к какой группе методов по классификации ананьева относится кросс культурный метод
К какой группе методов по классификации ананьева относится кросс культурный метод
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г.Ананьеву, — классификация болгарского психолога Г.Д.Пирьова. Он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.
Критику классификации Пирьова дал Ананьев, предложив другую. Все методы он разделил на: 1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные нами выше), 2) эмпирические, 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.
К организационным Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), приходиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.
В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (филои онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента или инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных? Разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования («близнецовый метод» и др.)?
Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву)
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные методы исследования
Метод – это путь познания, который опирается на определенную совокупность полученных ранее знаний.
Он делит все методы на четыре большие группы:
Организационные методы
Организационные методы могут быть:
Сравнительный метод широко используется в общей психологии при сопоставлении выборок или разных групп испытуемых. В психологии развития метод сравнения представлен в двух основных формах: методом возрастных (поперечных) и лонгитюдных, т.е. продольных исследований. Сравнительно-возрастной метод заключается в сопоставлении особенностей по возрастам для выявления динамики изучаемых психических процессов.
Процедура поперечных срезов подразумевает, что изучаемое явление психики диагностируется при помощи одного психологического инструмента для испытуемых разных возрастных групп. Продольные исследования требуют длительного исследования одних людей на протяжении нескольких лет. При этом используется наблюдение, тестовые, экспериментальные методики. Данный вид исследований дает возможность определить индивидуальные особенности развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Разновидностью сравнительного метода считается генетический метод, используемый в педагогической и возрастной психологии.
Эмпирические методы
К группе эмпирических методов исследования относятся:
Наблюдение активно применяется при изучении развития детей. Его основная задача заключается в накоплении фактов и их расстановки во временной последовательности.
Наблюдение бывает сплошным, при котором психолога интересуют, вся специфика поведения индивида, и выборочным, при котором фиксируются только определенные выборочные характеристики. Наблюдение – это достаточно сложный метод и его применение должно отвечать определенным требованиям:
Эмпирические методы применяют с детьми чаще всего в привычных условиях школы или детского сада. Поэтому в педагогической и возрастной психологии часто применяется естественный эксперимент, который осуществляется в рамках трудовой, игровой и учебной деятельности. Специфическим методом педагогической и возрастной психологии признается формирующий эксперимент, при котором создаются специальные условия для изучения в динамике развития психологических особенностей при их целенаправленном формировании.
Беседа – это эмпирический метод, используемый для получения информации о человеке при общении с ним, в результате получения ответов на целенаправленно заданные вопросы.
Анкетирование является методом получения необходимых данных о человеке на основании ответов на определенные заранее подготовленные вопросы, входящие в анкету.
Анализ продуктов деятельности позволяет изучать человека посредством интерпретации продуктов его деятельности.
Тестирование – это диагностика личностных качеств индивида при помощи тестов. При этом тестирование только констатирует действительность, а для изменения, развития различных качеств личности следует использовать иные методы.
Методы обработки данных
К методам обработки данных относятся:
Интерпретационные методы
К интерпретационным методам относятся:
Генетический помогает интерпретировать обработанный материал исследования, посредством характеристик развития, выделяя стадии, фазы, критические моменты формирования психических новообразований. Он определяет генетические вертикальные связи между разными уровнями развития.
Структурный метод выявляет горизонтальные структурные связи между изученными характеристиками человеческой личности.
О видах психологического эксперимента по методу Ананьева
Борис Герасимович Ананьев рассматривал индивидуальность как внутреннюю сущность человека и как систему, объединяющую его внутреннее содержание с характеристиками, свойственными индивиду, личности и субъекту деятельности.
Таким образом, он признавал индивидуальность результатом гармоничного сочетания биологического и социального начала, присущих каждому человеку. С его точки зрения, она является вектором развития трех составляющих (индивида, личности и субъекта) как единого целого, стабилизирует человеческую структуру, оказывает прямое влияние на жизнеспособность и долголетие.
Существовало много разновидностей методов, исследующих психологию личности и ее индивидуальность. Б.Г. Ананьев считал очень важным иметь в распоряжении хотя бы приблизительную классификацию. Такое знание о возможностях и соотношениях различных методов необходимо для составления планов психологических экспериментов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Свою классификацию Ананьев разработал на основе схем болгарского ученого-психолога Г.Д. Пирьова, который предложил следующие виды методов:
Признав эту схему наиболее полной из всех существующих, Ананьев нашел в ней не только плюсы, но и минусы:
Ананьев постарался устранить эти противоречия и создал свою классификацию, дополнив ее методами психодиагностики, способами обработки данных и расшифровки результатов эксперимента. Благодаря ей появилась возможность выделения разных способов получения информации и распределения их по группам в соответствии с этапами экспериментов.
Классификация
По Ананьеву методы можно разделить на 4 основные группы:
Организационные методы
Организационные методы Ананьев также разделил на 3 типа:
Все указанные методики могут применяться как отдельно, так и в комплексе.
Эмпирические методы
Делятся на описательные и экспериментальные (проведение опытов).
К описательным принадлежат наблюдение и самонаблюдение, методы психической диагностики (проведение анкетирования, опросов, интервьюирования, бесед), социометрические исследования, анализ продуктов, событий, процессов человеческой жизни и деятельности, метод моделирования.
Тестирование находится на границе описательных и экспериментальных методов. Теоретические тесты ближе к первой группе, практические (как ведет себя субъект в той или иной ситуации) — ко второй.
Наблюдение и самонаблюдение
Существует множество разновидностей наблюдений. Разберемся с каждым из них.
Методы психической диагностики
Психодиагностические методы классифицируются:
Тесты, используемые в методах психодиагностики, также делятся на группы по признакам:
Помимо анкетирования, опросов, включенных в общую категорию «тестирования», также методом психической диагностики является беседа.
Беседа — метод речевого взаимодействия между испытуемым и исследователем.
При этом она может быть не только инструментом, но и способом корректирующего воздействия, а также методом установления доверия и взаимопонимания. Поскольку метод достаточно сложный и одновременно действенный, к нему предъявляются особые требования:
Метод анализа жизненных процессов и продуктов деятельности
Состоит в изучении и анализе таких предметов, как рисунки, сочинения, поделки, другие виды творческих работ, личные и школьные дневники. Такой анализ относится к праксиметрическим методам. Сюда же включаются методы хронометража, циклограмм, профессиограмм и биографический метод (изучение жизненного процесса личности или группы людей).
Социометрический метод
Представляет собой исследование взаимодействий внутри группы людей, их межличностных взаимоотношений. Характеризует положение человека внутри группы (ведущий или ведомый). Позволяет выявить взаимную симпатию или неприязнь, на основе этого подобрать оптимального партнера для совместной продуктивной деятельности.
Метод моделирования
Является большей частью теоретическим, состоит в создании математической модели приблизительного образа реальности для изучения психических явлений. Модель является психическим отражением оригинала. Вначале у объекта выделяются его приближенные образы, затем они познаются в отдельности. При наложении друг на друга образы создают модель познаваемого оригинала.
Экспериментальный метод
Метод исследования, проводимый в рамках специально сконструированной ситуации для проверки гипотезы о причинно-следственных связях между определенными факторами. Состоит из 3 этапов — постановки цели (создания гипотезы), проведения и сбора данных.
По условиям проведения эксперимент разделяется на:
Методы обработки данных
Интерпретационные методы
Методика определяет основные направления интерпретации полученных в ходе психологических исследований данных. Они характеризуют подходы, применяемые в анализе этих данных. Ананьевым было выделено 2 основных подхода: генетический и структурный. Они могут применяться независимо друг от друга либо в комплексе.
Примеры экспериментов по методу Ананьева
Приведем примеры эксперимента по изучению организационного поведения:
Примеры экспериментов о влиянии определенных факторов на качество умственной, творческой и физической деятельности:
Классификация методов психологии по Ананьеву
Психологическая наука включает разные методы исследования. Они представляют собой средства, приемы, применяемые для получения информации, на основе которой выстраиваются новые теории, выносятся практические рекомендации. Развитие науки зависит от совершенности применяемых техник. Методы психологии по Ананьеву — это выделение способов получения информации в отдельные группы. Такая классификация появилась под влиянием развития психологии, появлением новых способов проведения исследований.
Этапы и задачи
Б. Г. Ананьев классифицировал психологические методы исследований так, чтобы разделение соответствовало этапам экспериментов.
Экспериментатор создает для испытуемого определенные условия, начинает воздействовать на него раздражителями, чтобы изучить реакции субъекта на изменения окружающего мира.
Основные задачи психологии:
После получения информации ученые проводят ее глубокий анализ, делают выводы.
Классификация
Все методики, применяемые в психологической науке, Ананьев разделил на 5 групп:
Стандартные техники
Существует несколько стандартных техник, который применяются в различных психологических школах:
Способы приема и обработки информации
После тестирования полученную информацию необходимо объединить, провести ее глубокий анализ. Существует два метода обработки данных:
Организационные
Группа, объединяющая в себе несколько методик:
Методики могут комбинироваться.
Эмпирические
Представляют собой техники сбора общих данных:
Виды психологического эксперимента по Ананьеву:
Часть экспериментов со временем запретили из-за негативного воздействия на психическое, физическое развитие испытуемых.
Интерпретационные
К этой группе относятся такие методы:
Классификация психологических методов по Ананьеву разделяет основные техники, применяющиеся исследователями. Разделение не нарушает последовательности проведения экспериментов, получения, анализа данных.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете о том, какой вклад в развитие психологии сделал Б. Г. Ананьев.
Презентация «Классификация методов по Борису Ананьеву»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классификация методов по Борису Ананьеву ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» z
2. Эмпирические методы: Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. наблюдение (включая самонаблюдение); экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). z
3. Методы обработки данных: методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования. методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев. z
4. Интерпретационные методы: Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит. Генетический (фило- и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация. z
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
В презентации изложена классификация методов по Борису Ананьеву. Биография автора, четыре классификации и наглядная таблица. Презентация
Создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев,и др.
Номер материала: ДБ-1089425
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.