к типологии границ разделения рынков относится выделение каких рынков
Что такое сегментация рынка?
Сегментирование представляет собой важнейший инструмент квалифицированного маркетолога. С его помощью любая компания может проанализировать рынки и определить сегменты, которые принесут наибольший доход. Для проведения качественных исследований стоит узнать более подробно — сегментация рынка что это и как ее правильно проводить. Объектами изучения становятся потребители, а также конкуренты компании и продукция.
Сегментация — процедура целенаправленного разделения рынка на отдельные группы, которые имеют идентичные характеристики. В результате выделяется целевой сегмент рынка.
Процедура положительно влияет на производительность компании и приносит такие преимущества:
Профессиональный маркетолог сначала составляет портрет ЦА и определяет потребности клиентов. При проведении сегментирования рынка специалист может ответить на ряд вопросов. Например, что должно быть в продукте на старте, какую цену поставить, какие каналы использовать для распространения информации о продукте и как понять, что получилось достичь результатов. Проведение процедуры позволит решить задачи, связанные с продажами наиболее эффективно.
Методы
К самым распространенным методам относится классический. Этот вариант включает три этапа. Маркетолог выявляет критерий, по которому будут выделяться потребители. Выбор параметра определяется брендом или самим продуктом.
Затем специалист анализирует рынок и определяет существующие группы. Каждый участок рынка должен быть изучен и описан. Выделяют такие признаки:
Для каждой доли рынка нужно поставить цели. Важно определить, какие доли должны быть заняты и сколько продаж потребуется для получения определенного дохода. В результате маркетолог предоставляет план для продвижения продукта в отобранном спектре.
Кроме классического применяются другие методы:
Чаще всего чтобы определить нишу применяется классический способ, так как другие более дорогостоящие варианты. Много времени придется потратить на использование гибкого и компонентного метода.
Основные критерии
Критерии представляют собой показатели, позволяющие определить правильность выбора группы. Они входят в основную маркетинговую стратегию. Специалисты исследуют такие направления:
Критерии сегментирования позволяют определить группы с наибольшим потенциалом.
Признаки сегментации
Перед тем, как приступить к сегментации, важно выбрать области, на которые будет делаться основной упор. При проведении процедуры определяют такие признаки:
Если рассматривать примеры разделения по демографическому признаку. Стоит взять ориентацию на молодых родителей и в частности мам для компаний по производству детских подгузников. По психографическому признаку можно выделить любителей активного отдыха для компаний по продаже специального снаряжения.
Этапы процесса
Важно соблюдать принципы сегментации, так как от результатов зависит эффективность подобранной стратегии. Все усилия должны быть направлены на выявление рынка.
Отметим основные этапы процесса:
В процессе предварительного анализа изучаются все группы целевого рынка. В завершение выбирается несколько определенных участков, куда будут направлены усилия организации.
Существует три разновидности сегментации рынка.
Первый вариант по группам потребителей. Все покупатели объединяются в зависимости от разных критериев. Группы создаются по определенным признакам — демографическим и географическим.
Процесс разделения осуществляется по группам услуг и товаров. В этом случае учитываются запросы о разновидностях продукции и ее качестве. Выделяются разные группы потребителей, а также производится их сопоставление характеристикам определенной продукции.
В процессе анализа функциональных, внешних и технических характеристик продукта делается выбор групп потребителей, которые возможно, воспользуются предложенными услугами и товарами. Для проведения оценки по группам товаров используются такие критерии, как технические характеристики, каналы сбыта и цены.
При применении метода по конкурентам применяются данные о конкурентоспособности организации. При этом учитываются факторы, помогающие лучше узнать конкурентов. Оценка производится в баллах. При анализе продукта рассматриваются такие факторы, как упаковка, марка, характеристики продукции, гарантии и качество. Цена анализируется с точки зрения способов и сроков платежей, а также рассматриваются возможности взятия кредита. Обязательно анализируются каналы сбыта — транспортировка, охват рынка, наличие складов, особенности сбыта и контроль запасов товаров. В продвижении продукции анализируются такие факторы, как индивидуальные продажи, персонал и реклама.
