к какой вере относятся езиды
Какая вера у езидов: между крестом и полумесяцем
Ученые-востоковеды уже не один век пытаются разгадать загадку религии езидов. Считается, что её основы заложены примерно 5 000 лет назад, во времена вавилонского царства. Окончательно же она сложилась в XII веке.
Современные езиды верят в единого бога, сотворившего земную твердь, опустив квасцы в океан.
Легенды езидов говорят о том, что это произошло в Лалеше, в 40 км от иракского города Мосул, при этом христианские теологи утверждают, что именно здесь, у слияния рек Тигр и Ефрат, располагался библейский Эдем, откуда Господь впоследствии изгнал Адама и Еву.
Езиды — это отдельный субэтнос курдов
Езиды (йезиды, йазиды, самоназв. эзди) представляют собой субэтнос курдов, проживающий, в основном на севере Ирака. При этом часть этнографов считает, что это отдельный народ.
Говорят они на диалекте курдского языка курманджи — эздике. Какая вера у кудов езидов непосвященному понять достаточно сложно, так как они не посвящают в неё посторонних.
Современные езиды, фотография. Езиды — монетеисты, они верят в существование единого Бога. Фото: upload.wikimedia.org
Религия езидов — езидизм. Ее самоназвание — шарфандын и это синкретическая религия. Она сочетает в себе элементы зороастризма, христианства (несторианского толка), иудаизма и ислама.
Езиды — монетеисты, они верят в существование единого Бога и его семи ангелов, главным из которых является Малак Таус (он же Джабраил). Основателем религии считается Шейх Шариф Ади ибн Мусафир, живший в XI—XII веках и почитаемый езидами, как пророк.
Таким образом, понять, какая вера у езидов может любой последователь авраамстких религий. В наше время основной район проживания езидов — это Север Ирака (Иракский Курдистан). Кроме того, они живут в странах бывшего СССР и Европы.
Во время Первой мировой войны езиды сражались на стороне Российской империи, при этом курды-мусульмане активно участвовали в геноциде армян и ассирийцев на стороне турок. В результате многим езидам пришлось эмигрировать в Российскую империю, а потом в Страны Европы.
Саддам Хусейн. Президент Ирака с 16 июля 1979 года по 9 апреля 2003 года.. Фото: upload.wikimedia.org
Во времена президентства Саддама Хусейна езиды подверглись преследованиям, так, например, во время переписи населения страны их старались записывать в качестве арабов.
У курдов и езидов нет своего государства, поэтому отсутствуют точные данные об их численности. По различным источникам, на планете насчитывается до 2-х миллионов езидов.
В Ираке, в период правления Саддама Хусейна их пытались регистрировать в качестве арабов. Курдскими властями, контролирующим Север Ирака, после свержения его режима предпринимались попытки ассимилировать езидов.
Исторически езиды испытывали притеснения со стороны мусульманского большинства, считающего их «неверными». С 2014 года езиды стали жертвами геноцида в Ираке со стороны исламистских террористических организаций.
Из-за тайного характера религии езидов и отсутствия у них письменной передачи знаний о ней, она плохо изучена
Какая вера у езидского народа исследователи точно не знают. Дело в том, что она закрыта для непосвященных и передается только устным способом. Из-за этого она плохо изучена. Достоверно известно, что основателем или реформатором этой религии является Шейх Шариф Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162).
Произошло это в XII веке. Шейх Ади основал суфийский орден адавийя, на основе которого образовалась община езидов; окончательно вероучение сложилось к XIV—XV векам.
По преданию езидов, он — переродившийся в облике человека верховный архангел, наряду с Малак Таусом.
Страница из езидской рукописи «Китаб Джальва». «Китаб Джальва» — это одна из священных книг езидов. Фото: upload.wikimedia.org
Вера езидов по своему вероучению близка к вероучению других синкретических курдских религий — алевитов и али-илахов. Вместе они объединены под названием язданизм. Она опирается на устную традицию.
Кроме того, также имеются и священные книги: с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная книга», «чёрный свиток»).
Кроме того, источниками вероучения езедизма являются религиозные гимны: «кавлы» (или «каулы», от араб. قول qawl «слово, речения») и «бейты» (отараб. بيت bayt «двустишие»), важнейшие из многих жанров молитвенной поэзии, наряду с дуа, джандиль, дуруз, мисхабат. Знатоки и певцы этих гимнов составляют низшее духовное сословие — каввалов.
Первым, древнейшим кавлом считается так называемый «Qewlê Xwedê» (Изречение Бога):
Qewlê Xwedê û nebî
Her kes ber bi rîya xwe bî
Слово Бога и Пророков [преподал он мне]:
Каждый пусть идет своим путём (досл. «в направлении своего лица смотрит»).
Исследователи после изучения этого гимна сделали вывод о позднем происхождении езедизма.
Так в нём присутствуют арабские слова mal «имущество, дом», qewl «изречение», nebî «пророк(и)», mereb «наставник, воспитатель», а также персидские her kes «каждый», rî «лицо, сторона (от رو)» и общеиранское Xwedê «Бог».
Езиды в качестве главы ангелов почитают Малак Тавуса или ангела-Павлина
Езиды почитают Малак Тавуса, у которого еще сеть следующие имена: Пири Малакки-Таву, Мелек-Тавуз, Тавуси Малак. Они переводятся как «ангел-Павлин». Это глава ангелов в езидизме и его обычно изображают в виде павлина.
Езиды верят в то, что Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом. Тавуси Малак является главой пантеона архангелов в религии Езидов. Их вероучение говорит о том, что он — это эманация единого Бога. Молятся они Малак Тавусу 5 раз в день.
Теория сотворения мира в езедизме следующая:
В исламе и христианстве существует критика езедизма потому, что часто мусульмане и христиане зачастую ассоциируют почитаемого езидами верховного архангела или божества Малак Тавуса с Иблисом или же падшим ангелом.
Также его по-арабски называют Шайтан или же «дьявол». Это является поводом для ошибочного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве. Именно поэтому езиды всегда сталкивались в исламском мире с непониманием.
По-русски езидов даже называли «чертопоклониками». Современное востоковедение говорит о том, что: «Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола».
Кто такие езиды и почему они бегут от ИГИЛ
На 4-ой минуте автор рассказывает о том, что джихадисты отождествляют езидского ангела Малакки Тауса с Дьяволом (Шайтаном).
До нашего времени дошли устные предания, связанные с Тавуси-Малаком. Существует несколько их вариантов, так один из них говорит о том, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку.
Основная версия легенды о нем утверждает, что Малаки Тауса был особо предан Богу как создателю и поэтому отказался поклониться Адаму. Только Господь его Творец и никому больше он поклоняться не захотел.
За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами.
За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. В езидизме Тавуси Малак отожествляется со словом Шамс (Солнце).
Противники езедизма среди мусульман считают езидов дьяволопоклонниками
В связи с тем, что особым почитанием у езидов пользуется Малак Тавус, критики езедизма из исламского стана часто путают его с Иблисом или падшим Ангелом, хотя в езедизме его ассоциируют с Ангелом Азраилом.
В результате они зачисляют езидов в дьяволопоклонники. При этом езиды признают существование Бога-Творца и семи его ангелов.
Лалеш, храм, построенный храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафир в Лалаше. Это главная святыня езидизма. Фото: upload.wikimedia.org
Главная святыня езидов — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафир в Лалаше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов (архангелов).
Периодически их с процессиями носят по селениям езидов представители специального сословия — кавлы.
Езиды делятся на две основные касты
У езидов традиционно существует две касты, которые представляют духовное и светское сословие. Духовная каста делиться на три главные группы. Их члены не имеют права вступать между собой в браки. Это:
При участии шейхов и пиров проводятся все ритуалы у езидов, например, при рождении ребенка или же по случаю свадьбы.
Низшие степени духовенства у езидов следующие:
Что же касается светской или мирской касты, то её основу составляют мюриды (мриды). Это ученик, послушник, мирянин; при этом каждый шейх и пир тоже является мюридом по отношению к своим шейху и пиру.
Высшей духовной властью у езидов обладает «шейх» («шейхан»). Это потомок шейха Шарифа Ади ибн Мусафир. Его воля признавалась священной для каждого езида, в том числе, и для «эмира» («мира») — высшего представителя светской власти.
Во времена Османской империи последнего утверждала Османское правительство. В наше время обе эти должности совмещены в одном лице «мир-шейхана», которым с 1944 года является Мир Тахсин Бег.
В числе наиболее страшных грехов езидов числятся так называемые «се харф» три смертных греха:
В жизни езидов большую роль играют публичные религиозные праздники
Общины езидов большое внимание уделяют празднованию публичных религиозных праздников — Рожие Эзид (трехдневный пост), праздник сотворения мира (Aida Ezid) который следует за ним и празднуется в декабре.
Пост в память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня. Кроме того, важнейшим семейным праздником является первая стрижка мальчиков шейхом (биск).
Видеоролик. На видео запечатлен процесс празднования езидами Нового Года (Сарсала), очень почитаемого праздника в езедизме.
У езидов Новый Год (Сарсал) отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красный четверг»). К этому празднику специально пекут куличи (клоч), а также красят яйца.
Эти дары относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай.
После того, как отметят Новый Год, езиды в течение месяца ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Это сопровождается большим ликованием.
Так езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана. Праздник Езидов (Аиде Эзиде) празднуется во вторую пятницу декабря. Через неделю празднуется Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале Хыдыр Наби (Хызр).
Приверженцев езидизма преследуют радикальные исламские группировки
В наше время езиды подвергаются преследованиям и гонениям в местах их компактного проживания. Связанно это с особенностями езидизма, благодаря которым езидов часто принимают за дъяволопоклонников, хотя это не так.
В результате их преследуют не только власти тех стран, в которых они проживают, но и радикальные исламские группировки.
Северный Ирак, курдские (езидские) беженцы. В современном мире езиды подвергаются преследованиям со стороны исламских фундаменталистов из-за особенностей их веры
Делается это для того, чтобы с целью защиты ими своей древней религии и привлечения внимания к геноциду езидов. При этом курды призывают к этому и другие народы Курдистана.
От павлина до Сатаны Древняя религия езидов снова стала причиной гонений на ее приверженцев
Времена гонений на последователей одной из самых загадочных религий мира — езидизма — вернулись. На протяжении веков курды, приверженцы древних верований, страдали от притеснений со стороны мусульман. В начале августа ситуация повторилась. Тысячи езидов были блокированы на севере Ирака исламистами — жертвы среди курдов исчислялись сотнями. Даже в Европе отмечены случаи нападения на курдов-езидов. Зачастую преследования этой этноконфессиональной группы обосновываются тем, что якобы езиды поклоняются Сатане.
Быть езидом
Езиды — курдская этноконфессиональная группа, проживающая в основном в Ираке (районы Шангал и Шейхан), а также в Армении, Сирии, Грузии, Турции и некоторых европейских странах. В России общины езидов официально зарегистрированы в Сургуте, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Туле, Ярославле, Самарской и Ульяновской областях, проживают они и в других местах — Московской области, Краснодарском крае.
Аслан Усоян (дед Хасан)
Фото: Melirius / Wikipedia
Некоторые представители езидов приобрели известность в нашей стране: это певица Зара, советский футболист Гурам Аджоев, чемпион Европы по кикбоксингу Брои Омари, чемпион мира по боксу Михаил Алоян, криминальный авторитет Аслан Усоян по прозвищу Дед Хасан. Оценить численность езидов довольно сложно, так как зачастую из соображений собственной безопасности они называют себя курдами или арабами. Юрий Набиев, исследователь и президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом, говорит, что, по максимальным оценкам, в мире проживает около 2 миллионов езидов, из них 700 тысяч — в Ираке.
Вообще, проблема самоопределения остается для езидов достаточно острой. Юрий Набиев в своих работах отмечает, что одной их самых актуальных проблем для них является идентификация: несмотря на то, что этнически езиды являются курдами, некоторые приверженцы езидизма агрессивно относятся к тем, кто определяет себя как курда по национальности и езида по вероисповеданию. Существует также категория езидов, которая признает общие корни с курдами, считая, что большая часть единого народа насильственно была обращена в ислам.
Езиды и «Исламское государство»
По сообщениям ВВС, американские и британские военные самолеты несколько дней сбрасывали людям продовольствие и еду, однако к 12 августа, по данным ЮНИСЕФ, от обезвоживания погибли 56 детей. Барак Обама заявляет о том, что США помогали и будут помогать курдам и правительству Ирака в борьбе с исламистами.
Девочка-езидка, бежавшая из иракского города Синджар, на пограничном пункте Фишхабур (иракско-сирийская граница), 13 августа 2014 года
Фото: Youssef Boudlal / Reuters
Отголоски этих военных действий ощущаются и в Европе: проживающие там езиды пытаются привлечь внимание к иракским событиям, призывая людей выходить на демонстрации. Так, 6 августа езид Ишхан А из немецкого города Херфорд наклеил на витрину своей закусочной плакат с текстом в поддержку единоверцев. В ответ на это шестеро вооруженных исламистов ворвались в закусочную с криками: «Мы убиваем вас в Ираке, мы убьем вас и здесь». Ишхан А и посетители заведения получили ножевые ранения. Вследствие инцидента в Херфорд приехали езиды из близлежащих городов, исламисты также организовали своих единомышленников. В результате этого завязалась массовая драка, полиция задержала 86 человек.
Верные «неверные»
Ученые не имеют единого мнения о происхождении езидизма. Большинство придерживается гипотезы о том, что его корни уходят во II тысячелетие до нашей эры. По сути, езидизм является синкретической религией, вобравшей в себя элементы зороастризма, ислама, христианства и иудаизма. В современном виде езидизм сложился после реформ Ади ибн Мусафира (Шейха Ади), родившегося в 70-х годах XI века. Чем-то его роль в религии курдов напоминает роль Мухаммеда в исламе. До сих пор ведутся споры о том, кем был Шейх Ади по происхождению: курдом или арабом. Известно, что он изучал суфизм (мистическое течение в исламе, ставящее целью воспитание человека, свободного от мирской суеты и возвышающегося над негативными качествами своей природы), привнеся его влияние и в езидизм.
Шейх Ади похоронен в Лалеше — храме рядом с городом Мосул, месте паломничества езидов. Над входом в храм изображены львы, павлины и змеи. Павлин — священное для езидов животное, на арабский язык слово «павлин» переводится еще и как «украшение», а «змея» сходна по написанию со словом «жизнь». В этих символах специалисты видят отражение традиционной суфийской доктрины о внутреннем и внешнем созерцании, а сами животные являются героями суфийских притч.
Иракские езиды посещают святыни в храме Лалеш
Фото: Safin Hamed / AFP
В виде павлина изображается Малак Тавус, или Азраил. Он занимает первое месте в иерархии езидских ангелов, которым бог поручил управлять вселенной после того, как сотворил ее. Именно поэтому, наверное, езидов обвиняют в сатанизме. В исламе и иудаизме Азраил — это ангел смерти, который помогает людям перейти в иной мир. В Талмуде он идентичен Сатане, в «Апокалипсисе» именуется «Ангелом гнева», мучающим грешников после Страшного суда, а в основном священном тексте сикхов «Гуру Грантх Сахиб» имя ангела смерти — Азраа-иил.
Фото: Xomthas / Wikipedia
Из-за того что езиды всегда скрывали подробности отправления своих религиозных ритуалов, распространение ложных слухов об их вероисповедании — не редкость. Этому способствовал, например, Говард Ф. Лавкрафт, который описал леденящие душу ритуалы езидов в рассказе «Кошмар в Ред-Хуке». Детектив Мелоун, расследуя преступление, сталкивается с сектой езидов и попадает в место, где обитают их божества: мать демонов Лилит, пожирающая детей (которых воровали для нее езиды), Сатана, чудовищные животные, ожившие мертвецы. Всех этих вызванных езидскими заклятиями гостей из загробного мира Лавкрафт называет «злом, появившемся на Земле во времена, когда не существовало еще ни человеческой истории, ни самого человечества».
Езидами не становятся — езидами рождаются
Тем не менее предположения о том, что Малак-Тавус — олицетворение зла, а езиды — дьяволопоклонники, не имеют ничего общего с представлениями самих езидов о божестве. Александр Сергеевич Пушкин, первым из русских писателей упомянувший езидов, в «Путешествии в Арзрум» пишет, что во время этой поездки он встречал представителей многих народов Закавказья, среди которых были распространено мнение о дьяволопоклонничестве езидов. Пушкин, встретив главу езидской общины, старался узнать у него правду об их вероисповедании, и «очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются».
«Путешествие в Арзрум»
На самом деле, Малак-Тавус олицетворяет огонь в двух выражениях — как тепло и свет, а также как пожар и разрушение, обозначая тем самым наличие доброго и злого начал в каждом человеке. С ангелом-павлином связано множество легенд, в частности о том, что, когда Малак-Тавус отказался подчиняться созданному богом человеку, бог изгнал ангела из рая и отправил в ад. Малак-Тавус, видя страдания грешников, плакал в течение 7 тысяч лет и затопил ад своими слезами. Однако неверным будет полагать, что Малак-Тавус и падший ангел Азазель — один и тот же персонаж. Езиды верят, что Бог простил Малак-Тавуса и вернул на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. Вознесенный на небо Малак-Тавус также воспринимается езидами как око Солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь.
Но не только Солнце рассматривается езидами как объект поклонения. В езидизме существуют обряды, связанные с поклонением Луне и звездам, горам, камням, воде. Как правило, такие обряды (воздание молитв, совершение жертвоприношения) осуществляются в начале весны, в честь пробуждения природы. Жертвоприношение — практически исчезнувший обычай, но раньше практиковалось довольно широко: для исцеления больного, для успешного завершения сложного дела, в честь Нового года. В качестве жертвенного животного обычно выступал баран или белый петух.
Празднование Нового года у езидов в храме Лалеш
Фото: Safin Hamed / AFP
В наши дни празднование Нового года (Сари Сале) проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) в честь прихода весны и напоминает христианскую Пасху. В храме Лалеш совершается торжественная служба, зажигаются 365 свечей — по одной на каждый день года. Езиды красят яйца, пекут лепешки и куличи, обмениваются ими с соседями. Выкрашенные в разные цвета яйца символизируют жизнь и многоцветность мира. Скорлупу от яиц рассыпают в поле, чтобы земля подарила хороший урожай. Согласно священным книгам, в этот день бог собирает всех ангелов во главе с Малак-Тавусом и посылает одного из них на землю, чтобы он украсил ее новыми растениями и цветами.
В езидизме есть только две священные книги — «Джилва» («Книга откровения») и «Масхафе Раш» («Черная книга»). Вообще, религия практически бесписьменная, так как письмо в езидских (так же, как и в зороастрийских) представлениях вмещает в себя таинство веры, а его необходимо беречь. Огромное значение для учения имеют кавлы (религиозные гимны) и бейты (песенные отрывки из мифологических поэм), именно на их основе происходит передача езидизма из поколения в поколение, на них базируются и исследователи при изучении религии.
Езидизм, как большинство мировых религий, нельзя принять — езидом можно только родиться. Все общество езидов разделено на три замкнутые касты — две духовные (шейхи и пиры, без участия которых невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон) и одну мирскую (мюриды). Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Из-за того что в настоящее время езиды живут в разных странах отдельными общинами, во-первых, начинают формироваться небольшие различия в отправлении религиозных ритуалов, а во-вторых, возникает проблема вырождения. Если общины не установят между собой прочные связи, в скором времени не исключены родственные браки внутри каст, что станет причиной генетического вырождения народа.
Беженцы-езиды спасаются бегством от резни, устроенной исламистской группировкой «Исламское государство», 10 августа 2014 года
Фото: Rodi Said / Reuters
Проблема разобщенности езидов затрагивает не только культурный, но и политический аспект их жизни. Часть из них активно сотрудничает с курдскими политическими партиями, часть — поддерживает арабов-суннитов (это сотрудничество возникло из-за распространяемой при Саддаме Хусейне теории, что езиды не имеют ничего общего с курдами). Однако сотрудничество с курдами других вероисповеданий необходимо езидам прежде всего для противостояния исламистам. На днях делегация Иракского Курдистана посетила несколько европейских стран, попросив у международного сообщества помощи, а именно — направить в регион более современное вооружение для защиты езидов и других национальных меньшинств от исламистов. Курдские активисты символически принимают езидизм с целью привлечения внимания к истреблению езидов и призывают к этому другие народы Курдистана
Специалисты полагают, что для спасения своих общностей езидам также необходимо наладить связи между собой, сформулировать четкие политические требования и добиваться их выполнения, а также стать более открытыми для тех людей, с которыми они проживают на одной территории: со временем это поможет избавиться от ошибочных представлений о езидах и их религии. Если езиды будут индентифицировать себя как специфическую часть курдской нации, не противопоставляя себя курдам, они смогут сохранить свою древнюю религию.
Езиды — вечные борцы за свои права и свободу
Езиды являются субэтносом курдов. Во время Первой мировой войны воевали с Османской империей на стороне Российской империи. Примечательно, что в этот период, многие курды–мусульмане были активными участниками геноцида ассирийцев, армян на стороне Турции. Еще с древних времен народ был притеснен мусульманами, которые считали их «неверными». С 2014 года террористическая организация «Исламское Государство Ирака и Леванта» (запрещена в РФ) начала геноцид против народа на территории Ирака. В Армении община езидов начала формироваться с 1877 по 1878 годы, во время Русско-турецкой войны.
У народности есть организации, самыми известными из них являются общественно-политическая партия «Езидхана», Национальный союз езидов. Деятельность союза в большей степени направлена на культурно-просветительную жизнь народа. Партия «Езидхана» — единственная во всем мире партия, основанная езидами. Ее деятельность направлена на сплочение представителей народа, сохранение его национальной самобытности, духовного, морального облика езидов, политической сплоченности, сохранение любви, преданности заветам предков, защиту политических, гражданских прав представителей народа. Партия соблюдает демократические принципы, ценности, идеалы, у нее свой устав, программа, в соответствии с которыми она действует. «Езидхана» придает важное значение образованию, в особенности национальной школе. Партия разработала планы, направленные на развитие, сохранение национальной культуры, традиций. Налажено сотрудничество со всеми организациями, выступающими за защиту свободы, конституционных прав национальных меньшинств.
Где живут
Народность проживает в основном на севере Ирака в Иракском Курдистане, Европейских странах. Общинами живут в селах регионов Арагацотн, Арарат, Ширак, городах Ереван, Абовян, Ванадзор, Ташир, Дилижан. Народ мигрировал на восток Армении тысячами, где обосновался в районах Апарана, Сурмалу, Талина, Аштарака, Эчмиадзина, Армавира. Во время Первой мировой войны, армянского геноцида, произошла еще более сильная миграция. Езиды бежали из провинции Карс, Ван, Сурмалу и тоже обосновались в районах восточной Армении. Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.
Численность
Точных данных о езидах и курдах нет, до сегодняшнего дня не создана общекурдская национальная государственность. По различным данным, всего в мире проживает около 2 миллионов представителей субэтноса. Когда у власти был Саддам Хусейн, езидов пробовали регистрировать как арабов. Когда режим был свергнут, курдские власти, под контролем которых была северная часть Ирака, тоже попытались ассимилировать езидов.
Название
Существует три варианта происхождения этнонима «езиды»:
История
Предки езидов проживали на севере Ирака с древних времен. Во времена существования Османской империи, вынуждены были переселяться в соседние государства, спасаясь от истребления, защищая свою свободу. Мусульманский мир подверг народ гонениям, которые длились веками. За 12 столетий на езидов 72 раза нападали соседние исламские народы, устраивали геноцид, стремились уничтожить их культуру, веру.
Народ говорит на эздики, который является диалектом курдского языка курманджи, принадлежащего иранской группе арийской ветви индоевропейской семьи языков. В 11 веке у народа существовал свой алфавит из 33 букв, который не используется сегодня. Благодаря инициативе академика Азиза Тамояна, журналиста Хасана Тамояна на основе латинских, русских букв был создан новый алфавит. Сегодня на нем издаются художественные книги, учебники, газеты. У езидов есть национальная школа, на езидском языке ежедневно выходит передача на радио.
Религия
Народ исповедует синкретическую религию езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства. Езиды верят в существование единого бога, его семи ангелов, из которых самый главный Малак Тавус, или «Джабраил», изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, который жил в 11-12 веках. Езиды почитали его как пророка. Они верили, что он ангел, переродившийся в человеческом облике. Окончательно вера сложилась в 14-15 веках.
Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию. Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:
Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:
Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считали поклонниками злого духа.
Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.
Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:
Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.
У езидов, исповедующих езидизм, существует ряд запретов. Самые многочисленные из них связаны с пищей. Запрещено есть мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат, тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, которая считается траурной. В бане мыться запрещено, что связано с осквернением воды. Нельзя произносить «шайтан», слова близкие с ним по звучанию. Три самых страшных греха:
По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Один из таких случаев даже стал темой сюжета в CNN. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.
Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.
Внешность
Одежда
Традиционный костюм езидов тараз и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ. Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду, состоящую из двух фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавку (элак). Зимой надевают куртку из бархата (колк), пояс из шерсти (бане пште), головной убор конусообразной формы, обшитый серебряными монетами. Украшают одежду серебряными поясами (камарами). К своему традиционному костюму езиды относятся очень уважительно. Мужчины носили длинную бороду, заплетали волосы в косу.
Жизнь
Раньше большая часть народа жила в труднодоступных горах, куда не могли проникнуть враги завоеватели. Веками им приходилось обороняться, защищать свои земли. Вокруг жилищ строились высокие каменные ограждения. Живут езиды общинами, они делятся на разные роды со своим названием, которые им дали исторические предки.
Основная деятельность езидов с древних времен — скотоводство. Разводят в основном овец. Помимо этого занимаются садоводством, земледелием. Среди современных представителей народа есть служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной, технической интеллигенции, которые живут и работают в городах. Среди женщин издавна развито ткачество, пошив одежды. Они изготавливают ковры, карпеты, различные украшения для одежды.
Культура
Традиционная культура народа состоит из нескольких жанров:
Все они отражают вековую мудрость, национальную самобытность народа.
Музыкальные инструменты езидов:
Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.
Присутствует в культуре прикладное искусство. Езиды являются большими мастерами рукоделия, все изделия создаются с национальным, ярко выраженным колоритом.
Традиции
Основные религиозные праздники, которые отмечают верующие езиды:
Самой важной из семейных традиций является первая стрижка мальчика, проводит которую шейх «биск».
Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.
Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.
Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку.
Жених должен выкупить подушку невесты, если ему удается, невесту выпускают из родного дома, при этом у езидов принято, чтобы гости невесты слегка несколько раз ударили его по макушке выкупленной подушкой, приговаривая «быть вместе вам до старости». Потом все идут к дому жениха, под веселую национальную музыку.
Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее. Все три узла символизируют:
Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.
После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.
Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.
Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество.
Известные люди
Среди представителей народа есть выдающиеся личности, чьи достижения широко известны :