, прося вернуть настоятеля, но это не дало результатов. Новым настоятелем нальчикского прихода и благочинным стал назначенный в 1946 году свящ. Димитрий Сквозников, который впоследствии также был объектом преследований властей.

К началу 1946 года в пределах совр. Кабардино-Балкарии насчитывалось 11 православных общин: в Нальчике (ц. прп. Симеона и кладбищенский храм), в г. Прохладном, в селах Докшукино (ныне г. Нарткала), Кременчуг-Константиновское, Баксан, в станицах Солдатской, Екатериноградской, Пришибской (2 храма). По данным уполномоченного по делам РПЦ по Кабардинской АССР И. Андреева, Рождество Христово в 1950 году в храмах Нальчика и Прохладного встретило более 2 тыс. чел. Однако гонения на Церковь в 40-х гг. не прекратились. В 1949 году закрыли Покровский храм в Прохладном. В феврале 1950 года был уволен настоятель Покровской церкви в Баксане прот. Димитрий Сигорский за совершение треб в домах колхозников и за проведение крестного хода на р. Баксан в праздник Богоявления. Впоследствии клирик был репрессирован.

В конце 1980-х годов религиозная жизнь в Кабардино-Балкарии, как и во всей стране, оживилась. Стали открываться приходы, строятся новые храмы.

В 2000 году возрожден Свято-Троицкий женский монастырь в с. Совхозном Зольского района.

Действуют храмы в воинских частях и в местах заключения.

В 2011 году приходы Кабардино-Балкарии были переданы из Ставропольской епархии в новообразованную Пятигорскую и Черкесскую епархию.

Институт перевода Библии ведет работу по переводу книг Священного Писания на языки народов Кабардино-Балкарии. В 1993 году был издан перевод Нового Завета на кабардино-черкесский язык (переизд. в 2007), в 2009 году опубликована часть книг Ветхого Завета в переводе на кабардино-черкесский. В 1994 году издан перевод Нового Завета и Псалтири на балкарский язык (переизд. в 2000).

Католики

Римо-католические общины появились на Северном Кавказе в конце XVIII века, первый приход был создан иезуитами в Моздоке в царствование Александра I (1801-1825), затем был построен храм в Пятигорске. В годы Кавказской войны число католиков в регионе резко увеличилось, поскольку здесь служили воинские формирования из участников Польского восстания 1830 года.

В 1990-х годов многие немцы покинули Северный Кавказ, в частности, приход в Прохладном сократился примерно на 3/4, однако к середине 1990-х годов наметился рост числа католиков за счет приехавших в регион армян и ассирийцев, которым пришлось оставить родные места из-за военных столкновений в Закавказских республиках.

К 2010-м годам в Кабардино-Балкарии действуют три католических прихода: храм св. Иосифа в Нальчике, храм Св. Семейства в Прохладном и храм Благовещения Богородицы в с. Благовещенка Прохладненского района, которые входят в епархию св. Иосифа с центром в Саратове.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Лютеранство на Северный Кавказ принесли немцы, поселившиеся здесь во второй половине XIX века. В 1860-х годах столетия близ Нальчика образовалась немецкая колония Александровская (ныне станица). Наиболее крупная нем. колония с лютеранской церковью находилась на территории совр. г. Прохладного, она входила в состав Владикавказской лютеранской епархии.

В 1936 году все лютеранские общины Северного Кавказа были разгромлены, проживавший во Владикавказе еп. Осип Торосьянц был арестован и скончался в заключении. В 1944 году лютеранские общины возобновили легальную деятельность в Кабардино-Балкарии.

В Нарткале и Прохладном имеются общины отделившегося от баптистов движения инициативников, которые еще с советского времени принципиально не регистрируются. В Нальчике действует община методистов.

Группы молокан известны на территории республики с 1860-х годов, когда впервые упоминается хутор Молоканский близ Нальчика. В 1999 году в Нальчике была зарегистрирована община духовных христиан-молокан, подчиненная Союзу духовных христиан-молокан с центром в с. Кочубеевском Ставропольского края.

Пятидесятники и пресвитериане с 1990-х годов имеют в Кабардино-Балкарии по одной зарегистрированной общине (в Нальчике). Близкие к ним христиане веры евангельской в 1999 годов зарегистрировали свои общины в Нарткале, Майском, Прохладном, к ним в 2005 году прибавились общины в Тереке и в Благовещенке Прохладненского района.

Адвентисты седьмого дня действуют в Кабардино-Балкарии с 1930 года. Первая община появилась в станице Прохладной. К 2010-м годам общины адвентистов имеются также в Нарткале, Майском, Нальчике и Тырныаузе.

Небольшие общины свидетелей Иеговы существовали в Кабардино-Балкарии в 1960-70-х. В 1990-х годах были зарегистрированы шесть общин и религиозных групп: в Нальчике, Нарткале, Майском, Прохладном, Тереке, Тырныаузе. В 2017 году деятельность этой секты запрещена в России.

Ислам

Распространение ислама среди адыгов и предков балкарцев происходило на протяжении несколько веков начиная с периода монгольского господства. После принятия ислама ханом Узбеком (1313) началось строительство мечетей на территории Орды, в т. ч. в Центр. Предкавказье. О мечети, сооруженной в 1334 г. в окрестностях горы Бештау, упоминает Ибн Баттута. В Кабардино-Балкарии найдены руины Нижнеджулатской кирпичной мечети с остатками минарета и погребальным склепом. Установление владычества Османской империи и Крымского ханства в Вост. Причерноморье в последней трети XV в. положило конец распространению на Кавказе христианства. Одновременно контакты с мусульм. народами Дагестана, Крымского ханства и Ногайской Орды способствовали исламизации адыгов, в частности кабардинцев.

Методы исламизации носили двойственный характер. Первый кабардинский историк Ш. Ногмов писал о принуждении крымским ханом кабардинцев к принятию ислама, добавляя, что «магометанское духовенство спешило воспользоваться тягостным положением кабардинцев, дабы обратить их к магометанству, не щадя при этом ни обещаний, ни подарков» [19]. В «Записках о Черкесии» др. адыгский просветитель, С. Хан-Гирей, отмечал, что ок. 1570 г. крымский хан Шахбаз-Гирей опустошил черкесские селения, увел пятигорских черкесов, т. е. кабардинцев, за Кубань и принудил их принять ислам. Однако в документальных источниках, где отразились сведения о многочисленных набегах, совершенных крымско-османскими войсками на Кабарду с сер. XVI до 70-х гг. XVIII в., не сообщается о насаждении мусульманства как о цели набегов. В «Черкесских преданиях» Хан-Гирей писал, что ислам укоренился «в Черкесской земле не влиянием военного мужества другого народа, но следствием. обстоятельств, которых должны мы искать в умственных его качествах».

Первыми ислам принимали представители черкесской знати, которая была связана с крымскими ханами родственными узами, институтом аталычества (обычай, в соответствии с которым дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или слуг на воспитание), торговыми отношениями. К началу контактов с Москвой в сер. XVI в. аристократическая верхушка адыгов уже исповедовала ислам. Черкесские крестьяне в течение долгого времени сохраняли доислам. верования. Так же долго у правящей верхушки не было потребности в глубоком усвоении ислам. догматики и правовых норм. Все это в совокупности давало основание европ. авторам считать адыгов, в частности кабардинцев, непоследовательными мусульманами, которые во многом придерживались языческих верований, смешанных с христианством.

После учреждения в 1822 году Кабардинского временного суда (с 1858 Окружной суд, затем Горский словесный суд), что ознаменовало подчинение Кабарды России, юрисдикция шариата была значительно сужена. Согласно «Наставлению Временному суду» ген. Ермолова, в ведении духовного суда оставались «дела, до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств» [23]. Стремясь ослабить антирусские и антихристианские настроения в Кабарде и пытаясь оградить местные знать и духовенство от влияния мусульманских государств, ген. Ермолов в 1822 году предложил запретить поездки паломников в Мекку.

