к какой категории относится манипулятор
Под какую транспортную категорию попадает манипулятор 3 тонны или 5 тон, (спец техника, грузовая, кран)? Спасибо.
Под какую транспортную категорию попадает манипулятор 3 тонны или 5 тон, (спец техника, грузовая, кран)?
Ответы на вопрос:
Похожие вопросы
Под какую форму категории попадает манипулятор,3-5 тонны грузоподъемность (как грузовой транспорт, кран или спец техника), или другие варианты категорий?
Кран-манипулятор. Установка манипулятора весит 3,7 т., грузоподъёмность машины 10 т. Получается, чтобы пройти мне весы надо загрузить всего 5-6 т. Какие правила распространяются на краны-манипуляторы.
Машина предыдущим владельцем куплена в Японии в 2006 году, в ПТС записано грузовой-бортовой, на самом деле стоит кран-манипулятор, В 2006 году краны-манипуляторы не вписывали в ПТС. Можно ли при переоформлении собственника внести изменения в ПТС и вписать кран-манипулятор и какими должны быть мои действия?
По какой форме должен оформляться путевой лист у ИП для спец техники (автокран, манипулятор)?
У меня в собственности грузовой автомобиль до 100 л.с., в ПТС категория «В», как должны начислить транспортный налог: по категории «В» или как на грузовой автомобиль?
В ПТС написано категория «В» Грузовой фургон. Транспортный налог берут по тарифам грузовиков. Почему? Масса категории «В» до 3.5 тонн. Какая разница вожу кирпич или людей? Воздействие на дорожное покрытие до 3.5 тонн?
Нужно ли устанавливать тахограф на личном транспортном средстве если я не занимаюсь коммерческой деятельностью, у меня Камаз установлен кран-манипулятор, максимальная грузоподъёмность 18 тонн, и на какие авто есть исключения, спасибо.
Машинисту нужна особая категория для работы на манипуляторе
Кран-манипулятор является устройством, которое имеет широкий спектр применения на стройке, в порту, на складе и т. д. Он используется для погрузки-выгрузки различных грузов, отличающихся большими габаритами и тоннажем. Конечно, их вес не должен превышать возможностей грузоподъемности крана. Обычно КМУ устанавливают на шасси грузовика.
Пользоваться манипулятором можно только на дорогах, имеющих твердое покрытие.
Эксплуатировать кран необходимо в соответствии со всеми требованиями, изложенными в нормативно-технической документации.
К таковой относят:
К управлению КМУ допускаются водители, имеющие удостоверение категории С, если используется машина без прицепа. В противном случае потребуются права категории Е. Также необходимо получить соответствующий допуск к работе, который выдается после прохождения курса обучения.
Подобные агрегаты нужны во всех сферах деятельности, связанных с тяжелыми грузами. Если вы заинтересованы в том, чтобы манипулятор был в исправном состоянии, его необходимо грамотно обслуживать, что предполагает:
Сначала любая организация принимает новый кран на баланс. Когда оборудование поступает прямо от производителя, его работоспособность необходимо проверить. Для этого следует:
Как управлять КМУ
Чтобы управлять такой техникой, как кран-манипулятор, нужно знать его эксплуатационные характеристики.
Помните, что управление краном может осуществляться в строго отведенных рамках, предусмотренных его техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации.
Кто может управлять краном
Для того чтобы управлять спецтехникой, одних только водительских прав недостаточно. Чтобы вам доверили кран-манипулятор, необходимо иметь соответствующее удостоверение крановщика с указанием разряда. Работу на манипуляторе можно доверить только специалисту с правами категорий С или Е.
В соответствии с нормативными требованиями, разрешение на управление краном может быть выдано только тому, кому уже исполнилось 18 лет.
При этом крановщик должен:
Как видим, права и разрешение управлять манипулятором выдаются только высококлассным специалистам. Ведь ответственность за машину тоже полностью ложится на плечи оператора. Управлять такой техникой достаточно сложно, поэтому требуется специальная подготовка.
Водить манипулятор может как машинист, так и оператор. Но разрешение от начальства выдается только дипломированным специалистам, как и права на управление установкой. Поэтому если машинист не имеет специального образования, он не может заменить оператора.
