к какой лирике относится стихотворение пастернака гамлет
Гамлет. Анализ стихотворения Пастернака
Гамлет. Анализ стихотворения Пастернака
«Гамлет» (1946) открывает цикл стихотворений Юрия Живаго к роману «Доктор Живаго». Этому произведению Пастернак придавал особого значения. Герой романа Юрий Живаго умирает, но стихотворение, написанное якобы от его лица, утверждает бессмертие духа и свободы человека.
Тема. Выбор нравственной позиции человека в мире зла и насилия.
Идея. Лирический герой осознает трагедию истории, в которой он живет, понимает, что он, возможно, один-единственный пытается бороться с ложью, но все же до конца готов идти своей трудной дорогой.
Композиция. Стихотворение — это логические размышления лирического героя. Начало (зачин) сразу знакомит читателя с человеком, попала на перекресток судьбы.
Лирический герой пытается осознать, осмыслить прошлое и настоящее, чтобы определить пути развития будущего. Слово «век» имеет обобщающее значение. Это не только «возраст» героя, но и века, эпоха. Лирический герой, Пастернака стремится найти не только свой собственный смысл жизни, но и смысл бытия всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряженную борьбу, которая происходит в душе героя, однако в конце эта борьба заканчивается победой человека над собой, победой внутренней свободы над трагедией реальности, победой духа над мраком смерти.
Литературные ассоциации. Для лучшего понимания стиха следует прежде всего обратиться к библейскому сюжету — моление Христа в Гефсиманском саду. Накануне предательства Иуды Иисус сознательно шел на крест, молился за все человечество. Но в какой-то момент он усомнился, есть ли смысл жертвовать собой ради людей, которые спят беспробудным духовным сном. О сомнениях Христа свидетельствует библейское выражение «Авва Отче! Все возможно пронести мимо меня эту чашу», непосредственно воспроизводится в стихотворении Пастернака. Такие же сомнения — бороться со злом или смириться с судьбой — испытывал шекспировский Гамлет (монолог «Быть или не быть …»), и Юрий Живаго, и сам Борис Пастернак.
Образ лирического героя. Лирический герой стихотворения — не Гамлет, не Христос, не Юрий Живаго и не Пастернак. Это человек в широком культурно-историческом контексте. Писатель показал нам личность, вобравшая в себя духовный опыт предшествующих эпох. Пастернаковского герой — это герой XX века, но который занимается теми же философскими проблемами, что и его предшественники. Это человек, который противостоит «фарисейство» и борется с ним только одним доступным ему способом — силой духа, внутренней свободы и творчества.
В стихотворении чувствуются элементы драматизации. Здесь есть внешний конфликт (героя и общества) и конфликт (героя и общества) и конфликт внутренний психологический, решения которого более важно, по мнению Пастернака, поскольку от того, какой будет душа человека, зависит, каким будет и весь мир.
Поэтический язык. В стихотворении используются различные тропы. Они помогают поэту в символической форме показать духовное состояние человека и мира. Особенно важна метафора «сумерки ночи». Речь идет, конечно, не о ночи, а о мрак зла и насилия, царящих в мире. Все предложения полные. Синтаксические и метрические периоды совпадают, что является признаком сознательного выбора лирического героя, его решимости, моральной стойкости.
Особенности стихосложения. Стихотворение написано пятистопным хореем, широко использовал в своей философской поэзии Лермонтов. Пастернак продолжает классические традиции. Рифмовки перекрестное. Рифмы женские и мужские.
Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).
Эмоциональным толчком к написанию стихотворения послужил перевод трагедии У. Шекспира «Гамлет», которым Б. Л. Пастернак занимался в 1940-х гг.
Таким образом, в стихотворении звучат как бы три голоса: актёра, исполняющего роль Гамлета, Юрия Живаго и самого поэта.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕ Т
⦁ Лирический герой играет роль на сцене жизни: «Я вышел на подмостки».
⦁ Он предвидит судьбу: «Я ловлю в далёком отголоске, // Что случится на моём веку».
⦁ Поэт встревожен, о чём свидетельствует сравнение ночи с наставленным на человека оружием: «Наставлен сумрак ночи».
⦁ Он не может повлиять на события в спектакле, написанном не им: «Но продуман распорядок действий, / / и неотвратим конец пути».
