к какой группе принципов относится международный принцип уважения прав человека

Принцип уважения прав человека и основных свобод

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.

В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».

С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизация нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека отражена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Отмеченная обязанность носит всеобщий характер, т. е. права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имп-лементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государства в сфере национального законодательства. Анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.

Источник

15. ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

15. ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.

В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека. в равноправие мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации предусматривается сотрудничество между государствами «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех». В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».

С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизация нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека отражена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Отмеченная обязанность носит всеобщий характер, т. е. права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имп-лементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государства в сфере национального законодательства. Анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 434. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней.

Вопрос 434. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого

Вопрос 436. Право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Вопрос 436. Право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Одной из самых важных по значению статей Конвенции, без сомнения, следует признать ст. 6 Конвенции, гарантирующей каждому человеку право на справедливое

9. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

9. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Данное направление прокурорского надзора нацелено на соблюдение норм Конституции РФ и действующего законодательства. Специфика этого направления непосредственно определяется специфическими особенностями

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными

Понятие и принципы правового статуса личности в РФ. Классификация основных прав и свобод человека

Понятие и принципы правового статуса личности в РФ. Классификация основных прав и свобод человека Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение личности в обществе.Основы правового статуса личности включают в себя:? принципы основ

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80). Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод посредством законодательной деятельности.

§ 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина

§ 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V–IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон,

120. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

120. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его

СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

67. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

67. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Права человека – это те права, которые являются существенными для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как

104. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина

104. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:1) личные;2) политические;3) социальные, культурные, экономические.Личные права включают: право на жизнь,право на свободу и личную

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS № 005

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS № 005 Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,принимая во внимание Всеобщую

Источник

Принципы права прав человека.

Все принципы права прав человека можно разделить на две катего­рии: общие принципы международного права, применимые к праву прав человека, и специальные принципы в области прав человека.

К первой категории относятся: принцип равноправия и самоопре­деления народов (наций); принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, принцип справедливости.

К специальным принципам права прав человека относятся принципы универсальности, недискриминации, защиты и применения специаль­ных мер, должной распорядительности, ответственности за нарушение прав и свобод человека.

Универсальность проявляется также во временной и пространствен­ной сферах действия международных договоров по правам человека. Все международные соглашения в этой области — бессрочные, за исклю­чением Конвенции о предотвращении преступления геноцида и нака­зании за него 1948 г. и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. В ряде из них отсутствуют статьи о денонсации (Пакты о правах человека). Договоры в области прав че­ловека при их нарушении характеризуются отсутствием принципа вза­имности, применяемого в праве международных договоров.

Говоря о пространственной сфере действия международных соглаше­ний по правам человека, следует обратиться к их содержанию, поскольку конвенционная трактовка указанного вопроса не отличается единообра­зием. Так, в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. предус­матривается, что «каждое участвующее. в Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте». Европейская конвен­ция предоставляет право обращаться в Европейский суд по правам че­ловека с жалобой на нарушения государством — участником положений Конвенций как физическим лицам, так инеправительственным организациям (т. е. юридиче­ским лицам) и группам частных лиц.Рассматриваемый принцип получил закрепление и в Итоговом до­кументе Всемирной конференции по правам человека 1993 г.

2. Принципнедискриминации, нашедший отражение в качестве одной из целей ООН в ее Уставе означает, что каждый человек обладает правами и сво­бодами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения Дан­ная трактовка принципа недискриминации была воспринята Пактами о правах человека 1966 г. и получила закрепление во всех конвен­циях универсального и регионального характера и иных международных документах по правам человека, принятых в рамках МОТ, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и Европейского Союза.

В Декларации тысячелетия ООН принцип недискриминации был признан в качестве обязательства государств в третьем тысячелетии и дана его новая трактовка в контексте терпимости, объявленной фунда­ментальной ценностью XXI в. В Декларации провозглашается, что при всем многообразии культур, религий и языков люди должны уважать друг друга.

