к какой группе методов воспитания относятся упражнение поручение пример
Методы воспитания и их характеристика
Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.
Убеждение в педагогике – это метод воспитательного процесса, представляющий воздействие педагога на разумную сферу сознания учеников. Он создает условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и нравственных качеств, уверенности.
Особенное значение метод убеждения приобретает в условии преобразования всех сфер общественной жизни.
Основная цель убеждения – это создание, укрепление и изменение взглядов, оценок, понятий ученика, для обеспечения условий принятия точки зрения убеждающего и следования принципам в личностном и социальном поведении.
Метод убеждения обращен к уму, опыту, логике, эмоциям и обеспечивает самосознательное принятие идей, понимание и перевоплощение их в модели поведения. На основании этого факт метод убеждения наиболее часто применяется в психолого-педагогическом направлении. В процессе убеждения детей важно создавать твердую убежденность и уверенность в истинности усвоенных взглядов, способность охранять свои убеждения, реализовывать их, давать отпор ложным и сомнительным идеям.
В качестве особенности можно отметить, что убеждение – это метод, где степень убеждающего действия напрямую зависит от степени интереса обучающегося, на которого и ориентировано действие.
Следовательно, убедить в чем-либо можно только того человека, который сам настрое на понимание и осмысление предлагаемой информации, сопоставление аргументов по отношению к выводам, а выводов – относительно личного жизненного опыта.
Метод упражнения
Метод упражнения – это система организации повседневной жизни, деятельности, обучающего процесса, позволяющая учащимся получить опыт правильного поведения, самостоятельности решения задач. Он также позволяет совершенствовать личные качества, ощущения, волю, формировать положительные пристрастия, обеспечивает целостность познаний, убеждений, слов, поведения и занятий.
Отмечается, что воспитательное упражнение – это не только механическая тренировка, но получение опыта в процессе преодоления проблем, решение разнообразных задач предусмотренных программой образования и воспитания в образовательном учреждении.
Как метод воспитания упражнение обеспечивает привлечение детей к систематической, специально организованной общественно-полезной деятельности, способствующей развитию привычек, навыков культурного поведения, коллективного общения, усидчивости.
Перед выполнением упражнений проходит изучение абстрактного материала и тщательный инструктаж педагога. Такой подход обеспечивает ученикам систематическое поэтапное выполнение действий, необходимых для развития определенных свойств, с поэтапным усложнением, повышением уровня сложности, прибавлением элемента персонального творчества.
Метод примера и его характеристики
Пример, как метод воспитания представляет собой действие, нацеленное на создание и поведение детей посредством системы позитивных образцов, призванных служить прототипом для воспроизведения, основой формирования совершенного социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.
Содержание примера воспитания определяется его общественной ценностью. В нем заключен социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый из примеров имеет конкретное содержание и социальную значимость. Таким образом, позитивный пример – непосредственно историческое мнение.
В современном понимании метод примера – это образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и средства достижения поставленных задач, подходящие к эталону личности.
В воспитательном отношении ценны примеры богатые идейным содержанием, с высокой степенью развития личностных качеств и способные стать благородным примером для подражания.
В процессе усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного эталона поведения, пример перерастает в самовоздействие. Ребенку свойственно идентифицировать свою личность с популярными представителями социума, героями произведений, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.
Примеры воспитания имеют классификацию по типу воздействия на сознание учащихся:
Метод поощрения
Воспитательный метод поощрения – это механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности. Исполнение происходит с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.
Применение метода поощрения в различных видах деятельности учащихся, таких как учебная, игровая, бытовая, трудовая или общественная, позволяет повысить эффективность свойств труда и самоутвердиться.
Чтобы понимать, что такое метод воспитания через поощрение необходимо понимать механизмы его влияния. Его использование на практике вызывает положительные эмоции, рождая убежденность, оптимизм, создает здоровый социально-психологический климат, увеличивает уровень ответственного отношения, помогает развить внутренние творческие силы воспитуемых и их положительную жизненную позицию. Незаслуженное поощрение, в свою очередь, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха любыми методами только ради награды.
Система поощрения по мере нравственного созревания развивается от материальных до нравственных стимулов. Отношение учащихся к поощрению позволяет педагогу получить представление о честолюбии и самолюбии детей, истинных мотивах действий и направленности личности, их отношении к занятиям и награждениям. Эффективность поощрения напрямую зависит от способности учителя расценивать итоги учебы и поведения, одобрять или осуждать их действия и поступки.
Наиболее используемые в педагогической практике приемы поощрения – это выражение удовлетворения от работы конкретных учеников или класса в целом, похвала, одобрение, призыв следовать лучшему примеру. Это требует от педагога мастерства владения методикой поощрения и ее эффективного применения в повседневной практике.
Метод принуждения
Методы принуждения – это меры побуждения учеников к выполнению собственных обязанностей вопреки нежеланию осознать неправоту и скорректировать поведение.
Использование метода принуждения в педагогически корректном понимании возможно на базе предварительного убеждения и использования других методов воспитания. Пользоваться данным воспитательным методом необходимо уместно не допуская злоупотребления.
Как было отмечено, необходимо сначала убедить воспитанника и после этого использовать метод принуждения. Предъявление категорических требований, в случае их непринятия воспитанником, должно быть аргументировано и разъяснено. Педагог обязан следить за выполнением предъявляемых требований, а в случае отказа – принять необходимые меры для достижения поставленной задачи. В случае безнаказанного уклонения от исполнения у воспитанников развивается безответственность.
Отрицательное восприятие учениками наблюдается и тогда, когда педагог использует репрессивные методы воспитания в педагогике либо часто жалуется руководству на факт недостаточного усердия в учебе. До принятия категорических мер учитель обязан испробовать все возможные методы разрешения ситуации. Это может быть увеличение контроля над обучением, определение сроков выполнения конкретных заданий, проведение коллективных бесед, публичное порицание провинившегося.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Методы воспитания — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с педагогом-воспитателем.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см. табл. 2).
Таблица 2. Классификация методов по источникам передачи содержания
Группы методов | Виды методов | Источники передачи содержания |
I группа | Словесные методы | Рассказ, беседа, инструктаж и др. |
II группа | Практические методы | Упражнения, тренировка, самоуправление и др. |
III группа | Наглядные методы | Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др. |
Другая классификация методов построена на основе структуры личности:
а. методы формирования сознания;
б. методы формирования поведения;
в. методы формирования чувств и отношений.
Классификация:
Самоутверждение и самовыражение личности происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.
Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями обучаемого о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.
Более подробно остановимся на методе упражнений.
Метод упражнений — это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.
Метод упражненийв воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Рассмотрим основные из них:
— метод критики и самокритики;
Убеждение есть метод активного воздействия словом и делом на сознание, чувства и волю воина с целью помочь ему осмыслить, понять идеи и требования, в духе которых он воспитывается, внутренне принять их и руководствоваться ими при решении практических задач. С психологической точки зрения, задача состоит в том, чтобы сформировать у подчиненного соответствующую систему личных убеждений, определяющих линию его поведения.
Убежденный человек принципиален в своих поступках и отстаивает свои мнения с величайшим упорством и настойчивостью. Офицер с помощью метода убеждения устанавливает духовный контакт сотрудниками, овладевает их мыслями и чувствами, достигает полного взаимного доверия.
Характер воздействия методом убеждения определяет средства, при помощи которых эти воздействия осуществляются. Такими средствами являются:
ВО-ПЕРВЫХ, убеждение словом. Одним из главных средств, при помощи которых командир воздействует на сознание, чувства и волю подчиненного является живое, яркое слово.
Будучи многообъемлющим раздражителем, слово может воздействовать на все стороны психики человека: на его ум, чувства и волю.
Командиры используют слова для решения воспитательных задач путем:
а) Разъяснения, которое применяется в тех случаях, когда сотруднику сообщается незнакомый материал, или когда он не разобрался, не усвоил смысла выдвинутых положений, требований, Разъяснительная работа ведется воспитателем постоянно. Особенно она необходима в воспитании молодых сотрудников, еще не усвоивших порядок и правила службы.
Путь переубеждения является наиболее трудным, т.к. от своих взглядов, даже если они не верны, человек отказывается не сразу, а в результате преодоления сомнений, колебаний, что связано с большой внутренней работой его ума, чувств и воли.
Какие же аргументы или приемы используют воспитателя для воздействия на воина словом в целях его убеждения? Наиболее широкое применение в качестве доводов у офицеров находят факты и положения, ранее доказанные наукой.
К ним относятся чаще всего требования уставов, инструкций и наставлений. А также в целях обоснования выдвинутых положений воспитатели прибегают к ряду приемов, помогающих сделать систему аргументов более убедительной. Активно применяются следующие приемы:
— использование фактов (цифр, примеров);
— сравнение, противопоставление, аналогия и т.д;
— доказательство от противного;
— ссылка на документы, авторитет лиц коллектива;
— демонстрация опытов, наглядных пособий и др.
Все пути, средства и приемы воздействия словом между собой тесно связаны и применяются в различных сочетаниях. Однако, для убеждения очень важно правильно подобрать и подать факты, так как они обладают рядом свойств: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Дело в том, что факты можно подбирать и подавать произвольно и на основе этого делать совершенно неправильные, субъективные выводы.
ВО-ВТОРЫХ, убеждение делом, которое органически связано с убеждением словом.
Убеждение делом, работой, «проповедь действия» особенно нужны тогда, когда требуется доказать воплощение идей в практику, побудить подчиненных к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой пример. Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа и опыта офицера, или показом опыта других, или убеждение сотрудников на их личном опыте, которое заключается в такой организации их деятельности, чтобы они приходили к правильным выводам в результате собственного опыта практической работы. В этом отношении большое значение имеет активное участие каждого в решении задач, стоящих перед подразделением, вовлечение его в общественную деятельность, организацию и проведение различных мероприятий воспитательного характера.
Мастерство убеждения доступно каждому офицеру, но для этого необходимо приобрести определенные навыки, а именно:
— научиться четко и ясно определять в чем следует убедить подчиненных;
— уметь выбрать и применить средства и приемы убеждения, которые наиболее пригодны для подчиненных.
Для успешного применения метода убеждения офицеру необходимо не только владеть техникой убеждения, но и обеспечивать определенные условия идей, повышающие эффективность убеждения.
Эффективность убеждения достигается:
1. Личной убежденностью офицера в то, в чем он стремиться убедить своих подчиненных.
Отсутствие у офицера личной убежденности очень быстро улавливается подчиненными. Ведь в таком случае в речи офицера чувствуется нерешительность, робость, недостаточность аргументации, а это ослабляет силу ее воздействия.
2. Научностью и достоверностью в освещении действительности.
Это условие требует от воспитателя изложения выдвигаемых положений со строго научных, объективных позиций, не допуская элементов упрощенчества, вульгаризации, односторонности, Оно обязывает офицера нести сотрудникам правдивую информацию, что способствует успешному решению боевых задач.
3. Знанием командиром запросов, настроений и индивидуальных особенностей подчиненных. Глубокое знание своих подчиненных позволяет командиру осуществлять в любой конкретной педагогической ситуации индивидуальный подход к каждому, четко и ясно определить, в чем следует убедить сотрудников, кому из них и какая именно нужна духовная пища; избрать и применить те средства и приемы метода убеждения, которые будут наиболее результативны в отношении каждого подчиненного с учетом его качества, характера, темперамента.
4. Ясностью, доходчивостью, наглядностью разъяснений и доказательств, эмоциональностью и доступностью речи офицера. Это достигается правильностью речи, стилистикой, разъяснением научных терминов и малоизвестных слов, умелым использованием интонации, логических ударений, цитат, крылатых выражений, афоризмов, отрывков из художественных произведений, кинофильмов, звукозаписи, жестов, мимики, ритма, наводящих вопросов, пауз и т.д. Все эти средства несут дополнительную информацию, обогащают смысловое значение произносящих слов, фраз.
Эмоциональность речи офицера, ее страстность привлекает внимание подчиненных, повышает интерес, усиливает убедительность. Эмоциональная речь убеждает сильнее, чем идентичная по содержанию, но монотонная и скучная.
5. Умением офицера располагать к себе подчиненных, завоевывать их доверие, добиваться взаимопонимания.
Это легче достигается, если он сам благоволительно относится к ним, любит и уважает их. Сердечность, теплота, искренность офицера, его заинтересованность в том, чтобы его правильно поняли, позволяет ему завоевывать чувства воинов и легче донести до их сознания необходимые мысли.
Чаще всего сочетание нарушается между убеждением и методом принуждения. Этот недостаток наблюдается прежде всего в работе молодых офицеров. Одни из них, придя в часть, стремятся строить свою работу, используя только средства убеждения, всячески избегая при этом применения принудительных мер. Не получив желаемых результатов, отдельные из них становятся на путь уговаривания подчиненных, допускают элементы панибратства. Другие преувеличивают роль принуждения, увлекаются взысканиями, думая, что этим проявляет высокую требовательность. Все это приводит к обратным результатам: к потере делового контакта, к ухудшению дисциплины и порядка.
Умелое сочетание убеждения с другими методами воспитания повышает действенность не только основного метода, но и воспитательной работы в целом.
Таким образом, метод убеждения является главным методом воспитания воинов и при правильном сочетании его с другими методами он позволяет успешно формировать у воинов сознательное отношение к своим обязанностям, создать прочные идейные основы их поведения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»
Федосова Елена
Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»
Вопрос воспитания подрастающего поколения актуально встает перед каждым родителем, воспитателем, педагогом. Взрослые ежедневно оказываются перед выбором методов воспитания. Родители, педагоги стараются определить для себя, какой метод воспитания использовать в той или иной ситуации по отношению к детям. Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами и эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов. Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств.
Структура воспитательногопроцесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
• «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
• «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
• «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанностичеловека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанностичеловека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А. [1, с. 38], наиболее общая классификация видов воспитания,включает в себя:
В зависимости от различных направлений воспитательнойработы выделяются также: гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное,
конфессиональное (религиозное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в туристических клубах – туристское воспитание, воспитание в специальных образовательных учреждениях.
По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают
авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание;
Однозначного определения методов воспитания не существует.
Методы воспитания — это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. [6, с. 269]
По мнению Подласова И. П., «в настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности. [6, с. 275]
В качестве основы для определения методов воспитания ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия.
Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником [1, с. 45].
По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А. [1, с. 46], методы воспитанияпроявляют свое содержание через:
• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Вышеозначенные классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.
Бордовская Н. В. и Реан А. А. приводят примеры методов воспитания и определяют их отличительные особенности. [1, с. 47-48] По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А.,
Педагогическое требование как метод воспитания может:
• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
• выступать как конкретная задача;
• иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;
• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.
Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).
Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.
Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.
Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода состоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.
Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни,
манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.
Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.
Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.
Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.
Пешкова Е. В. [5, с. 13]расширяет виды наказания следующими: лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей.
По Пешковой Е. В. [5, с. 10-13] методы воспитанияделятся на четыре группы:
Методы убеждений (убеждения, рассказ, беседа, пример, внушение, требования);
Методы упражнений (приучений) – (приучение, доверие, создание воспитывающих ситуаций, контроль, переключение);
Методы стимулирования деятельности (постановка перспективы, поощрение, соревнование, метод «взрыва», наказание);
Методы самовоспитания (личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка)
В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г. И. Щукиной. Выделяют 3 группы методов воспитания: Методыформирования сознания личности: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; Методыорганизации деятельности и формирование опыта общественного поведения: упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации. Методыстимулирования поведения деятельности: соревнования, поощрение, наказание.
Эффективность методов воспитания
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов. Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов,но в первую очередь от:
• логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
• индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя;
• условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт.
Также необходимо учитывать, что методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. К методам, как внешним механизмам реализации педагогической цели, также приобщаются педагогом внутренние и дополнительные механизмы-стимулы. Речь идет, например, об использовании стремления ребенка к творческому самопроявлению и самоутверждению, а также самолюбия, честолюбия, желания добиться успеха и получить удовольствие. К этим внутренним стимулам примыкают, соединяются с ними такие внешние механизмы-стимулы педагогического воздействия, как поощрение, требование и др. [4, с. 19]
В одних и тех же условиях методы воспитания могут существенно отличаться —это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на эффективность методов воспитания и результат воспитательного процесса.
Для оценки результатов воспитательного процесса Брутова М. А. предлагает использовать понятие «личностный рост», отражающее позитивную направленность развития личности и диагностику динамики личностного роста. [2, с. 183-217]
Без знания методов воспитания, последовательности их применения нельзя совершенствовать педагогическое мастерство и правильно воспитывать.
В то же время, никакая система методов не может быть рекомендована раз и навсегда. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого необходимо применять сочетание различных методов воспитания.
Необходимо грамотно использовать различные методы, приемы и средства воспитания, стимулировать в воспитуемом способность активно реагировать на воспитательное воздействие. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:»Методы определения ведущей руки» Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.
Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.