к какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию межнациональной интеграции;

2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:

— создание международных экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

— создание международных культурных центров в различных государствах: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Могут быть приведены другие примеры.

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.

2) Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

3) Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

Источник

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи

к какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи. Смотреть фото к какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи. Смотреть картинку к какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи. Картинка про к какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи. Фото к какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи

Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная, или бытовая, или хозяйственно-бытовая);

2) ответ на второй вопрос: потому что семья Петровых состоит из представителей двух поколений — родителей и детей:

(Ответ, который представляет собой простое перечисление членов семьи, или указание числа «4», не засчитывается).

3) ответ на третий вопрос, например:

— как распределяются домашние обязанности;

— как принимаются решения в семье.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при наличии двух или более сформулированных вопросов, ответы на которые характеризуют семьи данного типа.)

— проценты по депозиту.

(Данный элемент ответа засчитывается только при указании двух типов источников дохода.)

Элементы ответа могут быть приведены в других формулировках, адекватно отражающих их сущность

В стране Z, экономика которой основана на многообразии форм собственности на факторы производства при приоритете частной собственности, в течение последних 5 лет зафиксирован рост численности трудоспособного населения, не имеющего работы и постоянного заработка. При этом зафиксирован устойчивый рост цен на товары, не сопровождающийся изменением их качества.

Какие два экономических процесса иллюстрирует приведённая ситуация в стране Z? Назовите оба процесса. Укажите по одной любой мере, направленной на борьбу с этими явлениями, которые должно осуществлять правительство страны (сначала укажите явление, затем меру борьбы с ним). К какому типу экономических систем относится экономическая система страны Z? Укажите один любой признак данной экономическая системы, не приведённый в тексте задания.

1. Безработица и инфляция.

2. Ответ на второй вопрос:

— борьба с безработицей – организация общественных работ;

— борьба с инфляцией – регулирование величины ключевой ставки Центрального банка.

3. Рыночная (смешанная) экономическая система.

4. Свободная конкуренция производителей.

В стране X каждые шесть лет происходят выборы в Законодательное собрание, каждые семь лет — выборы главы государства. Основу экономики составляет промышленность, зарождается массовая культура. К какому типу относится общество страны Z? Укажите два признака, по которым Вы это определили. Назовите любые два признака особенностей экономической сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи. Назовите любые два признака особенностей социальной сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи.

1. К обществу индустриального типа.

2. Ответ на второй вопрос:

— основу экономики составляет промышленность;

— зарождается массовая культура.

3. Ответ на третий вопрос:

— основной фактор производства — капитал.

4. Ответ на третий вопрос:

— классовая структура общества;

— рост численности населения и продолжительности жизни.

В государстве Z были проведены реформы, приведшие к отмене законодательно установленных преград для продвижения по службе, которое раньше находилось в тесной зависимости от происхождения. Теперь представители незнатных слоёв населения получили возможность получать образование в высших учебных заведениях, которое им ранее было недоступно, устраиваться на высокооплачиваемые и престижные должности, что приводило к изменениям в структуре общества. Многие выходцы из нижних слоёв общества возглавили крупные общественные организации, которые впоследствии вошли в представительный орган власти. Согласно статистическим данным, около 80% государственных служащих, в том числе на высоких должностях, уже через 20 лет после проведения реформы являлись выходцами из нижних слоёв общества.

Какие две сферы общественной жизни нашли отражение в данном тексте?

Какое социальное явление отражают приведённые в тексте данные?

Используя обществоведческие знания, приведите три любых фактора, способствующих данному явлению.

Назовите два любых вида данного явления.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: политическая и социальная (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух сфер);

2) ответ на второй вопрос: социальная мобильность;

3) ответ на третий вопрос, например:

— социально-профессиональный статус семьи;

— уровень развития экономики;

— исторический тип стратификации

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании трёх факторов.)

4) ответ на четвёртый вопрос, например:

— вертикальная и горизонтальная;

— межпоколенная и внутрипоколенная.

(Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух видов.)

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа.

Источник

27. Задание-задача

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Блок: Социальные отношения

1. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два другие примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Проведение межнационального фестиваля молодежи определенно направлено на сближение культур различных наций, соответственно, оно относится к тенденции межнациональной интеграции.

К этой тенденции развития межнациональных отношений также относится создание международных экономических и политических союзов, например, НАТО.

Другим примером данной тенденции является создание культурных центров различных стран на территориях других стран. Примерами таких международных центров являются, например, центр латиноамериканской культуры, корейский культурный центр, израильский культурный центр.

2. В Российской Федерации запрещено ущемление прав гражданина по признаку расовой и языковой дискриминации. Как называется это направление политики в РФ? Приведите два любых других примера конституциональных принципов этой политики в РФ.

1. Продемонстрированный принцип политики указывает на национальную политику РФ.

2. В качестве принципов национальной политики РФ можно выделить следующие:

Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

3. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

1. Социальная мобильность продемонстрирована в данном примере.

2. Факторы, повлиявшие на данный процесс.

3. В социологии эти факторы носят название «социальные лифты/каналы социальной мобильности».

4. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

Указанные различия иллюстрируют социальную стратификацию.

Факторы, влияющие на социальную стратификацию:

экономический фактор (доход)

политический фактор (власть)

профессиональный фактор (престижность профессии)

5.Деревенская семья, состоящая из мужа, жены и 5 детей, имеют фермерское хозяйство. Обязанности распределяются таким образом, что жена ответственна за поддержание дома и детей в порядке, а муж и двое старших сыновей занимаются работой на их семейной ферме. В случае, если кто-то из супругов на время уезжает, каждый берет обязанности друг друга на себя. Так, при уезде мужа жена становится ответственной за ферму, а если уезжает жена, то обязанности по уходу за детьми и домом ложатся на мужа

Назовите тип семьи, о котором говориться в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите 2 черты, характерные для данного типа семьи. Проиллюстрируйте одну (любую) из причин примером.

В тексте говорится о партнерском (коллективистском) типе семьи.

Для данного типа семьи характерными чертами являются:

1. Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи.

2. Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи.

Перед таким ответственным шагом, как перевод сына в другую школу в соседний город, вся семья обсудила все плюсы и минусы смены школы мальчика.

6. В современном обществе каждому статусу соответствует совокупность моделей поведения, необходимых для исполнения. Как называется это социальное явление? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые влияют на это явление.

Данное явление носит название «социальная роль».

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

Источник

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию межнациональной интеграции;

2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:

— создание международных экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

— создание международных культурных центров в различных государствах: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Могут быть приведены другие примеры.

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) Межнациональная интеграция. Например, с конца XX века среди европейских стран проходят процессы экономической и политической интеграции, в результате которых образовался и стал расширяться Европейский Союз, который объединяет 27 государств;

2) Межнациональная дифференциация. Например, Каталония стремится выйти из состава Испании, добиться суверенитета и политической независимости;

Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости (сепаратизм);

2) другие причины, например:

— требование культурной автономии;

— борьба за подлинное равноправие.

Могут быть указаны иные причины.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение фестиваля молодежи

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.

2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.

3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.

5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства — нет, неверно. Это является примером сегрегации, апартеида, что неприемлемо с точки зрения демократических ценностей.

2) Этническими общностями являются племена, народности, нации — да, верно.

3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами — да, верно.

4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность — нет, неверно.

5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности — да, верно.

Ответ «2» не является корректныи, так как помимо указанных этнических общностей есть род, и этот список не будет являться полным.

Здесь полный никто не просит указывать.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

а) как этническая общность;

б) как общегражданская общность.

а) общая историческая память;

б) национальное самосознание;

в) национальные интересы;

г) единство языка и т.д.

3) Этническое многообразие современного мира:

4) Межнациональные отношения в современном мире:

а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);

б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) Межнациональная интеграция. Например, с конца XX века среди европейских стран проходят процессы экономической и политической интеграции, в результате которых образовался и стал расширяться Европейский Союз, который объединяет 27 государств;

2) Межнациональная дифференциация. Например, Каталония стремится выйти из состава Испании, добиться суверенитета и политической независимости;

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

В ответе смысл понятия «нация» должен быть раскрыт в рамках трёх подходов:

1) политико-правового: сообщество граждан того или иного государства;

2) социокультурного: общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни;

3) биологического: признание кровной общности главной доминантой нации.

Смысл понятия может быть приведён в иных, близких по смыслу, формулировках

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

В ответе должны быть следующие элементы:

— большинство стран мира придерживается политико-правового и социокультурного подходов;

2) указано одно отличие и одно сходство:

— объединяет: отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа;

— различие: в том, что в первом случае границы нации совпадают с государством, во втором ограничены признаками определённого этноса;

3) Объяснен смысл понятия, например:

— межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

Может быть указано другое различие

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

В ответе могут быть приведены примеры, допустим:

1) русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;

2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;

3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.

Могут быть приведены другие примеры

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

В ответе могут быть приведены следующие направления, например:

1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;

2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;

3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;

4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.

Могут быть приведены другие направления

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию межнациональной интеграции;

2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:

— создание международных экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

— создание международных культурных центров в различных государствах: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Могут быть приведены другие примеры.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, в первую очередь нужно делать для предотвращения межнациональных конфликтов?» Примерно по 17%

респондентов назвали следующие меры: а) заботу властей о людях; б) улучшение работы правоохранительных органов; в) знакомство с культурой, обычаями других народов. Используя знания обществоведческого курса, объясните, как каждая из названных респондентами мер может способствовать предотвращению межнациональных конфликтов.

В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения, например:

а) забота властей о людях обеспечит людям достойные стабильные условия жизни, что сократит поводы для разжигания межнациональных конфликтов;

б) улучшение работы правоохранительных органов будет способствовать сокращению количества преступлений, в том числе и на национальной почве;

в) знакомство с культурой, обычаями других способствует пониманию менталитета других народов, поиску общих черт в разнообразных культурах, что в определённых ситуациях может сгладить напряжённость в межнациональных отношениях.

Могут быть приведены другие объяснения

Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.

2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.

3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.

4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.

5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.

1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения — нет, неверно.

2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y — да, верно.

3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы — да, верно.

4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга — да, верно.

5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y — нет, неверно.

4 ответ не подходит. Это четко видно по диаграмме

Посмотрите внимательно на диаграмму. Черный столбик выше заштрихованного.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».

План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Сущность понятия «межнациональный конфликт»

2. Причины межнациональных конфликтов:

в) конфессиональные и др.

3. Типы межнациональных конфликтов:

а) государственно- правовые;

в) этнотерриториальные и др.

4. Пути разрешения межнациональных конфликтов:

а) создание эффективно действующих международных организаций;

б) достижение соглашения на основе взаимных уступок и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости (сепаратизм);

2) другие причины, например:

— требование культурной автономии;

— борьба за подлинное равноправие.

Могут быть указаны иные причины.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯХАРАКТЕРИСТИКИ
ДифференциацияСтремление нарoдов к coxранению национальной самостоятельности
.Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов

Интеграция — сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов.

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Межнациональные отношения в современном обществе

А. строятся на основе взаимного уважения, толерантности, диалога культур.

Б. отличаются полным отсутствием конфликтов, преодолением национальной нетерпимости, межнациональной розни.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Основные тенденции развития межнациональных отношений в современном мире: межнациональная дифференциация (процесс разъединения, противостояния различных наций, этносов) и межнациональная интеграция (процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций). Действительно межнациональные отношения должны строится на основе взаимного уважения диалога культур, но и конфликтов избежать не удается.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Для ЕГЭ суждение А верно. Хотя это утверждение в ряде случаев декларативно.

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Основные тенденции развития межнациональных отношений:

−межнациональная дифференциал (стремление к сохранению национального своеобразия и как результаты процессы противостояния, разъединения и т. д.)

−межнациональная интеграция (процесс постепенного объединения различных этносов, народов через различные сферы общественной жизни, расширение взаимосвязей.)

Правильный ответ указан под номером: 3.

По-моему здесь явная ошибка.

Должно быть Верно только Б.

Ошибки нет. Стремление сохранить свое национальное своеобразие является одной из тенденций межнациональных отношений. Это проявляется в стремлении носить национальную одежду, в увлечении национальной кухней, в изучении и следовании некоторым обычаям и традициям, в национальных праздниках, языке. Кроме того представители любой этнической общности отделяют себя от других, и стало быть должны существовать и основания для такого отделения, отличия, определяющие своеобразие этноса.

Почему А верно? Речь идёт о современном мире: характерна национальная интеграция, а не сохранение своеобразия.

Характерны обе тенденции: и национальная интеграция (примером является деятельность Европейского союза, стремление в его состав ряда государств ) и дифференциации (например увеличение в 2014 году представительства в Европарламенте правых, отстаивающих национальные интересы, выступающих против миграции). Да и пример Украины тоже иллюстрирует стремление к сохранению национального своеобразия.

Верны ли следующие суждения о демократических основах межнациональных отношений? Демократические основы межнациональных отношений включают в себя

А. возможность граждан самостоятельно определять свою национальную принадлежность.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Правильный ответ указан под номером: 3.

Человек, родители которого англичанка и француз, имеющий канадское гражданство, кто по национальности? Логично предположить, что он определяет это сам.

В паспорте нет графы национальность, а ст. 26 Конституции РФ гласит:

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

В переписном листе Всероссийской переписи населения человек сам указывал свою национальность (открытый вопрос), или мог ее вообще не указывать.

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.

Межнациональная дифференциация — процесс разъединения, разделения, противостояния различных нация, народов, этносов.

Международная интеграция — процесс постепенного сближения, объединения различных этносов, народов через сферы общественной жизни.

Культурный плюрализм — наличие и одновременное сосуществование различных этнических культур в рамках одного национального образования.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.

Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Оба суждения верны.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях в современном обществе?

А. Межнациональные отношения в современном обществе строятся на приоритете диалога культур, взаимного уважения и толерантности.

Б. В современном обществе отсутствуют конфликты на межнациональной почве.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — верно, в большинстве случаев это верно.

Б — неверно, конфликты по-прежнему еще есть.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещённым политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех…

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь серию непредвиденных последствий нежелательного характера…

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений… Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

Какие две сферы (области, направления) общественной жизни, на которые социология оказывает практическое воздействие, упомянуты автором текста? Укажите их. Как, по мнению автора, обеспечивается более ясное (более верное) понимание социальной ситуации?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) две сферы (области, направления):

2) ответ на второй вопрос:

— это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования).

(Ответ на второй вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

В стране Z оппозиционная партия привлекла ведущих социологов для комплексного исследования социально-экономической ситуации и затем на его основе предложила правительству свою программу выхода из кризиса. В ходе данного исследования были опрошены различные категории совершеннолетних граждан. С опорой на текст объясните, зачем нужно было предварительное социологическое исследование. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, по каким критериям осуществлялся отбор респондентов для получения наиболее достоверной информации. (Назовите любые четыре критерия.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснение, например:

— это было нужно для того, чтобы оценить возможные результаты политических инициатив.

(Может быть дано другое объяснение.)

2) четыре критерия, допустим:

(Могут быть названы другие критерии.)

Э. Гидденс отмечает, что «чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни». Приведите любые три аргумента, подтверждающие эту мысль автора.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) знания о наиболее востребованных видах деятельности помогут человеку в его профессиональном самоопределении;

2) анализ информации о состоянии экономической жизни общества, общих тенденциях экономической жизни будет способствовать более эффективному распоряжению полученным доходом;

3) маркетинговые исследования позволяют предпринимателям выбирать наиболее перспективный сегмент рынка.

Могут быть приведены другие аргументы

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— воспитание большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе (или: социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив);

2) объяснение, допустим:

— в полиэтническом государстве социологические исследования о традициях, обычаях, культуре того или иного этноса позволят выявить проблемы межнационального взаимодействия и формировать толерантность.

Элементы ответ могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— воспитание большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе (или: социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив);

2) объяснение, допустим:

— в полиэтническом государстве социологические исследования о традициях, обычаях, культуре того или иного этноса позволят выявить проблемы межнационального взаимодействия и формировать толерантность.

Элементы ответ могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещённым политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех…

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь серию непредвиденных последствий нежелательного характера…

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений… Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *