к какой категории относится социальный работник занятый научным исследованием и преподаванием
Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования
На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.
Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.
В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.
К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:
Профессиональный стандарт социального работника
Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).
В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.
Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:
— среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;
Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.
Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:
До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.
Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.
Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.
Функции и обязанности социального работника
Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:
Социально-бытовые и социально-медицинские услуги
Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.
Специфика деятельности социального работника
Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.
Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.
Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.
Аттестация социальных работников
Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.
Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.
Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.
Какое обучение необходимо для работы
Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.
Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.
Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.
К какой категории относится социальный работник занятый научным исследованием и преподаванием
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальное обслуживание населения
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Social service of the population. Requirements to the personnel of social service establishments
Дата введения 2009-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.
6 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих Федеральных законов:
7 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
1 Область применения
Стандарт предназначен для использования при аттестации персонала учреждений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52142 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями Федеральных законов (пункт 4 предисловия к стандарту), ГОСТ Р 52142, ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52498.
4.2 Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населению должна осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, установленными Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:
— приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;
4.2.1 Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предоставляться конкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существования с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению.
4.2.2 Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг.
4.2.3 Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии их добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.2.4 Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние.
4.2.5 Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.
4.2.6 Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие известными им сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно.
4.2.7 Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, и семьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, осложнений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию.
В настоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу учреждений и требования к должностям и профессиям конкретных сотрудников, принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений.
города Севастополя
Профессиограммы
Социальный работник
2. Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Она требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.
3. Содержание деятельности
Деятельность социального работника включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.
Социальный работник оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Координирует усилия различных государственных и общественных структур. Проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.
Социальный работник чаще всего обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек. Он навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного. Социальный работник оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного. В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь. Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице. По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди.
4. Условия труда
У социального работника активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.
Основные средства труда социального работника: ручные инструменты, «золотые руки» и «доброе сердце».
Социальный работник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Социальный работник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии социального работника необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.
Квалифицированный социальный работник должен знать:
8. Пути получения профессии
В профессию социального работника приходят люди с выраженным альтруизмом, умелыми руками и ведущим интересом оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней более всего нуждается. Можно начать свою деятельность в этой профессии с рядовой должности в центре социальной защиты, затем получить профильное образование.
Базовые знания по профессии социального работника можно получить в учреждениях высшего профессионального образования.
Повысить уровень своих знаний можно на семинарах, на курсах повышения квалификации.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Социальные работники имеют широкие возможности для трудоустройства, их услуги востребованы во многих организациях:
10.Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития социального работника.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно повышать свою квалификацию, осваивать новые специальности в рамках профессии либо родственные профессии: медсестра/медбрат, воспитатель школы-интерната, преподаватель. В случае выбора данного направления развития карьеры рекомендуется осваивать навыки влияния, преподавания, дополнительно познакомиться с содержанием таких профессий, как: учитель, мастер производственного обучения, психолог.
Управленческое карьерное развитие
Социальный работник с высшим базовым образованием и желанием развиваться как менеджер и управленец, со временем может стать руководителем, возглавить отдел социальной службы в системе социальной помощи. В случае выбора административного направления развития карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Предпринимательское развитие
Со временем возможно открытие негосударственного благотворительного фонда, привлечение средств частных инвесторов. В таком случае рекомендуется дополнительно осваивать профессию предпринимателя.
11. Родственные профессии
Медсестра/медбрат, воспитатель школы-интерната, преподаватель, учитель, мастер производственного обучения, психолог.
Социальная работа: история, теория, практика
1.3. Категории социальных работников
Замечено, что потребность в таком подходе возрастала в кризисные периоды, особенно во время спада экономики. А перед Первой мировой войной, во время Великой депрессии, а также в 1960-1970-е гг., когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей, потребность социальной помощи возрастала. С помощью комплексного подхода социальным работникам удавалось справиться сразу со множеством человеческих проблем. Напротив, в периоды стабилизации устанавливался консервативный политический климат, потребность в социальных службах сокращалась, социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией. Поскольку денежные средства концентрировались в частном секторе, местом появления новых методов практической работы служили добровольные общества. Таким образом, периоды консервативной политики способствовали развитию специализированного подхода к практике социальной работы, особенно к клинической практике, а периоды либерализации требовали не избирательного или элитарного, а комплексного, широкомасштабного решения социальных проблем. Например, уход с исторической сцены администрации Рейгана и Буша и приход к власти демократической администрации Клинтона, по всей видимости, ознаменовали новый поворот в развитии социальной работы.
Известно, что некоторые задачи, выполняемые социальными работниками, не требуют высшего образования, а для других необходимо не только высшее образование, но и докторантская подготовка. В связи с этим с 1970-х гг. в США действует шестиуровневая шкала квалификации. Она включает как допрофессиональный, так и профессиональный уровень и основывается на непрерывной системе обучения.
Профессия «социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.
Два класса относятся к допрофессиональной подготовке: помощник по социальной работе (диплом средней школы), специалист системы социального обслуживания (незаконченное высшее образование). Они не принимают самостоятельных решений, собирают текущую информацию, ведут прием клиентов, выполняют отдельные поручения, осуществляют уход за детьми и другие простейшие процедуры.
На профессиональном уровне выделены четыре класса: бакалавр, магистр, доктор без стажа, доктор с практическим стажем работы. Или иначе: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).
Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это алкоголизм, нарушение права собственности, плохое обращение с детьми, супружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей. Специализация по группам проблем необходима, так как она позволяет специалисту получить более глубокую подготовку.
В социальной работе специализация в зависимости от выполняемых функций подразделяется следующим образом: непосредственно практикующий работник, контролер, администратор, консультант, аналитик, исследователь.
Во всей системе социального обслуживания России в 2006 г. было занято более 532,5 тыс. человек. Сколько из них составляют социальные работники, статистика не знает. Но известно, что в 2000 г. Россия нуждалась более чем в 500 тыс. социальных работниках. Однако эти потребности были удовлетворены менее чем наполовину. Численность работников социальных служб, оказывающих помощь семье, женщинам и детям, увеличилась по сравнению с 2004 г. на 10 тыс. человек и на начало 2005 г. составила около 139 тыс. человек, в том числе 60 тыс. специалистов.
Для сравнения: в Великобритании на сегодняшний день насчитывается около 50 тыс. социальных работников при общей численности населения немногим более 50 млн человек.
К какой категории относится социальный работник занятый научным исследованием и преподаванием
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июня 2020 г. № 354н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Социальный работник».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2013 г., регистрационный № 30627).
Министр | А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 июня 2020 г. № 354н
Профессиональный стандарт
Социальный работник
I. Общие сведения
Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг ¦ 03.002 ¦
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности |
---|
3412 | Социальные работники | — | — |
---|---|---|---|
(код ОКЗ 1 ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.10 | Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания |
---|---|
87.20 | Деятельность по оказанию помощи на дому лицам с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым |
87.30 | Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 | Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 | Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.91 | Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
88.99 | Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД 2 ) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | Наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в различных формах социального обслуживания | 4 | Предоставление социально-бытовых услуг получателям социальных услуг | А/01.4 | 4 |
Предоставление социально-медицинских услуг получателям социальных услуг | А/02.4 | 4 | |||
Предоставление социально-психологических услуг получателям социальных услуг | А/03.4 | 4 | |||
Предоставление социально-педагогических услуг получателям социальных услуг | А/04.4 | 4 | |||
Предоставление социально-правовых услуг получателям социальных услуг | А/05.4 | 4 | |||
Предоставление социально-трудовых услуг получателям социальных услуг | А/06.4 | 4 | |||
Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов | А/07.4 | 4 | |||
Предоставление срочных социальных услуг получателям социальных услуг | А/08.4 | 4 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 3412 | Социальные работники |
ОКПДТР 6 | 26527 | Социальный работник |
ОКСО 7 | 5.39.01.01 | Социальный работник |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Предоставление социально-бытовых услуг получателям социальных услуг | Код | А/01.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Покупка и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, средств ухода, книг, газет, журналов за счет средств получателя социальных услуг |
---|---|
Помощь в приготовлении и приеме пищи (кормление) | |
Оплата социальных услуг, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи за счет средств получателя социальных услуг | |
Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка за счет средств получателя социальных услуг | |
Покупка топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения) за счет средств получателя социальных услуг | |
Организация помощи в проведении ремонта жилых помещений | |
Уборка жилых помещений | |
Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять уход за собой | |
Отправка почтовой корреспонденции за счет средств получателя социальных услуг | |
Обеспечение кратковременного присмотра за детьми | |
Предоставление социальных услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Взаимодействовать с различными категориями получателей социальных услуг |
Готовить пищу | |
Осуществлять эксплуатацию печи (закладку и розжиг топлива, вынос золы) | |
Выполнять санитарно-гигиенические процедуры в отношении получателей социальных услуг | |
Организовывать приобретение и доставку товаров первой необходимости (воды, продуктов, топлива, средств санитарии и гигиены, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, средств ухода, книг, газет, журналов) | |
Производить уборку жилых помещений, в том числе с помощью специальных моющих и подручных средств | |
Снимать показания счетчиков электро-, газо- и водоснабжения, заполнять квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг | |
Взаимодействовать с организациями, предоставляющими услуги населению по стирке, ремонту, химчистке вещей, уборке помещений, ремонту жилых помещений | |
Оформлять документацию по направлениям своей деятельности, в том числе в электронном виде | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Элементарные правила приготовления пищи | |
Организация и принципы ведения домашнего хозяйства | |
Правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях | |
Основы личной гигиены | |
Особенности взаимодействия с пожилыми людьми и инвалидами | |
Основы этики в социальной работе | |
Правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур | |
Другие характеристики | — |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Предоставление социально-медицинских услуг получателям социальных услуг | Код | А/02.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, проведение антропометрических измерений, контроль приема лекарственных препаратов) |
---|---|
Содействие в оказании получателю социальных услуг медицинской помощи (сопровождение в медицинские организации по направлению, взаимодействие с лечащим врачом, доставка анализов по направлению) | |
Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи | |
Оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий | |
Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни | |
Предоставление социально-медицинских услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Измерять температуру тела, артериальное давление, осуществлять контроль приема лекарственных препаратов |
Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи | |
Поддерживать здоровый образ жизни получателей социальных услуг, обучать навыкам ухода за собой, основам здорового образа жизни | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Правила ухода за получателями социальных услуг в домашних условиях | |
Правила измерения температуры тела, артериального давления, проведения антропометрических измерений (рост, вес) | |
Правила оказания первой помощи до оказания медицинской помощи | |
Основы организации здорового образа жизни, профилактики факторов риска заболеваний | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Основы этики в социальной работе | |
Другие характеристики | — |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Предоставление социально-психологических услуг получателям социальных услуг | Код | А/03.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение бесед, направленных на формирование у получателей социальных услуг позитивного эмоциального состояния, поддержания активного образа жизни |
---|---|
Содействие в получении психологической помощи (организация консультации у психолога по просьбе получателя социальных услуг) | |
Предоставление социально-психологических услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Организовывать и поддерживать беседу, формировать у получателей социальных услуг позитивное настроение |
Отслеживать изменения в поведении получателя социальных услуг | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Основы возрастной и специальной психологии | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Основы этики в социальной работе | |
Другие характеристики | — |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Предоставление социально-педагогических услуг получателям социальных услуг | Код | А/04.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Обучение членов семьи получателя социальных услуг практическим навыкам общего ухода за получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами |
---|---|
Организация помощи в обучении навыкам самообслуживания получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности | |
Помощь родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания и общения, направленным на развитие личности | |
Содействие в организации досуговой деятельности в рамках индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) получателей социальных услуг | |
Предоставление социально-педагогических услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Обеспечивать общий уход за получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами |
Обучать членов семьи, в том числе родителей детей-инвалидов, практическим навыкам общего ухода | |
Привлекать профильных специалистов для обучения получателей социальных услуг навыкам самообслуживания и общения | |
Организовывать досуговую деятельность | |
Применять технологии мотивации и формирования позитивных интересов | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Правила общего ухода за получателями социальных услуг, за гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами | |
Методики обучения навыкам самообслуживания граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. | |
Основы организации процесса эффективного взаимодействия | |
Основы здорового образа жизни и досуга | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Особенности взаимодействия с пожилыми людьми и инвалидами | |
Основы организации досуговой деятельности и социокультурной реабилитации | |
Основы этики в социальной работе | |
Другие характеристики | — |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование | Предоставление социально-правовых услуг получателям социальных услуг | Код | А/05.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Информирование получателей социальных услуг об оказываемых организацией социального обслуживания социальных услугах, в том числе предоставляемых на платной основе |
---|---|
Помощь в оформлении документов для получения получателями социальных услуг: пенсии, пособий, компенсаций, социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации | |
Помощь в подготовке документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, а также в подаче документов, в том числе с помощью, информационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети Интернет | |
Содействие в обеспечении безопасности получателей социальных услуг, вызов полиции, разъяснение получателям социальных услуг основных правил обеспечения безопасности жизнедеятельности | |
Помощь в подготовке и подаче обращений, заявлений и жалоб, в том числе с помощью электронных средств связи, на действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления в случае нарушения законных прав получателей социальных услуг | |
Оказание помощи в получении юридических услуг | |
Предоставление социально-правовых услуг определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для предоставления получателям социальных услуг государственных и муниципальных услуг, включая заполнение форм заявлений |
Оформлять документы, необходимые для оказания социальных услуг получателям социальных услуг | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Требования к оформлению документов на получение социальных услуг | |
Основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Основы этики в социальной работе | |
Другие характеристики | — |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование | Предоставление социально-трудовых услуг получателям социальных услуг | Код | А/06.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Информирование получателей социальных услуг о возможностях, которые могут быть им представлены организациями социального обслуживания и (или) службой занятости населения, по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам |
---|---|
Посредничество при обращении в службу занятости или организацию социального обслуживания по вопросам использования трудовых возможностей получателя социальных услуг и обучению его доступным профессиональным навыкам | |
Помощь в подготовке документов для регистрации в качестве безработного, подбора подходящей работы, обучения или переобучения, в том числе с помощью информационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети Интернет | |
Предоставление социально-трудовых услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения работы с порталом государственных услуг |
Оформлять основные документы, необходимые для регистрации в качестве безработного, подбора подходящей работы, обучения или переобучения | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Основные направления деятельности службы занятости населения | |
Виды социальных услуг | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Основы этики в социальной работе | |
Другие характеристики | — |
3.1.7. Трудовая функция
Наименование | Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов | Код | А/07.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Оказание содействия инвалидам (детям-инвалидам) в использовании средств ухода и технических средств реабилитации, в том числе повышающих их коммуникативные возможности |
---|---|
Содействие в проведении социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания | |
Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, определенные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Пользоваться средствами ухода и техническими средствами реабилитации, в том числе повышающими коммуникативные возможности получателей социальных услуг |
Выполнять отдельные действия по подготовке и проведению социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Базовые знания об основных технических средствах реабилитации для лиц с ограничениями жизнедеятельности различного происхождения | |
Основные социально-реабилитационные мероприятия в сфере социального обслуживания, необходимые для повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Основы этики в социальной работе | |
Другие характеристики | — |
3.1.8. Трудовая функция
Наименование | Предоставление срочных социальных услуг получателям социальных услуг | Код | А/08.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов питания получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи |
---|---|
Обеспечение предметами первой необходимости получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи | |
Предоставление срочных социальных услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации | |
Необходимые умения | Взаимодействовать с получателями социальных услуг, нуждающимися в срочном социальном обслуживании, с учетом особенностей их ситуации |
Оперативно обеспечивать получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи, горячим питанием или наборами продуктов | |
Необходимые знания | Порядок предоставления социальных услуг |
Виды социальных услуг | |
Требования к безопасности труда социального работника | |
Основы этики в социальной работе | |
Другие характеристики | — |
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», город Москва | |
---|---|
Ректор | Починок Наталья Борисовна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | АНОО ВО «Институт социального образования», город Воронеж |
---|---|
2 | ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, город Москва |
3 | Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб Российской Федерации», город Москва |
4 | Министерство социального развития Московской области, город Москва |
5 | Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников», город Москва |
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3 Статья 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724).
4 Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2015, № 29, ст. 4363).
5 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. № 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г., регистрационный № 56976), приказом Минтруда России, Минздрава России от 3 апреля 2020 г. № 187н/268н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г., регистрационный № 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. № 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г., регистрационный № 58430).
6 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
7 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Утвержден новый профессиональный стандарт социального работника. Он заменит стандарт 2013 г.
Предусмотрены предоставление бытовых, медицинских, психологических, педагогических, правовых, трудовых, срочных социальных услуг, а также услуг для повышения коммуникативного потенциала получателей.