Регистрация КМУ
Чтобы получить разрешение на свободное использование агрегата, его необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре. Манипулятор считается опасным производственным объектом (ОПО), поэтому процесс регистрации достаточно сложный и многоэтапный. В органах Ростехнадзора не нужно регистрировать следующие виды техники:
Итак, приобретенная вами модель не относится к вышеперечисленным. Значит, этот манипулятор подлежит регистрации. И первым делом ОПО должен будет пройти экспертизу промышленной безопасности.
Получение разрешения на вождение крана
Вам понадобится как минимум один стропальщик. Обучается он аналогично и в результате получает соответствующее удостоверение. Только теперь можно обращаться в Ростехнадзор для получения разрешения на управление и регистрации ОПО. Вам нужно будет предоставить следующий пакет документов:
После этого вы получаете не права, а только формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора, закрепленного за вами.
Проверка документации в канцелярии
Все документы после заполнения сдаются в канцелярию Ростехнадзора с отметкой о приеме. Служащий должен поставить штампы на копиях принимаемых документов, которые вы предоставили для получения прав:
Теперь нужно дождаться подтверждения инспектора о том, что сданные документы оформлены как положено, и разрешения на получение паспорта. Далее кран нужно будет застраховать в качестве ОПО. Страховку необходимо ежегодно обновлять.
После проведения всех процедур вам следует пригласить инспектора, чтобы запустить манипулятор в работу. Уведомление с приглашением следует выслать не позже чем за неделю до начала эксплуатации. Этого времени будет вполне достаточно для проведения всех проверок. Данное разрешение выдается на основании результатов испытаний агрегата на предприятии, где он изготовлен.
МАШИНИСТУ НУЖНА ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА МАНИПУЛЯТОРЕ
Кран-манипулятор является устройством, которое имеет широкий спектр применения на стройке, в порту, на складе и т. д. Он используется для погрузки-выгрузки различных грузов, отличающихся большими габаритами и тоннажем. Конечно, их вес не должен превышать возможностей грузоподъемности крана. Обычно КМУ устанавливают на шасси грузовика. Пользоваться манипулятором можно только на дорогах, имеющих твердое покрытие.
Эксплуатировать кран необходимо в соответствии со всеми требованиями, изложенными в нормативно-технической документации. К таковой относят:
К управлению КМУ допускаются водители, имеющие удостоверение категории С, если используется машина без прицепа. В противном случае потребуются права категории Е. Также необходимо получить соответствующий допуск к работе, который выдается после прохождения курса обучения.
Подобные агрегаты нужны во всех сферах деятельности, связанных с тяжелыми грузами. Если вы заинтересованы в том, чтобы манипулятор был в исправном состоянии, его необходимо грамотно обслуживать, что предполагает:
Сначала любая организация принимает новый кран на баланс. Когда оборудование поступает прямо от производителя, его работоспособность необходимо проверить. Для этого следует:
Как управлять КМУ
Чтобы управлять такой техникой, как кран-манипулятор, нужно знать его эксплуатационные характеристики.
Использовать рабочие жидкости, не предусмотренные в инструкции по эксплуатации, запрещено. Если такая необходимость есть, нужно получить разрешение от вышестоящего органа. Опытный оператор, имеющий права и подтверждение квалификации, знает:
При работе крана-манипулятора нужно следить за показателями приборов.
Перед использованием КМУ в холодную погоду оператор должен прогревать его с помощью холостой работы насоса и в случае обнаружения поломки – объявить транспорт временно безвыездным. Конечно, необходимо помнить, что при этом кран-манипулятор должен работать на минимальных оборотах и давлении. Прогревать машину следует в течение 15 минут.
Оператор обязан соблюдать правила хранения устройства, если на него возложена такая обязанность. Если кран-манипулятор не будет эксплуатироваться в течение трех месяцев, его следует законсервировать и поставить на хранение. Для этого существуют специальные гаражи, которые могут вмещать подобные агрегаты.
Помните, что управление краном может осуществляться в строго отведенных рамках, предусмотренных его техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации.
Кто может управлять краном
Для того чтобы управлять спецтехникой, одних только водительских прав недостаточно. Чтобы вам доверили кран-манипулятор, необходимо иметь соответствующее удостоверение крановщика с указанием разряда. Работу на манипуляторе можно доверить только специалисту с правами категорий С или Е.
В соответствии с нормативными требованиями, разрешение на управление краном может быть выдано только тому, кому уже исполнилось 18 лет. При этом крановщик должен:
Как видим, права и разрешение управлять манипулятором выдаются только высококлассным специалистам. Ведь ответственность за машину тоже полностью ложится на плечи оператора. Управлять такой техникой достаточно сложно, поэтому требуется специальная подготовка.
Водить манипулятор может как машинист, так и оператор. Но разрешение от начальства выдается только дипломированным специалистам, как и права на управление установкой. Поэтому если машинист не имеет специального образования, он не может заменить оператора.
Регистрация КМУ
Чтобы получить разрешение на свободное использование агрегата, его необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре. Манипулятор считается опасным производственным объектом (ОПО), поэтому процесс регистрации достаточно сложный и многоэтапный. В органах Ростехнадзора не нужно регистрировать следующие виды техники:
Итак, приобретенная вами модель не относится к вышеперечисленным. Значит, этот манипулятор подлежит регистрации. И первым делом ОПО должен будет пройти экспертизу промышленной безопасности.
Получение разрешения на вождение крана
Вам понадобится как минимум один стропальщик. Обучается он аналогично и в результате получает соответствующее удостоверение. Только теперь можно обращаться в Ростехнадзор для получения разрешения на управление и регистрации ОПО. Вам нужно будет предоставить следующий пакет документов:
После этого вы получаете не права, а только формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора, закрепленного за вами.
Проверка документации в канцелярии
Все документы после заполнения сдаются в канцелярию Ростехнадзора с отметкой о приеме. Служащий должен поставить штампы на копиях принимаемых документов, которые вы предоставили для получения прав:
Теперь нужно дождаться подтверждения инспектора о том, что сданные документы оформлены как положено, и разрешения на получение паспорта. Далее кран нужно будет застраховать в качестве ОПО. Страховку необходимо ежегодно обновлять.
После проведения всех процедур вам следует пригласить инспектора, чтобы запустить манипулятор в работу. Уведомление с приглашением следует выслать не позже чем за неделю до начала эксплуатации. Этого времени будет вполне достаточно для проведения всех проверок. Данное разрешение выдается на основании результатов испытаний агрегата на предприятии, где он изготовлен.
Что необходимо для получения прав на манипулятор
Самоходные краноманипуляторные установки на базе грузового автомобиля подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора. Оператор КМУ, помимо прав на управление мобильным манипулятором категории С, обязан пройти курсы по управлению грузоподъёмной техникой и получить разрешение на управление КМУ.
Постановка манипулятора на регистрационный учёт
Разрешение на эксплуатацию манипулятора как опасного производственного объекта даётся территориальным органом Гостехнадзора. Разрешение на использование краноманипуляторной техники не требуется на устройства грузоподъёмностью в пределах 1 т. В технической характеристике техустройства этот параметр равнозначен 4 т/м.
Регистрация крана-манипулятора в надзорной инстанции проводится на основании письменного заявления собственника и технического паспорта. Заявление содержит сведения:
Перерегистрация действующего крана-манипулятора проводится при передаче иному собственнику, реконструкции, переоформлении паспорта. Ответ на запрос о допуске к работе (отказе) даётся в течение календарной недели.
Разрешение на производство грузоподъёмных операций и вождение
Совмещение функций водителя и машиниста крана-манипулятора – распространённое явление. Чтобы управлять КМУ с прицепом, требуется водитель категории Е. При достаточной вместимости кузова, для вождения крана достаточно категории С.
Управление подъёмником стрелового типа разрешается персоналу, прошедшему аттестацию по специальностям крановщик, оператор КМУ.
Отсутствие в экзаменационной комиссии учебного заведения инспектора Госгортехнадзора влечёт необходимость дополнительного тестового испытания в надзорной инстанции для получения разрешения на работу.
Удостоверение содержит сведения о типах кранов-манипуляторов, на которые распространяется разрешение. Идентифицирует обладателя документа вклеенная фотокарточка.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на руках исполнителя должен быть документ:
Выучиться на оператора крана-манипулятора
Обучение на машиниста манипулятора ведётся в специализированных центрах подготовки автокрановщиков по адаптированной программе. Официальный разрешительный документ на проведение операций по погрузке учащиеся получают по прохождении сокращённого 48-и часового курса обучения.
Управлять КМУ с уверенностью оператором-машинистом 4 квалификационного разряда позволит расширенный 3-недельный курс с отработкой практических навыков управления стрелой с земли.
Занятия по подготовке претендентов на получение удостоверения на вождение краноманипуляторной техники проводятся очно и дистанционно без личного присутствия. Удалённый курс предполагает получение профессиональными водителями лекций и пособий в электронном виде.
Полный курс с получением прав на управление грузовым автомобилем и удостоверением крановщика манипулятора проходят в группе с очным посещением теоретических и практических занятий на базе класса автокрановщиков.
Сокращение длительности происходит за счёт исключения аудиторной и практической подготовки по автокрановой технике с акцентом на специфику манипулятора. Автокрановщик-профессионал для перехода на родственную (более простую по управлению) машину обязан пройти переобучение на общих основаниях по краткосрочной программе и получить разрешение на действия по подъёму грузов.
Строгости надзорных структур
Проверка владения комплексом знаний машинистом-оператором проводится ежегодно, при переводе на манипулятор иного типа. С такой же периодичностью проводится частичное освидетельствование техсредства. Полное – раз в 3 года.
Производство работ по перемещению грузов без допуска к работе влечёт штраф в размере 20 тыс. р. для частного лица. Наказание организации ужесточается в 10–15 раз (до 200–300 тыс. р.).
Видео по теме: Управление манипулятором — инструкция
Какие права нужны на манипулятор
Спецтехника широко применяется во многих сферах хозяйственной деятельности человека. Это и строительство, и перевозки, и погрузочные работы. Пожалуй, самой востребованной техникой на сегодняшний день является грузовой автомобиль с установленным на него крано-манипуляторным устройством.
Спецтехника широко применяется во многих сферах хозяйственной деятельности человека. Это и строительство, и перевозки, и погрузочные работы. Пожалуй, самой востребованной техникой на сегодняшний день является грузовой автомобиль с установленным на него крано-манипуляторным устройством.
Причины просты – такая машина отличается завидной проходимостью и грузоподъемностью, может осуществить и погрузо-разгрузочные работы, и грузоперевозки. Кроме того, установленный на шасси кран позволяет сократить расходы на аренду дополнительной техники и наем рабочей силы. Повышенный спрос на автомобили с манипулятором диктует новые требования к разрешительной документации на подобные устройства и квалификации водителей спецтехники.
Какими же знаниями должен обладать специалист, управляющий автомобилем с краном? Какие документы необходимы для эксплуатации КМУ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно изучить соответствующие инструкции.
Водитель крана-манипулятора: права какой категории потребуются?
Для управления грузовым автомобилем, масса которого превышает 3,5 тонны, требуется водительское удостоверение категории С. Стало быть, для того, чтобы выполнять обязанности просто водителя крана-манипулятора (по сути водителя грузового автомобиля), достаточно иметь права категории С.
Какими же правами наделяет водителя такое удостоверение? Водитель с правами категории С имеет право управлять средними (от 3,5 т до 7,5 т) и тяжелыми (свыше 7,5 т) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, максимальная масса которого не более 750 кг.
Но ведь кран-манипулятор предназначен, в первую очередь, для транспортировки грузов. А прицеп с максимальной массой 750 кг – как говорится «не маловато ли будет» для таких задач?
Следовательно, стоит подумать о получении прав на управление автомобилей с более мощными прицепами.
Право на управление транспортными средствами с грузовыми прицепами дает категория Е. Однако эта категория не выдается отдельно, сама по себе (прицеп на то и прицеп, что его «тащит» автомобиль, который кто-то управляет). Водительское удостоверение категории Е выдается дополнительно к имеющимся правам на управление грузовыми автомобилями.
Допустим, у вас есть водительское удостоверение категории С. Значит, для того, чтобы управлять краном-манипулятором с тяжелым прицепом, нужно получить права одной из подкатегорий Е.
И вот он – «момент истины»: вам следует получить права подкатегории СЕ, которая дает право на управление тяжелыми грузовиками с массой более 3,5 тонн, соединенными с прицепами тяжелее 750 кг.
Советы по работе на кране-манипуляторе
о том, как управлять крано-манипуляторной установкой:
Работа с грузом
Первое правило — если не знаешь массы груза, при любой длине вылета и наклоне стрелы — поднимай только ЦИЛИНДРОМ и ни в коем случае не лебедкой. Если гидравлика не берёт, то лебёдкой можешь погнуть стрелу. К примеру, на 3-х тонном КМУ лебедка может поднимать и 6 тонн, что приведет к погнутой стреле. Груз брать под 90 градусов от стрелы, то есть на уровне лап.
Перед грузом который будешь поднимать вставай как можно ближе и перпендикулярно ….На первое время закидывай одну сторону, то есть искусственно задавай крен машины в сторону поднятия груза и по ходу поворота стрелы выравнивай лапами (аутригерами). Старайся чтобы груз не мотало. А если есть кое-какое понятия о начертательной геометрии — постепенно сам поймешь принципы работы стрелой. Пример: твоя рука на согнутых поднимешь 30 кг, а на вытянутой сколько?
По-возможности, перемещай груз от места поднятия до места погрузки на минимальном расстоянии от уровня пола и над объектами (которые лучше обойти). Если это подача наверх, то лучше будет подтянуть троссом, т.к. будет видно есть крен или нет.
Про высшее мастерство
на дороге Ниссанчик стоит (конкурент) и кольца разгружает. Ловко так разгружает. Вокруг народ суетится, кольца здесь-же и укладывают в яму. На высокой лапе стоит чистенький парнишка и всем этим ловко руководит. посмотрел справа/слева, крановщика нету! ну, думаю с пультом где-то стоит — НЕТУ! и тут только я увидел: «Чистенький парнишка» стоит на лапе и управляет работой крана согнутой ногой. Происходит это так, стоит на лапе, сверху отлично видно как поднимается груз и куда его подавать, рукой держится за высокую лапу, нога которая ближе к рычагам — прямая, а другая согнута в колене под 90 градусов и он, не смотря на рычаги, двигает их носком ноги, управляя крановой установкой. Одно слово — АСС! Я попробовал, но у меня не получилось…
Про перевозку груза
Делитесь своим опытом, господа!
Какие еще документы нужны водителю для работы оператором КМУ?
Для водителя крана-манипулятора вполне логично совместить обязанности – то есть выполнять и работу оператора КМУ. Как правило, так и поступают в большинстве компаний, занимающихся оказанием услуг аренды манипуляторов.
Достаточно ли работнику имеющегося водительского удостоверения, чтобы совмещать эти две должности? Конечно, недостаточно, ведь это совершенно разные виды работ.
В этом случае водителю необходимо пройти специальный курс обучения и, после аттестации, получить удостоверение оператора КМУ.
Регистрация КМУ в органах Ростехнадзора
Для работы на автомобиле с краном-манипулятором необходимо иметь следующие бумаги:
Кран на базе грузового автомобиля необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре как опасный производственный объект (ОПО). Обратите внимание: манипулятор грузоподъемностью до 1 тонны и грузовым моментом 4 тонны, а также кран для учебных целей регистрировать не нужно.
Теперь необходимо приготовить документы для подачи в Гостехнадзор. Сначала подаем первичные бумаги.
Сдав все нужные бумаги, вы получите формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора Ростехнадзора, закрепленного за вашей организацией. Все заполненные документы подаются в канцелярию Ростехнадзор.
Когда у вас на руках будут все разрешительные документы, необходимо составить письмо в Ростехнадзор, чтобы вам выделили инспектора для пуска манипулятора в дело. О планируемом начале эксплуатации КМУ необходимо уведомить не менее чем за 5 рабочих дней. Инспектор выдает разрешение на основании проведенных испытаний на предприятии-изготовителе или же технического освидетельствования, проведенного собственником манипулятора. Перед подписанием разрешения устройство еще раз осматривается и проверяется на территории владельца, сверяются предоставленные бумаги и оценивается уровень технического обслуживания установки.
Процедуру регистрации автотехники придется повторить в случае:
ДВА В ОДНОМ
Бытует мнение, что все универсальные автомобили несовершенны, и не могут толком выполнять множество возложенных на них функций. Самый яркий пример – амфибии, которые не умеют нормально ни ездить, ни плавать. Вот и в случае с нашей машиной, на первый взгляд, кажется, что расположение на одном шасси крана-манипулятора и оборудования для работы со сменными кузовами («Мультилифт») лишь увеличивает стоимость автомобиля и уменьшает его грузоподъёмность. При работе со сменными кузовами кран-манипулятор, как правило, не нужен. И наоборот. Один из видов дорогостоящего оборудования всегда простаивает, что не есть хорошо в смысле рентабельности.
Заказчику обычно нужен либо мультилифт, либо манипулятор, и платит он за одну машину. Да и не любого водителя на такой автомобиль посадишь. Он ведь должен быть ещё и крановщиком, причём и по документам тоже. Это мнение хоть и не бесспорно, но имеет право на существование, если речь идёт о коммерческом использовании техники.
Правда, грузовики далеко не всегда используются именно для зарабатывания денег перевозками. Очень часто они обеспечивают основную деятельность предприятия. В этом случае возможность иметь в работе один автомобиль вместо двух выглядит очень привлекательно. Попробуем разобраться, так ли это, но сначала познакомимся с нашим «главным героем».
На первый взгляд, это обычный КАМАЗ-65117 с мультилифтом, и только приглядевшись, замечаешь пристроившийся за кабиной гидравлический кран-манипулятор. Как и в любой гидрофицированной машине, в нашем КАМАЗе присутствует гидробак и гидронасос, причём в одном экземпляре. Ведь одновременно мультилифт и кран не используются. Вот и первый плюс такой техники – уменьшение стоимости гидрооборудования. Наш автомобиль оснащен двигателем Euro-2 с рядным ТНВД и десятиступенчатой коробкой передач с предусмотренной заводом-изготовителем возможностью отбора мощности. Впрочем, сейчас марка коробки не имеет значения. Специалисты Московского завода опытных конструкций, занимающиеся изготовлением подобных машин, имеют право устанавливать механизм отбора мощности и на коробки ZF, не лишая владельца машины заводской гарантии.
В нашем случае, гидронасос установлен с правой стороны коробки. Насос – аксиально-поршневой, нерегулируемый, простой и надёжный. Такие ставят на автокраны. Гидросистема также проста в устройстве и обслуживании. Переключение потока масла с манипулятора на мультилифт осуществляется двухходовым краном. Система управления краном-манипулятором прямая, золотники в ней работают от рычагов, а не от хитрых кнопок с катушками, которые могут отказать в любой момент. Пультов управления у крана два – с правой и левой стороны автомобиля. А механизм смены кузовов имеет как ручное управление, так и дублирующее, из кабины. Ещё из интересного – универсальные замки, которые могут фиксировать как советский, так и европейский сменный кузов. Они, разумеется, также работают от гидравлики.
Впрочем, мы приехали не смотреть машину, а использовать её по прямому назначению. Строительство нового здания редакции силами сотрудников в самом разгаре, стройматериалы дороги, вот мы и отправились на их поиски, выпросив предварительно этот КАМАЗ якобы на тест. Если конкретно, нас интересовали железобетонные плиты. По пути на свалку интересуюсь у постоянно работающего на этом автомобиле водителя Фёдора Алексеевича его мнением как о шасси, так и об установленном на нём оборудовании. Оказывается, КАМАЗ, на котором мы едем, хотя и сравнительно новый, но универсальной машиной был не всегда. Почти год он отработал с обычной бортовой платформой, трудясь на пару с ещё одним КАМАЗом – сельскохозяйственным самосвалом в одной из фирм, занимающейся ландшафтным дизайном. Основной груз – саженцы деревьев, грунт и строительный мусор.
Таким образом, после переоборудования автомобиль заменил собой сразу три машины – автокран, бортовой автомобиль и самосвал. Кстати, это не предел. Съёмные кузова могут быть самыми разными. Бытовка, цистерна, контейнеровоз, бортовая платформа… Этот список можно дополнять бесконечно. «Все зависит от желания заказчика», – говорят на заводе. Разумеется, это преувеличение: ни законов природы, ни законов государства заводчане преодолеть не могут. Но преувеличение совсем небольшое.
Если же говорить о шасси, то Фёдор Алексеевич своей машиной доволен.
– Повезло, успели взять машину Euro-2, – говорит он. – У Камазов с двигателем Euro-3 проблемы с топливной аппаратурой возникают постоянно, а на этом я за 17 тыс. км кабину поднимал всего два раза.