3. Принцип защиты и применения специальных мер означает обеспече­ние позитивного, реального равенства мужчин и женщин, равной воз­можности осуществления прав человека. Этот принцип осуществляется путем предоставления определенных привилегий уязвимым категориям индивидов, которые в силу естественных или иных причин лишены условий для достижения реального равенства по отношению к другим категориям индивидов.

Впервые на универсальном уровне принцип защиты и специаль­ных мер в отношении женщин был провозглашен во Всеобщей декла­рации прав человека, в которой подчеркнуто, что «материнство и мла­денчество дают право на особое попечение и помощь». Дальнейшее развитие получил в Пакте об экономических, со­циальных и культурных правах 1966 г., в котором отмечается необходи­мость особой охраны матерей «в течение разумного периода до и после родов». И, наконец, Конвенция о ликвидации всех форм дискримина­ции в отношении женщин 1979 г. окончательно закрепила данный прин­цип, провозгласив, что принятые государствами-участниками временные специальные меры, направленные на охрану материнства, не считают­ся дискриминационными.

4. Принцип должной распорядительности является критерием соблюде­ния государствами существующих стандартов по правам человека. В меж­дународном праве он имеет давнюю историю. ис­пользовался в делеAlabamaClaims, а также в других арбитражных решениях, касающихся ответственности государства за необеспечение защиты в случае причинения ущерба иностранцам и их собственности со стороны частных лиц. Этими решениями была создана норма, соглас­но которой государство по международному праву обязано действовать с должной распорядительностью, чтобы предупреждать и расследовать данные правонарушения независимо от того, совершаются они частны­ми или государственными субъектами, наказывать за такие акты и обе­спечивать средства правовой защиты.

Таким образом, принцип должной распорядительности призван обе­спечить выполнение государствами принятых на себя обязательств пред­принимать соответствующие меры для практической реализации прав, закрепленных в конвенциях по правам человека.

5. Первоначально содержание принципа ответственности за нарушение прав и свобод человека выражалось в закреплении юрисдикции государ­ства в отношении лиц, нарушавших основные права и свободы человека на его территории. Ответственность за грубые и систематические нарушения прав че­ловека носит иной характер, т.ктакие деяния квалифицируют­ся как международные преступления. В Конвенции о предотвраще­нии преступления геноцида и наказания за него и в Конвенции о предотвращении преступления апартеида и наказания за него установлена альтернативная юрисдикция в отношении лиц, совершив­ших такие преступления: либо компетентного суда государства, на тер­ритории которого совершено преступление, либо международного уго­ловного суда.

Юрисдикция Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио распространялась на лиц, со­вершивших военные преступления и преступления против человечно­сти в период Второй мировой войны.

По мере признания государствами приоритетности международной защиты прав человека перед национальными формами защиты стали соз­даваться международные трибуналы adhoc для привлечения к уголов­ной ответственности лиц, совершивших международные преступления в области прав человека в отдельных регионах. Так, были созданы Международные трибуналыпо Югославии и Руанде. В 2002 г. меж­ду Правительством Сьерра-Леоне и ООН было заключено соглашение о создании Специального суда по Сьерра-Леоне, юрисдикция которого распространяется на преступления против человечности, а также пре­ступления по национальному законодательству, связанные с грубейши­ми нарушениями прав человека.

Значительным достижением международного сообщества в деле при­влечения к ответственности лиц, совершивших преступления геноци­да, преступления против человечности, а также военные преступления, является принятие в 1998 г. Статута (МУС), в соответствии с которым было создано универсальное между­народное судебное учреждение, действующее на постоянной основе.

Кроме того, значительно расширилось содержание принципа ответ­ственности за нарушения прав и свобод человека: наряду с уголовной ответственностью физических лиц предусматривалась международно-правовая ответственность государств, содействующих совершению та­ких преступлений. Так, начиная с 1977 г. Советом Безопасности ООН стали приниматься резолюции о применении санкций в отношении го­сударств, осуществляющих политику апартеида (с 1977 г. против Южной Африки ), а также этнические чистки и политику геноцида в период во­оруженных конфликтов (в отношении Ирака, Гаити, бывшей Югосла­вии, Руанды, Сомали, Судана, Сьерра-Леоне).

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1532 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Принципы прав человека

Понятие принципов прав человека

Понятие «принцип» может быть рассмотрено с логической, философской, юридической позиции.

В философии принцип определяется, во-первых, как непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которых может быть какая-то основная мысль, идея, служащая для построения теории, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности. В целом же под принципом понимают основное начало, определенную методологическую или нормативную установку, правило и постулат.

Современная юридическая наука исходит из понимания принципа права как основного, исходного начала, положения, идеи, которые выражают сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, пронизывают все правовые нормы, играют роль жизненной силы, обеспечивая единство и согласованность всех элементов правовой системы.

Основными общими признаками принципов права являются абстрактность, высшая степень обобщенности, фундаментальность, универсальность, системность, стабильность, устойчивость, объективный характер и независимость от произвольного усмотрения законодателя.

Принципы права могут закрепляться в различных его источниках или выражаться в устойчивой юридической практике. Их назначением является создание внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также непосредственное регулирование общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости. Общеобязательность принципов права проявляется в том, что не только государственное управление должно строиться в четком соответствии с их предписаниями, но и деятельность всех лиц должна быть основана на их требованиях. Уровень реализации требований правовых принципов в повседневной жизни является индикатором гармоничного взаимодействия государства и личности.

Наиболее ярко это взаимодействие проявляется в принципах прав человека, определяющих ценностные приоритеты в пользу индивида, его свободного развития. Принципы прав человека представляют собой идеи о сущности и социальном назначении прав и свобод человека, выступающие в качестве целей и ориентиров для их фактической реализации.

Как самостоятельный, независимый и неотъемлемый институт демократического правового государства права и свободы человека составляют основу юридического статуса личности в ее взаимоотношениях с органами публичной власти. Только они позволяют человеку противостоять незаконному вмешательству государства в частную жизнь и предъявлять к нему требования о выполнении обязательств по их признанию, соблюдению и защите.

Принципы прав человека в их единстве и внутренней согласованности являются компонентами единой системы, направленной на достижение общей цели по обеспечению основных прав и свобод. В изоляции друг от друга их действие по достижению данной цели затруднительно. Поэтому практическое осуществление принципов прав человека зависит не только от собственного содержания, но и от эффективности взаимодействия с другими элементами системы.

Принципы прав человека действуют во всех отраслях права. Отраслевые и межотраслевые принципы, конкретизируя содержание принципов прав человека в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, производны от этих принципов, представляя собой проявление общего в особенном. В этой связи принципы прав человека вполне обоснованно могут быть включены в любую систему отраслевых или межотраслевых принципов как подсистема «первого порядка».

В основе всей системы принципов прав человека лежат такие понятия, как «справедливость», «законность», «гуманизм», «социальная свобода», «солидарность», «толерантность» и др.

В справедливости находит отражение имманентно присущее праву начало «соразмерности», «пропорциональности», «юридической меры». Этим критериям справедливости должно соответствовать не только поведение всех участников общественных отношений как объект правового регулирования, но и сами нормы правовых актов, регулирующие эти отношения. Идеи справедливости, воплощаясь в правосознании законодателя, правоприменителя, гражданина, впоследствии выражаются в действующем законодательстве, практике его применения, в правомерном поведении субъектов правоотношений. Справедливость выступает критерием, посредством которого оцениваются взаимоотношения между личностью и властью, поведение всех субъектов в правовом поле. Существенным показателем полноценности правовых установлений с позиции справедливости выступает их строгая согласованность с общепризнанными стандартами прав и свобод человека, с принципами их приоритета и защиты. Только справедливый закон носит правовой характер и является гарантией прав человека в любом государстве.

Социальная свобода проявляется в том, что каждый человек имеет собственную систему ценностей, представления о добре и зле, в соответствии с которыми самостоятельно выбирает направления реализации своих прав. Но в любой ситуации человеческий выбор определяет позицию из ряда возможных, т.е. действия всегда должны совершаться в рамках дозволений правовых норм. Зафиксированные в законе права и свободы призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида, и вместе с тем определяют границы этой свободы. Предоставление безграничной свободы может привести к произволу и анархизму, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных и публичных интересов. Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможные ущемления их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Свобода каждого как высшая ценность ограничивается свободой других.

