к какому звену относится главный бухгалтер
К какому звену относится главный бухгалтер
5. Категории персонала
В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.
При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
классификатора профессий рабочих;
классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.
33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.
К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:
33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;
33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;
33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;
33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;
33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;
33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;
33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;
33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;
33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.
34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.
К руководителям, в частности, относятся:
директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;
главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;
К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.
35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.
К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.
К какому звену относится главный бухгалтер
Разделы
Дополнительные материалы
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
К руководителям низового звена относятся: старшие кладовщики, старшие продавцы, секретарь-машинистка.
К руководителям среднего звена относятся: товароведы, зам. главного бухгалтера, заведующие складами.
К руководителям высшего звена относятся директор, главный бухгалтер, экономист, главный инженер, инженер по кадрам, юрисконсульт, начальник отдела охраны, начальник торгового отдела, заведующие магазинами, начальник транспортно-экспедиционного отдела, заведующая материальным складом.
По характеру связей структура управления Универсальной базой является линейно-функциональной.
По линии общего руководства каждый работник аппарата управления подчиняется только одному руководителю.
Например, оперативно-складской аппарат подчиняется главному инженеру, а главный инженер, в свою очередь, подчиняется директору Универсальной базы.
Функциональные связи существуют между главными специалистами базы и начальниками служб и отделов.
Например, начальник транспортного отдела взаимодействует с начальником торгового отдела по вопросам отправки транспорта к поставщикам и т.д.
Функциональные связи существуют в рамках полномочий должностных лиц, которые закреплены в должностных инструкциях.
Конкретное выражение структура управления находит в штатном расписании.
В целом можно дать среднюю оценку структуре управления Универсальной базы облпотребсоюза. При этом можно отметить следующие недостатки в структуре управления.
) Для данной организационной структуры характерна высокая централизация власти. Так, например, для директора и ряда специалистов Универсальной базы характерно превышение нормы управляемости.
Предлагается широкий диапазон чисел для нормы управляемости. Ряд авторов считает, что наилучшей является норма от 7 до 10 подчиненных.
) Товароведы, не имея специального образования в области маркетинга, занимаются изучением и анализом спроса и предложения на рынке, в рамках которого действует Универсальная база облпотребсоюза.
Кроме того, круг их обязанностей слишком широк. Они обязаны проводить как рекламные кампании, так и работать с покупателями, устанавливать контакты с поставщиками, заключать договора, исследовать рынок, проводить ярмарки и т.д.
) Начальнику торгового отдела напрямую подчиняются как заведующая складом, так и старшие кладовщики, кладовщики. В то время как заведующая материальным складом находится в подчинении непосредственно у директора Универсальной базы. На лицо слишком сложная система соподчинения работников складов.
) Водители подчиняются не начальнику транспортно-экспедиционного отдела, а главному инженеру.
) Ряд рабочих (таких как уборщицы, дворники и т.д.) подчиняются главному инженеру, в компетенцию которого не входят вопросы, связанные с их работой.
) Оба экономиста Универсальной базы подчиняются непосредственно директору. Это излишне и ведет к увеличению числа подчиненных высшему руководству организацией.
Таким образом, можно сказать, что на предприятии имеются резервы для улучшения организационного устройства базы. Это приведет к улучшению управляемости базы и положительно скажется на финансовых показателях работы.
Характеристика технических средств управления представлена в таблице 8.
Доля технических средств управления в общей стоимости основных средств, %
Средний возраст оргтехники, лет
Уровень технического обеспечения управления, доли от единицы
Уровень технической вооруженности управленческого труда, доли от единицы
Уровень охвата автоматизаций задач управления
Уровень использования типовых рабочих мест руководителей, специалистов и исполнителей
Административно-управленческий персонал (АУП)
Административно-управленческий персонал (АУП) – это работники предприятия, которые непосредственно выполняют функции управления организацией.
Состав административно-управленческого персонала
В большинстве случаев принадлежность к административно-управленческому персоналу (АУП) определяется как по наличию или отсутствию производственной функции, так и по необходимости осуществления деятельности работника предприятия для нормального функционирования организации.
К административно-управленческому персоналу в целом относятся:
Генеральный директор и руководителей всех уровней.
Заместители руководителей всех уровней. Сотрудники, замещающие руководителей, исполняют их прямые функции при необходимости и поэтому также входят в административно-управленческий персонал организации.
Работники, возглавляющие структурные подразделения на предприятиях.
Главный бухгалтер и другие сотрудники бухгалтерии. Главный бухгалтер является ответственным лицом и считается должностью первого звена руководства. Несмотря на то, что деятельность бухгалтерии напрямую не связана с управлением в целом, учитывая её абсолютную необходимость для хозяйственной деятельности и отсутствие производственной составляющей, главный бухгалтер и все сотрудники бухгалтерии относятся к административно-управленческому персоналу.
Сотрудники финансового отдела.
Сотрудники отдела кадров. Сотрудники кадрового отдела также не участвуют в производстве товарно-материальных ценностей или непосредственном оказании услуг клиентам, за которые субъект хозяйствования будет получать прибыль. Однако наличие кадровых работников также является необходимым для предприятия, что относит сотрудников кадровой службы к структуре административно-управленческого персонала.
Сотрудники планово-экономического отдела.
Юристы. Юристы относятся к производственному персоналу только в тех случаях, когда они оказывают услуги клиентам организации. Если же юристы работают только на само предприятие и в его интересах, то они являются частью административно-управленческого персонала.
Другие категории сотрудников. К таким сотрудникам организации относятся делопроизводители, работники канцелярии и другие сотрудники, которые выполняют административную деятельность, обеспечивающую нормальное функционирование предприятия.
Задачи, решаемые административно-управленческим персоналом
Административно-управленческий персонал необходим прежде всего для управления предприятием.
При этом административно-управленческий персонал осуществляет контроль над выполнением функций, возложенных на остальных сотрудников, а также регулирует их деятельность.
Задачи административно-управленческого персонала могут быть следующими:
Управление. Административно-управленческий персонал должен руководить всем происходящим на предприятии. Такие работники обязаны организовывать все жизненно необходимые процессы для обеспечения бесперебойного производства продукции либо функционирования предприятия.
Организация труда. Организация труда — это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, либо право использовать ресурсы предприятия;
Решая эти задачи, административно-управленческий персонал обеспечивает эффективность деятельности организации.
Расходы на содержание административно-управленческого персонала
Расходы на содержание административно-управленческого персонала относятся к затратам по управлению предприятиями и организациями.
В административно-управленческие расходы включаются:
заработная плата административно-управленческого персонала предприятия;
отчисления с заработной платы административно-управленческого персонала предприятия, подлежащие уплате во внебюджетные фонды;
амортизация по объектам основных средств, используемых в работе административно-управленческого персонала предприятия (компьютеры, принтеры, сканеры и т.д.);
расходы на бухгалтерскую программу и справочно-правовые системы (например, СПС «КОНСУЛЬТАНТ», СПС «ГЛАВБУХ» или СПС «ГАРАНТ»);
расходы на служебные командировки;
канцелярские, почтовые и телефонные расходы;
расходы на легковой транспорт;
затраты на содержание и текущий ремонт инвентаря и зданий административно-управленческого назначения;
расходы на содержание охраны, и т.п.
Величина административно-управленческих расходов в основном определяется численностью административно-управленческого персонала предприятия.
Снижению административно-управленческих расходов способствуют мероприятия, направленные на упрощение структуры управления, сокращение численности административно-управленческого персонала предприятия, улучшение организации и технической оснащенности их труда.
Порядок отражения расходов на содержание административно-управленческого персонала в бухгалтерском учете
Учет расходов на содержание административно-управленческого персонала предприятия (заработная плата, отчисления на социальные нужды, материальные расходы и иные затраты) отражаются на счетах учета затрат, не связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Как правило, для этого используется счет 26 «Общехозяйственные расходы», по дебету которого и собираются затраты, связанные с содержанием административно-управленческого персонала предприятия.
В торговых организациях расходы на содержание административно-управленческого персонала предприятия могут отражаться на счете 44 «Расходы на продажу».
Порядок отражения расходов на содержание административно-управленческого персонала в налоговом учете
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Можно ли главного бухгалтера считать ТОП-менеджером, или все-таки он менеджер среднего звена?
Чтобы ответить на этот вопрос, руководителю учетного подразделения вовсе не нужно абстрактно оценивать свою профессию и функционал: следует оглядеться вокруг и заглянуть внутрь себя. Только так можно познать свой истинный статус в компании.
ТОП или менеджер среднего звена?
По мнению большинства главбухов, их статус зависит от того, подчиняются ли они финансовому директору. И действительно, как же считаться ТОПом, если выше есть еще руководитель, помимо генерального директора и учредителей? Впрочем, это рассуждения с точки зрения структуры компании, вопрос формы, так сказать. А что же получается по сути?
Итак, есть два типа менеджеров. Первый – менеджер среднего звена, который безусловно заинтересован в том, чтобы компания, в которой он трудится, работала эффективно: это гарантия сохранения его места работы, регулярной выплаты зарплаты ему и его подчиненным, безопасности при взаимодействии с госорганами и т. п. Он прилагает усилия к тому, чтобы эффективно работало вверенное ему подразделение. Все это – подтверждение его профессионализма, возможно, дополнительные бонусы и премии ему самому и его подчиненным. Однако сам бизнес, перспективы на будущее, то, как смотрится компания на рынке, менеджера среднего звена не слишком волнует. Зачастую он с трудом понимает, как функционирует фирма в целом, каков комплекс факторов, обеспечивающих успешность ее на рынке. Он не обладает умением взглянуть на деятельность компании целиком. Это присуще только ТОП-менеджменту.
А знаете, к примеру, как происходит подъем по карьерной лестнице в вооруженных силах США? Схема следующая. Если человек претендует на должность командира взвода, то сначала ему придется побыть заместителем командира роты. Мы не ошиблись: не замкомвзвода, а именно замкомроты. Поскольку, чтобы руководить взводом, нужно понимать, как он функционирует в рамках роты, как взводы взаимодействуют между собой, из каких задач роты вытекают задачи взвода. Когда же мундир начальника взвода становится «маловат», военного переводят на должность заместителя командира полка. Там он осваивает, как роты взаимодействуют внутри полка, какие они выполняют задачи и как взаимодействуют друг с другом. И только после этого его могут повысить до должности командира роты. Такое карьерное продвижение гарантирует более качественное выполнение функций руководителя на каждом этапе.
Баланс ценностей
Что же эта схема могла бы дать нам? Представьте себе главбуха, который погружен в задачи бухгалтерии, не понимая при этом, как функционирует компания в целом. Его основные цели: качественное ведение бухучета, формирование налогов в рамках уже осуществленных операций. Он требует от других подразделений своевременной подготовки первичных документов, следит за тем, чтобы бухгалтерия избегала выполнения не свойственных ей функций. Он старается (как и любой хороший руководитель) освободить от «лишней» работы своих сотрудников, то есть своевременно сдавать отчетность в налоговую и не заполнять уточненных деклараций. Что мы имеем в результате? В компании бухгалтерию называют «обслуживающим подразделением», возникают частые конфликты при взаимодействии с другими подразделениями (извечный конфликт бухгалтерии с отделами продаж и маркетинга), директор «наезжает» на главбуха с претензией: «Ты на кого работаешь – на меня или на налоговую?» В результате, каким бы профессионалом главбух ни слыл, его не покидает ощущение, будто на него постоянно давят, «выкручивают руки», он на грани фола в вопросах соблюдения законодательства и т. п.
Однако существует и иной, альтернативный, вариант развития событий. Предположим, у главбуха сильный характер и он отлично умеет отстаивать свою точку зрения. Тогда он быстренько корректирует бизнес-процессы – так, чтобы вышеназванные задачи работы бухгалтерии выполнялись. «Строит» отдел продаж под себя – если есть рычаги давления на директора или если директор так печется о налоговой безопасности компании, что готов во всем прислушиваться к главбуху. То есть и «продажники», и маркетологи сами начинают следить за «первичкой». Зачастую для этого выстраиваются мотивационные схемы, например сотрудники отдела продаж получают свой процент со сделки только после того как все документы по ней попадут на стол бухгалтеру в полном объеме.
Молодец главбух! – скажете вы и отчасти будете правы. Почему же отчасти? Потому, что это правильно, но далеко не на всех этапах развития компании. До определенного момента любое жесткое выстраивание бизнес-процессов ведет к тому, что компания становится негибкой, не может оперативно реагировать на изменения на рынке, на кризисы (типа того, что происходит сейчас), тормозится расширение сбыта.
Давайте представим себе новорожденную компанию, во главе которой стоит грамотный руководитель (т. е. управленец, понимающий цель бизнеса, его структуру, и рынок сбыта, и маркетинг, и где взять денег, и как они должны возвращаться). Для конкретики пусть это будет компания по производству берестяных корзинок.
Этап 1. Старт-ап фирмы: проблемы главбуха не интересуют «вождя» и «племя»
Юридическое лицо зарегистрировали. Необходимое минимальное количество промысловиков, которые будут плести корзины, набрали; наняли несколько человек, которые будут искать покупателей; арендовали офис; пригласили главбуха. Начали работать. На что ориентирована компания на данном этапе? Она ориентирована на выпуск продукта. Фирма занимается усовершенствованием продукта (большие корзинки покупаются лучше, чем маленькие), технологиями (плетение «елочкой» востребовано лучше, чем плетение «сеточкой», и т. п.), проблемами производства и эффективности. Компания отрабатывает доставку сырья промысловикам, продукта – покупателям. Она отлаживает процессы и технологии. Что будет, если на этом этапе (когда пробуются разные схемы, разные поставщики, разные контрагенты) главбух начнет предъявлять жесткие претензии к качеству «первички»? Будут выбраны те контрагенты, с которыми меньше проблем с документами, а качество и стоимость их сырья или услуг будут неоптимальными. Сотрудники, которых наняли для работы «на результат», очень часто просто физически (а на самом деле – психологически) не могут педантично заполнять требуемые бухгалтерией формы и документы. В результате у них накапливается раздражение, эффективность их работы снижается. А для большинства промысловиков вопрос о количестве сплетенных ими корзинок и использованного сырья будет тупиковым. Здесь хочется привести пример с рыбаком, у которого хороший клев. Спросите его – сколько рыбы он поймал? Он вынужден будет оторваться от удочек и начать пересчитывать улов. При этом одна рыба сорвется с крючка, он кинется за другой, ведь поплавок уже ушел под воду… второпях собьет ногой ведро, и половина улова окажется в воде. Что же делать? – спросите вы. Тихо подойдите и сами пересчитайте пойманную рыбу. Не отвлекая рыбака. Не производя шума и не распугивая рыбу, которая уже подплывает к наживке.
К сожалению, так же приходится поступать и бухгалтеру нашей «корзиночной» компании: самому созваниваться с контрагентами, готовить «первичку», «пересчитывать» произведенные и проданные корзинки. Если этого не случится – компания уже на раннем этапе погрязнет в бюрократии и, скорее всего, так и не выйдя на оптимальные технологии, либо останется микропредприятием, работающим «в гараже», либо вообще погибнет.
Кстати, как показывает практика, бухгалтеры таких предприятий очень часто имеют психологию ТОП-менеджера. Зарплата в подобной фирме вряд ли очень большая, а значит, главбух готов в ней работать лишь потому, что ему нравится идея бизнеса, он лоялен к учредителям, постоянно думает об успехе предприятия в целом. А если нет – либо погибнет компания, либо уволят его, либо уволится сам.
Этап 2. Расширение рынка сбыта: проблемы главбуха по-прежнему не интересуют «вождя» и «племя»
Что происходит с компанией дальше? Клиенты начинают делать повторные покупки, формируется лояльность к бренду, приток денежных средств стабилизируется, поставки идут без сбоев и производство работает без ежедневных кризисов. Фирма уже не справляется с поставками своих товаров или с предоставлением своих услуг, штат развивается. Теперь организация ориентирована на сбыт. Ей необходимо расширять рынок, и ей по-прежнему не до документов. «За то время, что я собираю по всему городу бумажки, я мог бы уже осуществить несколько продаж!» – стандартный ответ сотрудника отдела продаж на втором этапе. «Не трогай «продажников» – они мне реальные деньги приносят!» – стандартный ответ директора главбуху, который жалуется на то, что невозможно собрать «первичку», и просит повлиять на продавцов. Как будет реагировать на эту ситуацию главбух с психологией ТОП-менеджера? Будет сдавать бесконечные «уточненки» или посадит в отдел продаж «своего» человека, который освободит менеджеров от бумажной работы. Ведь бухгалтерия не может заработать «живых» денег для компании. Кроме того, главбух-ТОП будет помнить о том, что очень часто уплаченные налоговые штрафы несоизмеримы с прибыльностью от деятельности отдела продаж, что уплаченный штраф и пени иногда даже можно считать инвестицией в будущие доходы компании.
Этап 3. Повышение эффективности: главбух – правая рука «вождя»
Сколько же это может продолжаться? – спросите вы, «продвинутый» главбух. Скоро, очень скоро пробьет ваш час. У компании на данном этапе начинают появляться серьезные проблемы: в погоне за сбытом фирма продает больше товара, чем может произвести, начинает страдать качество. Плохо выстроенные бизнес-процессы тормозят бизнес. Приходится ежедневно «затыкать дыры» и разрешать кризисные ситуации. У руководства не хватает ни времени, ни сил на стратегию, оно вязнет в тактике. И вот тут-то главбух с психологией ТОП-менеджера идет к руководителю и говорит, что он может помочь. И не обязательно нанимать консалтинговую компанию, чтобы вам прописали бизнес-процессы (это дорого, да и далеко не все консультанты озадачиваются тем, чтобы подобрать свойственные именно вашему предприятию схемы). Кто, как не главбух, думающий о благе своей компании, знающий (да-да! благодаря тем самым вовремя не сданным в бухгалтерию счетам-фактурам) большинство проблем и точек сбоя, может наладить нормальное движение документов, финансовых ресурсов, материальных ценностей?
На этом этапе возникает проблема с эффективностью. Если бизнес-процессы не отстроены – компания начинает тратить больше, чем способна заработать. Прибыли нет. И наконец-то руководство само приходит в бухгалтерию с вопросом: «А куда деваются деньги, ведь у нас такой большой оборот?»
Всё. Ваш час пробил! Раз заговорили о прибыли всерьез – вы можете мотивировать любые свои требования эффективностью работы компании. Теперь вас будут слышать. Теперь можно выстраивать мотивационные схемы с учетом интересов бухгалтерии – ведь вы всегда были тем звеном компании, которое заботилось об уменьшении «пустой» работы, о выстраивании эффективного взаимодействия, об экономии средств на штрафах.
Обратите внимание, как раз сейчас, в кризис, большинству фирм приходится уделять внимание оптимизации, эффективности и удержанию своих позиций на рынке, а не активному расширению рынка сбыта. Поэтому самое удобное время – задуматься о своем статусе в компании и начать его формировать. Чтобы считаться ТОП-менеджером, главный бухгалтер в своей деятельности, в постановке целей своему подразделению, в используемых методах и средствах, во взаимодействии с руководством и другими подразделениями должен учитывать:
А Вы, уважаемый главный бухгалтер, являетесь или нет ТОП-менеджером своей компании?
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование