к какой этнической группе относятся румыны
Румыны, молдаване это цыгане, славяне?
Румын, молдаван и цыган часто путают из-за некоторого внешнего сходства. Но каждый из этих народов прошел свой путь. Румыны и молдаване имеют общего предка, а цыгане живут во многих странах мира, не имея родного государства. Несмотря на это, всех их роднит жизнерадостность, любовь к танцам и песням и отличное гостеприимство.
История происхождения румын и молдаван
Вопрос о происхождении румын до сих пор остается одним из самых спорных в современной мировой историографии. Существует версия, что румыны произошли от балканского народа. Его язык имел общие черты с албанским языком. С наступлением новой эры этот народ подвергся романизации.
Карта Румынии в древности
Место формирования румынского народа – южные области берегов Дуная. Румыны эмигрировали из этих мест в XII – XIII вв. в Трансильванию, где к тому времени жили венгры.
В конце XVI в. в части Трансильвании, населенной румынами, и в Валахии оформился валашский язык. Со временем он обрел статус государственного в Валахии и Молдавии. В XIX в. (1859 г.) произошло объединение этих двух областей в государство, находившееся тогда под османским влиянием, – Объединенное княжество Валахии и Молдавии.
Румынские женщины в национальных одеждах. Фото
После русско-турецкой войны оно обрело независимость и название Румыния. После русско-турецкой войны 3 марта 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мирный договор, согласно которому утверждалась независимость Румынии.
В декабре 1861 г. была выдана прокламация, по которой официально утверждалось образование Румынского национального государства. Завершающим этапом формирования румынской нации стало присоединение к Валахии и Молдавии в 1918 г. Трансильвании.
Молдаване, как нация, сформировались немного позднее, чем румыны. Этот процесс охватывает период XIV – XVI вв. Он происходил на территории тогдашнего Молдавского княжества (сейчас это Молдавия и часть современного Румынского государства – Западная Молдова). Население, проживавшее на западе Молдавского княжества, после 1859 года вошло в состав румынской нации.
Молдаване
Румынский и молдавский языки входят в группу восточно-романских языков, тогда как цыганский язык имеет индийские корни и относится к индоарийской группе индоевропейских языков.
Румыны – это цыгане, как иногда ошибочно полагают. Цыгане – это кочевые этнические группы, впервые появившиеся в Европе в Средние века. Несмотря на наличие множества названий, они сами предпочитают называться ромами, что в переводе означает «человек».
Считается, что их язык, отличающийся самобытностью, уходит корнями в санскрит. Но многие вопросы становления цыган до сих пор будоражат умы ученых.
В начале ХІ в. началась миграция цыган из северо-западной части Индии вследствие вторжений туда приверженцев ислама. Постепенно большинство этого кочевого народа продвигалось все дальше на запад, дойдя в ХІІІ в. до юго-востока Европы. На Балканах цыгане оказались в ХІ в. Часть цыган двигалась на восток – в район современной Армении и Восточной Турции.
Цыгане, пришедшие в Валахию и Молдавию, благодаря своему умению обрабатывать металлы оказались нужными ремесленниками, и их использовали как рабов. Постепенно они утратили свой язык и стали говорить на румынском.
Румыноговорящих цыган можно встретить на Балканах, в Венгрии и странах Западной Европы. Те, кто работал на полях, сохранили много своих традиций, их речь представляет собой близкородственные диалекты (влакс, влач), в которых прослеживается большое влияние румынского языка.
Молдаване как нация сформировались путем смешения восточных славян и балкано-романского народа. В ХІІ в. в Восточном Прикарпатье начался процесс этнической ассимиляции волохов, которые в ІХ в. пришли на эту территорию из Трансильвании, и восточных славян-мигрантов. Позже произошла молдованизация этого народа.
Современный официальный молдавский язык такой же, как и в Румынии, но в разговорной речи молдаване часто употребляют русизмы. Именно этим в языковом аспекте молдаване отличаются от большинства румын.
Характерные черты
Внешность румын в течение всего процесса становления нации изменилась. Если у дакийцев (далеких предков этого народа) были светлые глаза и волосы, то современные румыны выглядят иначе: у них темные (часто волнистые) волосы и глаза, смуглая кожа, тонкий нос и узкие губы. Они среднего роста с широкими плечами. У женщин тонкие заостренные черты лица и широкие бедра.
Румыны гостеприимны (особенно в селах), миролюбивы и практичны. Не любят демонстрировать окружающим свои чувства.
Внешность молдаван очень схожа с внешностью румын: молдаване имеют такие же темные, часто курчавые волосы, узкие черты лица и слегка смуглую кожу. Поэтому по внешним признакам сложно определить национальность этих двух народов. Оба народа эмоциональны, часто жестикулируют во время разговора.
Цыгане также относятся к темнокожим народам. В отличие от румын и молдаван, цыгане имеют насыщенно темный цвет кожи рук, что сближает их с индусами. Их рост незначительно выше, чем у румын.
Правила поведения
Молдаване, румыны и цыгане имеют общие и отличительные черты. Общее у них то, что все эти народы удивительно музыкальны, любят песни и танцы. Относительно темперамента следует отметить, что наиболее темпераментные из них цыгане.
Румыны – это цыгане – такой вывод часто делают, исходя из внешнего сходства этих двух народов. Есть еще мнение, что румыны и молдаване также принадлежат к одному этносу, разделенному территориально границей. У каждого из названных народов схожие культурные особенности и внешнее сходство. Но все-таки это разные этносы со своими специфическими чертами.
Религия
Согласно последним данным, основным религиозным направлением в Румынии и Молдавии является православие. Христианство пришло в Молдавию из Византии в ІХ – ХІІ вв. Его исповедует в Румынии почти 87% румын и 98% молдаван. Румынская православная церковь, имеющая 6 митрополий, пользуется поддержкой государства.
Среди других христианских конфессий здесь действуют:
католицизм | 5,6% |
протестантизм | 6,5% |
ислам | 0,3% |
иудаизм | 0,03% |
В отличие от румын, у молдаван существует 2 православные юрисдикции (Бессарабская митрополия Румынской Церкви, которую исповедуют 11% населения страны, и Молдавско-Кишиневская митрополия Московского патриархата, объединяющая в своих рядах 86% православных верующих).
Богослужение Молдавско-Кишиневской митрополии проводится на церковно-славянском языке, а Румынской церкви – на старомолдавском. Кроме православных, в Молдавии есть католики и протестанты, адвентисты седьмого дня и баптисты. Но все они мирно сосуществуют.
Традиции и обычаи
Румыны – это цыгане – такой вывод можно сделать, если не знать с традиции этих народов. Их также часто отождествляют с молдаванами. Несмотря на то, что исторически молдаване и румыны связаны территориально и имеют много общего, каждый народ сохраняет свою идентичность. Цыгане, живущие в разных странах, имеют свои особенности, но в целом придерживаются исконно цыганских традиций.
Несмотря на то, что многие думают, что румыны и молдаване это цыгане, традиции у них совершенно разные
Глядя на человека, часто трудно определить его национальность. Особенно это заметно при оценке внешности румын, молдаван и цыган. Но есть в их культурах то, что является их визитной карточкой. Это касается кулинарных, праздничных традиций, а также особенностей национальных костюмов.
В питании
Молдаване любят готовить блюда с кукурузной мукой. Поэтому на их столе каждый день присутствует мамалыга как дополнение к традиционному хлебу. Кроме того, они любят овощи и готовят из них молдавский суп (чорбу), голубцы в виноградных листьях, фасоль с чесноком. Редкий праздник у молдаван обходится без слоеного пирога с брынзой (плацинды) или мясного супа (зама).
Большое значение для этого народа имеет культура питания. Во главе стола обычно сидит глава семьи. После его смерти это место занимает старший сын. Если его нет, то место остается пустым (женщины не имеют права его занимать).
Хозяйка обычно во время застолья большую часть времени стоит, потому что обслуживает всех членов семьи, подает на стол, следит за сменой блюд. Роль хозяина в подготовке трапезы – резать хлеб, месить мамалыгу и подавать напитки (вино).
Традиционные молдавские плацинды
Румынская кухня основана на традициях многих соседних стран. Как и в Молдавии, здесь любят мамалыгу (ее едят с брынзой) и другие блюда из кукурузной муки. Румыны часто пекут лепешки мэлай и любят готовить мясные блюда из свинины, телятины и птицы.
Выпечка всегда является визитной карточкой каждой страны. Румыны обладают огромным ассортиментом таких блюд. Это калачи, пирожки с различными начинками, творожники, блины и трансильванские галушки.
Румынская кухня
Цыгане отличаются более простой кухней. Это объясняется их кочевым образом жизни и отсутствием условий для приготовления изысканных блюд. Несмотря на это, цыганская кухня по своему разнообразию не уступает кухням других народов.
Цыгане любят мясо: баранину, курицу, говядину. В их рецептах удачно сочетаются элементы румынских, болгарских, украинских и русских блюд.
На их столах часто присутствуют супы:
Их объединяет с румынами и молдаванами любовь к кукурузной каше (хывиций).
Одно из любимых блюд цыган – жареное на сковороде, а затем тушеное с овощами и зеленью мясо. Не меньше других народов цыгане любят шашлык и специи. На гарнир к мясным блюдам они подают овощи, например, фаршированные перченой брынзой томаты. Среди алкогольных напитков цыгане предпочитают молдавское вино.
Праздники
Румыны и молдаване любят шумно отмечать государственные и религиозные праздники. В Румынии ежегодно проводятся тематические фестивали: осенью румыны организовывают соревнования по ловле карпа, что заканчивается большим застольем, зимой проводят зимний фестиваль с плясками и песнями, весной дружно провожают зиму на фестивале в Хотении.
Здесь традиционными стали кинофестивали (Сибиниумский и Трансильванский), музыкальный (Тулчинский), праздник искусств (Брашовский).
Не менее запоминающиеся праздники проводятся в Молдове. В молдавских селениях особенно почитают конкретного святого – покровителя селения. В этот день отмечают Храм: проводятся богослужения, люди делают уборку, накрывают столы, проводят национальные игры.
Осенью, в октябре, отмечают День вина, когда на центральной площади столицы все лучшие виноделы угощают своим вином всех желающих.
Как и румыны, молдаване любят отметить приход весны. Каждый год 1 марта они собираются на праздник Мэрцишора и дарят друг другу украшения, сделанные своими руками, которые носят на одежде в течение месяца. С румынами их роднит и то, что они отмечают религиозные праздники.
Румыны – это цыгане – так можно ошибочно предположить, основываясь на родстве этих народов в музыке. Цыгане – очень музыкальный народ. Все праздники они отмечают «шумною толпой». Как и румыны и молдаване, ни одно веселье у цыган не обходится без песен, танцев и застолья.
Но есть у этого народа и свои, особенные правила и традиции. Мужчины и женщины во время застолья сидят отдельно друг от друга. Для цыган, как и для других народов, характерно почитание церковных праздников, они отмечают Рождество, Пасху и Троицу, обязательно соблюдают перед ними посты.
Но есть у цыган и свои поводы для веселья. Так, каждый год 12 июля они отмечают День Святого Петра, у которого просят покровительства или благодарят за оказанную в несчастье помощь.
Все важные семейные события цыгане отмечают несколько дней. Это шумное и веселое действо с песнями и плясками. На первом Всемирном цыганском конгрессе был утвержден День цыган – праздник для представителей цыганской национальности, а также для всех почитателей их культуры.
Семейные
Создание семьи для людей всех национальностей – важный шаг. У румын браки заключаются ради рождения и воспитания детей, в этой стране нет разделения обязанностей по их воспитанию. Супруги имеют в семьях равные права. У румын есть традиция в летний период устраивать семейные барбекю.
Цыгане и молдаване, как и румыны, чтут семейные традиции. Все эти народы – хлебосольны, обязательно встретят гостя радушно, усадят на самое почетное место и угостят вкусными блюдами и вином. Многие семейные традиции у румын и молдаван не отличаются, чего нельзя сказать о цыганах. Этот народ имеет свой внутрисемейный кодекс правил, которые нельзя нарушать.
Для цыган важно, чтобы в семье был хотя бы один сын. Если рождаются только девочки, цыгане усыновляют мальчиков.
Цыгане не уделяют большого внимания образованию детей и водят детей в школу, чтобы они лишь научились элементарной грамоте. Поэтому ограничиваются обучением в младшей школе, затем дети помогают взрослым в их делах.
Цыганская женщина, в отличие от румынской или молдавской, не имеет равных прав. Она не может подниматься выше первого этажа в многоэтажном доме.
Свадебные
Молдаване и румыны предпочитают играть свадьбы в осенний период после сбора урожая. Молдаване назначают на свадьбу посаженных родителей, функция которых не ограничивается временем проведения свадьбы. Даже после нее молодожены могут обращаться к ним за помощью и советом, навещать и поздравлять с праздниками.
На молдавской свадьбе есть традиция пить из одного стакана. Каждый выпивший передавал стакан другому, и так продолжается, пока все гости не скажут тост и не выпьют за здоровье молодых. Организация свадьбы и других семейных обрядов в сельской местности не обходится без помощи всех жителей села.
У румын свадебная церемония начинается с первым днем недели – в понедельник. Перед этим лучший друг жениха трижды приходит в дом невесты и просит ее руки. Дважды он получает отказ, и лишь на третий раз он получает желаемое.
Веселье, как и у других народов, шумное, сопровождается смехом, песнями, танцами, конкурсами. После застолья посаженная мать стелет постель молодым и отводит их в спальню. После этого за свадебным столом звучат грустные песни.
У цыган принято рано (по меркам других народов) отдавать замуж дочерей. Обычно невестами становятся девочки в 14-летнем возрасте. Выкупают невесту с помощью большого количества золота и золотых изделий, измеряемого в банках или килограммах.
После первой брачной ночи гостям демонстрируют доказательство невинности невесты. В некоторых общинах девушку лишают невинности старшие цыганки без участия жениха.
Цыгане обычно выдают замуж девушку за парня из своей общины. Чужаков не приветствуют. На свадьбе обе стороны показывают свою состоятельность.
Музыкальные
Любовь к музыке, песням и танцам у румын, молдаван и цыган – общая черта. Ни один праздник у этих народов не обходится без большого количества людей, где все поют и пляшут. Музыку румын и молдаван объединяет богатство жанров и инструментария.
Румынская музыка, как и молдавская, объединила в себе традиции балканской культуры. В ней часто звучат скрипка и цимбалы, а также тарагот, бучум, кобза. Танцевальные жанры румын также многочисленны: сырба, брыу, хацегана, хора, ынвертита.
Румыны в своей музыке часто используют цыганские мотивы, поскольку в этой стране живет много цыган. Вероятно, это породило мысль о том, что они представляют собой тот же народ, что и цыгане.
Для современной молдавской музыки характерно использование народных инструментов: флуера, кобзы, чимпоя и бухая. Она складывалась под влиянием соседних культур, особенно румынской и венгерской.
Цыгане – удивительно музыкальный народ: музыка сопровождает их не только в праздники, но и в будние дни за обычной трапезой или какой-либо работой. Цыганская музыка в разных регионах Европы отличается, поэтому говорить о какой-то единой музыкальной системе нет смысла. Несмотря на это, многие мотивы у них перекликаются, и с первых нот любой ценитель музыкального творчества угадает цыганские напевы.
Во всех уголках мира известны «Цыганочка», «Ручеек», «Дану Данай» и другие. Среди музыкальных инструментов у цыган особенно ценится гитара, а дополнение ее скрипкой делает песни цыган особенно красивыми, запоминающимися и берущими за душу.
В одежде
Поскольку румыны и молдаване – близкородственные этносы, в их национальных костюмах прослеживаются схожие черты: наличие шапок (шляп), длинных безрукавок, меховых жилетов. Их костюмы сшиты из белой ткани с вышивкой.
Костюм цыгана нельзя спутать ни с каким другим. Женщины-цыганки носят по 2 юбки и фартук, блуза у них с широкими рукавами. У них обязательно закрыты ноги, но может быть глубокое декольте и очень много золотых украшений.
Мужской костюм цыган напоминает венгерский национальный наряд: свободная рубаха, расшитый жилет, шляпа, кожаный пояс, сапоги.
Яркие цвета в костюмах – слабость молдаван, румын, и цыган.
Характеристика быта
Поскольку румыны и молдаване – родственные и территориально близкие народы, быт их не имеет существенных различий. Они живут семьями, занимаются разными видами производства, поддерживают народные промыслы, музыкальны и общительны.
Цыгане, расселившись по разным уголкам земного шара, частично ассимилировали в своей культуре особенности быта тех народов, на чьей территории они проживают. Но вместе с тем, сохраняют и свои традиции. Например, цыгане разбирают конфликтные ситуации, собравшись большой семьей. Для провинившихся самым большим наказанием является изгнание из общины.
В целом все эти народы дружелюбны и гостеприимны. Для мирного сосуществования не важно, румын это, цыган или молдаванин. Культура каждого из них самобытна и интересна.
Происхождение румын
Проблема происхождения (этногенеза) румын является одной из наиболее сложных проблем румынской и мировой историографии. Сложность получения достоверного ответа на вопрос, где и когда появились румыны заключается в скудости источников по ранней истории территории современной Румынии, а также в предельной политизированности исторических дискуссий.
Представителями всех научных направлений признаются следующие положения:
Основные споры ведутся по вопросам места и времени романизации, этнической принадлежности и названию народа подвергшегося романизации, автохтонности\пришлости румын на территориях их современного проживания, а также о характере и роли славянского влияния.
Всё разнообразие мнений по поводу этногенеза румын можно свести к трём основным теориям: миграционной, автохтонной и дако-латинской.
Содержание
Автохтонная или дакийская теория
Согласно этой теории основой румынского народа были племена дако-гетов, подвергшиеся в 106 году н. э. романизации и воспринявшие разговорную латынь. Римское владычество в Дакии продолжалось со 106 по 271 год. Эта теория в различных вариантах поддерживается практически всеми румынскими историками и подавляющим большинством европейских. Решительно отвергают идею континуитета (преемственности) только венгерские и отчасти болгарские историки.
Среди историков довольно большое распространение имеет мнение о том, что румынский народ сформировался в придунайских областях по обе стороны реки из местного романизированного населения. Но впоследствии под влиянием политических и демографических факторов к северу от Дуная стал преобладать романский элемент, в то время как к югу румыны были ассимилированы славянами. Косвенным подтверждением подобных «пограничных» теорий является проживание на севере Болгарии и Сербии значительного количества румын. Промежуточную позицию между сторонниками континуитета и «миграционистами» занимали советские историки.
Аргументы за
Аргументы против
Миграционная теория
Эта теория появилась в конце XVIII века и полностью оформилась к 1860-м годам в трудах австрийского историка Роберта Рёслера. Согласно этой теории после завоевания Дакии Траяном коренное население было уничтожено, из чего следует вывод, что нельзя говорить о процессе романизации местного населения: в 106—271 гг. имела место римская колонизация этих земель.
В 275 году большая часть населения покинула Дакию, а оставшиеся были уничтожены мигрирующими племенами. Таким образом, эта теория отрицает гето-дакийскую преемственность. Сторонники этой теории считают, что румынский народ сформировался где-то к югу от Дуная, откуда эмигрировал в XII—XIII вв., вернувшись в Трансильванию, где уже проживало венгерское население. Следует отметить, что эта теория возникла во время борьбы румын за право владеть Трансильванией и имела вполне конкретные политические цели — доказать отсутствие «исторических прав» румын на Трансильванию.
В настоящий момент у данной теории в её классическом виде мало последователей. Так или иначе миграционистскую теорию поддерживают в основном венгерские и часть болгарских историков.
Аргументы за
Аргументы против
Дако-латинская версия
Некоторые историки высказывали предположение, что дакийский язык был близок к латинскому. Этим и объяснялся феномен романизации населения Дакии в короткий промежуток времени. В настоящий момент эта теория считается одной из наименее вероятных.
Аргументы за
Аргументы против
Теория «обширных групп населения» и «мобильного континуитета»
Теория «обширных групп населения», выдвинута румынским историком П. П. Панайтеску является переосмыслением теории континуитета. Согласно этой теории, романское население «обширной группой» распространялось с севера Дуная до гор Пинда и города Салоники в симбиозе с другой «обширной группой населения» — славянской. Романскому населению к северу от Дуная удалось ассимилировать славян, в то время как жители южного берега Дуная были ассимилированы более многочисленными славянами. «Мобильный континуитет» (А. Никулеску) предполагает наличие нескольких центров формирования румынского языка и народа.
Подробнее об этой теории можно прочитать здесь.
Румыны — вечные борцы за собственное государство
Румыны — коренные жители Юго-Восточной Европы, где и располагается их государство, Румыния. Уклад их жизни и культурные особенности напоминают обычаи представителей других народностей романской группы. В процессе становления румын на них оказывали влияние соседние племена — болгары, украинцы, цыгане, сербы.
Сегодня во всём мире насчитывается около 24 миллионов румын, большинство которых проживает на своей исторической родине. Как нередко бывает с этносами, чьи земли расположены в близком соседстве с другими народностями, происхождение румын задаёт немало вопросов исследователям. Как же сформировался этот народ? Каким был исторический путь румын?
Основа румынского народа
Среди проблем румынской и мировой историографии стоит выделить один аспект, что и сегодня не перестаёт вызывать споры и порождать новые теории учёных. Это — происхождение румын.
Сложности создаёт совсем незначительное количество источников, что имеются у историков. Каких-либо сведений о ранней истории Румынии на территории этой страны почти нет, а потому приходится довольствоваться свидетельствами иностранцев, которые, как вы понимаете, могут быть противоречивыми или неточными.
Однако несмотря на наличие многих версий, все исследователи признают, что основу румынского народа составил некий балканский этнос, существовавший в древнейшие времена.
Румынский язык имеет родство с албанским, что также может указывать и на общих предков этих племён. Немалое влияние на культуру румын оказали римляне, а позднее — славяне, что ярко заметно в особенностях быта, укладе жизни, праздничных традициях.
Румыны из Буковины, старая открытка.
Теории происхождения
Но кого же из древних народов можно назвать предками румын? На этот вопрос нет однозначного ответа, но я хочу привести несколько известных теорий. Одна из самых популярных гипотез — автохтонная или дакийская. Согласно ей, румыны появились на основе племён дако-гетов, что в 106 году нашей эры подверглись романизации и перешли на латынь. Эта версия происхождения нашла поддержку у многих румынских историков, однако отвергается венграми и болгарами.
В прошлых веках интерес учёных вызвали работы австрийского историка Роберта Рёслера. В своих трудах он изложил новый взгляд на появление румынского народа. Если верить исследователю, в период романизации полностью уничтожается культура местных племён.
Часть предков румын ушла к южным долинам Дуная. Там и сформировался новый народ, который со временем вернулся в Трансильванию, где уже проживали венгры. Эта теория получила название миграционной, но, на мой взгляд, обусловлена она была не столько историческими данными, сколько политическим противостоянием, развернувшимся в то время за власть над Трансильванией.
Немалое влияние на формирование румын оказали и валахи, племена, что считаются общими предками восточно-романских народов. В работах чешского историка Йосефа Пича отмечается, что изначальные, романские особенности культуры, сохранились к XIII веку лишь в отдельных регионах Румынии, а после этого времени романизация уже сменила направление, выхода из Трансильвании и распространяясь на северные земли.
Становление государственности Румынии
В византийских источниках и русских летописях румыны появляются под названием “влахи”, “волохи” уже с середины X века. Но если в эту пору народ лишь начинал своё становление, то важным этапом для утверждения румын как отдельного этноса стало формирование на территории современной Румынии в XIV веке двух феодальных княжеств — Молдавии и Валахии.
Через два столетия они были завоёваны османами, однако это не помешало созданию Трансильванского княжества, правители которого признавали себя вассалами турецкого султана. От себя хочу заметить, что государства на землях Румынии по сути являлись автономиями в составе Османской империи, поскольку сохраняли за собой немало прав (в сравнении с другими покорёнными странами Европы).
В 1600 году князь Михай Храбрый объединяет Молдавию, Валахию и Трансильванию. Казалось бы, это стало первым шагом к созданию по-настоящему могущественного государства. Но через три месяца правления князя убивают, а земли переходят к австрийцам.
Относительно этого эпизода имеются противоречивые сведения румынских и молдавских историков. Как ни странно, но, к примеру, Мирон Костин, молдавский учёный XVII, считал, что австрийцы выступали освободителями, а Михай, напротив, был жестоким завоевателем.
Валахия на голландской карте 1602 года. На карте присутствует также название Romania, которым обозначена однако не Румыния, а Румелия (Фракия)
Объединённое государство румын
Национально-освободительная борьба, направленная на объединение трёх государств, разворачивается в XIX веке. Несмотря на подавление революционных настроений, румынам удалось доказать свои права. Князь Александру Ион Куза был избран сначала правителем Валахии, а затем и Молдавии, что стало началом процесса объединения. Валашское и Молдавское княжество стали одним государством, впоследствии названное Румынией.
Время правления Кузы считается периодом реформаторства и новых идей. Этому князю принадлежит инициатива отмены крепостного права. Увы, многие консерваторы были не в восторге от подобной политики, а потому Кузу свергли в 1866 году. Через полтора десятка лет Румыния уже считалась королевством во главе которого стоял король Кароль I.
Румынские крестьяне из окрестностей Лугоса
Прошлый век для румын стал непростым временем, полным потерь — как человеческих, так и территориальных. Две мировые войны нанесли урон землям Румынии. Гитлер отделил Трансильванию, которую передал Венгрии, а другие регионы — Болгарии. Маршал Ион Антонеску присоединился к немецко-фашистским идеям, присоединившись ко вторжению в Россию. В 1946 году он был застрелен как военный преступник.
Румыны — яркий народ, что не забывает свою историю. Сегодня они продолжают строить собственное государство, однако понимают, что основой всего стали заслуги предков. Одним из главных национальных героев является Децебал, что отчаянно боролся с римскими легионами императора Траяна. Румынские скульпторы воссоздали его портрет на скале, расположенной в юго-западных землях страны. Это — напоминание о славных делах, героях и истории, что должен помнить каждый румын.