к какой триединой цели урока относится работа по формированию толерантности уважения чужих взглядов
Урок по обществознанию «Толерантность»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Название работы: урок «Толерантность».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока – лабораторно-практическое занятие с элементами групповой работы.
Цель урока: формирование у учащихся активной гражданской позиции, овладение основами правовой культуры; развитие умений: осуществлять поиск информации, извлекать ее из неадаптированного оригинального текста, анализировать информацию, характеризовать международный нормативно-правовой документ, представлять собственные суждения и аргументы, защищать свою точку зрения; работать в группе.
Задачи. Формирование и развитие универсальных учебных действий:
познавательных: поиск, отбор, переработка, структурирование, анализ информации; работа с научными понятиями; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
регулятивных: контроль в форме сличения своих ответов с заданным эталоном (презентацией) с целью обнаружения отличий (ошибок, недочетов);
коммуникативных: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; осуществление межличностного общения, умение работать в группе; доносить свою позицию до других; толерантно строить свои отношения с учащимися иных позиций и интересов, находить компромиссы;
личностных: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Основные понятия: «толерантность»; «декларация»; «принципы толерантности», «черты толерантной личности».
Оборудование урока: компьютер (ноутбук), мультимедиапроектор, экран, презентация; текст нормативно-правового документа (на каждую группу), раздаточный материал (психологический тест).
Основные этапы урока. План изучения нового материала.
Эвристическая беседа. Понятие «толерантность». Беседа о подвиге Шаварша Карапетяна. Черты толерантной личности.
Лабораторное занятие: анализ неадаптированного международного нормативно-правового документа «Декларация принципов толерантности» (терпимости). Характеристика документа.
Практикум «Познай себя»: психологический тест «Насколько вы терпимы».
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Слайд №1. Тема урока.
Мотивация. Звучит песня из м/ф Смешарики «Азбука прав ребенка» (продолжительность 16 секунд), слайд №2:
Я имею право быть черным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь свое имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всем белом свете.
Мы имеем право – мы дети!
Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний.
Вводное слово учителя (слайды №3-4).
1 вопрос: понятие «толерантность». У вас на столах находятся словари. Найдите значение слова «толерантность» в русском языке (разные трактовки понятия).
Видеосюжет о Шаварше Карапетяне.
Задание. Посмотрите видеосюжет об уникальном человеке, имя которого известно во всем мире и ответьте на вопрос: в чем состоит подвиг Шаварша Карапетяна, и в чем проявилась в данной ситуации толерантность?
(подвиг – Шаварш Карапетян спас 20 человек из затонувшего троллейбуса; толерантность: спасая людей, спортсмен не задавался мыслью, люди какой национальности находятся в троллейбусе, каких религиозных убеждений, социального происхождения и т.д.).
Вопрос для обсуждения. Какие качества необходимо вырабатывать, развивать у себя, чтобы стать толерантным человеком? (слайд №6)
Слайд №7. Примерные ответы учащихся. Черты толерантной личности: чувство юмора; чуткость; доверие; снисходительность; терпение; альтруизм; гуманизм; способность к сопереживанию; умение не осуждать других; умение слушать; умение владеть собой; любознательность и др.
2 вопрос: Характеристика документа «Декларация принципов толерантности».
Работа с документом «Декларация принципов толерантности» 1995 г., слайд №8. Анализ декларации (см. приложение 1).
Задание к документу: на основе анализа документа дайте характеристику Декларации. Вопросы для характеристики учащиеся формулируют самостоятельно, устно, корректируют формулировки, выстраивают логику ответа. План характеристики сверяют с образцом (слайд №9).
Каждая группа получает задание в виде таблицы.
Воспитание толерантности
Развал коммунистической ценностно-нормативной скрепы в СССР на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века породил нравственно-идеологический вакуум, который быстро заполнился в некоторых регионах страны этноцентристским и интолерантным суррогатом, стимулировавшим этнические чистки, этноцид, религиозную этническую дискриминацию.
Сейчас наиболее остро встал вопрос о толерантном воспитании школьников. На базе МО начальных классов создана творческая группа “ Воспитание толерантности и этнокультурное образование младших школьников”
Что же такое толерантность?
“Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”. (Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО).)
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитаниютолерантности у детей и подростков.
Черты, присущие толерантной личности и интолерантной личности.
Толерантная личность
Интолерантная личность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный
* В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.
* С точки зрения философии толерантность — это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.
* В этике понятие “толерантность” отождествляют с понятием “терпимость” — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения.
Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
* Толерантность в сфере межнационального общения — это признание ценности “другого”, отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность — акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей. При этом, как отмечает Ю.М. Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений. То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога. Необходимо, чтобы срабатывало “золотое” правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же. как к себе, а к себе, как к другому.
Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями (бедные и богатые), между родителями (или значимыми взрослыми) и детьми, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем и т.п. Каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования и, конечно, формами и способами его формирования. Поэтому, апеллируя к этому понятию, необходимо уточнять, о каком именно виде идет речь.
Рассматривая толерантность как основу, базовое положение мультикультурного образования, необходимо охарактеризовать толерантность между различными этносами.
При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача — помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.
* Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование толерантности? Мы считаем, что формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
* Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и
не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств — через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.
* На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Наша педагогическая задача — помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.
* Этнический стиль поведения определяется единством противоречий этнического и социально-экономического, политического, природного и многих других факторов. В свою очередь, эти факторы обусловливаются особенностями трудовой деятельности, характером фольклора, быта и других форм жизнедеятельности людей. Специфика этнического поведения также тесно связана с религиозными нормами, находит свое отражение в обычном праве.
* Человека, впервые оказавшегося в области другой этнокультуры, этническое поведение, традиции, обычаи, бытующие в этом обществе, могут удивить, вызвать непонимание, а нередко и неприятие. Однако более глубокое знакомство с особенностями этнокультуры обнаруживает функциональность сложившихся обычаев и традиций.
* Часто сложившиеся этнические традиции и обычаи существуют благодаря тому, что выполняют здравоохранительную или какую-либо другую жизнеохраняющую функцию. Например, житель Севера России, не знающий обычаев народов, проживающих в Средней Азии, может сильно удивиться, узнав, что такой известный ему напиток, как чай, который он привык применять в качестве согревающего средства, употребляется в жарком климате для преодоления нестерпимой жажды.
* Этнический расизм, этническая интолерантность, невежество и нежелание узнать культуру другого народа, неуважение к этнокультурным различиям увеличивают пропасть или, говоря языком социологов, “культурную дистанцию” не только среди школьников, но и между самими учителями, между школьниками и учителями. Все это приводит к снижению самооценки тех ребят, которые подавляются доминирующей труппой, отрицательно сказывается на учебе тех, кто составляет этническое меньшинство в классе, ведет к ксенофобии (боязни чужого), русофобии и другим отрицательным последствиям.
* Условия, при которых система формирования толерантности будет эффективна, включают в себя:
развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);
включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; •создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;
проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.
Реализация поставленных задач через:
Реализация работы 1 блока осуществляется через экскурсии, концерты; через подбор игр, пословиц, поговорок, текстов этнического и краеведческого характера, использование которых на уроках ОЗОМ, чтения, русского языка и математики передавали бы мир культурно-национальных ценностей своего народа.
«Все мы разные, но мы все вместе»
Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о «факторе объединения» данной группы, толерантность к себе и к одногруппникам.
Упражнение «мировое приветствие».
Приветствовать одногруппников без слов принятыми в различных странах способами:
Упражнение «Я – хороший, ты – хороший»
Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.
«Разные миры – одна планета»
Цель: развить навыки общения, необходимые для установления педагогического взаимодействия на основе толерантности
Упражнение «Добрый день, шалом, салют»
Необходимо приготовить для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках, (возможно с помощью членов группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит в поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.
Следует попросить участников начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной. Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя. В заключение можно предложить участникам кратко обменяться впечатлениями.
Занятие “Пазлы”
Попросите детей собрать мозаику.
— Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас всех разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами.
— А что у всех детей общее?
(Учеба, получить образование, игры, интересы)
И чтобы добиться этой цели (сплоченный коллектив, объединенный общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.
Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Конспект занятия «Урок толерантности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное казённое образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
(ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ, ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, РИСУНОЧНЫЙ)
Воспитатель 2 группы.
ТЕМА: УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Цель: формирование у детей установки на толерантное поведение.
закрепить у детей знания качеств и поведения толерантного и не толерантного человека;
учить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
корригировать межличностные отношения между детьми через тренинг;
развивать навыки рефлексии;
развивать навыки саморегуляции;
развивать коммуникативные навыки.
воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Материалы: 1.мультимедийное оборудование,
3.фломастеры, ватман, игрушка.
Заключительная часть: рефлексия занятия.
Первый этап – организационный.
( В комнате стулья расставлены по кругу).
Педагог: Проходите, ребята, садитесь. Теперь представьтесь. (Дети по очереди называют свои имена). Ребята, одно из известных правил общения: называть друг друга по именам. Теперь обратите внимание на перечисленные правила поведения на занятиях.
Доверительный стиль общения;
Общение по принципу «Здесь и теперь» (т.е. говорить сейчас, что думаете,
Искренность в общении;
Активное участие в происходящем;
Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
Уважение к говорящему (т.е. не перебивать, уметь слушать мнение другого).
Педагог: вам понятны правила поведения на занятиях? Постарайтесь в течение нашего занятия придерживаться этих правил. 2
Педагог: Хорошо, молодцы.
2 слайд ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Углубим знания о толерантности, выясним: какими качествами и чертами
характера должен обладать толерантный человек, научитесь анализировать
ситуации, когда проведём тренинг, т.е. ряд упражнений. А в итоге обоб-
щим понятие толерантности с позиции группы, когда нарисуете эмблему
толерантности и поясните её.
Третий этап – игровой (ТРЕНИНГ).
Педагог: итак, кто коротко скажет, что подразумевают под словами «толерантный
Ответ: он с уважением относится к другим людям, уважает их привычки, обычаи, культуру, принимает их такими, какие они есть, т.е. это умение быть терпимым.
Педагог: А какой тогда «не толерантный человек»?
Ответ: Не толерантный человек не уважает других людей, не считается с мнением других, который не умеет слушать других, недоброжелательный, нетерпимый.
Педагог: на доске написаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Ребята, прочитайте и выберите из них самые точные и верные, на ваш взгляд, качества. (Ребята по очереди называют качества)
Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательной работе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование толерантности у школьников
«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста».
(слайд 1)
Первоклассники, приходя в школу, ориентированы (в том числе, и родителями) на учителя и просто игнорируют друг друга. Если с первых же уроков не приучать их к мысли: «Мы единое целое, мы вместе, мы как пальчики на руке, то обязательно возникнет интолерантное мировоззрение».
Тема воспитания толерантности была и есть одной из самых актуальных во всём мире. Она рассматривает и решает проблемы, связанные с отношениями между людьми.
Каким образом мы влияем друг на друга? Какое влияние на нас оказывает групповое взаимодействие и культурные факторы? Что лежит в основе конфликта и почему они возникают между, казалось бы, взрослыми и образованными людьми? С какого возраста они начинаются? Кто виноват? И как избежать не только какой-то определённый конфликт, а как решить проблему межличностной агрессии на мировом масштабе? Пока люди задаются этими вопросами, проблема толерантности будет актуальна.
«Тоleгаntia (лат.)- терпимость, терпение, устойчивость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие»
Так в чём сущность проблемы, и каковы её причины? Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и незнакомых. И всем им приходится уживаться друг с другом и не всегда это получается, иногда неумение общаться приводит к тому, что возникают конфликты. Из года в год люди пытаются найти корень данной проблемы, стараются предпринять всё от себя зависящее, чтобы решить её. И как в любом вопросе нужно обращаться к истокам, так и в вопросе урегулирования конфликтов, нужно, прежде всего, обратиться к воспитанию. Ведь то, каким вырастет человек, какие в него будут заложены основы и зависит то, как он будет существовать в социуме. Рассмотрим воспитание толерантности в современной школе.
(слайд 4)
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.
Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много.
Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.
Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между “Я – идеальным” (представление о том, каким бы я хотел стать) и “Я – реальным” (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба “Я” практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.
Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него зависят. Он стремится снять ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта способность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда отвечают за свои поступки.
Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”. Им трудно относится к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
Ориентации на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жестокая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру [7].
Группы приемов воспитания толерантности:
1.Организация деятельности детей в классе. 2.Организация диалоговой рефлексии. 3.Использование художественной литературы, кинофильмов.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
Воспитание активной жизненной позиции на основе:
осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
осознания своих возможностей;
формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;
осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;
проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);
развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.
По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:
Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет царящая атмосфера в детском коллективе, образовательном учреждении.
Полагаю, что формировать толерантность у младших школьников необходимо через воспитание позитивного эмоционально-ценностного к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств. Какие технологии оптимальны? Конечно, проблемно-диалогические, модульные (движение по схеме: всеобщее; общее; единичное), ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Широкое использование примеров детской художественной литературы насытит занятия мировоззренческими смыслами: «Что случилось с крокодилом?» М. Москвиной, «Сказка о слоненке» Р. Киплинга (перевод К. Чуковского), «Теремок», «Голубой щенок» Ю. Энтина, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена и многие другие Колоссальный результат приносит система занятий «Научись радоваться чужим успехам». Ведь не секрет, как дети относятся к чужим успехам и внешним достоинствам своих друзей, одноклассников . Задача учителя состоит в том, чтобы объяснить маленькому человеку, что кроме положительных эмоций — любви, радости, просто хорошего настроения — мы испытываем и отрицательные: злость, гнев, зависть. Главное — то, как мы умеем с ними справляться! И рано или поздно дети поймут: лучшее лекарство от зависти — это научиться радоваться чужим успехам. Предложите ребятам способы избавления от зависти, например, превращение ее в рисунок или расслабление, думая, например, о красоте природы.
Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Нужно научить учащихся начальной школы уважать не только себя, но и тех, кто рядом, и тогда в старшей школе проблем во взаимоотношениях ребят будет гораздо меньше.
Организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др.
Очень часто взрослые заблуждаются, считая, что раз нет конфликтов, то и проблемы не существует. Однако чем старше становятся дети, тем чаще возникают конфликтные ситуации межличностного характера.
Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя? Думаю, нет, к сожалению не всегда и преподаватели принимают всех детей одинаково, явно выказывая свои симпатии и предпочтения среди учащихся, провоцируя тем самым конфликтные ситуации.
Учителю в формировании толерантных отношений, прежде всего, необходимо содействовать повышению степени коммуникативности у учащихся, то есть желания и умения вступать в диалог, работать в группе, плечом к плечу, и радоваться первым успехам. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
И прежде чем учителю работать над решением данной проблемы, необходимо учитывать следующие критерии толерантности:
o Совместная работа, сотрудничество;
o Уважение окружающих и принятие их мнения;
o Умение ставить себя на место другого;
o Уважение прав быть иным;
o Терпимость к чужой культуре, традициям;
o Отказ от жестокости, давления и агрессии;
o Доброжелательность и милосердие;
o Позитивная лексика в общении с другими;
o Прощение.
Учащиеся и их родители как участники образовательного пространства в духе толерантности должны быть уверены в том, что:
они будут услышаны, к ним отнесутся внимательно, от них не отмахнутся;
проявление любых форм насилия признается противоречащим политике образовательного пространства;
сообщение о проявлении насилия будут расследованы, что их проинформируют об ответных мерах и что в каждом случае будет проведена соответствующая работа;
сообщение о насилии не повлечет за собой негативных для них последствий.
Педагога часто называют “душой образовательного процесса”, поскольку педагог является посредником культивирования идей педагогики толерантности по административной линии взрослых, с одной стороны, развитием данных идей в детском коллективе.
Внеурочная деятельность: «Воспитание эмоциональной отзывчивости»
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.