к какой расе относятся кыргызы
Кыргызы: кто мы – европейцы или азиаты?
21 октября в Международном университете Кыргызстана (УНПК МУК) прошел круглый стол на тему «Происхождение и история кыргызов». На него были приглашены ученые генетики, лингвисты, историки, археологи, этнографы и общественные деятели. Был сделан ряд интересных научных сообщений. Основной доклад был сделан президентом УНПК МУК академиком НАН КР Асылбеком Айдаралиевым на тему «Генеалогические исследования кыргызов», который ознакомил участников круглого стола с предварительными результатами генетических исследований сотрудников его учебного заведения совместно с американскими партнерами из Фонда «Соронсена». А.Айдаралиев отметил, что генетические исследования проводятся уже более трех лет. На исследование ДНК были привлечены 200 кыргызов, 200 таджиков, 200 туркмен и т.д. На сегодня имеются результаты по отдельным представителям популяции.
Полученные генетические данные свидетельствуют о древности кыргызов и их возможном происхождении от ариев, о чем свидетельствуют результаты исследований, которые провели генетики научно-исследовательского института Соронсена в США.
На основе проведенных генетических исследований ученые сделали ряд выводов. Так, в геноме кыргызов выявлена гаплогруппа R1a1, достигающая по распространенности в популяции 63%. Сходный состав гаплогруппы R1a1 имеют также брахманы (67-72%) и ишкашимы (68%). В настоящее время считается, что мутация, определяющая данную гаплогруппу, возникла около 15 тысяч лет назад.
В то же время близкие нам по географии, языку и культуре казахи оказались в IV-м, то есть восточноазиатском кластере, где отмечена высокая повторяемость мутаций М122, М119, М174 и М130. В этот же кластер входят японцы, корейцы, тайванцы, китайцы, дунгане, камбоджийцы и монголы (www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.).
В своем выступлении академик А.Айдаралиев отметил наличие у кыргызов доли субсахарского (африканского) генома, европейского и азиатского. Это «свидетельствует о том, что кыргызы являются потомками популяций, принимавших участие в первой волне миграции из Африки и заселении евразийского континента около 56-85 тысяч лет назад», а также «о наличии общих корней со славянами». И что «азиатские гаплогруппы, присущие кыргызам, являются одними из базисных при возникновении азиатской расы».
По результатам генетических исследований ученые смогли выстроить картину миграционных потоков древних людей из Восточной Африки на евразийский континент, которые происходили примерно 60 тысяч лет назад. И, как утверждают генетики, «самые древние корни ариев, содержащих гаплогруппу R1а1, давностью 12 тысяч лет, находятся на Балканах, где ныне расположены Сербия, Косово, Босния и Македония».
«Гаплогруппы R1a1 и R1a расщепились внутри Южной и Западной Азии во время миграции после окончания ледникового периода в 9-м веке до нашей эры и движения народов, имевших курганную культуру, связанной с приручением лошадей и заселением Европы», — считают ученые.
Более осторожен в своих оценках директор НИИ молекулярной биологии и медицины КР, академик НАН КР, лауреат Госпремии Кыргызстана Алмаз Алдашев, который считает, что все имеющиеся факты «необходимо просеять через сито и затем свести воедино», что «нужен комплексный подход, необходимо подвести научную базу под утверждение, что кыргызы — самый древний народ». «Генетика дает мощный технологический инструмент для выяснения генеалогии народов человечества. Проблема в том, что нельзя смотреть по одному маркеру одной гаплогруппы — есть опасность искажения истории. Нами проводились исследования распространения маркеров основных гаплогрупп R1a1 (мутация М17), С3 (мутация М217) и N3 (мутация LLY22) в популяциях кыргызов», — сказал академик А.Алдашев. «Анализ STR-маркеров Y-хромосом на предмет генетической дифференциации популяций внутри кыргызов позволил определить минимальный возраст. По крайней мере, объединения Адыгене-Тагай в пределах 55 поколений или около 1400-1660 лет. То есть ядро Он канат сформировалось уже в 5-м или 6-м веке на Енисее, в то же самое время, когда пала Великая империя хунну, и на смену им древние тюрки — Ашина создают Великий тюркский каганат, а в Минусинской котловине формируется Каганат кыргызов,» — сделал вывод А.Алдашев.
