к какой расе относятся туркмены
Туркмены
Всего: 8 000 000 Туркмения : 5,000,000
Иран : 1,328,585 [1]
Афганистан : 932,000 [2]
Пакистан : 60,000 [3]
Россия : 36,885 (2010) [4]
Таджикистан : 20,300 (2002) [5]
Украина : 3,709 (2001 г.) [6]
Белоруссия : 2,685 (2009 г.) [7]
Казахстан : 2,234 (2009 г.) [8]
Кыргызстан : 2 028 (оц. 2011) [9]
Латвия : 46 (оценка 2010) [10]
Туркме́ны (туркм. Türkmenler, Түркменлер ) — тюркоязычный народ, составляющий основное население Туркменистана, а также традиционно проживающий в Афганистане и на северо-востоке Ирана. Говорят на туркменском языке огузской подгруппы тюркских языков). По религии традиционно мусульмане-сунниты.
Содержание
Этногенез
Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века, обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).
Туркмены являются потомками древних ираноязычных [11] [12] [13] массагетов, упоминаемых древнегреческим историком Геродотом ещё в VI веке до нашей эры, и тюркских племен, проникших на территорию современного Туркменистана ещё до образования Тюркского каганата. Известно, что царицей массагетов была Томирис, остановившая в 530 году до нашей эры войска ахеменидского царя Кира великого.
В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV—VI веков начало подвергаться тюркизации.
Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX—XI веках., сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. [14]
Общество
Традиционное занятие — ковроделие, земледелие, кочевое скотоводство, кошмоваляние, шелкоткачество. Туркмены известны коневодством, особенно ахалтекинцами.
Племенное деление
Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные трукменские племена — эрсары, иомуды, алили, салоры, човдуры, гоклены и, наконец, текинцы (теке), вошедшие в русскую и мировую историю как храбрые воины и искусные наездники. У каждого племени свой образ жизни, свои традиции, кухня и культура.
Расселение
Туркмены в Иране
Туркмены в Афганистане
Туркмены в России
По переписи 2002 года в России проживает 33 тысячи туркмен.
Исторически несколько туркменских родов проживает на северо-востоке Ставропольского края (см. Трухмены) и в Астраханской области (селения Атал, Фунтово-1,2), см. Туркмены Атала.
Субъект РФ | Численность в 2002 году, тыс. чел.(*) |
---|---|
Ставропольский край | 13,9 |
Москва | 2,2 |
Астраханская область | 1,3 |
Показаны субъекты c численностью туркмен более 1000 человек |
Антропология
По антропологической классификации туркмены относятся к закаспийской расе в составе европеоидной расы; с примесью монголоидных элементов [16] [17] [18]
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание антропологии туркмен:
Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, — говорит Вамбери, — испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5—6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.
Туркмены — жители оазиса Средней Азии
Туркмены относятся к тюркоязычному народу древнеогузского происхождения. Являются основным населением Туркменистана. Туркмены, проживающие в Ираке, Сирии, Турции — потомки народа, которые переселились на территорию Анатолии, Ближнего Востока с 11 века. На протяжении долгого времени туркмены делились на роды и племена. Древним родоначальником народа был Огуз-хан, чьи внуки стали родоначальниками 24 древнейших туркменских племен, в составе которых позже начали выделяться отдельные роды и формироваться новые племена. Самые крупные из них:
Сегодня все туркмены сформированы в единую нацию, где не особо важна племенная принадлежность. Всего в мире около 8 миллионов представителей этой народности.
Где живут
Основная часть народа проживает на территории Туркмении, Ирана, Афганистана. Живут туркмены в Узбекистане, Турции, Пакистане. В Российской Федерации проживают в Ставропольском крае, Москве, Московской, Астраханской, Самарской областях, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, Краснодарском крае, Таджикистане. Небольшая часть живет на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии.
Туркменский относится к огузо-туркменской группе языков и входит в тюркскую семью. С 1940 года в Туркменской ССР во многих сферах общественной жизни начал активно использоваться русский, который стал не только официальным языком, но и языком науки, высшего образования. С самого рождения большинство усваивало этот язык как второй родной. Дошло до того, что к 1991 году в Туркменистане большое количество коренного народа просто не знало своего родного языка — туркменского.
Раньше для письма использовалась арабская графика, но некоторые буквы не могли правильно отразить фонетику туркменского. В 1922-1924 году, после проведения реформ, для различия большинства звуков, были добавлены диакритические знаки, которые ставятся перед и после гласных.
В 1920-х годах, после проекта латинизации, начался переход на яналиф — новый тюркский алфавит. Официально в 1929 году туркмены перешли на латинский алфавит. Яналиф продолжал использоваться в литературе, школах, государственных документах до 1940 года.
Проект кириллизации начался в конце 1930-х годов. В 1940 был опубликован первый туркменский алфавит на кириллице, он использовался в Туркмении до 1993 года. За пределами государства применяется и сегодня.
После распада СССР был создан новый алфавит, который утвердили в апреле 1993 года. Позже он снова претерпел изменения и с 2000 года является единственным допустимым во всех официальных сферах Туркмении.
Религия
Туркмены исповедуют ислам суннитского толка, но не являются сильно религиозными людьми.
Основное блюдо туркменской кухни плов «аш», рецептов приготовления которого существует несколько десятков, но основные ингредиенты — рис и мясо (птица, баранина). Обязательно в плов добавляют овощи, специи, сухофрукты.
Из баранины готовят разнообразные блюда:
Из первых блюд готовят разнообразные супы:
Главное отличие туркменской кухни от других среднеазиатских — это национальные рыбные блюда. Рыбу готовят на вертеле, в специальных котлах, с рисом, гранатовым соком, изюмом, кунжутом, урюком. Очень вкусный шашлык делают из осетровых «балык-шара». Рыбу жарят, после тушат в горшочках, иногда добавляют в различные блюда вместо мяса. Есть очень сложные блюда из рыбы, которые состоят из большого количества ингредиентов: «чеме», «балык-берек», «гаплама».
Широко применяются в кухне молочные продукты и молоко. Из верблюжьего молока, которое считается очень полезным и имеет сладкий вкус, делают сливочное, топленое масло, йогурты, айран. Из овечьего готовят сыры, творожную массу, брынзу, из коровьего — творог, простоквашу, сыр «гурт», сливочное масло. У туркмен существует огромное количество молочных продуктов.
Из сладкого готовят халву из корня лилейного растения, сладкие коржики, пышки с сахарной пудрой, пончики. Очень вкусные и ароматные местные туркменские арбузы, дыни, фрукты. Из напитков больше всего любят чай. На Востоке предпочитают зеленый, на севере и западе — черный. Зимой чай часто заваривают на молоке, добавляют бараний жир, масло. Очень популярна минеральная вода «Берзенги», различные фруктовые соки. Есть в Туркмении и вино собственного производства, из крепких напитков пьют водку, коньяк.
Внешность
Одежда
Несмотря на то, что многие народы перешли на одежду городского типа, туркмены остались преданны своему традиционному костюму. Мужчины и женщин носят рубаху, штаны, длинный халат из холщовой ткани. Зажиточные шьют его из привозных полушелковых, полушерстяных материалов с тонкой полоской. Летом женщины носят только рубаху и длинные штаны, узкие у лодыжек. Носят платья из шелка, голову покрывают шарфом или платком, круглый капюшон, который спускается сзади вуалью, высокий азиатский головной убор (шекеле). Из украшений распространены браслеты для ног и рук, ожерелья, кораллы. Многие женщины не снимают их вообще, даже ночью. Особенно ценны футляры из серебра для талисманов. Мужчины носят меховую шапку (телпек), обвитую тюрбаном.
Жилище
Традиционное жилище туркмен — юрта гара-ой. В оазисах были глинобитные жилища постоянного типа, они состояли из 1-3 комнат. Были дома (там) из сырцового кирпича, с плоской крышей. Прикаспийские туркмены строили жилища из дерева на сваях. Сегодня обычное сельское жилище туркмена — это 3-4 камерный дом с большими окнами, из обожженного или сырцового кирпича, крыша двускатная или четырехскатная, из шифера или железа. В доме есть айван — крытая веранда, где летом спят и отдыхают. На задней части двора расположены хозяйственные помещения. Юрты используют как летнее жилище на усадьбе, строят их чабаны на отгонных сезонных пастбищах.
Жизнь
Традиционным занятием народа является кочевое скотоводство и поливное земледелие. Раньше туркмены вели полукочевой образ жизни, поэтому в селе население делилось на оседлых земледельцев и скотоводов. На западе развито было скотоводство, разводили верблюдов, овец, лошадей. Проживающие в оазисе выращивали пшеницу, хлопок, бахчевые, сорго, разводили крупный рогатый скот. В середине 19 века туркмены начали активно заниматься шелководством, ковроткачеством. У женщины было много обязанностей по дому и хозяйству: уход за детьми, обработка шерсти, войлока, ткачество, приготовление пищи, сбор дров для топки, уход за скотом.
Сегодня распространена малая семья, которая состоит обычно из жены, мужа и детей. Иногда с ними живут родители супруга. Нередко встречаются до сих пор и большие неразделенные семьи. Примечательно, что в семье нередко главой является женщина.
Культура
Туркменская музыка начала развиваться в 6-7 веках и отличается оригинальностью и богатством. У народа существует около 72 музыкальных инструментов, из них самые популярные:
На развитие музыки повлиял фольклор стран Ближнего, Среднего Востока, Средней Азии. Жанры народных песен:
Популярен национальный эпос «дестан» — сказания музыкально-поэтического характера:
Пение осуществляется в оригинальной манере. Поют певцы, сильно напрягая голосовые связки, очень высоким голосом, который резко сменяется тихим звучанием дутара. Из-за кочевых условий жизни в пустынном и степном ландшафте, туркмены привыкли разговаривать громко, отсюда произошла и такая манера пения.
Традиции
За невесту перед свадьбой жених деньгами дает калым, родственникам невесты, он должен принести подарки: халаты, скот, угощения. После того, как предоставляется выкуп, невеста уходит в дом жениха, где проводится специальная молитва и оформляется брак. Свадьбу отмечают пиром, проводят конские ристалища, борьбу, приглашают профессиональных певцов «бахшиев».
Измена женщины у туркменского народа карается смертью прямо на месте преступления. Дочь могут продать в рабство человеку, которому ее отец задолжал. Если у девушки из бедной семьи даже не было приданого, ее мог забрать замуж любой желающий. При этом она не могла рассчитывать на поддержку своей семьи и родных.
Было распространено многоженство. Положение женщины, особенно в больших семьях, до сих пор остается тяжелым. Нелегко девушке после замужества. Обязанностей у нее много, при совершенном отсутствии прав. Сразу после свадьбы ей говорят о правилах в доме, запретах по отношению к старшим родственникам мужа. Раньше она была обязана закрывать себе рот концом платка для головы. Молодые замужние женщины скрывали лицо и фигуру большой шалью. У йомудов было принято, чтобы в присутствии старших родственников мужа, особенно свекров, невестка закрывалась дома. Разговаривать в их присутствии можно было только очень тихим шепотом. Обращаться напрямую к мужчинам, которые являются родней мужа, было категорически запрещено. Если она что-то хотела им сказать, должна была передать это через мальчика. Постепенно, с возрастом, положение молодой женщины улучшается, когда она становится в семье старшей по возрасту «кейваны». Ее считают госпожой над своими невестками и младшими женами мужа. С мнением кейваны считаются, слушают ее советы, не только дети, но и все родственники. После смерти мужа она становится главой семьи.
Сыновья, несмотря на самостоятельность, всегда приходят к матери за советом и слушают ее указания. Это считается крайне важным.
В малой семье главным над супругой является только муж. При желании он может с ней развестись без ее согласия. Жена имеет право требовать развода только в редких случаях. Раньше, если муж пропал, оказался в плену, пускался в бега, скрывался из-за кровной мести, его супруга не имела права выходить замуж снова, должна была ждать его дома. Нельзя было уходить из дома далеко. Если нужно на рынок — только в сопровождении мужа, если она уходила далеко в гости к родным, ее сопровождала пожилая родственница мужа.
После смерти супруга часто родственники отдают жену в замужество другому мужчине, при этом дети остаются в доме мужа. Допускается левират — брак с братом мужа. Часто вдова соглашалась на него, чтобы остаться рядом со своими детьми. Она могла откупиться от повторного замужества, но тогда за ней пожизненно закреплялся статус вдовы.
Нация Туркмены
Туркмены гордый и, наверное, самый вспыльчивый народ среди всех тюркских народов Центральной Азии. Такая характеристика, конечно, является несколько односторонней, но образ жизни в суровых степных и полупустынных районах, которые часто были ареной кровавых столкновений, воспитал эти черты.
Туркмены проживают на территории, как современного Туркменистана, так и в соседних Иране, Афганистане, Узбекистане. Довольно большая группа (по некоторым данным, полмиллиона человек) проживает в Турции.
Историки советского времени в основном относили туркмен к традиционным кочевым народам, которые появились на территории Средней Азии в результате миграции тюркских племен в середине I тыс. н.э.
Современные туркменские исследователи считают, что прежняя историография слишком пренебрежительно оценивала туркмен как варварский кочевой народ, а между тем, изначально они представляли собой развитую земледельческую цивилизацию. Кто же тут прав? Как это часто бывает правы все и никто в отдельности.
Действительно генетический анализ туркмен показывает, что по сравнению с другими тюркскими народами Средней Азии они в наименьшей степени тюрки. Причиной этого было то, что на территории Туркмении до прихода тюрок проживали скифо-сарматские племена, которые были полукочевниками, а также земледельческие группы иранского корня.
Так что действительно земледельческие цивилизации оставили свой след в туркменском народе. Но нельзя также отрицать, что пришедшие сюда тюрки хоть в основном ассимилировали древнее население Туркмении и в языковом, и в культурном плане.
Хотя постоянное соседство с иранскими народами создало тот смешанный антропологический тип, который отличает туркмен от родственных им киргизов, казахов. В генетическом плане туркмены очень близки к другим тюркским народам, которые находились в тесном контакте с иранскими народностями – узбекам, азербайджанцам, туркам. В силу смешения туркменам свойственна меньшая монголоидность, чем казахам и киргизам.
Спор по поводу происхождения туркмен вращается, по сути, вокруг того, какие именно народы стали основой для них. Либо иранские племена были в основе, а потом к ним добавились тюрки. Это позиция господствует среди туркменских ученых. Либо тюркские племена были основой, которая ассимилировала местных жителей иранского происхождения. Последний вариант выглядит предпочтительнее, поскольку тюркских этнических черт у туркмен гораздо больше.
Надо сказать также, что некоторые современные туркменские исследователи, следуя модным тенденциям, стремятся повысить значимость своего народа путем его удревнения или привязки к знаменитым народам древности. Так, например, присущая туркменам значительная европеоидность, объясняется последствием прохождения здесь армии Александра Македонского или тем, что сюда переселялись пленные римские солдаты времен римско-парфянских войн. Вопрос сей темный. Ясно только что собственно туркмены появились не настолько давно.
Само название туркмен появляется в VIII веке в арабских источниках как обобщающее название для целого ряда тюркских племен. Оно собственно и означает – «подобный тюркам». Такое обозначение подчеркивало как сходство с прочими тюркскими народами, прежде всего по языку, так и отличие – большая европеоидность. Но есть и версия о том, что слово «туркмен» означает как раз «настоящий тюрок».
Нельзя сказать, что с момента появления названия «туркмен» появляется и оформившаяся туркменская народность. Это было собирательное название, применявшееся к множеству племен, не имевших единого этнического самосознания. Действительное складывание туркменской народности завершается только к XVI веку.
По характеру туркмены оцениваются весьма противоречиво. То их называют воинственными и кровожадными, то характеризуют как великодушных, гостеприимных. На самом деле и то, и другое правда. В бою, во время набегов туркмены яростны и жестоки. Вместе с тем для гостей действуют степные законы гостеприимства. И даже к врагам, проявляющим храбрость, относились с уважением.
Воинственность туркмен проявилась в период присоединения к Российской империи. Когда в 1879 году русские войска вступают на территорию туркменских племен, находившихся формально под контролем Хивинского ханства и Бухарского эмирата, они потерпели на первых порах тяжелое поражение. Только к 1884 году земли туркмен были включены в состав России как Закаспийская область.
Кочевое скотоводство с древности стало основным занятием туркмен, вытеснив прежние земледельческие культуры. И только в более позднее время – уже в XIX веке стал наблюдаться активный переход туркмен к оседанию. Произошло распространение земледелия, прежде всего, хлопководство. Но оседание конечно не вытеснило никоим образом скотоводство, которое по-прежнему играет большую роль в жизни туркмен.
Их традиционная одежда, большей частью из шерсти, пища, традиционное жилье, свойственные кочевникам, сохранялись длительное время и после оседания. Вместе с тем в связи с активным развитием земледелия появляются особенности. Например, в пище все большее место занимают блюда из растительной продукции – лепешки, рис, а вот традиционный для кочевников кумыс, мясные продукты сокращают свою долю.
Тюркское население на территории Туркмении приняло ислам в период арабских завоеваний в VII-VIII вв. Но туркмены, придерживающиеся суннизма, в отличие от иранских соседей, в меньшей степени следовали шариатским требованиям и гораздо чаще прибегали к адату – обычному праву.
Обычное право проявлялось и в практически бесправном положении женщин, которые могли быть, например, убиты на месте при подозрении в измене, фактически продавались за калым. Из-за этого, кстати, многоженство у туркмен, в отличие от других мусульманских народов, было не слишком распространено – слишком высок был калым. Длительное время у туркмен сохранялось рабство.
Отсутствие исламского фанатизма смягчило антирелигиозную политику в Туркмении в советский период. После обретения независимости туркменские власти сделали ислам частью государственной идеологии, но уже под новым соусом – восхвалением под прикрытием ислама своего национального вождя – туркменбаши Сапармурат Ниязова.
Его творение «Рухнама» было поставлено в один ряд с Кораном, а в чем-то и выше. А сам он почти в один ряд с пророком. Так что кое-что из традиционных элементов политической жизни туркмен, несмотря на изменения современности, бережно сохраняется и по сей день.
К какой расе относятся туркмены
Все три этноса были «европеоиды» по своему антропологическому типу, тюркоязычны, воинственны, но не агрессивны.
Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века, обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).
Туркмены являются потомками древних ираноязычных[11][12][13] массагетов, упоминаемых древнегреческим историкомГеродотом ещё в VI веке до нашей эры, итюркских племен, проникших на территорию современного Туркменистана ещё до образования Тюркского каганата. Известно, что царицей массагетов была Томирис, остановившая в 530 году до нашей эры войска ахеменидского царя Кира великого.
В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV—VI веков начало подвергаться тюркизации.
Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX—XI веках., сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка.
Arslan,
Где Геродот говорил про Туркменах?
Томирис и Саки и все Исторический Ираноязычные Народы Центральный Азии были и есть Таджики.
Туркмени оккупировали Север Хорасан-(ныне так называемый Туркменистан) в 10-веке.
Каюмарс, вот промолчал бы, умнее выглядел.
Arslan,
Тур это сын Фаридуна царя Арийцов.
А те Иранцы который были на стороне Тура чтобы он был царем Ариана назывались Туранцами.
Но причем тут Тюрки который появились на свет только 2-веке, а их отец Ашин а не Тур?
Вы не сможете изменить мировую историю.
И еще каждый шак турков написано в исторических иранских книг, как они были отдети, как выглядили, что ели, и как жили, как оккупировали центральный азию все написано.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что туркмены «по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанам, ещё более близкие с киргизами и в особенности сузбеками, от которых туркмены отделились лишь всего около 300 лет тому назад»[15].
Традиционное занятие — ковроделие,земледелие, кочевое скотоводство, кошмоваляние, шелкоткачество. Туркмены известны коневодством, особенно ахалтекинцами.
По антропологической классификации туркмены относятся к закаспийской расе в составе европеоидной расы; с небольшой примесью монголоидных элементов.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание антропологии туркмен:
Показать полностью.
Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, — говорит Вамбери, — испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским».По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение.
Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.
Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий — бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка — тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°—80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний — 193, горизонтальный обхват головы средний — 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель — средний 66,66.