к какой категории риска по правилам пожарной безопасности относятся организации общего образования
Подсчет категории «пожарного» риска после 1 января 2021 года: изменится абсолютно все
VitalikRadko / Depositphotos.com |
Правительство РФ кардинальным образом изменило правила подсчета категории пожарного риска для целей федерального госпожнадзора с 1 января 2021 года: изменятся не только порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, изменится сам механизм подсчета (Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1662).
Если сильно упростить, то сейчас категория риска зависит, главным образом, от тех характеристик объекта защиты, которые очевидны и заведомо известны его владельцам: сферы действия, категории взрывоопасности, иногда – высоты или количества посетителей. На основании этой информации можно определить, насколько серьезными могут быть последствия от несоблюдения требований пожбезопасности на данном объекте. Затем эта величина может быть несколько скорректирована в зависимости от истории объекта – были ли пожары, наказания, предписания, есть ли «своя» пожарная команда и т.п.
Как же будет подсчитываться категория риска со следующего года?
Для начала подсчитают общий, «по стране», риск негативных последствий пожаров – формула для подсчета учитывает численность населения РФ, количество вообще всех объектов защиты и количество жертв (и погибших, и выживших) всех пожаров за определенный период. Вот этот риск – «средний по стране» – именуется «допустимым риском негативных последствий пожаров».
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Затем для каждой отрасли (а точнее, для каждой группы объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности) будет подсчитан свой, «ожидаемый», риск последствий – формула для его подсчета использует общее количество объектов защиты в отрасли, число пожаров на всех этих объектах, и число всех жертв всех этих пожаров.
Идея такова – чем «отраслевой» ожидаемый риск выше допустимого среднего риска «по стране», тем выше становится категория риска сразу для всех объектов такой отрасли («базовая» категория). То есть трагедия «Зимней вишни» в момент повысит базовую категорию риска для всех кинотеатров и ТЦ в стране, а трагедия «Хромой лошади» – для всех без исключения ночных заведений. Возможно, такая «повязанность» всех субъектов экономических отношений подстегнет у бизнеса здоровый интерес к состоянию «противопожарки» всех своих конкурентов – ведь сильный пожар у одного автоматически навлечет более частый плановый контроль на всех остальных, без исключения.
Как видим, для определения базового «отраслевого» риска используются только и сугубо статистические данные.
Ежегодные расчеты будет делать МЧС, для расчета рисков на 2021 год будут браться данные за 2019 год, а затем будет сформирован пятилетний статистический ряд значений и определена их среднестатистическая величина; все «итоговые» цифры должны быть опубликованы на сайте МЧС.
Получившийся базовый («отраслевой») риск можно корректировать – индивидуально для каждого объекта защиты, в ту или иную сторону, причем корректировать значительно: для каждого объекта учитывается много (до 30) показателей, каждый дает какое-то количество баллов, в том числе «отрицательных». «Отрицательные» баллы даются за разные полезные – с точки зрения пожбезопасности – блага, например, круглосуточный мониторинг работоспособности АУП и АУПС (-4), положительное заключение НОР (-10), круглосуточная охрана объекта ЧОПом с лицензией (-5), пожарная охрана со своим пожарно-техническим вооружением (-15).
«Положительные» баллы начисляются за «пожарные» несовершенства или факторы риска, например, старую электропроводку (+10), печное отопление (+10), пожары на объекте в прошлом (+20) или приостановление деятельности через КоАП РФ (+30), игнорирование «пожарного» предостережения (+10).
«Предустановленные» категории риска предусмотрены только для объектов защиты, за которыми надзирают «военные» и т.п. пожарные инспекторы (Нацгвардия, МВД, ФСО, СВР). Категории же риска для всех гражданских объектов нужно будет подсчитывать в индивидуальном порядке (напомним, что сейчас и до 1 января 2021 года для целых отраслей это не так, например, детсады, больницы и т.п. заведомо относятся к объектам чрезвычайно высокого риска в силу прямого указания Положения о пожарном надзоре).
Периодичность проверок – в зависимости от присвоенной категории риска – с Нового года не изменится. Лишь уточняется межрейдовый период для земельных участков, территорий СНТ и мало- и среднеэтажных (до 28 м) МКД: плановые рейдовые осмотры и обследования этих объектов проводятся не чаще, чем один раз в 3 года.
К какой категории риска по правилам пожарной безопасности относятся организации общего образования
государственном пожарном надзоре
ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА
1. При отнесении объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров используются сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
3. Допустимый риск негативных последствий пожаров (QСдоп) определяется по формуле:
4. Ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты в течение года (QС) определяется по формуле:
5. Вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (P), определяется по формуле:
6. Социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга (UС), определяется по формуле:
7. Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожаров.
Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (Кг.т.) определяется по формуле:
8. В зависимости от значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров выделяются следующие уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара:
при значении Кг.т., равном или превышающем 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является чрезвычайно высоким;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 45 до 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является высоким;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 20 до 45, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 9 до 20, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является средним;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 4 до 9, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является умеренным;
при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 0 до 4, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является низким.
Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара принимается за соответствующую категорию риска для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, без учета индивидуальных социально-экономических особенностей и характеристик объекта защиты.
Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является базовым показателем для определения категории риска для каждого объекта защиты из соответствующей им группы.
9. В целях осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, проводятся ежегодные расчеты допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров. На основе указанных расчетов формируется 5-летний статистический ряд значений допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров и определяется их среднестатистическая величина.
Расчеты значений допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий в 2021 году проводятся на основании статистических сведений о количестве пожаров и их последствий за 2019 год.
Значения допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров, а также среднестатистическая величина указанных значений публикуются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
10. В целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.
11. Индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.
При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
13. Индекс индивидуализации подконтрольного лица (Uинд) для каждого объекта защиты определяется по формуле:
14. В зависимости от значения индекса индивидуализации подконтрольного лица органом государственного пожарного надзора категория риска конкретного объекта защиты может быть изменена на более высокую или более низкую категорию риска с учетом уровней тяжести потенциальных негативных последствий пожара, предусмотренных пунктом 8 настоящего приложения.
15. Основанием для принятия решения об изменении присвоенной объекту защиты категории риска является значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий, полученное с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица.
16. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица (Кг.т.инд) определяется по формуле:
17. Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 1.
Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для производственных объектов и наружных установок приведены в приложении N 2.
18. Значения критериев добросовестности для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 3.
Значения критериев добросовестности для производственных объектов и наружных установок приведены в приложении N 4.
19. При осуществлении федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации:
а) к категории чрезвычайно высокого риска относятся объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;
б) к категории значительного риска относятся объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности), на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки;
в) к категории среднего риска относятся дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации за рубежом;
г) к категории низкого риска относятся иные объекты, не отнесенные к категории чрезвычайно высокого, значительного и среднего риска.
Энциклопедия решений. Присвоение категорий риска объектам защиты для целей пожарного надзора
Присвоение категорий риска объектам защиты для целей пожарного надзора
Объекты, которые по критерию тяжести последствий (на первом этапе) относятся к иным категориям риска, на втором шаге (применяя критерии вероятности нарушений ) могут свою категорию улучшить или, напротив, ухудшить. Однако в категорию высокого риска они уже в любом случае не попадут (см. п. 3 Критериев).
Подробно механизм определения категории риска для объекта защиты описан ниже.
Шаг 1. Относим объект к определенной категории, применяя критерий тяжести последствий (п. 2 Критериев). Для этого необходимо использовать классификацию, которая может быть наглядно представлена в виде таблицы:
Объекты дошкольного и начального общего образования (детские сады и начальные школы)
Объекты основного общего и среднего (полного) общего образования (школы)
Объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул
Объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
Объекты, на которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи (больницы, клиники)
Объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам согласно ст. 48.1 ГрК РФ
Объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ
(абз. 21 ст. 16 Закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 24 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам:
Ф1.1 и Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска),
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 и Ф5.2 и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В (за исключением объектов, относящихся к категории значительного риска)
Наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности
Садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3, Ф2.4 и Ф4.4
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска);
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей);
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д
Садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (кроме объектов, относящихся к категории среднего риска)
Объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4 ;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей;
временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки
Иные объекты защиты, не отнесенные к другим категориям риска
Шаг 2. Корректируем категорию объекта (кроме объектов категории высокого риска), используя критерии вероятности нарушений (п. 3 Критериев). Для этого необходимо владеть определенной информацией, которая относятся не столько к самому объекту и его истории, столько к тому лицу, которое этим объектом пользуется. Несмотря на это, категория риска присваивается именно объекту, а не предпринимателю или юридическому лицу (п. 20 Положения N 290).
Критерии вероятности нарушения
Категория риска по критерию тяжести последствий (после шага 1)
Категория риска, к которой объект следует отнести по критерию вероятности нарушения (после шага 2)
Повышение категории риска
Имеется хотя бы одно из нижеследующих условий (пп. «в» п. 3 Критериев):
1) проведен пожарный аудит объекта защиты (независимая оценка пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия объекта требованиям ПБ;
2) за последние пять лет на объекте случался пожар;
3) за последние три года в отношении организации или ИП, пользующихся этим объектом, было вынесено вступившее в силу постановление суда о приостановлении деятельности на объекте (необязательно в связи с нарушением норм пожбезопасности)
Понижение категории риска
(достаточно наличия всего одного обстоятельства)
За последние пять лет на объекте не было пожаров (пп. «б» п. 3 Критериев)
в установленном законодательством РФ порядке создано подразделение пожарной охраны для защиты этого объекта, за исключением добровольных пожарных формирований (абз. 2 пп. «а» п. 3 Критериев)
в структуре организации или у ИП, которые используют этот объект, имеется подразделение по вопросам пожарной профилактики, причем кадровый состав подразделения имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе ГПН или тушения пожаров не менее 5 лет (абз. 3 пп. «а» п. 3 Критериев)
проведен пожарный аудит объекта защиты (независимая оценка пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности (абз. 4 пп. «а» п. 3 Критериев)
при последней плановой проверке объекта нарушений требований пожарной безопасности не было выявлено (абз. 5 пп. «а» п. 3 Критериев)
В отношении объекта в соответствии с ч. 2 ст. 67 Техрегламента о пожарной безопасности зарегистрирована декларация пожарной безопасности (абз. 6 пп. «а» п. 3 Критериев)
Внимание
Применяя критерий вероятности нарушения, можно «перескочить» только в соседнюю категорию риска (например, из категории среднего риска попасть в категорию умеренного риска). Переход через категорию (например, из категории значительного риска в категорию умеренного) запрещен, потому что критерий вероятности нарушения применяется ТОЛЬКО к тем объектам, категорию которых определили по критериям тяжести последствий (см. п.п. а, б и в п. 3 Критериев). Применять критерий вероятности нарушения повторно, то есть к объекту, категория которого уже изменялась по критериям вероятности нарушения, нельзя (это не предусмотрено Положением N 290 вообще и Критериями в частности). Проще говоря, льготы и скидки в данном случае не суммируются друг с другом.
Какую категорию риска следует присваивать объекту, который одновременно имеет факторы, требующие как повышения, так и понижения категории риска? Например, по критерию тяжести последствий объект относится к категории умеренного риска. При этом на объекте недавно был пожар, в связи с которым судом приостанавливалась деятельность, да еще пожарный аудит выдал отрицательное заключение (это основание для перехода в категорию среднего риска). С другой стороны, в настоящий момент в структуре организации имеется подразделение по пожаропрофилактике, работники которого имеют пожарно-техническое образование и стаж работы в ГПН более 5 лет (это основание для перехода в категорию низкого риска).
В данном случае объекту защиты не будет присвоена категория низкого риска, и он не останется в первоначальной категории умеренного риска. Объект будет отнесен к категории среднего риска (самой высокой из возможных), поскольку при наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект к более высоким категориям риска или классам опасности (п. 10 Правил N 806).
В зависимости от присвоенной категории варьируется периодичность плановых проверок.
Присваивают категорию риска (кроме высокого риска) главные государственные пожарные инспекторы города или района, а также их заместители (пп. «б» п. 22 Положения N 290). Отнести объект к категории высокого риска вправе только главный государственный инспектор субъекта РФ по пожарному надзору или его заместитель (пп. «а» п. 22 Положения N 290). При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска (п. 23 Положения N 290).
Все объекты попадают в перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска. Эти перечни ведутся органами пожарного надзора (п. 24 Положения N 290). Кроме того, на официальном сайте МЧС (http://www.mchs.gov.ru/) должна размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии информация об объектах категорий высокого и значительного рисков (п. 26 Положения N 290, п. 12 Правил N 806).
Основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей
В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.
Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.
С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.
При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.
Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.
Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:
1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.
2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.
7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.
8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.
Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.
По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.
Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.
Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.
Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.
А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.
Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.
Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».
В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.
В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.
Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.
Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.
В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.