Немалые разночтения вызывает вопрос, какая категория прав на багги требуется согласно существующему законодательству. Возникает он в связи с тем, что с понятиями «багги», «квадроцикл» и «квадрицикл» наблюдается некоторая путаница.
Строго говоря, юридического определения багги, а также государственных стандартов этих машин пока не существует. Есть лишь бытовое: «Небольшой легкий автомобиль для езды по бездорожью». Для примера: требования, например, к квадрициклу оформлены в ГОСТ Р 51815-2001. Это «четырехколесное мототранспортное средство с конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт… предназначенное для эксплуатации на дорогах общего пользования». Соответственно права на квадрицикл выдает ГИБДД.
Программа обучения
Количество часов
Дистанционно
Цена очно
Обучение
Водитель внедорожных мототранспортных средств категории «АI»
121
4000 руб.
10000 руб.
Водитель внедорожных автотранспортных средств категории «АII»
121
4000 руб.
12500 руб.
Категория прав на багги и квадроцикл
А вот квадроцикл относится уже к внедорожным мототранспортным средствам «тракторной» категории АI, и права на эту технику, а точнее – удостоверение тракториста-машиниста, получаются в Гостехнадзоре. Сложнее ситуация с багги. С одной стороны, это «легкий автомобиль», с другой – внедорожное средство передвижения. На сегодняшний момент к нему применяются правила, распространяющиеся на «тракторную» категорию AII, то есть «внедорожное автотранспортное средство максимальной массой до 3,5 тонны и числом сидячих мест, включая водительское, не более восьми».
Категория прав на багги и возрастные ограничения
По законодательству, получить права на категорию AII, предварительно пройдя курс обучения и успешно сдав экзамен в Гостехнадзоре, может человек, достигший 19-летнего возраста и имеющий автомобильные водительские права категории В плюс стаж вождения не менее года.
Категория прав на багги и обучение
Обучение на багги проходит по программе, утвержденной Министерством образования РФ по согласованию с Гостехнадзором. Называется документ «Примерная программа подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств (самоходных машин категории A)». В ходе обучения изучается материально-техническая часть, особенности технического обслуживания и ремонта, основы управления и безопасность движения, оказание доврачебной помощи. На теорию отводится 60 академических часов, на практические занятия – 18. Уроки вождения состоят из отработки навыков по маневрированию, торможению, движению задним ходом, подаче условных сигналов и т. д., то есть все как на квадроцикле.
В итоге, после прохождения итоговых экзаменов, Гостехнадзор выдает удостоверение тракториста-машиниста, в котором проставлена категория прав на багги – АII.
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Если нужны права на багги, прежде всего следует обратиться в одну из обучающих структур, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности, в том числе, на подготовку трактористов-машинистов.
Программа обучения
Количество часов
Дистанционно
Цена очно
Обучение
Водитель внедорожных мототранспортных средств категории «АI»
121
4000 руб.
10000 руб.
Водитель внедорожных автотранспортных средств категории «АII»
121
4000 руб.
12500 руб.
Права на багги и их категория
Дело в том, что этот вид техники относится к внедорожным спецсредствам и находится в ведении Государственного технического надзора, контролирующего весь тракторный парк страны. Напомним, в него входят шесть категорий от А до F, причем категория А («Самоходные транспортные средства… не предназначенные для движения по дорогам общего пользования») разбита на четыре подкатегории. Багги отнесены к АII, включающей внедорожный автотранспорт максимальной массой до 3,5 тонны и числом сидячих мест не больше восьми, включая водительское сиденье.
Права на багги: возрастные ограничения
Если нужны права на багги, то следует иметь ввиду, что управление техникой категории АII предусматривает некоторые ограничения. Первое – возрастное, допускающее к экзаменам на права только лиц, достигших 19-летнего возраста. Второе требование – наличие автомобильного водительского удостоверения с открытой категорией В и не менее чем годовым стажем.
Права на багги: обучение и экзамен
Обязательное обучение, если нужны права на багги, проходит по программе, сверстанной Министерством образования по согласованию с Гостехнадзором для категории АI. В нее входит изучение технической части машины, приемов техобслуживания и ремонта, особенностей управления, оказания первой медицинской помощи. Предусмотрены также практические занятия в условиях специально оборудованной площадке и на автодроме.
