к какой расе относятся греки
Греки — дружелюбные потомки богов древней Эллады
Греки относятся к индоевропейской этнической группе, сформированной как народ на юго-востоке европейского континента. Это коренное население Греции. Народ имеет богатейшую историю, уходящую корнями вглубь веков. Греческая мифология оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства во всем мире. Мифы про божества Олимпа, написанные много веков назад, являются национальным достоянием.
Название
Самоназвание греческой нации — эллины. Оно произошло от праотца греков Эллина. Это мифологический персонаж, внук Прометея. От сыновей и внуков Эллина пошли греческие племена: дорийцы, эолийцы, ионийцы и ахейцы. Сами греки называют свою страну Эллада, язык — эллинским, а религию — эллинизм. У разных народов различное наименование греков. В Азии распространено название «ионийцы». В европейских странах государство именуют как Греция, а республику обозначают Эллинской, но к народу применяют обозначение «греки». В древности их называли «ахейцы», «ромеи».
Греческий язык — один из самых малочисленных и своеобразных в индоевропейской группе. Современная версия языка представлена в двух вариантах: кафаревуса и димотика. Димотика считается разговорным вариантом, развивавшимся естественным путем от древнегреческого. Кафаревуса является одной из разновидностей греческого языка, на которой пишутся литературные произведения. В древнем мире существовало огромное число диалектов греческой группы, формирующих три ветки: западную, восточную и центральную. Примерно в 15 веке образовался новогреческий язык, который объединяет кафаревусу, димотику и стандартный диалект. Многие области Греции имеют свои диалекты, например, критский, кипрский, каппадокийский и т.д.
Религия
До появления христианства в Греции существовала политеистическая религия. Было множество различных божеств, которые покровительствовали природным стихиям, человеческим занятиям (торговле, войне, любви и т.д.). Также имелись священные животные. В 1-ом веке появились христианские священники и начали образовывать свои церкви. Постепенно к православию перешли все области Греции, сейчас это основная религия государства. Есть граждане, исповедующие католицизм и мусульманство, но их меньшинство.
Численность
Греки — довольно многочисленный народ: всего в мире их около 20 000 000. При этом в самой Греции проживают приблизительно 11 млн человек. Остальные распространились по странам Европы и другим континентам.
Где живут
Распределение греков по другим странам таково:
История
В древности греки заселяли центральную часть Балканского полуострова. Затем они стали захватывать крымские области, распространяться по странам Средиземноморья. Под их влияние попали Египет, Палестина, Сирия. Они составляли большую часть населения Восточной Римской империи. В 13 веке под давлением славянских и арабских племен империя распалась на множество государств. Большинство из них были захвачены турками. В 18 веке начались революционные движения среди греческого населения против османского господства. В 1823 году греки объявили о неподчинении турецкому султану и провозгласили собственную республику. Через 9 лет образовалось Королевство Греция, во главе которого стоял Баварский король. Последний монарх был свергнут в результате военного переворота в 1967 году. В настоящее время государство является унитарной, парламентской республикой.
Внешность
Греки очень привлекательная нация, но, как ни странно, внешность у представителей мужской и женской половины населения немного отличается. На взгляд многих европейцев, природа более щедро наградила мужчин. Они обладают высоким ростом, спортивной фигурой. Лицо европеоидного типа, с высоким лбом, четко очерченными скулами. Глаза у большинства греков светлые: серые, голубые, зеленые. Встречается ярко-синий цвет радужной оболочки, что в сочетании с темными волосами смотрится просто потрясающе. Матовая кожа оливкового цвета делает из них неотразимых мачо. У многих нос с горбинкой, что является следствием примеси арабской крови. Многие греческие мужчины в возрасте сохраняют подтянутый вид и выглядят очень презентабельно.
Что касается представительниц прекрасной половины, то их внешность описывают немного по-другому. Девушки невысокого роста, приземистые, коренастые. Многие страдают лишним весом. Они имеют темные густые волосы и светлые глаза, но при этом проблемную кожу. Гречанки используют максимум косметики, чтобы замаскировать недостатки на лице. Еще одна особенность — любовь к бижутерии, разнообразным ожерельям, браслетам и т.п. Греческие женщины не комплексуют из-за своей недостаточно хрупкой фигуры, как европейки или россиянки. Они всегда пребывают в хорошем настроении и много улыбаются.
Одежда
Одеяния античных греков сильно отличаются от современного греческого костюма. Это объясняется влиянием других культур, постоянно проникающих на земли, заселенные греками. В древности наряды были очень простыми. Мужчины и женщины носили свободные туники, подпоясывая их или оставляя материал спадающим вниз. Ткань скреплялась у плечей, образовывая драпировку.
Женские туники были длиной до пола, они красиво облегали фигуру, подчеркивая все ее прелести. Мужские хитоны представляли собой более короткие одеяния с простым горизонтальным кроем. Головные уборы отсутствовали, их заменяли повязкой, сдерживающей волосы. На ногах носили сандалии. Современный национальный костюм имеет несколько вариантов. Праздничная одежда мужчин включает такие элементы:
Это традиционный мужской наряд, который может отличаться в зависимости от региона. В некоторых областях мужчины носят укороченные широкие штаны, наподобие шаровар. На шею иногда повязывают яркий платок.
Национальные женские костюмы напоминают народную одежду многих европейских стран. Они состоят из блузы-рубашки с длинным рукавом, расклешенной юбки, передника. Воротник, края рукавов, полочки блузы украшается вышивкой, шитьем, лентами. Юбки могут быть разных цветов: белые, красные, зеленые, синие. В некоторых регионах под низ надевается платье из тонкого материала, а на него сарафан с приталенным лифом и широкой нижней частью. Поверх блузы носят короткий жакет, украшенный золотистой тесьмой, расшитый узорами. Обувь — туфли на низком каблуке.
Девушки носят сложный головной убор, который представляет собой особым образом завязанный платок, украшенный бусами, монисто, цветами. Также его декорируют бахромой, кистями, вышивкой. Костюм дополняется большим количеством украшений. Это монисто, браслеты, во множестве надетые на каждую руку, подвески, серьги.
Очень интересный и необычный парадный костюм имеют военные, служащие в Национальной гвардии. Он сильно отличается от армейской одежды других стран. Верх костюма составляет рубашка белого цвета с непомерно широкими рукавами. Своей пышностью они напоминают женские праздничные платья. Поверх рубашки надевается укороченная безрукавка, вся расшитая золотистым гарусом или тесьмой. Спереди она плотно застегнута на пуговицы.
Самая необычная деталь гвардейского костюма — широкая плиссированная юбка. Ее длина — гораздо выше колен. Она называется «фустанелла». Костюм Фустанелла Цолиас традиционно носят политики и воины Греции. Считается, что такая одежда происходит от римской тоги, подобие которой носили древние греки. Юбка имеет 400 складок, что символизирует 400 лет османского ига. Обувью служат туфли на плоской подошве с гигантскими помпонами. Каждая туфля весит до 5 кг. Подошвы подкованы металлическими гвоздиками, для того чтобы шаги гвардейцев звонко звучали при соприкосновении стопы с мостовой.
Кроме того, все гвардейцы носят плотные белые гетры и длинные гольфы до колен такого же цвета. Вверху они стянуты черной резинкой с объемными кистями. Поверх юбки надет ремень с пряжкой. На голове — маленькая красная шапочка, с которой свисает длинный черный хвост из тонких веревочек, доходящий до пояса. Благодаря такому наряду, греческие воины на параде выглядят очень экстравагантно.
Жилище
Древнегреческие дома представляли собой примитивные строения. Они были глинобитные или сложенные из кирпича-сырца. Плоскую крышу крыли тростником, соломой. Постройки имели один этаж, одну небольшую комнату. Она разделялась на мужскую и женскую половины. Маленькие окна выходили во двор. Стена, обращенная на улицу, окон не имела. Жилища в городе располагались хаотично, без всякой планировки. Улочки имели извилистый вид. Часто по ним нельзя было пройти, чтобы не задеть чью-то открытую дверь. Канализация и водопровод отсутствовали. Воду приносили в кувшинах с источника. Пищу готовили на свежем воздухе.
В городах жилье строили двухэтажным. Верхние комнаты сдавали внаем. В деревнях все было гораздо проще. Жилища долгое время строили без фундамента и потолка. Полом служила утоптанная земля. Окна на ночь закрывали досками. Еду готовили внутри дома, в очаге, сложенном из камня. В одной комнате жили, спали, ели, держали припасы. Сюда же брали на ночь домашнюю птицу.
У древних греков имелись частные и общие бани. Первые были доступны только богатым, но в общественных могли мыться бедные граждане за небольшую плату. В бане делали не только душ, но и ванны. В некоторых даже проектировалась проточная вода. Мыло заменяла сода, смешанная с глиной. Также тело натирали маслами.
Жизнь
Занятия, ремесла
Основными занятиями греков были:
Также они занимались мореплаванием, торговлей. Земледелие было развито слабо, так как специфика ландшафта не давала хорошей возможности для этого. Частые засухи в совокупности с неплодородной почвой не давали выращивать злаковые культуры. Греки издавна культивировали оливковые деревья. Оливки входят в состав многих греческих блюд, из них производят ценное масло, которое идет на экспорт. В древние времена с его помощью освещали жилища. Также сельские жители выращивали виноград. Из него изготавливали изюм, косметическое масло (из косточек), соки, вино. Виноделие является древнейшим занятием этого народа.
В горных районах было развито скотоводство. Крестьяне разводили коз, овец, свиней, птицу. Молоко и мясо животных служило пищей, шерсть шла на производство одежды. Жители, деревень которые располагались в лесной части страны, охотились на лисиц, кабанов, оленей, диких коз. Также была широко распространена рыбная ловля. Греки занимались мореплаванием, сухопутной и морской торговлей. В это стране существует такая отрасль, как добыча морской соли. В городах и селах существовали многочисленные ремесленные производства. Основные из них:
Семья
Семейная жизнь греков насыщена разнообразными торжествами. Родственные узы необычайно крепки. В сельских районах люди часто живут несколькими семьями под одной крышей. В городах члены семьи часто ходят в гости друг к другу, устраивают празднества. Взрослые дети продолжают тесно общаться с родителями. Нередко они живут вместе с ним до 35-40 лет, так как женятся греки довольно поздно.
Старшее поколение пользуется большим авторитетом. Они руководят на торжествах, к ним обращаются за советами. Молодые люди подчиняются не только отцу, но также и матери и другим представителям старшего поколения из их семьи. Характерной особенностью является то, что внутри семейства фактически заправляет женщина. Авторитет матери непоколебим. Сыновья, даже женатые, продолжают ходить к маме в гости. Мужчина не имеет права повышать голос на женщину.
Греки обожают детей. Маленьким членам семьи позволено практически все. Часто дети очень избалованы, делают все, что захотят. Одергивают их редко. Особенно балуют мальчиков, так как те считаются продолжателями рода. Первого сына традиционно называют в честь дедушки, а девочку — по имени бабушки отца.
Традиции
Греки очень музыкальная и подвижная нация. Они поют и танцуют на любых праздниках. Самый известный греческий танец — сиртаки — зачастую исполняется прямо на улицах во время народных гуляний. Для исполнения музыкального сопровождения применяются древние инструменты:
В Греции множество праздников, среди которых есть и языческие, и православные. В этой стране 12 официальных праздничных дней, являющихся выходными. К важнейшим из них причисляют:
С февраля по март проходит время карнавалов. Этот период насыщен шумными гуляньями, шествиями, танцами. Летом проводятся фестивали, устраиваются театрализованные представления. Самый известный — Эллинский театральный фестиваль. Это грандиозное мероприятие, на которое съезжаются любители древнегреческого искусства со всего мира.
Традиционная кухня Греции типична для Средиземноморья. В рационе греков много мяса, овощей, зелени, разнообразных приправ. Мясные и рыбные блюда готовят с добавлением орегано, базилика, чабреца, лука, укропа, мяты. Широко применяется гвоздика, мускатный орех, корица. Оливки являются визитной карточкой Греции. Их кладут практически во все блюда. Также любимым продуктов считается сыр. Существует множество сортов сыра, его могут подавать даже вместо десерта на свадьбах. Популярные блюда Греции:
Характер
Как и многие южные народы, греки — шумные и эмоциональные люди. Это нация, имеющая открытый и дружелюбный характер. Они громко разговаривают, жестикулируют, смеются, обнимаются на улице с друзьями и знакомыми. Между людьми разных полов и возраста приняты поцелуи в щеку. Некоторые представители северных стран сочли бы такое поведение нарушением личного пространства.
Большинство европейцев отмечают греческую непунктуальность. Время всегда назначается приблизительно. Если о встрече договариваются на «после обеда», это значит, что она произойдет не раньше 5 вечера. Утренним считается время до 12 дня. Причем такая свобода в восприятии времени касается не только личных встреч, но даже расписания общественного транспорта и авиалиний.
В Греции очень любят развлечения, посиделки в кафе, ночные клубы. Эта страна имеет колоссальное количество пабов, ресторанов и других увеселительных заведений. В жаркое время многие кафе выставляют столики на улице, которые иногда заполняют небольшие площади. В рестораны ходят целыми семьями, с детьми. Взрослые могут сидеть в уличном кафе до ночи, в то время как их дети уже спят на стульях.
Гостеприимство греков не знает границ. Они обожают ходить по гостям и сами приветствовать их у себя дома. Застолье может принимать невиданные масштабы. В течение вечера одни люди приходят, другие уходят, причем необязательно ждать приглашения, чтобы заглянуть к соседу или знакомому. В гости не принято ходить с пустыми руками, нужно принести бутылку вина, конфеты или цветы. Также необходимо похвалить стряпню, чтобы хозяйке было приятно.
Общение с греками оставляет массу положительных эмоций и впечатлений. Они надолго заряжают своей позитивной энергией, хорошим настроением.
К какой расе принадлежали древние греки и римляне?
В недавних фильмах о Древней Греции, таких как “Троя”, “Елена Троянская” и “Триста спартанцев” снимались актёры англосаксонского и кельтского происхождения, например Брэд Питт и Джерард Батлер. То же самое мы наблюдаем в новых фильмах о древнем Риме, таких как “Гладиатор” (где снимался Рассел Кроу) и сериал “Рим”. Но оправдан ли такой выбор режиссёров с исторической точки зрения? Действительно ли древние греки и римляне принадлежали к североевропейскому типу?
Сегодня большинство историков античной культуры хранят по этому поводу молчание. Например, Пол Картледж, профессор греческой культуры в Кембридже и специалист по Спарте, пишет для круга образованных неспециалистов, но нигде в своих работах не обсуждает расовое происхождение спартанцев. Несколько лет назад я попытался выяснить у ряда профессоров античной культуры, к какой расе принадлежали древние греки, но они лишь пожимали плечами, показывая, что, дескать, этого никто не знает, да и сам вопрос не заслуживает изучения. В наше время интерес к расовой принадлежности древних, по-видимому, считается нездоровым, а все свидетельства в пользу их нордического происхождения оставляются без внимания из страха породить опасные умонастроения.
Однако ещё сто лет назад европейцы были убеждены в том, что многие греки и римляне принадлежали к той же расе, что и они сами. В знаменитом 11-м издании “Британской энциклопедии”, опубликованном в 1911 году, отмечается:
“сохранение светлых волос, светлого цвета кожи и глаз среди знати Фив и ряда других мест свидетельствует о том, что русоволосый тип, характерный для северо-западной Европы, проник в греческие земли ещё до начала классической эпохи”.
Далее там же сказано, что первые греки, или эллины, были нордиками, одним из “белокурых племён севера Европы, которое было известно древним под именем ‘кельты’”. Даже Бертран Рассел, британский философ и социалист, 60 лет назад утверждал, что эллины “были светловолосыми захватчиками с Севера, которые принесли с собой греческий язык” (“История западной философии”, 1946).
Нынешние учёные отмежевались от этого единодушного в 60-е годы мнения. “Исторический атлас Древней Греции”, выпущенный издательством Penguin в 1996 году, высмеивает “без сомнения сомнительные расовые теории, на которых в значительной степени основана эта реконструкция древности”, но не предлагает никакой теории взамен, признавая лишь, что “происхождение греков остаётся весьма спорным вопросом”. Автор, однако, делает следующее удивительное признание:
“Целый ряд представлений о расовых истоках сложился в XIX веке, и хотя они, вероятно, отчасти обоснованы исторической традицией, археологией или лингвистикой, их нередко сочетали с другими, более неоднозначными предположениями”.
Автор умалчивает, о каких именно “неоднозначных предположениях” ведёт речь.
Бет Коэн в своей книге “Неклассический идеал: Афины и создание образа ‘другого’ в греческом искусстве” (2000) утверждает, что фракийцам, дальним кузенам греков, были присущи “та же темноволосость и те же черты лица, что и древним грекам”.
Однако “Британская энциклопедия” вполне обоснованно писала о белокурости фиванцев. Фивы были главным городом Беотии, богатой сельскохозяйственной области в средней Греции. Фрагменты древнего рассказа о путешествии, датируемого 150 г. до н.э., свидетельствуют, что фиванки были “самыми высокими, самыми прелестными и грациозными во всей Элладе. Свои золотистые волосы они заплетают в узел на макушке”.
Пиндар, фиванский поэт-лирик 5 в. до н.э., пользуясь поэтическим прозвищем греков-эллинов, называет их “русовласыми данайцами”. Спартанский поэт Алкман, живший в 7 в. до н.э., в своих Partheneia, или “Девичьих песнях”, прославил красоту “златовласых” и “фиалковооких” спартанских атлеток. Он также упоминал “серебристые”, то есть светло-серые, глаза женщин Спарты. Греческий поэт 7 в. до н.э. Архилох воспевал “золотистые кудри” одной из своих возлюбленных; Сапфо — также жившая в 7 в. до н.э. — так пишет о своей дочери: “моё прекрасное дитя, похожее на золотистые цветки”.
Уже гораздо позже, в 4 в. нашей эры, александрийский врач и учёный Адамантий писал в своей “Физиогномике”: “из всех народов самые светлоглазые — это греки”, и далее: “всюду, где эллинская и ионическая раса сохранилась в чистоте, мы встречаем рослых, широкоплечих и осанистых мужчин, … с весьма светлой кожей и русоволосых”.
Четыре столетия смешивания, видимо, изменили расовый характер многих греков, но русоволосые ещё встречались, и имя Ксантос, что значит “белокурый”, было довольно распространено.
Профессор Нелл Пейнтер из Принстона, автор книги “История белых”, сетует, что “немало европейцев предпринимали попытки превратить античную историю в историю белой расы”. Она указывает на то, что, мол, греки часто раскрашивали мраморные статуи и что “оригиналы часто были тёмными”, но поскольку краска с белого мрамора статуй со временем слущилась, европейцы пришли к ошибочному мнению, будто греки были белыми.
Греки действительно раскрашивали статуи, но оригиналы не были тёмными. Сваянная Праксителем Афродита из греческого города Книд была самой знаменитой и самой копируемой статуей древнего мира. До наших дней сохранились сотни её копий. По микроскопически малым частицам краски специалисты определили, что её волосы были окрашены в русый цвет. Римляне называли эту богиню Венерой, и её “культовые изображения” также были распространены повсеместно, причём “её тело окрашивали в белый цвет, а волосы — в золотисто-русый” (Джоанна Питтман “О блондинках”, 2003).
Афина-Парфенос, шедевр скульптора Фидия, простояла в Парфеноне почти тысячу лет, пока — вероятно, в 5 в. н.э. — не была утрачена. Когда американский скульптор Алан Леквайр задумал изготовить точную копию Парфенона в натуральную величину и разместить его в Парке Столетия г. Нэшвилл, он использовал сохранившиеся описания оригинала. У его 13-метровой Афины, открытой в 1990 году, светлая кожа, голубые глаза и золотые волосы (см. головную иллюстрацию и видеофрагмент).
До наших дней дошло множество греческих терракотовых статуэток IV века до н.э., сохранивших следы краски. У них светлые, обычно рыжеватые волосы и голубые глаза, как и у более крупных статуй, сохранившихся со времени персидских войн начала 5 в. до н.э. Даже поверхностное исследование мраморных рельефов, статуй и бюстов обнаруживает у них европейские черты. Многие из этих ликов вполне могли бы принадлежать кельтским вождям или королям викингов.
Имеются и другие сведения об обличье греков. Греческий философ из Ионии Ксенофан, который жил в 5 в. до н.э., посмеивался над тем, что разные народы создают себе богов по собственному подобию:
Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и рыжими
(что бы там ни думала упомянутая профессор Коэн)
мыслят фракийцы…
И действительно, у фракийской женщины на обнаруженной в центральной Болгарии в кургане Оструша фреске 4 в. до н.э. мы ясно видим рыжие волосы и европейские черты лица.
Греческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э.) называл Трою “страной светлокудрых жён”. Согласно римскому историку Диодору Сицилийскому, жившему в 1 в. до н.э., у египетского бога Сета был “рыжеватый цвет волос”, бывший “редкостью в Египте, но обычным среди эллинов”. Плутарх (46–120 н.э.) рассказывает, что когда фиванский полководец Пелопид (ум. 364 до н.э.) воевал в центральной Греции, ему во сне явился дух, потребовавший — ради победы в грядущей наутро битве — принести в жертву белокурую девушку.
Два расовых типа
Древнюю Грецию населяли два расовых типа: темноволосые белые и светловолосые белые, а также люди с переходными оттенками. Самые ранние известные нам обитатели относились к первому типу. К нему, например, принадлежали минойцы, которые вообще не были греками и которые построили на острове Крит впечатляющую цивилизацию.
Пеласги — так греки называли доэллинское население материковой Греции — также были темноволосы. У них чаще были чёрные курчавые волосы, а глаза напоминали формой маслины.
Люди этого типа часто изображались на аттических (афинских) вазах, из чего некоторые учёные заключили, что так выглядели все греки.
Ни минойцы, ни пеласги не говорили по-гречески — надписи на минойском линейном письме А до сих пор не дешифрованы — следовательно, греческий язык принесли с собой светловолосые завоеватели, мигрировавшие с севера, скорее всего — со средней части дунайской долины.
Согласно древнегреческому мифу, эллины ведут свой род от Эллина, сына Девкалиона. У Эллина были сыновья и внуки, которые соответствуют четырем главным племенам древней Греции: эолийцам, ахейцам, ионийцам и дорийцам.
В наши дни учёные отвергают такие мифы, однако последние не сохранились бы, если бы в целом противоречили народной памяти древних. Этот миф согласуется с тем, в чём давно убеждены специалисты по античной культуре: эллины мигрировали в материковую Грецию и на острова Эгейского моря несколькими “волнами”. Первыми из эллинов прибыли ионийцы и эолийцы, затем, несколько веков спустя, — ахейцы, и, наконец, дорийцы.
Ранняя греческая цивилизация бронзового века, разумеется, испытала влияние минойской и других средиземноморских культур, но при этом была несомненно греческой. Записи линейным письмом Б, около 1500 г. до. н.э. ставшим основным в критской культуре, были дешифрованы и оказались формой древнегреческого языка.
Около 1200 г. до н.э. эта культура, называемая микенской, пришла в упадок: её города были разрушены и оставлены жителями, и Греция на 400 лет погрузилась в тёмные века. Вероятно, разрушения были отчасти вызваны землетрясениями и извержениями вулканов, а позже греки объясняли их вторжениями с севера.
Волны эллинских воинов сожгли микенские цитадели и сделались в Греции правящей расой. Они также разграбили Трою, и гомерова “Илиада” именно о них. Они же, по-видимому, в значительной степени истребили микенскую культуру: греки позабыли письмо, заглохли искусство, городская жизнь и торговля с внешним миром.
Кое-что о первых эллинах мы узнаем из “Илиады”. Поэма впервые была записана во второй половине VIII века до н.э., в конце греческих тёмных веков, когда финикийцы вновь научили греков писать. Она повествует о событиях, произошедших четырьмя или пятью веками ранее.
Мы считаем, что эта поэма о греках, но гомеровы герои-воины принадлежат к ахейской знати, и надо полагать, микенскую цивилизацию уничтожили именно они, а не дорийцы, которые вторглись в Грецию и вытеснили ахейцев столетием позже. Археология подтверждает это предположение, так как Троя была сожжена около 1200 г. до н.э., а начало Троянской войны традиционно относят к 1184 г. до н.э. Дорийское же вторжение разные древние историки относят к 1149, 1100 или 1049 г. до н.э.
Есть веские основания полагать, что Гомер записывал предания, которые дошли до него сквозь тёмные века. Сказитель жил в Ионии, области на эгейском побережье, которая сегодня принадлежит Турции, и если бы его рассказы были выдумкой, он сделал бы их героями ионийцев. Однако он поёт хвалу светловолосой ахейской знати: великий воин Ахилл у него “русоволос”; величайший ахейский стратег Одиссей “рыжеват”; у его жены Пенелопы “белые щеки цвета чистого снега”; целительница и знаток лечебных растений Агамеда слывёт “русокудрой”; а спартанский царь Менелай, муж Елены, назван “светловласым”.
Также и сама Елена “светлокудра”, и даже девушки-рабыни светлокожи: “русокосая Гекамеда”, “белоланитная Хрисеида” и “русокудрая Брисеида”. Это важно: ведь если светловолосыми были даже некоторые рабы, значит, нордический тип был присущ не только ахейцам, но и другим народам эгейского мира.
В описании Гомера и Пиндара большинство олимпийских богов предстают светловолосыми и “ясноокими”, то есть серо-, зелено- или голубоглазыми. У Деметры “русые” или “золотистые” волосы; “златовласой” названа и Лето, мать Аполлона. Афродита — “златокудрая”, а Афина описывается как “светловласая и ясноокая”, а также как “сероглазая богиня”. Тёмные волосы из богов имеют двое — Посейдон и Гефест. Вспомним, как Ксенофан сетовал, что все народы представляют своих богов похожими на самих себя.
Последними из греческих захватчиков были дорийцы; они положили конец владычеству ахейцев и, вероятно, вынудили эолийцев и ионийских эллинов (среди которых были, несомненно, и предки Гомера) массово мигрировать через Эгейское море к берегам Малой Азии. Дорийцы, поселившиеся в плодородной долине Еврота на юге Пелопоннеса, были прямыми предками спартанцев классической эпохи и считали себя единственными чистыми дорийцами.
Вот что писал Вернер Йегер, директор Института исследования классической древности при Гарварде:
“Национальный тип захватчиков сохранился в самом чистом виде в Спарте. Пиндар заимствовал у дорийской расы свой идеал светловолосого благородного воина, который использовал для описания не только гомерова Менелая, но и величайшего греческого героя Ахилла, а так же и вообще всех ‘светлокудрых данаев’ [то есть ахейцев, которые бились под Троей] героической эпохи”
— “Пайдейя: Идеалы греческой культуры”, 1939
Греки классической эпохи не считали себя автохтонами, то есть исконными обитателями своей земли. Они, напротив, гордо назывались “эпелюдами”, считая себя потомками более поздних переселенцев и завоевателей. Известное исключение представляли аркадцы и афиняне, чьи каменистые земли, по-видимому, мало привлекали вооружённых колонизаторов.
Историк Геродот (484–420 до н.э.) писал, что афиняне — как и аркадцы — были “народом пеласгийской крови, который захватил Аттику и уже больше не покидал её”. В пользу этого мнения свидетельствует их язык: и афиняне, и аркадцы говорили на особых диалектах. Они переняли греческий у захватчиков с севера, но сохранили в нём элементы пеласгийского языка.
Таким образом, классическая Греция была культурным и расовым синтезом этих двух типов белых. Некоторые города-государства, такие как Фивы и Спарта, были преимущественно нордическими. Другие, например, Афины, были большей частью средиземноморскими, а все прочие представляли собой смешение этих двух основных типов.
Римские патриции
Нелл Пейнтер, автор вышеупомянутой “Истории белых”, сочла “поразительным” высказывание американского нордиста Мэдисона Гранта (1865–1937), сделанное им в “Уходе великой расы” (1916), о том, что римская знать была нордических кровей. Однако его точка зрения имеет хорошие основания. В богато иллюстрированных книгах о древнем Риме мы находим примеры посмертных масок, бюстов и статуй, которые явно указывают на то, что римские патриции были не просто европейцами, а северными европейцами.
Показательно в этом плане великолепное исследование Р. Петерсона “Классический мир” (1985), в котором рассмотрены 43 греческих и 32 римских деятеля. Доктор Петерсон объясняет, что римляне раскрашивали посмертные маски, стараясь передать как цвет, так и черты лиц своих предков. Голубые глаза, русые волосы и светлая кожа очень распространены.
Хорошим примером расового типа служит знаменитый бюст Луция Юния Брута, датированный 4 в. до н.э. Лицо Брута явно германского типа, как и цвет его глаз. Белки глаз скульптор выполнил из слоновой кости, а радужку из голубого стекла.
Или возьмём для примера знаменитую мраморную голову патрицианки конца I века н.э., которую часто включают в иллюстрированные атласы имперского Рима, чтобы показать моду тех времён на кудри. Черты её лица типично европейские: изящный римский нос, высокие скулы, худощавое и вытянутое — а не круглое — лицо.
Ещё один классический пример — известная фреска с Виллы Мистерий в Помпеях, изображающая четырёх женщин, которые подвергаются ритуальному бичеванию. Они рослые, светлокожие и рыжеволосые.
Римские имена также говорят сами за себя. “Ритулус” значит “рыжий, золотой” и является производным от глагола ritulo — “излучать красноватое свечение”. “Руфус”, что значит “рыжий”, был распространенным римским когноменом, то есть прозвищем для описания внешних черт, таких как рыжие волосы. Флавии были кланом аристократов, и их фамилия происходила от слова flavus, что значит “золотисто-русый”. Ещё одним благородным семейством были Фламинии; имя их клана происходит от слова flamma, то есть “пламя” — здесь также подразумеваются рыжие волосы.
Согласно Плутарху, Марк Порций Катон был “рыжеват, с серо-голубыми глазами”; у полководца и диктатора Луция Корнелия Суллы были “светло-голубые глаза и золотистые волосы”, а первый римский император Гай Октавий Август был “светлоглазым и русоволосым”.
На древнем мраморном бюсте императора Калигулы были недавно обнаружены частицы краски, которой он когда-то был покрыт. Когда специалисты восстановили изначальную раскраску бюста, оказалось, что безумный правитель был румян и рыжеволос.
Любовная поэзия Публия Овидия Назона (43 до н.э. — 17 н.э.) содержит немало свидетельств о внешнем облике знатных римлянок в первые годы империи. У Овидия многие богини — Аврора, Минерва, Церера, Диана и Венера — белокуры, что даёт нам представление о римском идеале красоты; многие возлюбленные поэта также белокуры, и это говорит нам о том, что нордический тип присутствовал и в Риме имперской эпохи.
“Я без ума от девушек с русыми волосами и белой кожей”, — пишет он в своих “Любовных элегиях” (15 до н.э.), но “и черноволосые также изумительные любовницы”. Он восхищается контрастом “тёмных прядей, прильнувших к белоснежной шее”, и восторгается юными девами, которые краснеют. Одна из его возлюбленных высока и отличается “нежно-розовой кожей”, “ланитами цвета слоновой кости” и “ясными очами”. Другую он называет “красивой русокудрой гречанкой”.
Так откуда же римляне родом? Это был латинский народ, хотя, согласно легенде, среди государствообразующих рас присутствовали также греческие колонисты и беженцы из Трои. Латины были одним из восьми нордических италийских племён наряду с апулами, брутиями, луканами, сабинами, самнитами, умбрами и венетами, которые поселились на Апеннинском полуострове около 1000 г. до н.э. Разумеется, Италия в то время не пустовала. К северу от Рима, в современной Тоскане, жили этруски, также на полуострове проживали другие, более смуглокожие, белые. Этруски, по-видимому, были потомками карийцев из Малой Азии.
Как сложилась судьба нордических греков и римлян? Их выкосили и рассеяли войны, империализм, иммиграция и рабовладение. Затяжные междоусобные войны были опустошительными. В двух войнах против Персидской империи (490, 480–479 до н.э.) эллины потеряли сравнительно немного людей, но впоследствии их выкосила череда губительных эллинских междоусобиц.
В Пелопоннесской войне (431–404 до н.э.) Афины и подвластные им ионийские города сражались против дорийской конфедерации спартанцев. Затем вспыхнула война между Спартой и Фивами (396–362 до н.э.), длившаяся с затишьями 35 лет, в которой одни нордические греки истребляли других. Войны настолько ослабили греческие республики, что 20 лет спустя (в 338 до н.э.) их покорили македонцы, и греческой классической эпохе пришёл конец.
Свою роль в разрушении расы, как всегда, сыграли деньги. Феогнид, поэт-аристократ из дорийского города Мегара, писал в 6 в. до н.э.:
“… замуж ничуть не колеблется лучший
Низкую женщину брать, — только б с деньгами была!
Женщина также охотно выходит за низкого мужа, —
Был бы богат! Для неё это важнее всего.
Деньги в почёте всеобщем. Богатство смешало породы.
Знатные, низкие — все женятся между собой”. [1]
Римляне во многом повторили трагичную судьбу древних греков. Все поздние историки Рима сходились во мнении, что страшное разорение, которое причинил Риму Ганнибал во время 2-й Пунической войны (218–201 до н.э.), выглядело незначительным по сравнению с жуткими потерями, которые Рим причинил сам себе за время почти столетней гражданской войны, последовавшей за убийством трибуна-реформатора Тиберия Гракха в 133 г. до н.э.
Неизбежным следствием империализма явилась иммиграция: рабы, авантюристы и торговцы наводнили Рим. Прошло время, рабов освободили, чужеземцы расплодились и укоренились, неримлянам даровали гражданство, а законные и общественные меры против смешения ушли в небытие. В начале имперской эпохи от исконного римского населения осталось лишь несколько патрицианских семейств.
“Исконный римский народ перемешался с иностранцами, вольноотпущенник стал равноправным гражданином, и у раба был тот же вид, что и у господина…”
Сципион Эмилиан (185–129 до н.э.), государственный деятель и полководец из знаменитого клана Эмилиев, называл этих разноплемённых подданных “пасынками Рима”.
Спустя 150 лет Гораций (65–8 до н.э.) напишет в третьей книге своих “Од”:
Отцы, которых стыд и сравнивать с дедами,
Родили нас ещё негоднейших, а нас
Ещё пустейшими помянет мир сынами. [2]
Поэтому последние римские писатели считали, что их народ нравственно и физически выродился. В этнологическом трактате Тацита (56–117 н.э.) “Германия” ощущается тоска по утраченной римлянами нордической силе и чистоте:
“Населяющие Германию племена, никогда не подвергавшиеся смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, искони составляют особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого похожий народ. Отсюда, несмотря на такое число людей, всем им присущ тот же облик: жёсткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела”.
Он считал, что галлы и германцы превосходят римлян и нравственно, и физически, и женщины Рима разделяли его восхищение.
Белокурость вошла в большую моду, и германских и галльских рабынь остригали, а из их рыжеватых волос делали парики для богатых женщин. Ко времени Тертуллиана (160–225 н.э.) так много римлянок красили волосы, что писатель сетовал: “они даже стесняются своей родины и жалеют, что не родились в Германии или Галлии”. В начале второго века н.э. сатирик Ювенал сокрушался о том, что люди “самой голубой патрицианской крови” вымирают (имелись в виду знатные люди, сквозь светлую кожу которых просвечивают вены).
Создаётся впечатление, что современные северные европейцы намеренно и прилежно следуют стезей самоуничтожения, которая привела к погибели древних греков и римлян. Молодые патриоты Европы и Америки истребляли друг друга в братоубийственных войнах. В Северной Америке потомки рабов стали большинством во многих крупных городах. Оба континента расплачиваются за свои имперские амбиции массовой иммиграцией инородцев.
Сможем ли мы противостоять силам, которые сокрушили древних?
1 — Перевод В. Вересаева
2 — Перевод А.А. Фета.
Источник: What Race Were the Greeks and Romans? by John Harrison Sims, American Renaissance, октябрь 2010