Поддержки ждать не от кого: «я один, всё тонет в фарисействе … »
Фарисейство (от слова «фарисей») — лицемерие, фальшь, ханжество. В Древней Иудее — секта верующих, которые тщательно исполняли многочисленные религиозные обряды, напоказ усердно молились, а в жизни нарушали божественные законы.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: нравственный выбор.
⦁ Идея: человек пытается бороться со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы, зная, что проиграет в этой схватке: «Жизнь прожить — не поле перейти».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Метафоры: на меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси; всё тонет в фарисействе.
⦁ Пословица (как вывод в последней строфе): «Жизнь прожить — не поле перейти».
Анализ стихотворения «Гамлет» (Б. Л. Пастернак)
Бориса Пастернака можно назвать самым искренним и «счастливым» поэтом. Его стихи отражают внутреннюю чистоту, радость и силу поэта. Многомудрый Литрекон проанализировал ещё одно произведение этого гениального автора, стихотворение «Гамлет». Анализ по плану поможет Вам разобраться в прочитанном и оценить мастерство поэта.
История создания
Роман «Доктор Живаго» Борис Леонидович начал писать зимой 1945 года, а в 1946 году было написано стихотворение «Гамлет», открывающее семнадцатую главу произведения «Стихотворения Доктора Живаго», в которой содержится 25 стихотворений.
Созданные человеком искусства произведения – это его истинное лицо, его суть, отражение его Души. Знакомясь с произведениями поэтов, мы знакомимся ближе с самими авторами.
«Доктор Живаго» — уникальное произведение, которое «раскрывает» читателю автора как удивительного человека, стремящегося «дойти до самой сути» самому и очень точно, без каких-либо многообразных вариантов, объяснить, донести суть до читателя. Именно поэтому он «раскрывает» нам Юрия Живаго через его стихи, чтобы мы лучше поняли самого героя, а через героя самого Пастернака.
В 1956 году роман был окончен и отредактирован Борисом Леонидовичем. Но напечатан он был только в 1957 году в Италии, а затем, в 1958 году, во многих европейских странах. Российский читатель увидел роман лишь в 1988 году, спустя 33 года после смерти автора.
«В нём женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…»(У. Шекспир)
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Гамлет» является образцом философской лирики Бориса Пастернака. Автор обращается к шекспировскому утверждению, которое гласит, что весь мир – театр, а люди — все актёры. Даная метафора сама по себе очень интересна и несет глубокий философский смысл, но смысл многообразный, не умещающийся в одно узкое объяснение.
Борис Леонидович не стал разъяснять и пояснять свое отношение к данному высказыванию, а взял его за основу своего произведения, чем согласился, от части, с данным утверждением.
Стихотворение «Гамлет» имеет модернистскую направленность. Одной из особенностей произведений данного направления является то, что нет плавного «входа» в стихотворение, поэт читателя окунает сразу в «воды» происходящего, а куда плыть, в какую сторону, каждый решает сам, то есть интерпретация произведений очень разнится у каждого из читателей. В этом и вся сложность «общения» с модернистскими произведениями, именно поэтому кто-то не приемлет такие стихи, прозу, а кто-то с упоением «поглощает».
Размер стихотворения «Гамлет» – пятистопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Гамлет» состоит из 4 строф. Композиция последовательная.
Образы и символы
Лирическим героем стихотворения «Гамлет» является Юрий Живаго, которому присуждено авторство данного произведения. Из романа нам известно, что этот человек по своей природе очень душевный, «чистый», немного неприкаянный и чуткий. Все эти черты героя прослеживаются и в стихотворении «Гамлет».
Основной образ произведения – театр, который является метафоричным представлением жизни. Вообще всё произведение построено на интересных образах, которые в сумме объясняют главный образ.
«…Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.»
Эти строки рисуют в воображении человека, который от безысходности, от усталости припал к дверному косяку, дабы не упасть.
Дверь – это граница, пройдя через которую можно оказаться в другом месте. Применив символическое значение к данному стихотворению, можно сказать, что лирический герой стихотворения «Гамлет» находится на распутье, в сомнениях. Подойдя к двери, к «новому миру», он думает, стоит ли идти туда, что его ждет там, так ли безопасно там, в будущем.
«На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.»