Поддержка, взаимопомощь, единение, сотрудничество характеризуют солидарность прав человека. Она основана на взаимном признании прав, добросовестном исполнении обязанностей, на ответственности за собственные действия. В солидарности воплощается понимание того, что права человека одновременно являются и правами других лиц. Общество, реально стремящееся к устойчивому и стабильному развитию, несет ответственность за социальное благополучие всех своих членов, осуществляя коллективную и солидарную защиту прав каждого.

Важную роль для реализации принципов прав человека играет понятие «толерантность»,, которое означает принятие и правильное понимание различных форм выражения и способов проявления человеческой индивидуальности, уважительное и терпимое к ним отношение. Однако толерантность нельзя отождествлять с отказом от своих убеждений либо снисхождением и попустительством к социальной несправедливости. Толерантность есть не что иное, как готовность принимать людей такими, какие они есть, взаимодействовать с ними на основе взаимного уважения и равноправия, вне зависимости от одобрения или неодобрения их действий и взглядов.

Идеи справедливости, законности, социальной свободы, солидарности и толерантности оказывают фундаментальное влияние на правовую систему любого общества, раскрывая, в том числе, природу и сущность принципов прав человека, способствуя единому пониманию их смысла, назначения и процесса реализации.

Таким образом, принципы прав человека, представляя собой единую систему, проявляются во всех отраслях российского права, влияют на содержание и направленность правовых предписаний. Уровень обеспеченности принципов прав человека является важнейшим показателем качества и результативности взаимодействия государства и личности.

Общая характеристика принципов прав человека

Принципы прав человека в своей совокупности образуют структурно упорядоченную систему, посредством которой во взаимодействии с внешней средой осуществляется регулирование социально значимых отношений в области обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В то же время единого подхода к определению перечня принципов прав человека до настоящего времени юридической наукой не выработано. Отсутствует и официальный документ, который бы исчерпывающим образом закреплял данные принципы. Поэтому их наличие и содержание определяется как на основе толкования норм международного права, важнейших международных соглашений в области прав человека, так и путем анализа соответствующих конституционных установлений.

Международно-правовые принципы прав человека представляют собой наиболее общие ориентиры соблюдения и защиты прав и свобод личности, отклонение от которых недопустимо. Они закрепляются в международных конвенциях, декларациях, резолюциях, важнейшими из которых являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Содержание вышеуказанных международных актов позволяет констатировать, что к основным международно-правовым принципам прав человека относятся, в частности: признание достоинства личности, всеобщность, универсальность, единство и неделимость, равенство (равноправие), неотчуждаемость, неотъемлемость, уважение прав и свобод.

Достоинство человека является нематериальным благом, принадлежащим в равной степени каждому с момента рождения. Человек имеет право на меры со стороны государства для поддержания его достоинства, исключающие бесчеловечное и унижающее обращение и наказание. Признание достоинства личности утверждает значимость, социальную ценность, неповторимость каждого индивида вне зависимости от занимаемого им положения в обществе.

Принцип всеобщности и универсальности прав человека означает, что они принадлежат всем людям, вне зависимости от конкретных жизненных обстоятельств, в том числе экономической и политической системы государства, его международного статуса. Основные права и свободы человека должны соблюдаться повсеместно. Исключением выступают некоторые политические права, для реализации которых необходима тесная правовая связь лица с государством в виде гражданства (подданства), а также возможные ограничения прав в ситуациях, связанных с необходимостью поддержания государственной безопасности, общественного порядка, обеспечения здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц.

Принцип единства и неделимости прав выражается в том, что они представляют собой единое целое, взаимозависимы и взаимообусловлены. Нарушение одного права непременно оказывает негативное влияние на другое, что не позволяет говорить об их соблюдении. Неделимость прав человека выступает препятствием на пути его дискриминации по любым основаниям, способствуя реализации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

В то же время равенство не ограничивается предоставлением равных прав, а включает в себя и возложение равных обязанностей. В случае неисполнения обязанностей государство вправе применить меры юридической ответственности к нарушителям, которые также должны быть равны при одинаковом уровне их поведения.

Принцип неотчуждаемости прав человека состоит в недопущении для индивида возможности отчуждения или отказа от прав и свобод, гарантируемых в соответствии с международно-правовыми соглашениями. Неотъемлемость раскрывается в запрете необоснованного лишения и умаления прав и свобод.

Международно-правовые принципы прав человека устанавливают для государств единые стандарты, реализация которых должна осуществляться главным образом на внутригосударственном уровне. В основных законах государств, как правило, не только устанавливается приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, но и предусматриваются собственные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Так, в Конституции Российской Федерации дополнительно к вышеуказанным международно-правовым постулатам закреплены принципы непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством и судебной защиты, единства прав, свобод и обязанностей, недопустимости осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц и др.

Принцип непосредственного действия прав и свобод выражается в верховенстве прав и свобод, определяющих истинный смысл закона, влияющих на правоприменительную практику и обеспечивающихся правосудием. Все нормативные и правоприменительные акты и действия (бездействие) должны не только соответствовать правам человека, но и быть обусловленными их смыслом и содержанием.

Принцип гарантированности прав и свобод государством означает обязанность государства с помощью соответствующих экономических, политических, правовых условий обеспечить фактическую беспрепятственную реализацию прав и свобод. Гарантии придают правам и свободам реальный, действующий характер, ограждая их от возможности незаконного ограничения.

Основной гарантией прав и свобод человека и гражданина является реализация принципа судебной защиты, предполагающего возможность восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, при условии установления правомерности соответствующих требований и формализации в судебном решении. Универсальность судебной защиты проявляется в том, что все конфликты и споры разрешаются судом в процедуре, соответствующей общепризнанным стандартам правосудия, обеспечивающей равную возможность состязательного участия в ней заинтересованных лиц. При этом судебное решение должно выноситься в пользу того участника судебного спора, чьи права действительно нарушены или находятся под угрозой нарушения в результате противоправного поведения или неправомерного оспаривания, и предусматривать при необходимости применение мер государственного принуждения к виновным лицам. Тем самым принцип судебной защиты обеспечивает неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной жизни, упорядочивая взаимоотношения ее участников на основе разумного баланса их интересов, не совместимого с реализацией противоправных потребностей.

Принцип единства прав, свобод и обязанностей состоит в том, что права и обязанности корреспондируют друг другу. Реализация права обеспечивается исполнением соответствующей обязанности, а существование обязанности имеет смысл только тогда, когда есть право требовать ее исполнения. Устанавливаемые государством юридические обязанности, как активные, так и пассивные, а равно меры ответственности за их нарушение или неисполнение, являются средством правового регулирования, способом укрепления конституционности, законности и правопорядка, обеспечивают само существование и реализацию прав и законных интересов личности.

Принцип недопустимости осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц означает использование управомоченными субъектами своих прав в строгом соответствии с их ролью, функцией, социальным назначением, с исключением последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам иных лиц. Реализация своих правомочий не должна превышать дозволенные пределы осуществления, быть проявлением недобросовестного поведения.

Принципы прав человека имеют фундаментальное значение для построения и совершенствования всей системы прав человека. Они определяют наиболее актуальные направления развития законодательства о правах человека, способствуя устранению противоречий и восполнению пробелов в праве. Наиболее полная реализация принципов прав и свобод человека обеспечивается лишь в условиях их всеобщего уважения и взаимной ответственности государства и личности.

Уважение как универсальный принцип прав человека и гражданина

На протяжении всей истории развития человечества уважение достоинства личности, ее прав и свобод всегда имело непреходящее значение.

Универсальные международные источники о правах человека исторически связывают уважение с идеями свободы, равенства, справедливости, неприкосновенности личности, имущества.

Дальнейшими шагами в области развития уважения как универсального принципа прав человека явились следующие документы: Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточения за морями (1679 г.); Билль о правах (1689 г.); Декларация независимости США (1786 г.); Билль о правах (1791 г.) Великая американская хартия личной свободы и человеческого достоинства; французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и др.

Уважение прав означает: свободу, недопустимость произвола государственных органов и должностных лиц; приоритет закона; гарантии неприкосновенности личности, ее имущества; равенство перед законом; справедливость; гуманность. Именно в таком аспекте уважение как универсальный принцип прав человека находит свое выражение в исторических источниках о правах человека и гражданина.

Особое значение среди них имеет французская Декларация прав человека и гражданина. Поясним почему. В преамбуле Декларации принцип уважения впервые выражен терминологически. При этом речь идет не об уважении прав личности, а об уважении гражданами институтов власти на основе сравнительного анализа целей, ради которых они созданы. В документе подчеркивается, что Декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала бы их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время логично было бы сравнить с целью каждого политического института, получили большое одобрение.

В Декларации названы исторические причины общественных бедствий, неуважительного отношения к личности: невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими.

Практическая сторона обозначенного момента очевидна. Она позволяет законодателю: во-первых, разрабатывать либо конкретизировать нормы, базирующиеся на бессрочном характере действия принципа уважения; во-вторых, создавать более эффективные механизмы защиты чести и достоинства личности, даже после их смерти. И такие нормы закреплены в действующем законодательстве. В Гражданском кодексе РФ записано: «По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства и после их смерти» (ч. 2 ст. 152). Статьи 243-244 УК РФ объявляют преступными действия, связанные соответственно с уничтожением или повреждением памятников истории и культуры, надругательством над телами умерших и местами их захоронения.

В Декларации прав человека и гражданина уважение идей свободы выражено двояко: уважение обществом и государством свобод отдельного индивида; уважение индивидом права на свободу других лиц. Ограничение реализации этого права возможно только в пределах закона и с учетом взаимных интересов общества и личности. «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом» (ст. 4).

Весь этот великий «памятник» прав человека пронизан духом гуманизма, уважения чести и достоинства личности, он имеет непроходящее историческое значение в культурном наследии человечества.

В-третьих,, уважение закрепляется в качестве нравственной составляющей либо предпосылки осуществления прав, минимально допустимых на основе закона его ограничения. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., речь идет об осуществлении права на самоопределение и уважения этого права (ч. 3 ст. 1), об уважении свободы родителей при выборе образовательного учреждения (ч. 3 ст. 13) и т.д.

Во Всеобщей декларации прав человека сформулировано положение о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (ч. 2 ст. 29).

В-пятых, уважение как принцип прав человека и гражданина диалектически связан с принципом уважения прав народов, служит гарантией их осуществления. Этот тезис вытекает из смысла международных документов, в частности Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г., где утверждается, что «подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав и свобод человека. ».

Венская программа действий, как никакой другой ранее принятый международный документ, за исключением Устава ООН, особо отметила, что «уважение прав человека и основных свобод без какого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека» (п. 15).

Венская декларация определила новые сферы научного прогресса, которые могут привести к нарушениям прав человека, неуважительному отношению к ним. Речь идет о биомедицине, биологических науках, информационных технологиях. В связи с этим конференция призвала международное сообщество сотрудничать в целях обеспечения полного уважения прав и достоинств человека.

Всемирная конференция рекомендовала государствам усилить координацию действий в поддержку прав человека и основных свобод в рамках системы ООН, а также способствовать укреплению и созданию учреждений, обеспечивающих защиту прав человека, особенно наиболее уязвимых групп населения. Конференция обратила внимание государств на необходимость обучения вопросам прав человека, которые должны содержать изучение проблем обеспечения мира, демократии, развития и социальной справедливости (п. 80 Венской декларации).

Немаловажную роль с точки зрения развития уважения как универсального принципа прав человека и гражданина играет Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп, органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г. Во-первых, в ней подтверждается значение Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и других международных документов как приоритетов международных усилий по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Во-вторых, подчеркивается, что главная ответственность и обязанность поощрять и защищать права человека лежит на государстве. В-третьих, признается право и обязанность отдельных лиц, групп, ассоциаций поощрять уважение прав человека и основных свобод и содействовать осведомленности о них на национальном и международном уровнях. В-четвертых, отчетливо выражается идея о том, что уважение к человеку, признание его достоинств, самоценности, свободы мысли и поведения становятся главными предпосылками развития общества.

В международных документах регионального характера (документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) принципу уважения уделяется еще большее внимание. Достаточно обратиться к Заключительному акту совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где данному принципу посвящена глава VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». В рамках такого подхода государства-участники взяли на себя следующие обязательства: признавать и уважать свободу личности; признавать и уважать единолично или совместно с другими религию или веру, действуя согласно велению собственной совести; уважать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; признавать и уважать всеобщее значение прав человека и основных свобод; уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях.

Кроме того, в названных документах уважение «обрастает» целым арсеналом новых прав и свобод: право государств СБСЕ на установление своих законов, административных правил, практики и определение политики; право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека; право родителей на выбор образовательного учреждения; право на преподавание и получение религиозного образования; право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания по своему выбору.

Эти документы ориентируют на развитие демократии, мира и единства в Европе, экономическую свободу и социальную справедливость, ответственное отношение к окружающей среде. Они однозначно поощряют такую экономическую деятельность, которая осуществляется при уважении и утверждении человеческого достоинства, а также такую эффективную правовую защиту личности от административных решений, которая гарантирует уважение основных прав и не наносит ущерб правовой системе.

В международных актах важная роль отводится судебной системе и деятельности правоохранительных органов в вопросах уважительного отношения к гражданам. Эти документы ориентируют сотрудников при наведении общественного порядка действовать в общественных интересах с учетом конкретных потребностей и законных целей, а также использовать соразмерные обстоятельствам методы и средства, не превышающие целесообразности правоохранительных действий.

Сущность принципа уважения сводится к максимально почтительному отношению к воле народа, территориальной целостности, суверенитету, правам и свободам человека и гражданина. Содержание принципа включает: уважение основ конституционного строя и демократии; уважение территориальной целостности; уважение прав разных народов и национальных меньшинств; уважение прав человека; уважение национальных обычаев и традиций.

Научное определение данного понятия можно сформулировать: уважение как принцип конституционного права есть максимально почтительное отношение к народу как источнику власти, выбору им путей общественного развития, форм демократии, основ конституционной государственности, а также к правам и свободам человека и гражданина.

В Конституции России термин «уважение» используется лишь в преамбуле и в ст. 82. В равной степени это относится и к некоторым конституциям стран СНГ, Балтии, Республики Армении, Грузии и др. 1 Однако это не означает отсутствия его реального выражения. Ст. 2 Конституции РФ пронизана духом гуманизма и уважения к личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».

Уважение служит важнейшим фактором поддержания обычаев и традиций, сотрудничества и взаимопонимания народов и поколений между собой. В Конституции Республики Кыргызстан утверждается: «Уважение к старшим, забота о родных и близких является священной традицией народа Кыргызстана» (ст. 26). В Основном законе Республики Беларусь закрепляется положение, согласно которому «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» (ст. 52).

Таким образом, понятие «уважение» во всем его многообразии обладает значительным моральным весом, однако оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано наукой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц.

Принцип взаимной ответственности государства и личности

Обеспечение принципов прав человека, реализация всего комплекса его личных, социально-экономических и других прав и свобод свидетельствует о достигнутом в обществе уровне взаимодействия государства и личности. Это взаимодействие должно основываться на оптимальном сочетании публичных и частных интересов при определяющем значении последних и безусловном признании в качестве высшей ценности каждой личности, ее прав и свобод.

Для интересов личности, общества и государства характерно взаимопроникновение, взаимообусловленность и в то же время несовпадение, а иногда и противоречие. Это обусловлено объединением в государственном интересе двух взаимоисключающих начал: общественного и личного. Приоритет одного из них в ущерб другому порождает негативные последствия. Так, гиперболизация интересов власти может привести к тоталитаризму, подавлению индивидуальности. Преувеличение прав и свобод личности чревато анархией, отсутствием порядка.

Термин «ответственность» используется и в преамбуле Основного закона, выступая в качестве мотивации принятия Конституции и составляя основу основ конституционного строя, поскольку определяет фундамент взаимоотношений народа и государства, предопределяет обязанность личности защищать общество и служить ему, уважать государство, которое, в свою очередь, обязано обеспечить охрану личности, ее жизни и здоровья, имущества и прав.

Сущность принципа взаимной ответственности государства и личности может быть определена с точки зрения широкого и узкого подходов, границей между которыми выступает факт нарушения прав и законных интересов публичных и частных субъектов в результате неправомерных действий либо иных событий.

В широком значении принцип взаимной ответственности государства и личности выражается в установлении такой системы взаимоотношений между индивидом и властью, при которой государство предоставляет возможность личности свободно реализовывать свои права и свободы (экономические, политические, культурные, социальные и иные), создает для этого соответствующие условия и возлагает на себя обязанность по их обеспечению и защите, а личность, в свою очередь, обязана использовать данные права в соответствии с их назначением, не допускать злоупотреблений правами, нарушений прав и интересов других субъектов, противоправного поведения.

Невыполнение обязанностей всегда нарушает чье-либо право. Поэтому применение в необходимых случаях санкций, мер государственного принуждения служит одной из важных юридических гарантий нормального функционирования всего общества. Выраженное в ответственности ограничение прав и свобод обусловлено необходимостью соблюдения общепризнанных и естественных правил человеческого общежития, основанных на принципах гуманности, справедливости, нравственности. В то же время это ограничение не происходит произвольно, а подчиняется правовым установлениям.

В узком смысле принцип взаимной ответственности государства и личности включает следующие элементы:

В сочетании с принципами прав человека взаимная ответственность государства и личности представляет собой систему, являющуюся непременным условием правового взаимодействия личности и власти, посредством которого обеспечивается их правомерное поведение, соответствующее и общественным и личным интересам.

Целью принципа взаимной ответственности власти и личности выступает не только достижение баланса их интересов, уравновешивание их в правах, но и предоставление каждому индивиду безотказно действующих механизмов реализации неотъемлемых прав и свобод. В то же время деятельность органов государственной власти не лишена недостатков, нередки факты злоупотреблений своим положением, нарушения прав частных лиц, не получающих должной защиты в российских судах.

Исчерпав все внутренние средства правовой защиты и не добившись восстановления своих прав, каждый гражданин может воспользоваться предоставленной ч. 3 ст. 46 Конституции РФ возможностью обратиться в межгосударственные правозащитные органы. Таким органом, в первую очередь, выступает Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого признана Российской Федерацией общеобязательной при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Европейский Суд является уникальным органом, вырабатывающим стандарты защиты прав человека, которые воздействуют на правовые системы практически всех государств Европы. Его прецеденты оказывает решающее влияние на национальное законодательство и практику в самых различных областях (уголовный и гражданский процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев и т.д.).

При этом Европейский Суд не подменяет собой национальной юрисдикции государства. Его работа построена на принципе субсидиарности, согласно которому Суд принимает дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, т.е. государству предоставляется первоочередная возможность исправить предполагаемые нарушения прав и свобод.

Европейским Судом по правам человека выявлен целый ряд систематически повторяющихся, однотипных нарушений российскими властями положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, причинами которых выступает несовершенство действующего законодательства либо сложившейся правоприменительной практики. В их числе: длительное неисполнение или задержка исполнения вступивших в законную силу судебных актов, нарушения разумных сроков судебных разбирательств в национальных судах, длительность судебных разбирательств, нарушение запрета пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращение и т.д.

В выносимых постановлениях Суд лишь констатирует нарушение положений Конвенции по правам человека, не имея права обязать государство изменить или отменить действующее законодательство, пересмотреть решение, поскольку это явилось бы попыткой нарушить суверенитет государства, вмешаться в осуществление правосудия. Государство-нарушитель имеет самостоятельность и широкое усмотрение в путях, способах, порядке и сроках принятия общих мер по устранению выявленных Судом недостатков.

Под влиянием прецедентной практики Европейского Суда по правам человека в России происходит комплексное реформирование действующего законодательства, ориентированное на создание действенных механизмов осуществления прав и свобод человека, соответствующих европейским стандартам. Таким образом, деятельность Европейского Суда является дополнительной гарантией обеспечения и реализации принципа взаимной ответственности государства и личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *