к какой группе народов относятся эвены
Эвены
Происхождение эвенов связано с тунгусскими племенами, которые в процессе расселения на Чукотке, Камчатке и северо-востоке Якутии вобрали в себя, ассимилировав, корякский и юкагирский элементы.
По данным переписи населения 2010 г., в России насчитывается 22 383 эвена, в Красноярском крае — 27 эвенов.
Эвенский язык относится к группе алтайской языковой семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия: восточное, среднее и западное. В 1931 г. была создана письменность на основе латинского, в 1936 г. — русского алфавита. Половина эвенов свободно владеют русским языком, многие считают его родным.
Происхождение эвенов связано с тунгусскими племенами, которые в процессе расселения на Чукотке, Камчатке и Якутии вобрали в себя, ассимилировав, корякский и юкагирский элементы.
Основное традиционное занятие эвенов — кочевое оленеводство (верховая езда и под вьюк), у якутских эвенов — коневодство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь), у прибрежных эвенов — тюлений промысел и рыболовство. Распространено собирательство ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи; женщины — обработкой шкур, выделкой ровдуги и др.
У эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум (дю), крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей или берестой, и конический шалаш охотников из жердей (чорама-дю). Оседлые эвены до XVIII в. жили в срубных деревянных жилищах (уран) или землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие.
Национальная одежда близка к эвенкийской: кафтаны из оленьей шкуры, обшитые мехом, нагрудник с пришитым к нему передником до колен. Обувь — торбаса из камусов, украшенные бисером и светлым мехом.
Верующие эвены — православные. В то же время сохраняются традиционные верования: промысловые культы, культ медведя, — природы, шаманизм.
Эвены
Всего: ▲ 22 000 чел. Россия :
21 830 (Всероссийская перепись 2010 г.) [1]
Содержание
Расселение и численность
Общая численность — около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ. Так по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области — 2527, в Камчатской области — 1779 (из них в Корякском автономном округе — 751), в Чукотском автономном округе — 1407, в Хабаровском крае — 1272. [2]
Также согласно переписи 2001 года, 104 эвена проживало на Украине. [3]
Численность эвенов в России:
Численность эвенов в населённых пунктах (2002 г.) [4]
село Тополиное 671
село Себян-Кюель 648
село Андрюшкино 271
село Берёзовка 267
село Джаргалах 148
село Оленегорск 137
село Тахтоямск 212
Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Но абсолютное большинство эвенов перешло на якутский язык. Расселение тунгусских племён (предков эвенов) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, впоследствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. Кроме официальной регистрации национальности они ни чем не выделяются в среде якутов и многими считаются такими же саха, но номинирующими себя эвенами лишь для использования социальных льгот, предоставляемых государством.
До 1932 года эвенский язык не имел письменности. Отдельные эвенские тексты записывались исследователями на русском алфавите (например, ламутско-русский словарь 1925 года). Алфавит на латинской основе для эвенского языка был утверждён в 1932 году на I Всероссийской конференции по развитию языков и письменностей народов Севера. В 1936 была создана письменность на основе русского алфавита. В 1932—1934 были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.
В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенского языка в школах, педучилищах, ВУЗах. Преподавание национальных языков в школах ведется на языке титульной национальности, обучение в интернатах ведет к утрате родного языка, в том числе и на бытовом уровне, распространение якутского и русского языков в качестве языков межнационального общения, все эти факторы влияют на функциональность эвенского языка в их культуре.
Религия и обычаи эвенов
В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин. Вообще следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия.
В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимал хороводный танец «hээдьэ», имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах. Они вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро. Был распространен культ солнца, которому в жертву приносили оленей. поводом для жертвоприношения обычно была болезнь кого-либо из членов общины. Жертвоприношение совершалось всеми общинниками, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирали с помощью гадания.
В настоящее время есть эвенские писатели и поэты (Н. С. Тарабукин, А. А. Черканов и др.), пишущие на родном языке. Возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).
Хозяйство
В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство. Интегративные процессы лежали и в основе формирования эвенской культуры, оценка которой соответствует обще сибирской закономерности. У народов, в большей степени сохранивших традиционное хозяйство, особенно оленеводство, больше сохраняется национальная культура и, как правило, родной язык. Потребностями оленеводства определялся образ жизни и атрибутика эвенской культуры. Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным промыслами, рыболовством и оленеводством. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таежная, с приморской территорией практически не связанная (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70 % эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств утративших оленей (промысловая). Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных, предвесенний и предзимний, имевших важное значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов хозяйственной деятельности, способов кочевания, организации поселений и т. п. Счет месяцев велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, «по частям тела». У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем «подымающейся тыльной поверхности кисти руки» (левой) и заканчивался августом, месяцем «подымающейся кисти руки, сложенной в кулак» (правой). Другой календарь был собственно православный и изготавливался он в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты.
По территории расселения значительно варьировал транспорт, особенно олений. Для эвенов на Охотском побережье, вьючно-верховое оленеводство сибирского типа. В местах распространения упряжного оленьего транспорта, он, как правило, сосуществовал с традиционным для тунгусов вьючно-верховым оленеводством.
Традиционные поселения и жилища. Как и хозяйство, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки дьугадьак. Разнообразными были и жилища — тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием. Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага, социализация пространства жилища и т. п. Во время зимних кочевок охотились на пушного и мясного зверя. В старину на волка не охотились, так как он считался запретным животным.
У эвенов бытовали два типа жилищ: эвено-эвенкийский чум и чукотско-корякская яранга. Одежда этого народа по составу костюма и покрою была подобна эвенкийской. Вышивка располагалась по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде (у тунгусоязычных наблюдается преобладание в орнаменте геометрических узоров) обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.
В XVII—XVIII вв. эвены продолжали жить в условиях патриархально-родовых отношений. Они разделялись на экзогамные патрилинейные роды, которые часто были рассеяны на большом пространстве. Поэтому эти роды дробились, и поэтому части их дополнительно к родовому названию получали ещё и порядковые номера. Уже по данным XVII в. можно констатировать у них далеко зашедшее разложение кровного рода и имущественную дифференциацию. В её основе, как у любого кочевого скотоводческого народа, лежало владение оленями. Существовал обычай «нимат», коллективного распределения продуктов охоты и рыболовства. Так, охотник по возвращении с мясной охоты должен был отдавать свою добычу одному из соседей по стойбищу, который распределял её между всеми семьями, оставляя охотнику лишь незначительную часть туши и шкуру. Особенно строго нимат соблюдался в случае добычи медведя, который у эвенов также считался священным животным.
В XVII в. семья эвенов была патриархальной. Тем не менее в отношениях отмечалось независимое положение женщин в семье. Сыновья до раздела с отцом были в полной зависимости от него.
Свадебная обрядность у эвенов в основном схожа с эвенкийской. За невесту уплачивали калым — тори. Его стоимость превосходила приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали её жениху. После этого обряда невеста входила в чум, где уже был подвешен новый полог для молодых. Она вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя. Приданое развешивали вне чума на обозрение.
При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей. Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения этих оленей.
Традиционная одежда
Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с её эстетической ценностью (она богато декорирована) охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.
Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.
Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. — мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.
Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. ХХ в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.
Социальная организация
Брачный возраст устанавливался в 16-17 лет, были возможны и ранние браки. Воспитание детей, в случае отсутствия родителей, возлагалось на сородичей, был распространен обычай аванкулата. При заключении брака обязательно выплачивался калым, обычно оленями. Основным типом семьи эвенов была малая с четкими сферами разделения труда, но паритетными ролями супругов в принятии общесемейных решений. Для эвенского общества характерен высокий статус женщины в общественной жизни, в то время как в экономической и имущественной сферах, в условиях патриархальных отношений и начал социальной дифференциации, главенствующее положение занимает мужчина. Большую роль в общественной жизни эвенов играли люди старшего поколения, знатоки и хранители традиции. Неформальной была роль старейшины рода, локальной группы, организатора хозяйственной и общественной жизни.
Шаманство эвенов
В процессе совершения ритуала шаман или шаманка поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего человека. Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена — возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей.
Яркой особенностью ритуальных текстов являются слова-подражания крику различных птиц, а также возгласы, не имеющие непосредственного значения: хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл (ср., впрочем, монг. dergel sara «полная луна») и т. п. Вероятнее всего, такие возгласы либо воспроизводят текст на языке, который не был понятен при заимствовании ритуала, либо, скорее всего, служат имитацией значимых словесных элементов обрядового текста, что наряду с использованием иноязычных элементов характерно для шаманских текстов всех народов Крайнего Северо-Востока.
К какой группе народов относятся эвены
Использованы материалы Большой советской энциклопедии.
Автоэтноним (самоназвание)
Эвен: Происхождение этнонима «эвен», которое считается более древним, чем «эвенк», связывается либо с древними оленеводами увань, которые упоминаются в китайских источниках VII в., как жители горной тайги Забайкалья, либо с собственно эвенским словом восточных говоров эвэн, «местный», «здешний», «спустившийся с гор.»
Основная территория расселения
Численность
Этнические и этнографические группы
Наряду с выше приведенными этнонимами, существуют обозначения для локальных групп дондыткиль, от донрэ, дунрэ, «земля», «суша», «материк», т.е. «материковые» противопоставляющие приморские и континентальные группы. Эвенское слово мэнэ «оседлый» использовали эвены-оленеводы для обозначения «пеших тунгусов» Охотского побережья.
В эвенской этнонимике, кроме того, существовало большое количество терминов для обозначения мелких территориальных групп, например: донрэткэн «глубинные», наманкан «жители побережья моря», бытовала традиция обозначения эвенов по их родовым именам, например: тюгес, дуткиль и т.п.
Коряки называли эвенов кояямко, возможно от корякского коянга = «домашний олень», ямкын = «кочевье», «стойбище», юкагиры, эрпэйэ.
Антропологические характеристики
Байкальский антропологический тип североазиатской расы.
Эвенский: Северная, тунгусская подгруппа тунгусо-маеньчжурской группы Уральской языковой семьи. Диалекты эвенского языка территориально объединяются в восточную, среднюю и западную группы.
Писменность
Преподавание национальных языков в школах ведется на языке титульной национальности, обучение в интернатах ведет к утрате родного языка, в том числе и на бытовом уровне, распространение русского языка в качестве языка межнационального общения, все эти факторы влияют на функциональность эвенского языка в их культуре. Письменность для эвенского языка на основе латинской графики была разработана в 1931 г, в 1936 г., она была переведена на кириллицу. В 1932-1934 гг. были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.
Религия
Этногенез и этническая история
Хозяйство
Интегративные процессы лежали и в основе формирования эвенской культуры, оценка которой соответствует общесибирской закономерности. «У народов, в большей степени сохранивших традиционное хозяйство, особенно оленеводство, больше сохраняется национальная культура и, как правило, родной язык.»
Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным промыслами, рыболовством и оленеводством. По сравнению с эвенками, оленеводство эвенов в большей степени имеет продуктивную, а не транспортную направленность. Именно потребностями оленеводства определялся их образ жизни и атрибутика культуры.
В ходе этнокультурных контактов у эвенов сложилось несколько региональных вариантов культуры. На Камчатке, быстринская группа эвенов занималась исключительно оленеводством чукотско-корякского типа, северокамчатские эвены, оленеводство сочетали с промыслами. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таежная, с приморской территорией практически не связанная (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70% эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств утративших оленей (промысловая). Эвены Якутии также занимались оленеводческо-промысловой деятельностью, но атрибутика их культуры, в большей степени соответствует тунгусо-якутской оленеводческой традиции. Из хозяйственных занятий, исторически не свойственных тунгусам, как следствие влияния якутов, можно отметить распространение среди эвенов, скотоводства и прежде всего коневодства в Оймяконском районе и на Охотском побережье, в районе прохождения Охотско-Камчатского тракта. Дискретно оно представлено в культуре эвенов севера Якутии и камчатских ламутов. Разведение преимущественно лошадей, было связано, прежде всего, с возможностью их использования в качестве транспорта в промысловом хозяйстве эвенов.
Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных, предвесенний и предзимний, имевших важное значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов хозяйственной деятельности, способов кочевания, организации поселений и т. п. Счет месяцев велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, «по частям тела». У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем «подымающейся тыльной поверхности кисти руки» (левой) и заканчивался августом, месяцем «подымающейся кисти руки, сложенной в кулак» (правой). Другой календарь был собственно православный и изготавливался он в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты.
По территории расселения значительно варьировал транспорт, особенно олений. Для эвенов Якутии был свойственен тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства, на Колыме и Камчатке, чукотско-корякский, на Охотском побережье, вьючно-верховое оленеводство сибирского типа. В местах распространения упряжного оленьего транспорта, он, как правило, сосуществовал с традиционным для тунгусов вьючно-верховым оленеводством.
Традиционная одежда
Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с ее эстетическими свойствами, она нарядно декорирована, охотно использовали палеоазиатсткие женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных.
Традиционные поселения и жилища
Как и хозяйство, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки сайылык, не отличающиеся от якутских. Разнообразными были и жилища – тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием, якутский балаган, весьма широкое распространение среди эвенов получил цилиндрическо-конический чум, близкий чукотско-корякской яранге. Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага, социализация пространства жилища и т.п.
Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки.
Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение дли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи.
Социальная организация
Современные этнические процессы
Библиография и источники
Гурвич И. С., Этническая история северо-востока Сибири, M., 1966.
История и культура эвенов. СПб., 1996.
Этническое развитие народностей Севера в советский период. М., 1987.
Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М., 1985.
Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М., 1970.
Эвены Камчатской области // Тр. ин-та этнографии. 1960. Т.56. С. 63-91./Гурвич И.С.
Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск, 1964./Николаев С.И.
Эвены Магаданской области. М., 1981./Попова У.Г.
Эвены (ламуты) — люди севера
Эвены хранят верность древним обычаям. Этот народ является одним из немногих в мире, практикующих шаманизм. Последние два века они провели практически в полной изоляции. Одновременно эвены являются культурно богатым народом. Они способны многое рассказать о предках и проявить стойкость перед дурным нравом стихии.
Название
Устаревшее название эвенов — ламуты. Означает буквально «люди моря».
Более 40% эвенов говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской группе. Язык довольно сложный из-за наличия 3 наречий и свыше десятка говоров.
История
Язык эвенов изучен мало, поэтому исторических сведений о народе не хватает для полного описания. Известно, что становление народа длилось сотни лет, однако русские смогли открыть для себя эвенов только в 17 веке. К тому моменту они уже сформировались как этнос и расселились по северу и северо-востоку от своих близких родственников эвенков. В те времена эвены соседствовали с чукчами, якутами и коряками. Эвены и эвенки имеют общий этногенез, родственные связи и, как следствие, схожие ремесла. С момента открытия эвенов русские исследователи уже знали об их основных занятиях, которыми были кочевое оленеводство, пушной промысел, рыболовство. Сейчас образ жизни эвенов практически не изменился с того времени.
Жизнь
Эвены в совершенстве освоили оленеводство, охоту, речное рыболовство. Часть населения разводит ездовых псов и держится ближе к Охотскому побережью, где устраивает стада оленей.
Эвены все время заняты. Каждый их год распланирован по периодам. Проживание в горно-таежной зоне требует учета климатических особенностей, влияющих на ведение хозяйства. Поселения, расположенные в лесотундре, на Камчатке и в Якутии, также имеют свой ряд особенностей. Например, якутские и камчатские эвены используют наработки якутов в коневодстве. Для горно-таежной зоны характерно вьючное оленеводство, а для лесотундры — использование прямокопыльных нарт (саней).
Первым делом юный эвен должен освоить верховую езду. Ездят они на оленях, лошади менее распространены. Олени у эвенов непростые — сильные, выносливые, большие. Чуть более сотни лет назад одно оленье стадо могло насчитывать до 5000 голов. Сейчас стада оленеводов значительно меньше и, как правило, не превышают 500 голов.
Ухаживать за оленями должны мужчины. Животных отлавливают при помощи аркана, на шее держат колокольчики, которые помогают определить местоположение оленя. Перегонять стадо приходится долго, ведь один переход по расстоянию занимает от 10 километров. В перегоне стада принимает участие жена, которая тоже едет верхом с 2-3 оленями и детьми. Вдвоем со стадом не справиться, поэтому в деле принимают участие и другие эвены. Во время кочевания последнему оленю в караване закрепляют детали на санях, из которых в дальнейшем соберут каркас жилища.
Эвены используют для охоты копья, луки, ножи, ружья и различные ловушки. Охота ведется верхом на олене, причем если требуется поймать крупную добычу, используют другого оленя, выполняющего роль приманки. Охотникам также помогает специально обученная собака. Раньше эвены часто охотились на медведя, соблюдая строгие обряды и правила.
Из рыбы добывали кунджу и хариуса, прибегая к крючковой снасти. Неводом и сетью эвены стали пользоваться только в 20-х годах прошлого столетия. До сих пор сохранилось кузнечество, которым заняты мужчины. Женщины выделывают шкуры, изготавливают одежду, чехлы и спальные принадлежности. Торговля между соседними поселениями развита сильно. В первую очередь эвены торгуют и обмениваются вещами с якутами. Самыми значимыми товарами являются украшения и драгоценные металлы.
Жилище
Так как эвены по природе своей кочевники, они использовали и используют до сих пор соответствующее жилье. Их чумы называются дю и чорама-дю. Первый вид представляет собой чум конической формы, покрытый шкурами и берестой. Второй тип больше похож на цилиндр с жердями в качестве опоры. Эти жерди сходятся в единой вершине, поэтому чорама-дю тоже похож на конус. Под таким каркасом привязывается специальная жердь, на которую вешают котел. В крыше предусмотрено отверстие для выхода дыма, в качестве двери используется плотная занавеска, расшитая аппликацией. На полу выстилают шкуры. Сейчас все чаще можно видеть ураны — дома из сруба, рядом с которыми располагаются амбары. Это современный вид постройки, который получает большое распространение в последние годы.
Внешность
Одежда
Эвены носят распашные кафтаны, борта которых обшивают мехом. Швы покрыты неярким бисером у мужчин, а женщины, наоборот, используют бело-голубой, сверкающий на солнце. У кафтана не сходятся борта на груди, поэтому ее защищают от ветра нагрудником, доходящим до колен. К нагруднику мужчина пришивает бахрому, а женщина украшает его бисером. Кафтан также может быть украшен различными металлическими украшениями. Состоятельные эвены пользуется серебряными монетами, а люди из простого рода — медными. Для защиты поясницы используются натазники. Когда наступает зима, нужно надевать более теплую одежду. У эвенов есть парки, которые изготавливают из меха, причем в отличие от кафтана, подолы у парки сходятся, что позволяет надежно защититься от холода. Обязательно надевают меховую шапку, платок и дополнительный головной убор авун.
Традиции
Уклад эвенов довольно строг. Главенствующую роль в нем играют родственные связи. Каждый род объединяется с другим, объединение формирует группы, возглавляемые старостой. Все группы стараются держаться рядом друг с другом, отсюда сформировался обычай делиться пойманной добычей. Кочевничеством эвены занимаются до сих пор, причем главным в процессе всегда остается отец, который даже в преклонном возрасте командует старшими сыновьями.
С рождением каждый эвен получает небольшое стадо, которым он будет владеть по достижении совершеннолетия. Это касается не только мужчины, но и женщины. Множество обычаев касается охоты. Например, если удалось изловить медведя, по случаю его добычи устраивали настоящий праздник. Кости надлежало выложить в соответствующем анатомии порядке и отблагодарить духов.
Свадьба
Многие народы перед сватовством договариваются о выкупе. Эвенки здесь не исключение. У них существует обычай, согласно которому тори (выкуп) должен в несколько раз превысить цену приданого, которое получает жених от семьи невесты. Из собственного рода выбирать жену нельзя. Раньше были распространены многоженство и помолвка среди несовершеннолетних. Сейчас подобные явления практически не встречаются. Перед входом в чум жениха надлежало обойти его 3 раза, затем невесту провожали в дом, где она должна была сварить суп с мясом. Приданое оставляли возле чума на всеобщее обозрение.
Погребальный обряд
Культура
Главными культурными достижениями эвенов являются музыкальные инструменты и развитый фольклор.
Танцы часто имеют форму пантомим, вся музыка связывается с той или иной деятельностью, будь то труд, ритуалы, игры, рассказывание мифических историй, быт. Основным музыкальным инструментом эвенов является бубен. Распространение также получили колокольчики, погремушки, музыкальные луки, альта.
Фольклор
Персонажами фольклорных произведений эвенов являются животные. У народа довольно интересный взгляд на зверей: соболю приписывают хитрость, медведю — доверчивость и добродушие, волку — глупость, зайцу — трусость. Каждая сказка подразумевает борьбу со злыми силами. Есть и сатирические сказания, которые учат заботе о доме, призывают бороться с ленью, жадностью и глупостью. В таких сказках много советов и поучений, особенно касающихся выстраивания отношений между богатым и бедным классом.
Довольно разнообразны эпосы, в которых можно прочитать о богатырях, испытаниях, поиске принцессы
В связи с развитым охотничьи промыслом эвены всегда ели оленину, рыбу и другое мясо. Блюда часто подают с травами. Мясо принято не обжаривать, а варить. Рыбу иногда квасят, едят сырой, в том числе голову. Обыкновенной едой на столе многих эвенов была икра лосося. Для лучшего усвоения оленины мясо заедали вареным корнем горца. В лесах всегда было обилие ягод, что позволяло насыщать организм витаминами.
Религия
Сейчас основной религией эвенов является православие. Все еще сохранились семьи, исповедующие шаманизм. О шаманизме эвенов известно не так много, в настоящее время этнографы и лингвисты активно изучают его особенности. Главной чертой эвенского шаманизма можно считать поклонение духам, олицетворяющим природу:
Некоторые эвены верят, что духи водятся даже в каркасе жилища или бубне. По их верованиям, Вселенная устроена чрезвычайно сложно и включает несколько ступеней. Основными являются мир людей, сфера верховного божества, владения мертвых.
Следуя канонам, когда шаман совершает ритуал, его дух переносится к верховному божеству. Вместе с собой он забирает злых духов, которых верховное божество уничтожает, очищая больного. В процессе ритуала шаман напевает песни, выкрикивает звуки, подобные рыку дикого зверя или крику птицы. Часто шаманы обращаются к луне или солнцу. Шаманские тексты чрезвычайно трудны в прочтении и переводе, поэтому их смысл едва уловим. Практикуется и лечение с помощью снадобий (зелий). Шаманы используют для приготовления целебных настоек травы. Рецепты держат в секрете, однако известно, что некоторые заимствованы у якутов. В повседневной жизни шаманские настойки используются для лечения ран и в качестве профилактики от простуды. Причем последние делают из обычных ягод, которые можно собрать в лесу.
Эвены остаются одним из тех народов, для которых давние традиции и обычаи важнее современного жизненного уклада. Для них жизнь прекрасна без благ цивилизации. Охота и рыболовство до сих пор остаются одним из основных занятий, а жизнь многих людей проходит в маленьких чумах.
Видео
В видеоролике демонстрируется типичное занятие эвенов. На морозе люди с легкостью управляются со стадами оленей, управляя своенравными животными.