к какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— создание международных экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— создание международных культурных центров в различных государствах: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).
Могут быть приведены другие примеры.
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.
2) Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.
3) Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного
Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.
Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная, или бытовая, или хозяйственно-бытовая);
2) ответ на второй вопрос: потому что семья Петровых состоит из представителей двух поколений — родителей и детей:
(Ответ, который представляет собой простое перечисление членов семьи, или указание числа «4», не засчитывается).
3) ответ на третий вопрос, например:
— как распределяются домашние обязанности;
— как принимаются решения в семье.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при наличии двух или более сформулированных вопросов, ответы на которые характеризуют семьи данного типа.)
— проценты по депозиту.
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании двух типов источников дохода.)
Элементы ответа могут быть приведены в других формулировках, адекватно отражающих их сущность
В стране Z, экономика которой основана на многообразии форм собственности на факторы производства при приоритете частной собственности, в течение последних 5 лет зафиксирован рост численности трудоспособного населения, не имеющего работы и постоянного заработка. При этом зафиксирован устойчивый рост цен на товары, не сопровождающийся изменением их качества.
Какие два экономических процесса иллюстрирует приведённая ситуация в стране Z? Назовите оба процесса. Укажите по одной любой мере, направленной на борьбу с этими явлениями, которые должно осуществлять правительство страны (сначала укажите явление, затем меру борьбы с ним). К какому типу экономических систем относится экономическая система страны Z? Укажите один любой признак данной экономическая системы, не приведённый в тексте задания.
1. Безработица и инфляция.
2. Ответ на второй вопрос:
— борьба с безработицей – организация общественных работ;
— борьба с инфляцией – регулирование величины ключевой ставки Центрального банка.
3. Рыночная (смешанная) экономическая система.
4. Свободная конкуренция производителей.
В стране X каждые шесть лет происходят выборы в Законодательное собрание, каждые семь лет — выборы главы государства. Основу экономики составляет промышленность, зарождается массовая культура. К какому типу относится общество страны Z? Укажите два признака, по которым Вы это определили. Назовите любые два признака особенностей экономической сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи. Назовите любые два признака особенностей социальной сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи.
1. К обществу индустриального типа.
2. Ответ на второй вопрос:
— основу экономики составляет промышленность;
— зарождается массовая культура.
3. Ответ на третий вопрос:
— основной фактор производства — капитал.
4. Ответ на третий вопрос:
— классовая структура общества;
— рост численности населения и продолжительности жизни.
В государстве Z были проведены реформы, приведшие к отмене законодательно установленных преград для продвижения по службе, которое раньше находилось в тесной зависимости от происхождения. Теперь представители незнатных слоёв населения получили возможность получать образование в высших учебных заведениях, которое им ранее было недоступно, устраиваться на высокооплачиваемые и престижные должности, что приводило к изменениям в структуре общества. Многие выходцы из нижних слоёв общества возглавили крупные общественные организации, которые впоследствии вошли в представительный орган власти. Согласно статистическим данным, около 80% государственных служащих, в том числе на высоких должностях, уже через 20 лет после проведения реформы являлись выходцами из нижних слоёв общества.
Какие две сферы общественной жизни нашли отражение в данном тексте?
Какое социальное явление отражают приведённые в тексте данные?
Используя обществоведческие знания, приведите три любых фактора, способствующих данному явлению.
Назовите два любых вида данного явления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: политическая и социальная (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух сфер);
2) ответ на второй вопрос: социальная мобильность;
3) ответ на третий вопрос, например:
— социально-профессиональный статус семьи;
— уровень развития экономики;
— исторический тип стратификации
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании трёх факторов.)
4) ответ на четвёртый вопрос, например:
— вертикальная и горизонтальная;
— межпоколенная и внутрипоколенная.
(Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух видов.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа.
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— создание международных экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— создание международных культурных центров в различных государствах: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).
Могут быть приведены другие примеры.
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) Межнациональная интеграция. Например, с конца XX века среди европейских стран проходят процессы экономической и политической интеграции, в результате которых образовался и стал расширяться Европейский Союз, который объединяет 27 государств;
2) Межнациональная дифференциация. Например, Каталония стремится выйти из состава Испании, добиться суверенитета и политической независимости;
Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости (сепаратизм);
2) другие причины, например:
— требование культурной автономии;
— борьба за подлинное равноправие.
Могут быть указаны иные причины.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.