Вот и свалка. Мы пробираемся к нагромождению панелей по укатанной по грунту дороге. «Хорошо, дорога нормальная, – говорит Фёдор Алексеевич. – Новые бампера, конечно, выглядят красиво, но на ухабах здорово мешают. По плохим дорогам приходится передвигаться аккуратно, на первой пониженной».
Пора разворачивать установку в боевое положение. Сделать это совсем нетрудно. Включаем отбор мощности, открываем подачу масла на крановую установку, выдвигаем аутригеры. Все подготовительные операции не занимают и пяти минут. Манипулятор готов к работе. Пытаемся достать одну из далеко лежащих от машины плит. Увы, при вылете стрелы девять с половиной метров, грузоподъёмность крановой установки всего 940 кг. Панель весит явно больше. Срабатывает ограничитель грузоподъёмности, реагирующий на давление в гидросистеме. Электромагнитный клан направляет весь поток масла на слив. Теперь груз можно только опускать. Сразу после снятия нагрузки защиту можно восстановить. Подтащить плиту волоком не позволила особенность её залегания, выдвигать стрелу на максимальный вылет в нашем случае бесполезно. Грузоподъёмность на крюке при стреле, вытянутой на 15,5 м, – всего 375 кг. В отличие от вполне приемлемых 3650, которые кран может поднять рядом с машиной.
– Что вы хотите, это не яблони, – говорит наш сопровождающий.
Выбираем плиту, что лежит поближе. На этот раз подъём проходит удачно, но плита мне не очень нравится – для фасада, видимо, не пойдёт. «Поверни направо, поверни налево», – командую Фёдору Алексеевичу. Крановая установка работает удивительно плавно – гидравлическая. Кран, конечно, монтажным не назовёшь, но для стропальщиков он вполне безопасен. А они понадобятся в любом случае. Того, что происходит в съёмном кузове-бункере, оператору не видно, и второй человек при его загрузке просто необходим.
Со свалки уезжаем несолоно хлебавши. Все панели, которые мы осмотрели за сегодняшний день, либо битые, либо замызганные. Только зря снимали бункер. Складываемся обратно. Интересно, что при подъёме гружёного кузова специалисты завода МОЗК не рекомендуют пользоваться стояночным тормозом.
«Вся нагрузка, – комментирует сопровождающий нас руководитель сервисной службы МЗОК Евгений Рожков, – при подъёме кузова идёт на заднюю ось, и при включённом «ручнике» задняя тележка перегружается. Что заметно сокращает ресурс автомобильного шасси».
Интересуюсь дополнительными возможностями крановой установки. Оказывается, имеется дополнительная гидравлическая линия для подключения навесного оборудования, есть и дополнительная пара гидрораспределителей для управления им. Так что для сбора и перевозки металлолома этот автомобиль очень даже сгодится.
Пригодится он и тем потребителям, которым по роду своей деятельности нужно транспортировать широкую номенклатуру грузов в небольших объёмах. Правильно подобранные кран-манипулятор и набор съёмных кузовов позволяют высвободить 2–3 бортовых грузовика и автокран. При этом не стоит забывать о том, что грузоподъёмность оборудованного автомобиля уменьшается на 2–2,5 т в зависимости от типа шасси и марки крана.
Что касается возможных неисправностей гидравлического оборудования, то они возникают, как правило, от перегруза (гнутся штоки гидроцилиндров), либо от применения некондиционного масла (изнашиваются гидронасосы, текут уплотнения). Самая же популярная причина поломок в настоящее время – езда со включённой коробкой отбора мощности. Гидронасос, работающий непрерывно и гоняющий масло по замкнутому кругу, быстро перегревается, разрушаются его поршни. В общем, если соблюдать правила эксплуатации, гидравлика – вещь надёжная. Нередки случаи, когда оборудование крана–манипулятора и мультилифта перекочёвывает с одного шасси на другое. Так что 600 тыс. за мультилифт и 1 200 000 руб., отданные за кран, успеют окупиться многократно.
Самый крупный недостаток оборудованных крановой установкой машин – это то, что краны-манипуляторы грузоподъёмностью свыше тонны являются «Ростехнадзорными». И для их эксплуатации необходимо назначить лицо, ответственное за технически исправное состояние, за надзор, и иметь аттестованный обслуживающий персонал. Всех этих недостатков лишены краны–манипуляторы грузоподъёмностью до тонны. Их устанавливают даже на «Газели». Но об этом – в другой раз.
Поделиться