После 1822 году во главе мусульманской иерархии в Кабарде и Балкарии стоял народный кадий (эфенди); ему подчинялись сельские эфенди и квартальные муллы, учителя медресе, которые проходили у него аттестацию, после чего старшина села представлял их на утверждение начальнику округа. Деятельность народного кадия находилась в центре внимания российских властей, особенно во время Кавказской войны. В апреле 1846 году Шамиль, старшим наибом которого был кабардинский землевладелец Магомет-Мирза Анзоров, предпринял поход в Кабарду, но не получил здесь широкой поддержки и был оттеснен. Кабард. кадий Умар Шеретлоков проявил «нерешительность и слабость характера», за что был сослан в Воронеж. Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом А. Ф. Орлов, ходатайствуя о возвращении Шеретлокова на Кавказ, в 1848 году писал военному министру А. И. Чернышёву: «Не открыто никаких изменнических со стороны Шеретлука действий или преступных сношений с Шамилем» [24].

Внимание к деятельности народного эфенди было частью российской внутренней политики в ислам. регионах, в т. ч. в Кабарде и Балкарии, направленной на регламентацию религ. жизни мусульман. В 1851 году начальник центра Кавказской линии ген.-майор Г. Р. Эристов обратился в Кабардинский временный суд с планом возведения в Кабарде каменных мечетей, для чего предлагалось осуществить сбор средств с мусульманского населения. Эристов предписывал «упорядочить деятельность сельских мулл, подчинив сию контролю со стороны народного эфендия» [25]. С 1860-х годов мусульманское духовенство являлось одной из частей российской административной системы на Кавказе. Правительство призывало мусульман России соблюдать «все требования своей религии, строго выполняя ее догматы». Духовные лица должны были обеспечивать следование верующих установлениям ислама, поддерживать нравственность населения. Важной функцией духовенства являлось участие в заседаниях Кабардинского окружного суда и народных судов. Окружная администрация периодически созывала съезды эфенди. Однако, как отметил Д. Н. Прасолов, кабардинцы «стремились сохранить свой оригинальный религиозный уклад и, насколько это было возможно, автономность внутриобщинной духовной жизни» [26], что выражалось в смешении доисламских обрядов с мусульманскими, в нетрадиционном толковании вероучительных вопросов и т. п.

После Февральской революции 1917 года на повестке дня съезда горских народов Кавказа (май 1917, Владикавказ) наряду с вопросом об организации национального самоуправления стоял вопрос об «организации духовного самоуправления горцев-мусульман». После начала гражданской войны IV съезд народов Нальчикского окр. (авг. 1918) поручил комиссии из духовных лиц сообщить, «как смотрит шариат на вопрос о войне и мире», после чего принял решение сохранять нейтралитет. Однако дальнейшее развитие событий не позволило выполнить это решение, и на политическую арену вышли 2 противоборствующих военно-политических формирования, каждое из которых опиралось на ислам: созданная ротмистром З. Даутоковым-Серебряковым партия «Свободная Кабарда» и пробольшевистский революционно-шариатский отряд, сформированный Н. Катхановым. Ядром шариатского полка под командованием Катханова стала кавалерийская сотня, состоявшая в основном из учащихся и выпускников Баксанского ДУ и Нальчикской семинарии. V съезд народов Нальчикского окр. (сент. 1918) возложил чрезвычайно сложную задачу примирения и объединения мусульман округа на комиссию из духовных лиц, ставшую отделом Нальчикского окружного совета.

В сфере образования антирелигиозные меры становились все более жесткими. В октябре 1922 года Кабардино-Балкарский обком принял постановление, в котором говорилось: «Считаясь с отделением церкви от государства и школы от церкви, преподавание мусульманского вероучения допустить где угодно, но не в школе, хотя бы и в неурочное от занятий время» [29]. Выступая на первом объединенном съезде советов Кабардино-Балкарской автономной обл. (дек. 1922), Калмыков потребовал, чтобы дети «обучались не в арабских школах, которые не только бесполезны, но и вредны, а в наших, советских, школах» [30]. К 1924 году во многих селах Кабардино-Балкарии медресе были закрыты. В связи с переводом письменности с арабского шрифта на латинский (1924) снизилась потребность в изучении арабского языка и литературы. Согласно инструкции НКВД и Наркомпроса от 21 августа 1925 года, мусульманское вероучение можно было преподавать только в мечетях с разрешения облисполкомов и только лицам, достигшим 14-летнего возраста. Количество мусульманских школ сокращалось, в 1926 году в области насчитывалось 10 медресе с числом учащихся до 100 чел. и ок. 100 «низших арабских школ», в которых обучалось до 1 тыс. чел.

В период оккупации Кабардино-Балкарии нем. войсками были открыты мечети, возобновлены пятничное богослужение, религ. праздники. Была восстановлена должность кадия Кабардино-Балкарии, главой мусульманского духовенства республики стал Хаджи-Хозе Хотеков, который в ноябре 1942 года издал в Нальчике «Воззвание к мусульманским народам» с призывом к «газавату под знаменем ислама», к борьбе против «нечисти безбожия и безверия», против «гяур-большевиков».

В 1944-1946 годах 10 мусульманских общин, возобновленных в республике в оккупационный период, были зарегистрированы. Также был зарегистрирован кадий Кабардинской АССР, которым стал мулла М. Хажбиев. Часть общин впоследствии сняли с регистрации. До начала 1980-х годов число зарегистрированных мусульманских общин колебалось в пределах 5-6. Кадию Кабардинской АССР запрещались поездки в те районы республики, где не было зарегистрированных общин и мечетей. В такой ситуации богослужения в селах часто совершались под открытым небом, для молитвы приспосабливались кладбищенские постройки, где хранился инвентарь, верующие добивались временных регистрационных удостоверений для духовенства на период религ. праздников, на время поста (уразы) в Рамадан.

Наметившаяся в первые послевоенные годы нормализация отношений государства с религиозных организациями закончилась в кон. 1940-х годов. С начала 1950-х годов наблюдаются рост запретительных мер и усиление антирелигиозной пропаганды.

В 1962 году в Кабардино-Балкарии имелось более 70 незарегистрированных мусульманских священнослужителей. Кроме того, в каждом населенном пункте жили старики, выполнявшие религ. обряды: похороны, чтение Корана на поминках, бракосочетание. Недостаток в зарегистрированных служителях культа признавал уполномоченный СДРК.

Действенным методом «разоблачения» ислама власти считали отказ представителей духовенства от сана и всячески добивались его. Случаи отказа от сана предавались широкой огласке. В информационно-статистическом отчете уполномоченного СДРК за 1964 год отмечалось, что в 7 селениях ок. 10 незарегистрированных служителей отказались от своих обязанностей.

В конце 1980-х годах в Кабардино-Балкарии, как и во всей стране, религиозная жизнь активизировалась.

В 1990-х гг. в Кабардино-Балкарии активно создавались мусульманских общины.

Иудаизм

Во время немецкой оккупации местный раввин уничтожил все культовые предметы нальчикской синагоги. Руководители Горскоеврейского пос. в Нальчике образовали национальный совет татов и в декабре 1942 года сумели убедить оккупационные власти и прибывших в Нальчик нем. экспертов по расовым вопросам в том, что они являются не евреями, а татами, одним из горских народов Кавказа, благодаря чему нальчикским евреям удалось избежать массового уничтожения. В тот же период в окрестностях Нальчика немцы расстреляли ок. 600 евреев-ашкенази, пытавшихся найти убежище у горских евреев.

В апреле 1944 года иудейская община в Нальчике официально возобновила свою деятельность, получила регистрацию в феврале 1945 года. В 1993 году была построена 3-этажная синагога в Нальчике, община которой впоследствии присоединилась к направлению в хасидизме Хабад.