Профессор кыргызско-турецкого университета «Манас» Кадыралы Конкобаев, побывав в Якутии, Хакасии, на Алтае, нашел там много доказательств того, что якуты, хакасы, народы Алтая есть ни кто иные, как кыргызы. «Каждый третий якут является кыргызом. Они тоже пьют кымыс и употребляют конину. В Хакасии есть озеро — Ызык-Кол, то есть священное озеро, окаймленное невысокими горами. Хакасы в нем моют только лицо, мыть в нем ноги не допускается», — сказал он.
Общественный деятель Дастан Сарыгулов рассказал об археологических находках ученых, относящиеся к представителям Курганной культуры. «Альчики и астрагалы нужно воспринимать как индикатор кыргызов, которые имеют 25 национальных спортивных игр, основанных на применении астрагалов и альчиков. В кыргызском языке насчитывается 37 слов, связанных с этими предметами. Ни у одного народа мира не имеется столько подобных слов», — сказал Д.Сарыгулов.
В итоге, участники круглого стола, несмотря на прорывавшиеся эмоции, не стали торопиться с выводами, при этом считая, что необходимо консолидировать усилия ученых различных направлений и исследований для изучения истории этногенеза кыргызов, основанные на научных фактах и современной методологии.
Киргизы (кыргызы) — богатые духом
Быт и культура киргизов способны удивить многих европейцев. Это гордый народ, история которого насчитывает не одно столетие. Они отличаются особыми представлениями о жизни и порадуют каждого гурмана непревзойденной кухней. Богатство культуры и необычные традиции некогда кочевого народа — яркое свидетельство уникальности киргизов.
История
Формирование народа происходило в условиях сложной обстановки. Древнейшими предками киргизов сейчас называют саков. Это были воинственные племена скотоводов, занимавшие часть территории Центральной Азии в 1 тысячелетии до н.э. Им и их преемникам усунам (усуни) пришлось воевать с гуннами, которые являлись на тот момент сильными воинами с развитой армией.
С пришествием монгольских войск народу пришлось продолжать борьбу, удерживая территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Воинственность племен поражала монголов и армию Чингисхана, однако новые ханства одно за другим продолжают набеги на киргизов, что вынуждает их идти на контакт с Российской империей. Это становится переломным моментом в истории страны. Ее северная часть присоединяется к России, а южная оказывается завоевана. Политика русских царей приводит к массовым выступлениям и протестам. А в 1916 году вспыхивает восстание.
Советский период оказался полезным для страны. Она смогла провести индустриализацию и начать налаживать производство. С распадом СССР началась череда больших проблем, однако в последние годы ситуация стала налаживаться в связи с восстановлением государственности.
Жизнь
Статус человека у киргизов зависит от высоты его шапки. Белая шапка из войлока называется бакай-калпак. Этот колпак украшают ручной вышивкой. Если человек из простого рода, то его бакай будет низким, а если из богатого — вытянутым. Самая красивая вышивка у людей пожилого поколения.
У киргизов до сих пор сохранилась игра кок-бору, напоминающая поло. Правда, играют в ней не мячом, а тушкой козла. В целях гигиены в последние годы стали использовать муляж тушки. Игра настолько популярна, что в Киргизию съезжаются на мировые чемпионаты, называемые Всемирными играми кочевников. Во время их проведения играют в кок-бору, устраивают стрельбу из лука, проводят состязание в борьбе.
На рынках каждую лавку нужно окуривать дымом. Для процедуры используется можжевельник. Киргизы считают, что эта трава помогает изгнать злых духов.
Живут киргизы в юртах. Это жилище считается по-настоящему уникальным, поэтому занесено в список ЮНЕСКО. Юрты строят даже для покойных. Такое жилье называют поминальным. В нем усопший проводит 3 дня и 2 ночи, чтобы каждый родственник смог прийти и попрощаться.
До сих пор сохранился обряд кражи невесты — ала качуу. Власти борются с подобными обрядами, хотя не слишком успешно: уголовное преступление совершают 10–15 тысяч раз за год. Поражает факт, что кражи происходят по-настоящему. Древняя традиция гласит, что похищенная девушка должна выходить замуж за похитителя. Сейчас местные власти активно пропагандируют свободу выбора жениха в отношении девушек.
Едят киргизы, сидя на циновках за низкими столиками. Причем во время застолья почетному гостю преподносят хвост барана, выказывая уважение. Если за столом присутствует старейшина, ему преподнести тазовую кость. Самым важным гостям преподносят голову. По традиции, одариваемый должен вырезать глаза, разрезать пополам и поделиться с другим гостем, наиболее ему симпатичным. Девушкам обычно дарят нёбо. Дети получают правое ухо, а левое хозяин дома оставляет у себя, добавляя в коллекцию.
Наконец, важной основой в жизни каждого киргиза является омен. Это благодарность Всевышнему, которую произносят после трапезы. Такой обычай пришел из ислама и соблюдается практически всеми, даже те киргизы, которые не являются мусульманами, должны произнести омен, поднеся ладони к голове.
Традиции
Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.
Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.
Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник — наиболее удачный, по мнению киргизов, день.
Свадьба
К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.
Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.
Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.
Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.
Праздники
Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.
Рацион киргизов до сих пор приближен к питанию их потомков-кочевников. Во время приготовления блюд постоянно используются специи, мясо готовят на пару или варят, самой востребованной считается конина. Киргизы любят мучные блюда, супы делают густыми, похожими на кашу. Наиболее часто употребляемыми овощами остаются редька, репа, в пищу часто добавляют бобовые. На столе киргиза, помимо конины, может быть и баранина, и говядина. Самыми популярными блюдами являются плов, манты, супы и различные варианты отварного мяса. Если вы когда-нибудь решите посетить Киргизию, непременно отведайте шорпо — это луковый суп с зеленью и свежим молодым картофелем. Мясоедам придется по вкусу куурма-шорпо — все то же самое, но в блюдо добавляют обжаренное мясо и овощи. Самый сытный бульон — бешбармак. В нем сочетаются лапша, баранина, зелень и лук.
Пища у киргизов жирная, поэтому соблюдающим диету лучше много не наедаться. Кочевникам всегда была нужна калорийная еда, поэтому они делали колбасы из баранины или конины, а наиболее сытное блюдо ашлямфу готовится из холодца, омлета и лапши, причем киргиз может заедать его гошаном — небольшим чебуреком с фаршем и разнообразными соусами. Традиционная киргизская кухня отличается некоторыми особенностями:
Культура
Культура Киргизии сформировалась под влиянием русского, турецкого и персидского народов. Самым важным для себя киргизы считают природу, что отчетливо прослеживается в их творчестве. Ей посвящают литературные произведения, пишут музыку, отражают в орнаментах на одежде. Самым грандиозным считается «Манас» — стихотворение, отличающееся невероятно большим количеством строк. В сказаниях киргизского народа нашлось место любви, войне и лошадям — самым значимым для кочевых людей животным. Конь может использоваться для оплаты, его преподносят в дар, а еще он обязательно должен присутствовать на свадебной церемонии. Значимость лошадей настолько велика, что многие мастера изготавливают музыкальные инструменты, которые нужны специально для игры во время путешествия на коне.
В музыкальных произведениях барды прославляют кочевой образ жизни, повествуют о буднях, радостях и ненастьях. Разнообразие музыкальных инструментов в стране велико.
Особое место занимает текстильное дело. Ковры и наряды, которые шьют в Киргизии, получили популярность во всем мире. Изделия шьются из войлока и шерсти, на них отражаются природные пейзажи, растительные орнаменты и горы. На коврах (ширдаках) может быть изображено огромное количество элементов. Чем их больше, тем дороже ковер. Традиционно вышивка изображает горных козлов, птиц, собак.
Фольклор
Главным произведением фольклора считается «Манас». Он наглядно демонстрирует особенности жизни народа на протяжении 3 тысяч лет. По жанру относится к героическому эпосу, включает массу героев и событий. «Манас» в подробностях расписывает военные сражения, которые происходили при набегах соседних племен, борьбу за независимость и отвоевывание захваченных территорий.
Эпос представляет героев мужественными и целеустремленными. Все они славные и доблестные воины. «Манас» уделяет внимание женщине, показывая ее не только как хранительницу домашнего очага, но и верного соратника, спасающего воинов от гибели при получении опасных ранений. Женщина часто становится наставником, давая ценные советы герою. «Манас» переведен на множество языков и имеет 35 вариантов, характеризующихся разным изложением. Эпос по-настоящему огромен — в нем более миллиона строк.
Внешность
Физиономисты причисляют лица киргизов к монголоидному виду. Черты лица соответствуют казахским. Также прослеживается китайский облик, что связано с регулярным вторжением китайских войск, которые угоняли людей в Маньчжурию.
Одежда
Киргизы шьют одежду из войлока, кожи и шерсти. Национальные костюмы надевают по праздникам, а в повседневной жизни предпочитают простую европейскую одежду. Однако на улицах можно увидеть много молодых людей в колпаках. Мальчишки, достигшие 6 лет, очень гордятся этим головным убором. Мужчины раньше часто надевали чапан — красиво расшитое пальто со стоячим воротником. Еще одна разновидность пальто — чекпен. Оно характеризуется специфической вышивкой и является довольно длинным по меркам европейской моды.
У женщины распространены юбки с разрезами. Их киргизки надевают поверх халата (платья). Для торжественных случаев платья подбирают особые — с узорами и вышивкой на рукавах. Головным убором служит конусообразный колпак, украшенный перьями. Альтернатива такого колпака — элечек, похожий на чалму. Ее оборачивают вокруг головы много раз — длина ткани может достигать 30 метров. Мужским головным убором является тюбетейка, которая может отличаться в зависимости от района проживания. Особенностью нарядов незамужних девушек является яркость и разнообразие цветов. Замужние одеваются более консервативно.
Жилище
До сих пор по всей стране распространены традиционные жилища кочевников — юрты. Основу каркаса такого жилья составляют жерди и стены решетчатого типа. Отделка выполняется с помощью циновки и войлока, пол застилают кожей, в качестве внутреннего утеплителя используют ковры.
Киргизы хранят вещи и одежду в небольших сундуках. Мужчины и женщины держатся раздельно. Юрту обогревает коломто — маленький очаг, который одновременно является главным источником света. Дополнительно используют светильник чырак. Цвета и узоры у племенных групп и семей всегда разные. Статусные хозяева стараются оформить юрту максимально богато. Самым почетным местом в юрте является тор, поставленный рядом со скамейкой и сундуками, которые накрывают коврами. На торе располагается хозяин юрты или старейшина. Самые богатые киргизы располагают большим количеством юрт. Некоторые используются в качестве кладовок, другие предназначены для гостей, а в третьих проводятся свадьбы. Глинобитные дома, пришедшие на смену юртам при формировании оседлого образа жизни, сейчас не так популярны. Чаще всего люди селятся в многоквартирных домах. Юрта — скорее прихоть и показатель статуса.
Характер
Киргизы чтут семейную иерархию. Отец считается главой семейства, и его слово — для детей закон. Строгость, как в былые времена, родителям уже не свойственна.
Взаимовыручка по-прежнему возводится в культ. Родственники, соседи, знакомые — все обязаны помогать друг другу в трудные минуты. Считается, что киргизские девушки взрослеют в раннем возрасте. Нередки случаи, когда юная девушка, едва достигшая 17 лет, уже выходит замуж. Дети считаются высшим благом, семейные ценности закладываются с самого детства. Детей рано приучают к труду, обязательно знакомят со старейшинами, которые до сих пор не утратили своего авторитета.
Почитание старших в принципе является одной из основных черт характера. Киргизы считают, что пожилой человек учит главному — мудрости. Поэтому его нужно слушать и внимать словам.
Религия
Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей — мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население.
Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.
Продолжительность жизни
Продолжительность жизни в стране является одной из острых проблем, которые постоянно обсуждаются в народе и на государственном уровне. На 2010 год продолжительность жизни среди мужчин не превышала 60 лет. При этом женщины, по отметкам Минздрава, достигали возраста 72 лет. Одной из причин низкой продолжительности жизни среди мужского населения медики называют частое употребление жирного мяса. Сейчас Минздрав страны находится в поисках решения проблемы.
Правительство ожидает, что средняя продолжительность жизни в стране должна скоро увеличиться до 66 лет среди мужчин и до 74 лет среди женщин.
Численность
На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток.
В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.
Киргизы заслуживают большого уважения — в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.
Видео
Морфологический облик современных киргизов
Антропологические исследования современных киргизов в разные годы проводились Л.В. Ошаниным (1927, 1931, 1953, 1953а, 1957-1959), А.И. Ярхо (1933, 1934, 1947), Н.Н. Миклашевской (1955, 1956, 1957, 1959, 1959а, 19596, 1959в, 1964), Г.Ф. Дебецом (1948, 1956, 1959). Было установлено, что они являются наиболее монголизированной частью населения Средней Азии, близкой к казахам. У них преобладает южносибирский тип и, в меньшей степени центральноазиатский.
В целом морфологический облик современных киргизов можно охарактеризовать следующим образом. Рост (длина тела) имеет средние величины с вариациями от 161 до 169 см, они коренастого телосложения. При больших размерах головы, по форме ее киргизы относятся к брахикефалам. Лицо высокое и широкое со значительно выступающими скулами. Лоб большей частью широкий, среднепокатый, со средневыступающим надбровьем. Нос довольно крупный, чаще прямой, с невысоким переносьем. Пигментация волос и глаз в основном темная, но имеется значительное число лиц с более светлой пигментацией волос и глаз (от 17% до 45% на Тянь-Шане).
Монгольская складка века встречается довольно часто, но частота ее в разных группах варьирует. Развитие волос на теле и лице слабое.
В антропологическом составе киргизов, кроме перечисленных выше вариантов южносибирской и центральноазиатской рас, присутствуют европеоидные черты.
Европеоидная примесь более всего выражена среди киргизского населения Ферганской долины. В меньшей степени она присутствует среди киргизов Таласской, Чуйской, Алайской долин и Памира. Наиболее монголоидными по типу являются киргизы районов Иссык-Куля.
Таким образом, формирование антропологического состава современных киргизов, равно как и остальных народов Средней Азии, имеет многовековую историю. На различных этапах сложения их морфологического облика принимали участие многочисленные местные и пришлые племена. В течение последних двух с половиной тысячелетий на этой территории обитали популяции как европеоидного, так и монголоидного типа. Сакские и раннеусуньские племена характеризовались северным вариантом расы Среднеазиатского междуречья, за исключением саков Памира. Они, напротив, имеют южноевропеоидную основу, в которой присутствуют грацильный и матуризованный варианты.
Монголоидность в незначительной степени фиксируется уже с середины I тыс. до н.э. у многих сакских кочевых племен. В усуньское время население европеоидное, но наличие в его составе монголоидной примеси не вызывает сомнений. По результатам наших исследований, существовавшее ранее мнение о том, что у кочевников Тянь-Шаня монголоидность присутствует в большей степени, чем у остальных кочевников Средней Азии, не подтвердилось.
В эпоху Средневековья население также было разнородным по составу. В нем представлены европеоидные, пришедшие из западных областей согдийцы, основной пласт местного населения, имевшего европеоидно-монголоидный облик и довольно монголизированные популяции. Исключение составляют отдельные районы Чу, Талас, где в эпоху античности, раннего и развитого Средневековья компактно проживали европеоидные популяции.
В составе современного населения обнаруживается большой удельный вес монголоидного комплекса, имеющего южносибирское (тяньшанский вариант) и центральноазиатское происхождение. В сложении антропологического облика современного населения также принимали участие различные варианты европеоидной расы (Ходжайов, Ходжайова, 2001).
Большой интерес представляет вопрос о месте и времени формирования антропологического комплекса, характерного для современных киргизов. В связи с этим был проведен межгрупповой анализ всего имеющегося ископаемого антропологического материала с территории Кыргызстана. В первую очередь необходимо отметить, что основной комплекс признаков, характерных для киргизов, фиксируется в тюркскую (VI-VIII вв.) и караханидскую эпоху. Местом их сложения можно считать территорию Алайской, Таласской, Чуйской долин и южное Иссык-Кулье.
Об этом свидетельствуют материалы из курганных могильников Кургак и Карабеит Алайской, Бешкаракчи Таласской и Ташбашат Чуйской долин. К этой же группе можно отнести серию XII в. из Кандюбе (древний Тон) (южное Иссык-Кулье).
На более ранних этапах сложения антропологического и этнического облика киргизов принимали участие племена саков и ранние усуни Тянь-Шаня. Вероятно, роль других групп саков, равно как и согдийцев, имеющих европеоидный облик, в формировании антропологических особенностей киргизов была небольшой. В то же время многочисленные археологические материалы эпохи раннего Средневековья подтверждают значительность вклада Согда в материальную культуру различных регионов и областей Средней Азии. Согдийские достижения в области материальной и духовной культуры стали «культурными стандартами, наиболее отвечающими нормам раннефеодального общества» (Массон, 1977). Согдийские культурные традиции четко обнаруживаются в этот период, наряду с местной самобытной культурой, и на территории Кыргызстана, равно как и в таких историко-культурных областях, как Чач, Уструшана и др.
Тем не менее палеоантропологические материалы начала II тыс. н. э. не подтверждают влияния европеоидных согдийских переселенцев на морфологический облик киргизов. Видимо, пришлые согдийские группы существовали достаточно изолированно, мало смешивались с местным населением, благодаря чему сохранили свои морфологические и расовые особенности.
Результаты изучения краниологических материалов VI-X вв. из территорий, расположенных восточнее Кыргызстана, подтверждают литературные данные об участии в формировании киргизов тюркского населения Алтая и Кузнецкой котловины, тюрков и уйгуров Тувы, тюрков Хакасии и «енисейских» киргизов тюркского времени. Серии, полученные из могильников этих регионов, характеризуются, как было отмечено выше, особенностями южносибирской и центрально-азиатской рас.