к какой религии имеет отношение пекинский храм белых облаков 7 букв сканворд

Rovdyr Dreams

Summa scientia — nihil scire. Nihil scire — omnia posse.

Summa scientia — nihil scire. Nihil scire — omnia posse.

Пекинский храм Белого Облака Байюньгуань даосской Школы Совершенной Истины

Лу Ю 陸游 (1125 — 1210).

Расположенный в Пекине Храм Белого Облака Байюньгуань принадлежит к даосской Школе Совершенной Истины / Подлинности — Цюаньчжэнь (全真 quánzhēn), но имеет более старое происхождение: в 741 году был открыт под названием Тяньчангуань (天长观 tiāncháng guān), то есть Храм Небесной Вечности.

Даосская школа Цюаньчжэнь основана Ван Чунъяном (王重陽, 1113–1170) в XII веке, когда наибольшего могущества достигла чжурчжэньская династия Цзинь (1115–1234). В эпоху Цзинь храм был переименован в Тайцзигун (太极宫 tàijí gōng) — Ч ертог Великого Предела. В отличие от прежних школ, Цюаньчжэнь уделяет существенно меньшее внимание церемониям и магической обрядности. При этом значительное место уделяется медитации и созерцанию, а также «внутренней алхимии», в которую входят элементы цигун. Много идей и медитационных техник школа Цюаньчжэнь переняла или сформировала под влиянием буддизма, отчего получила название «даосский Чань». От адептов школы требуется высокое нравственное совершенство и принятие монашества.

В начале XIII века школа Цюаньчжэнь распространилась по всему Китаю, пользуясь привилегиями сначала чжурчжэньских, а потом монгольских (династия Юань) властей. После встречи Цю Чанчуня, монаха школы Цюаньчжэнь, с Чингисханом храм получил новое название — Чанчуньгуань (长春观 chángchūn guān). Позднее монголы переориентировались на буддизм, и прошло несколько диспутов о религиозном приоритете Будды или Лао-цзы, закончившихся полным поражением даосов, не имевших столь отточенной культуры дискуссий. Кстати, неподалеку от Байюньгуань расположен примечательный буддистский храм Небесной Безмятежности (Тяньнинсы). После 1281 школа Цюаньчжэнь была подвергнута репрессиям (хотя монголы продолжали признавать существующую на юге Школу Небесных Наставников Тяньшидао, которая в Пекине представлена храмом Восточного Пика Дунъюэмяо).

В 1368 году с приходом к власти китайской династии Мин авторитет школы Цюаньчжэнь был восстановлен. Тогда же Цюанчжэнь объединилась с южной Школой Золота и Киновари Цзиньдань (金丹 jīn dān). Вновь отстроенный храм стал называться Байюньгуань (白云观 (báiyún gùan); это название сохранилось по сей день. Слово 观 (гуань) имеет исходное значение «смотреть»; таким образом, это место предназначено для созерцания и медитаций (отчасти соответствует в христианстве монашеской обители/скиту).

На территорию комплекса вход ведет через декоративную арку пайлоу (牌楼 páilou), которая была построена в 1443 году при Императоре Чжэнтуне династии Мин:

На ней написаны иероглифы 洞天胜竟 (указываю в переложении слева направо), что означает примерно: «предел, за которым цветет земной рай».

Главный вход в Храм Белого Облака называется Шаньмэнь (山门 shān mén), то есть Горные врата:

Иероглифы, высеченные над дверью в железе (символ долговечности), гласят: 勅建白雲觀 (указываю в переложении слева направо), что означает «Храм Белого Облака [создан] по Императорскому указу». Имеется в виду Августейшее покровительство.

Могучий лев с шаром власти и великолепный резной декор на стенах:

Мост Вофэнцяо (窝风桥 wōfēng qiáo) был построен в 1706 году при Императоре Канси династии Цин:

Иероглиф 窝 означает «потайной» или «пещера»; 风 — «ветер»: то есть название означает «Мост потайного ветра», или «Мост ветра в пещере». Под мостом Вофэн всегда дует ветерок; вероятно, это происходит из-за того, что здесь находится колодец.

Существует традиция метать монетки (сейчас предлагаются специальные металлические жетоны) в медный колокольчик, подвешенный в середине огромной реплики древней китайской монеты. Эта практика называется Да цзиньцянь янь (打金钱眼 dǎ jīnqián yǎn), то есть «бросание монеты через глаз». Набор из 50 жетонов стоит 10 юаней. Фактически это форма пожертвования храму.

Храм Байюньгуань имеет классическую структуру: внутри огороженного периметра находится несколько кумирен и дворов.

Центральное место в храмовом комплексе Байюньгуань занимает Палата Основателя Цю (Цюцзудянь 邱祖殿 qiū zǔ diàn), посвященная вышеупомянутому Цю Чуцзи (Цю Чанчуню; 1148–1227). Он родился в провинции Шаньдун, которая также является местом рождения Конфуция. Цю Чуцзи в юности как раз изучал конфуцианство, но в 19 лет бросил его и стал даосским монахом.

В мировой истории Цю Чанчунь значим в первую очередь описанием своего путешествия ко двору Чингисхана. Чингисхан, прослышав о строгой жизни Чанчуня, вызвал его к себе. Чанчунь отправился в Монголию в 1218 году, но к этому времени Чингисхан двинулся походом против Хорезма, и Чанчунь, пройдя Шелковым путем страну тангутов Западное Ся, земли уйгуров и государство Хорезмшаха (в том числе посетив Самарканд), нагнал Великого Хана лишь у Амударьи.

карта путешествия Цю Чанчуня

В рассказе о своем путешествии Чанчунь говорит о благоденствии стран, которые он посетил; это показание находится в резком противоречии с сообщениями мусульманских писателей, единогласно свидетельствующих о разорительности походов монголов. Сочинение Чанчуня в Средневековье подвергалось критике как возможная фальшивка, сфабрикованная последователями Чанчуня для поднятия своего престижа.

В Палате Цюцзудянь представлена большая скульптурная композиция, рассказывающая о путешествии Цю Чанчуня:

Терем Трех Чистых/Изначальных (Саньцингэ 三清阁 sān qīng gé) включает два этажа. Он был построен в 1428 году; второй этаж добавлен в 1662. Перед палатой находится бронзовый сосуд, покрытый золотой пылью. Трехногий сосуд украшен 43 танцующими драконами.

Сосуд был отлит при Императоре Цзяцзине (династия Мин; правил 1521–1567), который благоволил даосизму. Цзяцзинь интересовался алхимией и медициной, организовал несколько экспедиций, которые обнаружили редкие растения и минералы. Кстати, даосы активно занимались алхимией и, подобно европейским алхимикам, открыли много полезных материалов (например, в 142 году от Р.Х. первым описал процесс изготовления пороха даос Вэй Боян).

На первом этаже находится Палата Четырех Правителей (Сыюйдянь 四御殿 sì yù diàn). Эти Правители находятся в подчинении у Трех Чистых. Статуи Правителей сделаны из глины и украшены приклеенным золотом.

Центральная статуя — Верховный Владыка Нефритовый Император (玉皇上帝 Yùhuáng Shàngdì). Он является повелителем Десяти Тысяч духов. Почитается в 9-й день первого лунного месяца.

Его сопровождают:
1) Великий Небесный Правитель Высочайшего Дворца Полярной Звезды (勾陳上宮天皇大帝 gōuchén shànggōng tiānhuáng dàdì) — находится в центре Трех Сил: Небес, Земли и Человека; а также отвечает за войны в мире людей. Почитается во 2-й день второго лунного месяца.
2) Великий Правитель Северной Полярной Пурпурной Звезды Средних Небес (中天北極紫微大帝 zhōng tiān zǐwēi běijí dàdì) — помогает в управлении широтами и долготами Небес и Земли; Солнцем, Луной и звездами, а также четырьмя сезонами. Почитается в 27-й день десятого лунного месяца.
3) Верховное божество Земли (后土皇地祇 hòutǔ huáng dìqí). На рубеже XIV/XV веков при Императоре Цзяньвэне (династия Мин) это божество получило титул «Верховная Правительница Земли, Которая Получает и Следует Небесным Законам и Поддерживает Сущность Добродетели» (承天效法厚德光大后土皇地祇) и с тех пор приобрело женский образ. Отвечает за рождения, равнины, реки и горы. Почитается в 18-й день третьего лунного месяца.

В даосизме, в связи с усилением роли Нефритового Императора, его часто классифицировали отдельно. В связи с этим сложилась другая группа Четырех Правителей, который были приурочены к четырем полюсам:
1) Великий Владыка Северный Правитель Пурпурной Звезды (北極紫微大帝 běijí zǐwēi dàdì) — отвечает за звезды.
2) Великий Владыка Южный Правитель Долголетия (南极长生大帝 nánjí xhángshēng dàdì) — отвечает за духов.
3) Великий Владыка Правитель Высшего Небесного Предела (太極天皇大帝 tàijí tiānhuáng dàdì) — отвечает за долголетие духов.
4) Великий Владыка Восточный Правитель Бирюзовой Сущности (東極青華大帝 dōngjí qīnghuá dàdì) — отвечает за спасение всех разумных существ.

Второй этаж посвящен собственно Залу Трех Чистых/Изначальных. Три статуи самых высших божеств в даосизме изготовлены в период 1425–1435 годов.

Имена Трех Чистых:
1. Шанцин Линбао тяньцзунь (上清灵宝天尊 shàngqīng língbǎo tiānzūn), или Небесный Владыка Чудесной Драгоценности. Это божество пришло на Землю, чтобы сотворить почву и небо и подготовить мир для человека. Испускает желтую пневму «ци», то есть жизненную силу.
2. Юйцин Юаньши тяньцзунь (玉清元始天尊 yùqīng yuánshǐ tiānzūn), или Изначальный Небесный Владыка. Когда был создан новый мир, Юйцин Юаньши спустился на землю, чтобы учить Дао. Он испускает нефритовую зеленую пневму «ци».
3. Тайцин Даодэ тяньцзунь (太清道德天尊 tàiqīng dàodé tiānzūn). Более известен как Лао-цзы. Даодэ 道德 означает «путь добродетели». Главная даосская книга называется «Дао дэ цзин» (道德经 dào dé jīng). Лао-цзы был, вероятно, реальной личностью, философом и учителем; но его жизнь представляет большую загадку для историков.

Отдельно существует Палата Нефритового Императора: построена в 1661 году, реконструирована в 1788. Посвящена Нефритовому Императору Юй Хуану (玉皇 Yù Huáng). В ней можно увидеть священные колокол и барабан. Нефритового Императора сопровождает свита:

Палата Божественного Чина (Лингуаньдянь 灵官殿 língguān diàn) была построена в 1443 году и реконструирована в 1662. Посвящена Ван Лингуаню (王灵官 wáng língguān), божеству–защитнику в даосизме. Имя переводится как Владыка Божественного Чина. По легенде, его истинным именем является Ван Шань (王善 wáng shàn) — слово 善 означает «добрый» или «хороший». В палате находится деревянная статуя Ван Лингуаня, у которого красное лицо, три глаза и доспехи. Он держит в руке бич как символ установления порядка.

Палата Трех Государей/Чинов (Саньгуаньдянь 三官殿 sān guān diàn) изначально называлась Палатой Духовного Изобилия (Фэнчжэньдянь 丰真殿 fēng zhēn diàn), но название изменилось после того, как эту часть храма посвятили трем Государям (Чинам) — Неба, Земли и Воды. Государь Неба Тяньгуань (天官 tiān guān) приносит удачу и ослабляет страдания людей. Государь Земли Дигуань (地官 dì guān) прощает грехи и избавляет людей от недовольства и обид. Государь Воды Шуйгуань (水官 shuǐ guān) исцеляет от всех болезней, избавляет от злой участи и несчастий, которые могут выпадать на людей.

Зал Древнего Закона Лаолютан (老律堂 lǎolǖ táng) был построен в 1228 году, когда Чингисхан завоевал северные территории государства Цзинь, спустя год после смерти монаха Цю Чанчуня.

В 1509 году в храме были установлены статуи Семи Бессмертных — Ци чжэнь си гуан (七真翕光 qī zhēn xī guāng; это, в моей интерпретации, переводится что-то вроде «Свет Гармонии Семи Истинных»). Под Семью Бессмертными имеются в виду семь учеников Ван Чунъяна, основателя школы Цюаньчжэнь. Ван Чунъян входит в число Пяти Северных Патриархов школы Цюаньчжэнь.

Ученики Ван Чунъяна, или Семь Подлинных Учителей Севера (в скобках даны даосские дополнительные имена мастеров, которым я указал русские значения):
1. Ма Юй 馬鈺 (прозвище «искренний светлый») — второй патриарх Цюаньжэнь; богатый добропорядочный хозяин дома из рода Ма, предоставивший свой дом в распоряжение новой общины; основатель течения Юсянь (Школа Встреч с Бессмертными).
2. Сунь Буэр 孙不二 (прозвище «ясная спокойная; бродяга») — его умная и образованная жена, которая, вступив на стезю Дао, временно разлучилась с мужем и нищенствовала в столице; основательница течения Цинцзин (Школа Ясности и Покоя).
3. Цю Чуцзи 丘处机 (прозвище «вечная весна») — мастер, добившийся успехов при дворе Чингисхана; основатель течения Лунмэнь (Школа Драконовых Врат).
4. Тань Чудуань 譚處端 (прозвище «вечная истина») — основатель течения Наньу (Школа Южной Пустоты).
5. Лю Чусюань 劉處玄 (прозвище «вечная жизнь») — основатель течения Суйшань (Школа горы Суй).
6. Ван Чуи 王處一 (прозвище «нефритовое солнце») — основатель течения Юйшань (Школа горы Юй).
7. Хао Датун 郝大通 (прозвище «обширный миролюбивый») — основатель течения Хуашань (Школа горы Хуа).

Колокол в храме Лаолю используется во время церемоний. Он несет символ из «Книги перемен» И Цзинь: это гексаграмма 37 цзя-жэнь (家人 jiā rén), которая называется «Обитатели» или «Семья (клан)». Внутренняя триграмма ☲ (離 lí) означает огонь (火 huǒ — хо), внешняя триграмма ☴ (巽 xùn — сюнь) означает ветер (風 fēng — фэн).

Палата Божества, Облегчающего Страдания (Цзюкудянь 救苦殿 jiùkǔ diàn) изначально называлась Палатой Великого Мастера (Цзуншидянь 宗师殿 zōngshī diàn). В настоящее время посвящена божеству Тайи (太乙 tàiyǐ), которое облегчает боль и страдания. Тайи является главным божеством девятиуровневого подземного мира и восседает на льве о девяти главах (но здесь изображен лев одноглавый). В левой руке он держит бутыль со сладкой росой, коей исцеляет; в правой руке — обоюдоострый меч, коим сражается со злом.

Палата Лодки Милосердия (Цыхандянь 慈航殿 cíháng diàn) посвящена Гуаньинь (觀音 guān yīn), которая, вероятно, является вторичным образом буддистского бодхисатвы сострадания Авалокитешвары (в переводе с санскрита — Владыка, Внимающий Миру). Изначально ее имя было Гуаньши Инь (觀世音 guānshì yīn), что является переводом с санскрита более старой формы имени — Авалокитесвара, и означает «Слышащий(ая) Звуки [Плач] Мира». Однако в конце VI века составляющая «ши» (世) была табуирована в связи с тем, что нового Императора династии Тан нарекли Ли Шиминем — 李世民 (правил под девизом Чжэньгуань; храмовое имя — Тай-цзун). Никто в Китае, включая богов, не мог иметь имя, совпадающее с Императорским [аналогичная ситуация имела место, например, с богиней Луны Чанъэ, которую изначально звали Хэнъэ, но переименовали из-за совпадения с именем Императора Лю Хэна, который правил под девизом Цяньюань]. В даосизме Гуаньинь рассматривается как одна из Бессмертных, источник любви и милосердия. Гуаньинь чрезвычайно популярна в Китае.

Палата Бессмертной Феи (Юаньцзюньдянь 元君殿 yuánjūn diàn). В даосизме есть легендарная бессмертная (сянь — 仙 xiān «бессмертный; трансцендентный») фея Магу (麻姑 mágu — «Конопляная дева»), связанная с эликсиром жизни. Является символической покровительницей женщин в китайской мифологии. Также считается добрым божеством весны и плодородия, чье дыхание дарует жизнь. В Палате установлены статуи богинь, которым молятся о любви, браке, потомстве и удачных родах, а также излечении от некоторых болезней.

Палата Вэньчана (Вэньчандянь 文昌殿 wénchāng diàn). Это покровитель образования и просвещения, а также литературы (иероглиф 文 в Китае означает в общем смысле культуру). Почитание Вэньчана чрезвычайно популярно в Китае, ибо соединил воедино локальный и государственный, популярные и институализированные культы, религиозные, зооморфные и антропоморфные концепты. «Три учения» — даосизм, буддизм, конфуцианство соединились в единой вере, в одном божестве, олицетворяющем и претворяющем базовые ценности – такие как сыновняя почтительность, служение стране, благоговение перед обучением, милосердие к несчастным, трансцендентность.

Обычно Вэньчана изображали сидящим в одеянии чиновника с жезлом в руке, который символизировал исполнение желаний и полноту власти, дарованной чиновникам высшего ранга. Фиксированным атрибутом образа Вэньчана является его постоянная свита — божество экзаменов Куйсин (魁星 kuíxīng) и старец Чжу-и (朱衣 zhūyī) в красной одежде, подсказывающий экзаменующимся во время испытаний. В Китае есть выражение «красное платье кивало головой», символизирующее удачный ход экзамена.

Куйсин перед входом в Палату Вэньчана:

Палата божеств Юаньчэнь, или Счастливого Дня (Юаньчэньдянь 元辰殿 yuánchén diàn). Также известна как Палата Шестидесятеричного Цикла (六十甲子殿 liùshíjiǎzi diàn). Здесь находятся статуя богини Полярной Звезды Доуму (斗母 dǒumǔ: «Матушка ковша») и 60 статуй, олицетворяющих 60-летний китайский календарь — Тай-Суй Синцзюнь (太岁星君 tàisuì xīngjūn). Тай-Суй («великое божество времени») — в китайской мифологии бог времени и покровитель планеты времени Суй-син. Считалось, что противодействие божеству, как и поиск его покровительства, приводят к несчастью. Полный китайский цикл из шестидесяти лет ассоциируется с воинством из шестидесяти солдат, которые выполняют приказы Нефритового Императора, заботящегося о благополучии мира смертных. Каждый из этих солдат поступает на службу на год. Таким образом в каждом году Тай-Суй принимает образ воина (также генерала), соответствующего характеру этого года.

Палата Пращура Грома (Лэйцзудянь 雷祖殿 Léi zǔ diàn). Здесь находятся статуи предка Грома Лэйзцу и его спутников: покровителей Ветра, Дождя, Грома и Молнии.

Палата Восьми Бессмертных (Басяньдянь 八仙殿 bāxiān diàn). Они представляют бедность, богатство, красоту, уродство, старость, молодость, мужской и женский пол: сие доказывает, что каждый имеет потенциал достичь бессмертия.

Хэ Сянгу (何仙姑 hé xiāngū) — женщина с лотосовым цветком или корзиной цветов и с флейтой из персикового дерева. Покровительница домохозяек.

Чжан Голао (張果老 zhāng guǒlǎo) — является волшебником, его обычно изображают с бамбуковым барабаном и (иногда) мулом. Покровитель стариков.

Лань Цайхэ (藍采和 lán cǎihé) — изображается как женщина или как мужчина с корзиной цветов. Покровитель(ница) торговцев цветами и садовников.

Ли Тегуай (李鐵拐 lǐ tiěguǎi) — врач и ученый, изображается с волшебной тыквой–горлянкой и железной клюкой. Защитник больных, покровитель магов и астрологов.

Цао Гоцзю (曹國舅 cáo guójiù) — известен как представитель правящего клана времен династии Сун. Изображается с кастаньетами и нефритовой дощечкой, дающей право входить в Императорский двор. Покровитель актеров и мимов.

Хань Сянцзы (韓湘子 hán xiāngzǐ) — известен как племянник ученого Хань Юя времен династии Тан. Играет на флейте. Покровитель музыкантов.

Люй Дунбинь (呂洞賓 lǚ dòngbīn) — знаменитый даосский патриарх, изображается с магическим мечом. Покровитель литературы и парикмахеров.

Чжунли Цюань (鐘離權 zhōnglí quán) — изображается с опахалом и является обладателем эликсира бессмертия. Покровитель солдат.

Отдельная кумирня Люй Дунбиня:

Кумирня Сунь Сымяо (孙思邈 sūn sīmiǎo) посвящена китайскому врачу времен династии Тан (жил сто лет: 581–682), внесшему большой вклад во многие области традиционной китайской медицины, фармакологию и учение о медицинской значимости продуктов питания. Он также уделял внимание теории иглоукалывания. В народе Сунь Сымяо уважительно прозван Яо-ваном (药王 yàowáng), то есть «Царем Медицины [Лекарств]». В поздней китайской народной мифологии обожествлен, став покровителем врачей, изготовителей снадобий и торговцев лекарственными средствами.

В завершение рассказа о храме Белого Облака продемонстрирую несколько видов категории «разное».

На заборе видна символика «инь–ян»:

Павильон с картиной:

Картина на стене, изображающая даосских святых:

Монах перед жертвенной печью:

Животные 12-годичного цикла (китайский зодиак):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *