к какой исторической эпохе относится кинжал с медведем на рукоятке
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
История «медвежьего ножа» Самсонова
Об этом ноже упоминается едва ли не в каждой книжке об охоте, но известно о нем намного меньше.
Почему, найдете дальше в описании.
Автором дизайна «медвежьего ножа Самсонова» является известный охотник-медвежатник (проживал в С.-Петербурге) Андриевский Михаил Владимирович (1849-1903 гг.), егермейстер Высочайшего двора (великого князя Николая Николаевича младшего).
Сорт стали, использовавшийся для изготовления больших шеффилдских ножей, хорошо известен специалистам. Тогда ее именовали Cast Steel, что можно перевести как (литая) тигельная сталь, и использовали в том числе как пружинную. Сегодня этот сорт стали известен в Великобритании как EN8 или 080М40.
Его европейские наименования: С40, С45, немецкие: 1.0511, 1.1 186, американские: 1039, 1040, 1042, 1043, 1045. Речь идет о стали с содержанием углерода — 0,36-0,44%, кремния — 0,1-0,4%, марганца — 0,6-1,0 процентов. При поверхностной закалке твердость можно довести до показателя 50-55 HRC. По тем временам это были отличные характеристики. Да и сегодня профессиональные мясницкие ножи имеют такую твердость.
Свои ножи Егор Самсонов изготовлял из «английских каретных рессор» — такой же стали. Известно описание технологического процесса изготовления этой стали. «Рессорная сталь расскалялась в кузнечном горне где горел дубовый или березовый уголь. Воздух нагнетался ручными мехами. После этого раскаленные листы правились на наковальне. Затем из них слесарным способом изготавливались клинки, все делалось в ручную. После этого клинки подвергались ряду процессов: цементации, регенерации, затем закалке и отпуску и наконец старению. В канавку, проделанную в угле горна, выкладывались заготовки клинков. Сверху и снизу они засыпались катализатором и древесным углем. Это нагревалось до 900-925 градусов по Цельсию и выдерживалось в таком жаре в течение 4-5 часов. Такое время обусловлено расчетом, что углерод за 1 час проникает на 0.1 мм в сталь.
Затем загтовки охлаждались, и снова нагревались, но уже без присутствия катализатора. Этот процесс занимал 3 часа, и производился он для равномерного распределения углерода по стали. После трех часов заготовки погружались в масло. Наполовину остывшие в масле заготовки держались на воздухе до охлаждения в 300-325 градусов (синего цвета стали), после чего их окончательно охлаждали в масле. Как только заготовка полностью охлаждалась, ее нагревали до 175-150 градусов и снова давали остыть в масле. Такой процесс длился на протяжении 12 часов. После чего заготовки вытирались насухо, и уже проходили окончательную заточку».
Но насколько это точно описанный процесс, не известно, скажу лишь, что добиться такой прочности клинка как у Самсонова, так и не удалось. При современном тестировании, необходимая нагрузка для слома ножа составляет – 14 тонн.
В этом технологическом процессе нет ничего особенного. Кузнецы широко использовали для науглероживания жёлтую кровяную соль, в народе его называли «синькаль». Насыщение происходило на глубину около 0,5 мм, такой способ называли откровенной халтурой. Так как науглероженный слой быстро стачивался при работе, но какая работа у однажды наточенного до остроты бритвы медвежьего кинжала…
Настоящую тайну составляют температурные режимы закалки и отпуска. Приборов у Самсонова не было. Температуру клинка он определял по свечению стали на глаз, поэтому указанные температуры в градусах — условны.
В России клинки калили «пружинным» заколом. Конкретное температурное значение — довольно узкий диапазон температур, например, 810-830 град, (светло-вишневый оттенок красного цвета) зависит от содержания углерода в стали. Не менее важен и выбор температуры отпуска. Для получения стального изделия высокой твердости его отпуск заготовки после закалки должен был быть по возможности более низким — при температуре около 150 градусов.
Но при использовании такого отпуске невозможно получить хорошей упругости. Ее обеспечивает отпуск при температуре около 300 градусов. Однако при такой температуре резко падает вязкость стали из-за развития необратимой хрупкости. Технологи говорят о температурной, так называемой синей, по цвету нагретого до 300 град, металла, зоне хрупкости.
Разъясним эти особенности дизайна. В ноже для добывания крупных животных важны два качества: широкий клинок и ассиметричное, круто спущенное острие. Первое способствует нанесению широких «зияющих» ран (следствие которых — пневмоторакс, попросту — «слипаются» лёгкие), второе препятствует утыканию острия в костях (такое острие соскальзывает), и делает острие более прочным на излом.
Клеймо мастера — «ЕГОРЪ САМСОНОВЪ ВЪ ТУЛЪ» но может быть и другой порядок слов, начертание — в одну или две строки.
После того, как Самсонов на выставке 1898 г, получил звание почетного члена Императорского общества правильной охоты, но пяте клинка стали наносить знак общества в форме шестилучевой звезды и надпись — «Поставщикь ИМПЕРАТ. Общества охоты».
В СССР подражания «медвежьему ножу» изготовляли на Тульском оружейном заводе. Известность и дороговизна ножей Самсонова привела к тому, что сегодня их не подделывает только ленивый.
Но сейчас есть мастера, которые выпускают реплики ножа, с нанесением клейма, ведь есть большое количество желающих получить копию ножа с таким именем, что бы прикоснутся с великой историей нашей Родины.
Кинжал
Ранняя история
В доисторическом Египте кинжалы украшались как церемониальные предметы золотыми рукоятями, а позднее еще более богато с разнообразием конструкций. Один из ранних серебряных кинжалов имел клинок с центральным ребром. Традиционно некоторые военные и военно-морские офицеры имели кинжалы как символ власти, в наше время солдаты все еще имеют на вооружении боевые ножи и штыки. Медные кинжалы Минойской цивилизации были найдены на раскопках Кносса (Крит).
Одним из самых ранних предметов из выплавленного железа является кинжал, датированный до 2000 г. до н.э., найденный в хаттской королевской гробнице, датированной 2500 годом до н.э., и контекст находки показывает, что кинжал имел очень высокую ценность. Кинжал состоял из железного клинка и золотой рукояти.
Античность
Средневековье
Термин «кинжал» появляется только во времена Позднего Средневековья, отражая тот факт, что кинжал, хорошо известный в античности, практически исчез во времена Раннего Средневековья, будучи замененных саксом (рубящий нож).
Самое раннее известное изображение кинжала с перекрестием, так же называемое «барельеф Гвидо» находится в церкви Гроссмюнстер в Цюрихе (1120 год). Множество изображений полноценных кинжалов с перекрестиями найдено в Библии Моргана (1240 г.). Большинство из этих кинжалов напоминают миниатюрные ножи с гардами и навершиями аналогичными мечам этого периода. Некоторые же однако не имеют точных совпадений форм с мечами, обладая например навершиями в виде крышки, либо звездообразным навершием, так же называемые «бургундские геральдические кинжалы», или гарды и навершия с формами в виде антенны, напоминая кинжалы эпохи Халштатта. Кинжалы с перекрестиями сохранились так же во времена Возрождения.
Старо-французский термин «dague» относится к оружию 13 века, наряду с другими терминами, такими как poignal или basilard. Английский термин dagger использовался начиная с 1380 годов.
Возрождение и ранняя современность
В то же время очень богато украшенные кинжалы стали изготавливаться в Индии.
Современность
Первая Мировая война с ее позиционными сражениями в окопах вернула актуальность кинжалов. Они так же заменили сабли, носимые офицерским составом, которые оказались слишком длинными для окопов. Они носились как часть парадного мундира в знак того, что владелец нес службу на фронте. Кинжалы получили публичное признание в 20 веке как регалия униформы во время фашистской диктатуры Муссолини в Италии и Гитлера в Германии.
Возрождение кинжалов как аксессуаров костюма и военного снаряжения в Германии после Первой мировой войны дало необходимый импульс к развитию металлообрабатывающего центра в Золингене. Кинжалы в униформе использовались и другими странами, такими как Япония, но нигде не было их такого распространения как в военных и политических органах Третьего рейха и фашистской Италии.
Культурный символизм
Кинжал является неоднозначным символом. Обычно они используются в качестве знака отличия в вооруженных силах. При этом кинжал часто символизирует обман, хитрость и предательство из-за легкости скрыть его («плащ и кинжал»). Многие убийства были совершены с помощью кинжалов, в том числе Юлия Цезаря.
С другой стороны, в некоторых культурах кинжал является символом мужества и отваги в бою.
Кинжал – сердце воина
О кинжале слагали песни и стихи, его упоминали в пословицах и народных сказаниях.
Без кинжала кавказец чувствовал себя голым и беззащитным, буквально теряющим основу основ под ногами.
Считалось, что кинжал олицетворяет дух мужчины.
Ему приписывали магические, целебные и совершенно невероятные свойства, наделяли его душой.
Обнаженный ради победы над врагом, восстановления справедливости, защиты родины, спасения слабого или кровной мести, кинжал олицетворял свет и могущество
народа.
Казаки. Иностранная гравюра, XIX век.
Кавказские кинжалы имели характерные черты. Поверхность прямого двухлезвийного клинка разделялась долами, число которых с каждой стороны могло доходить до четырех и даже до шести. Долы облегчали вес клинка, увеличивали его прочность и одновременно служили неким декоративным элементом.
Некоторые мастера украшали их серебряной всечкой, писали на них слова молитв, пожелания владельцу, ставили свою подпись или имя хозяина кинжала.
К концу XIX века наибольшее распространение на Кавказе получил простой прямой клинок от 45 до 50 см — классическое «золотое» сечение, когда размер кинжала целиком (клинка с рукоятью) равен размеру локтя (плеча). В этом есть мудрая народная эргономика. И это классика, все остальное — бесконечные, но не менее интересные вариации.
Так, если классические черкесские кинжалы можно охарактеризовать строгой геометрией, шестигранной пятой, ромбическим сечением и средним размером (общая длина в ножнах до
50 см), то кинжалы дагестанские — это небольшие, изящные, узкие и легкие клинки, достигающие в длину 36–40 см.
Читайте материал «Женский взгляд на нож»
Что касается тифлисских кинжалов, то они настолько разнообразны, что выделить какой-то единый стиль практически невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что многие тифлисские мастера были «отходниками» — переселенцами из других районов Кавказа, и изготавливали клинки по образу и подобию своих национальных кинжалов.
А во-вторых, в Тифлисе отоваривались не только отдельные покупатели, но и целые группы русских офицеров или казачьих частей. А для таких заказчиков создавались кинжалы с совершенно особенной отделкой и геометрией клинка.
УМРИ ЗЛОДЕЙ ОТ РУКИ МОЕЙ!
Еще чаще встречалась другая надпись: «Я кинжал, хозяину защита, врагу смерть» Впоследствии именно эти слова на свои клинки ставили тифлисские мастера, знающие, что` пользуется большим спросом у заезжих русских офицеров.
ВЕЧНО ВООРУЖЕН
Военный историк Г.Н. Прозри-телев выделил два вида черкесских кинжалов: небольшой узкий кабардинский и широкий шапсугский, от которого рана была наиболее опасной. На самом деле видов черкесского кинжала было гораздо больше, но не будем привередливы.
Отделка рукояти кавказского кинжала. Вид сбоку. Фото автора.
Роскошно отделанный кинжал был непременной принадлежностью черкесского костюма и вызывал естественную зависть у казаков и линейных офицеров.
«Молодые люди нарезали своими большими кинжалами мясо и бросали его в котел; они вместо ножа пользуются кинжалом», — писал в своих воспоминаниях немецкий ботаник Карл Кох, путешествующий по Кавказу в 1837–1838 гг.
МАСТЕРСТВО И ТРАДИЦИИ
В конце XIX века знаменитые дагестанские «кинжальные» мастера часто уходили на заработки в крупные населенные пункты Закавказья, Северо-Западного и Центрального Кавказа, и там «подстраивали» свои умения под вкусы и традиции местного населения. В результате для дагестанских кинжалов характерно много форм, клейм, видов закалки и отделки.
Амузгинско-кубачинские кинжалы отличались особым орнаментом. Клинки изготовлялись в Амузги и других селениях Дагестана, а уже для отделки отправлялись в Кубачи. Кубачинцы были высококлассными отделочниками, изумительными мастерами по серебру. Их работы — истинное украшение многих музеев мира.
По размерам амузгинские кинжалы были либо небольшими, легкими и изящными, либо крупными, с массивными клинками длиной до 48 см. На многих клинках, как правило лишенных каких-либо украшений, над долами арабской вязью были выгравированы надписи на даргинском, лезгинском, аварском, осетинском, или на турецком языке.
Казак на псовой охоте. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ
До сих пор из дальних районов Дагестана всплывает на антикварном рынке России и зарубежья до десяти оригинальных кинжалов в год. Само селение Амузги давным-давно разрушено неумолимым временем, а его знаменитые клинки еще живут.
В изготовлении кинжалов немало было занято и лакских мастеров, — как клиночников, так и серебреников. Они также работали по всему Кавказу, чаще всего в больших городах. Как водится, мастера подстраивались под вкусы местных покупателей, поэтому среди их изделий практически не встречаются большие дагестанские клинки.
Лакские кинжалы преимущественно невелики, с ножнами, богато украшенными гравировкой, чернью и позолотой. Иногда поверхность клинков окрашивалась в черный цвет, но такие кинжалы — большая редкость.
На свободной от долов части клинка обычно выбивалось имя мастера. Сами долы покрывались травлением, растительным орнаментом или зигзагами, имитирующими рисунок сварочной стали.
Читайте материал «Тайна якутского ножа»
На некоторых клинках вдоль дола или ребра делались арабские надписи, содержащие выдержки из сур Корана, дату изготовления по Хиджре или имя мастера. Примечательно, что на многих клинках можно встретить вытравленные изображения двуглавого орла, царского вензеля или рисунки с растительным орнаментом в русском стиле, а также имена мастеров, выбитые штампом на русском языке.
О тифлисских кинжалах трудно говорить, как о каком-то отдельном стиле. Скорее, речь может идти о смешении всех направлений рисунка, дизайна, методов украшения и декорирования в одном общем котле, из которого черпали свое вдохновение тифлисские мастера.
Кинжал грузинский, цельносеребряный. Фото автора.
Кинжалы выковывались из сварочной стали, с широкими или узкими долами (или ребром), с узором дамаска или орнаментом в долах; длина могла варьироваться от 35 до 60 см. Рукояти были самой разнообразной формы, из кости, рога, серебра, железа, дерева. Прибор и рукояти или богато украшались, или не украшались совсем.
Клинки других грузинских кинжалов имеют существенные отличия и характерные особенности. Обычно они небольшие, узкие, с ребром по центру или с одним долом.
Мингрельские кинжалы характеризуются узким ромбовидным клинком. На каждой стороне клинка четыре плоскости, грани которых составляют крест святой равноапостольной Нины (напомню: крест святой Нины был сделан из двух изогнутых веточек виноградной лозы и связан волосами святой).
Кинжалы зугдидские и сухумские отличаются простым массивным ромбовидным клинком и смещенным прямым долом. Они богато украшены серебром и золотом с использованием техники филиграни и зерни.
Для гурийских клинков характерны либо квадратные рукояти, как у кинжалов Черноморского казачьего войска (ЧКВ), либо круглые, на манер ранних тифлисских.
В кутаисских кинжалах на ножнах повсеместно используется ложная зернь в крупных декоративных элементах: змейки, зигзаги или иной геометрический орнамент.
Клинок с игольчатым кончиком, предназначенным для раздвигания колец кольчуги.Фото автора.
Я видел несколько армянских клинков, и самые интересные из них украшены всечкой золота и серебра или латунью вдоль долов. Всечка сделана необычным способом. Вся плоскость клинка просекалась тоненькой решеткой, в поверхность вбивалась проволока, создающая примитивный рисунок: животные, растения, геометрические фигуры.
Считается, что клинки армянских кинжалов крупные и тяжелые, длина от 40 до 62 см, вес от 325 до 900 г. Иногда поверхность клинка украшена вытравленным узором. Обе голомени почти параллельны и резко сужаются к острию на последней трети длины клинка, сам кончик игольчатый — для раздвигания колец кольчуги.
С правой стороны выбивались фигурные клейма, внутри которого арабскими буквами выбивалось имя мастера. Клинки украшались местным орнаментом и картушами, арабскими надписями (пожелание победы в бою, смерти врага, обещание помощи владельцу кинжала) или монограммой хозяина.
Легенды повествуют нам о старинных чеченских кинжалах, которые перерубали любую сталь, протыкали самую прочную кольчугу и были способны рассечь пополам всадника вместе с конем. Разумеется, это поэтическое преувеличение, однако вспомним, что чеченские кинжалы были знамениты и среди наших казаков. Как там они пели?
Традиционно чеченские кинжалы подразделялись на два типа: вороненые и полированные до зеркального блеска. До XX века они были большими и напоминали по форме и размерам римские мечи.
Благодарю всех уважаемых читателей, поправивших в своих комментах ляпы, вольно или невольно допущенные мной. Это касается в первую очередь всех франкоговорящих (мэнгош), а также тех, кто прояснил суть дела с дагой спрингклинге. Спасибо Вам, такая конструктивная критика всегда приветствуется!
Итак, продолжим про КИНЖАЛЫ. Для начала предлагаю полюбоваться на современный стилет авторской работы Г. Соколова под названием Лоренцо ( видимо в честь Лоренцо Медичи Великолепного).
Отрывок из книги издательства Центрполиграф «Рыцарь и его оружие», автор Эварт Окшотт (Ewart Oakeshott «A knight and his weapons & A knight and his armor»). Думаю Эварта Окшотта представлять не надо, он давно известен как большой специалист по истории Средневековья и по оружию в частности.
у кинжалов другого типа лезвие было похоже на лезвие ножа. Один край лезвия закруглялся к концу, а второй — тупой.
До XIV века кинжал редко входил в комплект рыцарского вооружения. Хотя мы читаем, что рыцари применяли кинжалы — и иногда в старинных рукописях встречаются иллюстрации, на которых изображены рыцари, дерущиеся кинжалом, — все же только после 1290 года мы видим, как они носят кинжалы. Где они держали кинжалы до этого — полнейшая загадка. Но начиная с 1300 года мы на иллюстрациях часто видим, что кинжал висит на поясе у правого бедра.
Ранние образцы кинжалов (приблизительно с 1000 по 1150 год) по большей части похожи на обычные ножи; их на латинском языке называли «cultellus», откуда происходит английское слово «кортик» (cutlass). Мы знаем, что слово это обозначало кинжал, так как есть соответствующий пункт в статуте, составленном в царствование короля Шотландии Вильгельма Льва (1165—1214). Нам редко приходится встречать современные изображения старых кинжалов, а те кинжалы, что сохранились до наших дней, немногочисленны и находятся в плачевном состоянии. Но по тому, что осталось, можно с уверенностью сказать, что это были, по сути, ножи, похожие на наши современные кухонные ножи.
Приблизительно с 1325 года до самого конца Средних веков было три основных типа кинжалов, каждый же из этих типов выступал в бесконечных вариациях. Существовал базилард, часто носимый с гражданской одеждой, хотя иногда его носили и с доспехами. Клинок был обоюдоострый, имел вид заостренного конуса, обычно очень широкого, хотя бывали и узкие образцы. Такой тип кинжала использовался в конце XIII века.
Был весьма популярен в течение всего XIV столетия и стал реже встречаться только в XV веке.
Доли почковидной гарды уменьшаются в размерах, пока не превращаются наконец в короткую дугу, разделяющую ручку и клинок. В Шотландии почковидный кинжал превратился в свою типично шотландскую разновидность, а потом в хорошо известный дирк.
Воинские кинжалы отличались тем, что на их рукоятках гарда и головка были выполнены в форме парных дисков, расположенных по обе стороны ручки. Некоторые кинжалы такого типа имели в длину двадцать дюймов и больше, приближаясь по размеру к коротким мечам. Клинок обычно был узким и заточенным с одной стороны.
В течение всего Средневековья мы встречаем кинжалы с простыми головками и крестовидными гардами, которые изготовлялись точно так же, как у мечей. В конструкции кинжалов наблюдается большое разнообразие, но в период между 1360 и 1410 годами в моде были кинжалы с коротким лезвием, длинной рукояткой, дисковидной головкой и короткой крестовидной гардой.»
КИНЖАЛ (нем.: der Dolch, англ.: Dagger, фр.: Poignard)
«Вероятно, первыми кинжалами были острия копий пещерных людей, сделанные преимущественно из камня или кости и помещавшиеся в кулаке. Освоение человеком меди и бронзы, не изменило техники, при которой рукоять и клинок изготавливались из цельного куска материала.
Длина клинка кинжалов доходит до 30 см, а в исключительных случаях и до 40.
Кинжал является укороченной версией меча и тем самым его предшественником.
Кинжалы бывают самых различных форм, как что касается рукояти, так и что касается клинка. Но у всех у них хотя бы в зачаточном виде присутствует такой элемент как крестовина, даже если она покрыта бесполезными орнаментами (как, например, у декоративных кинжалов). С давних пор кинжал является классическим символом людей, торговавших своим военным искусством и в связи с этим зачастую носивших свои богато украшенные кинжалы в очевидно также украшенных ременных ножнах.
Помимо всего прочего кинжалы можно еще и метать.
Их очень легко носить с собой, благодаря незначительному весу; да и вряд ли кинжал может помешать хоть в какой-либо деятельности своему хозяину.
Будучи столь популярным кинжал рассматривался как символ статуса и мужественности.
Далее представлены наиболее популярные в позднем средневековье формы кинжалов:
Наиболее известным в позднем Средневековье (а также наиболее часто упоминаемым в комментах к «Обзору ХО КИНЖАЛЫ(4)») кинжалом являлся Нирендольх (кинжал с «почками», «почечный» кинжал). На рукояти этого обоюдоострого или четырехгранного кинжала располагались два клубневидных нароста, которые и дали ему такое название, по крайней мере, в немецкоговорящих странах.
В англосаксонском пространстве он назывался Ballock-Dagger, что переводится как кинжал с «яйцами». Это более меткое название появилось из-за способа, каким его носили в 14-15 веке, а именно: вертикально, на животе, так, что ножны располагались как раз между ног, а рукоять с обеими «картофелинами» «вставала».
Воистину, вряд ли можно найти более откровенный и более характерный фаллический символ!
Шайбендольх, он же рондель (кинжал с шайбами). Эта разновидность кинжалов, появившаяся в XIV веке, получила свое название благодаря двум железным дискам, укрепленным по оба конца рукояти для защиты руки.
Такие кинжалы рыцари носили в украшенных ножнах. Шайбендольх пережил все моды XIV-XV веков и остался в своей первоначальной форме.
Клинок у этой разновидности кинжала может быть разной формы: начиная с колющего четырехгранника и заканчивая ассиметричным, обоюдоострым ножом. Кинжал с четырехгранным клинком назывался Misericordia (лат. – Милосердие), так как зачастую его использовали для «избавления» от страданий поверженных в бою рыцарей. Естественно, в схватке с еще здоровым рыцарем этот кинжал тоже был весьма полезен.
Орендольх (англ.: Eardagger, фр.: Oreillepoignard; кинжал с «ушками», «ушастый» кинжал). Назван так не потому, что его носили за ухом или ковырялись в ухе и даже не потому, что им отрезали уши (хотя последнее вполне вероятно происходило). Название свое он получил благодаря двум характерного вида пластинкам, прикрепленным к рукояти вместо навершия.
А вот ещё про стилеты:
Узость и острота клинка стилета позволяла ему запросто проходить сквозь кольца кольчуги, через сочленения в доспехах рыцаря или между чешуй панцыря, нанося тяжёлые ранения или прекращая мучения соперника.
Из-за небольших размеров стилета он был достаточно популярен у наемных убийц и заговорщиков, поскольку его было легко спрятать в складках одежды, причем как мужчине, так и женщине. Благодаря стилету просто и бесшумно «решались проблемы» в борьбе за власть, наследство, и одним махом распутывались любовные интриги.
Но тайное вооружение приветствовалось не всегда и не везде. В эпоху средневековья в некоторых городах с самостоятельной формой управления (в частности, там, где существовало магдебурское право) ношение стилетов было официально запрещено.
В ХХ веке стилет трансформировался в банальную уголовную «заточку» из куска арматуры.
Кому хотца ещё информации про стилеты, идём сюда
Дальше ещё немного текстов по теме из инета.
Пробивная способность кинжала
Кинжал, как меньшая разновидность меча, в принципе, имеет ту же пробивающую способность, за исключением тех случаев, когда удару требуется большая инерция. Поэтому никто и никогда не пробовал рубить кинжалом доспехи. Кинжал всегда имел форму, удобную для укола.
А вот и ВОПРОС, кто может рассказать зачем в эти индийские бронебойные кинжалы вставлена дробь?
Этого обычно достаточно для кольчужного или пластинчатого (из пластин на основе) доспеха, и даже полный пластинчатый доспех не всегда успешно противостоит граненому кинжалу. Естественно, что для этого кинжал должен иметь массивное лезвие с центральным ребром, сильно заостренное на конце.
Таким образом, кинжал никак не менее меча способен пробивать большинство доспехов сильным колющим ударом. Однако, для этого еще важна и форма эфеса.
Для хорошего пропарывающего удара рука должна быть хорошо зафиксирована. Кавказские кинжалы, не встречавшие ничего мощнее кольчуги, имеют почти символическое навершие и гарду. Но уже индийские S-образные бронебойные кинжалы имеют навершие и гарду в форме сильно вытянутого в стороны перекрестия, намертво фиксирующего руку.
а кинжал, именуемый оружиеведами прошлого века то рондель, то кинжал с шайбой ( буквально переведенное нем. Scheibendolch ) зажимает кулак между двумя широкими дисками по обе стороны рукояти.
Стальные клинки этих кинжалов имеют лезвия, параллельные друг другу, которые к острию резко сужаются. Для усиления боевых качеств клинков их отковывают с выступающей средней частью или с ребрами жесткости, а для облегчения веса вдоль ребер делают долы.
Рукояти кинжала имеют расширенное основание, удлиненную головку, узкий черен, они изготовляются из кости или рога, цельными или составными, а их загвоздки, шляпки, прокладки под шляпками и другие накладные детали делаются из металла. Нередко рукоять оковывается металлом целиком. На оборотной стороне ножен обычно имеется гнездо для подкинжального ножичка. Металлический прибор, как правило, состоит из устья, обоймицы и наконечника. Иногда ножны сплошь оковываются металлом.
Изогнутый кинжал отличается от прямого только тем, что конец его клинка изогнут. Соответственно с этим устроены и ножны. Однако изогнутые кинжалы распространены на Кавказе в значительно меньшей степени, чем прямые.
Все кинжалы кавказских народностей имеют некоторые весьма характерные различия в форме клинков, долов, рукоятей, отдельных деталей прибора. Для определения национальной принадлежности кинжала более важным является украшение или орнаментация и способ её исполнения.»
Дальше статья про бебуты в Росийской армии.
Клинок стальной, незначительной кривизны, с двумя узкими долами, двулезвийный. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья, расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка, на котором кинжал подвешивался к поясному ремню, и наконечника, заканчивающегося шариком. Первые партии кинжалов имели металлический прибор на ножнах рукояти из белого металла, затем он был заменен желтым медным прибором. Длина общая до 600 мм, длина клинка около 440 мм, ширина клинка 35 мм, масса до 750 г.
В 1908 г. был принят на вооружение нижних чинов пулеметных команд. В 1909 г. заменил шашки у всех нижних чинов артиллерийских войск, кроме конной и конно-горной артиллерии, а также кроме фельдфебелей и фейерверкеров в полевой пешей, горной и парковой артиллерии и трубачей в управлениях пешей артиллерии. В 1910 г. вновь заменен шашками у нижних чинов жандармов. В этом же году принят на вооружение нижних чинов конных разведчиков пехотных полков. Применялся до конца этого периода.
Во время Первой мировой войны у нижних чинов пулеметных команд состоял на вооружении также кинжал с прямым двулезвийным клинком ромбического сечения. Общая длина его достигала 600 мм, длина клинка около 440 мм, ширина клинка 33 мм, масса около 700 г. «
Индийский кривой кинжал. Название переводится как «скорпионье жало». Клинок двулезвийный, двояковыгнутый, по форме напоминает буйволиный рог, длиной до 25 см. Рукоять кастетного типа, обычно в виде стальной петли, обеспечивает надежный хват. Так сказать младший родич катара.
Ленинград им оказался не по-зубам, а хозяин этого преждевременного подарочка скорее всего обильно удобрил собой нашу землю.
А тут все картинки из всех частей поста про кинжалы.