к какому жанру мы отнесем произведения м е салтыкова щедрина
Билет 31 Сказки Салтыкова-Щедрина
Уважаемые читатели! Все выложенные мной произведения не являются какими бы то ни ни было лирическими изысканиями или творческими трудами. Это тупо билеты по средневековой литературе, которые надо распространить для курса. Вот таким дурацкий способом. Администрацию прозары просьба не беспокоиться: как только экзамен закончится, вся эта галиматья будет удалена)
Сказка — один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Салтыков-Щедрин. Его сказки — это отдельный, самостоятельный этап его творчества, в котором уложилось все то, что писатель накапливал на протяжении четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои сказки “детям изрядного возраста”, то есть взрослым людям. И к ним автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки.
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Поднимая в них самые злободневные вопросы русской действительности, писатель выступает защитником народа и обличителем господствующего класса. В сказках Салтыкова действительно есть некоторые заимствования из народных сказок. Это и волшебные превращения, и свободная форма изложения, и главные герои — представители животного мира.
Щедринская сказка, конечно же, совершенно особенная вариация сказочной формы. Писатель впервые наполнил ее острым общественным смыслом, заставил ее раскрывать драмы и комедии человеческой жизни. Мастер эзопова языка, в сказках, написанных в основном в годы жесточайшей цензуры, Щедрин использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных классов и социальных групп. Причем автор зло высмеивает не только всесильных господ, но и простых работяг с их рабской психологией. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует терпение и безответность простого русского народа.
Хочется остановиться на сказке “Дикий помещик”, которая написана весьма саркастично и остро- умно. В ней противопоставлены представители различных социальных слоев — народ и дворяне. С едкой иронией автор пишет: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Разумеется, помещик этот ничего делать не умел и мечтал только о том, чтобы избавиться от “холопьего духа”.
Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец, мужицкий мир исчез. И остался “российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев” один. Обращает на себя внимание необычная фамилия. Подобные “многоэтажные” фамилии с тюркским звучанием были принадлежностью древних, высших аристократических родов, но под пером Щедрина она приобретает нелепое и весьма смешное звучание.
Остался помещик один. Первоначально он является нам в облике “твердого душой” непоколебимого крепостника, убежденного в природном, естественном превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми, которые раздражают его даже своим присутствием.
Но постепенно он одичал: “. весь он, с головы да ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне ясен — трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много: и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной личности — даже не дикарь, а примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чистую одежду, словом, держит в людском образе Сенька — собирательный образ крестьянина.
Но без “холопов” страдает не только помещик. Туго приходится и городу (прекратился подвоз продуктов из имения) и даже государству (некому стало платить налоги). Автор убежден в том, что создатель основных материальных и духовных ценностей — народ, именно он — поилец и кормилец, опора государства. Но в то же время Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен. Он намекает, что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но не такие уж всесильные, и при желании их можно победить.
Тематика, художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII—XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.
К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.
а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.
б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами
современности.
Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.
Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. » Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» — газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть — все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик — никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.
Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «. хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный
в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость
помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик
стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».
Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие. » В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами. ногти у него сделались, как железные. ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще неприобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «. только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!
— А почему так?
— А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»
Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элементб использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь». Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.
Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:
— И откуда вы, шельмы, берете. » Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.
Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи — проблему судьбы русского народа.
Итоговая контрольная работа по литературе (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по литературе (итоговый контроль)
1. В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
б) «Песнь о вещем Олеге»
в) Повесть «Станционный смотритель»
2.Автор «Песни о купце Калашникове…»:
3. Кто не является персонажем повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?
5. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
6. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?
а) война с Наполеоном 1812г.
б) восстание декабристов
в) отмена крепостного права
7. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина?
8. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»
а) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи
б) о двуличном чиновнике (полицейском)
9. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…». О ком написаны эти строки?
а) «Хорошее отношение к лошадям»
б) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
11. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?
б)протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру
в) тема Великой Отечественной войны
12. В рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» два главных героя. Кто из них лучше знаком с деревенской жизнью?
13. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:
а) о себе и своих переживаниях
б) о брате и его переживаниях
14. Композиция – это:
а) эпизод литературного произведения
б) столкновение персонажей
в) построение произведения
15. Кто вышел из стен Царскосельского лицея:
16. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:
17. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость – это жизнь», «Береги честь смолоду»:
18. Автор рассказа «О чём плачут лошади»:
19. Автор автобиографической трилогии «Детство. В людях. Мои университеты»:
а) Н.В.Гоголь б)Л.Н.Толстой в) М.Горький
20. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:
Итоговая контрольная работа по литературе предназначена для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной и рассчитана на один урок. Контрольная работа представляет собой тест, состоящий из 20 вопросов по материалам всего учебного года ( русская и зарубежная литература). Разработка содержит ключи к заданиям
Номер материала: ДБ-1248630
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Итоговый тест по литературе за курс 7 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топкановская основная общеобразовательная школа».
Итоговый тест по литературе
учитель русского языка и литературы
Баранова Татьяна Анатольевна
1)повторить, обобщить и закрепить изученное по литературе за курс 7 класса;
1. Укажите основные роды литературы:
а) эпос, повесть, драма
б) эпос, лирика, драма
в) эпос, лирика, трагедия
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
3. Какой из трёхсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
4. В словосочетаниях: Москва великая, небо чистое, заря алая – используется
5. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
6. Кто такие опричники (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»)
а) регулярные войска
б) личная охрана царя
в) часть стрелецких войск
7. Укажите годы жизни Н.В. Гоголя
8. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» написана в стиле
а) эпического сказа
б) семейной хроники
в) исторического исследования
9. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
в) курительную трубку
10. Смысл жизни для старого Тараса состоит
а) в воспитании достойных сыновей
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи
в) в защите родной земли
11. Какова тема стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
б) быт и нравы крестьян при крепостном праве
в) тяжелый труд крестьян
12. Изображение осени в начале стихотворения «Железная дорога» представляет собой
13. Данный пейзаж увиден глазами
в) пассажира (автора)
14. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?
15. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера лов прокормил»?
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
16. Как называлась газета, которую нашли генералы из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) «Московские ведомости»
б) «Московский вестник»
17. Повествование в повести Л.Н. Толстого «Детство» ведётся от лица
а) свидетеля событий, происходящих в поместье
18. Наталья Савишна в повести Л.Н. Толстого «Детство» – это
а) бабушка главного героя
б) дальняя родственница
19. Где родился А.П. Чехов?
20. Главный герой рассказа «Хамелеон»
21. Укажите настоящее имя М. Горького
а) Алексей Максимович Пешкин
б) Алексей Максимович Горький
в) Алексей Максимович Пешков
22. «… Но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить… сразу стала на всю жизнь другом…» – эти строки из повести М.Горького «Детство» написаны
б) об Акулине Ивановне
а) Леонид Андреев «Кусака».
б) Андрей Платонов «Юшка».
в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».
25. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?
а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.
в) Жить, расти, бороться за счастье жить.
26. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?
27. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».
Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет
той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.
б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастли вые времена» для лошадей.
в) Он не накормил Рыжуху.
28. Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни простого деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
29. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
а) Человеческое безразличие
б) Неуважение к чужому труду
в) Хулиганское поведение подростков
г) Хамское отношение между людьми.
30. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта
туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно. »
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Филинова Елена Святославовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением английского языка»
г. Сосновый Бор Ленинградская область
Итоговые тесты по литературе 7 класс
А1. Годы жизни М.В.Лермонтова?
1) 1743-1816 3) 1814-1841
2)1711-1765 4) 1809-1852
А2. Какого героя в произведении «Тарас Бульба» не было?
2) Остап 4) Кукубенко
А3. Кто написал повесть «Станционный смотритель»?
1) Г.Р.Державин 3) А.К.Толстой
2) И.С.Тургенев 4) А.С.Пушкин
А4. Где родился А.П.Чехов?
1) Таганрог 3) Москва
2) Санкт-Петербург 4) Псков
А5. Какое произведение принадлежит Л.Н.Андрееву?
1) «Кусака» 3) «Детство»
А6. В каком произведении в степи появлялись «голубые искры перед дождём»?
1) «Кусака» 3) «Старуха Изергиль»
2) «Тарас Бульба» 4) «Живое пламя»
В2. Настоящая фамилия Ахматовой Анны Андреевны?
В3. Трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов (безударный, ударный, безударный).
В4. Кто из героев Н.В. Гоголя является автором данных слов? («Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами…»)
Объясните выражение «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег…»
(Из произведения Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади») Ответ должен быть полным: 5-8 предложений
1) «Полтава»; 3) «Станционный смотритель»;
2) «Песнь о вещем Олеге»; 4) «Руслан и Людмила».
А 2. Автор «Песни о купце Калашникове…»:
1) А. С. Пушкин; 3) М. Ю. Лермонтов;
2) Н. В.Гоголь; 4) Л.Н. Толстой.
А 3. Кто из героев повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:
1) Остап; 2) Андрий; 3) Тарас Бульба; 4) Кокубенко.
А 4. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»:
1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;
2) о двуличном чиновнике (полицейском);
3) о собаке, которая была виновницей конфликта;
4) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».
А 5. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?
1) война с Наполеоном 1812г.; 3) восстание декабристов;
2) отмена крепостного права; 4) объединение Италии.
А 6. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?
1) повесть; 2) стихотворение; 3) сказки; 4) рассказы.
В 1. О ком из русских писателей П.Х.Максимов напишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем»?
В 2. Автор известных строк:
до дней последних донца,
светить – и никаких гвоздей!
В 3. Обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия –это…?
В 4.Определите размер лирического фрагмента:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.__________________________________________
Как вы понимаете высказывание О.Генри («Дары волхвов»): «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»? Ответ должен быть полным: 5-8 предложений.
А 1. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?
2) протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
3) тема Великой Отечественной войны ;
4) тема бесчеловечного отношения к игрушкам.
А 2. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:
1) о себе и своих переживаниях; 3) о брате и его переживаниях;
2) о друзьях; 4) воспоминания о суровом детстве маленького мальчика.
А 3. Композиция – это:
1) эпизод литературного произведения; 3) столкновение персонажей;
2) острый момент в сюжете произведения; 4) построение произведения.
А 4. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:
1) Ямб; 2) Анапест; 3)Амфибрахий; 4) Дактиль.
А 5. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость – это жизнь», «Береги честь смолоду»:
1) Ю. П. Казаков; 2) Д. С. Лихачёв; 3) В. П. Распутин; 4) М. В.Ломоносов.
А 6. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:
1) В. П.Распутин; 2) А. П. Чехов; 3) И.А. Бунин; 4) М. Зощенко.
В1. О ком из героев Л. Андреев написал: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась»
В2. С кем М.Ю. Лермонтов сравнивает Ивана Грозного в своём произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
В3. В каком жанре писали Мацуо Басё и Кобаяси Исса:
В4. Назовите термин по его определению: «чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета».
При выполнении задания части С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.
Какую красоту ценит поэт Н.А. Заболоцкий в людях ?
О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Маша 2) Улита 3) Марфа 4) Дуня
Остап 2) Алексей 3) Андрий 4) Прокоп
3) Никем не работал 4)Такого персонажа нет в произведении
1)За границу, отдыхать 2) На войну, за мужем
3)В Томск, к родителям 4)В ссылку, за мужем
«Московские ведомости» 2)«Московский вестник»
3)«Русское слово» 4)«Правда»
А6. Кем был Карл Иванович в повести Л.Н. Толстого «Детство»?
Отцом главного героя 2) Поваром
3) Учителем 4)Проезжим гостем
В3. Кто из героев Е.И. Носова «… внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и …., побледнев, умолкал, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой»?
А1. Какова основная тема «Записок охотника» И.С. Тургенева?
1) Тема великолепия родной природы; 3) Тема любви и дружбы;
2) Тема взаимоотношений помещиков и крестьян; 4) Тема истинного и ложного патриотизма.
А2. Каким событием заканчивается повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
1) Смертью Андрия; 3) Смертью Остапа;
2) Смертью Тараса Бульбы; 4) Возвращением Тараса Бульбы домой.
А3. Автор стихотворения «Тихая моя Родина»?
Н.М. Рубцов; 3) Н.А.Заболоцкий;
2) С.А.Есенин; 4) В.Я. Брюсов.
А4. Что стояло в простенке между окнами в квартире семьи Юнг в рассказе О.Генри «Дары волхвов»?
Платяной шкаф; 3)трюмо;
2)зеркало; 4) пианино.
А5. Как звали лошадь в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?
А6. Автор строк: «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид»
1)М.В. Ломоносов; 3) Г. Р. Державин;
2)А.С.Пушкин; 4)М.Ю. Лермонтов.
В1. Какому произведению А.С. Пушкин предписал эпиграф: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор»____________________________________________________
В2. Кто пришёл в гости к лирическому герою-поэту в стихотворении В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» _______________________________________________________________________________
В3. Настоящая фамилия А.П.Платонова?
В 4. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными (термин)______________________________________________________________________
Прочитай приведенное ниже стихотворение и выполни задание части С. При выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений
О чем размышляет Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей»?
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.
А1. Годы жизни М.Ю. Лермонтова.
1) 1810 – 1841; 3) 1814 – 1837
2) 1814 – 1841; 4) 1792 – 1824
А2. Что такое гипербола?
1) Преувеличение чего-либо; 3) Красочное описание;
2) Переносное значение предмета; 4) Саркастический смех.
А3. Кто пришёл ночью к Андрию с просьбой дать хлеба панночке во время осады Дубно («Тарас Бульба» Н.В. Гоголь)
1) Панночка; 2) Татарка; 3) Воевода; 4) Слуга.
А4. Имя и фамилия Салтыкова-Щедрина.
1) Василий Анатольевич; 3) Дмитрий Евграфович;
2) Михаил Евграфович; 4) Василий Павлович.
А5. Как называлась газета, найденная генералами? («Как мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин)
1) «Московские вести»; 3) «Новости Петербурга»;
2) «Русский вестник»; 4) «Московские ведомости».
А6. Автор произведений: «Василий Шибанов», «Упырь, «Князь Михайло Репнин»?
1) А.К. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) Н.А. Некрасов; 4) В.В. Маяковский
В1. С кем сравнивает М.Ю. Лермонтов Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова»?
В2. Что сделал Данко, чтобы вывеси людей из леса? ( «Старуха Изергиль» М. Горький)
В3. Автор рассказа «Юшка».
В4. На что копил деньги Егор Иваныч? («Беда» М. Зощенко)
С1. Почему детство – «самая прекрасная пора» (по повести Л.Н.Толстого «Детство»)?
А1. Автор рассказа «Тихое утро»:
1) Ю.П. Казаков 3) Ф.А. Абрамов
2) А.П. Платонов 4) Е.И. Носов
А2. Из скольких произведений состоят «Повести покойного Ивана Петрович Белкина?»:
1) четыре 2) пять 3) шесть 4) семь
А3. Годы жизни Н.В.Гоголя:
1) 1814-1841 2) 1799-1837 3) 1795-1829 4) 1809-1852
А4. В каком произведении А.С. Пушкина встречается героиня Авдотья Самсоновна?
1) «Дубровский» 3) «Барышня-крестьянка»
2) «Метель» 4) «Станционный смотритель»
А5. Как звали кобылу, героиню рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?
1) Рыжуха 2) Забава 3) Карина 4) Краса
А6. Как звали дочку Бирюка из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»?
1) Алёна 2) Улита 3) Дуня 4) Липа
В1. Игрой на каком музыкальном инструменте сопровождалось исполнение былин?
В2. Кому принадлежат строки?:
По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
две вечерних звезды — голубых моих судьбы._____________________________
В4. О ком говорит бабушка из автобиографии М. Горького «Детство»:
Докажите, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является гимном любви и супружеской верности.
Газета «Московские ведомости»
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс/ Сост. Е.Н. Зубова. –М. : «Вако», 2010
В.Я. Коровина. Литература 7 класс. Учебник литературы в 2-х частях. –М.: «Просвещение», 2010.
Номер материала: ДБ-1173372
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.