Как понять какой сегмент компании подходит для вашего бизнеса?
В результате проведения мероприятий можно выбрать 1−2 конкретные группы. Но нельзя направлять усилия на все выявленные группы, так как в результате снизится конверсия и увеличатся затраты.
Важно подобрать одно из направлений и начать действовать:
Чаще всего используется демографическая классификация. ЦА разделяется на группы в зависимости от национальности, возраста, пола и семейного положения.
В процессе сегментации изучаются основы поведения потребителей. Для этого специалисты проводят интервью, анализируют рыночные тенденции и находят определенные закономерности в клиентской базе. Оценивается сегмент рынка и его потенциал. Для оценки результатов анализируются такие параметры, как количество покупок, открытия предложений и клики по продуктам. Эффективность каналов оценивается по ежемесячному доходу. Для эффективной оценки важно учитывать расходы, которые происходят при работе с коммуникациями.
Как избежать ошибок при сегментации?
В процессе проведения сегментации не редко возникают ошибки. Чтобы минимизировать негативные стороны, стоит рассмотреть самые распространенные недочеты. Специалисты при работе с сегментами могут допускать следующие промахи:
Даже после проведения сегментации следите, чтобы используемая информация была актуальной. Это позволит оставаться на одной волне со своей аудиторией. Чтобы правильно оценить сегмент, важно оценить задачу и данные. Сформулировать гипотезы с помощью опросов и произвести оценку объема сегмента. Качественная оценка результатов позволит добиться больших результатов в продвижении продукции или услуги.
Определение продуктовых границ товарного рынка: проблемы правоприменения
Винчковский Е. В. Определение продуктовых границ товарного рынка: проблемы правоприменения [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 15 сентября.
Вопросы определения релевантного рынка и взаимозаменяемости товара имеют исключительно важное значение при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и государственного контроля за экономической концентрацией. Спектр мнений ФАС России, судов, практикующих юристов и ученых о критериях рынка и применении теста гипотетического монополиста может быть диаметрально противоположным.
Оценивая аналитические отчеты ФАС России и существующую судебную практику, прежде всего, встает вопрос обязательности проведения теста гипотетического монополиста. В судебной практике встречается позиция об отсутствии признака обязательности как всего третьего этапа определения продуктовых границ товарного рынка (определение взаимозаменяемых товаров (дело № А58-1039/2013)), так и только теста гипотетического монополиста (дело № А79-1748/2015). В иных случаях суды указывают на обязательность проведения теста гипотетического монополиста (дела № А69-506/2012, А40-90347/2017) или на его приоритетный характер (дела № А65-29187/2015, А40-43799/2019).
Подход ФАС России при проведении аналитических исследований, как правило, заключается в описании функциональных и технических характеристик товара, исходя из которых антимонопольный орган делает вывод о его (не)взаимозаменяемости и отсутствии необходимости проведения опроса покупателей. В качестве примера рассмотрим следующие товарные рынки и их описания в аналитических отчетах:
Общий недостаток указанных аналитических отчетов, по нашему мнению, заключается в неверном понимании понятия «потребление». Трактовка данного термина в исследованиях ФАС России замыкается исключительно в значении потребления как извлечение полезных свойств вещи. Антимонопольный орган подменяет экономическую ценность товара его конкретными технико-утилитарными свойствами. Искаженное понимание правоприменителем термина «потребление» приводит к различным последствиям. Одно из которых заключается в том, что определение продуктовых границ исходя из технико-утилитарных характеристик вещи приводит к невозможности адекватной оценки целого ряда самостоятельных товарных рынков, таких как рынки секьюритизации, инвестиционной деятельности, (крипто)валюты. Другим последствием является ошибочное представление, что опрос покупателей – процедура не обязательная, так как продуктовые границы товарного рынка уже заранее предопределены исходя из «бесспорности» не взаимозаменяемости товара.
Учитывая, что выводы исследований рынков создают неблагоприятные юридические риски для хозяйствующих субъектов, представляется недопустимым столь широкое применение антимонопольным органом своего усмотрения и субъективной оценки «очевидности». Для минимизации подобных рисков, во-первых, требуется пересмотр самого понятия «потребление». По нашему мнению, потребление следует определять в цивилистическом понимании распоряжения как одного из правомочий права собственности. Исходя же из заданных функциональных и технических характеристик вещи, покупатель сам определяет способ распоряжения товаром – отчуждение или уничтожение вещи (извлечение полезных свойств). Во-вторых, даже при «очевидности» не взаимозаменяемости товара антимонопольный орган обязан проводить опрос покупателей как в целях выработки единообразного подхода, так и создания более надежной доказательственной базы.
В свою очередь, сам тест гипотетического монополиста требует ввода прозрачных, в том числе закрепленных в норме, качественных и количественных правил проведения. Первоначально необходимо установить критерий определения релевантной группы покупателей для целей опроса. Иллюстративный пример таких критериев отражен в аналитическом отчете о проведении анализа товарного рынка предоставления операционных систем для стационарных компьютеров и ноутбуков[9], антимонопольный орган указал, что «потребители не готовы заменить ноутбуки или стационарный компьютер, учитывая их значимые потребительские свойства, на планшетный компьютер или смартфон. Соответственно, обращение операционных систем, устанавливаемых на стационарных устройствах и обращение операционных систем, устанавливаемых на мобильных устройствах, образуют отдельные товарные рынки». Покупатели аппаратных устройств не являются релевантной группой для опроса в исследовании товарного рынка операционных систем. Лицо вправе приобрести код доступа для скачивания операционной системы, флэш-накопитель или диск с операционной системой без использования аппаратных устройств, при этом, никто не обязывает покупателя осуществлять установку операционной системы с ее последующим использованием по прямому техническому назначению, исключая факт перепродажи.
Другим иллюстративным примером необходимости установления релевантной группы опрашиваемых покупателей рассматриваемому товарному рынку являются опросы оптовых покупателей для целей исследования оптовых рынков и розничных покупателей при проведении анализа розничных рынков соответственно. Данная позиция была подтверждена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 16678/09 по делу ОАО «ТНК-BP Холдинг», согласно которой для оптовых покупателей – перепродавцов бензинов и дизельного топлива эти два товара составляют одну товарную группу, так как качественные характеристики этих товаров, имеющие значение для конечных потребителей, не имеют такого значения для оптовых покупателей[16].
Несмотря на кажущуюся аксиоматичность необходимости разделения оптовых и розничных покупателей в целях определения продуктовых границ товарного рынка, в судебной практике встречаются решения, отражающие иной взгляд. Например, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2015 № Ф04-5387/2012 содержится следующая позиция: «арбитражные суды обоснованно указали, что продуктовые границы товарного рынка неверно определены антимонопольным органом как «оптовая реализация автомобильных бензинов», поскольку вывод о взаимозаменяемости бензина марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 сделан без использования перечисленных в п. 3.8 Порядка методов, в том числе опроса приобретателей на предмет замены или готовности заменить бензины с разным октановым числом». Мы разделяем мнение суда, что применение методов, установленных Порядком, является обязательным для антимонопольного органа, но, вместе с тем, представляется некорректным учитывать разницу октанового числа в различных марках бензина при определении продуктовых границ оптового рынка.
Деление групп покупателей и, как следствие, рынка на оптовый и розничный, является лишь одним из частных случаев сегментирования. Стоит заметить, что антимонопольные органы не всегда проводят должное деление групп потребителей при проведении опросов, искусственно расширяя продуктовые границы. Например, исследуя рынок услуг по транспортировке нефтепродуктов ФАС России со ссылкой на опрос хозяйствующих субъектов указала, что видами транспорта, которыми пользуются потребители при транспортировке нефтепродуктов являются трубопроводный, железнодорожный, автомобильный и водный[10]. При этом ранее в аналитическом исследовании антимонопольный орган указал, что трубопроводный транспорт предназначен исключительно для светлых нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин). Таким образом, в случае независимого опроса группы потребителей, осуществляющих поставки лишь темных нефтепродуктов (мазуты, дистиллятные масла, вакуумные газойли, гудроны и битумы), трубопроводный транспорт не являлся бы взаимозаменяемым товаром в отношении иных видов транспортных услуг. Обратим внимание, что ФАС России достаточно часто проводит аналитические исследования так называемых «микс-продуктов», не анализируя необходимость сегментирования групп покупателей и самого рынка (комплекс типовых услуг временного хранения иностранных товаров, оказываемых владельцами СВХ открытого типа[8]; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения[5]; охлажденное и замороженное (подмороженное) мясо домашней птицы[2]).
Научное сообщество уже обращало внимание на риски неверного определения продуктовых границ товарного рынка при исследовании «микс-продукта», в частности, Князева И. В. при анализе такого товара как «услуги автовокзала» приходит к следующим выводам: «Таким образом, в системе доказывания не должно наблюдаться смешения категорий, подмены понятий и содержания, что приводит к количественному и структурному искажению в описании рынка. Методологические допущения – объединение всех услуг «котловым» принципом в единый рынок «услуг автовокзалов», а также невыполнение требований анализа в соответствии с действующим Порядком, могут сместить акценты доказывания и сформировать ошибочную конструкцию товарного рынка со всеми вытекающими последствиями – определение емкости рынка, расчет рыночных долей и выявление структурного фактора наличия доминирования»[15].
Сам Порядок анализа товарного рынка не закрепляет прозрачных оснований для сегментирования рынка, единственным исключением является указанное нами деление рынка на оптовый и розничный. Категории «оптовый» и «розничный» содержат в себе количественные смыслы, оперируя терминами «партия товара» и «единичное количество». Такое описательное определение может вызвать ряд вопросов относимости рынка к оптовому или розничному, например, в случаях покупки единичного товара для целей перепродажи (предмета искусства) или закупки партии товара в личных целях (угля для отопления собственного дома и подсобного хозяйства). Представляется целесообразным отказаться от подобной количественной привязки, сохраняя лишь второй нормативный элемент – целевой критерий («для целей последующей перепродажи», «для профессионального использования», «для личного использования»). Цель приобретения товара, по нашему мнению, является универсальным критерием определения релевантной группы покупателей.
Также обращаем внимание, что в Порядке анализа товарного рынка не содержится нормативных положений о минимальном количестве опрашиваемых хозяйствующих субъектов, соотношении опрошенных покупателей к общему их количеству, распределении голосов при принятии решения о (не)взаимозаменяемости товара. В правоприменительной практике ФАС России также отсутствует единообразный социологический подход:
Судебная практика также, как правило, обходит социологические вопросы корректности проведенного теста гипотетического монополиста. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 № 09АП-13254/2016 в качестве обоснования не взаимозаменяемости товара указано следующее: «Вследствие обобщения информации, полученной от покупателей, установлено, что в результате такого повышения цены 50% покупателей не сократят объем закупок высокопрочного щебня, и не заменят рассматриваемый товар другим». Существуют и примеры выводов о не взаимозаменяемости товара при учете мнения потребителей, не составляющих простого большинства от общего количества опрошенных: «Трое из семи потребителей ответили, что не станут заменять данную услугу, по утилизации снега на снегоплавильной станции, если цена на указанную услугу долговременно повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными» (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 № 07АП-3540/2018).
Основным количественным критерием для проведения любого опроса, включая тест гипотетического монополиста, является показатель выборочной совокупности (достаточное количество покупателей, обеспечивающих репрезентативность выборки). В статье Джона Харкридера при разборе одного из судебных дел о нарушении антимонопольного законодательства США указанный автор замечает, что представленные антимонопольным органом результаты теста гипотетического монополиста не могут быть прогнозными для рынка в целом, если выборка потребителей не была репрезентативной для рынка[18]. В цели настоящей статьи не входит представление социолого-статистических таблиц о соотношении генеральной и выборочной совокупностей, обратим внимание лишь на то, что согласно принятым социологическим стандартам[14, 17] для генеральной совокупности более 100 тысяч, достаточное количество выборочной совокупности составляет 400 респондентов.
Также стоит отметить, что при исследовании целого ряда товарных рынков антимонопольные органы могут установить точное количество покупателей. Например, на рынке спирта этилового синтетического технического денатурированного марки б, используемого при производстве этилацетата, свою предпринимательскую деятельность осуществляют только 5 хозяйствующих субъектов (покупателей)[3]. В подобном случае антимонопольному органу надлежит проводить не выборочный, а сплошной опрос покупателей. По нашему мнению, Порядок должен содержать императивную норму о количестве покупателей, меньшее число которых обязывало бы антимонопольные органы проводить сплошной опрос.
В свою очередь, для формирования вывода о (не)взаимозаменяемости товара должно требоваться не менее простого большинства голосов от количества лиц, принявших участие в опросе. При этом важно учитывать следующее. Если антимонопольный орган изначально не провел сегментирование рынка по цели приобретения товара, то целевой критерий должен быть учтен при подсчете и анализе результатов опроса. Например, если при исследовании рынка лекарственных препаратов мнения опрошенных хозяйствующих субъектов разделились в соотношении 60:40, но при этом 60% составляют оптовые посредники, а 40% медицинские бюджетные учреждения, антимонопольный орган не может сделать достоверных выводов о продуктовых границах товарного рынка, так как такой товарный рынок необходимо сегментировать на два субрынка, требующих самостоятельных исследований. В случае же разделения мнений опрошенных хозяйствующих субъектов в соотношении 60:40, при котором хозяйствующие субъекты каждой из групп входят в каждый процентный объем, такие результаты являются надежным доказательством правомерности выводов о (не)взаимозаменяемости товаров. Безусловно, в конкретном деле однородность состава хозяйствующих субъектов в каждом процентном объеме выглядит нереалистичным. В подобных ситуациях квалифицированное большинство любого из процентных объемов будет свидетельствовать о необходимости сегментирования рынка.
В качестве заключения хотелось бы еще раз отметить следующее. Определение продуктовых границ является, возможно, наиболее юридически и экономически значимым этапом анализа товарного рынка, при этом сам этап по-прежнему вызывает множество неразрешенных вопросов – обязательность теста гипотетического монополиста, критерии сегментирования рынка, правила проведения опроса. В настоящей статье предпринята попытка доказать, что многие ошибки при определении продуктовых границ товарного рынка связаны с неверным (узким) пониманием термина «потребление» (исключительно как извлечение полезных свойств вещи).
К типологии границ разделения рынков относится выделение каких рынков
22. В процессе развития автоматизированных систем поддержки бизнеса сначала появились системы автоматизации … процессов
перекрестных
фронт-офисных
бэк-офисных
23. … – это инструмент управления выбором направления в достижении цели
BSC
ССП
КПЦ
24. При формулировании стратегии на основе BSC деятельность компании рассматривается в рамках четырех перспектив, таких как …
финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие
финансы, маркетинг, менеджмент, производство
финансы, клиенты, партнеры, персонал
25. … показатели работы предприятия характеризуют качество его работы как субъекта конкурентного рынка
Нефинансовые
Функциональные
Абсолютные
26. … панели позволяют отслеживать бизнес-процессы и проекты на уровне подразделений организации
Оперативные
Тактические
Стратегические
27. Целевое значение показателя в методике Key Performance Indicators (KPI) – это …
фактическое значение показателя, имеющееся в базе данных на момент составления KPI стратегическая цель, из которой был получен показатель
плановое значение показателя, достичь которое необходимо к определенной дате
28. … цель – это главная цель, достижение которой наиболее важно для выживания организации, ее успеха
Тактическая
Оперативная
Стратегическая
29. Процессный подход к управлению – это …
взгляд на бизнес как на систему взаимосвязанных процессов, управляемых для достижения целей создание системы автоматизации процессов
назначение владельцев процессов
30. Формулирование целей производится с помощью принятой во всем мире технологии …
BSC
SMART
SWOT
Нopмaтивнo-пpaвoвoй aкт – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права
решение по конкретному делу, ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем
изданный в установленном порядке акт правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный
характер и подкрепленный принудительной силой государства
соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем установления взаимных прав и обязанностей
Cиcтeмa пpaвa – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц
совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права
объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве
правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части нормы, институты и отрасли права
совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы
общественных отношений
Coблюдeниe нopм пpaвa oтличaeтcя …
Отметьте правильный вариант ответа:
активными действиями по исполнению юридических обязанностей, требований обязывающих норм
разрешением конкретного юридического дела компетентными государственными органами путем принятия соответствующего индивидуального акта
пассивным характером
Пepвичным элeмeнтoм cиcтeмы зaкoнoдaтeльcтвa являeтcя …
Отметьте правильный вариант ответа:
отрасль права
глава кодекса
норма права
статья закона
Пpaвoвoй oбычaй – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и
функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации
правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве
общеобязательного правила
исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в силу многократного и длительного применения
правила поведения, регулирующие отношения участников общественных объединений
Пpaвoвaя cиcтeмa – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих средств, регулирующих общественные отношения, а также элементы, характеризующие уровень
правового развития той или иной страны
совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, выделенная на основе общности исторического пути её формирования, доминирующих
источников, структуры права, особенностей правоприменительной деятельности, понятийно-категориального аппарата юридической науки и др.
одна из основных правовых семей современности, основанная на римском праве
Пpaвoмepнoe пoвeдeниe пo eгo oбъeктивнoй cтopoнe дeлитcя нa …
Отметьте правильный вариант ответа:
индивидуальное и групповое
действие и бездействие
юридические акты и юридические поступки
конформистское и обычное
Пpaвoтвopчecтвo – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм
составная часть более широкого явления – правообразования – процесса, который состоит из объективно складывающихся правовых предпосылок под влиянием
общественной необходимости и деятельности государства по созданию нормативно-правовых актов
нормативно упорядоченная деятельность высшего представительного органа государства по принятию федерального закона
Пocтaнoвлeния, издaвaeмыe opгaнaми иcпoлнитeльнoй влacти, нaзывaю
Пpaвooтнoшeния – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
+общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и обязанности
признаваемая нормами права способность субъекта права реализовывать принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности
субъективные права и юридические обязанности его участников (субъектов)
установленная законом способность физического или юридического лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей
Юpидичecкaя aнaлoгия – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
случай неурегулированности соответствующей правовой нормой конкретного отношения, либо ее отсутствие, либо неполнота
+разрешение неурегулированного правом случая посредством применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения или на основе общих начал
(принципов) права
противоречие между существующими правовыми актами и регулируемыми ими общественными отношениями; это также случай существования норм для разрешения
конкретной ситуации, но с противоречивым содержанием
K coциaльным пpaвaм личнocти oтнocят пpaвo …
Отметьте правильный вариант ответа:
+на пенсионное обеспечение, право медицинское обслуживание и право на отдых
равного доступа к государственной службе
на свободу убеждений, мысли, совести и религии
на защиту от безработицы
Нopмaтивнo-пpaвoвoй aкт – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права
решение по конкретному делу, ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем
изданный в установленном порядке акт правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный
характер и подкрепленный принудительной силой государства
соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем установления взаимных прав и обязанностей
Cиcтeмa пpaвa – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц
совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права
объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве
правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части нормы, институты и отрасли права
совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы
общественных отношений
Coблюдeниe нopм пpaвa oтличaeтcя …
Отметьте правильный вариант ответа:
активными действиями по исполнению юридических обязанностей, требований обязывающих норм
разрешением конкретного юридического дела компетентными государственными органами путем принятия соответствующего индивидуального акта
пассивным характером
Пepвичным элeмeнтoм cиcтeмы зaкoнoдaтeльcтвa являeтcя …
Отметьте правильный вариант ответа:
отрасль права
глава кодекса
норма права
статья закона
Пpaвoвoй oбычaй – этo …
Отметьте правильный вариант ответа:
связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и
функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации
правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве
общеобязательного правила
исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в силу многократного и длительного применения
правила поведения, регулирующие отношения участников общественных объединений