После примерно трехнедельного курса подготовки следуют экзамены в Гостехнадзоре. Проходят они по алгоритму, принятому в ГИБДД: ответы на вопросы в теоретической части и практическая проверка навыков управления багги на спецплощадке. В случае успешной сдачи экзаменов выдается удостоверение тракториста-машиниста категории AII. После чего вопрос, какие права нужны на багги и как их получить, перестает быть актуальным.
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Расскажу вам о новых категориях автомобильных прав:
Недавно получил категорию А и заодно разобрался в нюансах. Так как в одном месте информации не нашел, размещаю тут:
— категория М (Мопеды, скутеры и квадрициклы объемом до 50 куб.см) — по идее, если у вас есть В, то и М по умолчанию вы можете управлять, но я обратил внимание, что при замене и выдаче новых прав не всем ее проставляют. Оказывается, чтобы вам проставили в права М, нужно при оформлении мед справки попросить не вычеркивать категорию А! То есть отметить в справке, что вы годны к А и В (на стоимость справки и на прохождение осмотра не влияет).
— категория В теперь может быть с отметкой АТ в пункте 12, это значит что можно управлять авто только с автоматом
— В1 — самая интересная категория. Это трициклы и квадрИциклы. Важно делится на 2 подкатегории AS и MS (указывается в пункте 12). Если у вас есть трехколесный мотоцикл или квадроцикл поставленный на учете в ГАИ, то вы можете управлять данной техникой с этой категорией. Если квадроцикл стоит на учете в Гостехнадзоре (самый распространенный вариант), то нужны права тракториста-машиниста с категорией А1 (о них здесь).
Но есть очень важный момент:
Если у вас только категория В, то В1 вы получите с ограничением AS (Automotive Steering) — можно управлять транспортом с автомобильной посадкой или рулем автомобильного типа. (то есть трициклы уже отпадают и большинство квадриков тоже, и вообще тогда не очень понятно на чем с такой категорией можно ездить).
Если у вас открыта только категория А, то В1 вы получите с ограничением MS (Motorcycle Steering) — можно управлять транспортом только с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
Если у вас как у меня открыты категории А и В, то никаких отметок не будет и вы получите полноценную категорию В1.
Вот такие моменты. Ниже полный список по категориям:
А Мотоциклы А1 Легкие мотоциклы с мощностью двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью до 11кВт В Автомобили с максимальным весом, не превышающим 3,5 тонны и числом мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В1 Трициклы и квадрициклы ВЕ Автомобили категории В с прицепом, масса которого превышает 750 килограммов. С Автомобили масса которого превышает 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг С1 Автомобили с максимальным весом от 3,5 тонн до 7,5 тонн СЕ Автомобили категории С с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 тонн С1Е Автомобили категории С1 масса которых превышает 3,5 тонн, но не превышает 7.5 тонн сцепленных с прицепом, масса которого превышает 750 кг, при общей сумме не более 12 тонн D Автомобили для перевозки пассажиров, которые имеют более 8 сидячих мест, помимо места водителя, в том числе с прицепом массой до 750 кг. D1 Автомобили с количеством мест 8-16, помимо места водителя DE Автомобили категории D с прицепом массой от 750 кг до 3,5 тонн D1E Автомобили категории DE с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 12 тонн M Мопеды, скутеры и квадрициклы объемом до 50 куб.см Tm Трамваи Tb Троллейбусы
До 2013 года ездить на маломощных скутерах (до 50 куб см) в России можно было вполне легально без всяких документов. Однако подростков на мопедах на дорогах развелось так много, что в новых правилах дорожного движения появилась категория М. Теперь даже для езды на мопеде придется учиться, а за попытку сесть за руль без удостоверения светит штраф в 800 рублей.
Питбайки
Если на мопед наложили ограничения, то для катания на его младшем брате питбайке до сих пор не требуется ни водительских прав, ни каких-либо других документов. Питбайк — это спортивный мини-мотоцикл, который обычно мощнее и быстрее любого скутера. Правда, есть одно большое «но» — питбайки являются спортинвентарем и не предназначены для езды по дорогам общего пользования. Вы можете сколько угодно гонять на них по полям и пустырям или по спортивным трассам, но стоит вам выехать на питбайке в город, вас тут же оштрафуют. Причем штраф будет уже солиднее, чем в случае с мопедом — 2500 рублей.
Микрокары
В цивилизованной Европе лишение водительских прав не считается такой уж большой проблемой. Там существует специальный класс машин «Sans permis», на котором вполне легально можно передвигаться без удостоверения. Sans permis впервые появились во Франции в 1970-х годах, они представляли собой микрокары с объемом двигателя не более 50 «кубиков» и развивали скорость не более 45 км/ч. На таких автомобилях запрещено выезжать на скоростные автобаны, а вот по улицам города можно колесить вполне спокойно. Самые известные производители микрокаров — Aixam, Microcar, Ligier. Есть модели Sans permis и у известных производителей, например, малыш Renault Twizy.
А что же в России? У нас микрокары с объемом двигателя до 50 «кубиков» попадают под ту же категорию, что и мопеды — права для управления микрокарами обязательны, но можно ограничиться самой младшей категорией. Для более мощных микрокаров, таких как Renault Twizy, уже понадобится полноценная категория B.
Багги
Багги — это тоже небольшие двухместные машинки, вот только предназначаются они не для езды по городскому асфальту, а наоборот, по полному бездорожью. Водительские права для управления багги не нужны, вот только проблема заключается в том, что гонять на этих быстрых и юрких открытых машинках можно только по пересеченной местности — по полям, лесам, оврагам. Выезжать на дороги общего пользования же большая часть багги не имеют права, поскольку по документам являются не транспортным средством, а спортинвентарем.
Квадроциклы
В этом плане от багги выгодно отличается квадроцикл — это уже полноценное транспортное средство, при этом по пересеченной местности на нем можно гонять без всяких документов. А вот если вы решили кататься на квадрике по дорогам общего пользования, то удостоверение понадобится, но не категории A или B, а удостоверение тракториста-машиниста. Такие выдаются не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре, и получить их намного проще — все обучение в большинстве школ укладывается в однодневный экспресс-курс. Но и он не является обязательным, можно подготовиться и самостоятельно — главное, сдать экзамен. При этом для всех остальных категорий обучение в автошколе является обязательным элементом.
Сегвеи
Двухколесный самобалансирующий электросамокат, с которого практически невозможно упасть и который разгоняется до 40-50 км/ч, во многих странах мира уже используется как полноценный вид транспорта. На сегвее не придется стоять в пробках, а стоит он в несколько раз меньше любого автомобиля и мотоцикла.
В некоторых странах сегвей уже приравняли к мопедам, в России же пока не успели. У нас он не причислен ни к какому виду транспорта, поэтому не требует прав. Где именно должен ездить сегвей — по проезжей части или по тротуарам — законодатели пока тоже не разобрались, поэтому оба варианта допустимы.
Электровелосипеды
Еще одна альтернатива мопеду — велосипед, оснащенный электродвигателем, благодаря которому напрягаться и крутить педали становится вовсе не обязательным. Теоретически электровелосипеды с мотором до 250 Ватт относят к обычным великам или самокатам. Велики с более мощными двигателями уже попадают под категорию мопедов. Однако на практике сотрудники ГИБДД не трогают велосипедистов, если они не нарушают правил дорожного движения, поэтому получать водительские права ради электровелосипеда не обязательно.
Все о правах для багги, кроссовых мотоциклов и другой техники
Рутина толкает городского жителя на поиск новых впечатлений. Свою роль сыграла и пандемия, сделавшая вдруг привычный досуг в кинотеатрах, на стадионах и в торговых центрах опасным для здоровья, а закрытые границы изменили представление об отпуске.
Однако бизнес сориентировался довольно быстро, предложив немало способов разнообразить отдых даже в этих непростых условиях. Покатушки на снегоходах, джип-сафари по степи, трофи-рейды на внедорожниках и квадрициклах по труднопроходимым районам и многое другое — все это доступно большому количеству людей. Причем, как оказалось, чтобы получить свою порцию адреналина, вовсе не обязательно далеко отъезжать от своего города — подходящее болото найдется везде. Вот только мало кто задумывается, насколько безопасны такие развлечения.
Удостоверение тракториста-машиниста — для специальной техники
Большинство средств передвижения требуют наличия специального права на управление ими. Если это легковой автомобиль, нужно водительское удостоверение категории «В». Если с автомобилями ситуация более-менее понятна, и без прав за руль большинство не сядет, то к различной внедорожной технике водители относятся весьма легкомысленно.
Отчасти виноват в этом туристический бизнес доступных зарубежных курортов, где для того чтобы принять участие в гонках на мотовездеходе, квадрицикле или багги, не нужно иметь вообще никаких документов. В нашей же стране все несколько сложнее.
Сложностей добавляет и некоторая путаница в терминологии. Часто употребляемое слово «квадроцикл» с буквой «о» отсутствует в законодательстве, юридический язык использует только термин «квадрицикл». При этом «в обиходе» порой употребляют оба, подразумевая под квадрициклом транспортное средство с салоном и автомобильным рулем, а под квадроциклом — транспорт с мотоциклетным рулем. Или даже наоборот. Более того, путаница эта часто приводит к тому, что владелец транспорта не всегда точно понимает, что именно он приобрел. Рекомендуем сверяться с документами и уточнять, какому ГОСТ соответствует транспорт — ГОСТу по квадрициклам и мотоколяскам или ГОСТу по мотовездеходам.
Квадрициклы и мотоколяски, а также транспорт вроде того же Bajaj Qute требует обычных водительских прав. А вот для управления внедорожным транспортным средством (мотовездеходом) нужен специальный документ с названием, способным поставить в тупик, — удостоверение тракториста-машиниста. Как и у привычных нам транспортных средств, у подобной техники существуют свои категории.
Для езды на снегоходе или мотовездеходе с двигателем рабочим объемом свыше 50 кубических сантиметров или электромотором мощностью более 4 кВт требуется удостоверение категории «АI». Получают его в гостехнадзоре, пройдя обучение и сдав экзамены.
Законно участвовать в покатушках, не имея документа на право управления, можно только в двух случаях:
Проверить документы может и сотрудник гостехнадзора, и инспектор ДПС
Проверить наличие удостоверения тракториста-машиниста могут инспекторы все того же гостехнадзора. Иногда они работают в связке с сотрудниками Госавтоинспекции, которые имеют право останавливать все транспортные средства и проверять у водителей документы.
Впрочем, ДПС может поинтересоваться наличием документов и самостоятельно, если дело происходит на дороге общего пользования, — здесь необходим не только документ на право управления, обязательно также соблюдать все требования Правил дорожного движения.
Водительское удостоверение категории «А» или «А1»
Кроссовые мотоциклы — еще одна категория транспорта, которая тоже иногда попадает в руки неподготовленного водителя. По своей сути это технически сложный спортивный инвентарь, который может использоваться только в рамках соревнований. Если гонка проходит по дорогам общего пользования, то они полностью перекрываются, и появление на них других участников движения в принципе невозможно.
Такие мотоциклы не регистрируются ни в ГИБДД, ни в гостехнадзоре, поэтому на них не выдаются привычные свидетельства о регистрации и регистрационные знаки. Некоторые владельцы считают, что это дает повод пользоваться ими по своему усмотрению, не ограничивая себя какими-либо правилами. На самом деле это не так. Несмотря на то, что формально 12-я глава КоАП РФ (в ней собраны все дорожные нарушения) на такой транспорт не распространяется, в последнее время и ГИБДД, и суды пришли к мнению, что водительское удостоверение на управление им все же нужно. Если объем двигателя до 125 кубов, то достаточно прав подкатегории «А1», если больше — категории «А».
Принимая решение сесть за руль мотовездехода, снегохода, кроссового мотоцикла или другого средства передвижения, надо знать об ответственности, которая ложится на водителя.
Причем закон не проводит границы между водительским удостоверением и удостоверением тракториста-машиниста: лишат сразу и того, и другого. Иными словами, попались пьяным за рулем внедорожной техники или мотоцикла, и минимум полтора года не сможете сесть за руль автомобиля.