к какой отрасли относятся библиотеки
Т. А. Хоменко (гл. 7, 13, 22)
Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства
Отрасли, производящие товары
29000 Сельское хозяйство
30000 Лесное хозяйство
87000 Прочие виды деятельности сферы материального производства
Отрасли, оказывающие услуги
22000 Обслуживание сельского хозяйства
70000 Торговля и общественное питание
80000 Материально-техническое снабжение и сбыт
82000 Информационно-вычислительное обслуживание
83000 Операции с недвижимым имуществом
84000 Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
85000 Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
90100 Жилищное хозяйство
90200 Коммунальное хозяйство
90300 Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
91000 Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
92000 Народное образование
93000 Культура и искусство
95000 Наука и научное обслуживание
96000 Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
98000 Общественные объединения
Отрасль определяется как совокупность заведений, т. е. предприятий или подразделений предприятий, которые расположены в одном месте, заняты одним видом (не вспомогательной) производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть добавленной стоимости. Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами производственной деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям подразделяются на заведения. На практике такое подразделение осуществляется в тех случаях, когда можно получить информацию об объеме производства и затрат, численности занятых и т. п. При невозможности выделения какого-либо подразделения предприятия в качестве заведения его деятельность учитывается вместе с основной деятельностью. При этом отрасль объединяет заведения, занимающиеся одним и тем же видом производственной деятельности, независимо от того, являются ли они рыночными или нерыночными производителями.
Промышленная деятельность — это вид деятельности, которая направлена на создание материальных благ в форме продуктов и энергии, т. е. на Добычу и переработку природных ресурсов, переработку продуктов сельского и лесного хозяйства.
Промышленность включает следующие укрупненные отрасли: электроэнергетику, топливную промышленность, черную и цветную металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение и металлообработку, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, промышленность строительных материалов, стекольную и фарфоро-фаянсовую промышленность, легкую, пищевую, микробиологическую промышленность, мукомольно-крупяную и комбикормовую промышленность, медицинскую и другие промышленные производства, такие, как: рыболовство, ремонт машин, прачечные, химчистка, обработка фотопродукции.
Промышленные объединения, тресты, комбинаты и другие организации хозяйственного управления, непосредственно управляющие подведомственными им предприятиями и организациями, расходы на содержание которых входят в затраты управляемых ими предприятий и организаций, включаются в состав отрасли.
К отрасли не относятся подразделения, входящие в состав промышленных предприятий и выполняющие функции непромышленного характера (медпункты, организации культурно-бытового обслуживания, научно-исследовательские подразделения). Не включается в состав отрасли деятельность органов государственного управления (министерства, комитеты и ведомства, а также их главки независимо от источников финансирования затрат на их содержание).
В промышленности отрасли подразделяются по назначению продукции, виду перерабатываемого сырья и характеру технологических процессов.
Отрасль включает лесоводство, сбор дикорастущих и недревесных ле-сопродуктов, обслуживание лесного хозяйства. Лесозаготовительные организации относятся к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а не клееному хозяйству.
Строительство как вид деятельности подразумевает осуществление подрядным и хозяйственным способом нового строительства, расширение, реконструкцию, ремонт зданий, сооружений и объектов производственного и непроизводственного назначения, техническое перевооружение и поддержку производственных мощностей действующих предприятий.
В соответствии с классификатором отраслей экономики строительство охватывает общестроительные и специализированные организации всех форм собственности, осуществляющие строительные, монтажные и другие работы подрядным и хозяйственным способом, организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений, ремонт и строительство жилищ по заказам населения, организации, осуществляющие эксплуатационное бурение, проектные, проектно-изыскательские и изыскательские организации, хозяйственное управление строительством.
Прочие виды деятельности сферы материального производства К отрасли относятся редакции, издательства, заготовительные конторы по сбору металлолома и утиля, вневедомственная охрана и др., включая хозяйственное управление перечисленными видами деятельности.
Обслуживание сельского хозяйства
К отрасли относятся организации, оказывающие услуги по улучшению земель, химизации почв и другим агрохимическим работам, зоотехническому и ветеринарному обслуживанию, эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, регулированию вылова рыбы, рыбоохрана и рыбо-надзор.
железнодорожный транспорт, в том числе трамвайный и метрополитен;
шоссейный транспорт, в том числе автомобильное и шоссейное хозяйство, троллейбусный транспорт;
водный транспорт, в том числе морской, внутренний и лесосплав;
прочие виды транспорта.
Отрасль охватывает все виды деятельности, связанные с перевозками грузов и пассажиров, выполняемые самостоятельными транспортными предприятиями всех форм собственности, подсобными подразделениями предприятий, отнесенных к другим отраслям, домашними хозяйствами в части платных услуг. Шоссейное хозяйство включает деятельность по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог (очистка, разметка, озеленение). Деятельность по строительству и капитальному ремонту дорог относится к отрасли «Строительство».
Отрасль включает почтовую, курьерную, электро- и радиосвязь.
Торговля и общественное питание
Отрасль включает внутреннюю и внешнюю торговлю и прокат. Внутренняя торговля — это оптовая и розничная торговля (в том числе овощехранилища, сдача в прокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, посреднические услуги бирж, брокерских, маклерских, дилерских контор, агентств, торговых домов, коммерческих центров по купле-продаже товаров народного потребления и сдаче в прокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Она охватывает деятельность государственных и негосударственных предприятий, а также частных лиц (уличная торговля, посреднические услуги по купле-продаже товаров народного потребления).
Материально-техническое снабжение и сбыт
Отрасль включает снабжение, сбыт, хозяйственное управление снабжением и сбытом, сдачу внаем (аренду) оборудования и машин производственно-технического назначения специализированными предприятиями, посреднические услуги товарных, товарно-сырьевых бирж, брокерских, маклерских; дилерских контор и агентств, торговых домов, коммерческих центров по купле-продаже и сдаче в аренду оборудования, машин и другой продукции производственно-технического назначения.
Отрасль включает деятельность по заготовке сельскохозяйственной продукции, которую осуществляют заготовительные организации, пункты и отделения, реализационные и перевалочные базы, элеваторы, семе-очистительные и зерносушильные фабрики и пункты, конторы по заготовке продукции растениеводства и животноводства, товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы и агентства, а также частные лица, оказывающие посреднические услуги по купле-продаже продукции сельского хозяйства.
Отрасль включает услуги по обработке и предоставлению информации, консультации по программному обеспечению, созданию баз данных и т. п. Эта деятельность осуществляется вычислительными центрами, машиносчетными станциями, централизованными бухгалтериями, а также частными лицами.
Операции с недвижимым имуществом
Отрасль включает продажу и сдачу в аренду организациями (собственниками) недвижимого имущества производственно-технического и непроизводственного назначения (кроме жилья), посреднические услуги бирж, брокерских контор, агентств и частных лиц при купле-продаже и сдаче внаем недвижимого имущества.
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
Отрасль включает посреднические услуги универсальных товарно-фондовых и других бирж, брокерских контор и агентств при купле-продаже товаров, ценных бумаг, валюты и сдачи внаем (в аренду, прокат) без ярко выраженной специализации; посреднические услуги по приобретению ноу-хау, патентов, лицензий, иных авторских прав; приобретение и уступку авторских прав на исполнение произведений литературы и искусства; рекламу, представительские услуги (организация выставок, встреч и т. п.), аудиторскую деятельность, маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансирования и управления.
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
Отрасль включает геологическую разведку недр, съемку геологического содержания земной поверхности и глубинное изучение земной коры, кроме отнесенных к научных исследованиям; поиски и разведку месторождений полезных ископаемых и подземных вод, услуги гидрометеорологической службы, хозяйственное управление геологоразведочных, геодезических и гидрометеорологических организаций, а также деятельность золотоискателей и других частных лиц по разведке и добыче Полезных ископаемых.
Отрасль включает услуги по эксплуатации жилищного фонда, в том числе общежитий. Эти услуги могут оказывать домоуправления, жилищ-но-эксплуатационные отделы предприятий и организаций, дачные и жилищные кооперативы, общежития учебных заведений, жилищные управления министерств и ведомств.
Отрасль включает услуги по внешнему благоустройству (санитарная очистка, уборка и озеленение городов и поселков, эксплуатация наружного освещения, газо-, водо- и теплоснабжение); услуги гостиниц (без туристических), гаражей, специальных автохозяйств (по уборке территорий); услуги по эксплуатации служебных зданий, пожарной охраны, услуги по хозяйственному управлению коммунальным хозяйством.
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
Отрасль включает услуги фотоателье, бань, душевых павильонов, парикмахерских, организаций по уборке квартир, выдаче справок, выполнению поручений, ломбардов, ритуальные услуги.
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение
Отрасль включает деятельность больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха, туристических лагерей, стадионов, спортивных клубов, учреждений социального обеспечения, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, санаториев-профилакториев.
Отрасль включает деятельность учебных академий, университетов, институтов, техникумов, училищ, школ и других учебных заведений по подготовке кадров с высшим и средним специальным образованием, курсов по подготовке и повышению квалификации, детских домов, дошкольное воспитание, а также услуги лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в данной сфере.
Культура и искусство
Отрасль включает деятельность кинотеатров, театров, клубов, библиотек, музеев, художественных галерей, радиовещания и телевидения, цирков, зоопарков, ботанических садов, парков культуры и отдыха. К отрасли «Культура и искусство» относятся в соответствии с уточнениями к ОКОНХ киностудии, студии звукозаписи и прокат кинофильмов.
Наука и научное обслуживание
Отрасль включает деятельность учреждений, ведущих научно-исследовательские работы, конструкторских и проектных организаций, опытных заводов (не выпускающих промышленную продукцию на сторону), внедренческих предприятий, организаций по обслуживанию научных учреждений.
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
Отрасль включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность. Имеет код 96000 с дальнейшей детализацией до 10 групп, объединенных в четыре подотрасли:
Банковская деятельность 96100
Центральные банки 96110
Коммерческие банки 96120
Сберегательные банки 96130
Прочие финансово-кредитные учреждения 96190
Государственное страхование 96210
Негосударственное страхование 96220
Пенсионное обеспечение 96300
Государственное пенсионное обеспечение 96310
Негосударственное пенсионное обеспечение 96320
Вспомогательная финансовая посредническая деятельность 96400
Негосударственное управление финансовыми рынками 96410
Биржевые операции с фондовыми ценностями 96420
Вспомогательная финансово-посредническая деятельность охватывает услуги негосударственного управления финансовыми рынками (фондовых, валютных, валютно-фондовых бирж), услуги по биржевым операциям с фондовыми ценностями брокерских, маклерских, дилерских фирм и частных лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами и валютой.
Страхование включает услуги по страхованию жизни, имущества и другим видам страхования, предоставляемые организациям различных форм собственности и организационно-правовых форм, включая негосударственные медицинские организации.
Отрасль включает деятельность органов государственной власти и управления, судебных и юридических учреждений, органов охраны общественной безопасности и обороны.
К этой отрасли относятся также государственные внебюджетные фонды, представляющие собой особую форму организации, перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей, находящиеся в ведении государственных органов власти социальные фонды (кроме фонда государственного социального страхования и пенсионного фонда), фонды обязательного медицинского страхования, а также экономические и специальные фонды.
объединения директоров, предпринимателей, кооперативов, торгово-промышленной палаты;
профессиональные союзы, конфедерации профсоюзов;
творческие, научно-технические и культурно-просветительные общественные объединения;
объединения социальной защиты (общества инвалидов, общества спасения на водах и др.);
общественные фонды (детские, мира и др.);
Культурно-просветительные, спортивные учреждения, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, находящиеся в собственности общественных объединений, рассматриваются как их заведения и относятся к соответствующим отраслям.
Рассмотренный состав отраслей называют хозяйственными отраслями.
Качество отраслевой классификации зависит оттого, в какой мере она соответствует современному состоянию разделения труда, поэтому проблема ее совершенствования всегда актуальна. Для анализа экономического развития постоянно требуется вносить изменения в классификации, разграничение единиц наблюдения и детализацию группировок публикуемых данных. Перечисленные отрасли экономики могут быть выделены на основе ОКДП, поэтому ОК.ОНХ утратил свое значение.
1 75 018
ОБЩЕСОЮЗНЫЙ КЛАССИФИКАТОР «ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА»
(в ред N 24/2000, утв. Госстандартом РФ 15.02.2000)
Утвержден 1 января 1976 года
ВВЕДЕНИЕ
ОКОНХ предназначен для обеспечения машинной обработки информации для управления народным хозяйством и используется для решения задач АСУ различных уровней управления и обеспечения их информационной совместимости.
ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда.
При помощи классификатора изучается структура народного хозяйства, складывающаяся в процессе расширенного социалистического воспроизводства, характеризуется уровень развития производительных сил социалистического общества, степень развития общественного разделения труда.
ОКОНХ призван обеспечить группировку предприятий и организаций по отраслям с целью обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также увязки плановых и отчетных показателей, характеризующих развитие экономики и культуры страны.
Внутри крупных отраслей народного хозяйства, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделяются более дробные отрасли, которые представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.
Классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства.
Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.
К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Опытные заводы, не выпускающие промышленную продукцию на сторону, учитываются в отрасли «Наука и научное обслуживание». Если опытные заводы, состоящие на самостоятельном балансе, выпускают промышленную продукцию на сторону, они учитываются по соответствующей отрасли промышленности.
Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, тресты, комбинаты и другие организации хозяйственного управления производственных отраслей, непосредственно управляющие подведомственными им предприятиями и организациями, расходы на содержание которых входят в затраты управляемых ими предприятий и организаций, отнесены к сфере материального производства.
Органы государственного управления (министерства, комитеты и ведомства, а также их главки независимо от источников финансирования затрат на их содержание) относятся к непроизводственной сфере.
Межколхозные организации распределяются по соответствующим видам деятельности и отраслям.
К соответствующим отраслям промышленности относятся также домостроительные комбинаты (в части промышленной деятельности) и подсобные (не состоящие на самостоятельном балансе) промышленные предприятия и производства при стройках, орсах, совхозах, колхозах, учреждениях связи, торговли, заготовительных и других непромышленных организациях, выделенные в отдельные учетные единицы и выпускающие промышленную продукцию как для организаций, на балансе которых они состоят, так и для реализации на сторону.
Промышленные производства при непромышленных организациях, занимающиеся капитальным ремонтом и модернизацией своего оборудования, а также ремонтом оборудования и инвентаря по заказам со стороны, выделенные в отдельные учетные единицы, относятся к соответствующим отраслям промышленности.
Для практических целей в классификаторе предусмотрены так называемые собирательные отрасли народного хозяйства: водное хозяйство, бытовое обслуживание населения, культурное и информационное обслуживание населения и собирательные отрасли промышленности: добывающая промышленность, промышленность строительных конструкций, деталей и материалов, тарное хозяйство. Собирательная отрасль представляет собой определенный набор группировок из основной части классификатора, включенных в состав различных отраслей народного хозяйства и промышленности. Состав указанных собирательных отраслей приведен в приложении 1.
В ОКОНХ применена иерархическая классификация. Признаками деления на всех ступенях является вид деятельности. В классификаторе используется 5-разрядный код. Каждый из последующих уровней группирует виды деятельности по более глубокой специализации в общественном разделении труда. Общая схема имеет следующий вид:
По ряду группировок классификатора код установлен в порядке исключения против принятого правила формирования кодов в целом для классификатора.
Сбор этих группировок осуществляется следующим образом:
В ОКОНХ принята следующая форма расположения материала:
Наименования классификационных группировок расположены в порядке возрастания кодов.
В ряде наименований группировок ОКОНХ не нашел отражения вид их деятельности, однако эти наименования сохранены без изменения, исходя из сложившейся практики учета и планирования.
В графе 4 определены предприятия, организации, включаемые в группировку.
Для защиты кодируемой информации применен метод контроля ошибок по «Модулю 11».
Для экономии места и сокращения всей информации в ОКОНХ приняты следующие сокращения: опускается начальная часть полного наименования группировки, когда она повторяет предшествующее наименование; опускаемая часть сокращенного наименования отделяется косой чертой.
Примечания к группировкам приведены в конце классификатора.
Ведение ОКОНХ предусматривает взаимодействие ВНИИКИ Госстандарта Российской Федерации с ГИВЦ Госкомстата Российской Федерации и определено Положением о ведении и совершенствовании ОКОНХ.
ОКОНХ введен в действие с 1 января 1976 года.
ОБЩЕСОЮЗНЫЙ КЛАССИФИКАТОР ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Горноспасательные части, организации по тушению подземных пожаров и военизированные отряды по тушению газовых фонтанов учитываются по соответствующим отраслям промышленности.
Предприятия по производству деталей и запасных частей к машинам и оборудованию относятся к соответствующим отраслям машиностроения.
Связь при предприятиях и организациях учитывается по той отрасли народного хозяйства, к которой относятся обслуживаемые ею предприятия и организации. Ведомственные предприятия связи, состоящие на самостоятельном балансе, выполняющие работу преимущественно на сторону (для других организаций и по обслуживанию населения), относятся к отрасли «связь».
Организации, специализирующиеся на выполнении отдельного вида работ, который составляет не менее 75% общего объема работ, выполняемого собственными силами этих организаций.
Ведомственная военизированная, профессиональная пожарная, сторожевая охрана предприятий, строек и учреждений относится к той отрасли, предприятия которой она обслуживает.
К какой отрасли относятся библиотеки
Глава I БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПРОЦЕССА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
После изучения главы необходимо: Знать основное содержание экономической деятельности библиотеки, её организационные формы, виды деятельности. Знать специфику действия экономических законов в области библиотечной деятельности. Иметь представления о субъектах библиотечной деятельности и их основных экономических потребностях. Ориентироваться в различных видах библиотечных ресурсах, знать механизм их поступления в библиотек. Иметь представление о библиотечном общественном продукте (услуге), их основном назначении, метсе в системе общетсвенного производства. Знать из чего складывается стоимостная оценка библиотечного продукта (услуги)
Терминологический словарь по библиотечному делу определяет библиотечную экономику как «часть экономики культуры, предметом которой является экономический анализ деятельности библиотек, особенностей применения экономических законов и категорий в библиотечном деле» (19). Данное определение нельзя считать полным и точным, т.к. экономический анализ — это лишь один из методов исследования хозяйственной деятельности. В данном определении ничего не говорится о специфике производственных и распределительных отношений, функциональных аспектах экономической деятельности библиотек.
Содержанием экономической деятельности библиотеки является создание социально-экономических условий для выявления, реализации и сочетания интересов как библиотечного сообщества, так и различных категорий реальных и потенциальных потребителей библиотечных услуг.
Средство реализации основных направлений библиотечной экономической деятельности — ее организационные формы, объединенные макроструктурой библиотеки на основе технологического базиса.
Субъектами библиотечной деятельности являются выразители основных экономических потребностей — это общество, библиотечный коллектив, потребители библиотечных продуктов и услуг.
Примерно также характеризуют суть библиотечной экономики и зарубежные библиотековеды (13—15).
Трудности, с которыми сталкиваются и отечественные, и зарубежные специалисты, изучающие содержание и структуру экономической деятельности библиотеки, обусловлены тем, что она является не только частью экономики, но одновременно включена в систему социальных отношений.
Значительное место в системе социальных видов деятельности, а именно в библиотечном обслуживании, имеют документные услуги, характеризующие библиотеку как информационное учреждение.
Их производство и предоставление основано на иной системе существования и движения социального знания.
Иные характеристики движения общественного труда имеют место в тех видах библиотечной деятельности, в которых между субъектами деятельности превалируют экономические отношения.
Речь может идти о производственных и хозяйственных видах деятельности библиотеки.
В системе производственных видов деятельности господствующими являются технико-экономические отношения. Они представлены связями между элементами производительных сил, т.е. между субъектами библиотечного производства и техникой.
Специфика этих связей состоит в том, что техника является не только ресурсом производства, но и формой кооперирования труда. Распределение работников по профессиям на основе распределения труда существовало в библиотеке с незапамятных времен. Причем чем крупнее было библиотечное производство, тем более дифференцированными оказывались функции библиотечного персонала — возникли специализации каталогизаторов, систематизаторов, библиографов-отраслевиков и т.д.
Введение инновационных технологий на основе компьютеризации библиотечного производства изменили характер производительных сил и производственных отношений. Они развиваются как целостная совокупность базирующаяся на предметно-специализированном цикле работ. Эта совокупность требует и иного разделения труда — на базе соединения ряда технологических, организационных и контрольных функций.
Специалист, включенный в выполнение производственных функций на участке, основой которого является групповая технология, вынужден принимать управленческие решения, связанные с очередностью задействования разнокачественных ресурсов (традиционных и новых средств труда), рациональным их размещением между производительными объектами, комбинированием в каждом объекте и т.д. Возникает необходимость расстановки трудовых ресурсов не только с учетом их квалификации, но и экономических отношений в процессе производства. Последние возникают между субъектами библиотечного производства по поводу распределения производственных функций, последовательности и времени их выполнения, производительности и оплаты труда, стоимости материально-технической базы, числа работников и рабочих мест в подразделениях.
Фундаментальные изменения в характере труда в связи с процессами компьютеризации библиотечного производства стали объектом пристального внимания зарубежных библиотековедов в середине 80-х годов (16-18).
Рассматривая гуманистические аспекты автоматизации библиотек (17), зарубежные специалисты выделяют две противоположные тенденции:
— автоматизация библиотечного труда стимулирует повышение квалификации персонала;
— одновременно идет процесс стандартизации функций, что ограничивает инициативу работника и тем самым понижает уровень его квалификации (18).
Основными ее признаками являются:
1. Участие в общественном разделении труда, т.к. библиотека создает услуги и продукты, которые не создает никакая другая хозяйственная система; от качества, оперативности, конкурентоспособности этих услуг зависят характеристики совокупного общественного продукта и его составляющих.
2. В процессе производства продуктов и услуг библиотека потребляет экономические ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), которые она преобразует с помощью библиотечной технологии в новые знания, удовлетворяющие общественные потребности, и в новые материальные продукты, реально участвующие в системе экономического обмена. Отставание в развитии библиотечных ресурсов как компонентов экономического потенциала общественного производства может нарушить весь ритм воспроизводственного процесса территории.
3. Библиотека занимает свою «нишу» на рынке, обменивая свои товары и услуги на входные ресурсы либо денежные средства. Интенсивность процессов распределения, обмена и потребления библиотечных продуктов во многом зависит от места, которое занимает библиотека в системе общественного производства и территориальной структуре общественного разделения труда.
Библиотечный труд традиционно относят к непроизводственной сфере, поскольку его результаты принимают преимущественно форму услуг, процесс производства которых совпадает с процессом их потребления. Библиотечный общественный продукт, в отличие от продуктов сферы материального производства, имеет, как правило, коллективную форму использования и напрямую не участвует в производстве национального дохода.
Использование экономических ресурсов в процессе библиотечного производства отличается рядом существенных особенностей, которые объясняются специфическими условиями труда.
В структуре такой функциональной общности, как потребители библиотечных услуг можно выделить читателей и нечитателей книг, они имеют разные намерения по отношению к библиотеке, по-разному оценивают ее роль в обществе.
В структуре другой функциональной общности, которая представлена членами библиотечного сообщества, также можно найти массу различий. Они связаны с разным пониманием целей и стратегии библиотечной экономической деятельности, приоритетов обслуживания, способов действий сообщества.
Все эти различия влияют на движение общественного труда в структуре самой библиотечной деятельности и на социально-экономические отношения, складывающиеся между основными субъектами этой деятельности.
Различия, имеющие место внутри даже одной функциональной общности, — явление закономерное, поскольку каждый конкретный субъект в системе библиотечной экономики играет различные социальные роли — производителей, потребителей, управленцев. Это связано с тем, что библиотечное производство не имеет законченного экономического оборота, а результаты библиотечной экономической деятельности могут выступать в виде ресурсов для собственного потребления (например, обработанный документ); другие могут быть востребованы как рыночный товар (например, генерированные библиотекой базы данных); третьи могут выступать в качестве общественной полезности (например, коммуникативные и документные услуги).
Именно последняя и определяет двуединство библиотечной экономической деятельности: общесоциологическую природу и специфическую форму ее проявления, обусловленную характером и содержанием данного вида деятельности.
Границы и структуру библиотечной деятельности можно показать на модели библиотечной деятельности (мод. 1).
Экономические законы существуют объективно, независимо от сознания человека и субъектов экономической деятельности. Они определяют связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Кроме того, экономические законы выражают качественные и количественные стороны экономических явлений, процессов в их единстве, служат внутренней мерой этих процессов.
Экономические законы делятся на общие и специфические.
Закон экономии времени действует по-разному в структуре экономической и социальной деятельности библиотеки. Этот закон характеризует источник и способ повышения эффективности общественного производства. Конкретные направления его действия связаны с оптимизацией библиотечного производства, прежде всего технологий, экономией живого и общественного труда. Закон экономии времени действует и в том случае, когда об эффективности библиотечного продукта или услуги судят не по его цене, а по тому, как они экономят время пользователя библиотеки.
Закон экономии времени находит достаточно ограниченное применение в системе социальных видов деятельности, прежде всего в процессе создания и предоставления коммуникативных услуг.
Специфические экономические законы присущи лишь определенному способу производства и выражают существенные черты функционирования и развития исторически определенных производственных систем.
Другой закон — закон стоимости, регулирующий товарные отношения библиотечной экономики. Согласно этому закону стоимость товаров, в качестве которых выступают библиотечные продукты и услуги, определяется не ценами рынка, а их общественной стоимостью, т.е. затратами общественного труда.
Еще один закон — закон возвышения потребностей. Его основное содержание направлено на всесторонность возвышения потребностей, постепенное социально-экономическое выравнивание структуры потребностей различных субъектов социально-экономической деятельности.
Для библиотеки этот закон имеет существенное значение, поскольку ее деятельность протекает на пересечении социальной и экономической среды.
На сферу экономической деятельности библиотеки распространяются и другие законы: планомерности и пропорциональности функционирования производства, перемены труда, спроса и предложения.
1.2. Библиотечные ресурсы как часть социальной
инфраструктуры и субъект экономических отношений
Библиотечный экономический потенциал выражает совокупную способность библиотечного производства создавать как материальные, так и нематериальные продукты (услуги), на основе тех ресурсов, которые библиотека получает из внешней среды функционирования либо создает внутри своих структур.
Ресурсы, как и продукты библиотечной деятельности, могут иметь материальное выражение (финансы, материально-техническая база, библиотечные фонды) и нематериальное (информационные ресурсы, технологии).
Механизм поступления ресурсов в библиотеку достаточно сложен. Так, финансовые ресурсы, направляемые на развитие библиотечной деятельности, — это созданный в других сферах общественного производства прибавочный продукт. Он поступает в государственный бюджет через систему налогов или иных отчислений от прибыли предприятий и организаций. Величина их поступления в библиотеку регулируется нормативами отчислений в Фонд развития культуры и искусства.
Объем инвестиций в библиотечную деятельность, их доля в общем объеме расходов на развитие социально-культурной сферы определяются уровнем и темпами экономического развития страны, конкретной территории. Естественно, что при неблагоприятной экономической ситуации, которая в нашей стране усугубляется тем, что связь сферы социально-культурных услуг с общей материально-финансовой сбалансированностью общественного производства не учитывается, давление на госбюджет возрастает.
Государственные органы сокращают инвестиции в библиотечную деятельность, оплачивая лишь часть социально-значимых библиотечных услуг. Это чревато опасностью утраты части библиотечных ресурсов, а значит и снижением уровня выполнения библиотекой ее функциональной нагрузки перед обществом.
В условиях, когда новые, сугубо рыночные формы финансирования культуры еще не сложились, государство обязано поддерживать нормативы отчислений в Фонд развития культуры и искусства.
Во-первых, как показал опыт перестроечных процессов, рыночные формы существования культуры вообще и библиотек в частности малосостоятельны, поскольку конечный продукт их деятельности дает отдачу не сразу, а только в долгосрочной перспективе. Библиотеки не могут конкурировать с отраслями материального производства, которые имеют законченный экономический оборот и продукты деятельности которых могут оцениваться по рыночным критериям, а не с позиций социального блага.
Во-вторых, смысл библиотечной деятельности, даже ее экономического сегмента заключается в смягчении негативных последствий рыночной экономики, которая лишена альтруизма. Уместно в этой связи сослаться на мнение Ю.Г. Маркова (20) о том, что экономика имеет свои собственные цели и интересы, которые могут не совпадать с интересами большинства членов общества. Следует также согласиться с мнением зарубежного философа Д. Ролза, что социальные ресурсы должны быть переданы правительству, чтобы оно могло обеспечить производство социальных благ (21). А то, что конечной деятельностью библиотеки является социальное благо, даже если она предоставляет потребителям рыночный продукт, не вызывает сомнения ни у отечественных, ни у зарубежных специалистов, как бы они не относились к экономической деятельности библиотек.
Механизм поддерживающего развития информационно-библиотечных ресурсов включает и поступление финансовых ресурсов из бюджетов территорий. Различие их экономического и социокультурного потенциала, специфика традиций культурной политики формируют и разный уровень поддержки ресурсного потенциала библиотек. Даже в рамках локальных территорий, таких как городской район, существует разный порог доступности библиотечных услуг. что связано с уровнем финансовой поддержки развития ресурсов (7, с. 49–69).
Что касается более крупных территориальных объединений, таких как город, область, то, как убедительно доказала в своих исследованиях Н.Н. Нестерович (См. Хрестоматию), экономическая направленность общественного производства формирует специфику деятельности библиотек, а значит и конфигурацию, содержание их ресурсного потенциала.
— из средств, выделенных на конкурсной основе в виде грантов различных фондов поддержки научной и образовательной деятельности библиотек;
— из поступлений в денежной и иной форме в результате сотрудничества библиотеки с различными организациями (издательскими, книготорговыми, общественными);
— из средств, полученных в виде безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций;
— из доходов от собственной предпринимательской деятельности библиотек.
Материально-энергетические ресурсы библиотеки — здания, оборудование, фонд документов, технические средства, материалы, различные виды энергетики. Библиотека обменивает их либо на деньги, либо на другие товары и услуги. Этот обмен совершается как на свободном рынке, так и в системе государственного распределения, если продукция выполнена в рамках государственного заказа. Цены в первом случае устанавливаются с учетом спроса, во втором — фиксируются государством (фиксированные цены).
Следует иметь в виду, что на свободном рынке библиотека может продать лишь продукты своей деятельности, например издательскую продукцию, если она выполнена вне рамок госзаказа. Все остальные материально-энергетические ресурсы продаже не подлежат, ибо в соответствии с «Федеральным законом о библиотечном деле» они не являются собственностью библиотеки, а передаются ей на правах оперативного управления. Права собственности фиксируются также в территориальных законах о библиотечном деле и в документах, регулирующих деятельность отдельных библиотек например, в Уставе ГПНТБ СО РАН (см. Устав ГПНТБ СО РАН).
Библиотечные информационные ресурсы складываются их тех, что поступают из государственных служб, органов государственного управления в виде законодательных актов, нормативных и регламентирующих документов; рекламных служб, средств массовой информации и т.д. Информационные ресурсы поступают также из информационных центров, а также генерируются самой библиотекой. Это электронные каталоги, тематические, фактографические. библиографические базы данных, информационные продукты и услуги. Наибольшие возможности для приобретения и накопления информационных ресурсов имеют крупные научные библиотеки региона, прежде всего академические и университетские. Это связано с тем, что информационные ресурсы являются крайне дорогими, поскольку они генерируют в себе новейшее знание и создаются на основе «высоких» технологий.
Кроме того, держатели информационных ресурсов обязаны разрабатывать современные телекоммуникационные системы для их предоставления, иначе они попросту не окупятся. За счет ограниченного бюджетного финансирования приобретать, поддерживать информационные ресурсы и технологии нереально. Поэтому библиотеки прибегают к такому источнику внебюджетного финансирования, как гранты различных фондов и общественных организаций. Доля внебюджетных источников финансирования хотя и не столь велика в крупных библиотеках, но она неуклонно растет. Так в ГПНТБ СО РАН объем внебюджетных средств вырос с 12% в 1995 году до 16% в 1999 году. В основном это средства, поступающие из Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Большая часть этих средств была вложена в приобретение компьютерной техники и освоение инновационных библиотечных технологий.
Внебюджетное финансирование вузовских библиотек часто осуществляется в рамках международных образовательных программ, и оно направлено прежде всего на приобретение тех информационных ресурсов и технологий, которые оптимизируют систему обслуживания читателей и способствуют тем самым повышению качества образования. В качестве примера можно назвать приобретенное Научной библиотекой ТГУ в рамках международного проекта TEMPUS программное обеспечение VTLS (США).
Широко известная в американских и европейских библиотеках, система VTLS позволяет выполнять практически все библиотечные функции, в корне меняя всю технологическую схему, способы совместной работы с другими библиотеками.
Программа позволяет добиться успеха в решении проблем корпоративной каталогизации.
Создание межбиблиотечных корпоративных структур — еще одно решение финансовых вопросов, связанных с приобретением информационных ресурсов библиотеками и их совместным использованием в рамках определенных территорий. Возможна и координация усилий библиотек и других организаций в плане создания единого общественного продукта. Так, например, ГПНТБ СО РАН, координируя свои усилия с предприятиями Новосибирска и академическими институтами готовит серию аналитических обзоров мировой литературы «Экология». Ресурсы частично оплачиваются из средств этих организаций, частично из средств ГПНТБ СО РАН.
Следует подчеркнуть, что информационные ресурсы, за исключением тех, которые поступают в библиотеку по официальным каналам в виде правовых и нормативных актов, могут быть предметом обмена на рынке. Они могут и должны иметь цену, которую общество согласно платить библиотеке за предоставляемые ему библиотечные услуги.
Уровень заработной платы регулируется различными нормами и нормативами, с помощью которых устанавливается ее конкретная величина. Дифференциация заработной платы библиотечных работников проводится с помощью тарифной системы, включающей в себя схемы должностных окладов, квалификационный справочник должностей, районные коэффициенты. В библиотеках применяется повременная форма оплаты труда, т.е. заработная плата начисляется работникам в соответствии с проработанным временем, а также с учетом квалификации специалиста, характера выполняемой работы и степени ответственности. Дифференциация размеров заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы.
Размер заработной платы библиотечных специалистов зависит также от итогов аттестации, которая должна проводиться регулярно, в условиях полной гласности, при строгом соблюдении действующего трудового законодательства (КЗОТа). По итогам аттестации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии (куда обязательно входят представители профсоюзной организации) руководитель принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда.
В библиотеках существуют следующие виды доплат и надбавок :
— за ученые степени (доктору наук — 5 минимальных размеров оплаты труда, кандидату наук — 3 минимальных размера);
— за применение в работе знаний иностранного языка;
— за вредные условия труда (работу с терминалами, множительной техникой, в группе реставрации, в условиях отсутствия естественного освещения);
— за работу сверхурочную, в выходные и праздничные дни.
К сожалению, несмотря на разработанные нормы права, регулирующие оплату труда библиотечных специалистов, реалии сегодняшней жизни позволяют осуществлять лишь воспроизводство работников не слишком высокой квалификации. Перекосы на рынке труда привели к тому, что квалифицированный, интеллектуальный труд библиотечных специалистов, непосредственно участвующих в воспроизводстве трудовых ресурсов территории, оценивается ниже, чем неквалифицированный труд в сфере материального производства. Средняя заработная плата библиотечных специалистов не дотягивает до прожиточного минимума, что обусловливает их уход в новые рыночные структуры. В результате в библиотеках наблюдается недогрузка рабочих мест, старение кадрового состава.
Все это крайне затрудняет перестройку библиотечного производства в связи с требованиями инновационных технологий, а также в плане его адаптации к внешним и внутренним факторам нестабильной среды функционирования.
Использование всех видов ресурсов в различных библиотеках, даже предоставляющих потребителям однородные услуги (продукты), характеризуется значительным разнообразием. Это разнообразие определяют условия библиотечной деятельности, которые включают материально-техническую базу, организацию технологического процесса, стартовые условия деятельности библиотеки, организующей систему платного обслуживания, уровень квалификации кадров и т.д. Условия библиотечной деятельности влияют на экономический потенциал библиотечного производства.
Как известно, в ходе организации библиотечного производства задействуются разные виды библиотечно-информационных ресурсов — документы, программное обеспечение, кадры, оборудование.
Варьируя затраты на «входе», библиотечный специалист может выбрать наиболее выгодный технологический режим, который на данный момент будет наименее затратным.
Таким образом, экономическая категория «библиотечно-информационные ресурсы» представляет собой совокупность затрат, направленных на создание новых и реконструкцию имеющихся ресурсов. Причем источники средств, покрывающих эти затраты, находятся не только в сфере материального производства. Определенную роль играет социальная сфера, которая формирует человеческие ресурсы, выступающие ключевым фактором экономического роста библиотечных ресурсов.
Критериально-оценочный механизм эффективности вновь приобретаемых и поддерживаемых ресурсов включает как социальные, так и экономические показатели.
С одной стороны, библиотечно-информационные ресурсы являются системообразующим элементом социальной сферы, о чем пойдет речь в следующих параграфах учебного пособия. С другой стороны, они являются частью экономической инфраструктуры территории. От уровня их организации во многом зависит интенсивность развития различных отраслей общественного производства.
К сожалению, до сих пор не выработано целостное представление о функциональной, целевой структуре, воспроизводственной функции библиотечно-информационных ресурсов.
Доказано, что они являются основой для создания дополнительных жизненных благ в форме определенных услуг. Однако определить их роль в повышении эффективности работы в конкретной области общественного производства практически невозможно из-за наличия в структуре библиотечных ресурсов таких видов (скажем, знания), которые не подлежат прямой экономической оценке.
Хотя не вызывает сомнения, что экономические знания, зафиксированные в совокупных библиотечных ресурсах территории, являются объективным фактором развития инфраструктуры экономики.
Таким образом, разработка системы оценок потенциала библиотечно-информационных ресурсов как социально-экономической системы потребует дальнейших исследований территориальной структуры общественного производства и библиотечной ситуации. определяемой во многом параметрами развития экономических районов.
1.3. Библиотечный общественный продукт
(услуга) и его экономическая оценка
Библиотечные услуги — это те услуги, которые библиотека как общественный институт оказывает обществу, включающему в свою структур ту или иную библиотеку. Все разнообразие библиотечных услуг можно свести к двум основным классам, связанным с главными направлениями библиотечной деятельности. Это — приобретение, организация и хранение документов, а также предоставление документов и информации.
Такое определение библиотечной услуги дается в работах зарубежных библиотековедов, в частности M. Murphy (22).
В отечественном библиотековедении содержательную интерпретацию термина библиотечная услуга давали Ю.Н. Столяров, А.С. Арзуханов, Л.В. Камушкина, М.Я. Дворкина, С.А. Басов (23—27).
Следует отметить отсутствие единства в трактовке термина названными специалистами. Можно предположить, что это обусловлено различием взглядов ученых-экономистов на сущность сферы услуг, характер труда в этой сфере, роль ее в народном хозяйстве (28).
Эту точку зрения поддерживают и отдельные зарубежные авторы (14). Рассуждая о том, что человеческие потребности удовлетворяются товарами, услугами и опытом, они замечают, что удовлетворенная потребность возникает от чтения самой книги, но не обязательно от процесса ее предоставления. Следовательно, понятие услуги, с одной стороны, содержательнее понятия обслуживания, но, с другой стороны, оно более узкое, т.к. исключает ту деятельность, которая хотя и осуществлена при прямом типе связи между библиотекарем (производителем) и читателем (потребителем), но не была последним признана.
Более полно понятие услуги как экономической категории дано С.А. Басовым (27). Исходя из соотнесения понятий «потребность», «цель» и «результат», он определяет услугу как «совокупный конечный результат библиотечной деятельности, удовлетворяющий документально-коммуникативные потребности общества и личности, включающий в себя в качестве необходимого условия потребления форму ее предоставления абонентам».
Форма предоставления библиотечных продуктов и услуг зависит от тех функций, которые они выполняют на том или ином этапе развития библиотечной деятельности, от уровня развития библиотечных технологий, а также от изменения функций чтения, информационных потребностей читателей.
Основная общественная функция библиотечного продукта (услуги) связана с профессиональной и социальной адаптацией индивида и отдельных функциональных общностей, т.е. с воспроизводством рабочей силы, обслуживанием профессиональных и культурных потребностей населения, проживающего на определенной территории, вне зависимости от принадлежности отдельных социальных групп к тем или иным сферам человеческой деятельности.
Специфика библиотечного продукта (услуги) заключается в том, что их производство происходит на базе трансформации воспроизводственных ресурсов в продукцию особого рода — интеллектуальную.
Спецификой рыночной экономики является ее направленность на рост прибыли. Поэтому библиотечный общественный продукт на рынке отражает отнюдь не общественные потребности, а платежеспособный спрос населения.
Таким образом, социальная полезность или потребительская стоимость библиотечного общественного продукта (услуги) заключается в ее способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Они могут быть направлены на формирование индивидуального, либо общественного сознания, ценностных ориентаций определенных функциональных общностей, их экономического поведения.
Иными словами, все те библиотечные продукты и услуги, которые имеют потребительски-ориентированный характер, могут быть отнесены к категории общественного блага. В этике и философии благо трактуется как ценность — термин, широко используемый для характеристики человеческого, социального и культурного значения определенных явлений действительности.
В рамках библиотечной практики в качестве общественных благ или предметных ценностей могут рассматриваться продукты и услуги, в производстве и потреблении которых преобладает общественно-государственная форма собственности. Их социальная полезность устанавливается через соотношение затрат общественного труда и удовлетворенной общественной потребности.
Существующие в библиотечном деле критерии оценки уровня удовлетворенности услугой (оперативность, актуальность, полнота, новизна, релевантность) позволяют оценить полезность продукта или услуги лишь на момент их получения. Такое положение вещей объясняется характером библиотечного производства как производства потребительского, не оставляющего осязаемых результатов. В отличие от материально-вещественного производства библиотечное производство характеризуется значительно большей близостью к конечному потребителю благ, поскольку производство и потребление продукта (услуги) зачастую совпадает во времени и пространстве. Кроме того, библиотечное производство не имеет законченного экономического оборота, поскольку используемые ресурсы (особенно нематериальные) практически не возмещаются в полном объеме, а производственная продукция не имеет самостоятельного движения за пределами основной отрасли функционирования. Основное назначение общественного библиотечного продукта — не вступать в народнохозяйственный оборот в целях увеличения национального дохода, а выступать в качестве продукта, где национальный доход находит свое конечное потребление, обеспечивающее непосредственную реализацию целей общественного производства.
Так, через предоставление реальным и потенциальным читателем всего многообразия услуг библиотека включает их в непрофессиональную культурную деятельность, которая протекает в свободное время. Объем свободного времени, которое может быть затрачено потребителями библиотечных услуг и продуктов на их получение и использование и уровень доходов населения являются основными критериями такого обобщенного показателя, как уровень жизни. Отечественные и зарубежные исследователи используют этот показатель для оценки общественной полезности социально-культурных услуг. Показатель уровень жизни применим и в библиотечной практике. Систематическое изучение уровня жизни населения отдельных территорий позволяет учитывать все изменения в доходах потребителей, которые, хотя и косвенно, но все же влияют на их решения по выбору библиотечных услуг из всей совокупности предлагаемых продуктов социально-культурного назначения.
Уменьшение объема свободного времени, изменение его структуры из-за замены отдельных направлений культурной деятельности на деятельность с целью получить доходы для поддержания качества жизни дает информацию о желании индивидов использовать тот или иной библиотечный продукт.
Следует знать, что взятые по отдельности параметры уровня жизни не дают адекватной картины качества жизни населения и не позволяют в полной мере судить о социальной полезности библиотечных услуг.
В соответствии с такой концепцией измерение эффективности библиотечных услуг и продуктов требует четко обозначенных целей библиотеки, выраженных в количественных единицах, и оценки деятельности библиотеки с точки зрения обозначенных целей.
Сходное мнение выражает и М.Я. Дворкина (31), предлагая термин «результативность». Он объединяет социальную сторону эффективности библиотечного обслуживания через соотношение целей обслуживания и фактически предоставленных читателям услуг и экономическую сторону эффективности обслуживания через соотношение услуг и затрат на получение конечных результатов.
В отечественном библиотековедении существуют и другие подходы к выбору критерия эффективности, подчас достаточно спорные. Особое место в ряду этих работ занимает работа Л.В. Камушкиной (25).
В основу критерия эффективности автором положена библиотечная услуга, отражающая конечный результат библиотечного обслуживания. Обосновывая свой выбор, Л.В. Камушкина подчеркивает, что библиотечные услуги отражают почти все основные стороны деятельности библиотеки; они поддаются группировке, легко сводимы к единому количественному эквиваленту, что способствует их соизмерению. Критерий автор трактует как комплексный оценочный показатель и считает таковым общий объем библиотечных услуг, предоставленных населению библиотекой за определенный период времени. Этот оценочный показатель выражается в условно-стоимостной форме, для каждой библиотечной услуги рассчитывается показатель затрат, который корректируется коэффициентом, учитывающим социальную значимость услуги. Последняя определяется методом экспертной оценки. В целом такой подход представляется реалистичным, хотя и требует некоторых уточнений в формулировке критерия.
Таким образом, для того чтобы определить место библиотечного продукта в системе общественного производства (поскольку именно уровень развития последнего определяет границу, величину и состав библиотечного продукта ) необходимо рассмотреть его экономический срез.
Исходным методологическим принципом в исследовании сущностных характеристик библиотечного продукта может служить утверждение, что он обеспечивает воспроизводство как личного (человека с его способностью к труду), так и вещественного фактора производства (предметов, средств труда, в качестве которых могут выступать базы данных, программные средства и т.д.).
В процессе своего производства библиотечный продукт проходит ряд фаз, в результате готовый продукт приобретает нематериальную форму, выступает в виде социальной полезности, потребление его совпадает по времени с производством, а накопление в обществе происходит условно.
Вещественный готовый продукт характеризуется тем, что его производство отделено во времени от потребления, он может тиражироваться, сколь угодно долго храниться, может быть накоплен непосредственно.
Таким образом, библиотечный продукт в нематериальной форме является результатом движения общественно-полезного труда, имеющего непроизводительную форму.
Вещественный библиотечный продукт — это результат хозяйственно-организационной деятельности библиотеки, общественно-полезный труд здесь принимает производительную форму.
В соответствии с двумя формами существования библиотечные продукты (услуги) имеют две формы их распределения. Библиотечные продукты. участвующие в формировании фонда жизненных средств, необходимых условий для воспроизводства рабочей силы и создания условий для свободного развития личности, распределяются в обществе бесплатно либо на льготных условиях, за счет госбюджетных выплат.
Их стоимостная оценка зависит от технологического уровня развития библиотечного производства, меры труда, задействованного в производстве, его оплаты. Их объем определяется индивидуальным потребителем, соизмеряющим свои доходы.
Согласно существующей в мировой практике классификации все стоимостные затраты на библиотечное производство можно свести в четыре основные границы:
— минимальные прямые затраты, базирующиеся на номинальной часовой норме и зарплате сотрудников, занятых выполнением той или иной операции (заработная плата, умноженная на количество потраченного времени);
— основные (базисные) прямые затраты, дополняющие минимальные — затратами на межоперационные и неэффективные процессы;
— стандартные затраты, которые помимо основных прямых включают еще и косвенные (оплата отпусков, праздничных дней, социальные выплаты);
— отягощенные затраты, представляющие реальные затраты на производство услуги, включая стоимость ресурсов, амортизацию оборудования, расходы на содержание администрации.
Реально именно отягощенные затраты определяют себестоимость продукта.
Однако рыночная цена услуги (продукта) помимо себестоимости включает еще такие основные элементы, как величина добавленной стоимости и цена услуги (продукта). Добавленная (новая) стоимость услуги (продукта) складывается из их себестоимости и процента прибыли, на объем которой влияет состояние спроса на библиотечный продукт.
Спрогнозировать более или менее точно спрос на библиотечный продукт (услугу) достаточно сложно из-за его долговременного генерационного эффекта — при потреблении нематериальные услуги не сокращаются в объеме. Кроме того, рыночный спрос на услуги колеблется не только от изменений экономической ситуации, но и от временных факторов — различной посещаемости библиотеки в зависимости от сезона, дней недели, часов обслуживания. Поэтому необходим особый подход для согласования спроса и предложения на рынке информационно-библиотечных услуг. Речь может идти о дифференциации оплаты за отдельные услуги в зависимости от изменения спроса на отдельные услуги. Политика библиотек должна быть предельно гибкой; необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые влияют на объем и структуру предлагаемых услуг. Среди них можно назвать объем свободного времени населения, уровень доходов, доступность порога чтения, территориальная доступность услуг и др.
Что касается форм самоутверждения библиотеки как полноправного партнера на рынке информационных услуг, то они могут быть самыми разнообразными:
— участие в ценовой конкуренции путем предоставления отдельным группам населения услуг по более низкой стоимости либо на льготных условиях;
— комбинирование традиционных и нетрадиционных видов услуг, расширение их ассортимента в сравнении с другими участниками рынка;
— своевременный отказ от услуг, пользующихся недостаточным спросом.
Цена потребления услуг зависит не только от их качества и содержания, но и от степени дефицитности различных услуг, от наличия в структуре предложения взаимозаменяемых и взаимодополняемых видов услуг. При расчете цены потребления услуги важны не столько точные расчеты, сколько представление о ценности и значимости тех каналов, по которым услуги доходят до потребителей.
Цена потребления определяет реальное место библиотечного продукта (услуги) в системе воспроизводственного процесса
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте библиотечную экономическую деятельность с точки зрения ее содержания, средств реализации.
2. Кто выступает в качестве основных субъектов этой деятельности, от чего зависит специфика экономических отношений?
3. Дайте характеристику библиотечно-информационным ресурсам как экономической категории.
4. Какие из них могут быть предметом обмена на рынке?
5. Охарактеризуйте основные источники инвестирования в библиотечную деятельность.
6. Как влияют характеристики развития общественного производства отдельных территорий на состав и конфигурацию библиотечно-информационных ресурсов?
7. Что такое библиотечный общественный продукт, каковы его сущностные характеристики и формы?
8. Дайте характеристику библиотечного продукта (услуги) с точки зрения его потребительской стоимости, добавленной (новой) стоимости, цены потребления.