к какому жанру относится колонка
Авторская колонка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и история развития колонки как журналистского жанра
В современной журналистике термин «колонка» используется в трех значениях:
В движении от рубрики к жанру колонка почти повторила путь фельетона. Сначала в крайней колонке помещалась информация, на которую хотела бы обратить внимание газета – экстренные новости, объявления, официальные сообщения и т.д. Но со временем содержание колонки сместилось в сторону частной жизни. большой интерес у читателей в 19 веке вызывали колонки сплетен, где публиковались сообщения о текущей жизни жителей города – свадьбах, рождениях, помолвках, отпусках и т. д. Таким образом, колонка стала местом на полосе, где из публикуемых на регулярной основе фрагментов формируется картина жизни частного человека. То есть колонка стала выполнять бытописательскую функцию.
Затем в такой колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты журналистских жанров, имеющих ярко выраженное авторское начало – эссе, комментарии, обозрения, обзоры, рецензии.
Особенности авторской колонки
Авторская колонка – это текст, в котором отражаются чувства журналиста, его опыт, взгляды на что-либо.
Готовые работы на аналогичную тему
Главной целью автора колонки является выражение собственного мнения, подтверждаемого при этом фактами.
Инфоповодом к статье для авторской колонки может стать как крупное происшествие, так и небольшое событие. Иногда журналисты пишут о какой-либо личности, раскрывают характер героя. на первый план при этом выдвигаются чувства самого автора, его взгляды и суждения.
Главная функция авторской колонки, ее целевая установка – демонстрация точки зрения субъекта высказывания в связи с какой-либо ситуацией с целью обратить внимание читателей не только на ситуацию, но и на характер ее оценки.
Именно личность автора становится главным смысловым ядром жанра. И этим обусловлена такая специфическая особенность авторской колонки, заключающаяся в том, что ее ведет авторитетный человек – специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, известный человек (политик, писатель), автор, обладающий талантом говорить интересно обо всем. На первый план выступает процесс демонстрации мнения.
Метод, применяемый в данном жанре журналистики – образный анализ.
Образный анализ – это сочетание анализа (выявление взаимосвязей предмета, причин, следствий, а также их оценка, прогноз дальнейшего развития) и художественного обобщения. Колонка в этом смысле занимает пограничную позицию между художественно-публицистическими и аналитическими жанрами в традиционной классификации. По классификации Л. Е. Кройчика авторская колонка входит в группу исследовательско-образных жанров.
Форма и содержание авторской колонки
По своему содержанию авторская колонка – это цепочка событий, явлений, фактов, с которыми автору приходится непосредственно сталкиваться или которые, на его взгляд, являются наиболее актуальными в данный момент, а также рассуждений, порождающих эти события и факты. Журналист предлагает читателю свою точку зрения на реальную действительность. Таким образом, его статьи становятся неопровержимыми свидетельствами эпохи и одновременно с этим оригинальными художественными произведениями.
На первом месте выступают не явление или факт, а отношение автора к этому явлению или факту. В авторской колонке журналист рассказывает о собственных впечатлениях, о своем личном опыте, демонстрирует свое мнение.
Что касается, формы, то колонка является свободным повествованием, которое включает в себя элементы других жанров, от небольшой заметки до эссе. Но все эти элементы в повествование включаются исключительно для того, чтобы усилить авторскую манеру письма, авторскую аргументацию, максимально «интимизировать» повествование и сделать читателя собеседником, соучастником повествования. Авторская манера письма сохраняется от колонки к колонке, что делает ее узнаваемой читателями.
В авторской колонке грамматические конструкции и формы, а также приемы организации создают атмосферу внешней безыскусности (при этом сохраняется тщательная стилистическая обработанность, смысловая сложность и многомерность) и исповедальности. Эти приемы вызывают у читателя ощущение соучастия, личного контакта. Особенности такой манеры, как интимизация проявляются во всех колонках, где-то в большей, где-то в меньшей степени. В конечном итоге выбор степени интимности и применение стилистических средств зависит от конкретного автора.
По мнению ряда исследователей, к жанрообразующим факторам также относятся и языковые средства, применяемые в тексте, или форма авторского присутствия. По мнению других исследователей, эти факторы входят в понятие содержания и формы.
Рассматривая жанрообразующие факторы, которые позволяют определить колонку как отдельный журналистский жанр, следует отметить, что хоть тексты колонки и обладают отчетливыми отличительными признаками, специфика данного жанра, заключающаяся в сильном авторском начале, внимании к форме и стремлении к самовыражению не позволяет его ограничивать строгими рамками. В связи с этим для жанра колонки, так же, как и для эссе, характерна некоторая степень размытости жанровых границ.
Значение слова «колонка»
2. Ряд цифр, слов, расположенных по вертикали. Держа перед собой лист бумаги, испещренный колонками цифр, майор читал на ходу. Березко, Мирный город. [Колесничук] быстро пробегал глазами колонки убористого шрифта. Катаев, Катакомбы. || Столбец (в книге, газете). — Разведчики у нас есть знаменитые, товарищ корреспондент, — обнадеживающе сказал он, — наберете материала на подвал или на три колонки, а то и на целую полосу. А. Гончаров, Наш корреспондент.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Бензоколонка (автомобильная заправочная станция) — комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств;
Велосипедная рулевая колонка
Звуковая колонка — групповой акустический излучатель;
Колонка кортекса — группа нейронов, расположенная в коре головного мозга;
КОЛО’НКА, и, ж. 1. Уменьш. к колонна в 1 и 3 знач. 2. Столбец, ряд слов, цифр (тип.). Газетная полоса в пять колонок. К. цифр. 3. Приспособление при ванне — котел в виде высокого цилиндра для нагревания воды, поступающей в него механически из водопровода (спец.). Газовая к.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
коло́нка
1. техническое сооружение в виде столба ◆ Газовая колонка. ◆ Рулевая колонка.
2. установка для отпуска жидкостей ◆ Водоразборная колонка. ◆ Бензиновая колонка.
3. разг. то же, что звуковая колонка; групповой акустический излучатель, акустическая система ◆ Музыкальный центр с колонками.
4. полигр. столбец, вертикальный блок текста или цифр ◆ Газетная колонка. ◆ Вёрстка в три колонки.
5. журн. в периодическом издании — раздел с регулярно выходящими статьями, посвящёнными определённой теме или изложению личного мнения того или иного автора
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: морозец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Колонка – это многозначное слово, которое имеет несколько определений и используется в различных областях. В каждом конкретном контексте значение этого слова понятно из общего смысла. Но однозначно ответить, что это такое, без привязки к общему тексту сложно. Придется перечислить все определения, включающие это понятие, а потом еще делать пояснения по некоторым словам, поскольку эти определения имеют свои особенности.
Несмотря на общее звучание и одинаковое происхождение, колонки выглядят по-разному, используются неодинаково. Поэтому для различия стоит разобраться в особенностях каждой из них. Тем более что слово это несложное, а каждое определение понятно обычному пользователю в повседневной жизни.
Многообразие понятий слова
Слово «колонка» используется во многих, не связанных между собой областях. Раньше всего оно появилось в бухгалтерских и отчетных документах. Колонка в таблице – это вертикальный столбец, куда данные записываются сверху вниз. По этому принципу небольшой раздел в газете, который тоже зачастую имеет вертикальный вид, тоже называют колонкой.
Среди других наиболее часто используемых определений этого слова можно назвать:
Интересно, что при всем многообразии значений слова путаница с ним происходит редко. Из общего смысла предложения понятно, какая колонка имеется в виду.
Колонка в журналистике
В журналистике слово «колонка» появилось из английского языка, где column означает столбик. Она представляет собой определенный жанр авторского высказывания на любую актуальную тему. Особенностью такого раздела в газете или журнале является периодичность и регулярность выхода. Поэтому авторская колонка – это текст, который можно читать постоянно.
Появление колонок в газетах произошло в середине 17 века, когда текст на страницах начали печатать мелким шрифтом и разделять для удобства чтения. В тот же период зародился дизайн газетных изданий: возникновение разных шрифтов, выделение заголовков и даже печать изображений. Но тогда колонка была лишь рубрикой, а в начале 20 века она стала отдельным жанром журналистики.
Водоразборная колонка
Еще в прошлом веке были распространены и пользовались общим спросом водопроводные колонки, которые можно было встретить на многих улицах городов и сел. В некоторых небольших населенных пунктах они сохранились и по сегодняшний день. В основном там, где нет центрального водоснабжения в домах и учреждениях. Фактически такая колонка заменила колодцы с водой.
Водопроводные колонки имеют несколько существенных недостатков, поэтому их становится все меньше.
Колонка на АЗС
Бензозаправочная колонка по своему принципу действия схожа с водопроводной – она качает жидкость из определенного резервуара, показывая при этом объем перекачанного бензина. Современные аппараты на заправках имеют электронное табло, а не механическое. Это позволило вывести на монитор не только перекачанный объем, но также ввести цену одного литра горючего и автоматически посчитать полную стоимость заправки авто.
Помимо этого изменения, бензоколонка по принципу работы практически не изменилась с момента своего создания. В отличие от других колонок, которые претерпевают модернизацию.
Музыкальные колонки
Звуковая колонка – это общее название акустических систем различных размеров и форматов. Хотя, безусловно, сравнивать устройство и назначение небольших компьютерных пластиковых колонок с теми, которые используются на больших площадках и концертных выступлениях, нельзя.
В последнее время большое распространение получила блютуз-колонка – небольшое беспроводное устройство, которое фактически является динамиком для воспроизведения звука. Ее можно соединить с любым телефоном или планшетом, включив хорошую громкость звука или музыки. Блютуз-колонка имеет одну важную особенность – несмотря на ее портативные размеры, это не влияет на качество воспроизводимого звука.
Колонки бывают разные, а само слово широко применяется в разговорной и печатной речи. Понимание и определение понятия даст возможность разбираться в теме общения, понимать, что имеет в виду собеседник, и не перепутать одну колонку с любой другой.
Компьютерные колонки: характеристики и выбор
Компьютерные колонки — акустическая система для ПК, относится к периферийным устройствам вывода. В данной статье, рассмотрим основные характеристики колонок для ПК, знание которых, поможет вам осуществить правильный выбор при покупке данного аудиоустройства.
Характеристики компьютерной акустики
При выборе компьютерных колонок, необходимо оценить их по ряду параметров:
Акустические характеристики
Первое, на что стоит обратить внимание при выборе колонок для ПК: суммарная мощность, диапазон воспроизводимых частот, количество полос, звуковая схема и материал корпуса.
Суммарная мощность
Общая мощность акустической системы с учётом всех колонок в составе комплекта.
Например, акустическая система состоит из 2-х колонок по 80Вт, таким образом получаем суммарную мощность 160Вт (2х80Вт).
Диапазон частот
Важный показатель качества звука акустической системы. Минимальное значение диапазона указывает на способность воспроизведения низких частот (НЧ), а максимальное на качество звучания высоких частот (ВЧ). Несмотря на то, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц., при выборе колонок для компьютера, стоит рассматривать акустические системы с более широким частотным диапазоном. Чем шире диапазон, тем насыщенней басы и чище звук в верхах.
Количество полос
Чтобы добиться более высокого качества звука, при производстве акустических систем, применяют одновременно несколько динамиков в одной колонке. Это необходимо для того, чтобы разделить диапазон и отдать каждому из динамиков свою частоту (НЧ/СЧ/ВЧ). Таким образом, компьютерные колонки делятся на однополосные, двухполосные и трёхполосные. Кроме того, для усиления низких частот применяются специальные конструктивные решения в самом корпусе — фазоинвертор.
Звуковая схема (формат системы)
Параметр указывает на то, какой формат многоканального звука способны воспроизводить колонки для ПК. Чем больше каналов, тем более пространственный звук можно получить, что напрямую влияет на эффект присутствия в компьютерных играх, при просмотре фильмов или прослушивании музыки.
Важно! Источник звука должен поддерживать многоканальный формат.
В продаже наиболее распространены звуковые схемы: 2.0, 2.1, 3.1, 4.0, 4.1, 5.0, 5.1, 6.1 и 7.1.
2.0 — стереорежим.
2.1 — сабвуфер (НЧ до 100Гц) и 2 стереоколонки.
3.1 — сабвуфер, центр, 2 фронтальные колонки.
4.0 — система объёмного звука: 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.
4.1 — система объёмного звука: сабвуфер, 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.
5.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.
5.0 — аналог 5.1 без сабвуфера.
6.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 тыловые, 2 фронтальные и 1 центральная тыловая колонки.
7.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 фронтальные, 2 тыловые, 2 центральные тыловые колонки.
Материал корпуса
На качество звука компьютерных колонок влияют не только мощность, многоканальность и частотный диапазон. Корпус имеет не последнее значение, а точнее, материал из которого он выполнен. На данный момент, при производстве колонок для ПК, применяются: пластик, дерево и MDF.
Пластик
Дешёвый материал, не позволяющий добиться качественного звука: у низких частот нет глубины и насыщенности, средние и высокие частоты — «плоские», при увеличении громкости появляется дребезжание. Из плюсов: простота применения, большой выбор дизайнерских решений и расцветок.
Дерево
Надёжный материал, обеспечивающий высокое качество звука: глубокие басы, хорошо выраженные средние частоты. Дело в том, что дерево обладает хорошими поглощающими и резонансными свойствами, которые позволяют усиливать звук без искажений. Из недостатков: акустические системы получаются громоздкими, внешне классическими и дорогими.
MDF (Medium Density Fiberboard) — древесноволокнистый композитный материал. Качество звука практически такое же, как и у колонок из дерева. Плюс — материал дешевле. Часто производители компьютерных колонок указывают, что они изготовлены из дерева, но на самом деле применяется MDF.
Функциональные особенности
Любая акустическая система, в том числе и компьютерные колонки, имеет ряд функциональных особенностей:
Разъёмы и интерфейсы
Компьютерные колонки, в зависимости от модели, могут быть оснащены не только аналоговыми, но и цифровыми интерфейсными разъёмами.
Аналоговые разъёмы
Jack 3.5 — используется для подключения наушников или в специальных переходниках для передачи аудиосигнала от компьютера к колонкам.
Jack 6.3 — применяется, в основном, в студийных наушниках и звуковой аппаратуре.
RCA (тюльпаны) — служит для передачи аналогового сигнала в бытовой аппаратуре или в специальных кабелях.
Винтовая клемма — используется для подключения колонок к центральному устройству акустической системы.
Пружинная клемма — имеет то же назначение что и винтовая.
Цифровые интерфейсы
S/PDIF (coaxial) — разъём для передачи цифрового сигнала от аудиокарты компьютера (звуковой аппаратуры) к акустической системе. Для этого применяется специальный коаксиальный кабель.
S/PDIF (optical) — назначение разъёма аналогично S/PDIF (coaxial), за одним исключением — цифровой сигнал передается через специальный оптический кабель.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».