Начальные строки третьей строфы рисуют образ неизведанного, туманного, непроглядного. Лирический герой ничего не видит вокруг, только ночь, темноту, но его видит «тысяча биноклей», он как на ладони. Это и есть ощущение сцены, некой незащищенности.
«Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.»
Чаша – символ духовного знания, символ искупления грехов. Лирический герой просит Бога Отца избавить его от данного опыта, от того, чего он боится, хотя это может, принесет пользу герою.
Следующая строфа повествует о готовности лирического героя к любым другим «ролям», но только ни к этой «драматичной роли». Драма – это «бытовая трагедия», то есть сюжет такой же трагичный, но более приземленный, перенесенный в настоящее время. Но лирический герой не хочет быть героем трагического сюжета!
Последняя строфа сообщает нам о смирении и принятии роли лирическим героем, о его понимании жизни, понимании неизбежности определенных событий, о его удивлении лицемерию некоторых из окружающих, легко принимающих происходящее.
Тема, проблемы, настроение
«Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.»
Эти строки можно считать темой стихотворения «Гамлет». Неизбежность чего-то конкретного, возможно нежеланного, но необходимого – это основная тема разбираемого произведения.
Проблематика стихотворения «Гамлет» достаточно широкая, многогранная. Автор в произведении поднимает проблему выбора дальнейшего пути, конфликта личности и общества, проблему одиночества, проблему принятия неизбежного. Лирический герой видит свой путь, и ему тяжело смириться с этим.
Настроение стихотворения «Гамлет» лирическое, сумрачное, но смиренное.
Тема и настроение стихотворения не лучезарные, но воспринимается оно достаточно легко, без удручающего «послевкусия».
Основная идея
Последняя строка подытоживает всё стихотворение и является основной его идеей.
Может показаться, что главная мысль стихотворения «Гамлет» тоже пессимистичная и унылая, как тема, наполненная безысходностью, но это не так! Данная пословица гласит о том, что жизнь – это непростая вещь, будут на жизненном пути встречаться и кочки, и ямы, будут ошибки, будут взлеты и падения, но это всё и ценно, это всё является уроками, это всё создает из нас людей, которыми мы должны быть. От каждого из нас требуется лишь терпение, мужество и смиренное доверие. Таков смысл произведения «Гамлет».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Гамлет» дополняют разбор и становятся завершающим аккордом.
Анализ стихотворения «Гамлет» Бориса Пастернака
Автор: Guru · 17.05.2018
Судьба Бориса Пастернака изобилует тёмными красками, ведь на своём пути он был подвергнут и травле, и презрению. Поэт был четырежды номинирован на нобелевскую премию, и лишь в 1958 году он стал обладателем этой награды, вторым писателем из России в истории премии. Пастернак был борцом за идеальный мир, своим творчеством он обличал порочность и несовершенство всего сущего. Это стремление нашло своё отражение в его стихотворении «Гамлет».
История создания
Данное произведение Пастернак писал, будучи уже в весьма зрелом возрасте. Полностью завершено оно было после войны, в 1946 году. Произведение открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго».
Пастернак работал над своим творением с огромным увлечением. Первые две главы писатель создал практически на одном дыхании, но после этого он был вынужден «заморозить» процесс написания в силу материальных трудностей. В стихотворении «Гамлет» ярко отразилась лёгкость пера и упоение идей созидания настоящего шедевра, который вошёл в историю мировой литературы.
После окончания написания романа началась настоящая травля Пастернака, как со стороны власти, так и других писателей. В день присуждения премии, 23 октября 1958 года, Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. На Западе его произведение яро критиковал В. В. Набоков. Стихотворение «Гамлет» служит неким отражением отношения Пастернака к окружающему миру, который кишит лжецами и лицемерами, а жизнь преисполнена преградами и трудностями.
Жанр, направление, размер
Направление, в котором писал Пастернак — это футуризм, одна из основных черт данного литературного течения нашла своё отражение в стихотворении «Гамлет», а именно — стремление к переменам и жажда увидеть своё будущее. Как известно, он входил в футуристическое литературное объединение «Центрифуга». Свои юные годы писатель посветил занятиям музыкой (с 13 до 18 лет), попав под влияние творчества Скрябина, мечтал стать композитором, но после 6-ти лет обучения это желание растаяло, подобно миражу. Зато музыкальность, привитая ему с детства, нашла себе применение в ритмике стихов, и «Гамлет» — яркое тому подтверждение.
Жанр произведения — философская лирика, раскрывающая глубину и эстетику творчества. Стихотворение имеет размер пятистопного хорея и перекрёстную рифму мужскую и женскую.
Образы и символы
Центральным образом стихотворения является новый Человек. Это уникальный, возвышенный, сильный духовно образ, который готов вести борьбу за свою свободу, справедливость и будущее, являясь по-настоящему одиноким. Лирический герой выходит из своей «крепости» лишь ночью, предаваясь философским рассуждениям о будущем, ведь днём он глохнет в страшном гуле бурлящей, жестокой и неидеальной реальности.
В произведении присутствует библейский мотив, вычлененный из Евангелия. Это фраза была произнесена Иисусом, когда он усомнился в своих делах: «Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси». Лирический герой отказывается от привычной ему социальной роли и не желает более жить как все, смерившись с устоями и хаотичностью всего сущего. Он осознаёт, что его судьба будет очень сложной, ведь всё вокруг погрязло во лжи, и лишь только он один является противопоставлением этому: «Я один, все тонет в фарисействе».
Темы и проблемы
Смысл
Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?». На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.
Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.
Художественные средства выразительности
Пастернак использует большое количество эпитетов, например: «в далёком отголоске», «замысел упрямый», тем самым подчёркивая шаткость и сложность своего положения.
Так же поэт использует фабульную метафору «сумрак ночи», которая служит олицетворением мирового зла, сгустившегося над лирическим героем, который находится под постоянным тоталитарным контролем. Это отсылка к советской власти.
Пастернак вводит в своё произведение такую старинную пословицу, как «жизнь прожить — не поле перейти», говоря о сложности и неоднозначности бытия.
К какой лирике относится стихотворение пастернака гамлет
Каков смысл стихотворения Б. Пастернака «Гамлет», и можно ли считать его христианским по содержанию?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В этом стихотворении, состоящем из четырех строф (16 строк), поэтически выразились важнейшие события в жизни Б. Пастернака первых послевоенных лет. По-видимому, непосредственным поводом к его написанию явилось первое публичное чтение трагедии У. Шекспира «Гамлет» в переводе Пастернака в феврале 1946 года в клубе Московского университета (читал актер Александр Глумов). Тогда же, в феврале 1946 года, был создан первый вариант стихотворения «Гамлет» («Вот я весь. Я вышел на подмостки…»). Основная мысль первой редакции стихотворения: жизнь – высокая драма с трагическим звучанием.
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Это шум вдали идущих действий.
Я играю в них во всех пяти…
Этой идее, составляющей смысловой стержень стихотворения, в окончательной редакции Б. Пастернак придал сильную и яркую евангельскую выразительность («горечь Гефсиманской ноты»).
В «Замечаниях к переводам Шекспира» в июне 1946 года Б. Пастернак отмечал, что «Гамлет» не драма бесхарактерности, а «драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения. Ритмическое начало сосредоточивает до осязательности этот общий тон драмы. Но это не единственное его приложение. Ритм оказывает смягчающее действие на некоторые резкости трагедии, которые вне круга его гармонии были бы немыслимы» (Пастернак Б.Л. Собр. соч. М., 1990. Т. 4. С. 416). Для понимания стихотворения «Гамлет» важно не то, насколько соответствует замыслу самого У. Шекспира образ принца Датского в интерпретации переводчика, а мировоззренческая позиция Б. Пастернака, который осознанно и смело проводит новозаветные параллели. Так, словам из монолога Гамлета (действие 3, сцена 1): «To be, or not to be: that is the question…» («Быть иль не быть, вот в чем вопрос») он дает определенное эсхатологическое звучание: «Это уже, так сказать, заблаговременное, предварительное “Ныне отпущаеши”, реквием на всякий непредвиденный случай. Им все наперед искуплено и просветлено» (Там же. С. 688).
В ходе работы над романом «Доктор Живаго», начало которой относится к зиме 1945–1946 годов, Б. Пастернак в окончательную редакцию стихотворения «Гамлет» вводит евангельский текст. К этому времени он окончательно осознал себя как христианина. В письме к своей двоюродной сестре Ольге Фрейденберг от 13 октября 1946 года он писал: «Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как, в идеале, у Диккенса и Достоевского, эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое… Я в нем свожу счеты с еврейством, со всеми видами национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства и его допущениями, будто существуют еще после падения Римской империи какие-то народы и есть возможность строить культуру на их сырой национальной сущности.
Атмосфера вещи – мое христианство».
У стихотворения «Гамлет» сложная композиция. Автор гармонически соединяет несколько планов: сценический, литературно-романический и автобиографический. Поэтический синтез настолько органический, что читателю это произведение может показаться монофоническим. Однако в стихотворении явственно звучат три голоса.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Действие происходит в театре. Актер-Гамлет выходит на сцену. Начальное «Гул затих» сразу же создает то тревожное настроение, которым проникнуто все стихотворение.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Это уже голос Пастернака. Действие происходит в Переделкино. Открытая в ночи дверь. Известно, что поэт был готов к тому, что за ним могут приехать в любую ночь. Прокурор, изучавший дело В. Мейерхольда в связи с готовившейся его реабилитацией, обнаружил доносы на Пастернака и был удивлен, что он на свободе и ни разу не арестовывался. Употребленный глагол «наставлен» (ассоциация с дулом оружия) хорошо передает тревожное состояние поэта. Метафора «тысячью биноклей на оси» (звезды ночного неба) соединяет два плана – жизненно-реальный и сценический.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Эти слова из Евангелия в середине стихотворения придают переживаниям автора возвышенный христианский смысл.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Вновь звучит голос актера, для которого участие в этой трагедии не просто профессиональная деятельность, но сопереживание герою (Гамлету) и понимание жизни как многоактной трагедии.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
В последней строфе звучит голос Юрия Живаго, которому приписано авторство этого стихотворения. В романе не встречается слово «фарисейство». Однако в главе 15 («Окончание») описаны последние годы главного героя романа: близкие друзья (Михаил Гордон и Иннокентий Дудоров) оставляют старые свои принципы и увлечены возможностью найти свое место в новую эпоху: «Добродетельные речи Иннокентия были в духе времени. Но именно закономерность, прозрачность их ханжества взрывала Юрия Андреевича. Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю». Сам Б. Пастернак не мог сказать о себе: «Я один, все тонет в фарисействе». До конца жизни у него был круг близких людей, которые не оставили его даже в годы гонений (1957–1960): А.А. Ахматова, Корней и Лидия Чуковские, пианист Генрих Нейгауз, пианистка Мария Юдина, философ В.Ф. Асмус и др. Б. Пастернак, в отличие от Юрия Живаго, не был сломлен гонениями. В ожидании готовившейся расправы он написал письмо заведующему отделом культуры ЦК КПСС Д.А. Поликарпову: «Уверяю Вас, я бы его [роман] скрыл, если бы он был написан слабее. Но он-то оказался сильнее моих мечтаний, сила же дается свыше, и, таким образом, дальнейшая судьба его не в моей воле. Вмешиваться в нее я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое».
Стихотворение «Гамлет» написано пятистопным хореем, в котором ударные слоги чередуются с безударными. Этот классический размер часто стал употребляться в русской поэзии после лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу…», написанного в конце краткого жизненного пути поэта. У М. Лермонтова основной мотив – глубокая жизненная усталость. Основные образы прозрачны и понятны. Он – одинокий странник по кремнистому пути. Душа трепетно и чутко переживает гармонию Творца и ночной природы:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Эта красота меркнет для поэта, болезненно ощутившего свое отчуждение от величественной тишины мироздания. Свободу и покой человек может обрести только в Боге. Поэтому поэту «так больно и так трудно», ибо он мечтает о нескончаемом сладостном земном сне.
Позже Ф.И. Тютчев тем же пятистопным хореем написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». Здесь те же темы: жизнь, путь, одиночество, усталость. Но причина боли другая: разлука с любимым человеком.
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Во всех трех произведениях присутствует мотив жизненного одиночества. Однако философско-религиозное решение разное. «Гамлет» отличается ясным звучанием идеи христианского долга и понимания жизни как высокого жребия и заповеданного подвига.
Для самого Б. Пастернака такая жизнь была выстраданным счастьем.
B церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.
Как будто внутренность собора
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую Твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою.