к какому жанру относится произведение кусака

к какому жанру относится произведение кусака. Смотреть фото к какому жанру относится произведение кусака. Смотреть картинку к какому жанру относится произведение кусака. Картинка про к какому жанру относится произведение кусака. Фото к какому жанру относится произведение кусака

Название произведенияКусака
АвторЛеонид Андреев
ЖанрРассказ
Год написания1901

Главные герои

Краткое содержание

Глава I

Долгое время у этой собаки не было имени. Не было у нее и дома: отовсюду ее гнали, уличные мальчишки бросали в нее камни. Однажды пьяный мужик решил приласкать ее, она, пусть и не сразу, доверилась, но настроение у мужика уже поменялось, и несчастное животное получило сапогом. С тех пор она перестала искать ласки людей и в основном нападала.

«На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость»

Глава II

Весной приезжают дачники, большая семья – взрослые, дети, подростки. Дом наполняется звуками голосов и смехом. Симпатичная девушка-гимназистка выбегает в сад, она радуется чудесной погоде, весне и своей юности, как вдруг на нее нападают:

«подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины»

«И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара»

Глава III

Кусака полностью меняется. Хотя она не вполне верит ласке людей и даже ест понемногу, она хорошеет, ее шерсть лоснится, и кроме того, теперь Кусака знает, что такое радость: у нее появились хозяева, которые дали ей имя. Сама того не заметив, от простого собачьего счастья она учится играть, и теперь у детей с дачи есть новое развлечение: наблюдать как крутится и резвится дикая прежде собака.

«Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким»

Глава IV

Глава V

Кусака сначала бежит за людьми на вокзал, но потом возвращается к пустой даче. Она впервые поднимается на крыльцо и даже скребет когтями дверь. Идет дождь, наступает ночь.

«Собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя… И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу»

Источник

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Анализ произведения. учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки, которая стала изгоем, но продолжала надеяться на человеческое отношение и понимание.

Автор произведения передает переживания собаки на фоне серых, голодных будней. Получив горький опыт, она перестала верить окружающим и агрессивно относилась к каждому, кто обращал на нее внимание. И только искренность и любовь после встречи с доброжелательными дачниками вернули ее доверие. Знакомство собаки с людьми, поселившимися в доме весной, изменило ее жизнь. Кусака узнала, что такое ласка и забыла о голодных временах.

Однако с наступлением осени настало и время отъезда людей, которые дали ей надежду на достойное существование. Кусака выла от душевной боли и одиночества, которое наступило вслед за их отъездом.

Образ собаки и череда событий, происходящих на протяжении нескольких месяцев, складываются из отдельных описаний состояния животного, окружающей обстановки: «бескорыстно», «завизжала», «отскочила». Для следующего этапа — общения с дачниками — характерны более оптимистичные фразы: «всею душой расцвела», «кувыркалась». Сначала в них проявилась ее новая сущность – боязливость, скитание и страх. Позже она начала доверять людям, научилась радоваться вместе с ними. Но после отъезда полился «дождь с неприветного неба», наступило одиночество и тоска, собака «завыла».

Необыкновенно точным является соответствие состояния животного и изображение пейзажных зарисовок. Прячась от жестоких действий людей, она тряслась от холода, вокруг был мрак и темнота. Когда наступает весна, меняется жизнь собаки. Всюду происходит пробуждение: и в природе, и в душе. Однако с отъездом людей вновь начинает моросить дождь. Осень дает о себе знать, напоминая холодными ветрами и слякотью.

Л. Н. Андреев, раскрывая тему сострадания к близким, подчеркивает, что обездоленные нуждаются в особом внимании. Если есть возможность помочь, то нужно проявить милосердие.

Автор показал мир животных. Он подчеркнул, что собака, также как и человек, нуждается в постоянном понимании, доброте и заботе. Он подробно описал изменения, которые происходили с животным, когда страх преображался в независимость и гордость. И параллельно указал на то, что дети – добрые существа, которые порой бывают гораздо жалостливее и понятливее, чем взрослые.

Жанр, литературное направление, идея рассказа

Среди рассказов о животных – популярного жанра русской литературы второй половины ХІХ века – преимущественное место отводится рассказам о собаках. Несомненно, эта жанровая традиция, начатая Тургеневым и оконченная Чеховым, в начале ХХ века продолжилась рассказом Леонида Андреева «Кусака», в котором звучат пронзительные интонации «Муму», а образ «главной героини» совершенно психологичен и в этом смысле почти не уступает чеховской Каштанке.

Вместе с тем, рассказ Леонида Андреева, к началу ХХ века уже вполне сформировавшегося художника-символиста, привносит в эту жанровую традицию нечто решительно новое. Об этом лучше всего сказал он сам в 1902 году, в письме К. И. Чуковскому, в то время влиятельному литературному критику, обратив его внимание на парадоксальный и символический смысл рассказа «Кусака»: «Мне не важно, кто «он» – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Такова идея этого рассказа.

История создания

Произведение «Кусака» было написано Леонидом Николаевичем Андреевым в 1901 году. По жанру это рассказ. Первая публикация состоялась тогда же в сентябрьском выпуске «Журнала для всех». Произведение было включено в «Книгу рассказов и стихотворений», опубликованную издательским домом «С. Курнина и K°». Годом позже деньги, полученные от продажи сборника, были переданы в поддержку комитета работников почты и телеграфа.

Рассказ Андреева включен в одну из образовательных программ России по литературе. Его рассматривают школьники 7 классов, занимающиеся по учебникам В. Я. Коровиной.

Тема и персонажи

Таким образом, тема рассказа «Кусака» – беспомощность живого существа «перед грозными силами жизни», главных из которых две. Первая – это неумолимая и ничем не преодолимая смена времён жизни, времени счастья и времени несчастья, в данном случае чётко совпадающая со сменой времён года. И вторая «сила жизни», которую лучше было бы назвать силою смерти, – это жестокость и равнодушие друг к другу самих живых существ.

Для иллюстрации действия обеих «сил жизни» выбрано идеальное страдательное лицо или, если угодно, страдательная морда. «В рассказе «Кусака» героем является собака»; более того – бездомная собака: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

Далее, как это всегда бывает у Андреева, является безликая массовка тупых, жестоких существ. Это тупые деревенские мужики, деревенские жестокие дети и не менее жестокие деревенские цепные псы. Все они травят несчастную бездомную собаку, превращая её в злобную кусачую тварь. Как известно, собаки бывают кусачие только от жизни собачьей.

Но вот по весне является героиня с «лица необщим выраженьем». Это «гимназисточка Лёля». Бездомная собака первым делом набрасывается и на неё, рвёт ей платье – и тут же получает от неё кличку: отныне она Кусака.

Лёля – существо счастливое, а потому доброе, чуткое и готовое щедро, по-христиански, делиться своим счастьем с ближним и щедро, по-христиански же, ближнего прощать. Немедленно простив Кусаке разорванное платье, Лёля приручает бедную собаку, делает её другом не только своим, но и всей своей многочисленной семьи.

Однако счастливая пора между весною и осенью быстро миновала. И вот уже Лёля не так счастлива, ибо идут дожди, пора съезжать с дачи и ходить в гимназию. Её слабенькое чувство ответственности всё же побуждает её задать маме вопрос о Кусаке. И тут на сцену является очередной жестокий и равнодушный взрослый персонаж:

« — Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь. — Жа-а-лко, — повторила Лёля, готовая заплакать. Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала: — Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка! — Жа-а-лко, — повторила Лёля, но не заплакала».

Это «не заплакала» – смертный приговор Кусаке. Дело ведь уже теперь не просто в смене счастливых и несчастливых времён года. А дело в том, что следующей весной Лёля приедет на дачу с «очень породистым щеночком». А Кусаку, которая уже считает эту дачу своим домом и всю зиму будет её охранять (если, конечно, эту зиму переживёт), немилосердно прогонит со двора.

Вариант 2

Главной мыслью произведения «Кусака» является то, что если человек кого-то приручил, то вы теперь являетесь за него в ответе. И эту ответственность должны нести до конца.

Также Андреев решил показать всем, что у каждого живого существа имеется душа. Она умеет страдать и нуждается в сострадании и любви.

Девочка по имени Леля даже не задумывается об этом, ей все равно на чувства других людей и она думает только о себе. Она могла бы быть другим человеком, но обо всем заботятся ее родители, а это значит, что ей можно развлекаться и играть, а все остальное решат родители.

Здесь рассказывается историю про одну собаку, которая вдруг осталась не только без хозяина, но и без дома. У нее даже имени нет, именно поэтому автор употребляет различные местоимения. Если раньше ее постоянно кормили и даже лелеяли, то теперь ее никто не зовет к себе и даже не кормят. Она бегает по городу и выпрашивает у каждого человека что-нибудь съестное. Вот только с кем бы она не встречалась, ни один человек не хочет ни приласкать ее, ни дать ей покушать. Наоборот когда люди видят собаку, то сторонятся ее, а также гонят и ругают.

А ведь каждое живое существо мечтает о том, чтобы его любили и ласкали. Она разучилась верить людям. Однажды ее позвал один человек, и собака обрадовалась и подошла, но вместо этого получила просто пинок сапогом. Тогда она решила сбежать и больше никому не показываться. И неожиданно попадает на дачу, там находилась маленькая девочка, которая играла во дворе. Когда она увидела собаку, то решила подойти и погладить ее. Но собака решила совсем по-другому и укусила девочку.

Но новые хозяева не ругают ее за это, а наоборот делают все для того чтобы она привыкла к ним. И постепенно ее характер начинает меняться и теперь вместо агрессии у нее проявляется милосердие и добро. Теперь ни один человек не заходит непрошенным гостем на дачу, ведь их встречает собака. Кроме этого она играет, и веселиться вместе с хозяевами и такая жизнь ей очень нравится и другой жизни ей не хочется.

Но постепенно лето заканчивается и семье приходится возвращаться назад в город, где у них осталась квартира. Вот только собаку они забрать с собой не могут. И снова она остается одна и снова ее бросили.

Вторая глава

Затем наступила весна, приехали дачники — взрослые, дети и подростки, желающие насладиться природой. Первой, кого увидела собака, была милая девушка в коричневом платье — Леля. Она была рада приходу весны, теплу и наполненная эмоциями закружилась. Но Кусака подкралась к ней, рванула за платье и скрылась в кустах. Девушка испугалась и убежала в дом, сказав близким, чтобы они не выходили в сад — там злая собака.

Ночью дворняга прокралась обратно на дачу и легла на свое привычное место на террасе. Только теперь ее дом был наполнен людьми, которые тихо спали. Приехавшие дачники оказались довольно добры. Поначалу они хотели прогнать собаку или даже пристрелить ее, чтобы не лаяла по ночам. Но в скором времени отношение семейства изменилось, они привыкли к присутствию животного и начали оставлять хлеб. А по утрам даже вспоминали: «Где же наша Кусака?». Это прозвище так и закрепилось за ней.

Третья глава

И расцвела Кусака, теперь она принадлежала людям, у нее было имя. Собака ела очень мало по своей старой одинокой привычке. Но и этого хватило, чтобы похорошеть. Длинная шерсть, ранее грязная и висевшая космами, стала чистой, блестящей, почернела. Теперь, когда собака выбегала к воротам, у людей не было мысли дразнить ее. Но она все так же боялась их и не умела выразить свою благодарность и любовь.

Кусака могла лишь вертеться и нелепо кувыркаться, вызывая тем самым восторг и хохот дачников. Они собирались вокруг нее, чтобы посмотреть. Люди хвалили ее за старания и жалели лишь о том, что она стесняется показывать свои умения перед посторонними. Со временем собака привыкла к домашней жизни и стала все реже убегать.

Четвертая глава

Листва начала желтеть, а с дач стали постепенно уезжать люди. Леля, понимая, что скоро и они отправятся домой, спросила у мамы, что будет с Кусакой. Женщина ответила, что придется оставить ее тут, у них нет для нее условий. Девочке стало жалко животное, она уже была готова заплакать. Тогда мама в качестве аргумента против собаки сообщила, что друзья предлагают ей взять хорошего породистого щеночка. А Кусака ведь обычная дворняга. Леля опять повторила, что ей жаль, но плакать не стала.

Когда семья собралась уезжать, Леля позвала Кусаку с собой. Они вышли на шоссе, все вокруг было по-осеннему пустым, лил дождь. А вдалеке местные дразнили деревенского парня. Леля огляделась и, отметив как это все скучно, пошла назад. Лишь будучи на вокзале, девочка вспомнила, что так и не простилась с собакой.

Сочинение по произведению

Рассказ «Кусака» написан представителем серебряного века — Леонидом Николаевичем Андреевым. Русский писатель 19 века. Он повествует об отношениях между людьми и братьями нашими меньшими.

Порой люди относятся слишком жестоко и плохо к животным, что, несомненно, отражается на них. Они становятся замкнутыми, недоверчивыми и злыми. Особенно это касается бездомных животных. Свою боль они выражают с помощью укусов и громкого лая, животные причиняют вред, но только потому, что бояться. Но даже их когти и клыки не всегда могут помочь против человека. Они бояться быть загнутыми в угол, ведь человек способен причинить ужасную боль. Недаром говорят, что самые ужасные звери — это люди. Сначала приручат, подарят ласку, а потом выбросят как ненужную игрушку или грязную тряпку.

Так и произошло с нашей главной героиней рассказа. Кусака была озлобленная и пугливая собака. Но она не боялась выкриков со стороны прохожих или брошенного камня, она не боялась палок и боли, которую причиняли окружающие ее люди. Кусака боялась ласки и теплого взгляда, направленного на нее. Однажды она встретила семью, которая не стала ее бить или отгонять со двора. Вся семья дружно подкармливала собаку и пыталась одомашнить ее. Возникает вопрос. Зачем? Зачем пытаться приручить собаку и наладить с ней контакт, если вы не собираетесь любить ее? Ведь то, что делают такие люди нельзя назвать любовью или заботой. Потому что, когда заканчивается их отпуск, они спокойно уезжают и бросают животное на произвол судьбы. Разве такое поведение норма? Я так не думаю. Люди должны быть ответствены за тех, кого приручили. В этой истории не будет хэппи-энда, потому что Кусака осталась совсем одна, одна посреди улицы без еды. Единственные, кто ее кормил, уехали. Теперь она может погибнуть. Но в это время Кусака думает совсем не о еде, а о семье, которая ее покинула. Она начинает выть, а в этом вое так отчетливо слышно, как собака тоскует по хозяевам. Возможно, она умерла так и не дождавшись возвращение семейства, а, возможно, перестала верить людям совсем. Этого мы не узнаем, так как на расставании заканчивается рассказ.

Хочется верить, что люди перестанут выбрасывать маленьких и старых животных, которые резко им наскучили. Ведь это такие же существа как мы, которые чувствуют и любовь и боль. Давайте заботиться о братьях наших меньших, а не калечить их, ведь они не всегда могут за себя постоять.

Завершение истории

Кусака долго и безнадежно бегала по следам уехавших от нее людей, добралась до вокзала, а затем вернулась обратно на дачу. В надежде она заглянула в стеклянную дверь дома, но там никого не было.

Шел сильный ливень. С приходом ночи собака жалобно завыла. Вой Кусаки был настолько громким, что пронзал воздух. Но он звучал ровно, настойчиво и до отчаяния спокойно. Всякому, кто тогда слышал его, становилось не по себе, и хотелось в уют и тепло, к любящему женскому сердцу. А собака выла.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Андреев Л.Н. “Кусака” Читательский дневник, краткое содержание

Андреев Л.Н. “Кусака” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Андреев Леонид Николаевич

Название: “Кусака”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о животных

Число страниц: 6

Главные герои и их характеристика

Кусака. Обычная собака, которую много раз напрасно обижали и поэтому она перестала доверять людям. Но потом смогла найти в себе любовь к новым хозяевам, а те ее снова предали. Несчастная.

Леля. Девочка, милая и добрая, отзывчивая, не злопамятная. Но легкомысленная и слабохарактерная. Думает только о себе.

Мать Лели. Равнодушная к животным женщина.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

О бездомной собаке, которую приютили и приласкали дачники на лето, а осенью оставили одну.

Сюжет — краткое содержание

Кусака живет одна и прячется от людей, от которых видит только боль.

На дачу приезжают дачники, и Кусака пытается отстоять свою территорию.

Ласка детей смягчает сердце Кусаки, и она позволяет себя гладить.

Кусака привыкает к людям и становится счастливой.

Дачники бросают Кусаку одну на даче и уезжают в город.

Кусака воет от тоски.

Понравившийся эпизод

Мне не то чтобы понравились, но произвели самое сильное впечатление последние строки рассказа. Когда Кусака не может поверить в то, что ее снова бросили, снова предали. Когда она смотрит в пустой дом и, как она воет под струями дождя.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Люди должны понимать, что животные, которых они приручили, зависят от них, и не предавать их доверие.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит нас любить и никогда не предавать животных. Учит быть ответственными за домашних питомцев. Учит добру. Учит сохранять веру в добро несмотря ни на что.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Меня очень тронул этот рассказ о бедной, несчастной собаке. Кусака была такой умницей, такой верной и преданной, что я совершенно не могу понять, как эти люди могли ее просто бросить, как вещь. Ведь собака — это живое существо, со своими чувствами, все понимающее и такое иногда беззащитное.

Новые слова и выражения

Улюлюкать — громко кричать.

Ватага — компания, группа.

Анемичный — малокровный, вялый, бледный.

Пословицы к произведению

Не жалей того, который скачет, пожалей того, который плачет.

Чужой собаке на селе жилья нет.

Без друга сирота, а с другом — семьянин.

Кто живет только для себя, тот для других умирает.

Нет плохих собак, есть плохие хозяева.

Источник

«Кусака», анализ рассказа Андреева

История публикации

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» впервые напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех» за 1901 год.

Жанр, литературное направление, идея рассказа

Среди рассказов о животных – популярного жанра русской литературы второй половины ХІХ века – преимущественное место отводится рассказам о собаках. Несомненно, эта жанровая традиция, начатая Тургеневым и оконченная Чеховым, в начале ХХ века продолжилась рассказом Леонида Андреева «Кусака», в котором звучат пронзительные интонации «Муму», а образ «главной героини» совершенно психологичен и в этом смысле почти не уступает чеховской Каштанке.

Вместе с тем, рассказ Леонида Андреева, к началу ХХ века уже вполне сформировавшегося художника-символиста, привносит в эту жанровую традицию нечто решительно новое. Об этом лучше всего сказал он сам в 1902 году, в письме К. И. Чуковскому, в то время влиятельному литературному критику, обратив его внимание на парадоксальный и символический смысл рассказа «Кусака»: «Мне не важно, кто «он» – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Такова идея этого рассказа.

Тема и персонажи

Таким образом, тема рассказа «Кусака» – беспомощность живого существа «перед грозными силами жизни», главных из которых две. Первая – это неумолимая и ничем не преодолимая смена времён жизни, времени счастья и времени несчастья, в данном случае чётко совпадающая со сменой времён года. И вторая «сила жизни», которую лучше было бы назвать силою смерти, – это жестокость и равнодушие друг к другу самих живых существ.

Для иллюстрации действия обеих «сил жизни» выбрано идеальное страдательное лицо или, если угодно, страдательная морда. «В рассказе «Кусака» героем является собака»; более того – бездомная собака: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

Далее, как это всегда бывает у Андреева, является безликая массовка тупых, жестоких существ. Это тупые деревенские мужики, деревенские жестокие дети и не менее жестокие деревенские цепные псы. Все они травят несчастную бездомную собаку, превращая её в злобную кусачую тварь. Как известно, собаки бывают кусачие только от жизни собачьей.

Но вот по весне является героиня с «лица необщим выраженьем». Это «гимназисточка Лёля». Бездомная собака первым делом набрасывается и на неё, рвёт ей платье – и тут же получает от неё кличку: отныне она Кусака.

Лёля – существо счастливое, а потому доброе, чуткое и готовое щедро, по-христиански, делиться своим счастьем с ближним и щедро, по-христиански же, ближнего прощать. Немедленно простив Кусаке разорванное платье, Лёля приручает бедную собаку, делает её другом не только своим, но и всей своей многочисленной семьи.

Однако счастливая пора между весною и осенью быстро миновала. И вот уже Лёля не так счастлива, ибо идут дожди, пора съезжать с дачи и ходить в гимназию. Её слабенькое чувство ответственности всё же побуждает её задать маме вопрос о Кусаке. И тут на сцену является очередной жестокий и равнодушный взрослый персонаж:

Это «не заплакала» – смертный приговор Кусаке. Дело ведь уже теперь не просто в смене счастливых и несчастливых времён года. А дело в том, что следующей весной Лёля приедет на дачу с «очень породистым щеночком». А Кусаку, которая уже считает эту дачу своим домом и всю зиму будет её охранять (если, конечно, эту зиму переживёт), немилосердно прогонит со двора.

Сюжетная композиция

Сюжет рассказа составляет собачья жизнь за полгода: от начала весны до начала осени. Этой хронологии строго подчинена его композиция.

Рассказ разбит на пять частей. Первая начинается с упоминания о том, что «никто не мог бы сказать», где собака находилась «во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Упоминание это радостное: значит, «долгую морозную зиму» собака всё-таки пережила. На этом оптимистическом фоне не так тяжело, как могла бы, воспринимается вся эта первая часть, посвящённая зимним злоключениям несчастной собаки и составляющая экспозицию рассказа.

Вторая часть – завязка: приезд дачников. Здесь появляется Лёля, а у собаки появляется имя, и Лёля прощает Кусаке разорванное платье: «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее».

Третья часть – «расцвет» Кусаки: «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака».

Четвёртая часть – наступление осени, новая перемена участи, к худшему. Здесь выход Лёли во взрослый мир: не только разговор с мамой о Кусаке, но и прогулка под дождём по тоскливому шоссе, в сопровождении Кусаки, до мерзкого трактира, перед которым

«кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу. Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали…
— Скучно, Кусака! – тихо проронила Лёля и, не оглядываясь, пошла назад.
И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».

И совсем короткая пятая часть – пронзительно грустный финал: «Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу… Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла».

Последняя фраза всего рассказа – «Собака выла».

Подобно другому дачному рассказу Леонида Андреева, «Петьке на даче», рассказ «Кусака» тоже напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех», но только на два года позже. Таким образом, «сезонная» композиция рассказа должна была соответствовать «сезонному» же настроению читателя, по свежим следам вспоминающего дачный отпуск… Или как раз в этот самый момент чтения съезжающего с дачи? Неужели же здесь нам явлена так называемая просветительская функция художественной литературы, столь чуждая, казалось бы, писателям «серебряного века»? Ведь если журнал «для всех», то «все» прочтут «Кусаку» и не станут бросать своих собак на даче. Ведь кем же, в самом деле, надо быть, чтобы сделать это после прочтения такого рассказа? И неужто «все» таковы?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *