к какой расе относятся бушмены

к кокой расе относятся бушмены и готтеноты?

В Центральной Африке живут бушмены и готтентоты, имеющие чёрную кожу, но, тем не менее обладающие характерными монголоидными чертами.

Бушмены
(голл. Bosjesmans, на готтентотском наречии — Саб или Сак) — южноафриканское племя. Б. живут отчасти к югу от реки Оранжевой в Капской земле, отчасти к северу от этой реки, в стране Намакуа, и в особенно значительном числе в пустынной местности Калахари и далее к северу до озера Нгами. Несмотря на некоторые основные отличия от готтентотов, язык Бушменов указывает, что они принадлежат к тому же расовому типу. Бушмены, вероятно, первобытные жители этих мест и к ним впоследствии присоединились готтентоты. Бушмены кочуют отдельными семьями, соединяются лишь для совместной защиты или для разбойнического набега; они обладают всеми свойствами охотничьего племени: выносливостью, мужеством, острым слухом и зрением, ловкостью и т. п. Из других особенностей этого племени стоит отметить их способности к рисованию, о чем свидетельствуют многочисленные изображения туземных животных, часто попадающиеся на скалах обитаемой ими страны. Язык Б. имеет множество разнообразных диалектов, изобилует гортанными и носовыми звуками. В их селениях, состоящих из соломенных хижин, никогда не насчитывается более 100 жителей. Понятие власти им чуждо. Внутри Капской земли Б. живут частью в услужении у колонистов, частью на недоступных возвышенностях или пустынных степях. Попытки сосредоточить их, подобно готтентотам, в известных пунктах были пока неудачны

Источник

Бушмен

Бушмен

Бушмены
к какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушмены
Общая численность:около 100 000
Расселение:Ботсвана: 45 000
Намибия: 33 000
Ангола: 8000
ЮАР: 7500
Замбия: 1500
Зимбабве: 500
Язык:различные койсанские языки
Религия:традиционные верования, христианство
Расовый тип:капоидная раса
Входит в:койсанские народы
Родственные народы:готтентоты

Содержание

Общие сведения

Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Характерной чертой языков является наличие щёлкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьёв.

Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н.э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

В декабре 2005 года Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни».

Источник

Происхождение южноафриканской (бушменской) расы

к какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушмены

к какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушмены

Специально для портала «Антропогенез.РУ».
Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Становление южноафриканской или бушменской расы обсуждалось, наверное, больше, чем возникновение какой-либо другой африканской антропологической группы. Много рассуждалось о необычайной древности бушменов, о их былом распространении на север едва ли не до Средиземного моря, даже о их переселениях на Мадагаскар.

к какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушменык какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушмены

Первое – древность – основывалось на субъективных догадках антропологов вкупе с усмотрением бушменских черт на черепах из Флорисбада, Бордер Кэйв и прочих, разобранных выше. Сейчас, с появлением новых датировок и критическим анализом реальности определения расовых черт на крайне фрагментарных находках без лицевого скелета, отнесение этих древних гоминид к прямым предкам бушменов выглядит, мягко говоря, весьма спорным.

Второе – распространение на север – основывалось на типологическом сходстве южноафриканских, восточноафриканских и сахарских наскальных рисунков, что дважды спорно, ибо, во-первых, сходство не идеальное, а, во-вторых, судить по искусству об антропологическом типе вообще нельзя. Археологические доказательства присутствия «койсаноидов» в Восточной Африке – культура вильтон с микролитами и бусами из скорлупы яиц страуса Однако, «вильтон» Восточной Африки крайне разнороден (даже Л. Лики изначально выделял вильтон A, B и C), фактически не может быть сведён в одну культуру и типологически отличается от южноафриканского. Некоторое сходство индустрии неизбежно вследствие схожего образа жизни создателей этих орудий. То же можно сказать про голословную привязку эбурранской индустрии Кении к койсанам. Бусы же из скорлупы яиц страуса изготовлялись везде, где жили страусы, включая Монголию.

к какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушменык какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушмены

Другим обоснованием более северного в прошлом распространения бушменов послужили якобы «койсаноидные» черты внешности и наличие щёлкающих звуков в языке двух племён охотников-собирателей Танзании – хадза и сандаве. Впрочем, кроме языка и образа жизни, эти два племени практически ничем не схожи с бушменами, все ведущие расовые признаки у них иные, по ним они без сомнения относятся к негрской расе (у женщин сандаве изредка встречаются чуть более светлые оттенки кожи и стеатопигия в слабой форме, но эти признаки можно найти в ЛЮБОЙ группе женщин). Отличия хадза и сандаве от представителей южноафриканской расы и сходство с окружающими негроидами видны невооружённым глазом, с научной же точки зрения эти соотношения были показаны на многих комплексах признаков – соматометрии, дерматоглифике, серологии, генетике и прочих (обзор см., например: Morris, 2002). Черепа сандаве схожи с древними черепами с озера Эяси и черепами современных бантуязычных жителей того же региона (Br?uer, 1976). Что касается якобы бушменских черт у других восточноафриканских охотников – бони, доробо и теусо (ик), – то они заключаются лишь в невысоком росте и несколько более светлом цвете их кожи. Гораздо проще низкий рост объясним особенностями образа жизни и диеты, а колебания цвета кожи на границе распространения восточноафриканской расы совсем неудивительны. Отнесение же языков хадза и сандаве к койсанским основывается фактически лишь на наличии щёлкающих звуков, которые вполне могли возникнуть и независимо. Есть, конечно, и другие совпадения, но их очень мало, и даже в случае, если языки хадза и сандаве действительно родственны койсанским, они отделились от них уже много тысяч лет назад (G?ldemann; Ehret, 1985), так что говорить о физическом родстве народов обоснованно не приходится (примерно так же можно искать индийские корни русских или якутские корни азербайджанцев). В настоящее время почти все лингвисты считают язык хадза изолированным, а сандаве может иметь отдалённое родство с семьёй кои-квади (перечень исследований см.: Mitchell, 2010). Щёлкающие звуки встречаются и в языке мади (подгруппа мору-мади шари-нильской группы нило-сахарской семьи) в Южном Судане и Уганде, хотя этот народ к бушменам ещё никто не относил. Кстати, палеолингвистические реконструкции показывают, что нило-сахарские и афроазиатские языки присутствовали в Восточной Африке уже 4-10 тысяч лет назад, тогда как никаких доказательств древности «щёлкающих» языков в этом регионе нет (обзор см.: Schepartz, 1988).

к какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушменык какой расе относятся бушмены. Смотреть фото к какой расе относятся бушмены. Смотреть картинку к какой расе относятся бушмены. Картинка про к какой расе относятся бушмены. Фото к какой расе относятся бушмены

Третье – миграции на Мадагаскар – основывалось на оценке группы мальгашей микеа, живущих на западном побережье Мадагаскара, как потомков бушменов. Упоминались бродячий охотничье-собирательский образ жизни, наличие щёлкающих звуков в их языке, невысокий рост, морщинистая достаточно светлая кожа – «бушменские» признаки. Однако все они оказываются мнимыми, желаемое выдаётся за действительное. В реальности, микеа – это не народ и не племя, а образ жизни кланов этнографических групп масикоро и везу. Собирательский уклад жизни у них сложился лишь в XVII-XIX веках нашей эры, и поныне микеа не полностью забросили сельское хозяйство и скотоводство. Щёлкающие звуки в речи, видимо, были попросту придуманы теми, кому хотелось видеть бушменов на Мадагаскаре. В расовом отношении микеа явно относятся к негрской расе, хотя некоторая монголоидная и южноевропеоидная примесь (совсем не странная на Мадагаскаре) могла несколько «высветлить» их кожу. Таким образом, вокруг происхождения бушменов нагорожено много лишнего, что только мешает объективному исследованию.

Показательно, что всяческие натяжки и нестыковки гипотезы о северном (в частности – восточноафриканском) распространении «койсанов» в плейстоцене разгромно критиковались ещё более 20-ти лет назад (Schepartz, 1988), но идея продолжает жить в умах и статьях поныне.

В зарубежной антропологии южноафриканская раса обычно называется койсанской или койсаноидной (кой – это готтентоты, а сан – бушмены, но термины «готтентоты» и «бушмены» в зарубежной науке ныне считаются неполиткорректными, в основном из-за европейского происхождения слов). Как всегда бывает в случае привязки антропологической реальности к лингвистической и хозяйственно-культурной, тут же возникают проблемы.

Во-вторых, есть заметные антропологические различия между носителями разных «койсанских» языков: в племенах, говорящих на языках кои-квади рост выше и кожа темнее, нежели йю-?хоа и туу, причём как у бушменов, так и у готтентотов.

В-третьих, некоторые скотоводы кои, как уже было упомянуто, ведут отчасти «бушменский» образ жизни, имеют «бушменские» космологию и социальную организацию, так что с большой вероятностью представляют ассимилированных готтентотами бушменов.

В-четвёртых, в Южной Африке известно как минимум две группы негрской расы, перешедших на язык и образ жизни койсанов. Это дама из северо-центральной части Намибии и «речные бушмены» из северной Ботсваны. И те, и другие говорят на языке кой и представляют ассимилированных скотоводами и собирателями земледельцев (Barnard, 1992).

По всем вышеуказанным причинам терминами «койсаны», «бушмены» и «готтентоты» стоит пользоваться с большой осторожностью. Мы будем использовать термин «бушмены» для обозначения охотников-собирателей, «готтентоты» – для скотоводов, а слово «койсаны» – для всех представителей южноафриканской расы и близких групп. В отечественной антропологии для обозначения расовой группы принят термин «южноафриканская раса» – длинный, но удобный, каким мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Генетиками было проведено огромное количество исследований изменчивости ДНК «койсанов». Главными выводами являются наибольшее отличие «койсанов» от всех прочих людей планеты, а также констатация огромной изменчивости (в том числе внутригрупповой), превосходящей изменчивость остальных расовых групп (Henn et al., 2011). Индивидуальные генетические различия бушменов сопоставляются с различиями европеоидов и монголоидов (Schuster et al., 2010). Вместе с этим, есть генетические данные, что в состав койсанов влились группы из Восточной Африки (Cruciani et al., 2002). Иногда генетическая удалённость бушменов от прочих людей в сочетании с их великой изменчивостью интерпретируются так, что бушмены представляются чуть ли не «живыми ископаемыми», фактически предками остальных людей. В частности, поиски центра возникновения человечества на основе определения зоны максимального генетического разнообразия привёл некоторых генетиков в выводу, что человеческий вид возник в области Намиба и Каоколэнда в юго-западной Анголе и северо-западной Намибии (Tishkoff et al., 2009). Такие заключения странны и могут объясняться лишь неразвитостью расоведения в современной зарубежной антропологии.

Как обычно, датировки расхождения предковых линий по генетическим данным намного превышают оценки, даваемые на основе изучения археологических и классических антропологических материалов. Например, дивергенция «койсанов» от прочих людей планеты по мтДНК и Y-хромосоме определялось в 90 тыс.л.н. (Behar et al., 2008; Shi et al., 2010); расхождение «койсанов», сандаве, хадза и пигмеев оценивалось более чем в 35 тыс.л.н. (Underhill et al., 2000); ответвление хадза от южных «койсанов» – в 55 тыс.л.н., а от сандаве – в 15-20 тыс.л.н. (Knight et al., 2003; Tishkoff et al., 2007, 2009; подробный обзор работ генетиков см.: Mitchell, 2010). Понятно, что 90 тысяч лет назад не было ещё даже современного вида человека и изоляция современных групп не может восходить к такой древности. Генетиков это не смущает, ибо они ориентируются на заявления, что современный вид возник 200 тысяч лет назад, а также на скорость мутаций.

Источник

Поговорим об Африке. Бушмены

Считается, что именно бушмены ближе всех к древнейшим представителям человечества. Культура бушменов во многом напоминает каменный век, основные «орудия производства» — лук и стрелы, смазанные ядом личинок жука. Зато музыка построена не на ритме, как у других африканских народов, а на мелодии. Все они обладают абсолютным музыкальным слухом — в их языке значение слова зависит от тона и даже от громкости.

В незапамятные времена бушмены заселили Южную Африку, сегодня их немногочисленные племена живут в пустыне Калахари и на прилегающих к ней территориях.

Учеными Пенсильванского университета, США, были проведены грандиозные по масштабу исследования генетического материала африканских народностей, которые позволили поставить точку в споре о том, какая нация является самой древней на планете. В ходе исследования были составлены генетические портреты более чем 3-х тысяч жителей «Черного материка», принадлежащих к 121 народности. Затем полученные данные ученые сравнили с генетическими портретами людей, населяющих все остальные континенты нашей планеты.

Результат проделанной работы показал, что к геному первого представителя Homo sapiens, жившему более 50 тыс. лет назад, наиболее близок геном народности бушменов, проживающих на территории современных Намибии и Ботсваны. Бушмен, в переводе с голландского, означает «человек из кустов». Это собирательное название, данное голландскими колонистами в XVIII веке группе племен, обитающих на границе пустыни Калахари.

Сейчас у бушменов сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас бушмены — это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.

У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей».

Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири. В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду.

У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.

Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.

Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами».

В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.

Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались.

В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда. Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.

О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей.

Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает.

Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается.

Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.

В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.

Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время.

Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +500С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.

Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны, буйволы и жирафы, аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.

Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы.

Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное.

Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель.

Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.

Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык.

Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.

У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп, которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.

Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.

Скрадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.

Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.

Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.

Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.

Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».

В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.

По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы.

Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью.

Когда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *