к какой области относится бологое
Бологое
Население города (на 1 января 2010 года) — 23 499 жителей [1] (2010, 26,6 тыс. по переписи 2002 года).
Город расположен на северной окраине Валдайской возвышенности, на озере Бологое, в 164 км к северо-западу от Твери. Крупный железнодорожный узел Октябрьской железной дороги (см. Бологое-Московское). Расположен примерно на половине железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Москву (центр находится в 12 километрах в сторону Петербурга).
Содержание
Городское поселение
Город Бологое является центром муниципального образования городское поселение город Бологое, входящего в состав территории муниципального образования Тверской области «Бологовский район». Площадь поселения 349,7 км² (самая большая в области среди городских поселений), население 23 660 человек жителей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года). На территории поселения находятся следующие населённые пункты [2] :
Физико-географическое описание
Город расположен на берегу озера Бологое на северо-восточных отрогах Валдайской возвышенности, переходящих в Вышневолоцкую низину. Абсолютные высоты в районе города 150—200 м. Рельеф слабохолмистый. В северной части города расположено еще одно озеро — Огрызково.
Район города входит в лесную зону, однако лесов сохранилось мало; они занимают лишь 10-15 % площади. Леса смешанные с преобладанием хвойных пород.
Почвы дерново-подзолистые суглинистые и супесчаные, развитые на морене. В понижениях около озер почвы торфяно-глеевые. Грунтовые воды залегают на глубине 10-15 м.
Климат города
Климат в городе Бологое умеренно-континентальный. В городе сравнительно тёплое лето и сравнительно холодная зима. Средняя годовая температура плюс 3,8º. В самом холодном месяце, январе, средняя температура — минус 10,2º, а в самом теплом июле — плюс 16,7º. Годовое количество осадков в среднем составляет 645 миллиметров. Хотя в некоторые годы может выпадать на 150—200 миллиметров больше (до 874 мм в 1998 г.). Устойчивый снежный покров отмечается со второй декады ноября по первую декаду апреля, иногда отмечается выпадение снега и установление временного снежного покрова в мае (до 15 см в 1984 г.) и сентябре (до 1 см в 1986 г.). Среднегодовая продолжительность солнечного сияния составляет 1632 часа. Преобладающая в городе роза ветров — западная, северо-западная. Часто отмечаются порывы ветра до 12-16 метров в секунду.
Климат Бологое, 1961-1990 | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 8,3 | 9,2 | 17,8 | 27,5 | 31,4 | 33,2 | 35,7 | 35,8 | 30,5 | 23,4 | 11,3 | 9,0 | 35,8 |
Средний максимум, °C | 1,8 | 2,1 | 8,3 | 18,9 | 25,3 | 27,5 | 28,9 | 27,7 | 22,9 | 15,3 | 7,5 | 3,4 | 30,1 |
Средняя температура, °C | −10,2 | −8,4 | −3 | 3,9 | 11,3 | 15,1 | 16,7 | 15,0 | 9,8 | 4,2 | −1,8 | −6,8 | 3,8 |
Средний минимум, °C | −27,3 | −25,8 | −19,6 | −8,7 | −1,7 | 3,3 | 6,7 | 4,1 | −1,2 | −6,4 | −14,6 | −22,7 | −30,8 |
Абсолютный минимум, °C | −46,5 | −39 | −31,9 | −23 | −7,6 | −2,6 | 3,1 | −1,7 | −8 | −19,1 | −27,9 | −43,4 | −46,5 |
Норма осадков, мм | 37 | 29 | 33 | 37 | 56 | 67 | 85 | 78 | 62 | 59 | 54 | 48 | 645 |
Источник: АЭ Бологое |
Экстремальные значения метеорологических величин
История метеорологических наблюдений в городе
Метеорологические наблюдения в городе Бологое начаты в 1885 году по программе поста. Перерывы в наблюдениях были в 1895 году и с 1898 по 1923 годы. Кроме того в поселке ст. Медведево существовал снегомерный пост при железной дороге.
19 июня 1928 года организована метеорологическая станция II разряда, которая работает без перерывов. Сначала метеорологическая станция находилась в районе вокзала станции Бологое. 27 октября 1930 года метеорологическая площадка перенесена к северо-западу на 1 км и стала располагаться между железнодорожными путями в Ленинградской горловине станции. 28 июня 1957 года метеорологическая площадка вторично перенесена к северу на 1 км на улицу Строителей, где и расположена сейчас. C 1960 года метеостанция имеет статус аэрологической станции (АЭ).
Административное деление
Бологое территориально состоит из нескольких микрорайонов, которые в разное время вошли в черту города:
Город Бологое
Аудиогид
Фотографии
Те, кто хотя бы раз путешествовал по железной дороге из Санкт-Петербурга в Москву, знает станцию, расположенную между двумя российскими столицами – Бологое. Этот небольшой городок находится в трехстах двадцати девяти километрах от Москвы и в трехстах девятнадцати – от Санкт-Петербурга, практически посередине, соединяя обе столицы.
Бологое – маленький город с богатой историей
Название «Бологое» имеет славянские корни. «Бологыи» означает хороший. Первые официальные упоминания о сельце Бологое над озером Бологим встречается в записях 1495-го года. Тогда по приказу Ивана Третьего была проведена перепись земель.
Но на этой территории люди жили задолго до этого упоминания. Об этом свидетельствуют археологические находки. Ученые утверждают, что нашли здесь пять культурных слоев, самый древний из которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Стоянки древнего человека, а также каменные орудия труда и прочие артефакты были найдены здесь еще в конце девятнадцатого века.
Позднее на этой территории жили финно-угорские племена, затем пришли славяне. Каждая культура оставляла свои следы. Так, были найдены два городища, построенных финно-угорскими племенами, датированные первым тысячелетием нашей эры. А памятником древних славян стали камни-следовики, обожествляемые нашими предками. На камнях видны отпечатки стоп, которые считались божьими следами, а влага, скапливающаяся в этих углублениях, почиталась как целебная.
Бологое – простор для исследователей и археологов. Деревенька Бологое находилась на пути между Новгородом. Тверью, Москвой. Многочисленные захватчики, шедшие на богатые города, непременно проходили по этим землям, разоряя их и уводя в плен местное население.
Толчок в развитии
С укреплением Российского государства жизнь наладилась. До начала девятнадцатого века люди жили мирно, но крайне бедно. Сложно представить, какова была бы судьба деревни, если бы в 40-е годы девятнадцатого века не началась прокладка железнодорожного пути от Москвы до Санкт-Петербурга.
Это строительство стало переломным моментом в жизни деревни. В Бологое были построены здания, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования железнодорожного пути. С тех пор Бологое стал городом железнодорожников. И по сей день является им.
Развитие станции шло быстро. Уже в конце девятнадцатого века здесь открылось одно из первых в стране железнодорожных училищ, куда поступали дети из знатных семей. Также работала начальная школа. А в 1876-ом году открылась первая в России железнодорожная больница.
Несмотря на удаленность Бологое от столиц, этот населенный пункт всегда играл ключевую роль в истории государства. Железнодорожники приняли идеи революции, встали на сторону большевиков. Именно с этой станции был взят под стражу царский поезд Николая Второго, после чего царь подписал документ об отречении.
Третьего июня 1917-го года Бологое получил статус города. Но сейчас День города отмечают в первую субботу августа, накануне Дня железнодорожника. Третьего ноября 1917-го года к станции подошел бронепоезд с бойцами в помощь восставшим московским юнкерам. Железнодорожники загнали состав в тупик, где белогвардейцы были разбиты подоспевшими красноармейцами.
Жители города неоднократно предлагали новаторские идеи, которые потом внедрялись повсеместно. Также меры по ликвидации безграмотности тоже первыми предложили ввести во всей стране жители Бологое. Идея была поддержана правительством и всю страну охватила волна обучения.
Трагические страницы во время Великой Отечественной Войны
Видя, что взять станцию не получается, фашисты отдали приказ уничтожить «проклятое» Бологое. В течение десяти дней с тринадцатого по двадцать третье марта 1943-го года шли непрерывные бомбежки. В ставку германского командования было отправлено донесение, что «станция Бологое стерта с лица земли». Но путейцы во время коротких передышек восстанавливали пути, по которым вновь шли эшелоны. Больше чем на два часа станция не закрывалась.
Помимо авианалетов в городок забрасывались и диверсионные группы. Двести двенадцать групп были уничтожены на подступах к станции. Как ни старались фашисты, но оккупировать Бологое и сломить дух железнодорожников им не удалось.
Когда фашисты были отброшены от Москвы, началось восстановление железнодорожного узла и налаживание мирной жизни. Город рос и процветал. Сейчас в Бологое живет больше двадцати пяти тысяч человек. Железная дорога является градообразующим предприятием. А жители обеих столиц устремляются в эти красивые места на отдых.
Достопримечательности города
В городе множество достопримечательностей, на которые можно полюбоваться заезжему туристу. Так, у вокзала на вечной стоянке стоит паровоз, являющийся символом храбрости и стойкости железнодорожников, не сдавшимся в суровые годы войны.
На берегу озера установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны бологовцам. На вокзальной площади установлен бюст Владимиру Высоцкому, который любил отдыхать в здешних лесах и у озера. Он искренне восхищался красотой природы.
Немало в городке и церквей и часовен, среди которых Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1885-м году, церковь Троицы Живоначальной, возведенной еще в 1808 году, часовня Тихона Задонского, построенная в честь дня рождения цесаревича Алескея и освященная в 1904 году. А также поминальная часовня, открытая в память о погибших в страшном пожаре.
Двадцатого февраля 1911-го года в одном из клубов города, куда люди пришли на киносеанс, произошел пожар, унесший жизни более 60 людей, 43 из которых были дети. В память об этом событии на месте сгоревшего клуба была возведена памятная часовня Иверской иконы Божьей Матери, которая до сих пор служит напоминанием жителям города о той страшной трагедии.
Интересные сведения
Помимо Высоцкого, который посвятил этому местечку стихи, Бологое упоминается и в других произведениях. Сюжет романа «Анна Каренина» Льва Толстого связан со станцией Бологое. Съемки одноименного фильма проводились тоже здесь.
Армянская писательница Лусинэ Ваячян написала роман «Балагое», действие которого частично разворачивается в этих местах
Всем известное с детства произведение Маршака «Вот какой рассеянный» тоже не обошлось без упоминания знаменитой железнодорожной станции.
В 80-е годы гремела на всю страну песня ВИА «Веселые ребята» — «Бологое». Благодаря этой песне даже те, кто никогда не путешествовал по железной дороге из Петербурга в Москву, узнал о станции Бологое.
Бологое
Из Москвы
Из Санкт-Петербурга
Считается, что Бологое – это «полпути» между Москвой и Санкт-Петербургом. Если точно – 357 км от Петербурга и 362 – от Москвы. Да какая разница, в какую сторону вы едете? Ведь едете вы по скоростной трассе М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург. М-11 – это настоящая «езда с ветерком»!
Когда-то каждый советский школьник знал про Бологое. «Это что за остановка – Бологое иль Поповка?» Стихотворение «Вот какой рассеянный» знаменитого детского поэта Самуила Маршака появилось в 1930 году. В буквари вошло! Знали про Бологое. Да и путешествие из Москвы в Ленинград на поезде хоть раз в жизни, но совершали почти все. Бологое – где-то там, по дороге. Вот только мало кто приезжал сюда, находили места поинтереснее. А зря! Незаурядный это городок, Бологое. Тот, что ровно посередине дороги из одной столицы в другую, знаковый для России.
…В конце XV века великий князь Иван III вскоре после окончательного покорения Новгорода распорядился провести перепись всех новгородских земель, «дабы упорядочить сбор податей». И в 1495 году в писцовой книге впервые появляется запись о «сельце Бологом над озером Бологим».
С этой даты и начинают отсчет истории Бологого. Название действительно произошло от озера, а само слово – от древнерусского «бологый», то есть – «хороший», «благой».
Казалось бы, с таким названием – жить да процветать, только Бологое не особо процветало. Да и с чего? Место немноголюдное, «на отшибе». Работают крестьяне на земле, земля принадлежит местным помещикам. Среди них встречаются и весьма зажиточные. Путятины, Мельницкие… Иван Алексеевич Мельницкий так был богат, что в своем имении в начале XIX века каменную домовую церковь построил.
Но все равно земли местные – натуральное захолустье. И кто его знает, как бы сложилась судьба Бологого, если бы не пришел сюда технический прогресс. В 40-е годы XIX века началось строительство железной дороги Москва – Петербург. В 1851 году появилась станция Бологое Николаевской железной дороги. Другая жизнь началась!
Жили как в полусне, а теперь – только вертеться успевай. Пристанционный поселок быстро слился с селом. Дорога мощеная появилась. В 1865 году одних только железнодорожников в Бологом – 900 человек! Лавки, трактиры, ночлежки – их все больше и больше.
К концу XIX века Бологое уже не точка на карте, а важный узел. С площадями, больницами. Техническое училище для железнодорожников в 1879 году открыли, одно из первых в России. Да что техническое – в Бологом даже художественное училище появилось.
Особая для города история – с 80-х годов XIX века здесь начали производить всевозможные музыкальные инструменты. В 1887-м – фабрику открыли, Д. А. Митропольского. Первая такая фабрика в России! Рояли, фисгармонии, даже – органы. Медали и в России, и в Европе брали!
В общем, быстро развивалось Бологое до 1917 года, хотя и не имело статуса города. Это, пожалуй, главное, что получило Бологое от революции. Правда, не Октябрьской, а Февральской. 3 июня 1917 года Временное правительство объявило Бологое городом. Но и спокойная жизнь на этом закончилась, хотя большевики пришли к власти в Бологом довольно мирно.
Да и события гражданской войны для города, по большому счету, серьезным потрясением не стали. Повезло… Однако вот что постепенно происходит с городом. Если после открытия железной дороги он бурно прогрессировал, то при советской власти как-то притих. Нет, вроде все, что положено, происходило. Заводы работали, неграмотность ликвидировали… Но не было в Бологом больше прежнего ритма жизни, превращался город постепенно в заштатный.
Как ни парадоксально это звучит, но былую важность и даже – славу Бологое вернуло в годы Великой Отечественной. Немцы город не взяли, но значение его понимали прекрасно. Важнейший транспортный узел! Составы с живой силой и техникой идут непрерывно. Бомбили Бологое нещадно. 527 налетов! Но город стойко выполнял свою роль – военные составы шли на фронт. Это – главный вклад Бологого в победу.
А после войны город снова зажил обычной жизнью. Восстановился, заработал. Сегодня формально Бологое – обычный тихий, провинциальный город. С проблемами – куда без них. Город ровно посередине дороги от Петербурга до Москвы. Воспетый в едва ли не самом популярном детском стихотворении советских времен. Да только ради этого сюда стоит приехать!