к какой главе романа дубровский предпослан эпиграф
А. С. Пушкин. Дубровский. Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
Какие эпизоды романа вы считаете кульминационными? Назовите и перескажите их.
Глава IV первого тома изображает события высокой драматической напряженности, где от поведения главного героя зависит дальнейший ход событий. Не зная о намерениях Троекурова примириться с отцом, Владимир гонит его из имения и тем самым способствует продолжению вражды. Кульминационным эпизодом второй части можно считать объяснение Дубровского с Машей перед бегством из имения. Маша узнает, что скромный и мужественный Дефорж — Дубровский, тот объявляет об отказе мстить Троекурову из любви к ней. Владимир приходит к пониманию, что дом, где живет Маша, священен, что никто, связанный с ней кровными узами, не подлежит его проклятию. В результате сюжет получает новое направление в своем развитии. Кульминацией любовной линии и всего произведения в целом можно считать встречу в лесу и попытку освобождения Марьи Кириловны. Маша не решается нарушить клятву, данную жениху в церкви, и отказывается от освобождения. Верный своему слову Дубровский не причиняет вреда Верейскому. С этого момента теряется смысл мести Троекурову (об этом Владимир сказал Маше на первом свидании) и дальнейшей борьбы за любовь и личное счастье. После сражения с войсками властей наступает развязка всего романа: Дубровский прощается со своими товарищами, и отряд разбойников практически прекращает свое существование.
Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
Эпиграф — значимая часть художественного произведения. Он представляет собой цитату, изречение, пословицу, строки из стихотворения, помещаемые либо после заглавия произведения, либо перед его отдельными главами. В эпиграфе автор стремится ярко, афористично выразить главный смысл произведения, его идею, отразить свою позицию. Эпиграф, как правило, предназначен для подчеркивания особо важной для автора идеи и если появляется внутри произведения, то относится к очень значительной, драматически напряженной, влияющей на дальнейшее развитие сюжета части произведения. Такой важной частью романа «Дубровский» является глава IV первой части. Согласно русской традиции гроб с покойником в ожидании похорон и для прощания с родными и близкими устанавливался на столе в одной из парадных комнат дома, где он жил. Стол, полный яств, изысканных блюд, приготовленных для гостей, символически означает богатство жизненных ценностей, как духовных, так и материальных. В доме Дубровского таковыми ценностями были и гордость дворянским родом, и воспоминания о прошлом, и радушные отношения помещика с крестьянами, и дружба с Троекуровым, прочности которой завидовали соседи.
Сюжет IV главы драматически напряжен и повышенно эмоционален. После решения суда кассация не подана, Троекурову напоминают, что он может вступить во владение Кистеневкой, но он медлит, «совесть его роптала», он знает состояние своего бывшего друга и решается приехать, чтобы восстановить прежние отношения и уничтожить все следы ссоры. С этим намерением он въезжает во двор кистеневского дома. Казалось бы, намерение Кирилы Петровича могло бы предотвратить дальнейшее развитие конфликта, появилась возможность достижения скорой кульминации и благополучной развязки, но вместо этого происходит неожиданный поворот в сторону трагического развития действия. Увидев Троекурова, Андрей Гаврилович испытывает совершенно противоположные чувства. Его разбивает паралич, и он умирает. По приказу Владимира Кирилу Петровича изгоняют из имения. Глава завершается печальными словами: «…слуги окружили труп, оставленный на их попечение, вымыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служили своему господину». И вновь в настроении Троекурова возобладало чувство мести, но дальнейшая война повелась уже с сыном покойного. Так, эпиграф перекликается с содержанием главы IV и формулирует философскую мысль, в ней заложенную.
А. С. Пушкин. Дубровский. Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
Можно ли этот роман назвать любовным романом или перед нами не только история отношений двух героев, но и картина помещичьей жизни эпохи? Докажите свою правоту, привлекая текст романа. В сюжете романа присутствует любовная линия.
Однако перед читателем возникают картины жизни поместной России, обличается порочность социальных отношений. Одной из важных сюжетных линий в романе становится тема крестьянского бунта, взаимоотношения крестьян и их предводителя, бывшего помещика Владимира Дубровского.
Какие эпизоды романа
Кульминационным эпизодом второй части можно считать объяснение Дубровского с Машей перед бегством из имения. Маша узнает, что скромный и мужественный Дефорж – Дубровский, тот объявляет об отказе мстить Троекурову из любви к ней. Владимир приходит к пониманию, что дом,
Кульминацией любовной линии и всего произведения в целом можно считать встречу в лесу и попытку освобождения Марьи Кириловны. Маша не решается нарушить клятву, данную жениху в церкви, и отказывается от освобождения. Верный своему слову Дубровский не причиняет вреда Верейскому. С этого момента теряется смысл мести Троекурову (об этом Владимир сказал Маше на первом свидании) и дальнейшей борьбы за любовь и личное счастье.
После сражения с войсками властей наступает развязка всего романа: Дубровский прощается со своими товарищами, и отряд разбойников практически прекращает свое существование.
Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
Эпиграф – значимая часть художественного произведения. Он представляет собой цитату, изречение, пословицу, строки из стихотворения, помещаемые либо после заглавия произведения, либо перед его отдельными главами. В эпиграфе автор стремится ярко, афористично выразить главный смысл произведения, его идею, отразить свою позицию. Эпиграф, как правило, предназначен для подчеркивания особо важной для автора идеи и если появляется внутри произведения, то относится к очень значительной, драматически напряженной, влияющей на дальнейшее развитие сюжета части произведения.
Такой важной частью романа “Дубровский” является глава IV первой части. Согласно русской традиции гроб с покойником в ожидании похорон и для прощания с родными и близкими устанавливался на столе в одной из парадных комнат дома, где он жил. Стол, полный яств, изысканных блюд, приготовленных для гостей, символически означает богатство жизненных ценностей, как духовных, так и материальных.
В доме Дубровского таковыми ценностями были и гордость дворянским родом, и воспоминания о прошлом, и радушные отношения помещика с крестьянами, и дружба с Троекуровым, прочности которой завидовали соседи.
Сюжет IV главы драматически напряжен и повышенно эмоционален. После решения суда кассация не подана, Троекурову напоминают, что он может вступить во владение Кистеневкой, но он медлит, “совесть его роптала”, он знает состояние своего бывшего друга и решается приехать, чтобы восстановить прежние отношения и уничтожить все следы ссоры. С этим намерением он въезжает во двор кистеневского дома. Казалось бы, намерение Кирилы Петровича могло бы предотвратить дальнейшее развитие конфликта, появилась возможность достижения скорой кульминации и благополучной развязки, но вместо этого происходит неожиданный поворот в сторону трагического развития действия.
Увидев Троекурова, Андрей Гаврилович испытывает совершенно противоположные чувства. Его разбивает паралич, и он умирает. По приказу Владимира Кирилу Петровича изгоняют из имения. Глава завершается печальными словами: “…слуги окружили труп, оставленный на их попечение, вымыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служили своему господину”.
И вновь в настроении Троекурова возобладало чувство мести, но дальнейшая война повелась уже с сыном покойного. Так, эпиграф перекликается с содержанием главы IV и формулирует философскую мысль, в ней заложенную.
Эпиграфом из оды Державина, содержание которой было известно читающей публике того времени, подчеркивается трагизм происходящего в имении Дубровского, т. е. разрушение всех моральных и бытовых ценностей и, наконец, смерти самого владельца.
Related posts:
Подберите эпиграфы к каждой главе романа «дубровский
Дубровский» А.С.Пушкин
Эпиграфы к главам и план:
ТОМ ПЕРВЫЙ
Глава III
«Письмо от няньки,в чём подвох?
Поторопись Владимир,отец плох».
(Болезнь отца,письмо Владимиру и его приезд.)
Глава VI
«Умрем, идем с тобою»и метель огня.
Пожар,»не поминайте лихом вы меня!»
Поджог имения,гибель приставов и спасение кошки.
ТОМ ВТОРОЙ
Глава IX
«Праздник,гости,пир горой.
Главарь-аристократ,француз-герой»
(Храмовый праздник в усадьбе,обсуждение благородства главаря разбойников.)
Глава XII
«Уроки музыки и Машино смущение.
Владимира признание,учителя исчезновение.»
(Встреча с Машей,объяснение,исчезновение учителя.)
Глава XIII
«Из-за границы возвращается сосед,
Верейский,князь.Начало новых бед.»
(Появление князя Верейского.)
Глава XIV
«Любовное письмо,волнение и удар:
Жених ведь князь,но как он стар!»
(Согласие отца на брак со стариком,письмо от Дубровского.)
Глава XV
«Насильно замуж,как спасти от демона-отца,
Сигнал о помощи,знак-в качестве кольца.»
(Рассказ Маши о горе-свадьбе,условный знак-кольцо.)
Глава XVI
«Ошибка роковая-князю письмо,
Ей заточение в наказание дано!»
(Письмо князю и заточение Маши отцом.)
Глава XIX
«Облава,солдаты и бой средь берез,
Конец грабежам,а Дубровский исчез.»
(Охота на Дубровского,роспуск шайки и исчезновение Владимира.)
Презентация по литературе на тему «Композиция романа «Дубровский» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Композиция романа «Дубровский»
Описание слайда:
Описание слайда:
— построение, структура художественного произведения; отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.
Композиция
Описание слайда:
Возвращение действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования.
Ретроспекция
Часть сюжета произведения, предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имеющих место до его начала.
Использование экспозиции
Композиционные приёмы
Композиционный разрыв
Обрыв повествования на самом интересном месте в конце главы, а следующая глава начинается с рассказа о другом событии.
Описание слайда:
Эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия.
Элементы композиции художественного текста
Художественные описания: портреты, пейзажи, интерьеры. Детали, используемые при описании или повествовании.
Описание слайда:
Выбор главных и второстепенных действующих лиц и определение их отношений (сопоставления, противовопоставления и т. д.), а также способ изображения их — статично или в развитии.
Система образов
Описание слайда:
Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Маша Троекурова, Владимир Дубровский, псарь Парамошка, заседатель Шабашкин, нянька Егоровна, старый кучер Антон, кузнец Архип, исправник, заседатель земского суда, стряпчий, писарь,Саша Троекуров, учитель Дефорж, Антон Пафнутьич Спицын, Анна Савишна Глобова, смотритель Сидорыч, Пахомовна, князь Верейский, садовник Степан, мальчик Митя.
Герои романа
Описание слайда:
Описание слайда:
Какова роль основных композиционных элементов в романе «Дубровский»?
Как авторская позиция выражается в экспозиции романа?
С какой целью автор использует ретроспекцию и приём разрыва?
С какой целью автор предпосылает эпиграфы к главам романа, включает в него письма и песни героев?
Как выражаются авторские оценки в портретных и пейзажных зарисовках?
Какую роль играют в композиции романа вставные рассказы?
Какие эпизоды и образы романа являются примерами композиционной и образной антитезы?
Вопросы
Описание слайда:
Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: какова роль композиционных элементов в романе «Дубровский»? (на примере 2-3 элементов)
Дополнительно (по желанию) написать эпилог к роману.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация к уроку по чтению «В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.»
Литературные направления и течения
Конспект урока «В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.»
ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ИФФ
Конкурсная работа «Дух и буква». Методическая разработка внеклассной работы
Проектная работа «Венок сонетов» для обучающихся с ОВЗ в сфере профессионального образования
Выпускная квалификационная работа «Лексическая мотивация в творчестве К.Д.Бальмонта»
ОТЧЕТ о педагогической практике по литературе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5237482 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
А) Где пиршеств раздавались клики
Надгробные там воют лики
Б) О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями?
В) Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Г) О как красуются места,
Что иго лютое сбросили.
Тяжелый эпиграф, невеселая глава романа. Чтобы ответить на вопрос, по любому надо знать, что там за эпиграф. Эпиграф к четвертой главе роман звучит так:
И по смыслу, и по размеру стихотворных строк для продолжения подходит только вариант ответа под буквой А, потому что, если добавить к строке эпиграфа строки из других ответов, получится бессмыслица.
Поэтому автор посчитал уместным написать такой эпиграф к этой главе:
Этим Пушкин хотел показать, что радость может неожиданно смениться страшным горем.
Как видим, после строки, значащийся в эпиграфе, у Державина следуют строки:
А это означает, что верный ответ находится под литерой «А».
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
Но вот незадача, Владимир оказывается влюблен в дочь Троекурова Машу. Это светлое чувство заставляет Дубровского отказаться от плана мести Троекурову, но для властей Владимир все равно остается преступником. Владимир теряет Машу, которая выходит замуж за другого, и вынужден бежать из страны.
Чему же учит нас повесть «Дубровский»?
Эта прекрасная повесть учит нас тому, что справедливости следует добиваться только законными способами, как бы не было это трудно и может быть безнадежно. Ведь попытавшись восстановить справедливость по своему усмотрению, человек невольно сам нарушает закон, становится преступником.
Так же повесть «Дубровский» учит нас тому, что иногда самые страшные беды и ссоры, начинаются с совершенно незначительного происшествия. Что гордыня является смертным грехом, который мешает людям лучше понимать друг друга.
Когда Владимир Дубровский прочитал письмо своей няни, в котором та сообщала ему о болезни отца, то он пришел в страшное волнение. Дубровский с восьми лет воспитывался в Петербурге и почти не помнил отца, но тем не мысль о том, что он вот так внезапно может лишиться единственного родного ему человека потрясла и ужаснула Дубровского. Он тут же начал хлопотать об отпуске, решив, что если это будет нужно, даже выйти в отставку.
Итак, Дубровский принял тяжкое известие близко к сердцу.
Это показывает нам, что сам Дубровский был очень порядочным и добрым человеком, который любил и почитал отца своего, который готов был бросить карьеру, чтобы хоть чем-то помочь отцу. Дубровский показал этим свое благородство.
Описание суда и чиновников в повести Пушкина «Дубровский» меня просто удручает. Чиновники показаны явно пристрастными, они пресмыкаются перед силой и богатством Троекурова и не думают о справедливости принимаемого решения, они думают только о своей выгоде, рассчитывая получить от Троекурова благодарность в том или ином виде. Для них все было решено еще до начала слушаний по делу. Единственное что сделали эти крючкотворы, это отыскали видимость законности, нашли некую лазейку в документах, согласно которым выяснилось, что имение Дубровского и так принадлежит Троекурову, а сам Дубровский владеет им незаконно.
Сама атмосфера такого суда угнетала любого нормального человека и неудивительно, что на Дубровского оглашенное решение так сильно подействовало.
Троекуров задумывает отобрать у Дубровского Кистеневку, подает в суд и выигрывает дело, причем выигрывает не самым честным образом, поскольку Кистеневка фактически принадлежит Дубровскому, просто бумаги сгорели.
Ну и сговор с заседателем, а также подкуп Антона Пафнутьича Спицына сыграли свою роль.
В итоге от такой несправедливости Дубровский впадает в беспамятство. Болезнь длится, и Троекурова начинает мучить совесть. Он едет к соседу в имение, чтоб помириться, но тот видит его в окно и начинает сильно волноваться, так как не знает намерений Троекурова.
В повести «Дубровский» мы видим что даже Троекуров мог иногда испытывать нормальные человеческие чувства. Автор пишет, что Троекуров не был корыстолюбив, денег ему и так всегда хватало и когда Шабашкин приехал к нему с тем чтобы узнать, когда Троекуров будет вступать во владения Кистеневкой, то Троекуров откровенно смутился. Его жажда мести увела слишком далеко, он это понимал и сожалел о том, что затеял глупую ссору. Он прогнал Шабашкина и стал насвистывать, что говорило о большом смятении в мыслях.
В конце концов Троекуров даже решил вернуть имение, которое ему было совершенно не нужным, обратно Дубровскому и тем самым примириться с ним, однако на тот момент это решение уже запоздало, как запоздало и раскаяние Троекурова.