Новые религиозные движения

Новые религиозные движения в Кабардино-Балкарии представлены группами общества «Сознания Кришны», обществом «Бахаи», Международным обществом Рериха и близким к ним обществом «Урусвати». В Нальчике до недавнего времени нелегально существовали общины неопятидесятнического толка «Возрождение» и «Любовь Иисуса», продолжавшие деятельность, несмотря на то что в 2009-2010 годах по решениям судов они должны были быть ликвидированы.

Прекратившие существование религиозные группы

В начале XX века в регионе были отмечены несколько религиозных движений, ныне в Кабардино-Балкарии не существующих. Были зафиксированы общины хлыстов (в с. Ново-Кременчугском, в станицах Прохладной и Солдатской), группа толстовцев (основана в 1888 в урочище Лескен), общины старообрядцев, иоаннитов (обе в Нальчике), а также субботников (община существовала с 1903 в Нальчике).

Литература

Использованные материалы

[1] Кузнецов. 2002. С. 82-84

[2] Darrouzes. Notitiae. P. 400, 407, 413

[3] ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 51

[4] Hunger. Register. 1981. Tl. 1. S. 334, N 50; S. 342, N 51

[5] Hunger. Register. 1981. Tl. 3. S. 212-229, N 215

[6] Miklosich, Müller. 1860. T. 1. P. 477-478. N CCXXI; о деле Симеона см.: Hinterberger M. Die Bezeichnung für eine mongolische Urkunde im Patriarchatsregister von Konstantinopel: διαλείχιον-jarlïγ // JÖB. 1999. Bd. 49. S. 177-180; Kresten O. Die Affare des Metropoliten Symeon von Alania im Spiegel des Patriarchatsregisters von Konstantinopel // Anzeiger der phil.-hist. Klasse der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. W., 2002. Bd. 137. S. 5-40

[7] Малахов С. Н. К истории Аланской митрополии К-польского патриархата (местонахождение визант. Ахохии) // Мир Православия. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 20-24; Кузнецов. 2002. 80-82; Малахов С. Н. Алано-визант. заметки. [Ч.] 3 // Византия: Общество и Церковь: Сб. науч. ст. Армавир, 2005. С. 280-281

[8] Иоанн де Галонифонтибус. 1980. С. 17

[9] ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. 2-я пол. С. 324

[10] Хождение купца Ф. Котова в Персию. М., 1958. С. 33

[11] Адыги, балкарцы и карачаевцы. 1974. С. 70

[12] Кабардино-рус. отношения в ХVI-ХVIII вв. 1957. Т. 1. С. 164. № 112

[13] Переписка на иностранных языках грузинских царей с российскими государями от 1639 по 1770 гг. СПб., 1861. С. LXI; Виноградов В. Б. Балкарцы в русско-кавказских отношениях ХVII в. // ВИ. 1985. № 6. С. 176

[14] Русско-осетинские отношения в XVIII в. 1976. Т. 1. С. 37

[15] Сообщение кизлярского дворянина А. Тузова в Коллегии иностр. дел. // Мат-лы по истории Осетии (XVIII в.). Т. 1. Орджоникидзе, 1933/1934. С. 34-35. (Изв. СОНИИ; Т. 6)

[16] Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Пер.: Т. К. Шафрановская. СПб., 2002. С. 225

[17] Акритас П. Г. Археологические исследования Чегемского ущелья в 1959 г. // Сб. статей по истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961. Вып. 9. С. 188

[18] АКавАК. 1870. Т. 4. С. 879

[20] цит. по: Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII ст. Од., 1889. С. 10

[21] Ногмов. 1994. С. 163-164

[23] Леонтович. 2002. С. 239

[24] цит. по: Карданов Ч. Э. Групповой портрет в Аушигере: Горы и судьбы. Нальчик, 1993. С. 193

[25] ЦГА КБР. Ф. 23. Оп. 1. Д. 48. Т. 2. Л. 3-6 об., 22-23

[26] Прасолов. 2001. С. 93-94

[27] Документы по истории борьбы за советскую власть. 1983. С. 227, 279

[28] ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 14. Л. 57

[30] Документы по истории борьбы за советскую власть. 1983. С. 729

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *