к какой сфере трудовой деятельности относится профессия швея мотористка
министерства труда и социального развития Краснодарского края
Профессиограмма
Швея
Тип и класс профессии
Презентация профессии
Содержание деятельности
Осуществляет пошив изделий вручную или на разнообразных универсальных машинах (пуговичных, петельных, вышивальных, оверлок и др.). В процессе работы ликвидирует обрыв нитей, меняет шпули, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, проверяет качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия.
Работа сочетает сравнительно простые операции, тарифицируемые по первому и второму разрядам (вывертывание детали, удаление нити временных строчек, вырезание деталей и т.п.), и более сложные операции, выполнение которых требует четвертого или пятого разряда (втачки рукава, соединение воротника с горловиной и др.). Швея может выполнять весь объём работы (швея индивидуального пошива в ателье) или одну из операций (швея-мотористка в крупносерийном производстве).
Трудится в одно- и двухсменном режиме, индивидуально или в составе бригады, в свободном (швея в ателье) или заданном темпе (на конвейере). На конвейере работа характеризуется монотонностью. Профессия имеет 1-5-й разряды.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Швея должна знать: технологию швейного производства, виды тканей, способы обработки, конструктивные особенности и принципы работы обслуживаемого оборудования, ассортимент пошивочных изделий, последовательность выполнения операций пошива.
Должна уметь подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка; регулировать скорость машины при выполнении различных видов швов. Подготавливать крой к работе, проверять его качество; выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов; осуществлять уход, чистку и смазку машин, устранять неполадки в них.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Условия труда
Рабочее место: в помещении. Режим труда: сменный. Профессиональные вредности: высокий уровень шума, высокая нагрузка на зрительный аппарат.
Базовое образование
Подготовку можно получить в профессионально-техническом училище на базе неполного среднего образования, в учебных комбинатах, на курсах, рабочем месте.
Пути получения профессии
Профессиональный лицей №24, 350075 город Краснодар, улица Стасова, 177 (курсовая подготовка).
nfo@24pl.ru
Области применения профессии
Могут работать на предприятиях швейной промышленности, в ателье, салонах, в небольших частных фирмах.
Перспективы карьерного роста
Профессиональный праздник
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2000г. №1111 «О Дне работников текстильной и легкой промышленности» во второе воскресенье июня отмечается День работников текстильной и легкой промышленности.
Профориентационная работа: профессия – швея
Профессия швеи сейчас очень востребована. Работники этой специальности могут шить не только одежду, но также обувь, кожгалантерейные аксессуары, автомобильные чехлы и другие вещи. Платья, пальто, брюки, сумки, шубы, дубленки, – все это продукты труда швей.
История профессии уходит далеко вглубь веков. Необходимость в швейных услугах появилась тогда, когда человеку впервые пришла идея защитить свое тело одеждой – в каменном веке. Тогда каждый сам себе был швеей: мужчины-охотники добывали пищу, а вместе с ней – шкуры животных; женщины шили из них примитивную одежду (набедренные повязки, накидки, головные уборы и т. п.). Прошло много сотен лет до той поры, когда появились всем известные ткани (шелковые, парчовые, шерстяные, атласные, фланелевые и др.) вместе с новыми технологиями пошива такой одежды, которая бы была по плечу очень искусному мастеру. Только в XIX столетии появилась первая швейная фабрика, и именно тогда профессия швеи стала востребованной.
В двадцатых годах XIX в. на дорогах Франции можно было встретить худого, одетого в лохмотьях человека, который бродил от города к городу. Он кормился тем, что показывал публике удивительный предмет – швейную машинку, изобретенную им самим. Варфоломей Тимонье создал в 1755 г. первую механическую машинку, которая шила – и шила хорошо! В. Тимонье организовал швейную мастерскую, где работали 80 машинок. Но недолго просуществовала его мастерская. Боясь конкуренции, парижские портные ночью напали и разгромили ателье-мастерскую, выкинув все машинки на улицу. Уцелела только одна. В. Тимонье использовал иглу с двумя остриями и отверстием посередине. Конструкция машинки была еще несовершенной, и все же она дала толчок к тому, что сразу же несколько изобретателей стали усовершенствовать ее.
В 1814 г. появилась игла с ушком не в тупом конце, а в острие. Наиболее удачную модель машинки для такой иглы-перевертыша создал американский изобретатель Э. Хоу. В 1845 г. он получил патент на швейную машинку с челноком. Он придумал шов из двух ниток. Но игла у машинки Э. Хоу двигалась горизонтально, а ткань двигалась вертикально и могла перемещаться только по прямой линии.
И. Зингер – американский фабрикант и механик – сделал все наоборот: иглу расположил вертикально, а ткань – горизонтально. Ее прижимала при шитье маленькая, но крепкая лапка. Машинка И. Зингера удалась, и слава ее облетела весь мир. В конце XIX в. фирма «Зингер» выпускала в год 600 тысяч швейных машин. Еще и сейчас у некоторых почтенных старушек сохранились старые «Зингеры», которые им достались в приданое от бабушек.
В 1872 г. потребителям была предложена первая модель электрической швейной машины. Ее изобрел русский электротехник В. Н. Чиколев. Машина приводилась в движение маленьким электромотором, который питался от аккумуляторной батареи. На западе ее внедрили в производство сразу, а у нас она стала выпускаться в 50-е годы XX столетия.
Профессиограмма швеи
Названия профессии: Швея /Оператор швейного оборудования
Родственные профессии: Вышивальщица, закройщик, портной, технолог-конструктор
Сферы профессиональной деятельности: обслуживание, производство
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: швея в работе использует разнообразные ручные и механические средства труда, поэтому профессию можно отнести к типу “Человек – Техника”.
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: использование машин с ручным управлением.
Тип профессии по условиям труда: работа в помещении в «комнатных» условиях.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия швеи предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением правил, нормативов, инструкций.
Описание профессии
Швея – специалист, создающий текстильные изделия различного вида с помощью автоматических или полуавтоматических универсальных и специальных машин.
К основным обязанностям швеи относятся:
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Швея должна обладать такими личностными качествами, как терпение, склонность к выполнению однообразных и монотонных действий, устойчивое внимание, усидчивость, аккуратность.
К профессионально важным качествам швеи относятся: отличное зрение и точный объемный глазомер; хорошая координация, ловкость и сноровка рук; высокая тактильная чувствительность пальцев; наглядно-образная память; физическая выносливость; способность интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности.
Медицинские противопоказания
Профессия швеи не рекомендуется лицам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушением функций работы рук, варикозным расширением вен, миопией высокой степени, психическими расстройствами, хроническими заболеваниями бронхолегочной системы; аллергическими реакциями на пыль, продукты животного и растительного происхождения, полимерные материалы.
Требования к профессиональной подготовке
Швея должна знать: технологию швейного производства, ассортимент швейной продукции и свойства материалов; методы и приемы выполнения операций по пошиву одежды из различных материалов; конструктивные особенности обслуживаемых машин.
Швея должна уметь: выполнять на машинах или вручную операции различной степени сложности по пошиву изделий с учетом ассортимента изделий; учитывать свойства применяемых материалов при выполнении соответствующих работ; применять оборудование, инструменты и приспособления при выполнении швейных операций; определять и устранять мелкие неполадки в работе обслуживаемых машин. Она должна уметь подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка; регулировать скорость машины при выполнении различных видов швов; подготавливать крой к работе, проверять его качество; выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов.
Область применения
Швеи/операторы швейного оборудования заняты на предприятиях легкой промышленности в швейном, трикотажном, меховом, валяльно-войлочном, текстильно-галантерейном производствах.
Швеи востребованы в ателье и салонах, отделах ткани в магазинах и т. д.
Условия труда
Швея может работать самостоятельно или в бригаде.
Швея может выполнять весь цикл пошивочных работ (швея-портной при индивидуальной форме занятости и при работе в ателье) или одну операцию (швея-мотористка на производстве).
Швеи работают в специальных производственных помещениях (цехах, залах) швейных предприятий. Швея может работать индивидуально на дому.
Рабочее место швеи – это место непосредственного выполнения швейных операций. Оно должно быть организовано так, чтобы был обеспечен максимум комфорта и безопасности работы специалиста. Рабочее место может включать в себя промышленный стол с установленным на нем оборудованием, дополнительными инструментами, приспособлениями и организационной оснасткой, стул, зону хранения полуфабриката до и после выполнения операции. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Специальная одежда швеи: халат, защищающий одежду от пыли, головной убор, нарукавники и пр.
Профессиональные риски
Для специалистов на швейном производстве существует риск заболеваний бронхолегочной системы, поскольку ряд технологических процессов связан с образованием вредных паров и пыли.
Рабочая поза – положение сидя. Длительное нахождение в таком положении может привести к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее.
Закройщики часто страдают болезнями суставов рук. Нагрузка на зрение в процессе работы очень высокая, особенно если учесть то, что время выполнения технологических операций ограничено.
Требуемое профессиональное образование
Чтобы стать специалистом в области швейного производства, нужно пройти профессиональную подготовку (швея-мотористка) или получить начальное профессиональное образование (оператор швейного оборудования).
Карьерный рост
В настоящее время профессия швеи одна из самых востребованных на рынке труда. Карьерный рост специалиста связан с повышением профессионального разряда. С получением высшего профессионального образования возможно повышение в должности до инженера-технолога швейного производства.
Где можно получить профессию швеи
В Псковской области профессии «швея» можно обучиться в следующих учебных заведениях:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса» (ГБПОУ ПО ПКПТиС)
Отделение Многофункциональный центр прикладных квалификаций
Многофункциональный центр прикладных квалификаций (отделение № 4)
г. Псков, ул. Народная, д. 20,
тел. 8 (8112)72-24-47
Специальности
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
▪ Технолог-конструктор, 3 года 10 месяцев
▪ Технолог-конструктор, 3 года 10 месяцев
Оператор швейного оборудования
▪ Оператор швейного оборудования, Швея, 10 месяцев
▪ Оператор швейного оборудования, Швея, 2 года 5 месяцев
▪ Оператор швейного оборудования, Швея, 10 месяцев
▪ Оператор швейного оборудования, Швея, 2 года 5 месяцев
Портной
▪ Портной, 10 месяцев
▪ Портной, 2 года 5 месяцев
▪ Портной, 10 месяцев
▪ Портной, 2 года 5 месяцев
Швея
Вышивальщица
▪ Вышивальщица, Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, 10 месяцев
▪ Вышивальщица, Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, 2 года 5 месяцев
▪ Вышивальщица, Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, 10 месяцев
▪ Вышивальщица, Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, 2 года 5 месяцев
Закройщик
▪ Закройщик, Портной, 1год 10 месяцев
▪ Закройщик, Портной, 3 года 5 месяцев
▪ Закройщик, Портной, 1год 10 месяцев
▪ Закройщик, Портной, 3 года 5 месяцев
Профессиональное училище № 39 ФСИН, г. Невель
Тесты по трудовому обучению (Обслуживающий труд) 5-8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестовые задания по технологии
1. К бобовым относятся овощи:
2. К инструментам для ручных швейных работ относятся:
3. Из каких волокон изготавливают х./б. и льняные ткани?
В – натуральные растительного происхождения;
4. Для чего нужен напёрсток?
А – для хранения бисера;
Б – для предохранения пальца от укола иглой;
В – для предохранения ногтей от поломки;
5. При работе на швейной машине:
Б – свет должен падать с левой стороны;
В – наклоняться нужно близко к шв. машине;
6. Установите последовательность выполнения машинной строчки
А – опустить иглу, проколоть ткань;
Б – маховое колесо повернуть на себя, а ручку вращать от себя;
В – подложить ткань под лапку;
Д – заправить верхнюю и нижнюю нити;
7. Техника безопасности работы с утюгом:
А – включать мокрыми руками;
Б – не дёргать за шнур при выключении;
В – оставлять утюг на ткани;
Г – следить за тем, чтобы утюг касался шнура;
8. Как подают ножницы:
А – держась за одно лезвие;
В – кольцами вперёд;
Из творога можно приготовить:
Б – изнаночную сторону;
В – боковую сторону;
Г – лицевую сторону;
А – макаронные изделия;
Г – рыба; Д – домашняя лапша;
А – хлопчатобумажные волокна;
Б – льняные волокна;
В – натуральные волокна животного происхождения;
Б – нитка; Г– нитепритягиватель;
Б – картофель; В – лимон;
В – гречка; Г – горох;
6. Приспособления для ручных работ:
А – игла; Б – напёрсток;
В – портновский мел; Г – ножницы;
Д – сантиметровая лента;
А – морковь; Б – капуста;
В – картофель; Г – свёкла;
8. При подготовке к варке предварительно замачивают:
А – геркулес; Б – горох;
А – механизм челнока;
В – регулятор длины стежка;
Г – рычаг нитепритягиватель;
Д – механизм двигателя ткани-рейки;
А – следить за тем, чтобы утюг не касался шнура;
В – не оставлять утюг включенным без
11. Пылеёмкость – это?
А – способность ткани сохранять тепло;
Б – удерживать влагу и пыль;
Г – удерживать пыль и другие загрязнения;
А – тонкие нити, получаемые из кокона;
Б – шерсть овцы; Г – волосяной покров животных;
А – гибкие; Б – нежные; В – мягкие;
14. Подсолнечное масло используют для:
А – ухода за волосами;
Б – смазки швейной машины;
В – заправки салатов;
15. Во время приёма пищи следует делать:
А – жевать пищу, запивая водой;
В – не разговаривать с полным ртом;
16. Шёлковые ткани используют для:
А – галстуки, платья, блузки;
Б – постельное бельё;
17. Неподвижные детали швейной машины:
18. Для закрепления складок применяют?
А – английские булавки;
Б – машинная строчка;
Регулятор длины стежка
Регулятор натяжения верхней нити
Регулятор натяжения нижней нити
Б – Расположен на стойке рукава
В – Расположен на рукаве швейной машины
Тестовые задания по технологии
1. Винт на шпульном колпачке нужен:
А – для регулирования натяжения верхней нити;
Б – для регулирования натяжения нижней нити;
2. Длина стежка зависит от:
Б – сминаемости ткани;
3. Чем больше номер на машинной игле, тем сама игла:
4. Рисунок или украшение, изготовленные из нашитых или наклеенных на основу лоскутов ткани, называется:
5. Яйца, опущенные, в кипяток варятся, «всмятку»:
А – электрический; Б – гидравлический;
В – ручной; Г – ножной;
7. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:
А – смёточных стежков;
В – копировальных стежков;
Юбки по конструкции бывают:
А – прямые; Б – косые;
В – клиньевые; Г – конические;
Д – кривые; Е – закруглённые;
12. Долевая нить ткани при раскладке выкройки прямой юбки располагается:
Г – произвольным образом;
13. Варить овощи для салатов и винегретов следует:
В – нарезанными крупными кусками;
Регулятор длины стежка
Регулятор натяжения верхней нити
Регулятор натяжения нижней нити
Б – Расположен на стойке рукава
В – Расположен на рукаве швейной машины
Размер модели детской одежды устанавливается:
А – по росту ребёнка;
Б – по возрасту ребёнка;
В – по весу ребёнка;
17. Какими ножницами нельзя пользоваться при работе с тканью:
18. Что не относится к плечевым изделиям:
2. Прямая юбка и блузка
Тестовые задания по технологии (обслуживающий труд) 8 класс
1. К профессии типа «Человек-человек» относятся:
А – машинист; Б – стюардесса;
В – учитель; Г – адвокат ;
2. При варке каких овощей используется соль:
В – картофель; Г – свёкла; Д – фасоль;
3. Нить основы определяет:
4. К какой сфере трудовой деятельности относится профессия «швея-мотористка»:
А – человек-техника; Б – человек-природа;
В – человек-художественный образ;
Г – человек-знак; Д – человек-человек;
6. Основное в дизайн-спецификации проекта:
А –разработка формы изделия;
Б – определение требований к изделию;
В – выявление эстетических характеристик изделия;
7. Мерка, которую измеряют натянутой см.лентой по расстоянию от точки пересечения линии талии с позвоночником до плечевой точки, обозначается:
8. Термин, обозначающий временное соединение двух деталей по вогнутым и выпуклым линиям (воротника с горловиной), называется:
А – сметать; Б – наметать;
В – вметать; Г – приметать; Д – заметать;
По какой линии нужно выкраивать изделие?
А – по линии контура;
Б – по линии припусков;
10. Петли застёжки в изделии бывают:
А – подвесные; Б – навесные;
В – прорезные; Г – нарезные; Д – подрезные;
11. Какие из терминов не относятся к силуэтам:
А – романтический; Б – прилегающий;
В – трапециевидный; Г – фантазийный; Д- классический;
12. Разрушению витаминов в пище способствуют:
В – керамическая посуда;
Д – деревянные разделочные доски;
13. Какая деталь приводит в движение все рабочие органы швейное машины:
14. Для выполнения стежков временного назначения следует использовать нитки:
Б – контрастные по цвету;
15. При горении какого текстильного сырья чувствуется запах жжёной бумаги:
16. Как называют воротник, состоящий из одного слоя ткани:
17. Какую мерку снимают для построения чертежа воротника:
А – длина воротника;
Б – глубина горловины;
18. Моделирование – это…
А – выполнение расчёта и построение чертежей;
Б – создание различных фасонов на основе базовой выкройки;
В – различные фасоны изделий;
Г – построение чертежей деталей изделия;
К механическим свойствам тканей относятся:
А – износостойкость; Д – драпируемость;
Б – усадка; Е – сминаемость;
В – прочность; Ж – осыпаемость;
20. К соединительным швам относятся:
21. К пряностям относятся:
А – перец душистый; Б – уксус;
В – укроп; Г – оливки;
Д – лавровый лист; Е – соль;
22. К гигиеническим свойствам ткани относятся:
Б – воздухопроницаемость; Д – теплозащитность;
В – износостойкость; Е – драпируемось;
Г – пылеёмкость; Ж – электризуемость;
23. К искусственным волокнам относятся:
24. Укажите последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
А- разложить мелкие детали;
Б – разложить крупные детали;
В – сколоть ткань булавками;
Г – приколоть мелкие и крупные детали;
Д – определить лицевую сторону ткани;
Е – нанести контрольные линии и точки;
Ж – разметить припуски на обработку;
З – обвести детали по контуру;
Ответ: 1___;2___;3___; 4___;5___;6___;7__;8__;
Вынимать вилку из розетки можно:
А – сухими руками, держась за сетевой шнур;
Б – в диэлектрических перчатках, держась за сетевой шнур;
В – сухими руками, держась за сетевой шнур;
Г – сухими руками, держась за корпус вилки;
26. Установите соответствие
Ответ: 1__; 2__;3__;4___;5___;
27. Какое блюдо готовят из варёной свеклы?
28. 28. Игла и прижимная лапка по окончании рабработы на швейной машине, должна быть
ост оставлена в следующем положении:
29. 29. Способность ткани удерживать тепло:
30. 30. Назовите конструктивные элементы
ма машинной иглы, отмеченные цифрами на рисрисунке
А –
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Номер материала: ДБ-350892
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.